В чем выражается доброта садко
Былина «Садко»: образ и характеристика главного героя
Садко – главный герой былины, он великолепно играет на гуслях. В начале произведения Садко был беден, единственное его богатство — гусли яровчатые. Его музыкой все восхищаются, людям хочется пританцовывать и петь, слушая, как он играет. Садко – личность чрезвычайно творческая, он трудолюбивый, храбрый, отзывчивый, добродушный и высоконравственный человек. На жизнь часто себе зарабатывал, тем, что, часто играл на гуслях, на званых пирах у богатых горожан.
Однажды во время сильнейшего шторма корабль, на котором находилась дружина, чуть было не затонул в море, а Садко, чтоб их спасти опустился на дно. Морской властитель попросил гусляра поиграть, тем временем опять начался сильный шторм. Ради спасения людей Садко пожертвовал любимым инструментом.
Хоть образ гусляра представлен, как положительный герой, но в некоторых сюжетах, читатель наблюдает в его характере и нотки алчности, легкомыслия, не желание принимать решения, которые могут кардинально поменять жизнь.
Садко своей прекрасной, талантливой игрой на гуслях пленил морского владыку, но все, же не впал в искушение, чтоб остаться навсегда в подводном замке владыки, лишь благодаря своей безграничной любви к своей родине, земле на которой родился и вырос.
Морской царь – очень сильный и могущественный, его сила способна также погубить все, что встречается на его пути. Царю сильно понравилась музыка Садко. Морской царь так и не смог понять, почему гусляр, так хочет обратно вернуться домой, на землю. Ведь на морском дне несчетное количество богатств. Царь вначале обогатил гусляра, а затем пленил его.
Морскому хозяину было не капельки не жалко людей, которые оказались на морском дне и могли все умереть.
Морской владыка, безусловно, в былине является отрицательным персонажем. Царь чрезвычайно непредсказуем, он с одной стороны вроде, как и считается злодеем, а с другой стороны вроде бы, как и ничего дурного ни кому он не делает.
Микола Можайский – в былине играет роль второстепенного персонажа. Микола спас гусляра Садко, ему удалось достать его с самого бездонного дна. Когда гусляр, отчаявшись, читал молитву, обращаясь к Святому Николаю угоднику, к нему и явился в видении образ Миколи Можайского. В видении Микола рассказал Садко, как можно победить царя.
Садко своему спасителю в качестве безграничной благодарности выстроил для него церковь, как святой его и просил.
Чернавушка – дочка морского хозяина. Девушка Садко оказала помощь в возращении домой.
Жена Садко – после возращения домой гусляр повстречался с девушкой, которую сильно полюбил. Долгие счастливые годы прожил Садко со своей супругой.
История
По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей — Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов – греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.
Особенности личности Садко
В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.
Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.
Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.
Анализ
Описание произведения
Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.
Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает – морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца( Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.
Подробнее: «Садко»: краткое содержание и сюжет былины
Остальные персонажи
Но в былине есть и самый противоречивый герой — это Морской царь. Владыка бездонного царства олицетворяет могущественную и беспощадную силу, которая карает всех провинившихся. Но при этот он является ценителем музыки и добродушен к тем, кто ему нравится. Царь морских глубин вначале помогает гусляру, а потом берет в плен. Ему так и не удается понять, почему Садко не захотел променять жизнь в Новгороде на принадлежащие правителю ценные сокровища.
Владыка морского мира слишком могущественен и в его силах погубить всё, что встает у него на пути. Но ему до безумия понравилась музыка гусляра, поэтому он не понимал, почему тот так мечтает попасть назад домой, если здесь его ждёт лучшая жизнь.
Морской владыка не испытывал жалости к людям, которые оказывались на дне морском и могли погибнуть. Таким образом, отрицательным персонажем в былине является именно он. Герой слишком непредсказуем. С одной стороны, его можно даже считать злодеем, но с другой — царь не делает чего-то чересчур ужасного.
Также в былине есть второстепенный персонаж — Микола Можайский. Он играет роль спасителя Садко, когда достаёт его со дна морского. В тот момент гусляр уже не надеялся на спасение и просто читал молитву к святому Николаю Угоднику, как вдруг перед ним появилось видение с Миколой. Можайский раскрыл ему тайну, как победить морского владыку.
