В чем выражается духовный кризис базарова

Кризис Базарова (ЕГЭ по литературе)

И. С. Тургенев, по меткому выражению критика Н. Н. Страхова, написал «всегдашний» роман. Произведение отражает идейную борьбу двух политических сил – либералов-дворян, людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-«шестидесятников». Но произведение Тургенева имеет и вневременное значение, так как в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, любви и дружбы, жизни и смерти.

В начале романа мы видим Базарова победителем и триумфатором, нигилистом, который убеждён в правильности своих взглядов. Он не признаёт авторитетов, искусства, природы, любви как высокого духовного чувства, он убеждён, что всё старое надо разрушить, а уж потом другие на расчищенном месте пусть строят новый прекрасный мир. Мало того, он утверждает, что все люди что деревья в лесу, не стоит их изучать, у всех одна селезёнка, одни лёгкие, все одинаковые. Базаров легко побеждает в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который с первого взгляда возненавидел «проклятого лекаришку». Молодой человек осуждает Павла Петровича за то, что тот поставил всё на карту женской любви и проиграл, имея в виду роковую любовь аристократа к княгине Р. Нигилист убеждён, что с ним такого не произойдёт.

Но вот Базаров встречает на балу, как когда-то старший Кирсанов, свою роковую женщину – Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя, духовный кризис. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием осознавая в себе романтика. Но независимая, царственно-величественная и спокойная Анна Сергеевна так себя «заморозила», что не способна на ответное чувство, хотя она увлеклась Базаровым, как любопытным и интересным человеком.

Приехав в именьице родителей, Базаров испытывает только скуку, злость и раздражение, и вместе с тем в нём появляются мысли, которые прежнему нигилисту ни за что бы не пришли в голову. Лёжа в тени высокого стога, он говорит своему другу Аркадию Кирсанову, что по сравнению со вселенной, огромной и бесконечной, человек занимает лишь узенькое пространство. Вселенная – это вечность, а человеку до обидного мало отпущено времени. Базаров чувствует несправедливость мира. В нём «кровь обращается», его «мозг работает», он хочет чего-то добиться в жизни, а закончится тем, что из него «лопух расти будет». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»?

Непримиримый, бескомпромиссный, прямолинейный, словно ребёнок, Базаров начинает взрослеть, ощущать трагичность человеческого существования.

В результате духовного кризиса Базаров не проходит ни одного испытания, которые устраивает ему автор. Он не прошёл испытания любовью, потерял в Аркадии друга. Младший Кирсанов отказался от нигилистических убеждений и вернулся к семейным ценностям.

Духовный и мировоззренческий кризис стали причиной смерти Базарова. Вследствие любовных переживаний, Базаров стал невнимательным и рассеянным, вскрывая труп мужика, он случайно поранил палец и умер от заражения крови. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно. Испытывая предсмертные муки, он нашёл в себе силы утешать и успокаивать своих родителей, которых он любил, но никогда этого не показывал.

Сама жизнь доказала слабость и несостоятельность нигилизма Евгения Базарова, она же и примирила это «страстное, грешное и бунтующее сердце» с природой и с миром. Автор с сочувствием изображает своего героя, личность сильную, деятельную, трудолюбивую, и в то же время он не приемлет нигилизма Базарова, отрицания как примитивного принципа, упрощённого взгляда на жизнь, поэтому, показывая духовный кризис своего героя, развенчивает его ложную теорию.

Источник

В чем выражается духовный кризис базарова

В чем выражается духовный кризис базарова. krizis bazarova. В чем выражается духовный кризис базарова фото. В чем выражается духовный кризис базарова-krizis bazarova. картинка В чем выражается духовный кризис базарова. картинка krizis bazarova.

И. С. Тургенев, по меткому выражению критика Н. Н. Страхова, написал «всегдашний» роман. Произведение отражает идейную борьбу двух политических сил – либералов-дворян, людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-«шестидесятников». Но произведение Тургенева имеет и вневременное значение, так как в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, любви и дружбы, жизни и смерти.

