В чем выражается доходность
В чем выражается доходность
Это долговые ценные бумаги. Покупатель облигации фактически кредитует того, кто ее выпустил. Выпускают облигации государство и крупные компании.
Получая ваши деньги «в долг», эмитент обязуется:
1) вернуть займ к определенному сроку,
2) регулярно платить вам за пользование этими средствами.
Исполнение обязательств напрямую зависит от надежности эмитента – проще говоря, не станет ли он банкротом. Самыми надежными считаются облигации, выпущенные государством.
Каждая облигация выпускается на определенный срок (3, 5, 10 и т.д. лет). Когда наступит дата погашения – эмитент полностью вернет вам номинал облигации. Если вы хотите вернуть деньги раньше, облигацию можно продать другому инвестору.
Как и большинство ценных бумаг, облигации обращаются на фондовом рынке. Чтобы получить к нему доступ, нужно открыть счет у брокера. Порог входа на рынок облигаций – около 1000 рублей (именно столько стоит 1 бумага).
Облигации федерального займа (ОФЗ) – государственные долговые бумаги. Их выпускает Минфин, а ставка купона зависит от ставки ЦБ (и всегда немного выше, чем ставки по банковским вкладам). Гособлигации считаются самыми надежными. На момент написания статьи средний купон по ОФЗ —7,45% годовых.
Муниципальные облигации – это долговые бумаги российских регионов. Средний купон по ним чуть выше (около 8% годовых), а уровень надежности также высок: если у региона возникнут проблемы, его долги поможет погасить государство.
Корпоративные облигации – их выпускают крупные и средние компании, чтобы привлечь средства частных инвесторов. Разброс купонных ставок здесь велик – от 4 до 12% годовых, и при выборе нужно обязательно учитывать риски и надежность эмитента.
Еврооблигации – эти долговые ценные бумаги номинированы в иностранной валюте.Купон по еврооблигациям Минфина варьируется от 4% до 6% годовых в долларах и около 3% в евро — это примерно в 3 раза выше, чем ставка валютного депозита в банке.
Купон. Основной источник дохода по облигации, регулярная выплата в размере определенного процента от ее номинала. Эмитент платит вам за то, что вы одолжили ему деньги.
Чаще всего размер этой выплаты не меняется на протяжении всей «жизни» бумаги – так называемый «постоянный купон». Но существует также и переменный (размер выплаты «плавает», эмитент объявляет ее только на следующий купонный период), и даже нулевой купон (такие облигации продаются гораздо дешевле номинала).
Купоны начисляются ежедневно, а выплачиваются раз в квартал, полгода или год. Если вы решите продать облигацию, то уже начисленные неполные купоны вы не потеряете – следующий владелец выплатит вам накопленный купонный доход (НКД).
Верно и обратное – чтобы купить облигацию на рынке, надо к указанной рыночной цене прибавить НКД. В конце купонного периода вы получите купон целиком и компенсируете свои расходы.
Если открыть ИИС, то помимо купонного дохода по облигациям можно получить налоговый вычет в размере 13% от внесённой на ИИС суммы.
Таким образом, за первый год владения ОФЗ на ИИС, можно получить примерно 21% годовых: 7,45% купонного дохода (средний показатель для ОФЗ) + 13% вычета.
Чтобы принимать эти решения правильно, необходимо разобраться с видами доходности облигаций – что они показывают и чем отличаются.
Показывает, какой процент от номинала облигации эмитент будет платить вам в год.
К сожалению, нельзя просто так взять и узнать доходность облигации по одной формуле: хотя бы потому, что эти бумаги далеко не всегда продаются по номиналу.
Когда нужна: если вы: 1) купили облигацию по номиналу 2) сразу, как она вышла на рынок 3) планируете держать до погашения. В остальных случаях — для расчета более сложных и точных показателей доходности.
