В чем выражается философский аспект литературоведения
Взаимосвязь философской и литературоведческой методологий при анализе культурно-эстетических явлений
Определение методологии в философском аспекте, ее возникновение и развитие. Изучение некоторых основополагающих принципов и методов анализа литературного процесса в современных условиях и их взаимосвязь с философскими и художественными концепциями.
Рубрика | Философия |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.06.2013 |
Размер файла | 23,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Взаимосвязь философской и литературоведческой методологий при анализе культурно-эстетических явлений
Любое научное исследование опирается на определенную методологию. Выбор ее связан с содержанием предмета исследования и целями и задачами, поставленными в работе. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата. «Методологическое знание» выступает в форме как предписаний и норм, в которых фиксируются содержание и последовательность исследования (нормативная методология), так и описаний фактически выполненной работы (дескриптивная методология). Для развития науки в XX веке характерен быстрый рост методологических исследований. Этот процесс основан на том, что в XX веке научное познание осваивает все более сложные объекты действительности (природной и социальной), приводя к возрастанию уровня его абстрактности и уменьшению наглядности. В результате этого одним из центральных становится вопрос о средствах исследования, о принципах подхода к изучаемому объекту.
Литературоведение на сегодняшний момент стоит перед проблемой обновления методов исследования и мировоззренческих подходов к анализу внутрилитературных фактов. Определение генезиса литературных произведений неотделимо от анализа художественного своеобразия, от установления структурных особенностей и внутреннего существа произведения. Наиболее продуктивным для современной науки о литературе представляется сочетание универсальных и узконаучных методов исследования.
В философском словаре последнего издания под ред. И.Т. Фролова дано следующее определение методологии:
1. совокупность познавательных средств, методов и приемов, используемых в какой-либо науке;
2. область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности» (7; 278-279).
Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Френсис Бэкон (1561-1626), впервые выдвинувший в начале XVII века идею вооружения науки системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне», опубликованном в 1621 году.
В рамках данной статьи невозможно рассмотреть полностью процесс формирования методологии как основного научного подхода в науке. Мы остановимся на некоторых основополагающих принципах и методах анализа литературного процесса в современных условиях. Литературоведение (если не вся филология в целом) оперирует ценностными категориями, охватываемыми этикой, эстетикой и гносеологией; то есть, теми разделами философии, в отношении которых используется общее наименование «аксиология». Прежде чем говорить о возможности использования методологии «строгих» доказательств, следует четко уяснить, какие способы доказательства используются в литературоведении.
Философия разработала надежный методологический аппарат для работы с относительными, ценностными категориями именно в литературоведении (например, системно-философский эстетический анализ М.М. Бахтина, и речь там идет как раз об образах), что дает возможность получать достоверные результаты на уровне строго установленного факта.
Одним из основных достоинств философской методики анализа М.М. Бахтина является то, что она подходит к эстетическим и гносеологическим (познавательным) составляющим исключительно как к «голым фактам» без какой-либо их оценки («ценностная вненаходимость»). Эстетическая оценка (процесс формирования образа) происходит только после установления фактов, т.е., на завершающем этапе, причем она полностью соответствует той внешней форме, наполнением которой являются факты.
Длительное время отечественное литературоведение оперировало понятиями марксистско-ленинской методологии, которая служила универсальным методом для любого исследования. Если учесть то, что в литературе доминировал метод социалистического реализма, то вполне объяснима ограниченность методологического аппарата.
Одним из основных подходов к изучению литературы в советскую эпоху был типологический. При объективной оценке опыта советского литературоведения нужно отметить, что этот метод остается продуктивным и в современной науке, но не применительно ко всей литературе, а к определенным течениям и направлениям реалистического плана.
Типологическое в художественном творчестве и литературном процессе является продуктом стандартизации художественно-эстетической деятельности писателей, принадлежащих одной исторической эпохе и одному и тому же художественному методу и литературному течению. На основе анализа типологических структур единого литературного процесса вырисовывается общая художественная картина мира.
Литературная типология опирается на выявление сходства и различия литературных явлений и процессов путем абстрагирования и идеализации, то есть создания идеализированных объектов, в качестве которых в типологическом исследовании выступают понятия «идеальный тип» и «культурно-исторический тип».
Типологический подход связан с анализом категориального содержания этих понятий, которые выражают устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи литературных явлений и процессов. Совокупность таких связей рассматривается как «идеальный тип» (по терминологии немецкого социолога Макса Вебера) (4). «Идеальный тип» представляет собой абстрактно-теоретическую модель конкретного литературного процесса, включающую в себя доминирующие в данной культуре эстетические установки и парадигмы, стереотипы и стандарты художественного творчества.
