В чем выражается информационная культура технология 7 класс
Информационная культура: что это такое, примеры, виды, значение
Стремительный рост информационных ресурсов становится причиной повышения роли информационной культуры в жизни общества. Изучим, что означает данная категория, как она выражается, в чем ее важность сегодня в мире.
Что такое информационная культура?
Информационная культура — совокупность умений и навыков грамотного взаимодействия с информационными технологиями и данными, а так же умение воспользоваться необходимыми ресурсами и новейшими техническими средствами для получения информации, её обработки и систематизации.
В узком смысле под данной категорией понимается качество информационного общения людей, уровень развития информационной сферы жизни общества. Информационная культура включает себя познания наук, позволяющих добиться развития информационной составляющей, совершенствования и адаптации её к определенной сфере жизни.
Примеры информационной культуры
Для эффективного использования ежедневных потоков информации современному человеку жизненно важно овладеть информационной культурой. Для более углубленного понимания вопроса, рассмотрим примеры информационной культура. В частности, она может проявляться в:
Виды информационной культуры
Выделяются следующие виды информационной культуры:
Информационная культура — органический синтез информации и культуры. Обе категории можно рассматривать в качестве взаимно пересекающихся сфер, образующих пространство, которое можно назвать информационной культурой.
Овладение информационной культурой
В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.
Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.
Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.
Значение информационной культуры
Во время информационной деятельности люди улучшают культуру обращения с данными, способы их получения, обработки, хранения, оперативного предоставления. Большую значимость играет именно своевременная выдача информации. Сегодня различные сведения в обществе быстро становятся неактуальными. Они демонстрируют ускорение социальной жизни, развитие науки и промышленной сферы, техники, методов коммуникации. Ценная сегодня информация завтра может потерять свою значимость. Оперативное предоставление сведений позволяет увеличить их актуальность, важность на практике.
Развитие информационной культуры позволяет сформировать в обществе определенные группы людей, имеющих на духовном уровне единое понимание проблем, решением которых они занимаются. Информационная культура органически входит в жизнь общественности, позволяет ей выйти на качественно новый уровень, являясь основой для преобразования различных сфер жизни, добавляет совершенно новые черты в жизненные образы людей.
Информационная культура — это не только наличие различных познаний и умений работать с компьютером. Это информативная направленность человека, у которого есть мотивация использовать актуальные данные, изучать и запоминать их. Информационная культура – грань личностного развития.
Заключение
Информация и культура – два феномена, обладающих многими общими свойствами. Среди них глобальность, универсальность, представляющих собой существование связей с разными формами жизнедеятельности человека. Указанные две категории распространены в каждом направлении человеческой деятельности, придают ей креативный характер и многие другие черты. Существование информации и культуры подразумевает наличие между ними взаимной связи: осуществление культурных процессов происходит через информационные. И наоборот. Культура способна результативно повлиять на человека, общественность только через механизм сбора и распространения сведений о наличной среде, где она распространена, самой культуре.
Презентация по информатике «Информационная культура»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Основы социальной информатики
Изучив эту тему, вы узнаете: какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»; как проявляется информационная культура человека; каковы основные факторы развития информационной культуры.
Введение Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.
Информологический подход В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Культурологический подход При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Контрольные вопросы 1. Как вы понимаете информационную культуру? 2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу? 3. Как проявляется информационная культура? 4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»? 5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»? 6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры? 7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Задания Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура». Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-211927
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.wiki.vladimir.i-edu.ru
Похожие презентации
Презентация 7 класса на тему: «Информационная культура школьника Коллективный проект учащихся 7 класса МОУ СОШ 2 г. Меленки Владимирской области Руководитель проекта : Медведева Светлана.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Информационная культура школьника Коллективный проект учащихся 7 класса МОУ СОШ 2 г. Меленки Владимирской области Руководитель проекта : Медведева Светлана Николаевна Учитель: Усольцева Юлия Владимировна
2 Пока старшее поколение с опаской приглядывается к новым информационным средствам, неотвратимо проникающим в повседневность, дети и внуки быстро осваиваются в этой действительности. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связи через Интернет расширили круг наших наставников и друзей.
