В чем выражается конфиденциальность в деятельности аудитора
В чем выражается конфиденциальность в деятельности аудитора
Статья 9. Аудиторская тайна
1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.
(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
С 01.01.2022 ст. 9 дополняется ч. 3.1 (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.
С 01.01.2022 в ч. 5 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 136-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 01.12.2014 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 в ч. 6 ст. 9 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 359-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)
Что представляет собой аудиторская тайна
Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.
Вопрос: Имеет ли право налоговый орган запрашивать документы (информацию) в отношении проверяемых лиц у аудиторов?
Посмотреть ответ
Понятие аудиторской тайны
Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:
Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.
Для чего нужна аудиторская тайна?
Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:
Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.
Составляющие тайны
Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:
Однако есть исключения:
ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.
Ответственность за разглашение аудиторской тайны
Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:
Также к аудитору могут быть применены эти статьи:
Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.
Спорные места в законодательстве
Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.
ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.
В чем выражается конфиденциальность в деятельности аудитора
(одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол N 4; с изменениями от 27 июня 2013 г., протокол N 9, от 18 декабря 2014 г., протокол N 15 и от 22 декабря 2017 г., протокол N 37)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу с 15 июня 2019 года в связи с изданием нового
«Кодекса профессиональной этики аудиторов»
____________________________________________________________________
Общие положения
1.1. Отличительной особенностью аудиторской профессии является признание и принятие на себя обязанности действовать в общественных интересах. Поэтому ответственность аудитора не исчерпывается исключительно удовлетворением потребностей отдельного клиента или аудиторской организации. Действуя в общественных интересах, аудитор должен соблюдать и подчиняться требованиям профессиональной этики аудитора.
1.3. Настоящий Кодекс имеет следующую структуру:
— выявлении угроз нарушения основных принципов этики;
— оценке значимости выявленных угроз;
— принятии мер предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня, при котором соответствие основным принципам этики не подвергается опасности. Меры предосторожности необходимы в случаях, когда аудитор принимает решение, что угрозы превосходят уровень, при котором разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, известные аудитору на момент принятия решения, может обоснованно считать, что соблюдение основных принципов этики не подвергается опасности;
б) в разделе 2 «Применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях» описано, как применять концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики в конкретных ситуациях. Данный раздел содержит также примеры мер предосторожности, уместных в отношении угроз нарушения основных принципов этики, и описание ситуаций, в которых невозможно принять достаточные меры предосторожности против угроз, и, следовательно, необходимо избегать действий или отношений, ведущих к возникновению таких угроз.
1.4. Требования профессиональной этики, содержащиеся в настоящем Кодексе, применимы во всех случаях оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Раздел 1. Основные принципы этики и концептуальный подход к их соблюдению
1.5. Аудитор должен соблюдать следующие основные принципы этики:
в) профессиональная компетентность и должная тщательность;
д) профессиональное поведение.
Концептуальный подход
1.6. Обстоятельства работы аудитора могут создавать угрозы нарушения основных принципов этики. Однако описать все случаи возникновения угроз нарушения основных принципов этики и определить все уместные ответные действия невозможно. Кроме того, характер заданий может различаться, и, следовательно, могут возникать различные угрозы, для предотвращения которых могут требоваться различные меры предосторожности. Поэтому настоящий Кодекс устанавливает концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики.
Концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики заключается в следующем: аудитор должен идентифицировать угрозы нарушения основных принципов этики, оценивать их и предпринимать ответные действия в отношении таких угроз.
Концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики способствует соблюдению аудитором требований настоящего Кодекса и осуществлению деятельности аудитора в общественных интересах. Он применим в любых обстоятельствах, которые могут создавать угрозы нарушения основных принципов этики, и способен предостеречь аудитора от ошибки признать ту или иную ситуацию приемлемой только потому, что она прямо не определена настоящим Кодексом как недопустимая.
1.7. В случаях, когда аудитор обнаруживает угрозы нарушения основных принципов этики и, оценив их, принимает решение, что они превышают допустимый уровень, он должен определить, существуют ли уместные меры предосторожности и возможно ли предпринять их для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня. Выполняя такие действия, аудитор должен руководствоваться своим профессиональным суждением, анализируя, могло бы разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, известные аудитору в момент принятия решения, считать, что угрозы будут устранены или сведены до приемлемого уровня после принятия мер предосторожности, и соблюдение основных принципов этики не подвергается опасности.