Типологическое в литературном процессе выявляется путем отнесения литературных явлений к определенному культурно-историческому типу. Эта концепция разработана русским социологом Н.Я. Данилевским. Согласно ей, история представляет смену культурно-исторических типов (цивилизаций). В основе культурно-исторического типа лежит национальный дух, национальная идея. Таким образом, Данилевский Н.Я. обосновывает идею русского мессианизма.
Процесс типологизации характерен, в частности, для периода господства коммунистической идеологии в советском государстве. Тоталитарная идеология диктовала подчинение художественного сознания единому методу социалистического реализма.
Типологизация советского литературного процесса обусловлена влиянием многих факторов: социально-политических, идеологических, культурно-исторических и т.д. К ним относятся творческий метод, художественные стили и стилевые течения.
Тоталитарное мышление в определенной мере стало типологическим сознанием советских писателей и художников, которое порождало типологические художественные структуры
В «третьем мире» доминируют определенные эстетические парадигмы и ценностные ориентации, нормы и стандарты эстетической деятельности. В этом смысле художественное творчество предстает не только как форма эстетического отражения действительности, но и как способ художественного конструирования «третьего мира» эстетических идей и ценностей.
Если следовать такой концепции, то можно предположить, что индивидуальное сознание писателя черпает свои образы не только из самой действительности, но и конструирует их по тем «архетипам коллективного бессознательного», которые изначально доминируют в художественно-эстетическом сознании эпохи.
Концепция «коллективного бессознательного» разработана швейцарским психологом Карлом Юнгом (8). Согласно этой теории, бессознательное включает в себя не только индивидуальное бессознательное, но и архетипы, то есть изначальные психические структуры, к которым он относит древние мифологические образы и символы. К. Юнг называет архетипами универсальные прообразы, праформы поведения и мышления. Эти архетипы являются иррациональными остатками древнего мифологического мышления. Ученый сближает с мифологическим мышлением интровертированное мышление современного человека, находящегося под влиянием религиозно-мифологических традиций. Он утверждает, что массы всегда живут мифами и поэтому религия для них необходима. По его мнению, психика человека представляет целостное единство сознательных и бессознательных процессов.
Архетипы «коллективного бессознательного» устойчиво сохраняются в массовом сознании. Именно массовое сознание является наиболее инерционным элементом в духовной жизни общества.
В современных условиях, когда происходит «переоценка всех ценностей», догматизм массового сознания, его приверженность традиционным представлениям, становятся серьезным препятствием на пути духовного обновления общества.
В советскую эпоху в массовом сознании сформировались настроения исторического нигилизма и революционного максимализма. Особенно ярко это проявилось в отрицании достижений буржуазной цивилизации, в поисках особого пути общественного развития. Ложное идеологическое сознание мешало разумному осмыслению соотношения между культурой и цивилизацией. Попытки создания интернациональной культуры социализма вели к отрицанию общецивилизационного пути развития всего человечества.
Если вернуться к марксистскому литературоведению, то оно изначально закладывалось в трудах Г.В. Плеханова и не было столь догматично и тенденциозно. Плеханов, исследуя социальную природу искусства, ввел понятия «психология эпохи», «дух времени», которые впоследствии приобретут высокий гносеологический статус. Его вывод о том, что общественная психология («психология данной эпохи») является «общим корнем» «всех идеологий» правомерен и в наши дни. Разработанное Плехановым понятие «общественное настроение» стало одной из важнейших категорий социальной психологии и применяется в психологии искусства (5; 180). Без использования этой категории невозможен социально-психологический анализ искусства.
Формирование общепризнанной парадигмы означает принятие научным сообществом общих образцов научного познания, единой исследовательской программы. Развитие науки в рамках данной парадигмы составляет период так называемой «нормальной науки». Открытие аномальных фактов, противоречащих господствующей парадигме, ведет к научной революции, то есть к «смене парадигм» (7; 212). Эту концепцию «смены парадигм» можно экстраполировать и на литературный процесс.
Можно привести пример. Метод историзма является нормальной парадигмой, но в условиях господства метода социалистического реализма в него вкладывается требование «правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии». То есть метод принимает искаженную, идеологизированную форму. Действительность конструируется, моделируется, подгоняется под заданные образцы. «Переоценка ценностей» на основе новой, социалистической парадигмы приводит к возникновению нового мира художественно-эстетических идей и ценностей. Возникает своеобразный «третий мир»
В процессе художественного творчества происходит перевод «коллективного бессознательного» на уровень сознания. Как писал Л. С. Выготский, «ближайшие причины художественного аффекта скрыты в бессознательном. Как только мы познаем бессознательное, оно сейчас же перестает быть бессознательным, и мы опять имеем дело с фактами нашей обычной психики» (1; 95-96).
