В чем выражается национальный характер эпоса кратко
Урок по истории и культуре Башкортостана по теме «Понятие об эпосе. Мифологический эпос: « Урал-Батыр». (8 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Понятие об эпосе. Мифологический эпос: « Урал-Батыр».
Учебная: Познакомить с понятием « эпос», выделить особенности эпических произведений. Дать характеристику башкирскому эпосу: « Урал-батыр».
Развивающая : Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, мышления, памяти.
Воспитательная : Воспитывать чувства уважения к памятнику мировой культуры.
1. Организационная часть:
1.Проверка наличия и готовность учащихся к занятию.
2. Объявления темы занятия и краткое описание порядка его проведения.
2. Изложение нового материала.
Башкирское устное народное творчество является главной формой проявления духовной культуры народа вплоть до начало ХХ века.
Они обширны по своему объему и разнообразно по жанрам: героические поэмы (кубаир); романтические сказания; исторические песни; баиты; сказки; легенды; и т.д. В них нашли яркое отражение богатый внутренний мир; история; быт; мечты и чаяния башкирского народа.
В устно-поэтическом творчестве башкир значительное место занимает эпос, который в народе называют кубаир, иртяк, хикият, кисса.
б) « Урал- батыр», как фундаментальный памятник мировой культуры.
Эпосу « Урал-батыр» по сведению ученых около 4000 лет. Он был впервые записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым от Габит сэсэна. Впервые был опубликован в журнале « Агидель» в 1968 году.
Основные темы: бессмертие, взгляды народа на сотворение мира, гуманность, семья, отцы и дети, любовь к народу, к земле, дружба, преданность, предательства, природы.
В нем нашли отражение древний быт, морально- этические нормы, обряды, взаимоотношения, верование башкир.
Просмотр отрывка из видеозаписи : « В поисках Акбузата».
В первой части рассказывается о всемирном потопе, о первых людях: Янбирде и Янбике, о рождении их детей: Урала и Шульгина. По мере развития сюжета происходит переход из архаического мифа к конкретно-историческому осмыслению действительности.
Занятия: охота на диких зверей.
Сообщают детям о существовании смерти. Их сыновья: Урал и Шульгин.
От белой Лебедушки, Против запрета
спасен им же, отца и выпил кровь,
узнает о роднике стал злым.
Подвиг, стоит во главе Злодеяния.
Цель: найти живую С ним, на его стороне:
воду и победить царь- людоед Катил;
смерть. царь драконов Кахкала.
Она дарит крылатого
События в эпосе завершаются гибелью Урала. Тело батыра после его смерти превращается в гору Уралтау, символизирующую родину башкир. В эпосе выражена идея вечной жизни.
1. Злодею спутником не становитесь.
2. Без совета за дело не принимайтесь.
3. Славными батырами будьте.
4. Умейте почитать старших.
5. Будьте благосклонны к младшим.
6. Будьте мудрыми на войне.
Физзарядка и зарядка для глаз.
Закрепление изученного материала осуществляется в виде разбора
затруднительных моментов темы.
Что такое эпос? Чем он характеризуется?
В чем выражается национальный характер эпоса?
Какие жанры башкирского эпоса вы запомнили?
Персонажи эпоса: « Урал-батыр».
Солнце Самрау Луна
Подземный и подводный мир
Тест по новой теме:
а) профессиональной литературы;
а) речитативно, нараспев;
б) как драматическое произведение с театральными элементами;
3. Основная жанровая форма и народный тип стиха башкирских героических
сказаний, идейно-тематическое содержание, которых связано с прославлением родины, родного Уралтау, народа и его славных батыров.
Подведение итогов урока:
1. Объявление оценок.
2. Домашнее задание: Прочитать отрывок из эпоса: « Урал-батыр».
Малая юношеская энциклопедия (Стр. 269).
Учебное пособие: « В краю поющих журавлей».
Рабочая тетрадь к учебному пособию.
2.Йыр – песня, т.е. героическая, хвалебная, величальная песнь.
3.Иртяк – героическая сказка.
4.Хикият – рассказ, повесть.
5. Кисса – (арабское) любовная, часто с трагическим финалом
Понятие народного героического эпоса и его черты.
Народный героический Эпосвозник в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма.
