В чем выражается глобализация бизнеса
Глобализация бизнеса
Многие компании сегодня во все большей и большей степени полагаются на проведение операций за рубежом. В табл. 1.2. представлены доли выручки и прибыли десяти наиболее известных американских корпорации от зарубежной деятельности. Очевидно, что эти десять «американских» компаний в действительности являются транснациональными корпорациями.
Доли выручки и прибыли десяти наиболее известных американских корпораций, полученной в 1999 году от их зарубежных филиалов
Компании | Доли выручки фирмы от зарубежных филиалов, % | Доли прибыли фирмы от зарубежных филиалов, % |
Chase Manhattan | 27,8 | 26,6 |
Coca — Cola | 62,3 | 64,6 |
Exxon | 80,1 | 65,1 |
General Electric | 23,9 | 31,1 |
General | 30,8 | 68,0 |
TBM | 56,8 | 68,9 |
McDonaid`s | 60,8 | 71,7 |
Merek | 24,9 | |
Minn Mining & Mfg | 51,7 | 26,9 |
Walt Disney | 16,7 | 18,9 |
К росту степени глобализации бизнеса привели четыре фактора: 1) развитие систем транспорта и связи, что снизило затраты и сделало международную торговлю более доступной; 2) возросшее влияние потребителей на законодательные органы многих стран, что привело к снижению торговых барьеров, созданных для защиты интересов неэффективных отечественных производителей, и в большей мере открыло национальные рынки для импорта; 3) по мере развития технологии увеличились затраты компаний на разработку новых видов продукции. Попытки снизить эти затраты привели к созданию совместных предприятий таких компаний как General Motors и Toyota, которые таким образом смогли распределить затраты на разработку на большие объемы продаж и соответственно снизить их долю в себестоимости единицы продукции; 4) наконец, глобализация дала возможность переносить сам процесс производства в те страны, где оно дешевле и где на него налагается меньше законодательных ограничений. Это резко повысило конкурентоспособность продукции фирм и в их собственных странах. В результате действия этих четырех факторов оптимальными с точки зрения издержек становятся разработка, производство и реализация продукции, осуществляемые в глобальном масштабе.
Компании, оказывающие услуги, включая банки, рекламные агентства и бухгалтерские фирмы, также вынуждены становиться «глобальными», поскольку такие фирмы могут наилучшим образом обслуживать своих многонациональных клиентов, если их операции также не ограничиваются одной страной. Конечно, всегда будут существовать исключительно национальные компании, но наиболее динамичный рост и наилучшие возможности трудоустройства в последнее время демонстрируются компаниями, которые работают по всему миру.
Даже предприятия, работающие исключительно на территории Соединенных Штатов, не защищены от воздействия глобализации. Например, на затраты компании, строящей дома в сельской местности штата Небраска, влияют процентные ставки и цены на лесоматериалы — и оба эти фактора определяются глобальными условиями предложения и спроса. Более того, и на спрос на построенные местной фирмой дома оказывают влияние процентные ставки, а также условия развития местного сельского хозяйства, что в большой степени зависит от иностранного спроса на пшеницу. Для того чтобы работать эффективно, строительная фирма из Небраски должна быть в состоянии прогнозировать спрос на построенные ею дома, что, в конечном счете, зависит от событий, происходящих по всему миру. Таким образом, как минимум некоторое знание условий глобальной экономики важно фактически для любого человека, а не только для тех, кто занят непосредственно в транснациональных корпорациях.