Литературные гении и таланты создают свою особую художественно-эстетическую реальность. Мы прекрасно осознаем различия между «художественными мирами», созданными Бальзаком и Толстым, Гете и Шекспиром, Чеховым и Буниным. Своеобразие художественного мира художника зависит от его эстетических идеалов, особенностей мировоззрения, личностного опыта.
Эстетическая идея, в отличие от научной, является формой ценностного познания мира. Аксиологическая сторона художественной идеи проявляется в том, что она выражает ценностное отношение художника к объекту творчества, то есть оценку действительности с позиции эстетического идеала. При создании художественного образа писатель исходит не из абстрактной идеи, а из живого созерцания действительности. В процессе художественного творчества проявляются такие его качества, как фантазия и интуиция. Интуиция есть форма непосредственного постижения истины, способ бессознательно-художественного освоения действительности. В процессе художественного творчества интуиция, как непосредственное знание, взаимодействует с фантазией или творческим воображением. Фантазия и воображение в творческом процессе выполняют компенсаторную функцию, то есть функцию наполнения действительности идеализированными объектами. Художественное познание, наряду с компенсацией, выполняет и другие функции, а именно: коммуникативную, оценочную, суггестивную, катарсическую, эвристическую и т.д. (6; 149).
Художественное познание выполняет и прогностическую функцию. Предвидение в искусстве опирается на интуицию и творческое воображение. Художественная интуиция, в которой в свернутом виде концентрируется познавательный опыт всей истории национального и мирового искусства, является воплощением единства чувственного и рационального, художественно-бессознательного и сознательного в эстетическом познании действительности.
Предвидение в искусстве, или предвосхищение будущего, опирается на исторический художественный опыт, на его обобщение, философскую интерпретацию и экстраполяцию полученных зависимостей на будущее время.
Следует также отметить, что художественная интуиция и творческое воображение являются незаменимым средством создания исторически значимых литературных типов, основой типизации и индивидуализации художественных образов.
философская методология литературный художественный
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Необходимость методологических исследований в современной философии. Сущность и принципы интуитивистской эстетики Бергсона, Кроче, Рида. Изучение теории Теодора Адорно. Проблемы философской интеграции конкретно-научных знаний в эстетическом исследовании.
курсовая работа [62,4 K], добавлен 04.02.2016
Толкование понятий «сознание», «отражение» и их взаимосвязь. Возникновение сознания, историческое развитие и общественная природа. Сущность объективно-идеалистическойя концепции. Функции языка и виды речи. С.Н. Трубецкой о философском понимании сознания.
контрольная работа [77,4 K], добавлен 14.03.2009
Понятие, сущность и предмет методологии. Понятие «метода», основные типы методов и их взаимосвязь. Методы научного познания. Основные методы эмпирического и теоретического познания. Проблемы методологии и пути их решения. Важнейшие задачи методологии.
контрольная работа [29,6 K], добавлен 11.11.2010
Изучение биографии Платона; его вклад в развитие философской науки. Рассмотрение основ теории идей филосова, учения о душе (ее взаимосвязь с человеческим телом, ее способности к познанию), о познании и о государстве (мысли о государственном устройстве).
контрольная работа [29,4 K], добавлен 23.05.2014
Представления о человеческой душе в религиях и во взглядах некоторых народов. Научное понятие души, отношение к ней психологии как совокупности психических явлений и философии как нематериальной сущности. Взаимосвязь психики, духовой сферы и ноосферы.
реферат [42,0 K], добавлен 09.11.2010
Литературоведение
Литературоведение это наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии. Современное литературоведение представляет собой сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли литературоведения. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является преимущественно прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса. Критику литературную интересует относительно единовременное, «сегодняшнее» состояние литературы; для нее характерна также интерпретация литературы прошлого с точки зрения современных общественных и художественных задач. Принадлежность литературной критики к литературоведению как к науке не является общепризнанной.