В классических формах Эпос богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими «захватчикам», иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в слав. Эпос). «Эпическое время» здесь уже — не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены — «Илиада», Киевское государство князя Владимира — былины, государство четырёх ойротов — «Джангар») выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Эпос воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие — историческое (Троянская война в «Илиаде», битва на Курукшетре в «Махабхарате», на Косовом Поле — в сербских юнацких песнях), реже — мифическое (борьба за Сампо в«Калевале»). Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир — в былинах, Карл Великий — в «Песне о Роланде»), но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл — в «Илиаде», Илья Муромец — в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике — к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Эпос рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Эпос соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.
Основные черты античного эпоса
1) в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);
2) форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;
3) образ героя – образ воина: победителя, героического человека;
4) обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);
5) язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;
6) автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).
4. Зарождение и становление древнегреческого исторического эпоса. Гомер и «гомеровский вопрос»
Гомеровский вопрос — совокупность проблем, относящихся к авторству древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и личности Гомера. Острая постановка этих проблем была произведена вышедшей в 1795 году книгой Фридриха Августа Вольфа «Пролегомены к Гомеру».
Многие ученые, названные «плюралистами», доказывали, что «Илиада» и «Одиссея» в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. Так называемые «унитарии» отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность ее автора.
Новые сведения об античном мире, сравнительные исследования южнославянских народных эпосов и детальный анализ метрики и стиля предоставили достаточно аргументов против первоначальной версии плюралистов, но усложнили и взгляд унитариев. Историко-географический и языковой анализ «Илиады» и «Одиссеи» позволил датировать их примерно VIII в. до н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н. э. Они, по-видимому, были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов.
Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли «Илиаду» и «Одиссею» один поэт или это произведения двух разных авторов, хотя современный компьютерный анализ текста обеих поэм показал, что у них один автор.
Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV—XII вв. до н. э.) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные ученые придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в письменном виде.
5. Иллиада и её герои. Черты эпоса в поэме.
Илиа́да — эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Поэма описывает события Троянской войны. Кроме того, в основу поэмы, вероятно, легли фольклорные сказания о подвигах древних героев.
Илиада начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами). Царь Агамемнонпохитил дочь жреца Аполлона, за что в войске ахейцев начинается мор. Ахилл выступает с критикой Агамемнона. Но тот соглашается заменить одну пленницу на Брисеиду, которая принадлежит Ахиллу. 9-летняя осада (I, 259) на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей.
Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Свои отряды прислали различные области Эллады: Аргос (под началом Диомеда), Аркадия (под началом Агапенора), Афины и Локрида (под предводительством Аякса Великого), Итака и Эпир (под началом Одиссея), Крит (под началом Идоменея), Лакедемон (спартанцы Менелая), Микены,Родос (под началом Тлеполема), Фессалия (мирмидоняне Ахилла), Фокида, Эвбея, Элида, Этолия и пр. На стороне троянцев под предводительством Гектора сражались ополчения дарданцев (под началом Энея), карийцев, ликийцев,меонов, мизы, пафлагонцев (под началом Пилемена), пеласгов, фракийцев и фригийцев.
Поскольку троянская война началась с похищения Елены, то в третьей песне в единоборство вступают её юридический муж Менелай с фактическим — Парисом. В поединке побеждает Менелай, однако богиня Афродита спасает Париса и раненого уносит с поля боя. Из-за того, что поединок не закончился смертью одного из соперников он считается недействительным. Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, троянцам Аполлон, Арес и Афродита. Однако пятая песньповествует как в жестокой сече даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.
Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп, на которой восседает верховный бог Зевс сын Кроноса. Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. У Зевса упомянут брат черновласый Посейдон, который однозначно поддерживает ахейцев (XIII, 351). У Зевса есть жена Гера (также дочь Кроноса, которая и Океана почитает отцом — XIV, 201) и божественные дети: Аполлон (обителью которого назван Пергам), Арес, светлоокая Афина Паллада,Афродита, Гефест. Гера и Афина выступают на стороне ахейцев, а Аполлон и Афродита — на стороне троянцев.
ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Поэмы отличает эпический стиль. Его определяющие особенности: строго выдержанный повествовательный тон; неторопливая обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц. Подобная объективная манера, беспристрастность, почти исключающая субъективизм, так последовательно выдержана, что, кажется, автор нигде не выдает себя, не выказывает своих эмоций.