В чем выражается глобализация бизнеса
Глобализация бизнеса
Транснациональный бизнес. Как научная дисциплина стратегический менеджмент конца 1990-х годов ориентируется на процессы глобализации бизнеса. Именно это обстоятельство является одной из наиболее ценных и практически полезных характеристик дисциплины в глазах руководителей корпораций. С другой стороны, интернационализация бизнеса порождает ряд теоретических и прикладных проблем, многие из которых пока еще не получили положительного решения. В этом отношении стратегический менеджмент изменяет как корпоративное мышление менеджеров организации, так и приоритеты корпораций. [c.13]
Макроокружение является частью внешней среды, общей для организаций. Можно выделить различные ее уровни глобальный, международный и национальный. В связи с глобализацией бизнеса представляет интерес выделение и рассмотрение составляющих внешней среды на глобальном уровне информационно-технологической, экологической, рыночной, экономической, политической, социальной, технологической и др. [c.70]
Книга посвящена проблемам стратегического менеджмента на предприятии, актуальность которого определяется необходимостью сохранения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе. В ней комплексно рассмотрены все стороны стратегического менеджмента анализ внешней среды и внутренних возможностей предприятия, подходы к разработке стратегических альтернатив, проблемы реализации стратегических решений. Со стратегических позиций рассматриваются проблемы интеграции и диверсификации хозяйственной деятельности, анализируется влияние глобализации бизнеса на деловую активность, а также опыт принятия стратегических решений на российских предприятиях. [c.1]
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента. [c.2]
В историческом аспекте теория конкурентных преимуществ пришла на смену теории сравнительных преимуществ. Сравнительные преимущества, лежащие в основе конкурентоспособности страны или фирмы, определяются наличием и использованием находящихся в изобилии факторов производства, таких, как трудовые и сырьевые ресурсы, капитал, инфраструктура и т. д. Но по мере развития технологических инноваций и глобализации бизнеса изменяется структура международной конкуренции и на смену сравнительным преимуществам приходит новая парадигма — конкурентные преимущества. [c.96]
Глобализация бизнеса вынуждает компании учитывать национальные и международные интересы. [c.97]
Глобализация бизнеса может привести к конкурентным преимуществам. Это может быть владение сырьем, сборочными комплексами и другие факторы, обеспечивающие снижение издержек фирмы относительно издержек конкурентов. Теория конкурентного преимущества утверждает страна будет иметь сравнительные преимущества в тех товарах, которые интенсивно используют факторы производства (труд, сырье, образовательная база и т. д.), имеющиеся в относительном изобилии внутри страны (рис. 8.5). [c.148]
Осознается ли явление глобализации российскими менеджерами и как оно влияет на российский бизнес Для ответа на эти вопросы нами были проведены интервью с руководителями и специалистами ряда сибирских предприятий и коммерческих фирм, занимающихся внешнеторговыми операциями. Как правило, это высококлассные специалисты, которые тем не менее не до конца осознают проблемы глобализации бизнеса. Опрос показал, что многие российские производители рассматривают экспорт своей продукции как вынужденную меру, направленную на получение живых денег для пополнения оборотных средств — выплаты заработной платы, уплаты налогов, приобретения дефицитного сырья, которое отгружают только за деньги. Они считают привлекательным российский рынок он довольно емкий, цены здесь на многие товары выше мировых (это касается металлов, изделий из леса, химической продукции). Кроме того, положительным моментом либерализации внешней торговли является исчезновение двойного стандарта в настоящее время продукция для внешнего и внутреннего рынка практически ничем не отличается. [c.150]
Следовательно, глобализация бизнеса ведет к тому, что наряду с использованием имеющихся факторов производства для достижения успеха все большее значение приобретают следующие условия [c.151]
Информационная и функциональная поддержка глобализации бизнеса. [c.170]
Расширение границ бизнес-планирования, которое усложняется по мере совершенствования технологии производства товаров и осуществления услуг из-за конкуренции и увеличения объема информации у потребителей о рынке их предложений, а также глобализации бизнеса. [c.16]
Стремительная глобализация бизнеса в XX в., являющаяся следствием интернационализации экономик, станет главной тенденцией его развития и в третьем тысячелетии Вместе с тем этот процесс содержит не только большие возможности, но и является источником противоречий и конфликтов, для выявления и разрешения которых потребуются усилия ученых и практиков всех стран. [c.10]
ТНК и МНК как формы глобализации бизнеса [c.67]
В результате анализа тенденций развития международного бизнеса можно выделить три основные дальнейшее углубление международного разделения труда, глобализация бизнеса и универсализация деятельности и товаров. [c.359]
