В чем выражается количественная оценка показателей по скрининговой методике гриффите
В чем выражается количественная оценка показателей по скрининговой методике гриффите
Типичный нейропсихолог запись закреплена
ТЕСТ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ПО ГРИФФИТС
Шкала Интеллектуального Развития по Griffiths (GMDS) является стандартизированным методом исследования уровня развития ребенка. Она впервые была опубликована в 1954 года доктором Рут Гриффитс.
В качестве вступительной части исследования доктор собирает полную историю развития ребенка, его поведение, игровую деятельность, взаимодействие с окружающими. Ребенок может быть осмотрен как в кабинете, так и дома или в школе. Также доктору могут пригодиться заключения от специалистов, у которых ребеок постоянно наблюдается. Эта информация очень важна, для обоснования заключения в конце данного обследования.
Ребенку предлагаются стандартизированиый задания для выявления его слабых и сильных сторон. Полученная информаия помогает:
— выявить функиональный возраст ребенка
— определить уровень развития ребенка относительно других детей такого же возраста и возможностей
— определить профиль развития ребенка
— разработать программу раннего вмешательства и/или лечения
— решить вопрос о необходимости дальнейшего наблюдения или сопровождения ребенка.
Напечатанный отчет по окончанию обследования отдается родителям и может быть представлен узким специалистам, социальным работникам или педагогам, с разрешения родителей.
Развитие ребенка это единый процесс, происходящий во всех сферах единовременно. Шкала Интеллектуального Развития по Гриффитс оценивает ребенка одновременно в различных областях. Очень ценно, что когда обследование закончено ребенок оказывается обследован во всех сторон, а не только в той области, где есть проблемы. Области обследования включенные в шкалу:
1. Локомоторная: позволяет оценить моторные навыки и координацию.
2. Персоналльно-Социальная: позволяет оценить персональную и социальную компетентность и навыки смообслуживания.
3. Слух и Речь: позволяет оценить пониминие языка и речи ребенком.
4. Глазодвигательная координация: позволяет оценить проворство ребенка.
5. Опыт: позволяет оценить невербальные умения, скорость и точность выполнения заданий.
6. Практическая Грамотность: позволяет оценить уровень общих знаний и способность справляться с повседневными задачами.
В порядке вещей беспокоится за своего ребенка. Но здесь нечего бояться. Как и в любом другом тесте, результаты могут зависеть от настроения ребенка или места проведения обследования. Все это принимается к сведению, когда составляется заключение.
Результат суммируется по каждой отдельной области и пересчитывается на Функциональный возраст в месяцах, для более наглядного понимания. Также результат может быть представлен в перцентилях.
Результаты обследования могут помочь убедиться в том, что ребенок соответствует возрасту. Если ребенок отстает, то результаты обследования и анализ профиля развития ребенка помогут сформулировать диагноз и разработать план дальнейшего ведения.
Каждый ребенок развивается по своей уникальной траектории и может достигать различные этапы развития в разном возрасте. Например, некоторые дети начинаеют ходить в 8 месяцев, в то время как другие в 18 месяцев; хотя оба ребенка укладываются в возрастную норму. Какие то дети пропускают некоторые этапы развития – например, ползание.
Очень важно помнить, что потребности ребенка могут меняться со временем и, что ребенок должен быть обследован в динамике, с периодичностью в 6 месяцев. За этот период мы можем увидеть эффективность нашего вмешательства или принять решение отменить всякое воздействие на ребенка.
Шкала психомоторного развития по Гриффитс (перевод Кешишян Е.С.)
Оценка состояния моторики, социальной адаптации, слуха и речи, зрительной функции, моторной функции рук, а также способности к предметной деятельности производится в баллах. Оценка психомоторного развития производится по каждой графе. Определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается балл, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.
Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.
Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы № 1.
Табл. № 1. Сводная таблица баллов
Месяцы | Сумма баллов | Месяцы | Сумма баллов |
5-15 | 85-95 | ||
100-105 | |||
110-120 | |||
30-60 | 125-130 | ||
65-70 | 135-145 | ||
75-80 | 150-155 |
Итак, наш испытуемый в возрасте одного года набрал:
Слух и речь13 баллов
В результате можно представить график профиля психомоторного развития ребенка в возрасте 1 года жизни.
График № 1
Условная норма в 1 год
Параметры обследования (СНОСКА: Названия параметров не изменены и приводятся в авторском варианте перевода Е.С. Кешишян (2000) шкалы Гриффитс.)