1.8. Аудитор должен оценивать любые угрозы нарушения основных принципов этики в случаях, когда ему становится известно (или он предполагает) об обстоятельствах или взаимоотношениях, которые могут создать такие угрозы.
1.9. При оценке значимости угрозы аудитор должен принимать во внимание качественные и количественные факторы. Применяя концептуальный подход к соблюдению основных принципов этики, аудитор может столкнуться с ситуациями, когда угрозы не могут быть устранены или сведены до приемлемого уровня, либо угроза слишком значима, либо надлежащие меры предосторожности по какой-либо причине неприменимы. В случае, когда аудитор не может предпринять надлежащие меры предосторожности, он должен отказаться от предоставления запрашиваемых у него профессиональных услуг или прекратить их предоставление, или в случае необходимости отказаться от выполнения задания (договора).
1.11. В случаях, когда аудитор сталкивается с необычными обстоятельствами, в которых применение конкретного требования настоящего Кодекса привело бы к неадекватному результату или результату, не соответствующему общественным интересам, аудитор может обратиться за консультацией в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой он является.
1.12. Соблюдению основных принципов этики может угрожать широкий круг обстоятельств и взаимоотношений. Обстоятельства или взаимоотношения могут стать причиной более одной угрозы, а одна угроза может привести к нарушению более одного основного принципа этики. Большинство угроз можно разделить на следующие виды:
а) угрозы личной заинтересованности, которые могут возникнуть вследствие финансовых или других интересов аудитора и ненадлежащим образом повлиять на его суждение или поведение;
б) угрозы самоконтроля, которые могут возникнуть в случаях, когда аудитор при формировании суждения в ходе выполнения текущего задания будет безапелляционно полагаться на суждение, вынесенное ранее им самим, или иным работником аудиторской организации, или на оказанные ранее им или иным работником аудиторской организации услуги;
в) угрозы заступничества, которые могут возникнуть в случаях, когда, продвигая какое-либо мнение клиента или аудиторской организации, аудитор доходит до некоторой границы, за которой его объективность может быть подвергнута сомнению;
г) угрозы близкого знакомства, которые могут возникнуть в результате длительных и (или) тесных взаимоотношений с клиентом, когда аудитор сверх меры проникается его интересами или настроен во всем соглашаться с его действиями;
д) угрозы шантажа, которые могут возникнуть в случаях, когда с помощью угроз (реальных или воспринимаемых как таковые) аудитору пытаются помешать действовать объективно.
1.13. Меры предосторожности, которые могут устранить указанные угрозы или свести их до приемлемого уровня, подразделяются на:
а) установленные аудиторской профессией, нормативными правовыми актами;
б) обусловленные рабочей средой.
1.14. Мерами предосторожности, установленными аудиторской профессией, нормативными правовыми актами, являются, в частности:
а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессиональной деятельностью;
б) требование постоянного повышения профессиональной квалификации;
в) руководство по корпоративному поведению (управлению);
г) профессиональные стандарты (стандарты аудиторской деятельности);
д) процедуры мониторинга и дисциплинарного воздействия со стороны аудиторской профессии и уполномоченных государственных органов;
е) внешние проверки уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором.
1.15. Меры предосторожности, обусловленные рабочей средой, приведены в разделе 2 настоящего Кодекса.
1.16. Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают, в частности:
а) эффективную, широко освещаемую систему работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляется аудиторской организацией, саморегулируемой организацией аудиторов, позволяющую коллегам, аудиторским организациям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения;
б) четко определенную обязанность сообщать о нарушениях требований этики.
Разрешение этических конфликтов
1.17. В процессе осуществления профессиональной деятельности аудитор может столкнуться с конфликтом интересов. Конфликт интересов создает угрозу объективности и может создать угрозы соблюдения других основных принципов этики. Такого рода угрозы могут возникать в случаях, когда:
а) аудитор, осуществляя профессиональную деятельность, оказывает услуги двум или более сторонам, интересы которых по предмету этих услуг противоречат друг другу;
б) интересы аудитора в отношении какого-то вопроса и интересы стороны, которой он оказывает услуги, осуществляя профессиональную деятельность, по этому же вопросу, противоречат друг другу.
1.18. Приступая к формальному или неформальному процессу разрешения этического конфликта, аудитор в качестве части такого процесса должен самостоятельно или совместно с другими лицами рассмотреть:
б) имеющиеся этические проблемы;
в) основные принципы этики, имеющие отношение к проблеме;
г) установленные внутренние процедуры;
д) альтернативные действия.
Рассмотрев указанные факторы, аудитор должен определить соответствующий образ действий, совместимый с основными принципами этики, взвесив последствия каждого возможного образа действий. В случае, если проблема остается неразрешенной, аудитор должен проконсультироваться с соответствующими лицами в аудиторской организации с целью получения помощи для разрешения этического конфликта.
1.19. В случаях, когда обстоятельства приводят к этическому конфликту с клиентом или такой конфликт возник внутри клиента, аудитор должен определить, следует ли ему обратиться за консультацией к представителям собственника данного клиента (например, к совету директоров или в комитет по аудиту).
В целях Кодекса представителями собственника считаются лицо(а) или организация(и) (например, учреждения, выполняющие функции доверенного лица), которые осуществляют надзор за стратегическим руководством организации и в обязанности которых входят вопросы, касающиеся подотчетности организации. Это включает надзор за процессом подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности. Применительно к некоторым организациям в частном или государственном секторе представители собственника могут включать сотрудников из состава руководства, например, исполнительных членов в составе наблюдательного или иного органа управления организации, а также собственников, одновременно выполняющих функции руководителей.
В случае сообщения аудитором информации представителям собственника в соответствии с положениями Кодекса и Правил независимости, аудитор должен, с учетом характера и значимости конкретных обстоятельств и вопроса, информация о которых должна быть сообщена, определить надлежащих лиц в структуре управления организации, к которым следует обратиться с информацией. Если аудитор сообщает информацию какой-либо группе представителей собственника, например, комитету по аудиту или отдельному лицу, то аудитор должен определить, есть ли также необходимость сообщить указанную информацию всем представителям собственника, чтобы обеспечить для них адекватный уровень информирования.
В некоторых случаях лица, отвечающие за корпоративное управление, одновременно являются руководством организации, например, в случае небольшого бизнеса, где единственный собственник одновременно выполняет функции руководителя. В таких случаях, если ситуации обсуждаются с руководством и эти же лица отвечают за корпоративное управление, нет необходимости повторно обсуждать данные ситуации с одними и теми же лицами. Вместе с тем, аудитор или аудиторская организация должны убедиться в том, что взаимодействие с лицами, отвечающими за руководство, обеспечивает достаточную информацию для всех лиц, с которыми аудитор или аудиторская организация взаимодействовали бы, если бы указанные лица отвечали бы за корпоративное управление.
1.20. В интересах аудитора может быть осуществлено документирование проблемы, деталей любых обсуждений ее и принятых по ней решений.
1.21. В случае, если значительный этический конфликт не поддается разрешению, аудитор может обратиться за профессиональным советом в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой он является, или получить юридическую консультацию, не нарушая при этом конфиденциальность, если соответствующая ситуация обсуждается на анонимной основе или с учетом сохранения секретности.
(в ред. от 22.12.2017, протокол N 37)
1.22. В случаях, когда все уместные возможности исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, аудитор должен, если это не запрещено нормативными правовыми актами, отказаться быть ассоциированным с предметом, ставшим причиной этого конфликта. Аудитор должен решить, следует ли в конкретных обстоятельствах выйти из состава аудиторской группы, или полностью отказаться от выполнения задания (договора) и покинуть аудиторскую организацию.
(в ред. от 22.12.2017, протокол N 37)
Честность
1.23. Аудитор должен действовать открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях. Принцип честности также предполагает справедливое ведение дел и правдивость.
1.24. Аудитор не должен намеренно быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:
а) указанная информация содержит в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;
б) указанная информация содержит утверждения или данные, подготовленные небрежно;
в) в указанной информации пропущены или искажены необходимые данные там, где пропуски или искажения могут вводить в заблуждение.
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ, СОДЕРЖАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель
Целью изучения данной темы является исследование сущности, содержания аудита, принципов его проведения.
Основные задачи:
Оглавление
1.1. История возникновения аудита. Пользователи аудита
Аудит появился в XIX в. в акционерных компаниях Европы. В переводе с латыни «аудитор» — слушающий. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто:
Администрация работает на себя, собственники хотят знать настоящее положение дел.
Историческая родина аудита — Англия. Здесь в 1844 г. вышла серия законов, согласно которым правление акционерных компаний обязано не реже 1 раза в год приглашать специального человека для проверки отчета перед акционерами.
В России звание аудитора введено Петром I. Аудиторов называли также присяжными бухгалтерами.
Понятие организации института аудита (1889, 1912, 1928 г.) в России не удержалось.
Этапы становления аудита
I этап — до конца 1940-х гг. — подтверждающий аудит (проверка документов, подтверждающих хозяйственные операции и правильности группировок этих операций в финансовых отчетах);
II этап — после 1949 г. — системно ориентированный аудит (в основном вопросы внутреннего контроля, консультационная работа);
III этап — начало 1970-х гг. — ориентация на возможный риск, предупреждение и избежание риска, вторичные проверки, начало разработок аудиторских стандартов.
Во всех странах процесс получения профессии бухгалтера-аудитора очень сложный и длительный: учеба, экзамены, практика.
Необходимость аудита
Потребность в услугах аудитора возникает в связи со следующими обстоятельствами:
Все это приводит к тому, что появляется общественная потребность в услугах независимых экспертов, имеющих знания в этой области и разрешение на оказание данных услуг. Аудиторские услуги — это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Сущность аудита вытекает из определения его содержания, цели и документов, регулирующих аудиторскую деятельность.
Пользователями аудита являются организации и физические лица, связанные с аудируемой организацией имущественными или финансовыми интересами и заинтересованные в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. К ним относятся:
1.2. Правовая основа аудиторской деятельности в РФ
К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:
Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить несколько уровней: первый уровень — кодексы и федеральные законы (п. 1-15); второй уровень — постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами (п. 16-23). Наконец, третий уровень включает в соответствии с федеральным законом стандарты аудиторской деятельности.
Основным нормативным документом первого уровня является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001.
Законом установлены следующие основные положения:
Аудиторская деятельность регулируется также другими федеральными законами, положения которых не должны противоречить закону «Об аудиторской деятельности». Например, Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.2001.
Постановления Правительства, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, составляющие нормативные документы второго уровня регулирования аудиторской деятельности, не должны противоречить Закону «Об аудиторской деятельности» и другим законам, в которых речь идет об аудите.
Важное место в регулировании аудиторской деятельности принадлежит правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Сущность аудиторских стандартов определена в ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности». В соответствии с этой статьей «правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации».
1.3. Понятие аудиторской деятельности (аудита), ее цель, задачи
Определение аудиторской деятельности (аудита), ее цели дано в ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-ФЗ (далее — Закон).
Аудиторская деятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Из определения цели вытекают основные задачи, решаемые в ходе аудита.
Задачей аудита является установление:
1) фактического наличия по состоянию на отчетную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности (реальность существования активов и обязательств);
2) принадлежности аудируемому лицу (проверяемому предприятию/организации) по состоянию на определенную дату актива или обязательства, отраженного в финансовой (бухгалтерской) отчетности, наличия прав и обязательств);
3) отношения к деятельности аудируемого лица хозяйственной операции или события, имевшего место в течение соответствующего отчетного периода (возникновение);
4) отсутствия не отраженных в бухгалтерском учете активов, обязательств, хозяйственных операций или событий либо нераскрытых статей учета (полнота);
5) отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности надлежащей балансовой стоимости актива или обязательства (стоимостная оценка);
6) точности отражения суммы хозяйственной операции или события с отнесением доходов или расходов к соответствующему периоду времени (точное измерение и правильная периодизация), а также
7) объяснение, классификация и описание актива или обязательств в соответствии с правилами его отражения в финансовой (бухгалтерской) отчетности (представление и раскрытие).
В ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, других форм отчетности, установленных Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и достоверности данных пояснительной записки, а также учитываются положения Налогового кодекса Российской Федерации. При этом определяются:
Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием сопутствующих аудиту услуг.
В ст. 3 и 4 Закона «Об аудиторской деятельности» дано определение аудиторов и аудиторских организаций, имеющих право заниматься аудиторской деятельностью:
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
1.4. Место аудита в системе контроля. Аудит и ревизия
В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля (ревизионный контроль) и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в ее субъектах. Кроме того, на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют:
Ревизия — составная часть системы государственного финансового контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.
Объектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры; коммерческие предприятия с государственным участием; предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии; общественные и неправительственные организации и учреждения; предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.
Хотя аудиторская деятельность может охватывать все предприятия независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита — собственность акционеров и инвесторов.
Основной задачей ревизии является осуществление контроля:
Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, они имеют общие черты:
Несмотря на то что и аудит и ревизия входят в систему финансового контроля, выполняют многие схожие функции и являются его видами, они, тем не менее, не тождественны друг другу.
Отличия аудита от ревизии:
3. По основе взаимоотношений:
4. По принципу оплаты услуг:
5. По достигнутым результатам:
Таким образом, аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченными на то государственными органами.
Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности»).
1.5. Виды аудита
В зависимости от критериев различаются следующие виды аудита:
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами с целью объективной оценки бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.
Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность по проверке и оценке работы фирмы в интересах ее руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Такую работу проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита возлагается на ревизионную комиссию.
Внешний аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральных законах.
Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности. Он проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 7). Он представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться также по поручению государственных органов: органа дознания, прокурора, следователя, суда, арбитражного суда.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее трудоемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов. Иное дело — проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета и только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели.
По периодичности осуществления аудиторских проверок различают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит — это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии (в организации). Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно, в течение ряда лет. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, давать более объективную оценку состояния экономического субъекта и характера его деятельности.
Приведенная классификация не является исчерпывающей. Расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.
1.6. Субъекты обязательного аудита
Обязательный аудит — это ежегодная обязательная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23.07.98 № 123-ФЗ) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций состоит:
В соответствии со ст. 7 Закона «Об аудиторской деятельности» подлежат обязательной ежегодной проверке следующие группы экономических субъектов:
1. По организационно-правовой форме: акционерные общества открытого типа.
2. По виду деятельности:
3. По финансовым показателям деятельности: экономические субъекты (включая государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями и соответственно не может проводиться аудиторами — предпринимателями без образования юридического лица. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3 в ред. Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ) (ст. 7, п. 3 Закона).
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора (ст. 13 Закона).
В соответствии со ст. 21 «Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите» Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и их руководители, индивидуальные аудиторы, аудируемые лица и лица, подлежащие обязательному аудиту, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Первоначальной редакцией Закона «Об аудиторской деятельности» (п. 3, ст. 21) было предусмотрено за уклонение организации или индивидуального предпринимателя, подлежащих обязательному аудиту, от его проведения или препятствование его проведению взыскание штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом.
Предусматривалось, что взыскание этого штрафа будет производиться в судебном порядке на основании постановления уполномоченного федерального органа о привлечении к ответственности за правонарушение, состоящее в уклонении от проведения обязательного аудита.
Однако Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об аудиторской деятельности» от 30.12.2001 № 196-ФЗ описанный выше порядок был отменен.
Ст. 15.11 «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 30.10.2002 № 130-ФЗ, от 31.10.2002 № 133-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ) установлена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности и порядка и сроков хранения учетных документов. Такое нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством.
1.7. Услуги, сопутствующие аудиту
Возможность оказания таких услуг и их виды даны в ст. 5—7 Закона.
5. Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.
6. Для целей настоящего Федерального закона под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами следующих услуг:
1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение маркетинговых исследований;
10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
7. Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
Рассмотрим содержание отдельных видов услуг:
1. Ведение учета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в организации, не имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. В этой связи аудиторские фирмы с успехом могут играть роль указанной специализированной организации.
Единственным ограничением на данный вид услуг является указанная в Законе «Об аудиторской деятельности» невозможность выдачи в таких случаях заключения о достоверности отчетности предприятию, на котором аудиторская фирма ведет учет.
Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает для клиента учетную политику, формирует рабочий план счетов бухгалтерского учета, определяет состав аналитических счетов и регистров, рекомендует форму счетоводства.
Ведение учета может осуществляться как по всем видам и участкам учета (полное ведение учета), так и по отдельным участкам или разделам учета (учету движения материальных ценностей — такая услуга может потребоваться, если заказчик имеет складские помещения, отдаленные от центрального офиса; учету расчетов по оплате труда и др.). Как правило, клиент включает в договор и такой вид услуг, как составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, представление бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ГНИ.
2. Восстановление бухгалтерского учета. Данная услуга отличается от предыдущего вида работ в основном тем, что она проводится за определенный период и носит разовый характер.
Залогом того, что данная работа будет выполнена своевременно и качественно, является предоставление заказчиком всех первичных и прочих необходимых документов, а также использование программного обеспечения с гибкой системой настройки автоматических проводок.
Гибкая система настройки позволит устанавливать рациональные виды учетных решений на определенных этапах восстанавливаемого периода.
Восстановление учета — довольно сложная процедура, поэтому она проводится наиболее квалифицированными специалистами аудиторских фирм, что не исключает привлечения специалистов-операторов для введения в память компьютера типовых хозяйственных операций.
3. Постановка бухгалтерского учета. Этот вид услуг включает в себя комплекс мероприятий и прежде всего определение долговременной учетной политики, выбор формы бухгалтерского учета, подбор комплекса технических средств, формирование структуры бухгалтерской службы, разработку графика документооборота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала. В результате проведения этих мероприятий принимается решение об организации бухгалтерского учета у заказчика.
Сама по себе данная услуга носит разовый характер, поэтому разработанная отдельными аудиторскими фирмами типовая технология организации бухгалтерского (финансового, управленческого) учета пользуется наибольшим спросом у вновь создаваемых предприятий.
4. Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный вид работ может явиться либо следствием уже проведенного аудиторской фирмой комплекса работ по ведению бухгалтерских регистров, либо быть самостоятельным видом работ аудиторской фирмы — составление отчетности по данным бухгалтерских регистров, представленных заказчиком.
5. Консультационные услуги. Данные услуги включают подготовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопросам налогообложения, правильности наложения и расчета размеров штрафных санкций за нарушения налогового законодательства рекомендаций по организации первичного учета, учетных решений, соответствующих заключенным предприятием (организацией, учреждением) хозяйственным договорам (контрактам).
6. Сопутствующие услуги. В объеме сопутствующих услуг значительное место (особенно в последнее время) занимает анализ финансово-хозяйственной деятельности. Результаты анализа позволяют администрации определить резервы роста эффективности коммерческой деятельности, факторы роста прибыли и повышения финансовой устойчивости организации (подробнее — в разд. «Практический аудит»).
В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит запрещено проводить аудиторским организациям, оказывавшим в течение трех лет, предшествовавших проведению проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности.
1.8. Общие принципы аудита
При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами, которые сформулированы в Федеральном правиле (стандарте) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»: независимость, честность, объективность, профессиональная компетентность и добросовестность, конфиденциальность, профессиональное поведение.
Независимость — принцип аудита, заключающийся в обязательности отсутствия у аудитора при формировании мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, а также какой-либо зависимости от третьих лиц.
Честность — принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также в следовании общим нормам морали.
Объективность — принцип аудита, заключающийся в обязательности применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и самостоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и при формировании суждений, выводов и заключений.
Профессиональная компетентность — принцип аудита, означающий, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное и качественное оказание профессиональных услуг.
Добросовестность — принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.
Конфиденциальность — принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии третьим лицам или разглашать их содержание без письменного согласия руководства (собственника) фирмы-клиента.
Профессиональное поведение — принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.
Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма. Это подразумевает, что не следует принимать на веру все доказательства, получаемые в ходе аудиторской проверки, как от руководства (работников) фирмы-клиента, так и от третьих лиц.
1.9. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью
Такие ограничения установлены ст. 1 и 12 Закона.
Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.
1. Аудит не может осуществляться:
а) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
б) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
в) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
г) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
д) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
е) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, — в отношении этих лиц.
2. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, указанные выше, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от экономического субъекта-заказчика обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки, заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора с аудитором (аудиторской фирмой). Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.
1.10. Права и обязанности аудиторов
Они определены в ст. 5, 6, 8 Закона.
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:
1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;
2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;
3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;
4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом;
2) представлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор на оказание аудиторских услуг;
4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласования аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор на оказание аудиторских услуг.
1.11. Права и обязанности аудируемых лиц
Они определены в ст. 6 Закона.
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор на оказание аудиторских услуг, обязано:
1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случаях неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором на оказание аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
1.12. Аудиторская тайна. Ответственность аудиторов и аудиторских организаций
Содержание аудиторской тайны определено в ст. 8 Закона.
Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности.
Ответственность аудиторов
Эта ответственность установлена пп. 1 и 2 ст. 21 Закона.
Выводы
В результате изучения данной темы студенты должны:
1) знать содержание, принципы аудита, законодательно-нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность;
2) уметь применять основные положения и принципы аудиторской деятельности при проведении аудита на предприятиях и в организациях.