Микола Можайский — образ бескорыстного человека, который является защитником обездоленных. Когда Садко спасается из морского царства, решает построить храм в Новгороде и призывает всех людей молиться во славу спасителя. Храм он решает возвести потому, что Можайский попросил его об этом.
Ещё есть молодая героиня — Чернавушка, дочь морского царя. Девушка помогает Садко в возвращении назад на родину. Также из женских персонажей ещё есть жена героя. Он встречает её уже после возвращения в Новгород. Персонаж понимает, что полюбил ее. Герои живут счастливо долгие годы.
Главные герои
Садко
Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.
Подробнее: Садко: характеристика и образ героя
Морской царь
Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени — поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.
Подробнее: Морской царь: характеристика и образ героя
Сочинения
Садко – персонаж одноименной былины. Его образ весьма неоднозначный и нередко вызывает споры. Тем не менее, все критики сходятся в том, что характеристика Садко позволяет раскрыть все особенности характера простых русских людей. По этой причине с ней следует ознакомиться более детально.
Характеристика Садко
Дать характеристику Садко довольно просто. Это талантливейший гусляр, который не только хорошо играет на данном инструменте, но и обладает рядом других положительных качеств. Это щедрый и доброжелательный молодой человек, но он нередко хвастается и весьма азартен.
Гусляр явно удачлив, смог выиграть у Морского царя в споре богатство. Правда, спасением и отрадой для него становится именно игра на музыкальном инструменте. Именно благодаря своему таланту он умудряется приумножить свои деньги и женится на прекрасной девушке. Ему удается добиться уважения среди окружающих.
Садко — человек слова. Он сдерживает свои обещания, довольно простодушный, но справедливый и искренний. В благодарность за спасение он возводит храм. Это явно указывает на его добропорядочность и ответственность.
Так выглядит характеристика Садко кратко. Правда, нелишним будет более детально рассмотреть особенности данного персонажа.
Образ Садко в былине Садко
Образ Садко является весьма нехарактерным для данного жанра. У него нет столь большой силы, как у богатырей. Он не обладает какими-то особыми способностями. Кроме того, гусляр не защищает родную землю в прямом смысле. Образ былинного героя Садко – это простой гусляр, который благодаря удачному стечению обстоятельств смог стать купцом. По сути, как раз это и делает его особенным.
Образ Садко в опере Римского Корсакова, как и в былине, прославляет все купечество. Простой гусляр становится настоящим героем. Если изначально торговцы выступали лишь фоновыми персонажами, то после того, как их возглавил Садко, они выходят на первый план. Как раз такие русские люди и становились уважаемыми среди русского народа.
Образ героя Садко доказывает, что персонажами былин могут быть не только лишь богатыри, совершающие многочисленные подвиги. Героем может стать даже простой человек, способный прославить родную землю собственным талантом и везением. Как раз таким и является Садко. Кроме того, он без раздумий способен пожертвовать собой во благо других. В нем нет ни доли лукавства. Он живет открытой, справедливой, честной и достойной жизнью.
Характеристика образа Садко – это пример того, что каждый человек может сделать себя счастливым. Даже если у него нет особого выбора и все, на что он способен, это просто лишь игра на гуслях. Даже не имея могущественной силы можно стать героем нации и обрести всеобщее признание.
Внешность и характер главного героя былины
Составить характеристику Садко без рассмотрения особенностей его характера невозможно. Это невероятно талантливый молодой человек приятной наружности. Его нередко приглашают играть на всевозможных торжествах. Купцы восхищаются его игрой и поэтому практически все пиры проходят с его участием. Он явно расстраивается, когда работа отсутствует.
Образ Садко – это добрый и отзывчивый персонаж. Он беседует с владыкой морей и покоряется ему. Парень не заставляет моряков кидаться в воду, лишь бы успокоить своего собеседника. Напротив, он сам решает идти на дно. За счет этого ему удается спасти и дружину, и судна.
