В чем выражается этика водителя
Этические основы деятельности водителя
Этика – это нормы поведения человека во взаимоотношениях с другими людьми, основанные на их взаимном уважении.
По сути дела, Правила дорожного движения − это нормы поведения участников дорожного движения. Практически все пункты Правил дорожного движения предусматривают уважительное отношение ко всем без исключения участникам дорожного движения: пешеходам, пассажирам, велосипедистам, водителям других транспортных средств.
В Правилах дорожного движения четко определены обязанности для каждой категории участников дорожного движения. Но вместе с тем, у всех есть общее правило − быть взаимно предупредительными. Что это означает? Если каждый будет выполнять предписанные правила и, тем самым, не мешать другим участникам движения, то все будут взаимно предупредительными. Например, водитель поворачивает на перекрестке, впереди пешеходный переход, по которому идет пешеход, и водитель пропускает его. Или пешеход, видя, что машина уже близко, не бросается ей наперерез, а пропускает машину. Это и есть предупредительность.
Настоящий водитель вежлив и воспитан: он не будет крутить пальцем у виска и выкрикивать в адрес зазевавшегося пешехода ругательства. Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.
Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна. Водитель должен помнить, что пешеход перед автомобилем беззащитен. Но и пешеходу не следует забывать, что возможности водителя не безграничны.
Если возникла опасная ситуация на дороге по вине другого водителя (или пешехода), будьте великодушны, не дайте ей перерасти в дорожно-транспортное происшествие, не стремитесь отомстить. Не размахивайте руками, не стучите демонстративно себя по лбу и не крутите пальцем у виска. На такие, в общем-то, безобидные действия может последовать неадекватная реакция другого водителя и его пассажиров. Если опасная ситуация возникла по вашей вине, покажите жестом другому водителю, что вы все поняли и приносите свои извинения. Если же конфликт все-таки возник, и вас вынуждают остановить машину для разбирательства, вы можете не останавливаться. Водитель обязан остановиться только при совершении дорожно-транспортного происшествия.
Никто не в состоянии предусмотреть все ситуации на дороге. Но в большинстве случаев от участников дорожного движения требуется лишь выполнение узаконенных Правилами действий. Если бы все водители и пешеходы были взаимно вежливы и предупредительны, то многих трагедий удалось бы избежать
Надежность водителя в значительной степени зависит от таких его нравственных качеств, как дисциплинированность, чувство ответственности, коллективизм. Трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность − эти качества обычно присущи хорошим и надежным водителям. Отсутствие интереса к работе, эгоизм, грубость и бесцеремонное отношение к окружающим людям, неуважительное отношение к правопорядку − эти качества недисциплинированного водителя.
Недисциплинированность водителя чаще всего проявляется в игнорировании требований Правил дорожного движения. Водитель должен заботиться не только о личной безопасности, но и о безопасности других участников движения. Нужно не только строго соблюдать Правила, но и следить за действиями других участников движения. При виде ошибок, допущенных пешеходом или другими водителями, нужно сделать все возможное, чтобы предотвратить ДТП. Очень важна взаимная предупредительность участников движения, отсутствие которой связано не только с нарушением Правил, но и свидетельствует об отсутствии или недостатках воспитания, что характерно для многих водителей. Например, водители многих городов, выполняя поворот, игнорируют требования пропустить пешеходов, находящихся на пешеходных переходах. Нередки случаи, когда водитель, вынужденный пропустить пешеходов, допускает грубые окрики, пугает их звуковым сигналом или подъезжает вплотную. Вежливый водитель всегда считается с другими участниками движения при выборе приемов вождения, владеет собой, старается по возможности избегать осложнений, а при возникновении их пытается разрешить ситуацию безопасным путем. Вежливый водитель − это, прежде всего, думающий и внимательный водитель.
