В чем выражается индивидуальность почерка
Основные свойства почерка
Каминская А.А., соискатель кафедры криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета.
К основным свойствам почерка, важным с позиций криминалистических экспертиз, относятся: индивидуальность, динамическая устойчивость, вариационность, избирательная изменчивость.
Как известно, на начальных этапах обучения при выполнении письменных знаков велико участие сознания (кортикальные уровни D, E). В силу этого отмечается большое влияние психических свойств пишущего на формирование ПДН: стойкость и точность зрительного, звукового восприятия; свойства внимания, памяти; волевые качества, усидчивость; отношение к обучению, перспективы и уровень развития эстетических чувств. При дальнейшем обучении движения при письме автоматизируются и многие регуляции передаются на нижележащие субкортикальные уровни. В связи с этим на формирующуюся индивидуальность начинают влиять некоторые непроизвольные моменты: основные свойства нервной системы, особенности темперамента, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, размеры костных рычагов, свойства мышечных групп двигательного аппарата и др.
Внешние условия образуют для каждого пишущего свою «микросреду», структура которой уникальна. Наиболее общими условиями являются методика обучения письму, принятая в общеобразовательной школе, свойства личности и профессиональные качества педагога. Кроме того, некоторые устойчиво повторяющиеся влияния внешней среды формируют своеобразие почерка. К ним относятся: необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления документов и др.
В результате взаимодействия названных внутренних и внешних факторов у пишущего формируется неповторимый, индивидуальный почерк.
Устойчивость образуется с формированием почерка, т.к. это свойство присуще выработанной системе движений. Обычно почерк стабилизируется к 25 годам и находится в этом состоянии без существенных изменений до пожилого возраста (60 лет). К этому времени начинают появляться изменения почерка. В старческом возрасте (74 года и выше) происходит деградация письменно-двигательного навыка.
Устойчивость почерка проявляется и при действии различных сбивающих факторов, не превышающих значительно «пороги сбиваемости». Двигательная система обладает значительным запасом прочности. Так, проведенными исследованиями выявлены две фазы процесса формирования письменно-двигательного навыка. В начальной фазе коррекция движений происходит за счет зрительной афферентации, которая обусловливает участие сознания в этом процессе. При этом преобладающем виде регуляции пишущий реагирует только на довольно крупные отклонения при письме, которые уже совершены. Такая форма контроля «post factum» создает условия для «рыскания» орудия письма. Это положение длится до тех пор, пока у учащегося не сформируется кинестетическая афферентная коррекция применяемых мышечных напряжений и ускорений пишущего прибора. В этом случае производимый контроль упреждает назревающую ошибку уже в динамике мышечных напряжений. Кинестетическая афферентация возникает при повышении чувствительности и формировании в подкорковых и корковых центрах устойчивых доминирующих очагов, ответственных за поддержание автоматизированных движений, обусловленных деятельностью проприоцепторики. Афферентный сигнал при таких условиях в большинстве случаев сознания не достигает.
Устойчивость почерка не означает его абсолютной стереотипности свойств. Формами проявления устойчивости являются вариационность и разброс в пределах варианта.
Вариационность придает двигательной системе большую пластичность и расширяет пределы для маневра в постоянно изменяющейся обстановке.
Закономерные колебания системы внутри области устойчивости могут быть вызваны различными причинами, в этой связи выделяется два вида вариационности: программная и коррекционная. Следует иметь в виду, что эти наименования условны, т.к. вариационность всегда программируется.
При формировании письменно-двигательного навыка пишущий приобретает способность компенсировать влияние сбивающих факторов за счет незначительных коррекций механизма письма, в результате чего имеет всегда одинаковый результат. Однако влияние этих факторов в отдельных случаях оказывается настолько сильным, что компенсации не достигают цели. В этом случае человек вырабатывает и принимает новые двигательные образы, более соответствующие изменившимся условиям. Таким путем проявляется программная вариационность.
Коррекционная вариационность присуща каждому сформированному почерку. Одной из основных причин этого вида вариационности является быстрое и связное письмо. Однако в отличие от программной коррекционная вариационность ограничена пределами уже выработанных на уровне D программных схем. Например, в зависимости от контекста предыдущих и последующих движений, знаков, даже слов и фраз пишущий избирает соответствующий вариант движения.
Индивидуальность почерка
Индивидуальность почерка – это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индивидуальности почерка, которая обретает отчетливо выраженные черты лишь к 3-4 классам средней школы.
Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, которое, в свою очередь, зависит от следующих факторов:
а) индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств. В отношении формирующегося ФДК индивидуальность личности выступает как единый «внутренний» (или субъективный) фактор;
б) условий формирования ФДК, которые по отношению к формирующемуся навыку образуют «внешний» (или объективный) фактор;
в) взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальных свойств личности, с другой, т.е. системы объективных и субъективных факторов;
В начальный период обучения письму, характеризующийся активным участием сознательного компонента, большое влияние на формирование зрительно-двигательного образа выполняемых рукописей оказывают психологические свойства пишущего: стойкость и точность зрительного восприятия, внимание, память, сознательная заинтересованность, целеустремленность, воля и т.п. Однако с автоматизацией письменных движений активно включается непроизвольный компонент. В связи с этим заметное воздействие на формирующийся зрительно-двигательный образ и двигательный состав начинают оказывать физиологические, биомеханические и анатомические факторы, такие, как: основные свойства нервной системы, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, возникающие в процессе движений реактивные силы, размеры костных рычагов, масса мышечных групп двигательного аппарата и др.
Типологические свойства нервной системы, особенно ее подвижность и уравновешенность, имеют большое значение в процессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариационности и появление других особенностей почерка.
Анатомические моменты, как правило, непосредственно в почерке не отображаются. Однако они проявляются опосредованно через механизм письма, внося в него индивидуальные черты.
Условия, в которых протекает формирование почерка, как элемент «микросреды», обладают разнообразием, многокомпонентностью благодаря пространственной и временной изменчивости. В комплексе они неповторимы для каждого человека. Если такой сильный фактор, как обучение письму оказывается более или менее общим (более для обучающихся в одном классе, у одного учителя и менее – во всех других случаях), то за пределами школьного обучения при выполнении домашних заданий и практике письма, в дальнейшей учебе и работе индивид сталкивается с комплексом своеобразных условий, сопутствующих формированию и реализации его ФДК. Например, поспешность при выполнении домашних заданий (допустим, связанная с ситуацией в семье), необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления рабочих документов (накладных, расходных ордеров) и т.п. накладывают свой отпечаток на формирующийся навык.
В результате взаимодействия внутреннего, субъективного и внешнего, объективного факторов формируется неповторимый, индивидуальный почерк.
Индивидуальность почерка как его существенное, фундаментальное свойство (качество) обусловливает возможность криминалистического исследования последнего с целью решения идентификационных задач, связанных с установлением исполнителя
конкретной рукописи и факта выполнения ряда рукописей одним лицом. Индивидуальность почерка проявляется в системе более частных его свойств. Будучи изученными, эти свойства образуют признаки, на исследовании которых строится криминалистическая идентификация.
Наиболее полное отображение упомянутая система свойств получает в больших по объему (во всяком случае, содержащих все буквы алфавита) документах. Вместе с тем, чем меньше объем исследуемой рукописи, тем в меньшей мере проявляется в ней индивидуальная система почерковых свойств.
Особым почерковым объектом является подпись, как вид рукописи, для выполнения которой в большинстве случаев вырабатывается специфический ФДК и подписной почерк. Подписной почерк формируется, как правило, на базе уже освоенного письменно-двигательного навыка.
В процессе выработки подписного ФДК у лица нет эталона. Поэтому сначала роль ведущего образа выполняет обозначение фамилии данного лица в изображении, освоенном в процессе формирования навыка письма. Далее в этот образ расписывающийся сознательно вносит изменения с целью: с одной стороны – индивидуализации, учитывая, что подпись – его личный удостоверительный знак: она может снабжаться монограммой, в буквы вносятся дополнительные украшающие штрихи и т.п., с другой – приспособления ее к очень быстрому, непрерывному выполнению, так как подпись – удостоверительный знак, рассчитанный на легкую реализацию. Отсюда обычно в средней ее части имеет место отказ от букв и переход на безбуквенные элементы (циклические штрихи, завершенные росчерком).
Несмотря на то, что подпись является краткой почерковой реализацией, и трудно говорить об избыточности заключенной в ней индивидуальной информации, современный уровень судебно-почерковедческой экспертизы позволяет успешно решать идентификационные и диагностические задачи в отношении этого объекта.
Особенности почерка при проведении почерковедческой экспертизы
Таким образом, индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК навыков, в основе которых лежит:
— индивидуальность личности с ее комплексом анатомических, физиологических, психических особенностей. Это внутренний (субъективный) фактор;
— условия формирования ФДК, среди которых важнейшим является методика обучения письму. Это внешний (объективный) фактор;
— система объективных и субъективных факторов.