Поэтика как часть литературоведения
Важнейшей частью литературоведения является поэтика — наука о структуре произведений и их комплексов, творчества писателей в целом, литературных направлений, а также художественных эпох. Поэтика соотносится с основными отраслями литературоведения: в плоскости теории литературы она дает общую поэтику, т.е. науку о структуре любого произведения; в плоскости истории литературы существует историческая поэтика, исследующая развитие художественных структур и их отдельных элементов (жанров, сюжетов, стилистических образов); применение принципов поэтики в литературной критике проявляется в анализе конкретного произведения, в выявлении особенностей его построения. Во многом сходное положение занимает в литературоведении стилистика художественной речи: она может входить в теорию литературы, в общую поэтику (как исследование стилистического и речевого уровня структуры), в историю литературы (язык и стиль данного направления), а также в литературную критику (стилистические разборы современных произведений). Для литературоведения как системы дисциплин характерна не только тесная взаимозависимость всех ее отраслей (так, литературная критика опирается на данные теории и истории литературы, а последние учитывают и осмысляют опыт критики), но и возникновение дисциплин второго ряда. Существуют теория литературной критики, ее история, история поэтики (следует отличать от исторической поэтики), теория стилистики. Характерно также передвижение дисциплин из одного ряда в другой; так, литературная критика со временем становится материалом истории литературы, исторической поэтики и др.
Существует и множество вспомогательных литературоведческих дисциплин: литературоведческое архивоведение, библиография художественной и литературоведческой литературы, эвристика (атрибуция), палеография, текстология, комментирование текста, теория и практика эдиционного дела и др. В середине 20 века усилилась роль математических методов (особенно статистики) в литературоведении, преимущественно в стиховедении, стилистике, текстологии, где легче выделяются соизмеримые элементарные «отрезки» структуры (см. Структурализм). Вспомогательные дисциплины — необходимая база основных; вместе с тем в процессе развития и усложнения они могут выявлять самостоятельные научные задачи и культурные функции. Многообразны связи литературоведения с другими гуманитарными науками, одни из которых служат его методологической базой (философия, эстетика, герменевтика, или наука об интерпретации), другие близки к нему по задачам и предмету исследования (фольклористика, общее искусствознание), третьи — общей гуманитарной направленностью (история, психология, социология). Многоплановые связи литературоведения с языкознанием, обусловленные не только общностью материала (язык как средство коммуникации и как «первоэлемент» литературы), но и некоторой близостью гносеологических функций слова и образа и некоторой аналогичностью их структур. Слитность литературоведения с другими гуманитарными дисциплинами фиксировалась прежде понятием филологии как синтетической науки, изучающей духовную культуру во всех ее языково-письменных, в т.ч. литературных, проявлениях; в 20 веке это понятие передает обычно общность двух наук — литературоведения и лингвистики, в узком же смысле обозначает текстологию и критику текста.
Начатки искусствоведческих и литературоведческих знаний зарождаются в глубокой древности в форме мифологических представлений (таково отражение в мифах античной дифференциации искусства). Суждения об искусстве встречаются в древнейших памятниках — в индийских ведах (10-2 веках до н.э.), в китайской «Книге преданий» («Шицзин», 14-5 века до н.э.), в древнегреческой «Илиаде» и «Одиссее» (8-7 века до н.э.). В Европе первые концепции искусства и литературы разработаны античными мыслителями. Платон в русле объективного идеализма рассмотрел эстетические проблемы, в т.ч. проблему прекрасного, гносеологическую природу и воспитательную функцию искусства, дал главные сведения по теории искусства и литературы (прежде всего деление на роды — эпос, лирику, драму). В сочинениях Аристотеля при сохранении общеэстетического подхода к искусству происходит уже формирование собственно литературоведческих дисциплин — теории литературы, стилистики, особенно поэтики. Его сочинение «Об искусстве поэзии», содержащее первое систематическое изложение основ поэтики, открыло многовековую традицию специальных трактатов по поэтике, которая со временем приобретала все более нормативный характер (такова уже «Наука поэзии», 1 век до н.э., Горация). Одновременно развивалась риторика, в рамках которой происходило формирование теории прозы и стилистики. Традиция составления риторик, как и поэтик, дожила до Нового времени (в частности, в России: «Краткое руководство к красноречию», 1748, М.В.Ломоносова). В античности — истоки литературной критики (в Европе): суждения ранних философов о Гомере, сопоставление трагедий Эсхила и Еврипида в комедии Аристофана «Лягушки». Дифференциация литературоведческих знаний происходит в эллинистическую эпоху, в период так называемой александрийской филологической школы (3-2 века до н.э.), когда вместе с другими науками литературоведение отделяется от философии и формирует собственные дисциплины. К последним следует отнести биобиблиографию («Таблицы», 3 век до н.э., Каллимаха — первый прообраз литературной энциклопедии), критику текста с точки зрения его подлинности, комментирование и издание текстов. Глубокие концепции искусства и литературы складываются и в странах Востока. В Китае в русле конфуцианства формируется учение о социально-воспитательной функции искусства (Сюньцзы, ок. 298-238 до н.э.), а в русле даосизма эстетическая теория прекрасного в связи с универсальным творческим началом «дао» (Лаоцзы, 6-5 века до н.э.).