Сдвиг к сегментам требует переосмысления концепции сегментирования, а также совершенствования и применения сложных баз дан-, ных, маркетингового анализа, моделирования и стратегии. Стремление к подобному развитию неизбежно и сопровождается другой тенденцией — глобализацией бизнеса. [c.283]
Преграды для эффективного сегментирования не имеют методологический характер, для их преодоления помогут даже не удачно собранные данные, а способность и готовность менеджеров предпринять стратегию сегментирования и определить требуемые процессы и ресурсы для удачной реализации. Концепция сегментирования, способная отражать вклад информационной революции и глобализации бизнеса, надежна и достоверна. Проблемы при сегментировании — явление обычное. Эти проблемы разрешимы, но решения требуют проверки и создания более точных подходов к сегментированию рынка. Если у нас есть уверенность и смелость пересмотреть традиционную концепцию сегментирования, мы сможем значительно поднять его ценность в удовлетворении потребностей покупателей и для других заинтересованных групп. [c.288]
Глобализация бизнеса принесет российским предприятиям новые проблемы и испытания. Потребители, вступая в деловое сотрудничество с партнерами, требуют высокого уровня обслуживания. Уже сейчас предприятия, формирующие тесные отношения с потребителями и поставщиками, вынуждены существенно повысить качество обслуживания. [c.4]
Интерес к стратегическому менеджменту обусловлен влиянием ряда факторов, таких, как ускорение изменений в макросреде, глобализация бизнеса, усиление конкурентной борьбы за ресурсы, развитие информационных сетей, изменение роли человеческих ресурсов появление новых возможностей для бизнеса, открываемых с развитием НТР широкая доступность современных технологий, появление новых запросов и изменение позиции потребителей. [c.60]
Помимо необходимости решения указанных выше общих стратегических проблем, свойственных большей части организаций, в конкретной отрасли промышленности могут требовать разрешения и специфические стратегические проблемы данной отрасли. Наличие или отсутствие специфических стратегических проблем организаций конкретной отрасли предопределяются структурой экономики, уровнем экономического развития страны, мировыми экономическими тенденциями, характером современной постиндустриальной эпохи (характеризующейся ростом благосостояния населения, актуализацией экологических проблем, изменением экономики, интенсификацией конкуренции, ростом темпов НТП, глобализацией бизнеса, усилением интеграционных процессов, повышением роли информации, высокотехнологичных, наукоемких, малоотходных производств и т.д.). [c.114]
Преграды для эффективного сегментирования не имеют методологического характера, для их преодоления помогут даже не удачно собранные данные, а способность и готовность менеджеров предпринять стратегию сегментирования и определить требуемые процессы и ресурсы для удачной реализации. Концепция сегментирования, способная отражать вклад информационной революции и глобализации бизнеса, надежна и достоверна. Проблемы при сегментировании — явление обычное. Эти проблемы [c.391]
По наиболее общим оценкам экономистов, ближайшее будущее — время динамичных нововведений и изменений во всех сферах бизнеса. Стратегия компании или фирмы становится уже не просто борьбой за свою «рыночную нишу» и господство в ней. Предстоит «гонка на каждом метре», по всем направлениям в ускорении нововведений, выборе и реализации политических приоритетов, вовлечении потребителей в инновационную деятельность, поиске высококвалифицированных и образованных кадров. Такой новый стратегический подход связан с глобализацией бизнеса и в конечном счете с переходом государств и всего мирового сообщества к новым моделям экономического роста. [c.55]
Кроме того, и региональные группировки достаточно активно содействуют притоку инвестиций, способствующих дальнейшей глобализации бизнеса. В числе таких группировок присутствуют азиатские — АСЕАН и АТЭС. [c.119]
Среди причин, обусловивших в последнее время столь интенсивное развитие зарубежной инвестиционной деятельности отдельных стран (и компаний), следует выделить такие, как давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка правительств. Кроме того, называются следующие региональные группировки, наиболее активно содействующие притоку инвестиций ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, поскольку они способствуют глобализации бизнеса, выработке и практическому применению на практике сопоставимых инвестиционных режимов. [c.189]
Понятие организационной культуры в последние годы было существенно переосмыслено, и в результате этого оно получило более широкое распространение. Это понятие трактуется на основе двух основных моментов с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации, и с точки зрения культурных структур, обзор которых был сделан голландским исследователем Геерте Хофштеде (G. Hofstede). При этом основное внимание уделяется различиям между национальными культурами. Этот последний аспект имеет огромное значение в условиях, когда усиливаются процессы интернационализации и глобализации бизнеса. Признанное толкование понятия культура касается внутренней жизни организации это образ жизни, мышление, действия и существование. Речь может идти, например, о порядке принятия решений или о том, как поощряются или наказываются, служащие. Это понятие включает и связи внутри организации, и терпимость к оппозиции. [c.53]
