В чем выражается материальные потребности
5.3. Производство
Экономическая деятельность напрямую связана с удовлетворением многообразных, в первую очередь материальных, потребностей людей. С развитием общества и научно-технического прогресса круг потребностей расширяется.
Материальные (или экономические) потребности людей удовлетворяются через приобретение различных экономических благ, под которыми понимаются материальные и нематериальные предметы и их свойства.
На заре развития человечества люди удовлетворяли свои материальные потребности за счет готовых продуктов природы, а с течением времени человек стал преобразовывать то, что давала ему природа, создавать иные, отличные от природы предметы. Таким образом возникло производство.
Экономические потребности человечества обычно превышают возможности производства благ. Ученые говорят даже о законе повышения потребностей,который означает, что потребности растут быстрее производства благ. Это связано с тем, что по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие.
У людей, живших в традиционном обществе, потребности были небольшими и не выходили за рамки приобретения продуктов первой необходимости — пищи, одежды, жилья. Однако еще в XIX в. экономисты подметили, что существует прямая связь между типом покупаемых товаров и услуг и уровнем дохода потребителей. Практика подтверждает: с увеличением размера дохода затраты на товары и услуги первой необходимости уменьшаются, а на менее необходимые товары — увеличиваются. Если мы удовлетворили свои потребности в пище и у нас остались деньги, то на них мы купим одежду и предметы первой необходимости. Если и после этого остается некоторая сумма денег, то ее можно потратить на проведение досуга, покупку украшений, бытовой техники и т.д., т.е. на то, без чего человек может, в принципе, обойтись. Таким образом, потребности безграничны, а материальные блага ограниченны. Ограниченность материальных благ напрямую связана с ограниченностью экономических ресурсов.
Экономические ресурсы — это все то, что используется в процессе производства товаров и услуг. Экономические ресурсы называют еще факторами производства.К ним относятся:
1) природные ресурсы (земля, полезные ископаемые, водные и лесные ресурсы и т.д.);
2) трудовые ресурсы (люди с их способностью производить товары и услуги);
3) капитал (в форме денег, т.е. денежный капитал, или средств производства, т.е. реальный капитал);
4) информационные ресурсы (знания, необходимые для экономической деятельности).
Природные и трудовые ресурсы — это первичные факторы производства, капитал и информационные ресурсы — вторичные. К природным ресурсам относится часть природных богатств, которые человек использует в своей экономической деятельности. Для воздействия на природные ресурсы человеку необходимо приложить определенные умственные и физические усилия, т.е. использовать свои способности к труду. Для эффективного производства необходим капитал. Он складывается из денег (денежный капитал), вложенных в производство и используемых для покупки машин, оборудования, помещений — средств производства, которые также представляют собой капитал (реальный капитал). Деньги сами по себе могут не быть капиталом. Их необходимо инвестировать в экономику.
Инвестирование — это долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей. В настоящее время инвестиции принято делить на три вида: инвестиции в финансовые активы(финансовые вложения), например в ценные бумаги, займы; инвестиции в запасы материальных оборотных средств, например сырье; инвестиции в основной капитал, т.е. в машины, оборудование, здания, сооружения. Последний вид инвестиций называют капитальными вложениями (капиталовложениями). Они включают в себя затраты как на возмещение, так и на прирост основного капитала.
Инвестиционные расходы, которые направляются на ремонт и замену износившихся машин и оборудования, зданий и сооружений, называются амортизацией. Ресурсы, выделяемые для строительства новых предприятий, создания нового оборудования, новых транспортных средств и т.д., называются чистыми инвестициями. Они могут быть вычислены как разница между общей суммой инвестиций и амортизацией.
Все виды инвестиций взаимосвязаны. Например, инвестиции в финансовые активы предполагают не просто выпуск акций или облигаций, а направление средств от их продажи на расширение производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, вовлечение в производство новых работников. Инвестирование выступает важным средством развития экономики. Оно создает условия для обновления и увеличения производства. Однако инвестиционные вложения возвращаются не сразу, поэтому процесс инвестирования связан с определенным риском для инвестора.
