В чем выражается мировоззренческий кризис базарова
В чем выражается духовный кризис Базарова
Ответ или решение 1
Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» написан так, что главный герой произведения, Евгений Базаров, в одних и тех же местах бывает дважды. Это не случайно.
Перелом в мировоззрении героя наступает с момента встречи с Анной Одинцовой. Смеявшийся ранее над романтической любовью, развязный, уверенный в себе Евгений вдруг смущается, просит, чтобы ангел побеспокоился о нём. Так неожиданно в день своего рождения, 22 июня, Базаров вдруг вспоминает об ангеле-хранителе.
Отвергнутый Одинцовой Базаров приезжает в дом к свои родителям, но и там ему очень беспокойно: он ссорится со своим приятелем Аркадием, задумывается о вечности и скоротечности человеческой жизни, скучает возле своей заветной осины, чего раньше не бывало, и внезапно, прогостив три дня, хотя до этого не был три года, покидает родительский дом. Всё это говорит о том, как трудно Базарову было отказаться от своих убеждений.
Не менее странно его поведение в Марьино. Он так неожиданно целует в беседке Фенечку, хотя любит Одинцову. А ведь, согласно нигилистическим взглядам, Фенечка должна была ответить на порыв Базарова: он моложе, сильнее её мужа. Но почему-то и Фенечка не хочет жить инстинктами, а стыдит Евгения. Даже она, малограмотная Фенечка со своим «кружовником», руководствуется не только инстинктами, но и правилами, которые приняты в человеческом обществе. Она помнит, что она и жена, и мать. Возможно, Базаров понимает неловкость положения, поэтому в эпизоде дуэли с Павлом Кирсановым не так демонстративно игнорирует Павла Петровича, как это было раньше.
Возвращаясь в конце романа в единственное место, где его любят и ждут, он часто бывает один, не избегает разговоров с другими людьми, даже с простыми мужиками, к их удивлению.
Но в развязке сюжета трудно сказать, каким бы был Базаров, если бы выжил после тяжёлой болезни, ведь перед смертью он отказался от причастия, будучи верен себе, хотя он никогда не говорил о том, что Бога нет, но сомнение его в существование Бога кажется в романе очевидным.
Таким образом, мы видим, что образ Базаров как образ героя реалистического романа дан автором в развитии, но в то же время мы не можем сказать, что герой Тургенева категорически отказался от своих прежних взглядов, а можем сказать, что действительно испытывал духовный кризис
Кризис Базарова (ЕГЭ по литературе)
И. С. Тургенев, по меткому выражению критика Н. Н. Страхова, написал «всегдашний» роман. Произведение отражает идейную борьбу двух политических сил – либералов-дворян, людей сороковых годов девятнадцатого века, и разночинцев-«шестидесятников». Но произведение Тургенева имеет и вневременное значение, так как в нём раскрываются вечные проблемы отцов и детей, любви и дружбы, жизни и смерти.
В начале романа мы видим Базарова победителем и триумфатором, нигилистом, который убеждён в правильности своих взглядов. Он не признаёт авторитетов, искусства, природы, любви как высокого духовного чувства, он убеждён, что всё старое надо разрушить, а уж потом другие на расчищенном месте пусть строят новый прекрасный мир. Мало того, он утверждает, что все люди что деревья в лесу, не стоит их изучать, у всех одна селезёнка, одни лёгкие, все одинаковые. Базаров легко побеждает в споре с аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, который с первого взгляда возненавидел «проклятого лекаришку». Молодой человек осуждает Павла Петровича за то, что тот поставил всё на карту женской любви и проиграл, имея в виду роковую любовь аристократа к княгине Р. Нигилист убеждён, что с ним такого не произойдёт.
Но вот Базаров встречает на балу, как когда-то старший Кирсанов, свою роковую женщину – Анну Сергеевну Одинцову. С этого момента начинаются внутренние противоречия в душе героя, духовный кризис. Не признавая любви как высокого духовного чувства, Базаров влюбляется во «влиятельную герцогиню» страстно и безнадёжно, с негодованием осознавая в себе романтика. Но независимая, царственно-величественная и спокойная Анна Сергеевна так себя «заморозила», что не способна на ответное чувство, хотя она увлеклась Базаровым, как любопытным и интересным человеком.