В начале романа мы видим Базарова победителем и триумфатором, нигилистом, который убеждён в правильности своих взглядов. Он не признаёт авторитетов, искусства, природы, любви как высокого духовного чувства, он убеждён, что всё старое надо разрушить, а уж потом другие на расчищенном месте пусть строят новый прекрасный мир. Мало того, он утверждает, что все люди что деревья в лесу, не стоит их изучать, у всех одна селезёнка, одни лёгкие, все одинаковые. Базаров легко побеждает в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который с первого взгляда возненавидел «проклятого лекаришку». Молодой человек осуждает Павла Петровича за то, что тот поставил всё на карту женской любви и проиграл, имея в виду роковую любовь аристократа к княгине Р. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Нигилист убеждён, что с ним такого не произойдёт.

Но вот Базаров встречает на балу, как когда-то старший Кирсанов, свою роковую женщину – Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя, духовный кризис. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием осознавая в себе романтика. Но независимая, царственно-величественная и спокойная Анна Сергеевна так себя «заморозила», что не способна на ответное чувство, хотя она увлеклась Базаровым, как любопытным и интересным человеком.

Приехав в именьице родителей, Базаров испытывает только скуку, злость и раздражение, и вместе с тем в нём появляются мысли, которые прежнему нигилисту ни за что бы не пришли в голову. Лёжа в тени высокого стога, он говорит своему другу Аркадию Кирсанову, что по сравнению со вселенной, огромной и бесконечной, человек занимает лишь узенькое пространство. Вселенная – это вечность, а человеку до обидного мало отпущено времени. Базаров чувствует несправедливость мира. В нём «кровь обращается», его «мозг работает», он хочет чего-то добиться в жизни, а закончится тем, что из него «лопух расти будет». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»?

Непримиримый, бескомпромиссный, прямолинейный, словно ребёнок, Базаров начинает взрослеть, ощущать трагичность человеческого существования.

В результате духовного кризиса Базаров не проходит ни одного испытания, которые устраивает ему автор. Он не прошёл испытания любовью, потерял в Аркадии друга. Младший Кирсанов отказался от нигилистических убеждений и вернулся к семейным ценностям.

Духовный и мировоззренческий кризис стали причиной смерти Базарова. Вследствие любовных переживаний, Базаров стал невнимательным и рассеянным, вскрывая труп мужика, он случайно поранил палец и умер от заражения крови. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно. Испытывая предсмертные муки, он нашёл в себе силы утешать и успокаивать своих родителей, которых он любил, но никогда этого не показывал.

Сама жизнь доказала слабость и несостоятельность нигилизма Евгения Базарова, она же и примирила это «страстное, грешное и бунтующее сердце» с природой и с миром. Автор с сочувствием изображает своего героя, личность сильную, деятельную, трудолюбивую, и в то же время он не приемлет нигилизма Базарова, отрицания как примитивного принципа, упрощённого взгляда на жизнь, поэтому, показывая духовный кризис своего героя, развенчивает его ложную теорию.

Источник

В чем выражается духовный кризис Базарова

Ответ или решение 1

В чем выражается духовный кризис базарова. 31 00a38fdf4d1ec3fc0b62fcb77bd7f7ec585fd7c6b98f160659c268fbc069a348. В чем выражается духовный кризис базарова фото. В чем выражается духовный кризис базарова-31 00a38fdf4d1ec3fc0b62fcb77bd7f7ec585fd7c6b98f160659c268fbc069a348. картинка В чем выражается духовный кризис базарова. картинка 31 00a38fdf4d1ec3fc0b62fcb77bd7f7ec585fd7c6b98f160659c268fbc069a348.

Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» написан так, что главный герой произведения, Евгений Базаров, в одних и тех же местах бывает дважды. Это не случайно.