Этика водителя — это нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил водителя. Проявляя за рулем свое раздражение, озлобленность, дурное настроение, люди создают опасные дорожные ситуации, результатом которых становятся трагические последствия. Именно поэтому,крайне важно соблюдение элементарных правил этики по отношению к другим участникам движения
Нельзя считать хорошим, надежным водителем человека, наделенного такими чертами, как агрессивность, неуравновешенность, недоброжелательность, невежливость, высокомерие, пренебрежительное отношение к мнению окружающих и неумение обдумывать последствия своих слов и поступков.
Любое из этих неприемлемых качеств, при определенных обстоятельствах, может привести к беде. Например, под воздействием агрессивности водитель совершает множество опасных действий: легко «заражается» повышенной скоростью обгоняющей машины, пытаясь обойти «обидчика» любой ценой. А когда надо уступить дорогу участнику движения, имеющему преимущество, вопреки здравому смыслу пытается проскочить. Попав на одну полосу с транспортным средством, которое, по его мнению, движется недостаточно быстро, сердится и обгоняет, даже если обгон запрещен. Увидев приближающееся к перекрестку транспортное средство, которое может помешать ему, он не снижает, а наоборот, прибавляет скорость.
Дорога не терпит резких маневров. Внезапное ускорение, торможение или перестроение всегда бывает неожиданным для других участников дорожного движения. Состязательность, присущая спорту, недопустима на дороге. Неуступчивое, грубое поведение участников движения опасно для всех. Наоборот, доброжелательное и предупредительное отношение друг к другу создает благоприятную, спокойную обстановку на дороге. Без уважительного и вежливого отношения друг к другу всех участников движения безопасность на дороге невозможна.
Исследования отечественных специалистов и опыт зарубежных стран с низким уровнем дорожно-транспортных происшествий приводят к однозначному выводу: только личная дисциплинированность пешеходов и водителей гарантируют уменьшению количества жертв на дорогах. Дисциплина зависит, в первую очередь, от общего воспитания человека, от его культуры. Культура водителя и пешехода − часть общей культуры человека, то есть его общественного, нравственного и умственного развития. Человека вежливого, доброжелательного, относящегося с уважением и предупредительностью к окружающим, трудно представить в роли нарушителя Правил дорожного движения.
Этика складывается из следующих нравственных отношений:
− уважительное отношение ко всем участникам движения;
− предупредительный, вежливый стиль езды;
− оптимальный стиль, характеризуемый плавным троганием, перестроением и торможением, своевременной подачей предупредительных сигналов;
− недопустимо мщение за ошибки и раздражение по любому поводу и без него;
− помощь другим водителям;
− ответственность за рядом сидящих пассажиров;
− бдительность по отношению к пешеходам;
− использование наиболее безопасных приемов управления своим транспортным средством;
− садиться за руль только в трезвом состоянии;
− следить за техническим состоянием и внешним видом своего транспортного средства.
Находясь за рулем, водитель должен придерживаться таких правил этики:
− Паркуясь, нужно помнить о других.В этом правиле заложено уважительное отношение к тем, кто проезжает мимо и кому тоже может потребоваться остановиться. Нужно стараться занять меньше места на дороге.
− Следует соблюдать рядность. Это приводит к эффективному использованию площади дороги. Когда один автомобиль при движении одной стороной находится в одном ряду, а другой – в соседнем, он занимает площадь, на которой могли бы разместиться два автомобиля, т.е. мешает более быстрым машинам опередить его, заставляет их перестраиваться.
− При возможности следует помогать выехать на дорогу из боковых проездов. Плотный поток медленно течет мимо автомобиля, стоящего в боковом проезде в ожидании разрыва в потоке. И это может занять достаточно много времени. А если автомобиль в первом ряду притормозит на несколько секунд, этого будет достаточно, чтобы ожидающий автомобиль встроился в поток.
− При возможности следует помогать обгонять. Обгоняемый видит то, чего не видит обгоняющий. Если дорога свободна, покажите это включением согнала правого поворота, если нет, то предупреди включением левого поворота. На дороге с укрепленной обочиной примите правее. В большей степени это негласное правило присуще водителям большегрузов, за которыми скапливаются очереди легковушек. Профессионал и просто доброжелательный водитель обязательно даст себя обогнать и поможет это сделать другим водителям.
− Информируйте других участников движения о своих маневрах заранее. Не перестраивайся резко и не затягивай перестроение. И то и другое затрудняет понимание другими водителями ваших действий. Подавайте сигнал поворота заранее, а не тогда, когда до перекрестка остается пару метров и следующий за вами в прямом направлении водитель вынужден будет остановиться.
− При сужении дороги соблюдайте очередность проезда. В ряде стран при сужении дороги водители должны перестраиваться из двух рядов в один по очереди: один из правого ряда, другой из левого, в других не странах это неписаное правило.
− Включайте ближний свет в сумерках. Даже если он и не улучшит вам видимости дороги, то повысит видимость вашего автомобиля для других участников движения. Особенно это правило касается пешеходов.
−Переходите на ближний свет, когда дальний свет встречного автомобиля начинает слепить или когда водитель встречного автомобиля перейдет на ближний свет.
При одновременном приближении к вершине подъема со встречным автомобилем переходите на ближний свет чуть раньше, чем станут видны его фары. При следовании за автомобилем-лидером включайте ближний свет, чтобы не слепить водителя через зеркала заднего обзора. При обгоне включайте дальний свет в тот момент, когда поравняетесь с обгоняемым автомобилем. Если обгоняют вас, выключайте дальний свет, как только обгоняющий включит его. При остановке автомобиля перейдите на габаритный свет. Это улучшит видимость дороги водителями встречных автомобилей и будет для них сигналом о том, что ваш автомобиль стоит. Не оставляйте стоящий на обочине автомобиль с включенными фарами, это слепляет других водителей.
− Пропускайте пешеходов на нерегулируемых перекрестках и при поворотах на них. Этого требуют Правила дорожного движения.
Безопасность на дороге – ответственность водителя.Дорога не прощает ошибок. При вождении нужно быть предельно осторожным, соблюдая правила дорожного движения, всегда помнить, что каждый водитель не застрахован от ошибок, поэтому тут нужно быть предельно внимательным. Ошибка, допущенная другим водителем, может стоить здоровья (а иногда и жизни) именно.
Учитывайте фактор видимости на дороге. Часто снег или туман становятся причиной аварий. В таких погодных условиях нужно быть предельно осторожным. Особенно опасно в таких условиях движение на мосту, где обычно больше транспортных средств, а видимость хуже за счет испарений от воды.
Часто плохая видимость может быть из-за того, что вы курите за рулем. В этот момент притупляется ваше внимание, а задымленность в салоне может помешать вам разглядеть приближающуюся встречную машину или пешехода. Курить электронную сигареты не менее опасно, чем обычную, ведь электронные сигареты выпускают пар, и если вы не проветриваете салон, то окна запотеют, что также снизит видимость дороги.
Одним из важнейших условий безопасного управления − это прогнозирование дорожной ситуации. В процессе подготовки водителей особенно важно постоянно акцентировать внимание на прогноз и этику водителя.
Прогноз, как один из элементов оценки рисков, имеет 2 вида: общий (долгосрочный) и местный (краткосрочный).
Общий прогноз связан с выбором цели поездки, ее маршрутом, оценкой погодных и дорожных условий, планированием времени, средней скорости вождения, скорости на отдельных участках и т. п.
Местный, краткосрочный прогноз сопровождает водителя в процессе движения. У водителей, имеющих практический опыт, прогноз является составной частью автоматизма, а у начинающих водителей необходимо прививать это качество уже в процессе обучения. В самом начале практического обучения водитель уже должен учиться прогнозировать развитие дорожной ситуации в зависимости от сигналов светофора, плотности движения, при приближении к переходу видеть и понимать намерения пешеходов, обращать внимание на транспортное средство впереди, начинающее движение с обочины или края проезжей части и т. п.