В «Илиаде» нередко видим, как Зевс оказывается не в состоянии сам распорядиться судьбой героя, берет в руки весы и кидает на них жребий героев — Гектора (XXII, 209—213) и Ахилла и двух войск — троянского и ахейского (VIII, 69—72, ср. XVI, 658); так же решается участь Сарпедона и Патрокла (XVI, 435—449; 786—800). Нередко боги принимают и непосредственное участие в боях: чтобы
ахейцы могли успешнее действовать против троянцев, Гера усыпляет Зевса (XIV). А в последнем бою сам Зевс позволяет богам принять участие (XX). В «Одиссее» участие богов имеет более формальный характер: Афина находит и снаряжает корабль для Телемаха (II, 382—387), освещает перед ним зал светильником (XIX, 33 сл.) и т. д. Обещание Зевса покарать Агамемнона, данное в начале «Илиады» (I), осуществляется лишь долгое время спустя. Даже гнев богов — Зевса и Аполлона в «Илиаде», Посейдона в «Одиссее» — не имеет органического значения в ходе действия поэм. В своем повествовании поэт сохраняет величавое спокойствие, и очень редки такие места, как сцена с Ферситом во II песни «Илиады», где автор явно проводит свою тенденцию. Вообще изложение его отличается объективностью, он нигде не раскрывает своего лица и не говорит о самом себе.
6. Одиссея героическая поэма странствий.
«Одиссея» — более поздняя из двух великих поэм древнегреческого героического эпоса. Как и «Илиада», с которой «Одиссея» связана и тематически и мировоззренчески, «Одиссея» возникла не ранее VIII в. до н. э., родина ее — ионийские города побережья Малой Азии, автор, если условно применить это слово к народному сказителю, — по преданию, слепой певец Гомер.
Герои и героика гомеровских поэм — едины и целостны, многосторонни и сложны, как целостна и многостороння жизнь, увиденная глазами сказителя, умудренного опытом всей предшествующей традиции эпического познания мира.
О взятии с помощью хитрости ахейцами Трои рассказывалось в одной из песен «Одиссеи». Слепой певец Демодок, воспевая хитроумного царя Одиссея, излагал всю историю сооружения огромного деревянного коня, внутри которого спрятались храбрейшие из ахейцев. Ночью, после того, как троянцы втащили чудовищного коня внутрь крепостных стен, ахейские воины вышли из конского чрева, захватили и разрушили «священную» Трою. Известно, что у древних греков были апокрифичные поэмы, в которых подробно описывались дальнейшие события троянской войны.
Основным содержанием «Одиссеи» являются сказания о возвращении Одиссея на Итаку после окончания войны с Троей. Продолжалось это возвращение очень долго и заняло 10 лет. В IX-XII песнях Одиссей сам рассказывает о своих странствиях после отплытия из Трои в течение первых трех лет.
Далее Одиссей попадает к богу ветров Эолу, потом попадает к разбойникам лестригонам и к волшебнице Кирке, которая удерживала его в течение целого года, а потом направила его в подземное царство для узнавания его будущей судьбы.
Путем особого хитрого приема Одиссей проезжает мимо острова Сирен, полуженщин, полуптиц, завлекавших к себе всех путников своим сладострастным пением и затем пожиравших их. На острове Тринакрии спутники Одиссея пожирают быков Гелиоса, за что бог моря Посейдон уничтожает все корабли Одиссея; и спасается только один Одиссей, прибитый волнами на остров нимфы Калипсо. У Калипсо он живет 3 года, и боги решают, что ему уже пора вернуться домой на Итаку. В течение нескольких песен описываются все приключения Одиссея на пути домой, где в это время местные царьки ухаживают за Пенелопой, верной женой Одиссея, ждущей его в течение 20 лет.
В итоге Одиссей все же добирается до дому, вместе со своим сыном Телемахом перебивает всех женихов, и, подавив мятеж сторонников женихов, воцаряется в своем собственном доме и начинает счастливую мирную жизнь после 20-летнего перерыва.
Несмотря на то, что путешествие Одиссея домой длилось 10 лет, «Одиссея» охватывает еще меньше времени, чем «Илиада» и действие развертывается в течение 40 дней.
«Одиссея» тоже может излагаться по отдельным дням, в течение которых происходят изображаемые в ней события.
Совершенно очевидно, что составитель или составители поэмы разделяли изображение происходящего по дням, хотя у Гомера это разделение кое-где не вполне точно выражено.