Перелом в мировоззрении героя наступает с момента встречи с Анной Одинцовой. Смеявшийся ранее над романтической любовью, развязный, уверенный в себе Евгений вдруг смущается, просит, чтобы ангел побеспокоился о нём. Так неожиданно в день своего рождения, 22 июня, Базаров вдруг вспоминает об ангеле-хранителе.

Отвергнутый Одинцовой Базаров приезжает в дом к свои родителям, но и там ему очень беспокойно: он ссорится со своим приятелем Аркадием, задумывается о вечности и скоротечности человеческой жизни, скучает возле своей заветной осины, чего раньше не бывало, и внезапно, прогостив три дня, хотя до этого не был три года, покидает родительский дом. Всё это говорит о том, как трудно Базарову было отказаться от своих убеждений.

Не менее странно его поведение в Марьино. Он так неожиданно целует в беседке Фенечку, хотя любит Одинцову. А ведь, согласно нигилистическим взглядам, Фенечка должна была ответить на порыв Базарова: он моложе, сильнее её мужа. Но почему-то и Фенечка не хочет жить инстинктами, а стыдит Евгения. Даже она, малограмотная Фенечка со своим «кружовником», руководствуется не только инстинктами, но и правилами, которые приняты в человеческом обществе. Она помнит, что она и жена, и мать. Возможно, Базаров понимает неловкость положения, поэтому в эпизоде дуэли с Павлом Кирсановым не так демонстративно игнорирует Павла Петровича, как это было раньше.

Возвращаясь в конце романа в единственное место, где его любят и ждут, он часто бывает один, не избегает разговоров с другими людьми, даже с простыми мужиками, к их удивлению.

Но в развязке сюжета трудно сказать, каким бы был Базаров, если бы выжил после тяжёлой болезни, ведь перед смертью он отказался от причастия, будучи верен себе, хотя он никогда не говорил о том, что Бога нет, но сомнение его в существование Бога кажется в романе очевидным.

Таким образом, мы видим, что образ Базаров как образ героя реалистического романа дан автором в развитии, но в то же время мы не можем сказать, что герой Тургенева категорически отказался от своих прежних взглядов, а можем сказать, что действительно испытывал духовный кризис

Источник

Лебедев Ю.В.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Публикуется по книге:
Ю.В. Лебедев «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»», М.: Просвещение, 1982.
Электронная версия подготовлена А.В. Волковой

7.
ДУХОВНЫЙ КРИЗИС БАЗАРОВА

Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и таинстве смерти, Базаров хочет, используя ограниченные возможности современного естествознания, заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих вопросов. Масштаб притязаний Базарова здесь головокружительно смел и значителен. Но как незаурядный человек, герой не может с самим собою справиться: данные естественных наук его от этих тревог не уберегают. Он склонен как нигилист упрекать себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге; в минуты отчаяния, когда тайными тропами к нему подбирается «романтизм», он негодует, топает ногами и грозит себе кулаком. Но в преувеличенной дерзости этих упреков скрывается другое: и любовь, и поэзия, и сердечное воображение прочно живут в его собственной душе!

Базаров неоднократно пускается в высокие философские размышления о смысле жизни, о трагизме бытия, но едва лишь Аркадий позволяет себе нечто подобное, следует грубый совет «не говорить красиво». Герой не чувствует того, что все его упреки Аркадию по скрытой иронии жизни обращаются теперь против него. «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!» Но Павел Петрович, конечно, порадовался бы, услышав и некоторые из философских размышлений Базарова, узнав о рыцарской любви героя к Одинцовой, столь же безответной любви, как и у него к княгине Р. Впрочем, «радости» Павла Петровича еще все впереди. Именно он оценит по достоинству участие Базарова в «рыцарском турнире».