Этика водительских отношений – негласный кодекс чести
К сожалению, современность сделала людей жесткими, они вынуждены бороться за достойное место в этом мире. Но борьба эта проходит отнюдь не по правилам морали и нравственности, это касается и вождения. Даже профессионалы не всегда вежливы на дороге с участниками движения.
Ruslan Batykov © magazine Option
В законодательстве не предусмотрены меры за нарушение этических норм поведения человека, находящегося за рулем. Это негласный кодекс чести, и если бы его соблюдали участники дорожного движения, тогда было бы меньше аварий на дороге.
В большинстве люди не придерживаются норм поведения и морали, а то, что нужно следовать нравственным правилам, водители игнорируют.
Опасное поведение за рулем приводит к тяжким последствиям, самым серьезным из которых становится гибель человека. У нарушителя нравственной этики основные ценности в жизни определены изначально, когда только уселся на водительское кресло. Он посчитал себя хозяином жизни на дороге. Теперь у него в приоритете стало завоевать внимание окружающих, получить удовольствие от скоростной езды, почувствовать мнимую свободу и одобрение близкого окружения, которое по поведению сходно с нарушителем.
Такие люди так же ведут себя в семье, игнорируют любовь, не боятся потерять здоровье и материальный достаток, не заботятся о безопасности. Без граничная уверенность в себе становится в приоритете. Путаница в осознании ценностей жизни приводит к опасному поведению в быту и, как следствие — за рулем. Недисциплинированные водители намеренно нарушают известные правила и ограничения.
Из чего складывается этика водительских отношений
Уровень смертности в России в три–четыре раза больше, чем в ведущих странах Европы и Азии. И дело здесь не только в соблюдении правил дорожного движения и «умной» системе штрафов, а в этике отношений между водителями. В странах с низким уровнем ДТП в приоритете оказываются не идеальные знания ПДД и опыт вождения, а негласное выполнение норм поведения на дорогах.
Отечественного автолюбителя губит дурное воспитание, со младых лет перерастающее в низкий уровень развития при взрослении. Хамство на дорогах наблюдается в любой форме. Разборки между водителями возникают на пустом месте и нередко заканчиваются дракой.
В последнее время сложно определить, кто по агрессивности превалирует, мужской либо женский пол. Если ранее мужчине, чтобы узнать, какой будет жена, нужно было оценить внешность и поведение ее матери, то теперь достаточно один раз увидеть любимую за рулем автомобиля. Горе тому человеку, который осмелится перегородить ей путь.
этика водительских отношений 10 правил
Построение культуры вождения
Этика поведения водителя идет вровень с культурой вождения. Это неразрывные понятия, когда одно без другого априори существовать не может. Российская реальность далека от идеала. Сейчас быть некультурным не является делом постыдным. Причиной такого обстоятельства стали перемены в общественной и политической жизни, которые случились после распада советского государства. Лихие 90-е негативно сказались на морали и нравственности, и отголоски болезненных потрясений ощущаются по сей день.
Дело потихоньку сдвигается с мертвой точки. К людям приходит осознание, что кроме жажды денег, неуступчивости и непреклонности в достижении желаемого имеются иные ценности. Культура возвращается во все сферы.
Водители предпочитают действовать по принципу «лучше уступить дорогу дураку, чем стать им». На трассах завелись «ездюки» получившие корочки за деньги либо не имеющие оных. И хотя борьба с такими личностями постоянно ведется, принимаются новые законы, но не создать закона, способного вернуть человеку совесть.
Невозможно заглянуть в голову человеку движущемуся рядом также как предсказать его действия в неординарных ситуациях.
Для этого понадобится:
Главный совет, всегда приводящий к положительному итогу, – на дороге быть спокойными, не суетиться и проявлять наблюдательность.