3 Мы, сегодняшние школьники, те, кто появился на свет в конце х годов, родились и выросли рядом с компьютерами и Интернетом. Информационны е технологии, которые называют новыми, для нас являются естественной частью нашей жизни. Выход в Интернет доступен нам большую часть жизни, если не всю жизнь, а виртуальная реальность для нас так же естественна, как реальный мир.
4 Мы, новое поколение кардинально отличается в своём мышлении, восприятии мира и информационном поведении от своих родителей. Мы, новое поколение кардинально отличается в своём мышлении, восприятии мира и информационном поведении от своих родителей. Мы гораздо лучше воспринимаем аудиовизуальную информацию и традиционному линейному тексту предпочитаем гипертекст. Мы гораздо лучше воспринимаем аудиовизуальную информацию и традиционному линейному тексту предпочитаем гипертекст. Нам свойственны сверхскорости, параллельная обработка информации, поиск случайных путей, высокая степень коммуникабельности. Нам свойственны сверхскорости, параллельная обработка информации, поиск случайных путей, высокая степень коммуникабельности.
5 Время вносит коррективы За последние лет появились: Мультимедийные носители; Интернет; Значительно вырос объем информационных ресурсов (в 3-4 раза увеличилось количество учебной литературы по предметам)
7 Формирование информационной культуры школьников предусматривает Знание носителей информации и способов ее хранения; Знание носителей информации и способов ее хранения; Личную потребность в усвоении информационной культуры. Личную потребность в усвоении информационной культуры.
8 Умение самостоятельно осуществлять поиск информации; Умение самостоятельно осуществлять поиск информации; Устранять информационный дефицит. Устранять информационный дефицит.
9 Способности взаимодействовать с информационной средой, прокладывать путь от неизвестного к известному, способности создавать и использовать персональные поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника. Способности взаимодействовать с информационной средой, прокладывать путь от неизвестного к известному, способности создавать и использовать персональные поисковые системы, способности к восприятию и оценке информации, умения оценивать информацию с точки зрения полноты, достоверности, солидности источника.
10 Группа «Исследователи» Выявляет историю возникновения различных носителей информации Анализирует и обобщает полученные данные Оформляет плакат «Инфомир» Группа «Аналитики» Анализирует материалы по теме «Информационная культура современного человека» Готовит электронную презентацию «Информационная культура школьника» Группа Социологи» Составляет анкету «Информационные потребности школьника» Проводит социологический опрос Анализирует данные. Наши направления
11 Школьная библиотека Кабинет информатики Наши помощники
Презентация по информатике «Информационная культура»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Информационная культура современного человека
Выделяют два подхода к определении понятия «информационная культура»: информологический; культурологический.
Информологический подход Информационная культура – совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Культурологический подход Информационная культура – способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать и информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств.
Контрольные вопросы Как вы понимаете информационную культуру? Информационная культура присуща человеку или (и) обществу? Как проявляется информационная культура? В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»? В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»? Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-858363
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В чем выражается информационная культура технология 7 класс
1. Выскажите ваше мнение по следующим вопросам:
Потому что информационная культура сейчас активно входит в жизнь общества. Это стремительно развивающаяся область культуры, как никогда актуальная для людей сейчас, поскольку общество сегодня можно характеризовать как информационно развитое.
По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.
2. Прочитайте предложенные определения, как вы считаете, какие определения относятся к термину «культура», а какие – к термину «информационная культура»?
Это способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей, свободно ориентироваться в современном обществе, адаптироваться к нему.
Это совокупность достижений человечества в производственном, общественном, научном отношении.
Это информационная память народа на пути накопления индивидуального опыта и передачи индивиду в форме орудий, знаков и текстов.
Это степень удовлетворенности людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, поиска, хранения, переработки и представления информации, обеспечивающей целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений.
3. Составьте сравнительную таблицу понятий «культура» и «информационная культура». Самостоятельно выделите еще 2 основания для сравнения.
Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей.
способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.