Приехав в именьице родителей, Базаров испытывает только скуку, злость и раздражение, и вместе с тем в нём появляются мысли, которые прежнему нигилисту ни за что бы не пришли в голову. Лёжа в тени высокого стога, он говорит своему другу Аркадию Кирсанову, что по сравнению со вселенной, огромной и бесконечной, человек занимает лишь узенькое пространство. Вселенная – это вечность, а человеку до обидного мало отпущено времени. Базаров чувствует несправедливость мира. В нём «кровь обращается», его «мозг работает», он хочет чего-то добиться в жизни, а закончится тем, что из него «лопух расти будет». К чему тогда «из кожи лезть» для какого-то «последнего мужика, Филиппа или Сидора», стремиться, чтобы у них была «славная, белая изба»?
Непримиримый, бескомпромиссный, прямолинейный, словно ребёнок, Базаров начинает взрослеть, ощущать трагичность человеческого существования.
В результате духовного кризиса Базаров не проходит ни одного испытания, которые устраивает ему автор. Он не прошёл испытания любовью, потерял в Аркадии друга. Младший Кирсанов отказался от нигилистических убеждений и вернулся к семейным ценностям.
Духовный и мировоззренческий кризис стали причиной смерти Базарова. Вследствие любовных переживаний, Базаров стал невнимательным и рассеянным, вскрывая труп мужика, он случайно поранил палец и умер от заражения крови. Случайность гибели героя ещё раз подчёркивает, что претензии человека на господство в мире несостоятельны. Базаров думал «обломать много дел», а выполнил только одно: умер достойно. Испытывая предсмертные муки, он нашёл в себе силы утешать и успокаивать своих родителей, которых он любил, но никогда этого не показывал.
Сама жизнь доказала слабость и несостоятельность нигилизма Евгения Базарова, она же и примирила это «страстное, грешное и бунтующее сердце» с природой и с миром. Автор с сочувствием изображает своего героя, личность сильную, деятельную, трудолюбивую, и в то же время он не приемлет нигилизма Базарова, отрицания как примитивного принципа, упрощённого взгляда на жизнь, поэтому, показывая духовный кризис своего героя, развенчивает его ложную теорию.
«Мировоззренческий кризис Евгения Базарова»
И. С. Тургенев создал свой роман в 1861 г. В то время среди молодежи популярны были «новые люди», нигилисты (их еще справедливо называли обличителями). И сам Тургенев какое-то время не противился их идеям, но в 1848 г. ему «посчастливилось» стать свидетелем Французской революции. Тогда-то он осознал, что бойня и восстание ни к чему хорошему не приведут (вот, например, слова Базарова: «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить»), и изменил свой взгляд на переустройство России. Писатель стал либералом-западником. «Новых людей» в романе «Отцы и дети» достаточно. Но все-таки до чего далеки они от главного героя — Базарова, в котором Тургенев воссоздал образ типичного нигилиста, прогрессиста второй половины XIX в.І На фоне его твердой, уверенной, яркой фигуры мельтешат жалкие подобия «продвигателей» новых идей. Те же Кукшина, Ситников, Матвей Колязин, губернатор города: до чего же они непохоже подражают «новым людям»! Эти герои, пытаясь быть похожими на Базарова и его невидимых в романе единомышленников, своими бесцельными и постыдными поступками заслуживают лишь звания «новичков» или «дилетантов».
Н. Г. Чернышевский, революционер, приверженец материализма, считал образ Базарова лживым, искусственным, не соответствующим действительности. И дело здесь не в высказываниях или взглядах тургеневского нигилиста, а в поступках, тоске, в одном зародившемся в Базарове человеческом чувстве — любви, которое заставило его в чем-то стать другим, изменить себе и своей идеологии. В И опять же, как и всякий человек, потерпев фиаско, он поставил под сомнение все то, что считал правдивым когда-то, усомнился и пережил мировоззренческий кризис. Да и пережил ли.