Это будет высшим пилотажем в культуре вождения. Соблюдайте на дороге этику водительских отношений.
Культура вождения автомобиля
То, что культура вождения автомобиля стопроцентно зависит от культуры человека как таковой – неоспоримый факт. Ведь трудно себе представить, что автовладелец, который на работе и в быту ведет себя как никого не уважающий хам, за рулем вдруг превращается в милейшего и предупредительного гражданина. И чтобы поднять водительскую культуру, ужесточаются ПДД, повышаются административные штрафы, снимается социальная реклама. Однако очень многое зависит от нас самих: начав думать о других участниках движения, мы автоматически меняем свой стиль поведения, становимся лучше. И, кстати, начинаем чувствовать себя за рулем просто отлично!
Конечно, забыть о себе, любимом, просто нереально, как и постоянно думать об окружающих нас людях. Как и в жизни, все, что мы делаем на проезжей части – только для себя. Однако умный водитель всегда помнит о принципе бумеранга: если с кем-то обойтись невежливо, то можно в ответ получить такой же моральный «подарок». Зато приятное ощущение, что какой-то участник дорожного движения искренне вам благодарен хотя бы за то, что ему уступили дорогу, согревает душу и делает любой ненастный день ярче.
Культура вождения: определение и правила
Под термином «культура водителей» подразумеваются отношения на дорогах общего пользования, в целом характеризующие уровень взаимоотношений и взаимной выручки всех участников дорожного движения. Подразумевается, что водитель за рулем соблюдает ПДД, не создает аварийных ситуаций и в целом старается не причинять неудобств как другим водителям транспортных средств, так и пешеходам.
Есть довольно большой свод правил, которые и называются культура вождения. Выполнять эти негласные предписания способен даже новичок. Назовем лишь основные из них.
Соблюдение ПДД – первый признак уважительного отношения к своим автоколлегам. И даже если кто-то из них сам выполнил странный маневр – не стоит нервничать и ругаться. Лучше постараться понять, что будет делать этот водитель дальше, чтобы заранее предупредить аварийную ситуацию.
Увидев на обочине неисправный автомобиль, остановись и предложи помощь. Возможно, она и не нужна или ты не в силах помочь. Но в любом случае проявление сочувствия, внимание к проблемам других – признак хорошего тона.
При парковке располагай свою машину так, чтобы она не занимала полтора-два места. И уж тем более не «подпирай» уже припаркованный автомобиль. Однако бывает так, что других вариантов не остается: тогда обязательно оставь свой номер телефона на листочке под стеклом.
Если машина, стоящая на светофоре, тронулась с места не слишком быстро – не сигналь настойчиво этому водителю. Ведь можно просто «моргнуть» фарами – и он без негативных эмоций все поймет.
Когда у соседней машины видны неполадки – сообщи об этом автовладельцу.
При подъезде к светофору с красным светом или пробке пропускай автомобили, которые поворачивают налево. Лично вас это практически не задержит, все равно придется стоять! Зато, перегородив путь, вы лишаете соседей как минимум нескольких минут. То же самое касается пешеходов на перекрестке с пробкой: пропускайте людей, а не стойте прямо на переходе.
Безусловно, культура вождения в России пока что не находится на том уровне, на котором ей положено быть. Однако частично ей помогают негласные этические нормы, выработанные в течение многолетней практики вождения еще со времен Советского Союза.
Водительская этика – это не этикет, но она помогает на дороге
Что такое водительская этика? В первую очередь – совокупность нравственных правил человека за рулем, то есть как он должен себя вести. За нарушение этих правил не штрафуют и вообще не наказывают. Однако излишняя раздражительность, плохое настроение или агрессивный стиль вождения являются провокаторами многих неприятных ситуаций на проезжей части.