В отличие от молодых деятелей русской революционной демократии Базарову выпало мучительно пережить драматические последствия вульгарно-материалистических воззрений. В речах героя все чаще ощущается нарастающий психологический надрыв. Он излагает свои мысли Аркадию с нескрываемым чувством отчаяния и намеренно взвинченной злобы («А? что? не по вкусу? Нет, брат!»). Такое он еще пока не раскрывал никому, даже своему близкому другу поведал не сразу, причем сказал- и как будто покаялся («Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу»). За утверждениями Базарова все чаще слышится сомнение героя в непреложности истины, проявляющееся в напускной резкости некоторых его суждений. Но, сомневаясь, Базаров скорее с вызывающей дерзостью обвинит в заблуждениях все человечество, чем признает открыто несовершенство своих собственных взглядов. «Клевета?, Эка важ-(*113)ность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он в сущности заслуживает в двадцать раз хуже того». Герой злится, когда человек и человечество не умещаются в его узкие представления о законах природы и общества, но, въяве негодуя, он недоволен самим собой, потому что в глубине скрыта любовь к человечеству, жажда добра.

Проследить за переменами в характере и взглядах Базарова очень важно для правильного понимания романа. Мы убеждаемся, что в разговоре под стогом Базаров начинает подвергать сомнению истины антропологического материализма, высказанные с завидной простотою во время бесед с Одинцовой. Постепенно в романе углубляется разлад живой души Базарова с основными положениями его нигилистической теории. Но и тут ему нельзя буквально верить на слово: утверждая одно, Базаров нередко чувствует другое, и чем энергичнее его отрицания, тем значительнее таящиеся за ними утверждения. Говорить о мировоззрении Базарова вообще, «цитатным» методом, без учета двойственности его характера и духовной эволюции, которая с ним совершается, попросту невозможно.

Такого же рода вопросы будут преследовать героев Достоевского. Стоит ли будущая мировая гармония одной лишь слезинки ребенка, упавшей в ее основание? Кто оправдает бесчисленные человеческие жертвы, которые совершаются во имя блага грядущих поколений? Имеют ли нравственное право будущие поколения цвести и благоденствовать, предав забвению то, какой жестокой и бесчеловечной ценой куплена для них эта гармония? Базаровские сомнения и метания потенциально несут в себе и проблемы, над решением которых будут мучаться герои Достоевского от Раскольникова до Ивана Карамазова.

Духовной природе Базарова угрожают, конечно, не эти тревожные вопросы. Напротив, они делают героя богаче, щедрее, человечнее. Слабость Базарова в другом, в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценке их как романтизма, чепухи и гнили, в попытках согласиться на малое, втиснуть себя и окружающее в узкие границы биологических закономерностей.

В доме «старичков» Базаровых совершенно исчезает всякий повод для враждебной агрессивности героя. Но тут-то и обнажается во всем трагическом существе его душевное одиночество. «Василий Иванович отправился от Аркадия в свой кабинет и, прикорнув на диване в ногах у сына, собирался было поболтать с ним, но Базаров тотчас его отослал, говоря, что ему спать хочется, а сам не заснул до утра» (с. 316). По ряду психологических штрихов, рассыпанных в романе, мы чувствуем, что сын любит своих родителей, но он делает все возможное, чтобы спрятать от себя и от других эту любовь. Ведь любовь, в том числе родительская и сыновняя, по его понятиям, чувство «напускное», отживающее свой век. Он боится «рассыропиться» и дать этому чувству ход. В доме родителей герой начинает пожинать плоды своей жестокой жизненной позиции: «Широко раскрыв глаза, он злобно глядел в темноту: воспоминания детства не имели власти над ним». Любящий своих родителей, Базаров теряет опыт сердечной общительности, культура сыновних чувств в нем иссыхает, атрофируется. В общении с отцом и с матерью сын угловат и беспомощен: ни приласкать, ни успокоить. Он целый день молчит, не зная, что сказать отцу в оправдание, решившись на очередной отъезд. И наконец, уже прощаясь в кабинете, «он проговорил с натянутым зевком: «Да. чуть было не забыл тебе (*116) сказать. Вели-ка завтра наших лошадей к Федоту выслать на подставу». Не зря глаза Арины Власьевны, неотступно обращенные на Базарова, выражают «не одну преданность и нежность»: в них «виднелась грусть» и «какой-то смиренный укор».