2. с точки зрения условий становления (что нужно, чтобы человек овладел культурой)
Овладение интеллектуальными, нравственными, этическими знаниями и законами.
Состоит в овладении определенными комплексом знаний, умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
3. в чем выражается…
выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях.
выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
4. цель культуры (человек как…)
Человек как духовно-социальное существо
Человек со знаниями, умениями и навыками информационного самообеспечения
4. Ответьте на вопросы:
· Можно ли с уверенностью говорить, что культурный человек – это грамотный человек и наоборот, грамотный человек – это культурный человек?
Безусловно, культурный человек должен обладать и культурой речи, в частности, а весомой составляющей культуры речи является ее грамотность. Но только лишь грамотность речи не может быть показателем общей культурности человека.
· Существует ли взаимосвязь между понятием ‘информационная культура’ и ‘синдром информационной усталости’? Можно ли вообще говорить о соотношении этих понятий?
Мне кажется, связь существует, но можно ли соотносить эти понятия… «Синдром информационной усталости» возникает в результате «перегрузки» сознания человека излишком информации. Информационно культурный человек должен уметь выбирать для себя необходимую информацию, так же как культурный человек должен уметь отличать хорошие книги от «литературного попкорна». Однако, развитие нашего общества, его информатизация дало нам новую область культуры – информационную, но так же и новую болезнь – «синдром информационной усталости». Это бич времени, от которого никуда не деться, соразмерная плата, если хотите. Скорее это следствие общей информатизации общества, как и возникновение информационной культуры. В этом ключе, я думаю, можно говорить о связи этих понятий. Но утверждать, что одно является продуктом другого – не думаю.
· За какой временной интервал, и при каких условиях, можно овладеть умениями, позволяющими свободно и грамотно использовать разнообразные информационные потоки в своей профессиональной, образовательной и бытовой жизни?
На мой взгляд, здесь логично вспомнить о трех уровнях информационной культуры – базовом, профессиональном и высшем (логическом). Так вот, каждый из них необходим для использования информационных потоков в бытовой, образовательной и профессиональной жизни соответственно. Логично предположить, что наименьшее количество времени необходимо для освоения минимальных навыков, необходимых в бытовой жизни. Здесь в освоении культуры можно вполне обойтись своими силами. Для овладения навыками, необходимыми для образовательной деятельности, Вам понадобится больше времени, а так же помощь вашего преподавателя. Наибольшее количество времени понадобится для развития высшего уровня информационной культуры, необходимого для профессиональной деятельности.
5. Компоненты информационной культуры: самостоятельно заполните таблицу.
особый тип культуры информационного общества, это часть общей культуры: мира книг, газет и журналов, кинематографа, радио- и телевещания, Интернет-ресурсов, CD-ROMов, DVD. Всего того, что связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует, оказывает воздействие на оценки, мнения и поведение людей.
это система навыков мышления, позволяющая выражать имеющиеся мысли в ясной и отчетливой форме и приобретать новые мысли на основе одной только этой формы.
культура как огромная совокупность знаков – культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней
Информационная компетентность в области понятий и знаний
Грамотность в области информационно- коммуникационных технологий.
Это культура современного технологически
насыщенного общества. Это новое отношение
к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека.
6. Решение ситуаций: определите, о каком компоненте информационной культуры идет речь в каждой из предложенных ситуаций (см. Приложение)
Ситуация 1: представлены компоненты аудиовизуальный, логический и понятийно-терминологический
Ситуация 2: отсутствие 2-х компонентов – логического и понятийно-терминологического
Ситуация 3: представлены компоненты логический и аудиовизуальный
Ситуация 4: представлены компоненты логический, технологический
Ситуация 5: представлен коммуникационный компонент
Ситуация 6: представлены компоненты логический и технологический
Ситуация 7: отсутствие логического компонента
Ситуация 8: понятийно-терминологический компонент
Ситуация 9: представлены аудиовизуальный, понятийно-терминологический и коммуникационный компоненты
Ситуация 10: представлены компоненты логический и коммуникационный