Монокультурными являются коммуникации между участниками одной культуры. Мультикультурные коммуникации пересекают границы культур, строятся для нескольких инокультурных аудиторий. К таким коммуникациям Можно отнести выступление в прессе, которую читают граждане разных стран, рассылку пресс-релиза в несколько иностранных информационных агентств. Глобализация бизнеса увеличивает значимость мультикультурных коммуникаций и, соответственно, мультикультурный аспект квалификации ПР-специалиста. [c.98]
Следующей важной предпосылкой развития стратегического менеджмента является процесс глобализации бизнеса, который затро- [c.18]
В чем выражается глобализация бизнеса
Процесс глобализации в международном бизнесе
А.А. Стриженко, М.А. Плаксина
В настоящее время практически все страны мира вовлечены в процесс глобализации. Российская Федерация выступает на сегодняшний день в роли только принимающей стороны, что означает, что глобальные компании открывают свои филиалы и производственные комплексы в нашей стране и что Россия неспособна пока освоить глобальный бизнес. Появлению глобальных компаний в России воспрепятствовали экономические трудности, неблагоприятная законодательная база и неустойчивость политической ситуации, связанные с переходом от командной экономики к рыночной. Относительная стабилизация экономической ситуации в России до финансового кризиса в августе 1998г. давала надежды на то, что международный бизнес сможет активно развиваться и процесс глобализации станет в ближайшее время актуальным для российских компаний. Однако страна не успела достичь устойчивых стабильных результатов, как произошел валютный обвал на фондовых биржах. Для выявления ошибок, допущенных в экономической политике и практике в стране, необходимо провести анализ имеющегося опыта западных глобальных корпораций, определение позитивных и негативных методов глобализации.
Глобализация бизнеса напрямую связана с увеличением объема продаж и прибылей компаний. В связи с тем, что российские товары времен социалистической экономики были абсолютно неконкурентоспособными, российские предприниматели не могли представлять такие товары на международном рынке. Производство товаров в России по этой причине зашло в тупик.
Отсутствие денежных средств и инвестиций в реальный сектор промышленности не давали возможности закупить или произвести новые производственные линии для производства нового продукта. Не способствовали закупке нового оборудования и высокие таможенные сборы. Производство товаров оказалось невыгодным из-за высоких налогов. Имеющийся капитал не использовался для инвестиций производства, а уходил в офшорные банки за рубеж.
В связи с тем, что доходы западных глобальных компаний являются высокими, только они способны в настоящее время выдержать конкуренцию и добиться действительно высоких результатов. Это не означает, однако, что организация деятельности глобальных компаний более легкая по сравнению с организацией деятельности компаний, оперирующих только на внутреннем рынке. Существуют факторы, делающие организацию деятельности глобальной компании более трудной и комплексной.
Глобализация – это новое явление в развитии международного бизнеса, возникшее в конце ХХ века. Ей предшествовал процесс появления мультинациональных корпораций. На сегодняшний день некоторые авторы научных работ не видят различий между мультинационализацией и глобализацией и рассматривают эти два явления как единое целое. На самом деле есть существенное различие между двумя процессами. Оно заключается в том, что мультинациональная корпорация производит и продает товары в разных странах и использует различные стратегии ведения бизнеса, различные производственные процессы, производя различные товары в зависимости от условий в странах, где производится и продается товар. Глобальная компания тоже производит и продает товары в разных странах, но делает это, используя одинаковые товары, единый производственный процесс и единую стратегию на всех рынках. [1, с. 197 – 198; 2, c. 107 – 126]. Глобальные корпорации рассматривают весь мир как единый рынок.
Существует ряд факторов, доказывающих, что для компании действительно очень выгодно иметь единую глобальную стратегию. Однако разработка такой стратегии – это очень трудный и длительный процесс. Цель глобальной компании – сделать производственный процесс, продажи и каналы распределения стандартными на всех рынках. Обычно у компаний не возникает проблем со стандартизацией производства, основные проблемы возникают при попытке стандартизировать продажи и каналы распределения.
Идеальная модель глобальной торговли – это стандартная маркетинговая смесь, состоящая из так называемых “четырех Р”: product (продукт), price (цена), place (место) и promotion (продвижение товара). В настоящее время большинству глобальных компаний не удалось достичь идеальной модели.
Можно выделить три основных преимущества стандартизации маркетинговой смеси: 1) снижение затрат; 2) упрощение осуществления контроля и координации действий филиалов со стороны головного офиса; 3) уменьшение затрат времени на подготовку маркетингового плана.