Если я умнее, образованнее, что ли, моего отца, я, конечно, найду, что сказать ему. Он со мной не согласится? Может быть. Но ведь я же верю в силу моего знания, верю, что мой опыт организован правильнее, чем опыт другого человека, хотя бы отца в данном случае? Стало быть, разговор между нами возможен. Конечно, если я скажу отцу, что я умница, а он дурак, ну, тогда на этом мы и покончим беседу. Но зачем же я буду называть его дураком, если мне известно, что он по непреложным законам истории и социологии должен смотреть на вещи несколько иначе, чем я.

Есть в описании отцовских чувств Василия Ивановича скрытый намек на заключительные эпизоды «Одиссеи» Гомера. Престарелый отец Одиссея Лаэрт смягчает тоску по блудному сыну, занимаясь земледельческим трудом:

И при встрече отца с сыном самой верной приметой, уничтожавшей все сомнения старика Лаэрта в том, что перед ним не чужой человек, а его сын, явились следующие слова Одиссея:

Василий Иванович принял от лица руки и обнял свою жену, свою подругу, так крепко, как в молодости ее не обнимал: она утешила его в печали» (с. 333-334).

Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь. Но теперь ни в Марьине, ни в Никольском мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь.

И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцена смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, изломанная, но любящая жизнь душа.

1 См.: Маркович В.М. Человек в романах И.С. Тургенева. Л., 1975, с. 101.

2 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1956, т. XII, о. 23.

3 Горький М. История русской литературы, с. 236-237.

4 См.: Батюто А.И. Тургенев-романист.

5 Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях, с. 13.

6 Цит. в переводе В.А. Жуковского: Жуковский В.А. Собр. соч. в 4-х т., т. 4, с. 357.

Источник

Базаров и родители. Мировоззренческий кризис Базарова.

Мировоззренческий кризис Базарова.

Случайная страница | ТОМ-1 | ТОМ-2 | ТОМ-3 АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Духовный кризис Базарова

Неудача и любви повлекло за собою тяжелые драматические последствия в судьбе Базарова, Она привела к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бесконечности, две бездны: одна — загадка его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем: он предполагал; другая — загадка мира, который его окружает: любимой женщины, народной России, жизни в ее широких, вселенских пределах. Противник всяческих душевных излияний, он начинает «говорить красиво», пускается в презираемую им философию. Мир, казавшийся ему в спорах с Павлом Петровичем абсолютно «дневным» и разгаданным, становится полным тайн.

Вслед за мучительным одиночеством в любви, столкнувшей Базарова с действительным существованием таинства человеческих чувств, горою открывается драма человеческого познания. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий — к звездному небу над головой, потянуло неудержимо, вопреки уже беспомощным нигилистическим фразам: «Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть». «Черт знает, что за вздор! — признается Базаров Аркадию. — Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою Жизнь». За восхищением стойкостью человеческого духа тут проглядывает внутреннее смущение перед неудержимой силой нравственных чувств и страстей. К чему придумывать человеку поэтические тайны, зачем тянуться, к утонченным переживаниям, если он — всего лить атом во вселенной, слабое биологическое существо, подверженное неумолимым естественным законам увядании и смерти?

Не случайно же сам Базаров признается, что ему хочется возиться с людьми, хоть ругать их, да возиться С ними. Положение песчинки, атома, находящегося во власти безличных стихий природы, Базарова, по-видимому, не удовлетворяет. Гордая сила человеческого возмущения поднимает его над равнодушным муравьем, не обладающим чувством сострадания. И хотя Базаров говорит о бессмыслице высоких одухотворенных помыслов, в подтексте его рассуждений чувствуется сомнение, опровергающее поверхностный, вульгарный материализм.

Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и. таинстве смерти, Базаров хочет, используя ограниченные возможности современного естествознания, заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих, вопросов. Масштаб притязаний Базарова здесь головокружительно смел- и значителен. Но как незаурядный человек, герой не может с самим собою справиться: данные естественных наук его от этих тревог не уберегают. Он склонен как нигилист упрекать себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге.

И перед Базаровым открылось два пути: или поиск новой общественной теории, или последовательный индивидуализм на почве старых антропологических взглядов на человека. Базаров — неуступчивая, трагическая личность — выбирает именно второй путь. «Я придерживаюсь отрицательного направления,- говорит он Аркадию, — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — гоже в силу ощущений. Это псе едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не веяний тебе это скажет, да и я в друг, ой раз тебе этого не скажу». — «Что ж? и честность — ощущение?» — «Еще бы» «Евгений!» — начал печальным голосом Аркадий. «Л? что? не по вкусу? — перебил Базаров. — Нет, брат! Решился все косить — валяй и себя по ногам. ».

Вслед за отрицанием значимости любовных, родственных и дружеских чувств Базаров действительно начинает терять ощущение простого чувства справедливости. На протяжении всего разговора с Аркадием он грубо обходится со своим учеником, как бы вымещая па нем свою внутреннюю тревогу и боль. «Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься». Ну, а у самого Базарова нет неясности в душе и робости перед красотою и умом Одинцовой? «Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор!» Но разве у Базарова с некоторых пор не появилось принципа, во имя которого он решил сладить с собою, со своим «романтизмом»?

Базаров неоднократно пускается в высокие философские размышления о смысле жизни, о трагизме бытия, но едва лишь Аркадий позволяет себе нечто подобное, следует грубый совет «не говорить красиво». Герой не чувствует того, что все его упреки Аркадию по скрытой иронии жизни обращаются теперь против него. «Э-э! да ты, я сижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!» Но Павел Петрович, конечно, порадовался бы, услышав и некоторые из философских размышлений Базарова, узнав о рыцарской любви героя к Одинцовой, столь безответной любви, как и у пего к княгине Р. Впрочем, «радости» Павла Петровича еще все впереди. Именно он оценит по достоинству участие Базарова в «рыцарском турнире».

«Мировоззренческий кризис Евгения Базарова»

И. С. Тургенев создал свой роман в 1861 г. В то время среди молодежи популярны были «новые люди», нигилисты (их еще справедливо называли обличителями). И сам Тургенев какое-то время не противился их идеям, но в 1848 г. ему «посчастливилось» стать свидетелем Французской революции. Тогда-то он осознал, что бойня и восстание ни к чему хорошему не приведут (вот, например, слова Базарова: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить»), и изменил свой взгляд на переустройство России. Писатель стал либералом-западником. «Новых людей» в романе «Отцы и дети» достаточно. Но все-таки до чего далеки они от главного героя — Базарова, в котором Тургенев воссоздал образ типичного нигилиста, прогрессиста второй половины XIX в.І На фоне его твердой, уверенной, яркой фигуры мельтешат жалкие подобия «продвигателей» новых идей. Те же Кукшина, Ситников, Матвей Колязин, губернатор города: до чего же они непохоже подражают «новым людям»! Эти герои, пытаясь быть похожими на Базарова и его невидимых в романе единомышленников, своими бесцельными и постыдными поступками заслуживают лишь звания «новичков» или «дилетантов».

Н. Г. Чернышевский, революционер, приверженец материализма, считал образ Базарова лживым, искусственным, не соответствующим действительности. И дело здесь не в высказываниях или взглядах тургеневского нигилиста, а в поступках, тоске, в одном зародившемся в Базарове человеческом чувстве — любви, которое заставило его в чем-то стать другим, изменить себе и своей идеологии. В И опять же, как и всякий человек, потерпев фиаско, он поставил под сомнение все то, что считал правдивым когда-то, усомнился и пережил мировоззренческий кризис. Да и пережил ли.

