В чем выражается национальный характер эпоса расскажите о жанрах башкирского эпоса
Башкирский эпос
Содержание
Виды эпических произведений
В башкирском эпосе можно выделить сюжеты, характерные только:
Традиции в башкирских эпических произведениях
Трилогия
Исполнители
Эпические произведения
Библиография
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Башкирский эпос» в других словарях:
Башкирский фольклор — распространен не только в Башк., но и в сопредельных Саратовской, Самарской, Перм., Свердл., Челяб., Кург., Оренб. обл., в Татарстане, где компактно проживают башкиры, а также в Респ. Саха, Тюменской обл. и в ряде стран СНГ. Самые древние… … Уральская историческая энциклопедия
Урал-батыр — «Урал батыр» (башк. Урал батыр) башкирский народный эпос. Принадлежит к древнему жанру башкирской народной поэзии кубаир (песнь восхваление, героическая песнь). Состоит из 4576 поэтических и 19 прозаических строк. Композиционно… … Википедия
Бабсак и Кусэк — (другое название Кусяк бий ), башкирское эпическое сказание, повествующее о соперничестве башкир племён Кыпсак (кипчак) и Бурзян. Башкирский эпос «Бабсак и Кусэк» распространён в двух версиях кипчакской и бурзянской, которые отличаются… … Википедия
Башкиры — Башҡорттар … Википедия
Литература Башкортостана — Литература Башкортостана литература многонациональной Республики Башкортостан. «Милая моя земля, Реки сладкие, поля, Березняк и чернотал, В небо вздыбленный Урал, Я одну мечту таю: Родину воспеть мою. … Над просторами полян Мой Урал, мой… … Википедия
Алпамыш — батыр (герой богатырь), центральный персонаж одноимённого эпоса тюркских народов: казахов, узбеков и каракалпаков (Алпамыс), башкир (Алпамыша), казанских татар (Алпамша), западносибирских татар (Алып Мямшян), алтайцев (Алып Манаш). Содержание 1… … Википедия
Самрау — в башкирской мифологии царь высшего мира, вещая птица. Соответствует образу Симурга в иранской мифологии. В башкирских эпических произведениях «Урал батыр» и «Акбузат» Самрау изображается божеством с птичьим обликом. Ему подвластны небесный,… … Википедия
Курай — У этого термина существуют и другие значения, см. Курай (значения). Курай Классификация Духовой, деревянный, 4.аэрофон Диапазон … Википедия
Заятуляк и Хыухылу — (башк. Заятүләк менән Һыуhылыу) башкирский эпос (кубаир). Известен в десятках вариантов. Впервые опубликован на русском языке Владимиром Далем («Башкирская русалка», ж. Москвитянин, 1843); чуть позже Львом Суходольским («Башкирская легенда о … Википедия
Акбузат — У этого термина существуют и другие значения, см. Акбузат (значения). Акбузат (башк. Аҡбуҙат, тат. Акбузат) волшебный крылатый конь (тулпар) в башкирском, а также в татарском фольклоре[1], конь Урал Батыра, заглавный персонаж… … Википедия
Эпические сказания народов Башкортостана – истоки духовной культуры и нравственности. Понятие об эпосе. Мифологический эпос: « Урал-Батыр».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
2 урок. ОДНКНР 7 класс
Тема урока: Эпические сказания народов Башкортостана – истоки духовной культуры и нравственности. Понятие об эпосе. Мифологический эпос: « Урал-Батыр».
2.Йыр – песня, т.е. героическая, хвалебная, величальная песнь.
3.Иртяк – героическая сказка.
4.Хикият – рассказ, повесть.
5. Кисса – (арабское) любовная, часто с трагическим финалом
1. Башкирское устное народное творчество является главной формой проявления духовной культуры народа вплоть до начало ХХ века.
Они обширны по своему объему и разнообразны по жанрам: героические поэмы (кубаир); романтические сказания; исторические песни; баиты; сказки; легенды; и т.д. В них нашли яркое отражение богатый внутренний мир; история; быт; мечты и чаяния башкирского народа.
В устно-поэтическом творчестве башкир значительное место занимает эпос, который в народе называют кубаир, иртяк, хикият, кисса.
б) « Урал- батыр», как фундаментальный памятник мировой культуры.
Эпосу « Урал-батыр» по сведению ученых около 4000 лет. Он был впервые записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым от Габит сэсэна. Впервые был опубликован в журнале « Агидель» в 1968 году.
Основные темы: бессмертие, взгляды народа на сотворение мира, гуманность, семья, отцы и дети, любовь к народу, к земле, дружба, преданность, предательства, природы.
В нем нашли отражение древний быт, морально- этические нормы, обряды, взаимоотношения, верование башкир.
В первой части рассказывается о всемирном потопе, о первых людях: Янбирде и Янбике, о рождении их детей: Урала и Шульгина. По мере развития сюжета происходит переход из архаического мифа к конкретно-историческому осмыслению действительности.
Занятия: охота на диких зверей.
Сообщают детям о существовании смерти. Их сыновья: Урал и Шульгин.
От белой Лебедушки, Против запрета
спасен им же, отца и выпил кровь,
узнает о роднике стал злым.
Подвиг, стоит во главе Злодеяния.
Цель: найти живую С ним, на его стороне:
воду и победить царь- людоед Катил;
смерть. царь драконов Кахкала.
Она дарит крылатого
События в эпосе завершаются гибелью Урала. Тело батыра после его смерти превращается в гору Уралтау, символизирующую родину башкир. В эпосе выражена идея вечной жизни.
1. Злодею спутником не становитесь.
2. Без совета за дело не принимайтесь.
3. Славными батырами будьте.