Где смотреть: на сайте Мосбиржи. Сначала ищем нужную облигацию через поиск, а оттуда попадаем на страницу бумаги. Смотрим под графиком:
Текущая доходность – это следующий уровень точности расчета. Она учитывает купонную ставку и реальную цену приобретения бумаги на рынке (включая НКД). При этом допускается, что цена облигации не будет изменяться со временем (а это не так).
Когда нужна: если вы покупаете облигацию на короткий срок (до полугода) и планируете продать ее задолго до погашения.
Простая доходность учитывает не только купонный доход и реальную цену покупки, но и планируемую цену погашения.
Когда нужна: если планируете держать облигацию продолжительный срок и выводить купонный доход и тратить на собственные нужды.
Самая содержательная оценка доходности облигации. Представляет собой полный доход владельца облигации с учетом реинвестирования купонов.
Эту доходность вы получите, если будете оставлять на брокерском счете все купонные выплаты и докупать на них облигации с аналогичным купоном.
Когда нужна: если планируете держать облигацию продолжительный срок и реинвестировать купоны.
Где смотреть: текущую, простую и эффективную доходность к погашению можно рассчитать автоматически – через облигационный калькулятор доходности. Он есть на сайте Мосбиржи, и пользоваться им очень легко:
Единственный показатель, который придется рассчитывать вручную — это доходность облигации к продаже.
Когда нужен: если цена на бумагу изменилась и вы решаете, хотите ли ее продавать.
Доходность к продаже выводят из формулы доходности к погашению:
Y (yield) — простая доходность к погашению (или к продаже)
CY (currentyield) — текущая доходность, от купона
N (nominal) — номинал облигации (или цена продажи)
P (price) — цена покупки
t (time) — время от покупки до погашения (или продажи)
365/t — множитель для перевода изменения цены в проценты годовых.
Пример
Дано: облигация Х,
срок погашения – 2 года,
номинал 1000 рублей,
ставка купона 8,3% годовых,
цена покупки – 1020 рублей,
текущая доходность – 8,1%.
Задача 1
Найти простую доходность к погашению Y1.
Y1 = 8,1% + ((1000-1020)/1020) * 365/730 *100% = 7,1% годовых – доходность к погашению
Продолжение:
Эмитенту повысили рейтинг спустя 100 дней после покупки облигации, после чего цена бумаги выросла до 1060 рублей, поэтому инвестор решил ее продать.
Задача 2
Рассчитать простую доходность к продаже Y2.
Чтобы рассчитать доходность к продаже, нужно заменить в формуле номинал облигации на цену ее продажи, а срок до погашения — на срок владения.
Y2 =8,1% + ((1060-1020)/1020) * 365/100 *100% = 22,4% годовых – доходность к продаже
Данные являются биржевой информацией, обладателем (собственником) которой является ПАО Московская Биржа. Распространение, трансляция или иное предоставление биржевой информации третьим лицам возможно исключительно в порядке и на условиях, предусмотренных порядком использования биржевой информации, предоставляемой ПАО Московская Биржа.
Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
ООО «Компания БКС», лицензия №154-04434-100000 от 10.01.2001 на осуществление брокерской деятельности. Выдана ФСФР. Без ограничения срока действия. 129110, Москва, Проспект Мира, 69, стр. 1, 3 подъезд.
Как посчитать доходность акции: виды доходности и их расчет
Для чего нужно знать доходность?
Сравнивать доходность следует грамотно. Если проводить сравнение по суммам дивидендов за 1 акцию, результат будет некорректным.
Расчеты доходности помогут выбрать ценные бумаги, определить справедливую стоимость. Для прогнозирования эффективности инвестиций нужно учитывать дополнительно стоимость фактической продажи актива.
Размер дивидендов зависит от кредитных ограничений. Некоторые кредиторы запрещают компании повышать их уровень и даже выплачивать дивиденды. Благоприятным фактором для владельцев американских акций становится требование налоговиков о запрете накопления чрезмерной прибыли. Если налоговая служба определит доход компании как избыточную прибыль, она будет облагаться налогом по завышенной ставке 39,6 %. Поэтому в США компании предпочитают регулярно выплачивать дивиденды.
