В чем выражается гордыня
В чем выражается гордыня
Гордыня отличается от простой гордости тем, что ослепленный гордыней человек хвалится своими качествами перед Богом, забывая, что получил их от Него. Это самонадеянность человека, вера в то, что он всё может сам и всего добивается самостоятельно, а не с помощью и по воле Бога. Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает. В гордыне человек не благодарит Бога за всё то, что имеет (например слух, зрение, жизнь) и получает (например пропитание, кров, детей).
Другими словами, гордыня — это когда вместо Бога, который находится в центре картины бытия, в этот центр становлюсь я сам. И вся картина мира тогда искажается, потому что в центре-то всё равно Бог, это только в моём представлении всё как-то по-другому. Вот и получается, что со своей неправильной картиной мира, я всё время на что-то натыкаюсь. Мне кажется, здесь должен быть проход, а здесь колонна, и я буду об неё биться всё время.
Все религии признают это качество одним из самых серьезных смертных грехов. Оно лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д. Именно поэтому почти все богословы ставят гордыню на первое место в черном списке грехов.
Но, тем не менее, разглядеть её в себе порою очень сложно. Потому что грань различия между гордостью и гордыней иногда очень тонкая. Как говорится «Уважая своё я — вы можете не заметить, как плюете в души окружающих вас людей… чрезмерно уважаемое эго — это и есть гордыня.»
«Гордыня предшествует падению.» (Английская поговорка)
Итак, как говорится, врага нужно знать в лицо. И тщательно изучая признаки гордыни, мы можем начать медитировать на них и отслеживать их проявления в нашем сердце. Это очень поможет нам развивать благоприятные качества, такие как смирение, уважение, и будет способствовать гармонизации наших отношений с этим миром и укреплять нас на духовном пути. Потому что наша гордыня помогает нам видеть в людях плохое и мешает увидеть хорошее.
«Спящие грезят о собственной значительности. Пробужденные же становятся проводниками значительности мироздания для всё ещё спящих.»
Данный список «отличительных» признаков гордыни составлен по семинару Шри Джишну прабху (Сергея Тимченко) «54 признака гордыни».
Часть 12. Гордыня
Восемь смертных грехов и борьба с ними
Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.
Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.
Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.
Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».
Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.
Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».
Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».
Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.
Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.
В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.
Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.
Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.
Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.
В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.
Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.
Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.
Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.
Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.
Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть.
Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.
Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.
Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.
Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?
Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая большая из страстей борется наивысшей добродетелью.
Как стяжать любовь к ближнему?
Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).
Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает, а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.
Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.
Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.
Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.
Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).
Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»
Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.
Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.
Скрытые и явные признаки гордыни
Скрытые и явные признаки гордыни — это третья статья цикла «Человек и эгоизм».
Статья 1 — Эгоизм и его проявления
Статья 2 — Эгоизм в жизни человека: что усиливает и ослабляет
Статья 3 — [ты здесь] — Скрытые и явные признаки гордыни
Для начала предлагаем расшифровать слова гордость и гордыня, чтобы точно понимать, о чём пойдёт речь.
Гордость — Стремление к Богу — Духу через внутреннее развитие и познание себя. Преодоление собственных слабостей силой и светом Духа.
Гордыня — Взращивание Эго и отказ от Бога и саморазвития. Концентрация на достижении материальных благ.
Гордыня проявляется через сравнивание себя с другими и нахождение себя выше, лучше, достойнее, значимее других людей и живых существ, и даже мира в целом.
Осмеливаемся утверждать, что гордыня — это первое и самое яркое проявление вируса эгоизма в человеке. Где гордыня, там точно есть эгоизм.
И всё было бы понятно и просто, если бы мы — люди — умели различать своё поведение и мотивы, чтобы обнаружить признаки гордыни и вовремя избавиться от них. Но всё не так легко, как кажется, потому что очень часто гордыня ловко прячется и маскирует себя под благовидные мотивы и объяснения.
В данном материале мы предлагаем рассмотреть скрытые и явные виды проявления гордыни.
Для тех, кто хочет исправить в себе то, что приводит к проблемам в отношениях, предлагаем скачать книгу👇
Явные признаки гордыни
Высокомерие, надменность, презрительность
Человек всем своим видом и поведением показывает, что он выше и лучше остальных, что все окружающие по сравнению с ним, ничего не стоят и не заслуживают его внимания.