Как известно, на начальных этапах обучения при выполнении письменных знаков велико участие сознания (кортикальные уровни D, E). В силу этого отмечается большое влияние психических свойств пишущего на формирование ПДН: стойкость и точность зрительного, звукового восприятия; свойства внимания, памяти; волевые качества, усидчивость; отношение к обучению, перспективы и уровень развития эстетических чувств. При дальнейшем обучении движения при письме автоматизируются и многие регуляции передаются на нижележащие субкортикальные уровни. В связи с этим на формирующуюся индивидуальность начинают влиять некоторые непроизвольные моменты: основные свойства нервной системы, особенности темперамента, пороги чувствительности сенсорных рецепторов, размеры костных рычагов, свойства мышечных групп двигательного аппарата и др.
Внешние условия образуют для каждого пишущего свою «микросреду», структура которой уникальна. Наиболее общими условиями являются методика обучения письму, принятая в общеобразовательной школе, свойства личности и профессиональные качества педагога. Кроме того, некоторые устойчиво повторяющиеся влияния внешней среды формируют своеобразие почерка. К ним относятся: необходимость быстро записывать лекции в процессе дальнейшей учебы, неудобная обстановка оформления документов и др. В результате взаимодействия названных внутренних и внешних факторов у пишущего формируется неповторимый, индивидуальный почерк.
Устойчивость образуется с формированием почерка, т.к. это свойство присуще выработанной системе движений. Обычно почерк стабилизируется к 25 годам и находится в этом состоянии без существенных изменений до пожилого возраста (60 лет). К этому времени начинают появляться изменения почерка. В старческом возрасте (74 года и выше) происходит деградация письменно-двигательного навыка. Устойчивость почерка проявляется и при действии различных сбивающих факторов, не превышающих значительно «пороги сбиваемости». Двигательная система обладает значительным запасом прочности. Так, проведенными исследованиями выявлены две фазы процесса формирования письменно-двигательного навыка. В начальной фазе коррекция движений происходит за счет зрительной афферентации, которая обусловливает участие сознания в этом процессе.
При этом преобладающем виде регуляции пишущий реагирует только на довольно крупные отклонения при письме, которые уже совершены. Такая форма контроля «post factum» создает условия для «рыскания» орудия письма. Это положение длится до тех пор, пока у учащегося не сформируется кинестетическая афферентная коррекция применяемых мышечных напряжений и ускорений пишущего прибора. В этом случае производимый контроль упреждает назревающую ошибку уже в динамике мышечных напряжений. Кинестетическая афферентация возникает при повышении чувствительности и формировании в подкорковых и корковых центрах устойчивых доминирующих очагов, ответственных за поддержание автоматизированных движений, обусловленных деятельностью проприоцепторики. Афферентный сигнал при таких условиях в большинстве случаев сознания не достигает.
Устойчивость почерка не означает его абсолютной стереотипности свойств. Формами проявления устойчивости являются вариационность и разброс в пределах варианта. Вариационность почерка и вариационность признака почерка вызваны адаптационными процессами формирования и реализации почерка. Под вариационностью почерка понимают «устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица, отображенное в рукописях, являющееся средством приспособления к различным условиям их выполнения» (Словарь основных терминов. ).
При формировании письменно-двигательного навыка пишущий приобретает способность компенсировать влияние сбивающих факторов за счет незначительных коррекций механизма письма, в результате чего имеет всегда одинаковый результат. Однако влияние этих факторов в отдельных случаях оказывается настолько сильным, что компенсации не достигают цели. В этом случае человек вырабатывает и принимает новые двигательные образы, более соответствующие изменившимся условиям. Таким путем проявляется программная вариационность. Коррекционная вариационность присуща каждому сформированному почерку. Одной из основных причин этого вида вариационности является быстрое и связное письмо. Однако в отличие от программной коррекционная вариационность ограничена пределами уже выработанных на уровне D программных схем.
Понятие письма и почерка. Устойчивость и индивидуальность почерка
Судебное почерковедение — это отрасль знаний, изучающая почерк и разрабатывающая методы его исследования в целях решения задач судебно-почерковедческой экспертизы[1].
Теория криминалистической экспертизы как часть криминалистической техники включает и судебное почерковедение. Судебное почерковедение объединено с другими видами криминалистической экспертизы единством принципов идентификационного исследования, положений методики криминалистической экспертизы, требований оформления заключений эксперта и т. д.
Однако, как и любой другой вид криминалистического исследования, судебное почерковедение имеет свою самостоятельную область знаний, специфичность которой определяется объектом исследования — почерком. связанным с осуществлением одного из наиболее сложных навыков человека — навыка письма. Никакой другой вид криминалистической экспертизы не исследует эту сторону человеческой деятельности.