В настоящее время, с развитием научно-технического прогресса, все большее значение приобретают информационные ресурсы. Для производства востребованных товаров и услуг необходимы знания, управленческие навыки, способность ориентироваться в реальной рыночной ситуации, умение правильно вести переговоры с партнерами, подобрать штат квалифицированных работников и т.д. Вопросами управления на предприятии может заниматься сам собственник (капиталист, предприниматель) или наемный работник —менеджер.
Все виды ресурсов не могут существовать отдельно друг от друга, все они взаимосвязаны. Например, знания как экономический ресурс способствуют более рациональному использованию природных ресурсов, созданию новых материалоемких технологий. Знания связаны с оценкой качества труда и необходимостью повышения квалификации работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования. Знания дают возможность более рационально использовать машины, оборудование и финансовые средства.
Экономические ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве. Меньше всего мобильны природные ресурсы. Так, землю переместить практически невозможно. Тем не менее можно перевозить добытые полезные ископаемые, лес, направить воду из реки по вырытому каналу и т.д. Трудовые ресурсы более подвижны. В поисках работы люди могут переезжать на большие расстояния. Капитал, большей частью денежный, и информация, особенно в наше время, когда широко распространены электронные средства связи, отличаются наибольшей мобильностью.
Взаимосвязь ресурсов и их мобильность связаны с их взаимозаменяемостью. Так, чтобы повысить урожайность, можно расширить посевные площади (природные ресурсы), изменить количество и состав работников (трудовые ресурсы), купить новую технику (капитал) или использовать новые виды семян и удобрений (результаты новых знаний).
Однако взаимозаменяемость ресурсов не бывает абсолютной. Нельзя бесконечно использовать ручной труд, заставляя работников трудиться в две-три смены. Нельзя расширять посевные площади без внесения удобрений, иначе земля истощится. Поэтому предприниматель вынужден отыскивать наиболее рациональную комбинацию ресурсов с целью большей эффективности своей деятельности. Экономическая эффективность — это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно сопоставлять полученный результат (количество продукции) и произведенные затраты. Любой человек, будь это производитель или потребитель, стремится действовать в экономической сфере рационально, т.е. стремится увеличить выгоду при наименьших затратах.
При расчете эффективности производства соизмеряются затраты одного вида или всех ресурсов с полученной выгодой. Поэтому показателей эффективности производства может быть много. Например, производительность труда (средняя стоимость продукции, произведенной одним работником), материалоемкость (расход природных ресурсов на единицу продукции), капиталоемкость (использование капитала для производства продукции). Сопоставление стоимости произведенной продукции со стоимостью всех использованных ресурсов называется рентабельностью.
Усилению эффективности и рентабельности производства способствует разделение труда, т.е. разделение производства продукции на этапы, которые выполняются отдельными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны и странами. В зависимости от субъектов различают профессиональное, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. В зависимости от этапов производства различают также разделение труда подетальное и поузловое, т.е. изготовление элементов готового продукта. В ходе разделения труда субъекты производства создают часть изделия или специфический вид продукции.
Изготовление отдельных продуктов, основанное на разделении труда, называется специализацией. Специализируясь на производстве того или иного продукта, производитель имеет возможность наиболее эффективно использовать доступные ему экономические ресурсы. Кроме того, специализация позволяет максимально улучшить навыки по производству определенного товара и тем самым повысить его качество.
Проявлением специализации выступает разделение производства на отрасли, т.е. группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию. Отрасли, с одной стороны, делят на подотрасли, а с другой — группируют в народнохозяйственные комплексы: топливно-энергетический, агропромышленный и т.д. Кроме того, в науке весьма распространено деление экономики на секторы: первичный, вторичный и третичный. Первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Вторичный составляют промышленность и строительство. К третичному сектору относят производство услуг (торговлю, транспорт, связь, образование, здравоохранение, науку, культуру, бытовые и коммунальные услуги и т.д.). Первичный и вторичный секторы нередко объединяют в сферу материального производства. Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы, хотя такое деление довольно условно. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый — призван обслуживать реальный сектор.
Основное звено рыночной экономики составляет предпринимательство — самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли. Некоторые экономисты называют предпринимательство особым экономическим ресурсом.
Прибыль есть цель и одновременно мотив предпринимательской деятельности. Прибыль — это важнейший показатель результатов хозяйственной деятельности. Она представляет собой разницу между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию.