Садко невероятно трудолюбив и очень терпелив. Он не тратит деньги на развлечения и стремится к тому, чтобы его окружала небесная красота. В его палатах видны звезды, луна и солнце. Создается впечатление, что он находится на природе.
Кроме того, в характеристике главного героя Садко отмечается, что он очень щедр. Кроме того, если он дает слово, то обязательно его сдерживает. Например, проиграв спор, он отдает тот выигрыш, который был обещан.
Образ Садко в опере – это образ настоящего патриота и христианина. Когда он возвращается в город, то благодарит святого Миколу и возводит храм.
Правда, у данного персонажа также отмечаются и отрицательные черты. Именно по этой причине он и представляется обычным человеком, со своими преимуществами и недостатками. Например, он любит похвастаться. Кроме того, ему присуща алчность. Он решается заняться торговлей, чтобы приумножить собственное богатство. Правда, данный недостаток можно рассмотреть и с несколько иной стороны. Ведь алчность в данном случае может являться предприимчивостью. Ему удалось увеличить собственное достояние, а не просто плыть по течению.
Гусляр сочувственно относится к обычным людям, с удовольствие играет для них. Его образ, по сути, является положительным. Присутствующие в нем отрицательные черты характера не отталкивают. Былина учит тому, что нужно быть честным и благородным, идти к своей цели. От любого дела можно получить не только удовлетворение, но и доход.
Прочие эпические персонажи
Характеристика героев Садко будет не полной, если не упомянуть других персонажей, которые также имеются в былине. Например, к таким относится Морской царь. Изначально читатель видит его в момент выхода из озера. Морской владыка увлекся игрой гусляра. Он благодарит его и Садко обретает богатство.
Вторая встреча состоялась уже в море. Тогда Морской царь своей силой останавливает многочисленные судна и вынуждает гусляра к нему прийти. Повелитель морей не желает его отпускать, но на помощь приходит Микола Можайский, который поведал гусляру, как тот может выбраться на сушу.
Также немаловажное значение имеет в былине Микола Можайский. Именно на него начали молиться люди, испугавшиеся морского владыки. Этот седовласый старик оказал помощь и главному герою, попросив возвести церковь за собственные труды. По сути, как раз это Садко и сделал после возвращения в город.
Разобравшись в основных особенностях главного персонажа, каждый школьник сможет написать сочинение на данную тему.
Структура произведения
Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера.
Уникальность произведения — сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя – не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.
Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»
Главные герои былины
Цитаты былины
«А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь» (Садко)
«А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках» (Морской царь)
«А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)
Подробнее: «Садко»: цитаты героев былины
История создания
Доподлинно не известно кто является автором произведения. Из-за огромного количества рукописей тексты былины отличаются. Точным осталось только описание жителей Новгорода. Сегодня насчитывается более 9 разных вариантов. Два наиболее полных написали:
По одной из версий, произведение было записано Андреем Сорокиным, который жил в деревне Новика. Ещё в юношеском возрасте во время работы на мельнице он часто слышал старинные былины, переходившие от крестьянина к крестьянину.
Другая версия говорит о Кирше Данилове, сумевшем собрать народные сказания, былины и песни воедино.
Последний вариант указывает на жителей Олонецкой губернии, благодаря которым рассказ дошёл до наших дней. Согласно легенде, Василий Щеголенок поведал о приключениях Садко сказителям в XIX веке, записавшим их. Сегодня произведение входит в Киевский и Новгородский цикл былин.
Многие исследователи убеждены, что портрет главного героя был списан с купца Садко Сытинца, построившего церковь Бориса и Глеба. Мужчина также проживал в Новгороде, любил путешествовать по морю и добился больших успехов в торговле.
Садко. Краткое содержание и анализ былины
Название: | Садко |
Автор: | Русский народ, записал Андрей Сорокин |
Год написания: | 1910 г. |
Год издания: | 1910 г. |
Жанр: | Русские былины |
По месту происхождения русские былины делятся на несколько циклов: Новгородский, Московский и Киевский. Тематика и сюжеты соответствуют особенностям и исторической традиции местностей. Самое известное былинное произведение Новгородского цикла, одна из жемчужин русского фольклора, называется «Садко», по имени центрального персонажа. Это сказание о талантливом гусляре, ставшем богатым купцом.