Как показывает название «судебное почерковедение», данная наука прежде всего изучает почерк как объект экспертного исследования. Вместе с тем теория и практика к компетенции эксперта-почерковеда относят также исследование письменной речи в целях установления автора тех или иных документов.
Таким образом, объектом изучения с помощью судебного почерковедения являются как почерк, так и письменная речь, отражающие разные (техническую и смысловую) стороны письма.
В связи с этим рассмотрим понятия письма, письменной речи и почерка.
Как известно, письмо — исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмомпонимают средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений.
Письмо прошло длительный, многовековой путь развития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до современной сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Современная система алфавитного письма, как правило, предполагает быстрое, плавное и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Письмо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи, называют скорописью.
Термин «письмо» имеет различные оттенки значения. Кроме приведенного понимания, «письмом» обозначают сам процесс выполнения рукописи, вид письменности (например, «иероглифическое письмо»), почтовое отправление и др.
В криминалистике под письмом, как уже отмечалось, принято понимать объект исследования, включающий:
а) письменную речь и
Письменная речь охватывает собой языковые средства выражения мысли; почерк — письменно-двигательный навык, с помощью которого воспроизводятся письменные знаки и их сочетания, образующие слова.
Письменная речькак объект криминалистического исследования представляет собой характерную для пишущего лица совокупность языковых средств для письменного изложения своих мыслей. На формирование навыков письма оказывают влияние самые разнообразные обстоятельства: знание грамматики (морфологии, синтаксиса) и литературы, различных стилей изложения, профессия, местные диалекты, общение с определенным кругом людей, родной язык, если документ выполняется на другом языке, заболевание центральной нервной системы и т. д.
Почерк— это фиксирующаяся в рукописи, характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке, система движений и иных приемов, с помощью которых выполняется рукопись.
Несмотря на многообразие определений почерка в криминалистической литературе, основу большинства из них составляет представление о почерке как о фиксирующейся в рукописи своеобразной для каждого пишущего системе движений.
Указанный выбор непосредственно не связан с деятельностью двигательного аппарата письма. Некоторые особенности в размещении, как правило обеспечивающиеся отдельными крупными движениями или их комплексом (размещение подписи, фрагментов текста), отражают навыки зрительной ориентации пишущего. Такие движения больше, чем другие, связаны с работой зрительного анализатора, в частности с особенностями глазомера пишущего. Поэтому особенности пространственной ориентации указанных крупных движений или их комплекса неправильно было бы считать только особенностями системы движений пишущего, хотя именно с помощью последней они реализуются. Здесь, по-видимому, больше проявляются иные стороны навыка письма.
Понятие почерка должно охватывать все стороны письменно-двигательного навыка, связанные с техникой письма Основное же содержание этого навыка составляет система движений пишущего
Устойчивость и индивидуальность почерка являются теми его качествами, благодаря которым возможно решение задач, ставящихся перед экспертом (установление исполнителя рукописи и др.)
Понятие устойчивости почерка заключает в себе двоякое содержание:
а) устойчивость особенностей письменно-двигательного навыка, воспроизводящихся как в пределах одной рукописи, так и в рукописях, выполненных неодновременно, т е их стереотипность и
б) устойчивость указанных особенностей при письме в различных, в том числе необычных, условиях, т е их сохраняемость.
Это — две различные, хотя и очень близкие стороны устойчивости почерка, имеющие большое значение для идентификации Действительно, если бы особенности навыка пишущего постоянно менялись, письмо было бы не только нечетким, трудно читаемым, но и идентификация пишущего по почерку была бы невозможна. Для идентификации нужна стереотипность, повторяемость в рукописях одного и того же лица свойственных ему особенностей письменно-двигательного навыка Известно, что на почерк оказывают влияние многочисленные и разнообразные факторы. Если бы под их воздействием человек терял способность писать или всякий раз писал по-разному, то идентификация была бы невозможна
Вместе с тем известно, что в почерках под действием различных факторов наступают изменения Их объем, характер, специфичность для разных причин дают возможность устанавливать в процессе исследования факты неидентификационного характера
В основе устойчивости почерка лежит относительная прочность письменно-двигательного навыка Навык, как «заученное действие», вообще предполагает устойчивость
При изучении устойчивости почерка криминалисты-почерковеды исходили из учения И.П.Павлова о динамическом стереотипе, под которым И.П. Павлов понимал «слаженную уравновешенную систему внутренних процессов», определяющуюся внешним стереотипом, системностью раздражителей[2].
Работы современных физиологов и психологов (в особенности П. К. Анохина[3], Н. А. Бернштейна[4], А. В. Запорожца[5]) позволяют более конкретно подойти к обоснованию устойчивости почерка. Из их концепций применительно к рассматриваемому вопросу вытекает, что устойчивость почерка необходимо искать в устойчивости программирования, устойчивости стоящей перед человеком письменно-двигательной задачи.