Если подвести итог распределению действия по дням в «Одиссее», то необходимо отметить, что из 40 дней, по крайней мере, 25 дней не находят для себя подробного изложения. Т.е. из 10 лет странствования Одиссея поэма изображает только последние дни перед Итакой и несколько дней на Итаке. Обо всем остальном времени, т.е. в сущности, о 10 годах, либо рассказывается самим Одиссеем на пиру у Алкиноя, либо о них только упоминается.
Несомненно, что «Одиссея» куда более сложное произведение античной литературы, чем «Илиада».
Исследования «Одиссеи» с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.
В результате обзора критики «Одиссеи» можно придти к следующим выводам:
1. В «Одиссеи» обнаруживается соединение элементов двух самостоятельных поэм. Из них одну можно назвать собственно «Одиссеей», а другую «Телемехией».
2. «Одиссея» представляла возвращение Одиссея от Калипсо через Схерию на родину и его месть женихам в заговоре с сыном так, как она изображена в XVI песне. Пенелопа узнавала здесь мужа уже после того, как женихи были им перебиты.
3. Автор этой древней «Одиссеи» уже сам пользовался более древними песнями: он соединяет отдельную песнь «Калипсо», свободную фантазию на тему «Кирка», с «Феакидою», заметна его переработка рассказа в третьем лице в рассказ самого Одиссея.
4. В «Телемахии», рассказывающей о путешествии Телемаха в Пилос и Спарту, замечается упадок искусства композиции по сравнению с «Одиссеей». Соединение «Калипсо» с «Феакией» сделано настолько искусно, что связность и последовательность рассказа вполне безукоризненна. Напротив в «Телемахии» само путешествие Телемаха и рассказы ему Нестора и Менелая весьма слабо связаны с остальным действием поэмы и для внимательного читателя здесь открываются даже прямые противоречия.
5. Эпилог «Одиссеи» представляет контаминацию отдельных частей двух вышеупомянутых поэм и более древнего происхождения, чем окончательная редакция «Одиссеи».
6. Деятельность последнего редактора «Одиссеи» заключалась в соединении частей древней «Одиссеи», «Телемахии» и той обработке эпилога, о которой было упомянуто. Вставки редактора характерны некоторыми особенностями языка, заимствованием многих стихов из древних поэм, неясностью и непоследовательностью изложения. В некоторых случаях вставки составлены по отрывкам древних источников. Также редактор вносит в «Одиссею» содержание циклических поэм.
7. Дидактический эпос Гесиода.
8. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности.
Античная лирика возникла с появлением поэта-индивида, т.е. когда личность осознала свою самостоятельность, отделив себя от природы и коллектива. Термин “лирика” заменил более ранний – “мелика” (от “мелос” – мелодия). По Платону, мелос состоит из трех элементов – слова, гармонии и ритма. Под мелосом древние понимали соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства). Слово “лирика” подразумевает аккомпанемент музыкальным инструментом – лирой, кифарой или флейтой. Лирика классического периода дошла до нас в виде фрагментов или цитат, приводимых античными авторами. Первое произведение античной лирики относится в VII веку: в апреле 648 года было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э.
Греческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая, в свою очередь, делится на монодическую и хоровую.
Декламационная лирика включает в себя элегию и ямб.
Элегия – это заплачка, причитание, исполняемое в сопровождении флейты. Впоследствии скорбный характер сменяется наставительным, побуждающим. Исполнялась на пирах и народных сходках. Следы траурного характера сохранились в надгробных надписях – эпиграммах.
Наиболее распространена была гражданская, военно-патриотическая элегия. Известным ее представителем был Каллин из Эфеса:
Существует легенда о том, как во время П Мессенской войны (671 г. до н.э.) спартанцы попросили у афинян полководца. Афиняне в насмешку прислали одноглазого и хромого Тиртея, школьного учителя и поэта, но он своими воинственными элегиями так вдохновил спартанцев, что они победили. Известна и легенда о том, как афинский законодатель Солон, из знатного рода, разорился, много путешествовал и вернулся в Афины, когда мегарцы отвоевали у афинян остров Саламин. Под видом безумца Солон встал на площади и стал взывать к чести и патриотизму афинян, после чего, по Плутарху, афиняне вернули Саламин. Элегии Солона носят гномический, т.е. нравоучительно-афористический характер.
На земледельческих праздниках плодородия, характеризующихся разгулом и сквернословием, исполнялись насмешливые песни, направленные против отдельных лиц – ямбы, как средство выражения личных чувств. Ямбы метрически составлялись собственно ямбом (
– ) и трохаями, т.е. хореем ( –
Симонид Аморгский воспевал бодрость перед лицом бедствий жизни. Он выделяет 10 типов женщин, происшедших от 10 животных, причем хорошими считает только тех, кто произошел от пчелы. Гиппонакт считается отцом пародии, творит на языке улицы и притонов, изображает себя нищим попрошайкой,он высмеивает богов, живописцев, женщин.
Поэта Архилоха сопоставляли с Гомером.Сын аристикрата и рабыни, т.е. “деклассированный”, он в качестве наемного воина участвовал в сражении с фракийцами, позже погиб в бою. Известен его неудачный роман с Необулой, дочерью Ликамба, которого Архилох своими ямбами довел до самоубийства. Кроме ямбов, он писал элегии (веселые, отважные, жизнерадостные), эпиграммы, эпитафии, музыкальные сочинения для флейты. Он воин, женолюб, “гуляка праздный” и философ, остроумный и беспощадный к врагам.
Монодическая лирика представлена тремя великим поэтами. Это Алкей, Сапфо и Анакреонт.
Алкей – поэт эпохи борьбы демоса против аристократии, бежавшей с материковой Греции на острова, в частности на остров Лесбос. Он повествует о превратностях своей судьбы. Государство изображается в виде корабля в бушующих волнах (этот образ впоследствии заимствовал Гораций). Настроение его агрессивно, ощущение жизни – трагично, при этом его любимые темы – природа, любовь, женщины и вино. Вино – средство от всех горестей, “зеркало для людей”, в нем – единственное утешение. Известно его четверостишие, посвященное “фиалкокудрой” Сапфо.
На Лесбосе мужчины и женщины составляли замкнутые содружества и проводили время вне семьи. Во главе женского содружества – “дома служителей Муз” – стояла поэтесса Сапфо (или Сафо). Круг интересов содружества составлял и тематику ее поэзии – женские культы, любовь, ревность. По одной легенде, она бросилась со скалы от любви к юноше Фаону. По другой – дожила до старости, была замужем, имела дочь Клеиду. Несмотря на существуюшие домыслы о нравственности Сапфо, Алкей называл ее “чистой». Сапфо писала гимны к Афродите, плачи по Адонису. Известны ее эпиталамы – свадебные песни после пира, перед спальной молодых, девушки жалуются, что жених отнял у них подругу, хвалят ее, затем и его.
Анакреонт примыкает в лесбийской лирике Алкея и Сапфо ( П пол VI века). Его поэзия полна веселого, изящного и игрового эротизма. Он описывает игры Эрота, любовное безумие. Анакреонт фиксирует один момент, без философских рассуждений. Характерные черты его поэзии – живость, ясность, простота, изящество послужили примером для подражаний во все века.
Хоровая лирика возникла из гимнов богам – это ном, пеан, просодий (Во время процессий), парфений (девичья песнь), гиперхема (в честь Аполлона), пиррихия (в честь Ареса).
В конце VI – начале V века, в эпоху расцвета хоровой лирики наиболее распространенным жанрами были дифирамб (порывистые, экзальтированные песни в честь Диониса, исполнялись хором из 50 человек, одетых в козлиные шкуры и маски), эпиникий (песнь в честь победителя на ежегодных спортивных состязаниях) и энкомий (песнь в честь определенного лица).
Наиболее известными представителями хоровой лирики были Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар и Вакхилид.
Стесихор писал гимны, пеаны, буколические и эротические стихи. Существует легенда о том, что он изобразил Елену Прекрасную в дурном свете и ослеп, потом написал, чыо это был призрак Елены – и прозрел.
Ивик, странствующий поэт, был убит разбойниками. Писал энкомии, посвященные разным личностям, гимны любовного содержания.
Симонид Кеосский воспевал героические события греко-персидской войны. Известно, что он победил Эсхила в состязании эпиграмм в честь погибших при Марафоне. Он писал эпиникии, френы (похоронные плачи), дифирамбы, эпиграммы. Его выражения в виде афоризмов цитировали Ксенофонт, Платон, Аристофан: “ Все – игра, и ни к чему не стоит относиться слишком серьезно”, “я не ищу того, чему невозможно быть”.