Взгляды Базарова всегда оставались ясными, уверенными, безапелляционными (только один Павел Кирсанов смог возразить им и вступить в полемику). С цинизмом отрицая все, что только можно отрицать — искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»), русский народ (он для нигилиста безнадежен, невежественен до предела), Базаров часто был язвителен, груб, от этого и его неверие ни в душу, ни в тайну, ни в загадку мира. Все для него просто, все подчинено одной формуле, по которой «все хорошо, что полезно». Человеку трудно быть таким по натуре, и, конечно, возникает вопрос, был ли Базаров в гармонии с собой? Его восторженный почитатель Аркадий Кирсанов не был и иногда проявлял это, а под конец, осознав себя, отдалился. Вероятно, и Базаров не всегда был в согласии с собой, он просто умело это скрывал. Однажды что-то изменилось.
Как не верил Базаров в любовь! Как презирал ее! Как потребительски относился к женщине: «Нравится тебе женщина — старайся добиться от нее толку». И к Одинцовой, холодной и приличной, он сначала почувствовал то же самое. Но позже. Он боролся сам с собой, вряд ли ему хотелось полюбить К Анну Сергеевну, но чувства одержали верх над его сильной натурой. В эпизоде, где Базаров признает- ся в любви Одинцовой, он стоит к ней спиной, пытается сдержать себя в руках, но вот эти роковые слова: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно. Вот чего вы добились». И надлом, надрыв! Пусть героем двигали не высокие чувства, а безумная, доходившая до злобы, страсть, это перевернуло его мировоззрение, как переворачивают песочные часы, которые уже прошли один отрезок времени. Это закономерно. И так, песчинка за песчинкой, Базаров менялся. Нет, не было ни неожиданного переосмысления, противоречия самому себе, но, может быть, судьба не довела Базарова до этого, остановившись на кризисе.
Один страшился своей любви, другая страшилась потерять покой. На этом они и расстались. А фиаско Базарова заключалось еще и в том, что он вдруг увидел, ощутил себя другим, осознал, что способен любить, и это его ничуть не порадовало. Вследствие этого — крах мировоззрения!
Базаров все еще не желал проявлять своих сомнений. Однажды наступила минута просветления. Аркадий с Базаровым лежали в тени возле стога сена, в деревне у родителей Евгения, и там-то последний признался, что понимает любовь не как все новейшие молодые люди: «Я не таков. Но довольно об этом. Чему помочь нельзя, о том и говорить стыдно». Базаров не позволил себе раскрыть душу даже перед другом, пожелал тут же снова укрыться за маской равнодушия, которая так ему шла. Аркадий предположил, что Евгений в меланхолическом настроении, но это было не просто минутное, это были перемены, проявлялся кризис.
Все то же оставалось в Базарове. Только молчаливее стал он и печальнее. И он был расстроен не столько неудавшейся любовью, сколько так долго вырабатываемым, но неудавшимся миропониманием. Пробудились в нем рефлексия и многие простые человеческие чувства: и добрее стал он, и сходительнее. Но не увял он, не погряз в своей потаенной апатии, он сгорел, как свеча, — бы и нелепо. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет. »
Странный случай, желание спасти другого человека, помочь и. Этот, как казалось, титан, уверенный И СИЛЬНЫЙ человек был — И нет его. Его мечты, которых ОН опасался, его стремлении делать Россию лучше, приблизить ее к прогрессу— все ушло с Базаровым.
«Окружающие его кана давно заросли» — все подражатели идей нигилистов замолкли и замерли без него; «мокрые. поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами» — то, что было раньше действительна теперь пришло в упадок; «каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу» — многое в России уже держится на грани, близится протест; «два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень» — так мало осталось людей, пытающихся что-то изменить, их попытки безуспешны; «овцы возбранно бродят по могилам» — идеи, мысли витают в напряженной атмосфере России. вот она — унылая картина сельского кладбища, в котором оставлен навеки Евгений Базаров, с ним и будущее России, которого он так хотел. И кто знает, помешал ли ему в воплощении кризис мировоззрения?