2. Социальная адаптация
5. Способность к игре
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования испытуемого в возрасте одного года жизни, и сравнивая их с условной нормой, можно отметить отставание в психомоторном развитии по всем функциям на 6 месяцев. Фактически ребенок в один год соответствует полугодовалому ребенку. Выявленные особенности в психомоторном развитии ребенка являются показаниями к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане.
Таким образом, можно выявить «группу риска» в зависимости от отставания определенных функций и спланировать корригирующий режим, направленный на стимуляцию данных функций, а также включить психолого-педагогическое сопровождение (Козлова Е.В., 2003). Если отставание нарастает с возрастом, например, в 8 месяцев суммарно ребенок набирает вместо 100 баллов только 60 баллов, что соответствует 6 месячному возрасту в норме, то следует более глубокое обследование и, вероятно, коррекционно-развивающие мероприятия. Необходимо также изучение условий воспитания младенца, его соматического состояния и т.д.
Для более глубокого изучения детей следует использовать методики: О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М.Л. Дунайкина (2001) и др.
Выводы
Изучение психомоторного развития детей представлено как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нейропсихологические исследования детей представлены в психологической, нейропсихологической, патопсихологической, медицинской, нейрофизиологической литературе. Созданы диагностические методики, накоплен феноменологический материал по нормальному и аномальному развитию (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова (1981), Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт (1983), О.В. Баженова (1986)).
Применяются в диагностике нарушений развития детей раннего возраста стандартизированные шкалы обследования младенцев (А. Гезелл (1930), Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова (1981), Г.В. Козловская, А.В. Горюнова (1997), Р. Саttell (1947), N. Вау1еу (1969), Вraselton (1973)).
Существует группа методик для быстрой оценки психомоторного развития младенцев, так называемые «скрининг-методики» (А.М. Кузьмин и Л.В. Дайхина (1990), Е.В. Кожевникова с соавт. (1995), N.P. Dick (1973)).
Наиболее распространенной диагностической методикой, основанной на принципах системности и комплексного подхода, является методика О.В. Баженовой. На основании результатов, выполненных по методике О.В. Баженовой, можно провести качественно-количественную оценку шести параметров психического развития и сделать заключительный вывод о психомоторном развитии в целом. Данная методика очень подробна и требует не только серьезной клинико-психологической и нейропсихологической подготовки исследователя, но и достаточно большого количества времени для ее реализации.
В работах М.Л. Дунайкина (2003), Ю.А. Лисичкиной (2004) приводятся адаптированные варианты диагностической методики О.В. Баженовой. Так, в работах Ю.А. Лисичкиной (2004) диагностическая модель апробируется с целью раннего выявления недостатков довербального развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
В данном учебном пособии представлена авторская диагностическая методика обследования доречевого развития детей с детским церебральным параличом (ДЦП) с рождения до двух лет. По этой диагностической методике можно определить уровень доречевого развития ребенка с рождения и исходя из структуры дефекта планировать коррекционные мероприятия.
Исследуются пять показателей психомоторного развития: моторные функции, социальная адаптация, слухоречевые возможности, зрительные функции и особенности моторики рук. Балльная оценка производится по графам и сравнивается с нормативными показателями. В учебном пособии описывается механизм построения графика профиля психомоторного развития ребенка. Анализируя результаты, можно определить, какие из пяти показателей формируются со значительным отставанием, то есть определить детей группы риска по недоразвитию психомоторной сферы. Дети группы риска нуждаются в более тщательном обследовании и проведении коррекционных мероприятий.
Учебные вопросы и задания
1. Какие функции доречевого периода исследуются у младенца?
2. Что означает выражение «лонгитюдное исследование»?
3. В чем выражается количественная оценка показателей по скрининговой методике Гриффитс?
4. Какие анамнестические данные принимают во внимание при обследовании детей младенческого возраста (0-1 год)?
5. Что оценивают в двигательной сфере ребенка первого года жизни?
6. Вспомните, какие нормативы двигательного статуса указаны и соответствуют онтогенезу.
7. В чем выражается дизонтогенез двигательного развития?
8. Какие показатели в артикуляционном аппарате исследуются?
9. Как проявляется патологическая симптоматика в органах артикуляции?
10. Что оценивается при исследовании голосовой и доречевой активности ребенка с рождения до конца первого года жизни?
11. Вспомните время появления и характер проявления гуканья, гуления, лепета и лепетных слов.
12. Каковы этапы доречевого развития в норме?
13. Что включает в себя психолого-педагогическое обследование младенца?
14. Какие сенсорные функции обследуют?
15. Какова последовательность формирования зрительных ориентированных реакций в онтогенезе?