Пиндар – самый знаменитый из всех классических лириков. До нас дошли 4 книги его эпиникиев, в каждой из которых воспеваются победител разных игр: олимпийских, пифийских, немейских и истмейских. Стиль Пиндара – торжественный, величавый, особенно в патриотической лирике.
Вакхилид – племянник Симонида Кеосского – писал оды, дифирамбы (его “Тезей” – единственный дифирамб, дошедший до нас целиком). Вакхилиду чужд непреклонный аристократизм Пиндара, он восхваляет доблесть человека вообще.
9. Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо, Анакреонт.
Местом возникновения литературной мелики, т. е. индивидуальной песенной поэзии, является большой остров Лесбос у западного берега Малой Азии, где раньше, чем в других местах Греции, начался культурный подъем. Здесь уже в VII в. появился ряд выдающихся поэтов. Терпандр был известен своими «номами» (см. гл. VI, о. 135), Арион из Мефимны на Лесбосе считался родоначальником «дифирамбов», песнопений в честь Диониса, послуживших впоследствии основой трагедии (см. гл. VIII). Арион жил в Коринфе при тиране Периандре. Введение этим тираном культа Диониса в Коринфе (Геродот, I, 23) было демократическим мероприятием, и потому можно думать, что Арион был проводником такого же направления. Оба эти поэта пользовались дорийским диалектом.
Простейшие формы мелической поэзии дает монодийная, т. е. одноголосая, лирика. Ею занимались эолийские (лесбосские) поэты Алкей и Сапфо и иониец Анакреонт.
Богатству и разнообразию мелодий песенной поэзии соответствовало и богатство стихотворного оформления. От простых форм элегической и ямбической поэзии мелика отличается тем, что допускает комбинации стоп разного количества мор. Особенно часто встречаются так называемые «логаэды», представляющие соединение трохеических стоп с дактилическими. Простейшими видами Логаэдов являются «гликонов» стих (по имени неизвестного нам поэта), имеющий форму: — U — UU — U — (—), и часто примыкающий к нему «ферекратов» стих (по имени поэта конца V в. до н. э.), схема которого — U — UU — U. Иногда стихи комбинируются в целые строфы. Большим распространением не только в греческой, но и в римской литературе пользовались строфы, изобретенные лесбосскими поэтами Алкеем и Сапфо. Сапфическая строфа имеет следующую схему:
Первые три стиха строфы состоят каждый из одного дактиля в середине с двумя трохеями спереди и сзади, а четвертый стих состоит из одного дактиля и одного трохея. В «алкеевской» строфе первые два стиха имеют одинаковую структуру: начинаются безразличным слогом, за которым следуют два трохея, дактиль и еще два трохея с усечением последнего слога; третий стих состоит из четырех ямбов, а четвертый представляет собой сочетание двух дактилей с двумя трохеями. Схема его следующая:
У Сапфо встречается еще так называемый «четырнадцатисложный» стих, состоящий из одной трохеической и четырех дактилических стоп. У Анакреонта наряду с гликоновым и ферекратовым стихом часто встречается трохеический тетраметр, т. е. восьмистопный стих, причем иногда чередуется неусеченный с усеченным. Часто он пользуется так называемыми «иониками» ( UU —— или ——UU)
с разными вариациями в виде замен и усечений. Поэты, каждый по-своему? старались использовать метрическое богатство своего языка.
Алкей (конец VII и начало VI в. до н. э.) родился в Митилене, столице острова Лесбоса, ок. 620 г. Он происходил из знатного рода и принимал деятельное участие в политических событиях своего времени. Вместе со своими братьями он вел ожесточенную борьбу против тирании Меланхра и Мирсила, пользуясь большой помощью из Лидии (фр. 29, 35, 39, 42, 43). Сначала борьба шла неудачно, но наконец Мирсил был убит и тирания низвергнута. Однако, опираясь на поддержку народа, плодами победы воспользовался Питтак, который взял правление в свои руки между 590 и 580 гг. Алкей повел борьбу и против него, обвиняя его в тиранических замыслах (фр. 87). Кроме того, из слов Алкея видно, что ему приходилось бороться с засильем знатных родов Археанактидов, Клеанактидов и др. Не будучи в состоянии примириться с установившимися порядками, он должен был уйти в изгнание, во время которого побывал в Египт