Компании всегда стремятся увеличить объемы своих продаж. В условиях, когда компания уже насытила внутренний рынок своим продуктом, ей приходится выходить на зарубежные рынки путем выноса производства за рубеж или экспорта. Однако это не означает, что компания будет стремиться выйти на рынки любых стран. Если компания преследует цель увеличить продажи, она выберет те страны, темпы экономического роста которых превышают темпы роста в стране компании либо страны, в которых наблюдается рост таких показателей, как доход на душу населения и рост населения. Например, доходы в группе экономически и политически лидирующих стран значительно превышают доходы в группе отстающих стран, что не означает, что рыночный потенциал для продукта компании существует лишь в странах с высоким уровнем доходов. Здесь важнее смотреть не на доход на душу населения, а на рост или падение этого дохода. Объединенные Арабские Эмираты находятся на 10-м месте по доходу на душу населения, но в этой стране наблюдается падение дохода на 4,3 %. Поэтому, несмотря на высокий доход на душу населения, компания вряд ли сможет увеличить объемы своих продаж на рынке этой страны. Хотя компания должна учитывать и другие показатели, например, темпы роста населения, которые в ОАЭ довольно высоки – 4%. За счет этого фактора компания может увеличивать объемы продаж в этой стране. В любом случае, прежде чем выходить на рынок какой-либо страны, компания должна тщательно проанализировать все характеристики данного рынка.
Для получения объективной статистической информации о реальном экономическом положении в стране Всемирный Банк использует среднее значение валютного курса за текущий год и за два предшествующих года, предварительно сделав поправку на уровень инфляции в стране [4].
При рассмотрении возможности выхода на зарубежный рынок компания должна обращать внимание не только на ВНП, но и на характер распределения дохода среди населения. Так, страны с низким показателем ВНП, но с равномерным распределением дохода будут более предпочтительным рынком, чем страна с высоким ВНП, но с неравномерным распределением дохода.
Для глобальной компании, производящей продукт в разных странах мира и экспортирующей его во многие страны, не составляет большого труда завоевать еще один рынок. Ведь сущность глобализации заключается в том, что компания использует единый продукт и единую стратегию на всех рынках, поэтому, используя годами отработанную стратегию, глобальная компания без особых дополнительных затрат может увеличить объемы своих продаж.
Еще одним примером является компания Coca-Cola – лидер в производстве безалкогольных напитков. На наш взгляд, эта компания является наиболее яркой иллюстрацией того, как процесс глобализации повлиял на увеличение объемов продаж: компания была основана в 1886 году, и ей потребовалось 22 года, чтобы продать первый миллиард условных единиц продукта; сегодня Coca-Cola оперирует на рынках 195 стран и продает миллиард условных единиц продукта в день! [5].
Процесс глобализации способствует увеличению доходов компании. На своем внутреннем рынке компании приходится бороться с конкурентами. Такая борьба обычно приводит к снижению цен. Но чем больше зарубежных рынков завоевала компания, тем меньше вероятность того, что конкуренты будут присутствовать на всех этих рынках. Обязательно найдутся такие рынки, где конкуренция либо будет отсутствовать вообще, либо будет присутствовать в очень малой степени. На таких рынках глобальная компания может устанавливать благоприятные для себя цены, тем самым увеличивая свои доходы. Преимущество глобальной компании заключается в том, что в конечном итоге она выигрывает даже на рынках с высокой степенью конкуренции. Благодаря тому, что компания присутствует на рынках, где она спокойно может устанавливать благоприятные для себя цены, на рынках с большой конкуренцией глобальная компания может себе позволить значительно снизить цену. Конечно, на первом этапе это влечет за собой убытки, но в конечном итоге такие действия позволяют компании победить конкурентов, увеличить объемы продаж, достигнуть масштабного производства и, следовательно, снизить затраты.
Одновременному увеличению доходов и объемов продаж и снижению издержек способствует представление продукта на всех рынках сразу. Как уже отмечалось, если компания сначала представляет продукт на внутреннем рынке или на одном из зарубежных рынков и, только убедившись, что стратегия была эффективной, выводит продукт на остальные рынки, то у конкурирующих компаний будет достаточно времени на освоение производства нового продукта и завоевание рынков.