Примеры расчета доходности
Дивидендная доходность иностранных активов ниже по сравнению с российскими. Для Америки 3–5 % считается высоким уровнем. Низкие показатели связаны с низкой ставкой Федерального резерва, но в качестве компенсации риски снижены до умеренных. Высокодоходные активы США традиционно считают высокорисковыми.
Основываясь на годовых выплатах за последний отчетный период, можно спрогнозировать будущие дивиденды. Но оценка будет неточной. Эксперты дают дивидендным инвесторам рекомендации:
Дивидендная доходность представляет собой часть прибыли, которой компания делится с акционерами. Дивиденды выплачиваются раз в квартал, полугодие или год. Сумма обсуждается на собрании акционеров.
Дивидендная
Рассчитывается, как отношение размера дивидендов к стоимости 1 акции. Формула выглядит следующим образом: r = d / p * 100, где буквой d обозначается сумма дивидендов, а буквой p актуальная цена акции.
Пример: совет директоров установил по итогам года дивиденд в 10 рублей. Стоимость акции на Московской бирже 150 рублей. Округленная сумма дивидендной доходности 6,67 %.
Дивиденды выплачиваются раз в год, в квартал или полгода, иногда раз в месяц. Если дивиденды выплачиваются раз в полгода, то и доходность будет полугодовой. Чтобы посчитать доходность за год, нужно суммировать все выплаты за 12 месяцев и разделить на стоимость акции на день последних выплат.
Текущая (рыночная)
Пример: если купить бумаги по 150 рублей, а по мере роста котировок продать по 190 рублей за штуку, текущая доходность получится 26,67 %.
Полная
Годовая
Служит для оценки привлекательности ценных бумаг, поскольку часто котировки и финансовые результаты недостаточно точно отражают реальную ситуацию. Владелец актива может держать его меньше и больше года. Для сравнения доходности акций и депозитов необходимо равнозначное значение. Им становится доходность в годовых процентах. Для вычисления доходность умножают на коэффициент k = 365 / число дней реального обладания акциями.
Конечная
Сначала рассчитывается стоимость покупки и продажи:
Рр = 100 руб. × 1,7 = 170 руб.
Ps = 170 руб. × 1,25 = 212,5 руб.
Далее определяется текущая доходность:
Дивиденды в первый год 15 руб., текущая доходность во второй – 20 %. Получается 170 руб. × 0,2 = 34 руб.
Учитывая ставку 45 % в течение третьего года, получение дивидендов только за 3 квартала, получается доходность за третий год равна 100 руб. × 0,45 × 0,75 = 37,5 руб.
Расчет среднегодового дивиденда: (15 + 34 + 37,5) : 2,75 = 31,45 руб.
Если подставить все величины в формулу, получится конечная доходность:
(31,45 + 42,5 / 2,75) / 170 × 100 % = 26,79 %.
Получается, что на каждый рубль, который инвестор вложил в покупку акции, среднегодовой доход составил около 27 коп. без учета налогов.
На доходность акций влияют разные факторы, многие из которых не поддаются прогнозу:
Перечисленные в статье базовые формулы помогут самостоятельно посчитать доходность акций. Крупные компании на своих сайтах предлагают отчеты в открытом доступе. Используя эти цифры и размер дивидендов, можно быстро определить стоимость бумаг. Полагаться лишь на котировки биржи мало, следует прогнозировать риски на базе точных цифр.
Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.
Риск — доходность
Риск и доходность — взаимозависимы и прямо пропорциональны финансового рынка. Чем выше риск, тем выше доходность, которую требуют инвесторы при вложении денежных средств.
Все инвестиционные продукты условно можно разделить на классы исходя из их риска.
Первый класс – это долговые финансовые инструменты. В него входят государственные, корпоративные облигации, а также банковские продукты: депозиты, векселя. Доходность по долговым инструментам определяется двумя составляющими: вероятность дефолта заемщика и срок обращения.