В Индии проблемы художественной структуры разрабатываются в связи с учениями об особой психологии восприятия искусства — расе (трактат «Натьяшастра», приписываемый Бхарате, около 4 века, и более поздние трактаты) и о скрытом смысле художественного произведения — дхвани («Учение об отзвуке» Анандавардханы, 9 век), причем с давних времен развитие литературоведения тесно связано с наукой о языке, с изучением поэтического стиля. В целом развитие литературоведения в странах Востока отличало преобладание общетеоретических и общеэстетических методов (наряду с текстологическими и библиографическими работами; в частности, в персоязычных и тюркоязычных литературах большое распространение получил биобиблиографический жанр тазкире). Исследования исторического и эволюционного плана появились лишь в 19-20 веках. Связующими звеньями между античным и новым литературоведением были Византия и латинская литература западноевропейских народов; средневековое литературоведение, стимулируемое собиранием и изучением древних памятников, имело преимущественно библиографический и комментаторский уклон. Развивались также исследования в области поэтики, риторики, метрики. В эпоху Возрождения в связи с созданием оригинальных поэтик, соответствовавших местным и национальным условиям, проблема языка, выйдя за рамки риторики и стилистики, возросла до общетеоретической проблемы утверждения новоевропейских языков в качестве полноправного материала поэзии (трактат Данте «О народной речи», «Защита и прославление французского языка», Дю Белле); утверждалось также право литературоведения обращаться к современным художественным явлениям (комментарии Дж.Боккаччо к «Божественной комедии»). Однако поскольку новое литературоведение вырастало на основе «открытия античности», утверждение оригинальности противоречиво совмещалось с попытками приспособить элементы античной поэтики к новой литературе (перенос на эпопею норм аристотелевского учения о драме в «Рассуждении о поэтическом искусстве», Т.Тассо). Восприятие классических жанров как «вечных» канонов уживалось со свойственным Возрождению ощущением динамизма и незавершенности. В эпоху Возрождения была заново открыта «Поэтика» Аристотеля (наиболее важное издание осуществлено в 1570 Л.Кастельветро), которая вместе с «Поэтикой» Ю.Ц.Скалигера (1561) оказала сильнейшее влияние на последующее литературоведение. В конце 16 века и особенно в эпоху классицизма усиливается тенденция систематизации законов искусства; вместе с тем явственно обозначается нормативный характер художественной теории. Н.Буало в «Поэтическом искусстве» (1674), вынеся за скобки общие гносеологические и эстетические проблемы, посвятил усилия созданию стройной поэтики как системы жанровых, стилистических, речевых норм, замкнутость и обязательность которых превращали его трактат и родственные ему сочинения («Опыт о критике», 1711, А.Поупа; «Эпистола о стихотворстве», 1748, А.П.Сумарокова и др.) почти в литературные кодексы. Вместе с тем в литературоведение 17-18 веков намечается сильная тенденция антинормативности в понимании видов и жанров литературы. У Г.Э.Лессинга («Гамбургская драматургия») она приобрела характер решительного выступления против нормативной поэтики в целом, что подготовило эстетические и литературоведческие теории романтиков. На почве просветительства возникают также попытки обосновать развитие литературы местными условиями, в т.ч. средой и климатом («Критические размышления о поэзии и живописи», 1719, Ж.Б.Дюбо). 18 век — время создания первых историко-литературных курсов: «История итальянской литературы» (1772-82) Дж.Тирабоски, построенный на историческом рассмотрении родов поэзии «Лицей, или Курс древней и новой литературы» (1799-1805) Ж.Лагарпа. Борьбой историзма с нормативностью отмечены труды «отца английской критики» Дж.Драйдена («Опыт о драматической поэзии», 1668) и С.Джонсона («Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов», 1779-81).
На исходе 18 века наблюдается важнейший сдвиг в европейском литературном сознании, поколебавший устойчивую иерархию художественных ценностей. Включение в научный кругозор средневековой европейской, а также восточных литератур памятников фольклора поставило под сомнение категорию образца, будь то в античном искусстве или в эпоху Возрождения. Развивается ощущение уникальности художественных критериев разных эпох, полнее всего выраженное И.Г.Гердером («Шекспир», 1773). Входит в свои права категория особенного в литературоведении — применительно к литературе данного народа или периода, несущих в себе свой собственный масштаб совершенства. У романтиков ощущение различия критериев вылилось в концепцию различных культурных эпох, выражающих дух народа и времени. Говоря о невозможности восстановить классическую (античную) форму, противопоставляя ее новой форме (возникшей вместе с христианством), они подчеркивали вечную изменчивость и обновляемость искусства (Ф. и А.Шлегели). Однако, обосновывая современное искусство как романтическое, пронизанное христианской символикой духовного и бесконечного, романтики незаметно, вопреки диалектическому духу их учения, восстанавливали категорию образца (в историческом аспекте — искусство Средневековья). С другой стороны, в собственно философских идеалистических системах, венцом которых была философия Гегеля, идея развития искусства воплощалась в концепцию поступательного движения художественных форм, с диалектической необходимостью сменяющих друг друга (у Гегеля — это символическая, классическая и романтическая формы); философски обосновывалась природа эстетического и его отличие от нравственного и познавательного (И.Кант); философски постигалась неисчерпаемая — «символическая» — природа художественного образа (Ф.Шеллинг). Философский период литературоведения — это время всеобъемлющих систем, задуманных как универсальное знание об искусстве (и, конечно, шире — о всем бытии), «подминающих» под себя и историю литературы, и поэтику, и стилистику и пр.
Течение «философской критики» в литературоведении России
В России в 1820-30-х под влиянием немецких философских систем и в то же время при отталкивании от них сложилось течение «философской критики» (Д.В.Веневитинов, Н.И.Надеждин и др.). В 1840-х В.Г.Белинский стремился увязать идеи философской эстетики с концепциями гражданского служения искусства и историзмом («социальностью»). Цикл его статей об А.С.Пушкине (1843-46) по существу явился первым курсом истории новой русской литературы. Объяснение явлений прошлого было связано у Белинского с разработкой теоретических проблем реализма и народности (понятой — в противоположность теории «официальной народности» — в национально-демократическом смысле). К середине 19 века расширяется область литературоведческих исследований в европейских странах: развиваются дисциплины, комплексно изучающие культуру данной этнической группы (например, славяноведение); рост историко-литературных интересов повсеместно сопровождается переключением внимания с великих художников на всю массу художественных фактов и с мирового литературного процесса на свою национальную литературу («История поэтической национальной литературы немцев», 1832 — 42, Г.Г.Гервинуса). В русском литературоведении параллельно с этим утверждалась в правах древняя русская литература; усиливающимся интересом к ней отмечены курсы М.А.Максимовича (1839), А.В.Никитенко (1845) и особенно «История русской словесности, преимущественно древней» (1846) С.П.Шевырёва.
Методологические школы литературоведения
Складываются общеевропейские методологические школы. Пробужденный романтизмом интерес к мифологии и фольклорной символике выразился в трудах мифологической школы (Я.Гримм и др.). В России Ф.И.Буслаев, не ограничиваясь исследованием мифологической основы, прослеживал ее историческую судьбу, в т.ч. взаимодействие народной поэзии с письменными памятниками. Впоследствии «младшие мифологи» (в т.ч. в России А.Н.Афанасьев) поставили вопрос о первоистоках мифа. Под влиянием другой стороны романтической теории — об искусстве как самовыражении творческого духа—сложился биографический метод (Ш.О.Сент-Бёв. Литературно-критические портреты). Биографизм в той или иной мере проходит через все новейшее литературоведение, подготовив психологические теории творчества в конце 19 — начале 20 века. Влиятельной во второй половине 19 века была и культурно-историческая школа. Ориентируясь на успехи естественных наук, она стремилась довести понимание причинности и детерминизма в литературоведении до точных, осязаемых факторов; таково, по учению И.Тэна («История английской литературы», 1863-64), триединство расы, среды и момента. Традиции этой школы развивали Ф. Де Санкгис, В.Шерер, М.Менендеси-Пелайо, в России — Н.С.Тихонравов, А.Н.Пыпин, Н.И.Стороженко. По мере становления культурно-исторического метода выявлялись недооценка им художественной природы литературы, рассматриваемой преимущественно как общественный документ, сильные позитивистские тенденции, пренебрежение диалектикой и эстетическими критериями. С другой стороны, радикальная критика в России, касаясь проблем истории литературы, подчеркивала связь художественного процесса с взаимодействием и противоборством различных социальных групп, с динамикой классовых отношений («Очерки гоголевского периода русской литературы», 1855-56, Н.Г.Чернышевского; «О степени участия народности в развитии русской литературы», 1858, Н.А.Добролюбова). В то же время постановка некоторыми революционными демократами ряда теоретических проблем (функции искусства, народности) не была свободна от нормативности и упрощения. Еще в 1840-х в рамках исследования фольклора и древней литературы зарождается сравнительно-историческое литературоведение. Позднее Т.Бенфей изложил теорию миграционной школы, объяснявшую сходство сюжетов общением народов («Панчатантра», 1859).
Теория Бенфея стимулировала как исторический подход к межнациональным связям, так и интерес к самим поэтическим элементам — сюжетам, персонажам и пр., однако отказывалась от исследования их генезиса и часто приводила к случайным, поверхностным сопоставлениям. Параллельно возникли теории, стремившиеся объяснить сходство поэтических форм единством человеческой психики (народно-психологическая школа Х.Штейнталя и М.Лацаруса) и общим для первобытных народов анимизмом (Э.Б.Тайлор), что послужило для АЛанга основой антропологической теории. Принимая учение о мифе как о первичной форме творчества, Александр Н.Веселовский направил исследование в русло конкретных сопоставлений; притом, в отличие от миграционной школы, он поставил вопрос о предпосылках заимствования — «встречных течениях» в литературе, испытывающей влияние. В «Исторической поэтике», выясняя сущность поэзии — из ее истории, он устанавливает специфический предмет исторической поэтики — развитие поэтических форм и тех законов, по которым определенное общественное содержание укладывалось в какие-то неизбежные поэтические формы — жанр, эпитет, сюжет (Веселовский, 54). Со стороны структуры художественного произведения как целого подошел к проблемам поэтики А.А.Потебня («Из записок по теории словесности», 1905), выявивший многозначность произведения, в которое как бы вложено множество содержаний, вечную обновляемость образа в процессе его исторической жизни и конструктивную роль читателя в этом изменении. Выдвинутая Потебней идея «внутренней формы» слова содействовала диалектическому исследованию художественного образа и явилась перспективной для последующего изучения поэтической структуры. В последней трети 19 века культурно-исторический метод углубляется с помощью психологического подхода (у Г.Брандеса). Возникает психологическая школа (В.Вундт, Д.Н.Овсянико-Куликовский и др.). Интенсификация сравнительно-исторического изучения привела к созданию специальной дисциплины — сравнительного литературоведения, или компаративистики (Ф.Бальдансперже, П. Ван Тигем, П.Азар. В отечественном литературоведении это направление представлено В.М.Жирмунским, М.П.Алексеевым, Н.И.Конрадом и др.). Процесс развития литературоведения становится всемирным, ломая многовековые перегородки между Западом и Востоком. В странах Востока впервые появляются истории национальных литератур, происходит становление систематической литературной критики. В конце 19 века — и особенно активно — с начала 20 века формируется марксистское литературоведение, обращавшее главное внимание на общественный статус искусства и его роль в идеологической и классовой борьбе. Хотя такие представители этого направления, как Г.В.Плеханов, А.В.Луначарский и особенно Г.Лукач, признавали относительную самостоятельность и суверенность художественных факторов, но на практике марксистское литературоведение приводило к их обедненным интерпретациям, особенно у идеологов так называемого вульгарного социологизма, жестко призывавших писателя к тому или иному классу или общественной прослойке.