Т.е. человек отделяет себя от остальных людей и мира. Он считает себя лучше и достойнее всех, а остальных хуже, чем он. Таким образом, он всячески взращивает эгоизм. А так как считает себя уже лучшим, значит, отказывается от изменений себя, а следовательно, и развития.
Холодность, равнодушие
Человек держится особняком и не прикладывает усилий, чтобы выстроить отношения с людьми.
Его мышление: “Мне пофиг на всех, я сам/-а по себе и мне и так хорошо”.
Подобный принцип основан на нежелании человека вкладывать силы и внимание в окружающих, ведь одному быть намного проще. Это также приводит к отсутствию саморазвития, а следовательно — эгоизму и гордыне.
Жадность, скупость, корыстность
Человек зациклен на материальном, его преследует постоянный страх, что “мне не хватит”.
Мышление для оправдания своих поступков: “Мне это важнее и нужнее, чем кому-либо.”
Такой человек всегда всё “гребёт” под себя и боится конкурентов. Ведь у него могут отнять всё богатство.
Получается, что главным мотиватором его поступков является страх. А страх — это основное качество эгоизма. Гордыня проявляется в том, что человек сравнивает себя с другими и всегда находит свои нужды более значимыми.
Осуждение и критика по делу и без
Человек подобным поведением ставит себя выше других, так как позволяет себе указывать на недочёты, слабости и ошибки без разрешения и просьбы об этом со стороны людей.
Его принципы:
Получается, что человек вместо того, чтобы обратить внимание на себя, свои недостатки и слабости, чтобы их проработать и измениться, пытается заставить меняться других. При этом человек уверен, что он знает, как лучше сделать, но не делает, а только говорит.
Обидчивость и капризность (истерики и упрёки)
Человек обижается и ставит свои желания и хотения выше всего.
Его принцип поведения: “Я хочу, чтобы было по-моему”.
Манипулируя обидами и капризами, человек добивается внимания и удовлетворяет свои желания, не учитывая мнение и желания других людей.
Лживость, хитрость, лицемерие, подлость
За этими проявлениями всегда стоит: “Я думаю, что умнее и хитрее. Я могу всех обдурить, чтобы добиться своего”. Используя ложь вместо правды, человек обманывает не только других, но и себя, предавая тем самым свою душу и совесть. Это приводит к иллюзиям, искажённому восприятию себя и других и взращивает гордыню.
Контроль
Контролируя и перепроверяя поступки и действия других людей, человек оправдывает себя тем, что знает, как лучше и правильнее. Он позволяет себе вмешиваться в чужую жизнь, нарушая тем самым личное пространство и границы окружающих.
Склочность, скандальность и вздорность
Когда человек постоянно позволяет себе громко и эмоционально высказываться по отношению к другим, кричит, возмущается, повышает голос и превращается в скандалиста, то тем самым он почему-то решает, что ему можно так поступать.
А следовательно, он думает, что его мнение и поведение правильнее и значимее, чем у тех, на кого он срывается. При этом он не учитывает состояние окружающих и их чувства.
Жёсткие убеждения и шаблонное мышление
Подобный образ мыслей и действий приводит к тому, что человек, живя в привычном и знакомом, избегает перемен, а значит, и развития. Ограничивая свою жизнь жёсткой оградой старых убеждений и шаблонов, он оказывается в иллюзорно-стабильном мире, который будет всё больше расходиться с действительностью и жизнью.
Человек живет принципом: “Я самый правый, я всегда сам/-а знаю, как правильно. Мои убеждения самые правильные. Я никого не слушаю и не беру во внимание”.
Безответственность
Человек, который всячески старается делать работу чужими руками, перекладывает задания, избегает принятия решений и переадресует выбор другим — уходит от ответственности.
Самые безответственные люди — это чаще всего самые требовательные и придирчивые контролёры других. Это их способ продемонстрировать занятость, “работоспособность” и “типа ответственность”. На самом деле они всячески избегают делать что-то сами и перекладывают ответственность за сделанное на других.
Принцип мышления и поведения: “Я никому ничего не должен, не обязан или Почему я должен это делать, если есть тот, кто…”.
Манипулирование явное
Человек подхалимничает, льстит, подлизывается или в открытую шантажирует других людей, чтобы добиться своих целей.