Государственные ценные бумаги других стран предлагают инвесторам большую доходность. Это связано с тем, что они несут в себе большую вероятность государственного дефолта, а также валютные риски по отношению к сегодняшней базовой мировой валюте – доллару США. Например, российские ценные бумаги на рынке продаются по состоянию на лето-2011 с доходностью в 3-5% годовых в зависимости от срока погашения, что говорит о том, что инвесторы оценивают разницу их надежности с американскими облигациями всего в 1-2% годовых.
Следующая группа финансовых инструментов в этом классе – банковские депозиты. Надежность по ним выше, чем по бумагам корпоративных заемщиков, в результате государственного надзора за банковской деятельностью, что снижает вероятность дефолта. В какой-то мере это обеспечено государственными гарантиями вкладов.
Корпоративные ценные бумаги предлагают еще большую доходность, так как имеют свой собственный риск возникновения проблем в бизнесе плюс риск государства, в котором компания находится, и банка, обслуживающего эту организацию.
Ценные бумаги одного класса могут иметь разную доходность. Например, по векселям платят больше, чем по облигациям. Это объясняется риском подделок и утраты бумаги, выпущенной на предъявителя.
Второй класс ценных бумаг – долевые, то есть акции. Выплаты по ним не гарантированы. Поэтому инвесторы требуют за это еще большей доходности, которая складывается из дивидендов плюс потенциального роста курсовой стоимости.
По данным Национальной лиги управляющих, средняя доходность по фондам акций на лето 2011 года за последние 12 месяцев составила 19% годовых. А по фондам облигаций – около 10%.
Третий класс ценных бумаг – производные финансовые инструменты. Доходность по ним не гарантируется. Более того, например, фьючерсы несут в себе неограниченный риск убытка для инвесторов. Допустимо утверждение, что торговля производными ценными бумагами – это сделки не с самими активами, а с рисками, которые связаны с ценами этих активов и соответствующими страховыми премиями. Именно поэтому подобные продукты предлагаются только квалифицированным инвесторам – тем, кто умеет соотносить ожидаемую доходность с возможными потерями.
Сравнение доходности по разным инструментам, при условии сопоставимых сроков обращения, позволяет оценить, насколько одна из этих ценных бумаг рискованнее другой.
Что такое рентабельность и как ее рассчитать
Существует множество видов показателей, применяемых для оценки деятельности действующих предприятий, при составлении бизнес-планов. Одним из ключевых является показатель рентабельности, который характеризует эффективность потребления какого-либо ресурса.
Рентабельность бывает разных видов, рассчитывается по разным формулам.
Мы собрали самую подробную информацию об этом показателе, где его применяют, как правильно рассчитать, каким образом можно применить на практике.
Что такое рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, характеризующий чистую прибыль или убыток от вложений в установленном периоде. Обычно он выражается в процентном отношении к первоначальной величине инвестиций.
В зависимости от сферы деятельности компании показатели рентабельности различаются:
Зачем ее рассчитывать
Рентабельность является одним из основных показателей анализа деятельности компании. Он рассчитывается, как для вновь запускаемых, так и для уже действующих проектов. Можно произвести расчет отдельного актива или деятельности компании в целом.
Основываясь на показателе рентабельности производится разработка планов по дальнейшему развитию бизнеса, регулируется методика управления персоналом, рассчитывается ценообразование.
Рентабельность бизнеса обязательно рассчитывается при покупке компании. Она отражает, насколько быстро окупятся вложения. Чем выше рентабельность, тем дороже будет стоить компания.
Если вы решили открыть бизнес, в первую очередь подготовьте бизнес-план с расчетом его рентабельности, т. е.рассчитайте, как будут окупаться ваши инвестиции. Не имеет значение, каким образом вы планируете начать деятельность – купить франшизу, вложить собственные средства, найти инвестора. Если рентабельность низкая, следует хорошо продумать план действий, или вообще отказаться от проекта.
Зачем еще рассчитывают показатель:
Что влияет на рентабельность
Любой владелец или руководитель компании хочет, чтобы рентабельность его бизнеса была максимально возможной. Чтобы научиться управлять рентабельностью, нужно знать о факторах, которые на нее влияют.