Взгляды Базарова всегда оставались ясными, уверенными, безапелляционными (только один Павел Кирсанов смог возразить им и вступить в полемику). С цинизмом отрицая все, что только можно отрицать — искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»), русский народ (он для нигилиста безнадежен, невежественен до предела), Базаров часто был язвителен, груб, от этого и его неверие ни в душу, ни в тайну, ни в загадку мира. Все для него просто, все подчинено одной формуле, по которой «все хорошо, что полезно». Человеку трудно быть таким по натуре, и, конечно, возникает вопрос, был ли Базаров в гармонии с собой? Его восторженный почитатель Аркадий Кирсанов не был и иногда проявлял это, а под конец, осознав себя, отдалился. Вероятно, и Базаров не всегда был в согласии с собой, он просто умело это скрывал. Однажды что-то изменилось…

Как не верил Базаров в любовь! Как презирал ее! Как потребительски относился к женщине: «Нравится тебе женщина — старайся добиться от нее толку». И к Одинцовой, холодной и приличной, он сначала почувствовал то же самое. Но позже… Он боролся сам с собой, вряд ли ему хотелось полюбить К Анну Сергеевну, но чувства одержали верх над его сильной натурой. В эпизоде, где Базаров признает- ся в любви Одинцовой, он стоит к ней спиной, пытается сдержать себя в руках, но вот эти роковые слова: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились». И надлом, надрыв! Пусть героем двигали не высокие чувства, а безумная, доходившая до злобы, страсть, это перевернуло его мировоззрение, как переворачивают песочные часы, которые уже прошли один отрезок времени. Это закономерно. И так, песчинка за песчинкой, Базаров менялся. Нет, не было ни неожиданного переосмысления, противоречия самому себе, но, может быть, судьба не довела Базарова до этого, остановившись на кризисе.

Один страшился своей любви, другая страшилась потерять покой. На этом они и расстались. А фиаско Базарова заключалось еще и в том, что он вдруг увидел, ощутил себя другим, осознал, что способен любить, и это его ничуть не порадовало. Вследствие этого — крах мировоззрения! Базаров все еще не желал проявлять своих сомнений. Однажды наступила минута просветления. Аркадий с Базаровым лежали в тени возле стога сена, в деревне у родителей Евгения, и там-то последний признался, что понимает любовь не как все новейшие молодые люди: «Я не таков. Но довольно об этом. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно». Базаров не позволил себе раскрыть душу даже перед другом, пожелал тут же снова укрыться за маской равнодушия, которая так ему шла. Аркадий предположил, что Евгений в меланхолическом настроении, но это было не просто минутное, это были перемены, проявлялся кризис. Все то же оставалось в Базарове. Только молчаливее стал он и печальнее. И он был расстроен не столько неудавшейся любовью, сколько так долго вырабатываемым, но неудавшимся миропониманием. Пробудились в нем рефлексия и многие простые человеческие чувства: и добрее стал он, и сходительнее. Но не увял он, не погряз в своей потаенной апатии, он сгорел, как свеча, — бы и нелепо. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Странный случай, желание спасти другого человека, помочь и… Этот, как казалось, титан, уверенный И СИЛЬНЫЙ человек был — И нет его. Его мечты, которых ОН опасался, его стремлении делать Россию лучше, приблизить ее к прогрессу— все ушло с Базаровым.

«Окружающие его кана давно заросли» — все подражатели идей нигилистов замолкли и замерли без него; «мокрые… поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами» — то, что было раньше действительна теперь пришло в упадок; «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу» — многое в России уже держится на грани, близится протест; «два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень» — так мало осталось людей, пытающихся что-то изменить, их попытки безуспешны; «овцы возбранно бродят по могилам» — идеи, мысли витают в напряженной атмосфере России. вот она — унылая картина сельского кладбища, в котором оставлен навеки Евгений Базаров, с ним и будущее России, которого он так хотел. И кто знает, помешал ли ему в воплощении кризис мировоззрения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *