В чем выражается информационная функция законодательства

Функции информационного права

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика

Основные функции информационного права

Выделяют следующие основные функции информационного права:

Регулятивная функция является основной в информационном праве. Она устанавливает определенный порядок в информационном обмене на предприятии, например, в кредитной организации. Информационные правоотношения помогают удовлетворять коллективную или индивидуальную потребности в социальной информации, в рамках предприятия, что вытекает из основы социального регулирования. В процессе этого формируются правила поведения граждан, которые отвечают запросам государства и общества в информационной сфере и обеспечивают основные информационные права и свободы гарантиями.

Защитная функция права вместе с регулятивной обеспечивают определенную упорядоченность и стабильность информационных процессов в обществе. Охранительная функция применяется в процессе обсуждения и принятия норм информационного законодательства. Защитная функция информационного права регулирует много задач: так, с одной стороны, она стимулирует некоторые виды информационной деятельности, обеспечивает правильное поведение субъектов, исключая возможность другого поведения. С другой стороны, контролирует применение мер, которые отрицательно воздействуют на субъектов, чье поведение противоречит нормам информационного права. Данная функция находит свое отражение в нормах и других институтов данной отрасли права: институт информационной безопасности, а также рассмотрение информационных споров.

Готовые работы на аналогичную тему

Информационное право осуществляет восстановительную функцию, которая обеспечивает баланс и равновесие отношений и прав, которые были нарушены противоправным поведением. Информационное право представляет специальную систему мер, которая обеспечивает пресечение противоправных действий, тех, что нарушают права граждан. Реализуя защиту и охрану общественных отношений, информационное право старается решить поставленную задачу в максимально сжатые сроки с минимальной затратой средств, тем самым усиливая социальную роль защитной функции права. Социальное предназначение права строится не только на охране прав и их регулировании, но и в предотвращении их нарушения.

Специальные функции информационного права

Выделяют четыре специальные функции, которые присущи исключительно информационному праву и раскрывают его назначение и сущность:

Производственная функция имеет прямое влияние на технологические процессы. Обеспечивает эффективность производства, работает над улучшением качества продукции, контролирует целесообразное использование трудовых ресурсов, регулирует укрепление трудовой дисциплины в корпорации или определенной компании.

Социальная функция занята организацией трудовой занятости лиц, которые задействованы в отрасли высоких технологий, и тех, кто работает далеко от места работы на удаленном доступе; введением конкретных стандартов качества жизни общества и образования, которые смогут обеспечить свободное развитие граждан и их достойную жизнь; участвует в организации новых профессий и рабочих мест в сфере высоких технологий и информатики.

Функция интеграции напрямую взаимодействует с интеграционным характером современной науки, а также процессами технологической конвергенции услуг и сетей связи. На сегодняшний день практически невозможно найти отличительные черты между информационными обменами, которые осуществляются благодаря средствам массовой информации, это журналы, газеты, телевидение, и электронными сообщениями через сеть Интернет, такими, как электронная презентация журналов и газет.

Прогностическая функция представляет наибольший интерес. Она имеет наиболее выраженный характер в информационном праве. Данную функцию информационного права заслуженно называют правом будущего. Прогностическая функция заключается в выработке информационным правом системы правовых средств, которые обеспечивают взаимодействие человека с техникой, инновациями среди информационных технологий в действующих областях деятельности и тех, которые появятся в ближайшее время. Именно поэтому весомое значение имеет изучение определенных перспектив развития различных явлений информатики, взаимосвязь информационного права с планированием, программированием, проектированием, управлением, целеполаганием.

Источник

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 25-П

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1, вступающим в силу с 1 января 2011 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ в пункт 13 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19, вступающим в силу с 1 июля 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 264-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20, вступающим в силу с 1 января 2016 г.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Источник

В чем выражается информационная функция законодательства

Текст законопроекта
внесен депутатами Государственной Думы
В.В.Похмелкиным, С.Н.Юшенковым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О праве на информацию в Российской Федерации

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет и сфера регулирования
настоящего федерального закона

Настоящий федеральный закон устанавливает условия и порядок реализации права на информацию как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию на территории Российской Федерации.

Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Термины и их определения, используемые
в настоящем федеральном законе

Статья 3. Законодательство о праве на информацию

Право на информацию в Российской Федерации закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации”, данным федеральным законом, иными федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, а также законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, международными актами, включенными в состав российского законодательства, посвященного праву на информацию.

Статья 4. Содержание и субъекты права на информацию

1. Право на информацию реализуется как право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

2. Право на информацию реализуется в процессе личной, профессиональной, производственной, общественной деятельности физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, государства, выступающих в роли:

— собственников и владельцев (держателей) информационных ресурсов, информационных систем и сетей;

— пользователей информационными ресурсами, информационными системами и сетями;

— посредников между собственниками, владельцами (держателями), пользователями информационных ресурсов, систем и сетей.

3. Право на информацию реализуется в единстве прав и обязанностей каждого конкретного субъекта в соответствии с его правовым статусом.

Глава II. Виды реализации права на информацию

Статья 5. Право физического лица на создание
и распоряжение своей информацией

1. Физическое лицо имеет право на создание информации в любой форме и на любом носителе.

Информационный ресурс физического лица, создавшего этот информационный ресурс, является его собственностью, кроме случаев, установленных законом или указанных в договоре.

2. Физическое лицо свободно распоряжается своим информационным ресурсом в пределах, установленных законом или договором.

Статья 6. Право физических лиц на информацию о себе.
Личная, семейная тайны, сведения о частной жизни

1. Физическое лицо соблюдает установленные законодательством Российской Федерации правила создания и хранения документов, удостоверяющих его личность, факты и события личной жизни, семьи; несет ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в этих документах в момент их оформления и изменения.

2. Запрещается использование и распространение сведений о частной жизни лица, а также сведений, отнесенных к личной и семейной тайне, без его согласия за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 7. Право на поиск и получение информации

Каждый свободен реализовать свое право искать и получать любую информацию в любых формах и из любых источников в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Запрос на получение информации

1. Каждый имеет право непосредственно или через своих представителей обращаться к владельцу информации с устной или письменной просьбой (запросом) о получении необходимой ему информации.

2. В запросе о получении информации должны быть указаны: название или фамилия, имя, отчество и адрес лица, к которому обращен запрос; название или фамилия, имя, отчество лица, обращающегося с запросом; наименование запрашиваемого документа или содержание запрашиваемой информации; адрес, по которому следует отправить ответ запрашивающему лицу или его представителю.

Статья 9. Право на сбор и хранение информации

1. Каждый имеет исключительное право на хранение своего информационного ресурса, формируемого в соответствии с его личными или служебными интересами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации.

2. Каждый может передавать свой информационный ресурс или его часть на хранение в любые депозитарии.

3. Сбор и хранение информации о других физических лицах в порядке предпринимательства или благотворительной деятельности физическим лицом осуществляется исключительно с согласия этих физических лиц в письменном виде.

Статья 10. Передача и распространение информации

1. Принадлежащая лицу информация может свободно передаваться им в пользование другим физическим и юридическим лицам на любом носителе и в любой форме в порядке, установленном законодательством или предусмотренном договором.

2. Лицо обязано передать, предоставить информацию, принадлежащую ему, в целях осуществления правосудия, спасения жизни, предотвращения угроз для здоровья других людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных случаях, установленных законом.

3. Передача информации, известной лицу в связи с его служебной или производственной деятельностью, другим физическим или юридическим лицам, не может быть приравнена к передаче личной или частной информации и регулируется режимом служебной, профессиональной или производственной информации.

4. Распространение информации физические и юридические лица осуществляют через средства массовой информации, средства печати, устные выступления, информационные системы и сети и иные средства с соблюдением установленных законодательством требований в этих сферах деятельности.

Глава III. Порядок предоставления информации

Статья 11. Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса
на информацию органами государственной власти
и местного самоуправления

1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через 30 дней после дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законом.

Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации.

Если орган или организация не обладают запрашиваемой информацией, они не позднее чем через семь дней после дня получения запроса обязаны сообщить об этом пользователю, а также по возможности предоставить ему адрес органа или организации, которые могут обладать запрашиваемой информацией.

2. Ответ на запрос предоставляется, по желанию пользователя, в устной или письменной форме. В ответе могут быть указаны орган, организация или лицо, располагающие более полной информацией по запросу.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в ответе на запрос об опубликованной информации вправе ограничиться предоставлением сведений об опубликовании и необходимыми разъяснениями.

3. Письменные запросы подлежат обязательной регистрации.

Органы исполнительной власти, судебные органы в порядке годовой отчетности о своей работе предоставляют сведения о количестве и темах запросов, исполненных и неисполненных, анализ причин неисполнения запросов.

Статья 12. Информация, не подлежащая
предоставлению по запросам

Органы и организации имеют право отказать в предоставлении информации по запросам, если запрашиваемая информация содержит сведения:

— составляющие государственную тайну;

— об оперативно-розыскной деятельности;

— о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом, может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

— составляющих коммерческую, служебную или иную, охраняемую законом тайну;

— доступ к которым ограничен другими федеральными законами.

Сведения, интересующие пользователя и являющиеся открытыми, но содержащиеся в документе или фонде, отнесенном к категории ограниченного доступа, предоставляются органом или организацией в купюре из указанного документа (фонда) или в виде письменной справки, заверенной должностным лицом соответствующего органа или организации.

Статья 13. Основания и порядок отказа
в предоставлении информации

1. Основаниями для отказа в предоставлении информации пользователю являются:

— несоблюдение требований к запросу, предусмотренных статьей 8 настоящего закона;

— запрос о получении информации, содержащей сведения, перечисленные в статье 12 настоящего закона и в других законодательных актах об информации ограниченного доступа, при отсутствии соответствующего допуска к этой информации.

2. Отказ в предоставлении информации должен содержать причины, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, разъяснения о порядке его обжалования; подпись должностного лица, принявшего решение по запросу.

3. Необоснованные отказ в предоставлении информации или отсрочка выполнения запроса, нарушение сроков, установленных статьей 11 настоящего закона могут быть обжалованы в административном порядке в вышестоящие органы и организации, Уполномоченному по правам человека, либо в суд.

Статья 14. Доступ к информационным ресурсам архивов
и библиотек, другим информационным системам
публичной информации

1. Архивы и библиотеки в Российской Федерации соблюдают принцип публичности и открытого доступа пользователей к их фондам при соблюдении законодательства об архивах и библиотеках Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обслуживание пользователей в Государственных архивах Российской Федерации и в государственных библиотеках осуществляется на абонементной основе, по запросу в форме обслуживания абонента или других информационных услуг, предусмотренных уставами и положениями этих учреждений.

2. Услуги частных библиотек осуществляются на договорной основе при соблюдении законодательства Российской Федерации о библиотеках и библиотечном деле.

3. Электронные библиотеки, электронные информационно-справочные и иные системы публичной информации, включая Интернет, свободно доступны всем пользователям при условии соблюдения правил, установленных в нормативных актах и стандартах по их использованию

Источник

Функции и принципы информационного права

В чем выражается информационная функция законодательства. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражается информационная функция законодательства фото. В чем выражается информационная функция законодательства-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выражается информационная функция законодательства. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражается информационная функция законодательства. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражается информационная функция законодательства фото. В чем выражается информационная функция законодательства-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выражается информационная функция законодательства. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражается информационная функция законодательства. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражается информационная функция законодательства фото. В чем выражается информационная функция законодательства-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выражается информационная функция законодательства. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражается информационная функция законодательства. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выражается информационная функция законодательства фото. В чем выражается информационная функция законодательства-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выражается информационная функция законодательства. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выражается информационная функция законодательства. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выражается информационная функция законодательства фото. В чем выражается информационная функция законодательства-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выражается информационная функция законодательства. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем выражается информационная функция законодательства. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем выражается информационная функция законодательства фото. В чем выражается информационная функция законодательства-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем выражается информационная функция законодательства. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Информационное право обладает рядом функций, которые определяются его назначением как регулятора общественных отношений в сфере информационной деятельности. С учетом этого можно выделить следующие функции информационного права.

1. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения ряда субъектов информационной деятельности полномочиями по нормотворчеству.

2. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что информационное право непосредственно регулирует общественные отношения, связанные с производством, передачей, распространением, поиском и получением информации, применением информационных технологий, а также с защитой информации.

3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера информационной деятельности, который определяется нормами информационного права.

4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех субъектов регулируемой информационным правом сферы жизни общества.

5. Правоохранительная функция, обеспечивающая соблюдение установленного в сфере информационной деятельности правового режима и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых информационных отношений.

Информационное право, выполняя свои функции, базируется на определенных принципах, определяемых его предметом.

Эти принципы непосредственно закреплены в ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

1. Важнейшим принципом информационного права является свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Этот принцип непосредственно вытекает из положений Конституции РФ. Он весьма показателен для информационно-правового регулирования, поскольку реально гарантирует право личности па информацию и обеспечивает защиту данного права.

2. Принципом информационного права является ограничение доступа к информации только федеральными законами.

Информационно-правовое регулирование осуществляется с учетом принципа разделения властей, который заключается в обеспечении делового взаимодействия между всеми ветвями государственной власти, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, вторжение законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.

3. Принцип достоверности информации и своевременность ее предоставления. Этот принцип предполагает, что субъекты информационного права при осуществлении информационной деятельности должны обеспечивать в соответствии с информационным законодательством достоверность информации и своевременность ее предоставления.

4. Принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации как общественных объединений, так и отдельных граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами. Этот принцип также означает, что достоянием общественности должны быть результаты, достигнутые в процессе деятельности тех или иных государственных органов, т. е. их прозрачность.

5. Принцип обеспечения безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации означает не только обеспечение безопасности информации данных систем, но и наступление юридической ответственности за нарушения соответствующих требований.

6. Принцип равноправия языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации.

В соответствии с Законом РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» [12] языки пародов Российской Федерации находятся под защитой государства. Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия. В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства о языках народов Российской Федерации.

В чем выражается информационная функция законодательства. 640 1. В чем выражается информационная функция законодательства фото. В чем выражается информационная функция законодательства-640 1. картинка В чем выражается информационная функция законодательства. картинка 640 1.

7. Принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Этот принцип установлен в соответствии со ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

8. Принцип недопустимости установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность их применения для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Источник

Законодательство об информационной безопасности: 5 ФЗ о том, как хранить и защищать информацию

В России действуют законы, где описано, как правильно работать с информацией: кто отвечает за ее сохранность, как ее собирать, обрабатывать, хранить и распространять. Стоит знать их, чтобы случайно что-нибудь не нарушить.

Мы собрали для вас пять основных ФЗ о защите информации и информационной безопасности и кратко рассказали их ключевые моменты.

149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

149-ФЗ — главный закон об информации в России. Он определяет ключевые термины, например, говорит, что информация — это любые данные, сведения и сообщения, представляемые в любой форме. Также там описано, что такое сайт, электронное сообщение и поисковая система. Именно на этот закон и эти определения нужно ссылаться при составлении документов по информационной безопасности.

В 149-ФЗ сказано, какая информация считается конфиденциальной, а какая — общедоступной, когда и как можно ограничивать доступ к информации, как происходит обмен данными. Также именно здесь прописаны основные требования к защите информации и ответственность за нарушения при работе с ней.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности:

152-ФЗ «О персональных данных»

Этот закон регулирует работу с персональными данными — личными данными конкретных людей. Его обязаны соблюдать те, кто собирает и хранит эти данные. Например, компании, которые ведут базу клиентов или сотрудников. Мы подробно рассматривали этот закон в отдельной статье «Как выполнить 152-ФЗ о защите персональных данных и что с вами будет, если его не соблюдать»

Ключевые моменты закона:

При построении гибридной инфраструктуры для хранения персональных данных на платформе VK Cloud Solutions (бывш. MCS) вы получаете облачную инфраструктуру, уже соответствующую всем требованиям законодательства. При этом частный контур нужно аттестовать, в этом могут помочь специалисты VK, что позволит быстрее пройти необходимые процедуры.

98-ФЗ «О коммерческой тайне»

Этот закон определяет, что такое коммерческая тайна, как ее охранять и что будет, если передать ее посторонним. В нем сказано, что коммерческой тайной считается информация, которая помогает компании увеличить доходы, избежать расходов или получить любую коммерческую выгоду.

Ключевые моменты закона о защите информации компании:

63-ФЗ «Об электронной подписи»

Этот закон касается электронной подписи — цифрового аналога физической подписи, который помогает подтвердить подлинность информации и избежать ее искажения и подделки. Закон определяет, что такое электронная подпись, какую юридическую силу она имеет и в каких сферах ее можно использовать.

Ключевые моменты закона:

187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»

Этот закон касается компаний, которые работают в сферах, критически важных для жизни государства — таких, что сбой в их работе отразится на здоровье, безопасности и комфорте граждан России.

К таким сферам относится здравоохранение, наука, транспорт, связь, энергетика, банки, топливная промышленность, атомная энергетика, оборонная промышленность, ракетно-космическая промышленность, горнодобывающая промышленность, металлургическая промышленность и химическая промышленность. Также сюда относят компании, которые обеспечивают работу предприятий из этих сфер, например, предоставляют оборудование в аренду или разрабатывают для них ПО.

Если на предприятии из этой сферы будет простой, это негативно отразится на жизни всего государства. Поэтому к IT-инфраструктуре и безопасности информационных систем на этих предприятиях предъявляют особые требования.

Ключевые моменты закона об информационной безопасности критически важных структур:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *