В чем выражается культурологический подход к понятию информационная культура
Урок 2
Информационная культура современного человека
Изучив эту тему, вы узнаете:
— какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
— как проявляется информационная культура человека;
— каковы основные факторы развития информационной культуры.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.
Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.
Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура», по этому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.
В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Используя первый подход, приведем определение информационной культуры.
Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
♦ в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
♦ в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
♦ в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
♦ во владении основами аналитической переработки информации;
♦ в умении работать с различной информацией;
♦ в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее в своей деятельности как для автоматизации рутинных операций, так и для неординарных ситуаций, требующих нетрадиционного творческого подхода.
Основными факторами развития информационной культуры являются:
♦ система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
♦ информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
♦ развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Одним из существенных показателей информационной культуры в нашей стране является знание английского языка. Сложившаяся ситуация в компьютерной индустрии такова, что практически все современные версии программных продуктов, определяющих информационную технологию, представлены на английском языке. На этом языке реализуется интерфейс пользователей с основными видами глобальных информационных ресурсов, осуществляется профессиональное взаимодействие с операционными системами компьютеров. В большинстве областей науки, бизнеса и технологий также доминирует английский язык.
Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии.
Контрольные вопросы и задания
Задания
1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Контрольные вопросы
1. Как вы понимаете информационную культуру?
2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
3. Как проявляется информационная культура?
5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?
6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Презентация по информатике «Информационная культура»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Основы социальной информатики
Изучив эту тему, вы узнаете: какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»; как проявляется информационная культура человека; каковы основные факторы развития информационной культуры.
Введение Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».
Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями — «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.
Информологический подход В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
Культурологический подход При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Контрольные вопросы 1. Как вы понимаете информационную культуру? 2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу? 3. Как проявляется информационная культура? 4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»? 5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»? 6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры? 7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Задания Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура». Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-211927
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Правительство направит регионам почти 92 миллиарда рублей на ремонт и оснащение школ
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Задания
1. Используя всевозможные источники информации ( справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
«информационная культура – совокупность имеющихся знаний и умение применять их на практике для постановки и решения содержательных задач»;
информационная культура – достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребности людей в информационном общении, уровень создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации и в то же время как деятельность, направленная на оптимизацию всех видов информационного общения, создание наиболее благоприятных условий для того, чтобы ценности культуры были освоены человеком, вошли органично в его образ жизни ;
Анализ: «Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). В каждом определении прослеживается связь с личностью и информацией. Обобщая вышесказанное, информационную культуру можно определить как уровень достигнутого в развитии информационных связей в обществе за период информационного общения людей, а также характеристика специфической сферы жизнедеятельности людей (информационной сферы), в которой отмечается степень достигнутого, тенденции развития.
2. Проанализируйте понятия «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура»
Культура понимается как…
- «Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей» «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ; «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев); «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга); «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман); «вся совокупность внебиологических проявлений человека»; признанный значимый уровень в областях изящных искусств и наук — элитарная культура. набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие ее проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды.»();
Информационная культура входит в общее определение культуры так как характеризуясь различными источниками, она затрагивает те или иные аспекты определения «культура» в целом.
3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Допустим что человек живя в обществе и обладая определенным уровнем информационной культуры должен уметь в определенной ситуации применять свои знания например:
— Уметь различать различные технические средства друг от друга ( компьютер, планшет, айфон, принтер, сканер и т. д.)
— Уметь в большом потоке информации в интернете отыскивать нужную информацию для себя и для людей которые его попросят об этом.
— Разговаривать на языке компьютеров и так же информационных ресурсов которые встречаются в жизни
Как вы понимаете информационную культуру?
Понятие «информационная культура» характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль этого аспекта в информационном обществе постоянно возрастает; и сегодня совокупность информационных потоков вокруг каждого человека столь велика, разнообразна и разветвлена, что требует от него знания законов информационной среды и умения ориентироваться в информационных потоках.
В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?
Информационная культура присуща как человеку так и обществу. Живя в обществе человек привыкает к его требованиям и законам. Развитие информационной культуры волей не волей действует на человека, который в силу того что он находится в данном обществе принимает его законы и уставы, а так же обязан принимать и ту информационную культуру в которой живет и находится общество в данный момент.