16. Какова последовательность формирования слуховых ориентировочных реакций в онтогенезе?
17. Вспомните, когда начинает формироваться фонематический слух.
18. Назовите авторов, которые предлагали диагностические методики, дайте краткую характеристику этим методикам.
19. Проанализируйте шкалу психомоторного развития младенца по Гриффитс.
20. Сколько баллов в норме должен набрать ребенок четырех месяцев?
22. Прокомментируйте данные таблицы № 1.
23. Почему для четырехмесячного ребенка диапазон нормативных баллов составляет 30-60 баллов?
24. Проведите скрининговое обследование ребенка первого года жизни, используя шкалу психомоторного развития Гриффитс.
25. Составьте график профиля психомоторного развития исследуемого вами младенца.
26. Оцените количественно и качественно результаты вашего скринингового исследования.
27. Сделайте предварительное логопедическое заключение: норма, группа риска.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.).
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Здоровье малыша
Шкала психомоторного развития по Гриффитс
В настоящее время существует много подходов к оценке психомоторного развития детей в возрасте одного-двух лет. Шкала оценки по Гриффитс позволяет определить уровень развития ребенка по таким параметрам, как моторика, социальная адаптация, слух и речь, зрительная функция и действия рук, способность к игре. По каждому из параметров выставляется соответствующий балл, затем баллы суммируются и по их сумме определяется уровень развития.
Перевод Кешишян Е.С.
1-й год
Месяц жизни
Моторика
балл
Социальная адаптация
балл
Слух и речь
балл
Глаза и руки
балл
Способность к игре
балл
Поднимает подбородок лежа на животе
Кратковременно фиксирует взгляд на предмете
Вздрагивает от звуков
Следит глазами за ярким источником света
Сжимает пальцы исследователя
Отталкивается ногами от рук исследователя
Успокаивается на руках
Успокаивается от обращенной к нему речи
Смотрит на кольцо или игрушку
Реагирует на родителей генерализованными движениями
Удерживает вертикально головку несколько секунд
Гулит больше, чем плачет
Смотрит на колокольчик, расположенный прямо перед ним
Поднимает головку, лежа на животе
Прослеживает за колокольчиком в горизонтальном направлении
Энергично двигает ручками
Гулит, произносит гласные звуки
Прослеживает за колокольчиком в вертикальном направлении
Реакция на родителей: тянет к ним головку
При купании активно отталкивается ножками
Гулит на обращение к нему
Ищет глазами источник звука
Переводит взгляд с объекта на объект
Поднимает головку лежа на спине
Следит глазами за движением человека
Следит за колокольчиком по кругу
Играет со своими пальчиками
Перекатывается с боку на спину
Реагирует на взгляд улыбкой или гулением
Произносит два и более звука
Наблюдает за предметом, подвешенным на веревочке
Рассматривает коробку на столе
Выпрямляет спину в сидячем положении
Дружелюбен к незнакомым людям
Ищет источник звука, поворачивая голову
Сжимает игрушку, когда ее вкладывают в руку
Сопротивляется при попытке отнять игрушку
Поднимает голову и грудь лежа на животе
Сопротивляется, когда взрослый тянет; хочет забрать кольцо
Взглядом исследует и рассматривает новый предмет
Сжимает кубик и удерживает его
Длительно удерживает головку в вертикальном положении
Радуется, резвится, когда с ним играют
Точно поворачивает головку в сторону звонка
Тянется к игрушке и захватывает ее
Бьет кубиком по другому
Месяц жизни
Моторика
балл
Социальная адаптация
балл
Слух и речь
балл
Глаза и руки
балл
Способность к игре
Балл
Поднимает головку и плечи в положении на спине
Перестает плакать, когда с ним разговаривают
Слушает мелодичные звуки
Тянет игрушку в рот
Перекатывается с боку на бок
Поворачивает голову в сторону разговаривающего или поющего
Гулит и прекращает плакать при звуках музыки
Хватает раскачивающуюся игрушку
Проявляет интерес к различным коробочкам
Играет с большим пальцем на йогах
Пытается помочь, когда его присаживают
Лепечет, обращаясь к человеку,
Пытается остановить раскачивающуюся игрушку
Берет кубик со стола
Обследует руками стол
Сидит со слабой поддержкой
Тянется, чтобы его взяли на руки
Произносит четыре и более различных звуков
Играется с колокольчиком, трясет его и разглядывает
Переворачивается со спины на живот и назад
«Отвечает», когда его зовут