Для того чтобы получить прибыль, предприниматель должен сориентироваться, какой продукт производить, как организовать производство и как снизить себестоимость — совокупную сумму затрат на единицу продукции. Себестоимость может быть снижена за счет рационального использования всех ресурсов. Чем больше будет разница между себестоимостью и ценой товара, тем больше будет прибыль, и наоборот. Продажа товара по себестоимости не позволит предпринимателю расширять производство, использовать более новое оборудование. А падение цены ниже себестоимости сделает невозможным выплату работникам зарплаты, ремонт оборудования и приведет в конечном итоге к разорению предпринимателя.
В настоящее время синонимом понятия «предприниматель» служит слово «бизнесмен». Однако в английском языке это слово не всегда имеет положительный контекст. Поэтому иностранные предприниматели избегают так себя называть.
Чтобы стать предпринимателем, нужно не только обладать необходимым капиталом. Требуются еще и определенные личные качества, такие как самостоятельность в принятии решений, ответственность за их реализацию, способность идти на обоснованный риск. Последнее качество необходимо в условиях конкуренции. Если вложить деньги в новое, ранее неизвестное дело, сложно предсказать, какой будет результат. Тем не менее если предприниматель хорошо проанализировал ситуацию, то риск можно считать обоснованным, и он может рассчитывать на получение прибыли.
Сущность производства нельзя полностью понять без характеристики производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя все факторы производства: рабочую силу, орудия труда, технологии. Производственные отношения — это отношения в сфере производства и распределения материальных благ. Производительные силы и производственные отношения находятся в тесной взаимосвязи. Однако производительные силы более динамичны, развиваются быстрее производственных отношений. Противоречия, вызванные несоответствием производительных сил производственным отношениям, влекут за собой изменение последних. Таким образом, производственные отношения подстраиваются под более развитые производительные силы. Смена производственных отношений может происходить эволюционным или революционным путем. Так, снижение эффективности рабского труда привело к замене рабовладельческих производственных отношений феодальными, а несоответствие феодальных отношений развивающемуся капитализму способствовало победе буржуазных революций. Таким образом, производительные силы и производственные отношения в совокупности представляют движущие силы экономического развития общества.
1. В чем выражаются материальные потребности? Какую роль в их удовлетворении играет производство?
2. В чем состоит закон повышения потребностей? Подтвердите его на конкретных примерах.
3. В чем состоит взаимосвязь между уровнем доходов и типом покупаемых товаров?
4. Какие виды экономических ресурсов существуют? Какую роль в экономике играет каждый из них?
5. Что такое инвестирование? Какие бывают виды инвестиций?
6. Почему в настоящее время большую роль в экономике стали играть информационные ресурсы?
7. Приведите примеры взаимосвязи ресурсов.
8. Что такое экономическая эффективность? Как она рассчитывается?
9. Какую роль в экономике играют разделение труда и специализация?
10. Объясните понятие «предпринимательство». Какова его цель? Какие факторы влияют на эффективность предпринимательской деятельности?
11. В чем состоит взаимосвязь производительных сил и производственных отношений?
12. Прочитайте высказывание А.Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В чем, по его мнению, сочетаются интересы предпринимателя с интересами общества?
Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Восьмой урок, 10 класс
Материальные потребности человека — примеры, особенности
Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.
Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.
Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей
Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.
Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:
Материальные потребности человека – примеры позитивные
Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.
Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.
Материальные потребности человека — примеры негативные
Первичные и вторичные потребности
Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.
Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.
KONSPEKTY.NET
Объективные законы общественного развития (общество) реализуются через деятельность людей, а посему транслируются через призму потребностей (людей), их интересов.
Что такое объективные законы общественного развития? Доступные системы законов, которые мы знаем – общественные и законы природы. Они носят объективный характер потому, что возникают с наличием потребностей людей, а также воли и сознания. В некотором роде, объективные законы развития подвержены революционному характеру потребностей человека, которые их видоизменяют в зависимости от своих задач. Также стоит упомянуть о том, что развитие общества с его новыми отношениями формируют духовную, политическую, социальную культуру, а также закладывает основы для будущего прогрессивного наследия и новых степеней развития.