Как проявляется информационная культура?
На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, но как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Как составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. В этом сейчас помогает сближение и взаимодействие формальных и неформальных видов образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения), которые способствуют постоянному повышению уровня информационной культуры.
чем выражается информалогический подход к понятию «информационная культура»?
Информалогиеский подход заключается в том что, исследователи в рамках «информалогического» подхода акцентируют свое внимание на совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих целенаправленно работать с информацией в области получения, передачи, хранения и ее использования.
В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»
Исследователи в рамках культурологического подхода считают, что информационная культура – это одна из составляющих общей культуры человека; часть базисной культуры личности, позволяющая человеку эффективно участвовать во всех видах работы с информацией; область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности.
Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?
Основными факторами развития информационной культуры современного общества являются следующие:
• система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей, их материальных и духовных потребностей;
• информационная инфраструктура общества, определяющая возможности людей получать, передавать и использовать необходимую им информацию, а также оперативно осуществлять те или иные информационные коммуникации;
• демократизация общества, которая определяет правовые гарантии людей по доступу к необходимой им информации, развитие средств массового информирования населения, а также возможности граждан использовать альтернативные, в том числе зарубежные источники информации;
• развитие экономики страны, от которого зависят материальные возможности получения людьми необходимого образования, а также приобретения и использования современных средств информационной техники (телевизоров, персональных компьютеров, радиотелефонов и т. п.).
Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?
Английский язык изучается в наших школах, на нем разговаривает почти половина населения нашей планеты. Чтобы быть в курсе всех новостей новинок и различных источников информации. Необходимо качественно в совершенстве владеть иностранным языком. Незнание языка – автоматически снижает уровень информационной культуты личности и общества.
Различные подходы к понятию «информационная культура»
Информационная культура как один из важнейших факторов профессионального развития человека. Сущность понятия «информационная культура личности». Знакомство с основными особенностями и проблемами развития информационных технологий и вычислительной техники.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 01.11.2018 |
Размер файла | 20,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Различные подходы к понятию «информационная культура«
Изучая общество на современном этапе развития, многие авторы отмечают так называемый «новый период развития цивилизации», но большее распространение получило понятие «информационное общество».
В своих работах филологи и социологи (В. П. Зинченко, Э. Ласло, И. Р. Пригожин и др.) подробно раскрывают это понятие, описывают его основные черты и особенности.
Сущность идеи информационного общества такова: изменение роли информации в жизни человека, умение работать с большим потоком данных. Рост важности информации можно проследить в истории человечества, проанализировав «информационные революции», развитие отношений в обществе из-за существенных перемен в области переработки информации. Выделяют несколько этапов «информационных революций» [3].
Четвертый этап напрямую связан с периодом расцвета компьютерных технологий, появлением ПК и информационных сетей.
Информационная культура стала один из ключевых факторов профессионального развития человека. Она изменила все сферы жизни общества, сделала жизнь человека разнообразной.
Исследователи разных областей науки (литературы, педагогики, социологии, философии, информатики) дают определение понятию «информационная культура». Каждый ученый трактует его по-своему, что отражается на его развитии и подчеркивает его многоаспектность.
На данный момент информационная культура находится на стадии изучения, разработаны ее методические, теоретические и исторические аспекты. Приведем пример того, как трактуют понятие «информационная культура личности» некоторые авторы.
Рассмотрим несколько подходов к термину «информационная культура». При первом подходе информацию нужно рассматривать как феномен материального мира, раскрывается ее связь с культурой.
Второй подход: для более глубокого изучения понятия «информационная культура» необходимо оценить потребности личности в информации, которые имеют биологический и социальный характер, способность социализации личности под влиянием информационной среды.
Третий подход: необходимо рассмотреть социальные институты (семья, учебные заведения, центры досуга, средства массовой информации) как факторы, непосредственно влияющие на формирование информационной культуры личности. Важно учесть, что каждый социальный институт влияет на человека посвоему, свойственными только ему средствами.
Последний подход связан с прикладным аспектом, то есть формированием информационной культуры личности через приобретение навыков поиска нужной информации, применения ее в образовательных и профессиональных целях, умения перерабатывать и воспроизводить информацию.
В отечественной литературе термин «информационная культура» появился в 70-е годы XX века. В основном его использовали библиотековеды, книговеды, трактовался он как наличие у читателя знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной информационной деятельности: умений найти в библиографических картотеках и каталогах необходимые документы, умений использовать библиотечные фонды, пользоваться возможностями библиотечного и межбиблиотечного абонемента.
Первыми в педагогике понятие «информационная культура» стали использовать А. П. Ершов и Н. И. Монахов. Определение информационной культуры в работах этих авторов сводится к понятию «компьютерная грамотность», которое включает в себя знание об элементарном математическом моделировании, умение строить простые математические модели, знание и умение применять простые алгоритмы для построения математических моделей, понимание работы устройств ПК, умение программировать, умение пользоваться основными пакетами операционных систем и прикладных программ для решения практических задач, умение интерпретировать полученные результаты и применять их на практике [5; 11].
Чтобы соответствовать требованиям современного информационного общества, человеку нужно уметь:
? анализировать полученную информацию;
? использовать информацию для реализации своих целей.
— компьютерная культура [12].
К обще-учебной культуре относятся умения составлять план на основе прочитанного, конспект, писать резюме, способность отстаивать и доказывать свою точку зрения, пользоваться картотеками, каталогами.
В своих работах Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру как неотъемлемую часть образования, поэтому подчеркивает необходимость изучения проблем формирования информационной культуры в педагогической теории и практике, разработки методик обучения в соответствии с требованиями информационного общества. [Там же].
Исследованиями информационной культуры занимаются представители разных наук, что породило большое количество противоположных взглядов на данное понятие.
информационный технология культура
информационный технология культура
1.Антонова С. Г. Информатизация и информационная культура личности // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996. С. 50-51.
2.Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. 1995. № 5.
3.Данильчук Е. В. Информатизация общества и проблемы формирования информационной культуры личности // Открытое общество и устойчивое развитие: сб. тез. и матер. III межд. симпозиума. Зеленоград, 2001. Т. VIII.
4.Данильчук Е. В. Информационные технологии в образовании: уч. пос. Волгоград, 2002.
5.Ершов А. П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре // Информатика и компьютерная грамотность. М.: Наука, 1988.
6.Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: введение в курс: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / под ред. И. И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. Краснодар, 1996. 490 с.
7.Каракозов С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 41-54.
8.Лернер И. Я. Базовое содержание общего образования // Педагогика. 1991. № 11. С. 34-38.
9.Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.
10.Медведева Е. А. Основы информационной культуры // Социс. 1994. № 11.
11.Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. М.: Педагогика, 1981. 144 с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Основные подходы к определению понятия «информационная культура». Информационная культура личности педагога. Особенности циркуляции информационных потоков в образовательном пространстве и формирование информационной культуры младших школьников.
курсовая работа [1007,8 K], добавлен 04.06.2011
Информационная культура на современном этапе: определение, подходы, аспекты. Компоненты информационной культуры личности. Отечественный опыт изучения и формирования информационной культуры. Зарубежные исследования информационных навыков молодежи.
дипломная работа [108,4 K], добавлен 10.12.2014
Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Сущность понятия «информатизация общества». Типы информационных объектов, входящих в электронный ресурс «Библиотека электронных наглядных пособий по физике 7-11 класс».
доклад [15,7 K], добавлен 22.12.2009
Проблемы становления и развития личностных и профессиональных качеств учителя. Сущность понятия профессионального самовоспитания учителя. Развитие личности учителя в системе педагогического образования. Культура самообразования и самовоспитания учителей.
курсовая работа [395,9 K], добавлен 13.12.2013
История развития и основные характеристики современных информационных технологий. Из истории развития методов обучения. Краткие характеристики классификации наглядного метода обучения на уроке технологии. Описание техники для телефонной мобильной связи.
курсовая работа [35,2 K], добавлен 16.08.2011