Внешние факторы
Внешними факторами называют такие условия, которыми организация не может управлять, но они оказывают существенное влияние на ее деятельность.
Что можно отнести к внешним факторам:
Внутренние факторы
К внутренним факторам относят существенные особенности компании, которые отличают ее от конкурентов.
Что к ним относится:
Если под внешние факторы необходимо подстраиваться, внутренними можно и нужно управлять.
Получение данных для вычислений
Рентабельность выражается в коэффициентах. Для расчета общего коэффициента данные берут из официальной бухгалтерской отчетности на отчетную дату:
При расчете различных активов компании потребуются управленческие отчеты и данные аналитики также за отчетный период или усредненные значения расчетного периода.
Как рассчитать рентабельность
Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Важно проводить анализ по нескольким показателям, т. к. это даст не только общее представление о деятельности компании, но и какие позиции являются прибыльными, какие убыточными, покажет наиболее эффективные пути снижения издержек.
Формула вычисления рентабельности
Для расчета рентабельности компании применяется следующая формула:
Примеры расчетов
Пример 1.
Балансовая прибыль компании по году составила 1,8 млн руб.
Инвестиции в компанию за этот же период составили 2 млн руб., в т. ч. производственные расходы, расходы на оплату труда, аренду и т. д.
Пример 2.
Затраты компании для производства единицы продукции «А» составили 105 руб., размер полученной прибыли от продажи этого продукта 15 руб.
Р продукции А = 15/105*100% = 14,2%.
Затраты компании для производства единицы продукции «В» составили 200 руб., размер полученной прибыли от продажи этого продукта 30 руб.
РП продукции В = 30/200*100%=15%.
Несмотря на то, что себестоимость продукта «В» выше чем продукта «А», его рентабельность также выше, поэтому производить его для компании будет выгоднее.
Пример 3.
Рассмотрим расчет рентабельности за несколько отчетных периодов.
Допустим, что на основании отчетных данных за последние 5 лет, основные финансовые показатели деятельности компании, следующие:
Чистая прибыль тыс. руб.
Среднегодовая стоимость оборотных активов в тыс. руб.
Рентабельность оборотных активов, %
Данные говорят о том, что первые 4 года компания активно наращивала обороты. Наблюдался стабильный рост показателя рентабельности, обеспечивалась высокая ликвидность оборотных средств, это способствовало росту прибыли.
Снижение рентабельности 5 году могло быть вызвано сверхнормативными закупками материалов, продиктованными грядущим повышением цен. В таком случае на 6 год коэффициент рентабельности снова вырастет. Однако, если остатки материалов не будут своевременно израсходованы, это приведет к снижению прибыли, что может сказаться на платежеспособности компании в целом.
Рентабельность активов
Показывает величину прибыли на 1 руб. вложений. Рассчитывается, как соотношение прибыли с активами.
Р актив = БП / А х 100%
Аналогичным образом рассчитывается рентабельность суммарных, оборотных, внеоборотных, активов, отдельных видов имущества, например, основных средств.
Рентабельность предприятия
Рентабельность предприятия – это отношение прибыли к объему продаж. Показывает, сколько копеек прибыли содержит 1 рубль выручки.
При расчете можно использовать любую прибыль компании: валовую, операционную, чистую.
Рентабельность товаров и продукции
Показатель обозначает эффективность затрат. Он показывает долю прибыли в каждом рубле, затраченном на производство продукции. Формула расчета рентабельности товаров и продукции – это отношение прибыли к себестоимости:
Рентабельность продукции может быть рассчитана по чистой прибыли или по прибыли от продаж, по полной себестоимости продукции, расходам только по производственным затратам.
Рассчитать рентабельность товаров можно по каждой позиции, это поможет успешно маневрировать внутри имеющегося ассортимента: выбирать поставщиков с низкими ценами, сокращать издержки.