Такой программой является сформировавшийся у конкретно пишущего лица зрительно-двигательный образ движений, реализующийся в рукописи.
Этот образ, представление о движениях и их результате заключает в себе как сознательные, так и автоматизированные компоненты, причем последние имеют основное значение при выработанном навыке письма.
Процесс письма в целом является сознательным, произвольным актом, но предполагает обширную автоматизированную регуляцию. Представление о движениях не осознается полностью. Процесс письма обычно протекает быстро, автоматизированно, и программирование текущих движений происходит без концентрации на них внимания пишущего.
Одним из проявлений устойчивости письменно-двигательного навыка является его вариационность.
Под вариационностью в почерковедении принято понимать различное выражение признаков в почерке одного и того же лица или всей системы движений в целом. В первом случае имеется в виду вариационность признака почерка; во втором — вариационность почерка.
Вариационность — свойство сформировавшегося навыка. Природа вариационности кроется в ее приспособительной функции. Вариационность в почерке является средством приспособления движений пишущего к различным задачам и условиям письма.
Учет вариационности имеет большое значение при решении экспертом идентификационных задач и других вопросов, не связанных с идентификацией.
Индивидуальность почерка — это неповторимость зафиксированного в рукописи комплекса особенностей письменно-двигательного навыка у разных людей. Благодаря этому свойству почерка возможна идентификация исполнителя рукописи.
Индивидуальность почерка подтверждена многолетней экспертной практикой и является результатом формирования у каждого пишущего своеобразного письменно-двигательного навыка. В основе своеобразия письменно-двигательного навыка в свою очередь лежит индивидуальность механизма письма, которая формируется в результате взаимодействия многочисленных объективных и субъективных причин.
Из объективных причин (условия и методика обучения в школе, обстановка, в которой выполняются домашние задания) особо должна быть отмечена методика обучения письму. В настоящее время от обучающегося не требуется строгое соблюдение прописей. Более того, методика обучения имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению стандартизации условий при письме[6]. Кроме того, на последующее формирование индивидуального почерка оказывают влияние характер документов и условия, в которых они выполняются в процессе дальнейшей учебы и служебной деятельности.
Субъективные причины охватывают: сознательное отношение к процессу письма, анатомическую и биомеханическую характеристику аппарата письма, типологические особенности нервной системы пишущего и др.
Сознательное влияние пишущего на формирование почерка очень велико. Оно имеет значение в определении пути формирования почерка, в успехе овладения навыком письма, в появлении тех или иных особенностей, чаще всего связанных с определенным строением почерка.
Анатомические моменты, как правило, непосредственно в почерке не отображаются. Однако они проявляются опосредствованно через механизм письма, внося в него индивидуализирующие черты.
Типологические свойства нервной системы, особенно ее подвижность и уравновешенность, имеют большое значение в процессе формирования навыка письма, предопределяя успешность овладения им, выработку вариационности и появление других особенностей почерка.
Как правило, ни один из рассмотренных факторов не получает в почерке однозначного отображения. Это позволяет криминалистам считать случайным происхождение многочисленных особенностей (признаков) почерка. При этом под случайностью происхождения признака понимается необязательность его появления в зависимости от одной определенной причины и возможность появления от разных причин. Чаще всего невозможно назвать одну определенную причину появления признака в почерке. Чем от большего числа возможных причин зависит признак, тем «случайнее» его происхождение. В результате влияния комплекса упомянутых факторов у каждого пишущего формируется индивидуальный почерк.
Индивидуальность почерка в наибольшей мере выражается в отклонениях от прописей, служащих образцом при обучении письму. Однако в процессе формирования почерка некоторые отклонения от стандартных прописей являются общими почти для всех людей. Поэтому индивидуализирующее значение может приобретать и сохранение соответствия прописям.
Выражением индивидуальности в почерке следует считать степень и характер отклонений от прописей и сохранения соответствия им.
Почерк является обширным источником индивидуальной информации.
Особенностей письменно-двигательного навыка в почерке много. Об этом свидетельствует большой перечень идентификационных признаков почерка, который рассматривается в гл. III. Его можно увеличить за счет проявления каждого признака в разных буквах и различных признаков в одной букве. Однако не всегда указанные признаки бывают выражены в рукописи в достаточном для индивидуализации исполнителя объеме. Это зависит от различных причин, главными из которых являются объем исследуемой рукописи, которая может содержать очень мало букв, и выполнение намеренно искаженным почерком.