Урок по творчеству Тургенева » ТРАГИЧЕСКИЙ КРИЗИС МИРОВОЗЗРЕНИЯ БАЗАРОВА» методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Духовный кризис Базарова
Неудача и любви повлекло за собою тяжелые драматические последствия в судьбе Базарова, Она привела к кризису его односторонние, вульгарно-материалистические взгляды на жизнь. Перед героем открылись две бесконечности, две бездны: одна — загадка его собственной души, которая оказалась глубже и бездоннее, чем: он предполагал; другая — загадка мира, который его окружает: любимой женщины, народной России, жизни в ее широких, вселенских пределах. Противник всяческих душевных излияний, он начинает «говорить красиво», пускается в презираемую им философию. Мир, казавшийся ему в спорах с Павлом Петровичем абсолютно «дневным» и разгаданным, становится полным тайн.
Вслед за мучительным одиночеством в любви, столкнувшей Базарова с действительным существованием таинства человеческих чувств, горою открывается драма человеческого познания. От микроскопа героя потянуло к телескопу, от инфузорий — к звездному небу над головой, потянуло неудержимо, вопреки уже беспомощным нигилистическим фразам: «Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть». «Черт знает, что за вздор! — признается Базаров Аркадию. — Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою Жизнь». За восхищением стойкостью человеческого духа тут проглядывает внутреннее смущение перед неудержимой силой нравственных чувств и страстей. К чему придумывать человеку поэтические тайны, зачем тянуться, к утонченным переживаниям, если он — всего лить атом во вселенной, слабое биологическое существо, подверженное неумолимым естественным законам увядании и смерти?
Не случайно же сам Базаров признается, что ему хочется возиться с людьми, хоть ругать их, да возиться С ними. Положение песчинки, атома, находящегося во власти безличных стихий природы, Базарова, по-видимому, не удовлетворяет. Гордая сила человеческого возмущения поднимает его над равнодушным муравьем, не обладающим чувством сострадания. И хотя Базаров говорит о бессмыслице высоких одухотворенных помыслов, в подтексте его рассуждений чувствуется сомнение, опровергающее поверхностный, вульгарный материализм.
Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и. таинстве смерти, Базаров хочет, используя ограниченные возможности современного естествознания, заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих, вопросов. Масштаб притязаний Базарова здесь головокружительно смел- и значителен. Но как незаурядный человек, герой не может с самим собою справиться: данные естественных наук его от этих тревог не уберегают. Он склонен как нигилист упрекать себя в отсутствии равнодушия к презренным аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге.
И перед Базаровым открылось два пути: или поиск новой общественной теории, или последовательный индивидуализм на почве старых антропологических взглядов на человека. Базаров — неуступчивая, трагическая личность — выбирает именно второй путь. «Я придерживаюсь отрицательного направления,- говорит он Аркадию, — в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен — и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? — гоже в силу ощущений. Это псе едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не веяний тебе это скажет, да и я в друг, ой раз тебе этого не скажу». — «Что ж? и честность — ощущение?» — «Еще бы» «Евгений!» — начал печальным голосом Аркадий. «Л? что? не по вкусу? — перебил Базаров. — Нет, брат! Решился все косить — валяй и себя по ногам. ».
Вслед за отрицанием значимости любовных, родственных и дружеских чувств Базаров действительно начинает терять ощущение простого чувства справедливости. На протяжении всего разговора с Аркадием он грубо обходится со своим учеником, как бы вымещая па нем свою внутреннюю тревогу и боль. «Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься». Ну, а у самого Базарова нет неясности в душе и робости перед красотою и умом Одинцовой? «Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет — ты об этом не догадался до сих пор!» Но разве у Базарова с некоторых пор не появилось принципа, во имя которого он решил сладить с собою, со своим «романтизмом»?
Базаров неоднократно пускается в высокие философские размышления о смысле жизни, о трагизме бытия, но едва лишь Аркадий позволяет себе нечто подобное, следует грубый совет «не говорить красиво». Герой не чувствует того, что все его упреки Аркадию по скрытой иронии жизни обращаются теперь против него. «Э-э! да ты, я сижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!» Но Павел Петрович, конечно, порадовался бы, услышав и некоторые из философских размышлений Базарова, узнав о рыцарской любви героя к Одинцовой, столь безответной любви, как и у пего к княгине Р. Впрочем, «радости» Павла Петровича еще все впереди. Именно он оценит по достоинству участие Базарова в «рыцарском турнире».