Рентабельность продаж
Этот показатель также называется нормой прибыли, т. к. отражает удельный вес прибыли в общей выручке компании. Расчет рентабельности продаж нужен для контроля за развитием бизнеса, чтобы была возможность своевременно принять меры, если показатель снижается.
Можно рассчитать чистую рентабельность продаж по формуле:
Считается, что компания относится к сверхприбыльной, если чистая рентабельность компании более 30%, высокорентабельная – 20–30%, среднерентабельная – 5–20%, низкорентабельная – 1–5%, 0–1% – порог рентабельности, менее 0– убыточная деятельность.
При расчете могут применяться также и другие виды прибыли, валовая (разница между выручкой и расходами на производство), маржинальная (разница меду выручкой и переменными затратами), операционная (разница между выручкой и суммой переменных и постоянных расходов).
Какую применять зависит от направления деятельности бизнеса, ассортимента продукции и многих других параметров.
Рентабельность основных средств
Показывает результат использования основных средств, конкретного оборудования, находящегося в эксплуатации.
Особенно важен расчет показателя на капиталоемких предприятиях.
Это поможет своевременно принять решение при необходимости модернизации материальной базы, если нужно закупить дополнительные активы или о продаже неэффективных основных средств.
Р ос = БП / ОС х 100%
Низкий показатель Р ос говорит о слабой продуктивности производственных фондов. Необходимо принимать меры для его увеличения. Может быть произведена переоценка основных средств, сданы в аренду производственные помещения, где не производится деятельность, отремонтировано простаивающее оборудование. Это поможет получить прибыль из ранее не рентабельных основных средств.
Рентабельность персонала
Эффективность управления кадрами показывает рентабельность персонала.
Р пер = БП / СЧ х 100%
Профессиональные кадры являются основой для выполнения экономических показателей деятельности. Поэтому важно правильно распределять трудовые ресурсы.
Рентабельность инвестиций
Показывает, насколько эффективны инвестиции, вложенные в компанию.
Р ин = ЧП / Ин х 100%
Рассчитав показатель можно узнать, стоит ли и дальше продолжать финансирование, в какой период окупятся вложенные средства. Этот показатель характеризует не точный уровень доходности от вложений, а прогнозирует величину прибыли в будущем.
Для действующего бизнеса при расчете для получения более точного результата, необходимо учитывать и вложения прошлых периодов.
Порог рентабельности
Порогом рентабельности называют размер минимального дохода, который покроет затраты. Порог рентабельности чаще называют точкой безубыточности. Прибыль в этом случае будет равна нулю. При ее снижении компания получает убыток.
Показатель используется в бизнесе для того, чтобы спланировать такой объем продаж, чтобы не образовался убыток.
ПР = З пост/ (В–З пер) х 100%
Как может применяться показатель:
О чем говорит показатель
Все бизнесмены стремятся к расширению своего бизнеса, чтобы оторваться от конкурентов и получить хорошую прибыль. Оценка рентабельности важна на каждом этапе деятельности, т. к. она покажет, что нужно откорректировать, в каком направлении лучше двигаться.
Данный показатель является универсальным, его применяют для любых инвестиционных инструментов. Это могут быть основные средства, ценные бумаги, произведения искусства.
На этапе инвестирования инвесторы производят расчет точки безубыточности компании, чтобы определиться, когда окупятся вложенные деньги.
Где используется показатель рентабельности:
Однако, при расчете рентабельности не учитывается влияние инфляции.
Реальная и номинальная нормы
Рентабельность может рассчитываться по простой (номинальной) и реальной норме прибыли. Простая не учитывает инфляционные процессы в конкретном промежутке времени. Между тем, инфляция снижает покупательную способность денежных средств.
Реальная норма прибыли определяет уровень доходности от вложения с учетом инфляционных процессов за определенный период. Она точно указывает на фактическую покупательную способность данной суммы денег с течением времени.
Корректировка номинальной прибыли для компенсации инфляции при расчете рентабельности позволит рассчитать показатель эффективности инвестиций точнее.