Пытается дотянуться и любым способом схватить веревку
Манипулирует чашкой и ложкой
Следит за падающими предметами
Достает и берет предмет
Усиленно старается ползать
Кричит, чтобы привлечь к себе внимание
Стучит одним предметом о другой
Перекладывает игрушку из рук в руки
Сидит сам короткое время
Различает знакомых и незнакомых
Прислушивается к разговору
Следит, когда рисуют на бумаге
Бросает один кубик, чтобы взять другой
Быстро реагирует на изменение ситуации
Издает певучие звуки
Прочно удерживает раскачивающееся кольцо
Играет сразу двумя предметами
Крутится на месте на полу (более усложненная реакция ползания)
Плачет, если убрать игрушку
Месяц жизни
Моторика
балл
Социальная адаптация
балл
Слух и речь
балл
Глаза и руки
балл
Способность к игре
Балл
Может самостоятельно сидеть на полу
Пытается держать чашку когда пьет
Захватывает более мелкие предметы (кубики 2×2, шарик)
Переворачивает чашку, чтобы найти игрушку
Пытается ползать вперед и назад
Слушает тиканье часов
Раскачивает кольцо на веревке
Бьет кубиком о стол
Стоит при поддержке
Качает головой, «да» или «нет»
Играет с подвешенными игрушками
Стучит двумя кубиками друг о друга
Хорошо сидит в стуле
Машет рукой, говоря «до свидания»
Осознанно бросает предметы
Поднимает крышку с коробки
Поднимается сам, держась за что-то
Проявляет свою любовь
Полная специализация большого и остальных пальцев
Находит спрятанную игрушку
Может долго стоять, держась за что-то
Осознанно играет колокольчиком
Может указывать предмет пальцем
Пытается вынуть кубик из коробки
Полноценное ползание на «четвереньках»
Осознанно играет с чашкой и ложкой, правильно подносит их ко рту
Реагирует на музыку, пение
Интересуется заводными игрушками
Удерживает три кубика
Переступает самостоятельно по периметру кровати или манежа
Отвечает на простые просьбы (типа «дай мне»)
Длительно лепечет, особенно когда один
Может держать карандаш и тыкать им в бумагу, пытаясь рисовать
Вынимает кубики из коробки и укладывает их в коробку
Калякает на бумаге
Условно можно представить нормативы психомоторного развития в один год жизни по шкале Гриффитс в виде таблицы.
Сводная таблица баллов № 1
2-й год
Месяц жизни
Моторика
балл
Социальная адаптация
балл
Слух и речь
балл
Глаза и руки
балл
Способность к игре
балл
Кладет и вынимает маленькие предметы из чашки во время игры
Явно пытается петь
Любит держать мелкие игрушки
Среди всех игрушек находит спрятанную игрушку или кубик
Пытается помогать при одевании
Несколько секунд рассматривает картинки в книжке
Появляется разница между правой и левой рукой
Вкладывает предмет в предназначенное для него отверстие
Держит чашку во время еды
Откликается на свое имя
Открывает две разные по форме коробки
Стоит на коленях или на стуле
Самостоятельно пользуется ложкой, не проливая пищу
Подыгрывает при считалоч-ках и стишках
Укладывает кубики в коробку, когда его просят об этом
Пытается взбираться вверх по лестнице
Пытается взбираться по лестнице
Показывает на ботиночки, чтобы их одели
Пользуется четырьмя- пятью ясными словами
Любит двигать маленькие машинки
Вкладывает кружочки друг в друга
Любит толкать игрушечную лошадку или коляску
Пытается повернуть дверную ручку
Выделяет определенный предмет среди множества
Ставит кубики друг на друга
В игровой форме вынимает и кладет обратно кубики
Появляются навыки чистоплотности
Пользуется шестью-семью словами
Вкладывает квадратики друг в друга
Наклоняется за игрушкой
Хорошо пьет из наполовину наполненной чашки
Вставляет в лепет понимаемые слова
Находит завернутую игрушку
Складывает два элемента пирамиды
Взбирается на низкий стул
Может снять туфли и носки
С удовольствием рассматривает книжки и картинки
Помогает собирать игрушки
Осознанно закрывает коробку крышкой
Ходит вперед и назад с поворотом
Нравится рассматривать книжку со взрослыми
Находит два заданных предмета в коробке
Собирает пирамидку из трех составных частей
Вкладывает три и более кружка друг в друга
Ходит и тянет за собой на веревочке машину
Называет одну часть тела
Пользуется девятью словами
Может вложить два кубика друг в друга, в коробку и закрыть ее
Месяц жизни
Моторика
балл
Социальная адаптация
балл
Слух и речь
балл
Глаза и руки
балл
Способность к игре
балл
Карабкается по лестнице вниз и вверх
Просится на горшок, контролирует стул
Различает 4 заданных предмета среди множества
Собирает пирамидку из 4 частей
Вкладывает раздельно кружочки и квадратики в специальные пазы
Свободно пользуется ложкой
Пользуется 12 словами
Рисует длинные прямые линии
Может вложить три и более предметов различной формы
Переливает воду из одной чашки, в другую
Правильно раскладывает фигурки разной формы и вкладывает их в соответствующие пазы
Уверенно ходит по лестнице вверх
Пытается рассказать, что с ним произошло
Пытается рисовать круговые фигуры на бумаге
Взбирается на любой стул, чтобы на него встать
За столом просит что-либо, правильно называя предмет
Различает и называет две картинки
Составляет пирамиду из пяти и более составных частей
Может спрыгнуть со ступеньки
Называет подряд две части тела
Чертит вертикальные линии
Собирает домик из кубиков
Может сам сидеть за столом
Называет три и более части тела
Собирает поезд из трех вагончиков
Может ударить по мячу
Сам открывает дверь
Четко называет свои игрушки
Пытается заставить игрушки двигаться
Играет с различными элементами «развивающего центра»
Свободно самостоятельно ходит по лестнице
Активно помогает раздевать его и одевать
Пользуется словами из четырех и более слогов
Чертит горизонтальные линии
Сводная таблица баллов № 2 (для возраста с 13 месяцев до 2 лет)
Месяцы
Сумма баллов
Месяцы
Сумма баллов
Месяцы
Сумма баллов
Оценка психомоторного развития производится по каждой графе, соответствующей возрасту ребёнка. Причём ребёнок может опережать норму развития по графе для своего возраста, тогда выбирается графа и бал из более старшего возраста. И, наоборот, при задержке развития выбирается графа и бал нормы меньшего возраста.
После сложения всех баллов определяется, какого уровня в развитии достиг ребенок. Сравнивается сумма баллов, который он набирает, с баллом, который определен нормативами.
Например, в один год ребенок должен иметь по «моторике» 31 балл, а он достиг только 17 баллов. По графе «социальная адаптация» должен иметь 31 балл, а наш исследуемый достиг только 16 баллов. По графе «слух и речь» 13 баллов, то есть соответствует 5-месячному уровню. По графе «глаза и руки» достиг 19 баллов из возможных 31 балла. И по «способности к игре» в один год набирает 20 баллов из возможных 31 балла.
Итак, ребёнок в возрасте одного года набрал:
Слух и речь- 13 баллов
По баллам при оценке психомоторного развитии ребенка можно выявить показание к более глубокому исследованию в медико-психолого-педагогическом плане (консультации невролога, детского психолога, воспитателя-дефектолога, логопеда и др.).
Необходимо установить причины отставания ребенка, провести более углубленное исследование, определить адекватные пути развития ребёнка:
1) осмотр и оценка состояния нервной системы неврологом, возможно с рекомендациями по лечебной физкультуре, физиотерапии, лекарственному лечению,
2) оценка педиатром соматического состояния ребёнка (в том числе набирает ли он вес по норме своего возраста, обеспечен ли ребёнок достаточным по количеству и качеству питанием и др.),
3) психолого-педаготическое воздействие и коррекционно-развивающие мероприятия, возможно при помощи психолога, логопеда.
Таким образом, используя шкалу психомоторного развития по Гриффитс, можно выявить отставание определенных функций и спланировать корригирующие меры, направленные на стимуляцию развития данных функций. Для более глубокого изучения детей используются и другие методики: О.В. Баженовой (1986), Ю.А. Лисичкиной (2004), М.Л. Дунайкина (2001) и др. Но у других методик одна сложность использования – больший объём и громоздкость.
Просьба, кроме возраста, пола (мальчик или девочка) и баллов развития, указать какие были роды:
— роды «соло» или в сопровождении акушерки
— «сухопутные» роды или «водные»: вода в первый период родов, или во всех периодах (на схватках и потугах)
-первые, вторые и т.д. домашние роды,
— роды после КС (2-х КС),
— домашние роды после роддомовских (одних, двух и т.д.)
— роды в головном или тазовом предлежании плода
— был ли прокол пузыря (на полном раскрытии и потугах или раньше)
— была ли симуляция схваток или потуг уколом окситоцина, надавливанием на живот?
Данные такого опроса нам необходимы для заключения о состоянии психомоторного развития детей рождённых в естественных родах в домашних условиях.