Первоначальная авторская характеристика Базарова
Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает «художественного элемента». Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей – «бесплоднейший субъект». Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и «художественного элемента». Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.
Характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности и характера
Евгений Базаров — главный герой романа «Отцы и дети» Тургенева. Базаров является одним из самых ярких персонажей русской литературы XIX века.
В этой статье представлена цитатная характеристика Евгения Базарова в романе «Отцы и дети»: описание личности, характера и внешности героя.
Смотрите:
— Все статьи о Евгении Базарове— Краткое содержание романа— Все материалы по роману «Отцы и дети»
Краткая характеристика Евгения Базарова
Евгений Васильевич Базаров — будущий доктор, старший друг Аркадия Кирсанова. Базаров является нигилистом по своим убеждениям. Он — умный, ироничный и насмешливый человек. Окружающие боятся его острого ума и прямоты. Евгений Базаров не признает искусство и романтику. Он не восхищается природой, не верит в любовь и брак.
Однажды Базаров влюбляется в молодую вдову Анну Сергеевну Одинцову. Он упрекает себя за слабость и презирает в себе это романтическое чувство — любовь к женщине. Страдая от неразделенной любви, Базаров ищет утешения в работе.
Базаров — яркий представитель молодежи второй половины XIX века. Нигилизм был очень популярен и «моден» среди молодежи той эпохи. Однако вскоре интерес к нигилизму угас, как и к остальным модным течениям.
Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов
Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, — типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.
Революционность мировоззрения Базарова
Тем не менее в произведении «Отцы и дети» Базаров-нигилист, критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда «только болтать» о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в нигилизме Базарова видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.
Евгений Базаров — герой своего времени
Иван Сергеевич Тургенев создавал свое произведение еще до отмены крепостного права. В это время в народе все нарастали революционные настроения. На первый план были выведены идеи разрушения и отрицания старого порядка. Теряли свое влияние старые принципы и авторитеты. Базаров говорит, что теперь полезнее всего отрицать, поэтому нигилисты и отрицают. Автор видел Евгения Базарова героем своего времени. Ведь он является воплощением этого отрицания. Однако нужно сказать, что нигилизм Евгения не имеет абсолютного характера. Он не отрицает того, что проверено практикой, опытом. В первую очередь это относится к труду, который считает призванием каждого человека Базаров. Нигилист в романе «Отцы и дети» убежден, что химия является полезной наукой. Он полагает, что в основе мировоззрения каждого человека должно лежать материалистическое понимание мира.
В чем выражается мировоззренческий кризис базарова
Базаров скептичен, но заметим, что теперь его скептицизм лишен непоколебимой уверенности. Рассуждения о бессмысленности жизни при внешнем отрицании заключают в себе тайное удивление высокими человеческими надеждами и ожиданиями. Положение песчинки, атома, находящегося во власти безличных стихий природы, Базарова, по-видимому, не удовлетворяет. Гордая сила человеческого возмущения поднимает его над равнодушным муравьем, не обладающим чувством сострадания.
Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви, о смысле жизни, о таинстве смерти, Базаров по-прежнему хочет с помощью современного естествознания заглушить в себе ощущение трагической серьезности этих вопросов. Масштаб притязаний Базарова здесь головокружительно смел и значителен. Но как незаурядный человек, герой не может с самим собою справиться: данные естественных наук его от этих тревог уже не оберегают. Он склонен, как нигилист, упрекать себя в отсутствии равнодушия к презренны (*121) аристократам, к несчастной любви, поймавшей его на жизненной дороге. В минуты отчаяния, когда тайными тропами к нему подбирается «романтизм», он негодует, топает ногами, грозит себе кулаком. Но в преувеличенной, отчаянной дерзости этих упреков скрывается другое: и любовь, и поэзия, и сердечное воображение прочно живут в его душе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://turgenev.org.ru/
Теги: Мировоззренческий кризис Базарова Сочинение Литература