Деятельность человека, как основа и производная
Деятельность человека, направленная на удовлетворения личных потребностей, влияет на общественные потребности хотя бы потому, что общество представляется собой, как совокупность людей. Интересы, которые укоренены в сознании личности передаются вербальным путем: семья, как основная ячейка общества с производными контактами. Интересы тесно взаимосвязаны с формой деятельностью, а самое главное – с ее содержанием. Если подходить с герменевтической позиции, то общественное развитие реализуется через деятельность людей, наполненную смыслами.
Представьте, что общество – это полка с книгами. Корешки и их названия – это каждый отдельный человек. Так вот, какими книгами (с характерными смыслами и передачей информации) будет заполнена полка, таким и будет общество.
Общество, в свою очередь, воспитывает человека. Социализация (вхождение в общество) личности представляется, как взаимообусловленный процесс человека и общества, их диалог. Потребность, в этом плане, представляется в качестве отношения общества (определенной социальной группы) к условиям существования, принципам ведения политики/экономики, выражения отношений, приоритетов и ценностей развития, духовной культуры, материальных ценностей и степени обеспечения людей базовыми потребностями (еда, пища, самосохранение и прочее), не говоря уже о мотивации и самореализации, как высшей потребности человека (см. пирамида Маслоу).
Получается замкнутый круг: человек влияет на общество теми потребностями, которые появляются у него, которые он несет в общество, следует им, развивает их, добивается их, а с другой стороны – человек растет, обучается на основе потребностей общества с раннего возраста. Получается, что оба феномена взаимосвязаны, влияют друг на друга, сохраняются до определённого момента (стадии развития общества), а далее – изменяются в зависимости поступлению новых вводных данных – новых потребностей человека.
Итак, потребности человека, как основа сохранения и развития общества являются, с точки зрения диалектики, двигателем истории и движущей силой развития отдельного человека. Они изменяются в зависимости от введений таких переменных, как исторические задания, духовный принцип в нынешнее время, политические предпочтения, экономические запросы. Они также обусловлены уровнем развития производительных сил (каждый отдельный человек) и характерном производственных отношений общества (К. Маркс).
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(4 оценили, оценка: 3,00 из 5) Loading…
Похожие записи
Социально-культурные потребности
Социально-культурные потребности есть потребности социальных субъектов в социально-культурной деятельности. Социальными объектами являются: во-первых, массовые совокупности, рассмотренные в разделе 3.5; во-вторых, профессиональные и непрофессиональные социальные группы, которые представлены в виде фасета ф 3 в классификации ИКП (рис. 7.3).
Конечно, содержание социально-культурных и индивидуально-культурных потребностей совершенно различно. Социально-культурные потребности ни в коей мере не являются суммой индивидуально-культурных потребностей. Тем не менее между ними имеется следующее формальное сходство, можно сказать, изоморфизм.
1. И те, и другие можно моделировать в виде функциональных потребностных систем, где представлены интересы и отвращения, цели, осознанные или бессознательные мотивы. Было бы, разумеется, непростительным «психологизмом» распространять механизм действия потребностно-функциональной системы, показанный на рис. 7.2, на социальные потребностные системы, но действуют они сходным образом, в противном случае нельзя объяснить аналогичность «органов потребности» в обеих системах.
2. Социальные потребности, как и потребности личности, подразделяются на абсолютные, вторичные и спонтанные.
3. Как на личностном, так и на социальном уровне действуют шесть духовных потребностей: потребности в индивидуализации, в социализации, познавательная, этическая, эстетическая, коммуникационная. Однако предметы этих потребностей далеко не совпадают.
В разделе 7.2 на социальном уровне были выделены три типа потребностей: материальные, социально-политические, духовные. Социально-культурных потребностей мы тогда не касались. Теперь возникает задача выделить эти потребности в системе потребностей общества и раскрыть взаимосвязи между ними. Начнем с общего обзора социальных потребностей.
Материальные абсолютные социальные потребности (МАС-потребности) выглядят следующим образом.
МАС.1 — экономическая потребность: потребность в общественно организованном материальном производстве, то есть создании и Распределении материальных продуктов и услуг.
MAC.2 — потребность биологического воспроизводства населения.
МАС.З — потребность в защите от стихийных бедствий и агрес-сии врагов.
Социальные абсолютные потребности обусловливают формирование социальных институтов, берущих на себя функции удовлетворения соответствующих потребностей. Если на уровне личности действует схема «потребность — деятельность», то на уровне социума обнаруживается цепочка «потребность — социальный институт — социальные функции». Удовлетворение материальных потребностей распределено между социальными институтами современного индустриального общества таким образом:
МАС.1 удовлетворяют институты материального производства и распределения;
MAC.2 традиционно удовлетворяются институтом семьи и институтом здравоохранения;
МАС.З обеспечивают вооруженные силы и гражданская оборона.
СПА обеспечивается посредством государственной власти.
На разных стадиях социального прогресса перечисленные институты видоизменялись, например, место натурального хозяйства заняли рынок и промышленное производство, а моторизованные армии заменили собой феодальные дружины. Но состав исходных социальных А-потребностей сохранялся неизменным во всех формациях и цивилизациях, поскольку абсолютные, первоначальные потребности являются общими для всякого человеческого социума — от первобытного племени до западноевропейской цивилизации.
Если состав А-потребностей стабилен, то практически бесконечен и необозрим круг производственных В-потребностей, возникающих в материальном производстве и социально-политической деятельности, удовлетворяющих социальные А-потребности. Например, индустриальная цивилизация обусловила появление потребности в общественном транспорте и связи, энергетике, коммунальном хозяйстве и многих других отраслях промышленности (так называемая промышленная инфраструктура).
Индустриализация невозможна без научно-технической базы, отсюда — В-потребность в фундаментальной и прикладной науке, системе подготовки инженерно-технических кадров, наконец, в системе научно-технической информации, обеспечивающей специаль-ные коммуникации в цикле «наука — техника —производство Нельзя не заметить, что MAC- и СПА-потребности инициируюи как материальные, так и духовные В-потребности. Для удовлетворения вторичных духовных потребностей предназначаются так социально-культурные институты, как (см. раздел 4.1):
— духовно-производственные формальные институты типа Л.1 Социально-политические институты (идеология, политика, право, государственное управление) и типа А.2 Научно-технические институты;
— АБ.З — службы специальных коммуникаций (научно-техническая информация, реклама, биржи труда и прочие);
— АБВ — средняя специальная и высшая школа, а также система непрерывного образования;
— техническое творчество и технические виды спорта (тип АВ.22);
специальные научные библиотеки, научно-технические архивы, научно-вспомогательная библиография, научные и технические издательства и пр. (класс Б Коммуникационные формальные институты);
— Б.2 Недокументальные коммуникационные каналы (конференции, электронная почта, сети персональных компьютеров и т. п.).
Духовные абсолютные социальные потребности (ДАС-потребно-сти) имеют следующий вид.
ДАС.1 — потребность в самоутверждении и самосознании социальной общности, она психологически базируется на МЫ-чув-сгве, которое может служить источником патриотизма, национализма, корпоративности, профессиональной гордости и пр. Эта потребность аналогична потребности личности в индивидуальной самореализации.
ДАС.2 — потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в жизнь социума. Очевидно, что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности.
ДАС.З — познавательная потребность, состоящая в производстве, хранении и использовании общественного знания и опыта;
ДАС.4 — этическая потребность: потребность в справедливом общественно-политическом устройстве;
ДАС.5 — эстетическая потребность: потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и идеалами;
ДАС.6 — коммуникационная потребность, выражающаяся, во-первых, в лингвосемиотической потребности (потребность в национальном языке); во-вторых, в социально-мнемической потребности (потребности в социальной памяти).
Удовлетворение ДАС-потребностей происходит двояко: во-пер-вых, благодаря деятельности формальных социально-культурных Институтов, во-вторых, внеинституционально, в ходе повседневной культурной деятельности людей. Внеинституционально формируется
социально-психологическое МЫ-чувство, а также национальный (этнический) язык. Достаточно очевидна в удовлетворении духовных потребностей социума роль таких творческих социально-культур. ных институтов, как церковь и журналистика (тип АБ), институт народного образования (тип АБВ), гуманитарные духовно-производственные институты словесности и искусства — прежде всего (тип АВ.1) семьи, клубных учреждений, массовых праздников (тип БВ), нравственности, народного искусства, фольклора (тип В).
Критическое значение для нормального функционирования институтов духовного творчества имеют коммуникационные социальные институты (тип Б). Дело в том, что первые, объединяющие гуманитарную интеллигенцию нации, выступают в качестве социальных коммуникантов, апеллирующих к современному обществу и к потомкам. Если их творческая продукция не вводится своевременно в коммуникационные каналы, они отрицают сами себя. Отсюда — острые потребности в коммуникационных гуманитарных учреждениях, с трудом удовлетворяемые архивами, библиотеками, музеями, библиографическими службами.
Создается впечатление, что коммуникационные институты удовлетворяют В-потребности творческих институтов, обслуживая их коммуникационные потребности. Можно подумать, что творческие институты — заказчик, а коммуникационные институты — исполнитель. На самом деле они представляют собой единство в рамках интегральной социально-культурной деятельности. В соответствии с формулой культурной деятельности, выведенной в разделе 1.2, всякая культурная деятельность складывается из двух частей: творчество + коммуникация, отсюда интеграционные взаимосвязи функционально-специализированных социально-культурных институтов.
Что же касается В-потребностей этих институтов, то они, конечно, существуют и представлены в виде материальных потребностей (спрос на финансирование, площади, материалы, транспорт и т. д.) и духовных потребностей (подготовка и повышение квалификаций кадров, реклама, завоевание известности, создание привлекательного имиджа и т. п.).
Спонтанные потребности, как известно, не являются причинно обоснованными, их нельзя «вычислить» и предсказать, подобно В-потребностям. Однако они присутствуют в социально-культурной деятельности и проявляются в спросе на форму предлагаемых культурных ценностей. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не оскорблять традиционные нормы; не быть старо-
модной и вместе с тем соблюдать общепринятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Если творческим работникам и работникам культуры удается правильно понять суть С-потребностей и найти формы, удовлетворяющие их, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт показывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на С-потребности, которых в современном им обществе нет. Если с течением времени такие потребности возникнут, творчество новаторов получит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, часто посмертно).
Рассмотрение культурных потребностей личности и социума приводит к следующим выводам относительно роли социально-культурных институтов в их удовлетворении.
1. Формальные СКИ имеют большое, но не исчерпывающее значение в удовлетворении абсолютных и вспомогательных духовных потребностей личности, социальных групп и общества в целом.
2. Неформальным СКИ принадлежит важное место в удовлетворении потребностей в индивидуализации и этических потребностей личности и социума. Некоторые важные социально-культурные потребности (лингвистическая потребность и потребность в психологической консолидации) удовлетворяются неинституционально.
3. Централизованное планирование и управление деятельностью социально-культурной системы невозможно осуществить без грубого насилия, потому что спонтанные культурные потребности не поддаются прогнозированию и не определяются априори.
Материальные потребности людей – необходимое и достаточное
Человек, как и все живое на Земле, испытывает нужду в определенных материальных вещах.
Совокупность и разнообразие предметов материального мира, которые нам необходимы, определяют материальные потребности людей
Все, что нужно для нормального существования: пища, одежда, кров характеризует минимальные материальные потребности людей
Но чем выше занимаемый статус человека, чем больше у него амбиций и стремлений, тем шире становится диапазон таких потребностей.
Любые материальные потребности людей
Постараемся выделить самые распространенные материальные потребности людей,
классифицируя их по предметам, в которых современный человек испытывает нужду:
Кроме того, в нашей жизни есть масса явлений, который могут расцениваться как средства удовлетворения духовных потребностей.
Например, отдых, развлечения, творчество, досуг, но их осуществление невозможно без финансовых затрат, ведь ничто в нашей жизни не достается просто так.
Наши путешествия, общение с друзьями по мобильному телефону, в Интернете, содержание питомцев, активный досуг и отдых невозможны без финансовых издержек. Поэтому они также косвенно относятся к материальным потребностям.
Эти статьи блога Вам должны быть интересны:
Отношения в бизнесе — что в них главное
Мотивация покупателя — дело тонкое
Применять креативное мышление в бизнесе необходимо