Подобным поведением он ставит своё “хочу” значимее остальных и не гнушается любых способов, чтобы получить желаемое.
Общие признаки гордыни у всех этих проявлений:
Человек сравнивает себя с другими, находит себя – свои нужды, мысли, чувства, действия, поступки и желания – лучше и значимее остальных.
Считает, что знает лучше других, как ему и другим правильно думать, поступать и жить.
Всё вместе это приводит к отделению себя от других людей и мира в целом, остановке развития, болезням, деградации, холодности, равнодушию и бездуховности.
Скрытые признаки гордыни
Если явные признаки гордыни легко увидеть и прочесть в человеке, то скрытые признаки гордыни часто маскируются под благими намерениями и “добренькими поступками”. И вычислить их можно только по результатам деятельности человека и его отношениям с другими людьми и миром в целом.
Нежелание и неумение просить о помощи
Программа “я сам/-а”, когда человек отказывается от помощи, не принимает её, избегает просить о помощи, оправдывая это тем, что так проще и сам/а прекрасно справится — очень хитрая программа.
На самом деле за ней стоит: “Я сам/-а всё могу. Я это сделаю лучше, чем другие. Я знаю, как лучше и правильнее. Я сделаю это быстрее и качественнее”.
То есть человек не доверяет другим и предпочитает идти путём наименьшего сопротивления, не прикладывая лишних усилий, чтобы договориться с людьми — такая своеобразная духовная лень.
Безынициативность
Те, кто избегает проявления инициативы, это люди, которые боятся ответственности, начинать что-то новое, ошибок и очень зависят от чужого мнения.
Оправдывают себя тем, что: “А вдруг я ошибусь и у меня не получится, тогда лучше не браться вообще.”
Принцип мышления: ”Если вам что-то надо, вы и делайте. Просите меня, обращайтесь ко мне. А я не буду прикладывать усилий, чтобы первому проявлять инициативу и с вами общаться и тому подобное.”
Подобное поведение может прослеживаться и в профессиональной сфере, и в личных отношениях, когда человек избегает первым мириться после ссоры и т.д.
Безответственность скрытая
Подобные люди часто изображают бурную деятельность, массу инициативы и фонтанируют идеями, но когда действительно доходит до дела или воплощения задуманного, уходят в сторону и делают вид, что так и было.
Их принципы: “Моя хата с краю — ничего не знаю. А почему я должен/-на это делать, если…”
Они никогда не стремятся проявить себя и воспользоваться шансом показать свои способности. Им проще “отсидеться в кустах”.
Получается, что подобные люди свои идеи стараются реализовать чужими руками и не вкладывать собственных настоящих сил и усилий. А значит, они не реализуют свои таланты и способности и отказываются от развития.
Лень и стремление к халяве
Любая лень — это отказ от действий и движения, а значит, развития и жизни. Избегая прикладывать усилия, стараясь получить что-то на халяву, человек превращает себя в “Обломова” или Емелю.
Если идёт по пути Емели, то выбирает принцип “пусть само по себе делается”. Но так не бывает, ведь если делается, значит, кто-то это делает. То есть получается, что человек хочет добиться своего за счёт труда других, а сам ничего не вкладывает.
Либо если выбирает путь “Обломова”, то деградирует и очень быстро теряет человеческий облик, превращаясь в полутруп.
В каждом из случаев человек отказывается от развития, не прикладывает усилий, обесценивает труд других людей, считая, что свои силы дороже и значимее.
Жертвенность и синдром спасателя
Такими людьми руководит жалость и подсознательное ожидание, что произойдёт что-то плохое.
Принцип мышления: “Я должен/на всем и всегда. Я спасу всех и вся. Дам совет, причиню добро и расскажу, как правильно. Только у меня есть силы и знания, чтобы помочь другим людям”.
Такой человек обычно на показ обезценивает себя и свой труд, чтобы потом предъявить счёт в виде претензий и требований уважения, внимания и любви. На самом деле такой человек считает свой труд настолько важным, что позволяет себе предъявлять другим счёт.
Часто за маской жертвенности и мнимой заботы прячется чрезмерный контроль всего и вся. Отсутствие доверия себе, людям, миру и Богу.
Манипулирование скрытое
Помощь, проявления внимания и заботы, “любви”, пожертвования, добрые дела, намёки, вместо прямой просьбы — часто являются скрытым манипулированием, за которым стоит личная выгода. Мотивацией таких дел является корысть.