Антипозитивистская тенденция
На рубеже 19-20 веков в западном литературоведении возникла антипозитивистская тенденция, которая приняла в основном три направления. Во-первых, оспаривалось право интеллектуально-рассудочного знания в пользу знания интуитивного применительно как к творческому акту, так и к суждениям об искусстве («Смех», 1900, А.Бергсона); отсюда — попытки не только опровергнуть систему традиционных литературоведческих категорий (виды и роды поэзии, жанры), но и доказать их принципиальную неадекватность искусству: они определяют не только внешнее строение произведения, но и его художественность («Эстетика…», 1902, Б.Кроче). Во-вторых, обозначилось стремление преодолеть плоский детерминизм культурно-исторической школы и построить классификацию литератур на основе глубинных психологических и духовных дифференциаций (такова антитеза двух типов поэзии — «аполлонического» и «дионисийского» в «Рождении трагедии из духа музыки», 1872, Ф.Ницше). Объяснить искусство глубинными процессами стремился также В.Дильтей, настаивавший на различии «идеи» и «переживания» и выделявший в «духовной истории» три основные формы: позитивизм, объективный идеализм и дуалистический идеализм, или «идеологизм свободы». Эта теория (см. Духовно-историческая школа) не свободна была от механического прикрепления художников к каждой из форм; кроме того, недооценивались ею и моменты художественной структуры, т.к. искусство растворялось в потоке присущего эпохе общего миросозерцания. В-третьих, к объяснению искусства была плодотворно привлечена сфера бессознательного (З.Фрейд). Однако свойственный последователям Фрейда пансексуализм обеднял результаты исследований (вроде объяснения всего творчества художника «эдиповым комплексом»). По-новому применяя к искусству психоаналитические принципы, сформулировал теорию коллективно-бессознательного (архетипов) К.Г.Юнг («Об отношении аналитической психологии к литературному произведению», 1922), под влиянием которого (а также Дж.Фрейзера и «кембриджской школы» его последователей) сложилась ритуально-мифологическая критика. Ее представители стремились отыскать в произведениях всех эпох определенные ритуальные схемы и коллективно-бессознательные архетипы. Содействуя изучению основ жанров и поэтических средств (метафор, символов и т.д.), это течение, в целом правомерно подчиняя литературу мифу и ритуалу, растворяло литературоведение в этнологии и психоанализе. Особое место в западном литературоведении заняли поиски, основанные на философии экзистенциализма. В противовес историзму в понимании литературного развития было выдвинуто понятие экзистенциального времени, которому соответствуют великие произведения искусства (Хайдеггер М. Происхождение художественного произведения. 1935; Штайгер Э. Время как воображение поэта, 1939). Истолковывая поэтические произведения как самодовлеющую, замкнутую в себе истину и «пророчество», экзистенциалистская «интерпретация» избегает традиционного генетического подхода. Интерпретация определяется языковым и историческим горизонтом самого интерпретатора.
«Формальная школа» в русском литературоведении
В отталкивании от интуитивизма и биографического импрессионизма, с одной стороны, и от методов, игнорировавших специфику искусства (культурно-историческая школа), — с другой, в 1910-х возникла «формальная школа» в русском литературоведении (Ю.Н.Тынянов, В.Б.Шкловский, Б.М.Эйхенбаум, в определенной мере близкие к ним В.В.Виноградов и Б.В.Томашевский;). Дуализм формы и содержания она стремилась преодолеть, выдвинув новоё соотношение: материал (нечто принадлежащее художественному акту) и форма (организация материала в произведении). Этим достигалось расширение пространства формы (прежде сводимой к стилю или некоторым случайно выбранным моментам), но вместе с тем в сфере анализа и интерпретации вытеснялись или отодвигались на периферию функциональные, в т.ч. философские и социальные, концепции искусства. Через посредство Пражского лингвистического кружка «формальная школа» оказала значительное влияние на мировое литературоведение, в частности, на «новую критику» и структурализм (наследовавших также идеи Т.С.Элиота). При этом наряду с дальнейшей формализацией и вытеснением эстетических моментов наметилась и тенденция преодоления отмеченной антиномии, неразрешимой в рамках «формального метода». Художественное произведение стало рассматриваться как сложная система уровней, включающая и содержательные, и формальные моменты (Р.Ингарден). С другой стороны, возникает направление так называемой объективной психологии искусства (Л.С.Выготский), которая интерпретирует художественные явления как «систему раздражителей», обусловливающих определенные психологические переживания. В качестве реакции на «формальные методы» и субъективистские тенденции в 1960-х развивается социологический подход к литературе, однако подчас — с прямолинейным возведением литературных явлений к социально-экономическим факторам. Середина 20 века — время сближения и противоборства различных методологических направлений; так, социологизм, с одной стороны, тяготеет к структурализму, с другой — к экзистенциализму. В русле пост-структурализма вырабатывается учение о тексте с множественным смыслом, скрывающим в себе бесконечное количество культурных кодов; причем в сферу создаваемой таким образом интертекстуальности включаются и факторы, возникшие не только до создания рассматриваемого текста, но и после него (Р.Барт с опорой на Ж.Деррида и Ю.Кристеву). На новом уровне восстанавливается в правах и изучение идеологии в ее теснейших связях с мифопоэтическим и метафорическим мышлением (Клиффорд Гирц). Опыты синтеза формальных и философских парадигм искусства были предложены новым отечественным литературоведением (М.М.Бахтин, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лсггман, В.В.Иванов, В.Н.Топоров и др.).