Любое из неприемлемых человеческих качеств способно привести к беде. Так, по каким-то личным причинам агрессивно настроенный водитель совершает массу опасных действий. Например, его явно раздражает повышенная скорость автомобиля, который его обгоняет, и агрессор сам начинает яростно давить на педаль газа, стараясь «наказать» псевдообидчика любой ценой. И напротив, когда по всем правилам нужно уступить транспортному средству, имеющему безоговорочное преимущество, он пытается «проскочить» первым.
Еще один признак человека, нарушающего этику – обгон вопреки ПДД машины, которая движется в одной полосе недостаточно быстро. Есть масса и других ситуаций, когда нарушение моральных норм накаляет обстановку на дороге.
В идеале, нравственные отношения между участниками движения должны состоять из:
отказа садиться за руль в нетрезвом виде;
вежливого стиля езды, без «рваности», резкого набора скорости и экстренного торможения; оптимальный стиль – плавный старт, постепенное торможение и перестроение, заблаговременная подача предупредительных сигналов;
недопустимости мщения за ошибки других;
использования наиболее безопасных приемов вождения;
максимальной помощи другим участникам движения;
предупредительного и вежливого отношения к пешеходам – в конце концов, это может быть беременная женщина, пожилой человек или ребенок;
ответственности за своих пассажиров;
хорошего технического состояния ТС и его внешнего вида.
Существуют и другие, достаточно тривиальные, но эффективные правила этики, которые прописаны любому человеку за рулем независимо от стоимости автомобиля, водительского стажа и даже страны проживания.
Старайся быть понятным другим. Для этого нужно предупреждать других о своих маневрах заблаговременно, а не за пару метров до поворота на перекрестке или места остановки. И не затягивай перестроение, как и не проводи его резко: это вводить в заблуждение других водителей, они не понимают, чего от тебя ожидать в дальнейшем. А это раздражает…
Помощь при обгоне – признак доброжелательного шофера. Как соблюдается это правило, демонстрирует водители фур: если за ними формируется очередь легковушек, а дорога свободна, они включают правый сигнал; сигнал левого поворота означает, что по встречной полосе едут машины, и обгон следует отложить.
Если проезжая часть сужается, соблюдай очередность проезда –«бодаться» на таких участках себе дороже. Именно поэтому в некоторых странах в таких случаях законодательно прописан алгоритм безопасных маневров.
Помогай водителям, стремящимся выехать из боковых проездов. Ведь при плотном потоке транспорта им придется стоять довольно долго в ожидании разрыва. А когда машина, едущая в первом ряду, притормозит хотя бы на пару секунд, это поможет ожидающему автомобилю встроиться в поток.
Ближний свет фар лучше включать в сумерках, а не в полной темноте. Даже если это не улучшает видимость, то однозначно помогает заранее увидеть вашу машину другим. И особенно – пешеходам.
Вообще, корректное использование световых приборов считается признаком настоящего профессионала. Например, «дальнобой» никогда не ослепит дальним светом, вовремя перейдя на ближний. А если большегруз приближается к вершине подъема, то его водитель включает ближний несколько раньше, чем станут видны фары встречного автомобиля. Вот еще несколько правил, отличающие вежливого водителя:
если «пристроился» к автомобилю-лидеру – сразу же включай ближний свет, чтобы не ослеплять водителя через боковые зеркала;
когда обгоняют тебя, выключай фары дальнего света сразу же, как только обгоняющий их включит; соответственно, когда сам обгоняешь, включай дальний свет в момент, когда поравняешься с обгоняемым;
если остановился – обязательно перейди на габаритное освещение, которое улучшит освещенность проезжей части, а заодно поможет водителям увидеть твою машину. Если фары оставить включенными, они будут слепить других водителей транспортных средств.
Рассказывать о культуре водителей можно очень долго, но лучший учитель – это практика. Поэтому всегда учитывай то, как твои поступки отражаются на других водителях. Перефразируя “крылатое” выражение: поступай со всеми участниками дорожного движения так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!