Включая скрытую манипуляцию, человек обманывает себя и других, заворачивая в “красивую обёртку” добрых дел собственные личные цели, которые он хочет достигнуть за счёт чужих усилий.
Самомнение
Проявление 1: «я сам себе царь»
«Мне пофиг на все авторитеты и мнения. Я сам/-а лучше знаю, как мне…»
Данным симптомам чаще всего подвержены учителя, врачи, целители, маги и те, кто называют себя «ведунами», «жрецами» и т.д.
Есть два основных признака попадания на этот крючок самомнения:
Мышление: «Я сам/-а такой «крутой», знающий, умный и опытный, что практика и опыт других людей в этой теме для меня ничего не значат и не стоят».
За этим стоит нежелание перенимать опыт и знания других людей, отсутствие доверия к ним. А следовательно, мнение, что мой опыт и знания ценнее и значимее, чем опыт и знания других людей в этой теме.
Проявление 2: «шизотерическое»
“Всё, во что я верю, воплощается в материи и работает так, как я в это верю”.
Примеры:
Мышление: “Я настолько круче и сильнее всех, что несмотря на все законы, всё будет работать на меня и по моей вере.”
Получается, что у человека мнение о себе выше Бога, законов Вселенной, природных циклов, физики и т.д.
Скрытые и явные признаки гордыни. Вывод
Итак, мы подробно рассмотрели скрытые и явные признаки гордыни, и как они проявляются в поведении и мышлении человека.
Конечно, довольно редко встречаются люди с яркими проявлениями того или иного качества. Чаще всего гордыня проявляется в разных ситуациях разными качествами.
Одно абсолютно точно — гордыня, как и эгоизм, в большей или меньшей степени есть практически у каждого. А если ты, читатель, уверен, что у тебя точно нет гордыни, и все признаки, что мы описали, к тебе не относятся, значит смотри последний пункт про самомнение))
Если гордыня есть у каждого, то может это нормально, и она для чего-то нужна? Конечно, с гордыней можно жить, и иногда она даже бонусом приносит хороший денежный доход. А вот если рассмотреть результат её проявлений во времени, то итогом будет одиночество, в котором нет места семье, друзьям и подругам, нет детей и любимого человека рядом. Вообще никого не будет рядом, только те, кому платят.
Так как гордыня — это неотъемлемая часть эгоизма, она разобщает людей и разводит их, потому что гордец думает только о себе, своих желаниях, выгодах и потребностях.
Базой для взращивания гордыни являются боль, обида и страхи, которые чаще всего родом из детства и во взрослом возрасте уже забываются и не осознаются, но продолжают манипулировать человеком и разрушать его изнутри.
Гордыня очень сильно усложняет жизнь, так как вынуждает воспринимать мир только дуально. Человек, заболевший гордыней, не различает полутонов отношений, разнообразие вкусов и запахов жизни. Весь мир для него делится на 2: хорошо или плохо, добро или зло, правильно и неправильно, чёрное или белое, да или нет. Других вариантов он не замечает, они проходят мимо.
Гордыня заставляет постоянно сравнивать всех и вся, где будут только две степени сравнения: лучше, чем я, или хуже, чем я; это для меня лучше, а это — хуже и т.д.
Гордыня очень сильно ограничивает развитие человека, так как гордыня и гибкость мышления — несовместимы. Гордецы боятся нового и перемен, хотя могут быть заядлыми адреналинщиками. Но новые жизненные обстоятельства, которые не вписываются в привычную схему, их будут пугать и выбивать из колеи.
Ими управляют страхи. А там, где страхи, там нет доверия, а значит, и доверия к Богу и его творениям.
Гордыня — Это взращивание Эго и отказ от Бога и саморазвития. Концентрация на достижении материальных благ.
Что выбираешь ты:
Быть человеком и идти по пути саморазвития и познания себя и жизни.
Или путь эгоиста, который может и даёт денежный успех, но приводит к разрушению и одиночеству.
Выбор каждый делает сам. Каждый день, каждый поступок, каждое слово, каждое чувство, каждую мысль.
Научись находить общий язык с собой. Настрой взаимодействие с миром. Учись видеть невидимое, познавать скрытое.