Многим глобальным компаниям удается увеличить свои прибыли путем снижения затрат. Глобальная компания представляет единый стандартный продукт на всех рынках. Благодаря этому отпадает необходимость разрабатывать новый продукт для каждого рынка, что значительно снижает затраты компании на научные исследования и разработки. Кроме того, если компания присутствует на многих рынках мира (а это характерно для глобальных компаний) и представляет стандартный продукт на всех рынках, то объемы производства этого продукта возрастают, что позволяет достичь масштабного производства и, следовательно, снизить затраты на производство единицы продукции. Руководство Warner-Lambert, глобальной компании по производству лечебных средств и потребительских товаров, соглашается с этим утверждением: “Компания Warner-Lambert относится к каждому новому продукту как к глобальному, особенно это касается фармацевтических товаров. Только в условиях внедрения продукта на всех рынках компания может рассчитывать на покрытие издержек. По подсчетам компании, затраты на разработку и маркетинг одного нового лекарства превышают 230 млн. долларов” [6, c.25].
Вынос глобальными компаниями своего производства за рубеж также может привести к снижению затрат. Правительства большинства стран не поощряют импорт, а стараются привлечь инвестиции в страну. Они стараются убедить глобальные компании не экспортировать продукт в страну, а производить его в самой стране. Например, правительство Греции создало очень благоприятные условия для зарубежных компаний, выносящих свое производство на территорию Греции. Такие компании получают от государства субсидии на покрытие до 1 / 2 суммы процентов, начисленной по банковским кредитам. Кроме того, компании освобождаются от уплаты до 90% налога на прибыль [7, c.49-50]. Такие действия правительства принимающих стран приводят к снижению затрат на производство, однако это не является главной причиной выноса производства за рубеж.
Не возникает сомнений в том, что главной причиной является возможность получить большую прибыль от производства за рубежом. Исследование 140 компаний, входящих в Fortune 500, проведенное Business International в 1993 году, показало, что у 90% этих компаний, начиная с 1974 года, прибыль, полученная от зарубежного производства, постоянно возрастала. Исследование показало также, что за период с 1985 года по 1993 год в зарубежном производстве средние темпы роста прибыли превысили средние темпы роста объема продаж (5,9% против 4,1%), в то время как уровень прибыли, получаемой от производства на внутреннем рынке, снизился, в среднем, на 27%, несмотря на то, что объемы продаж возросли на 5,2% [8, c.305]. В 1995 году из 100 крупнейших компаний США только у 18 доход, полученный от зарубежного производства, превысил 50%, но зато у 33 компаний больше 50% всей прибыли приходится на прибыль от зарубежных операций. Ярким примером является компания General Motors, занимающая 1-е место в Fortune 500 и являющаяся крупнейшей компанией мира в автомобильной индустрии. Только 28% дохода General Motors приходится на доход от зарубежного производства, в то время как прибыль от зарубежных операций составляет 91% [9, c.276].
Не вызывает сомнения тот факт, что глобализация позволяет компаниям стать крупнее и богаче. Для того, чтобы реально оценить, насколько крупными являются на сегодняшний день глобальные компании, нами было проведено количественное сравнение доходов крупнейших глобальных компаний мира из списка Global 500 журнала Fortune и ВНП стран мира.
Как стало видно из результатов сравнения, в первой сотне больше глобальных компаний, чем стран (58 и 42 соответственно). Только 21 стране удалось опередить такие глобальные компании, как General Motors, Ford, Mitsui, Mitsubishi. Годовой доход от продаж одной только корпорации General Motors превосходит суммарный ВНП семидесяти стран [10, c.143-152 ]. Такое сравнение может служить свидетельством того, что за счет глобализации компании становятся крупными, и годовые доходы компании достигают значительных размеров. Причем, доходы компании постоянно растут и компании занимают все более высокие места в списке крупнейших по ВНП стран и по доходу компаний. Для сравнения – в 1993 году в аналогичном списке было более 56 компаний, сегодня – 58. Корпорация General Motors находилась на 22-м месте, как и сейчас, последующая за ней компания находилась тогда лишь на 31-м месте.
Проведенное сравнение также показывает, что у компании нет шансов войти в число крупнейших корпораций мира без выхода на глобальный рынок. Организацией Объединенных Наций подсчитано, что в мире существует свыше 37 тысяч международных компаний (глобальных или мультинациональных). Они контролируют более 206 тысяч зарубежных филиалов, доход которых составил в 1991 году 4,8 трлн. долларов. Более того, было подсчитано, что 20-25% совокупного производства всех товаров на мировом рынке обеспечивают 600 крупнейших глобальных корпораций [11, c.419].