Былина изучается на уроках литературы в 7 классе. Ниже представлен анализ содержания и основных особенностей произведения.
Место и время действия
Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании.
Великий Новгород — город на северо-западе современной России, один из древнейших городов и центров русской государственности. Стоит на берегах реки Волхов, недалеко от озера Ильмень, из которого она вытекает.
Озеро Ильмень — водоём в северо-западной части Новгородской области, относится к бассейну Балтийского моря. Упоминается в исторических сочинениях, древнерусских легендах и фольклорных произведениях.
Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.
Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.
Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.
Очень краткое содержание
Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир». Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.
Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.
На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.
Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.
К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.
Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.
Действующие лица и их характеристики
Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.
Садко
«А прежде у Садко имущества не было, одни гусельки яровчаты».
Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.
Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.
Морской царь
Микола Можайский
Другие персонажи
Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей и олицетворением этого водоёма.
Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.
Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.
Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.
Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая
Структура и композиция
Сюжет былины определяется как составной. В ней выделяются две самостоятельные сюжетные части, в тексте они не разграничиваются и излагаются последовательно, как единое произведение. Первая часть повествует о том, как бедный гусляр Садко становится богатым купцом, хвалится своим богатством и проигрывает спор. Вторая – путешествие купца Садко за моря, его пребывание на пиру морского царя и возращение домой. В каждой части можно выделить элементы традиционной композиции: завязку, кульминацию и развязку.
Подробный пересказ с цитатами
Ниже содержание былины изложено в соответствии с выделенными исследователями смысловыми фрагментами. Пересказ представлен по каноническому тексту былины.
Часть 1
Жил в Новгороде «Садко — купец, богатый гость». Раньше он был бедным гусляром, еле-еле сводил концы с концами, занимался тем, что играл на пирах, развлекая гостей.
«Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир»
Соскучился Садко, загрустил и отправился к Ильмень-озеру, присел «горюч камень», да и стал играть «в гусельки яровчиты». На озере вода всколебалась, испугался Садко и пошел домой к себе в Новгород. Этот сюжетный фрагмент повторяется два раза. Два раза Садко приходит к озеру, садится на камень, играет и, увидев, что вода всколыхалась, уходит.
Когда на третий раз пришел он к берегу играть, из воды появился морской царь. Он хвалит игру гусляра.
Морской царь говорит:
«Чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?»
Он велит Садко отправляться в Новгород, а как позовут его на пир, забиться об заклад с купцами, что поймает он в Ильмень озере рыбу с золотыми перьями, а на кон поставить свою «буйну голову».
Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!
Позвали Садко на пир. Стал играть в гусельки яровчаты.
Расхрабрившись, Садко стал похвастывать:
Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере;
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!
Не поверили ему купцы. Садко предложил спор, заложил свою буйну голову, а купцы «по три лавки товара красного».
Связали невод и поехали ловить на Ильмень-озеро. Три раза закинули невод в Ильмень-озеро и три раза вытащили «рыбку — золоты перья». Проиграли купцы, отдали по три лавки товара красного.
Стал Садко купцом, занимался торговлей, «получал барыши великие», обустроил себе палаты богатые.
Устраивает Садко пир, приглашает на него знатных горожан, купцов и двух городских настоятелей. На пиру все похваляются: кто-то бессчётной золотой казной, кто-то силой богатырскою, кто-то бравым конем, кто-то славным отчеством.
Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?
Садко стал хвастаться несметным богатством и заявил, что он богаче самого Новгорода-града и способен скупить все товары, что есть в нём.
Не успел Садко слово молвить, настоятели новгородские «ударили с ним о велик заклад», что не выкупит он все товары. Садко поставил на кон тридцать тысяч.
На другой день встал Садко рано,
разбудил свою дружину хоробрую
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговым,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд
Выкупил он все товары. На следующий день просыпается, а товаров в Новгород привезли вдвое больше. «Повыкупил он все товары новгородские худые и добрые на свою бессчётную золотую казну».
На третий день просыпается Садко, в город завезли товаров втрое больше прежнего. Понимает Садко, что проиграл он спор.
Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новогородский –
Побогаче меня славный Новгород
Садко выплачивает заклад.