Рентабельность и CAGR
CAGR – это показатель, определяющий среднегодовой темп роста. Он рассчитывает, на сколько процентов в среднем за год растет или уменьшается определенный параметр. Основными функциями являются анализ и прогнозирование темпов роста доходности. Для расчета используются данные за несколько периодов (лет). Расчет производится с применением сложных процентов:
Где применяется CAGR при расчете рентабельности:
IIR и DCF
IIR – это внутренняя норма доходности, т.е. это определенная граница окупаемости инвестиций, по аналогии с точкой безубыточности компании, применяемая в области инвестирования.
Этот показатель выступает составляющим элементом в общей системе оценки инвестиционных проектов. С его помощью владелец бизнеса определяет, под какую ставку он сможет привлекать денежные средства в компанию. От правильного расчета будет зависеть будущее стартапа.
С помощью расчета IIR инвестор сможет сделать выбор между несколькими проектами, отдав предпочтение, тому, где показатель выше. Это будет говорить о том, что из проекта можно будет извлечь больше прибыли, обеспечив привлечение более дешевого по стоимости кредита или инвестиционного капитала. А также, что на нем можно будет больше заработать в долгосрочной перспективе.
CF – это более сложный способ анализа деятельности компании. Расшифровывается как Discounted Cash Flow – доходный подход. Подходит для компаний, которые функционируют 2 и более года.
Метод основан на прогнозировании выручки, затрат, других элементов потока, компании на основе данных об истории продаж бизнеса, с применением усредненного темпа роста.
Факторные анализы
Узнать о причинах снижения рентабельности можно, применяя метод факторного анализа. Также его используют для того, чтобы спрогнозировать, как изменится рентабельность после оптимизации слабых сторон, для подсчета, насколько сильно влияние негативных факторов, для анализа рационального использования ресурсов.
Например, в компании снизилась прибыль, и вы хотите узнать причину. Нужно произвести анализ доходов и расходов.
Существует два метода факторного анализа:
При проведении факторного анализа главным является правильно определить показатели, которые оказывают влияние на результат деятельности компании. В результате можно выбрать такие, которые наилучшим образом воздействуют на эффективность. На основании полученных данных можно изменить ценовую политику компании.
Например, факторы, которые оказывают влияние на себестоимость:
При снижении издержек прибыль будет расти, но себестоимость не изменяется. Это может говорить о том, что на доходность оказывают влияние имеющиеся издержки, а также объем проданной продукции. Степень влияния этих параметров позволяет определить факторный анализ.
Как выглядит формула факторного анализа:
Дополнительно могут применяться и другие расчеты:
Как повысить рентабельность
Каковы основные причины снижения рентабельности:
Поскольку рентабельность зависит от двух показателей – прибыли и себестоимости, чтобы ее повысить, нужно увеличить первый или снизить второй.
Способы увеличения прибыли:
Способы снижения издержек:
Дополнительно для увеличения показателя необходимо учитывать внутренние и внешние факторы в совокупности.
Пути повышения рентабельности:
Для повышения рентабельности персонала применяются следующие методы:
Какие направления деятельности в России считаются наиболее рентабельными?
Официальные статистические данные говорят о том, что по рентабельности продаж лидерами являются следующие отрасли: вспомогательная деятельность в сфере финансовых услуг; деятельность в области права и бухучета; добыча металлических руд; страхование, негосударственные пенсионные фонды; растениеводство, животноводство, охота, рыболоводство.
По итогам 2020 года рентабельность по этим направлениям составила более 10%.
Какие направления деятельности в России имеют минимальную рентабельность?
Статистические данные говорят о том, что по итогу 2020 года следующие отрасли показали рентабельность продаж менее 3%: обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта; деятельность туристических агентств.
Что важнее при оценке деятельности компании абсолютная величина прибыли и дохода или показатели рентабельности?
Для комплексной оценки бизнеса показатель рентабельности не менее важен, чем абсолютная величина прибыли и доход.
Давайте рассмотрим на примере. Возьмем для сравнения 2 бизнеса: ресторан и кафе.