Таким образом, международный бизнес стал объектом исследований специалистов во второй половине ХХ века. Процессы глобализации начались с появлением транс- и мультинациональных корпораций. В наши дни большинство крупнейших корпораций становятся глобальными. Глобализация – это объективный процесс развития бизнеса. Только у глобальных корпораций наиболее благоприятные условия для выживания. В 1980 году США доминировали по количеству глобальных компаний – 45, за ними следовала Западная Европа – 42 и Япония – 8. В 1993 году США утратили свою доминирующую позицию (32), на первое место вышли страны Западной Европы – 38. В Японии же количество глобальных компаний значительно возросло: с 8 до 23.
Российскими экономистами уделяется мало внимания процессу глобализации. Это объясняется историческими и экономическими причинами. В 1997 году крупнейшая российская компания РАО Газпром вышла на 146 место в списках крупнейших компаний мира Fortune 500 [12], однако в списках крупнейших глобальных компаний мира не присутствует ни одной российской компании. Приобщению России к глобализации воспрепятствовали долгие годы социалистической ориентации в России, экологические трудности, связанные с переходом от командной экономики к рыночной. Не стоит сбрасывать со счетов и неудачный опыт рыночной экономики. Практически первый этап перехода к рыночной экономике был посвящен процессу приватизации любой ценой с целью невозможности возврата к социалистической экономике, в результате чего было допущено много ошибок. Период относительной стабилизации в экономике России до финансового кризиса 17 августа 1998 года не был использован для инвестирования в реальный сектор экономики и для подъема производства товаров на новом оборудовании, способных быть привлекательными по цене и по качеству хотя бы для регионального покупателя. Анализ же процесса глобализации показывает, что Россия должна производить товары высокого качества сначала для внутреннего рынка, затем для регионального рынка, т.е. стран СНГ, а затем переходить на глобализацию.
Стратегии глобализации могли бы быть отработаны сначала на региональном уровне, т.е. в странах СНГ, а это достаточно большой рынок. Пока российские фирмы и компании не научатся производить конкурентоспособные товары по достаточно низким ценам, пока они не научатся снижать издержки производства, надеяться на быстрый экономический успех не приходится. При практикующейся правительством России экономической политике Россия надолго, если не навсегда, может остаться на задворках международного бизнеса, оставаясь только в роли принимающей страны, чего нельзя допустить.
1) увеличению объемов продаж и прибылей;
2) защите рынков от конкурентов;
3) увеличению прибылей;
ния и разработку новых продуктов для
Особенно важно подчеркнуть, что благодаря присутствию глобальной компании на многих рынках мира, ОБЪЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА ВОЗРАСТАЮТ, что позволяет достичь масштабного производства и, следовательно, снизить затраты на производство единицы продукции. Годовой доход от продаж одной только корпорации General Motors превосходит суммарный ВНП семидесяти стран.
В настоящее время ни одна глобальная компания не достигла идеальной модели глобализации (полной стандартизации производственного процесса, торговли и стратегии). Но процесс глобализации продолжается, и компании стараются как можно ближе подойти к идеальной модели, так как чем ближе находится компания к идеальной модели, тем крупнее, сильнее и богаче она становится, тем выше ее успех, тем больше она дает своему государству, да и другим странам, в которых она работает.
1. Globalization Starts with Company’s Own View of Itself. // Business International, June 10, 1996.
2. Yao–Su-Hu. Global of Stateless Corporations Are National Firms with International Operations. // California Management Review, Winter 1992.
3. Ad Fad. // The Wall Street Journal, May 12, 1992.
4. Technical Notes. / Wold Development Report, 1994.
5. http: // www. cocacola. Com/co
6. Warner – Lambert / Annual Report, 1995.
7. Ball D., McCulloch W. International Business: The Challenge of Global Competition. – Chicago, 1996.
8. International Performance Outshines Domestic Results. // Business International, September 29, 1993.
10. The World’s Largest Corporations. // Fortune, July 25, 1996.
11. Division on Transnational Corporations and Investment / World Investment Report 1994. New York: United Nations, 1994.
12. http: // pathfinder. Com / @@ w8b NK WYAXvc* 1 mrD / fortune/ fortune 500.