Часть 2
На свою бессчетную золотую казну сооружает он тридцать кораблей, загружает на них все купленные товары новгородские и отправляется торговать.
Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,
Продал все товары Новгородские, возвращается домой со своей дружиною. На пути настигла их непогода.
Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;
Не могут корабли двинуться с места. Думает Садко, что морской царь дань с него требует за движение по морю. Велит спустить в воду бочку серебра.
Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море.
Не прекращается буря. Тогда дружина хоробрая спускает бочку красна золота, но и это не помогает. Решает Садко, что царь живую душу требует и предлагает выбрать жертву по жребию.
Каждый напишет на жребии своё имя, закинет в море, чей утонет, тому и идти к морскому царю. У всех жребии были деревянные («жребья вольжаны» — устар.), а у Садко — на «красном на золоте».
Забросили жребии. Естественно, что «вольяжны» жребии поплыли по воде, а у Садко-купца — ключом на дно. Подумал купец, что это нечестно и предложил сделать наоборот. Он сделает «вольжаный» жребий, а остальные – на красном на золоте». Но и на второй раз результат был тот же. Жребий Садко утонул.
Делать нечего. Придется идти к морскому царю. Требует он бумагу и перо, пишет щедрое завещание, часть отписывает «нищей братии», часть церкви, часть своей жене, не забывает и дружину.
Пробуждается он на дне морском. Посреди синя моря стоит палата белокаменная. Заходит он в палаты к царю морскому. Велит царь поиграть для него на гуслях.
«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии»
Море тем временем всколыхнулось, стали разбиваться корабли, и тонуть люди праведные. Взмолился народ Миколе Можайскому.
Пока играл Садко в «гусельки яровчиты», кто-то взял его за правое плечо и сказал:
« Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты»
Обернулся гусляр и увидел старика, в его облике явился Микола Можайский.
« У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть», — говорит он седовласому старцу.
А Микола ему советует: «Струночки повыдергать, шпенёчки повыломать». А коль царь попросит заменить, так нечем, запасных в наличии не имеется.
Дальше говорит старец, что царь предложит ему жениться, чтоб оставить Садко в морском царстве. Герою надобно согласиться и выбрать невесту из предложенных красавиц, ту — что пойдет самой последней.
«Так перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…»
И тогда сможет он вернуться в своей Новгород, а за спасение просит старик построить церковь в честь Миколы Можайского.
Садко последовал совету, изломал свои гусли.
Спрашивает царь Садко, почему не играет он на гусельках яровчатых.
«А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося».
Как и говорил старец, решает царь женить Садко. С утра встает гусляр, глядит — пред ним проходят триста девиц одна крыши другой, потом следующие триста, ещё краше прежних, и, наконец, ещё триста. Всех пропустил Садко, выбрал последнюю. Пошел в первую ночь Садко спать, а проснулся в Новгороде.
Дружина его возвращается с плавания по Волхову. Он встречает сотоварищей, отправляется домой в палаты, к жене своей настоящей. Обещание, данное старику, он выполнил: состроил церкву соборную Миколе Можайскому.
«Не стал больше ездить Садко на сине море.
Стал поживать Садко во Нове-граде»
Происхождение и варианты текста
Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным
Сорокин Андрей Пантелеевич — русский сказитель, крестьянин, уроженец Пудожского уезда Олонецкой губернии. Сейчас это территория Республики Карелия. В Древней Руси земли Олонецкой губернии, часть современной Карелии, относились к Новгородскому княжеству.
Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.
Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.
Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».
Он же усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.
Вяйнямёйнен — мудрый старец, играл на кантеле, карельском народом инструменте, напоминающем русские гусли. «Калевала» – карело-финская эпическая поэма, составленная на основе карельского фольклора финским ученым Элиасом Лённротом.
К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.
Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.
Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.
Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.
Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.
Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.
Своеобразие
Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.
Христианство и язычество
В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.
Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.
Историческое и сказочное
Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок. Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах.
Сюжет «Садко» в русской культуре
К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.
В литературе
Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.
Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета. Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.
Театр и музыка
Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.
В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов. В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.
Кинематограф и мультипликация
В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.
Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.