4. Умейте почитать старших.
5. Будьте благосклонны к младшим.
6. Будьте мудрыми на войне.
Закрепление изученного материала
1. Что такое эпос? Чем он характеризуется?
В чем выражается национальный характер эпоса?
Какие жанры башкирского эпоса вы запомнили?
Башкирский эпос: о чем говорили сэсэны
Башкирский эпос представляет собой репертуар эпических сказаний башкирского народа с богатыми устными традициями. Его произведения отражают различные этнические пласты и культурные традиции башкир. Зародившись в недрах первобытнообщинного строя, башкирский эпос сопутствовал всей истории башкирского народа.
Помимо того, что башкиры давние соседи русских, они интересны своей этнической историей, так как формировались на путях перемещений различных народов и, соответственно, впитали в себя разнообразные культурные и хозяйственные черты. В башкирском фольклоре немало пересекающихся сюжетов с казахами, узбеками и другими тюркскими народами. Для древних башкир понятия Родины и Урала были нерасторжимыми, они воспринимались как нечто единое целое, без которого немыслимо представить свое существование на земле. Самые сокровенные помыслы, песни, напевы, легенды и эпические сказания башкир посвящены Уралу или связаны с ним.
Башкирский эпос делится четыре основных жанра:
Рассмотрим более подробно каждый их них.
Кубаир представляет с собой поэтический сказ. Традиционно исполняется речитативом под аккомпанемент музыкального инструмента думбыры, реже курая. Самыми известными произведениями в этом жанре являются сказы «Урал-Батыр» и «Акбузат».
Отметим, «Урал-Батыр» – самое крупное стихотворение в башкирском фольклоре, содержит 4,5 тысячи строк! Сюжет эпоса довольно сложен и построен на описании борьбы Урал-батыра за счастье людей со злыми силами природы, воплощенными в образах драконов и прочих мифических существ. Здесь изображена судьба героев трех поколений (старик Янбирде и старуха Янбика, их дети — Урал и Шульген, внуки — Яик, Идель, Нугуш, Сакмар) и, соответственно, состоит из трех частей и сам эпос. В «Урал-Батыре» имеются явные отголоски того периода человеческого общества, когда люди еще по существу не выделяли себя из мира природы. В кубаире и люди, и звери ведут единый образ жизни, живут сообща в одном для всех едином мире, здесь нет и понятия о приручении животных.
Так, Урал-Батыр ездит верхом на льве, который был его верным другом до того, как он овладел конем Акбузатом. В сказании, как средство передвижения, упоминается и олень. Характерно, что и лев, и олень в «Урал-Батыре» выступают не как прирученные животные. Речь идет именно о единстве всего живого мира в самой природе. В трудные для себя моменты Урал-Батыр всегда обращается за советом к зверям и птицам.
Хикаят – прозаическая повесть, отличается более или менее фантастическим содержанием и анонимным авторством. Повествование частично основано на реальных исторических событиях, но в значительной степени беллетризовано. На русский язык обычно переводится также «повесть». К этому виду жанра относятся такие произведения как «Кузыйкурпяс и Маянхылу», «Алдар и Зухра». Интересно, что башкирское эпическое сказание о любви «Кузыйкурпяс и Маянхылу» было записано в Челябинской области, в деревне Таскино в 1938 году поэтом Салямом Галимовым от своей матери Уммугульсум Галимовой.
Иртяк – жанр семейно-бытовой и исторической тематики, бытует как в стихотворной, так и в прозаической формах. В основе иртяк лежат мифологические легенды и предания. Часто заимствовались из старопечатных книг и рукописей. Самые известные из них на сегодня – произведения «Заятуляк и Хыухылу», «Алпамыша и Барсынхылыу». В эпосе «Заятуляк и Хыухылу» повествуется о любви легендарного батыра Заятуляка и дочери владыки озер Асылыкуль и Кандрыкуль – Хыухылу. Как и в эпосе «Урал-Батыр», действие разворачиваются не только на земле, но и в фантастическом подводном мире. События в сказании развертываются в эпическо-сказочном плане. Основная тема – борьба батыра (богатыря) за прекращение междоусобицы в народе, торжество справедливости.
Кысса – встречается в фольклоре и литературе Востока в целом, часто сказочного или новеллистического характера. Как правило, это небольшие по объему произведения, несложные по сюжету и композиции. По ним пишутся пьесы и снимаются фильмы. Например, на эту тему в 1945 году в Узбекистане вышел фильм «Тахир и Зухра» по узбекской народной легенде XV века о любви простого воина Тахира к ханской дочери Зухре. Отметим, он стал первым узбекским художественным фильмом, вышедшим в зарубежный прокат. Премьера состоялась в Москве в октябре 1945 года, а советская критика положительно восприняла картину, в особенности поднятые в ней социальные вопросы и подчеркнутый классовый конфликт.
Как нетрудно заметить, один из существенных признаков башкирского эпоса – героическое содержание. Во многих сюжетах присутствует борьба героя за интересы рода, племени и народа. Эпический герой – это народный герой, олицетворяющий его идеалы о героизме и мужестве. Борьба и победа, хотя и заканчивающаяся иногда гибелью, составляет основу большинства эпических сюжетов.
Создатели и хранители эпических сказаний — народные сказители-сэсэны. Именно они донесли до нас неувядаемые памятники духовной культуры. Миссия сэсэнов — художественно отображать жизнь и идеалы народа — приносила им популярность и уважение. В 40-е годы XX века сэсэны, как и многие другие деятели культуры в Советском союзе, подверглись гонением со стороны властей за стилизацию под старые формы. Это было воспринято как запрет жанра кубаира вообще. Сэсэны, получившие в период до Октябрьской революции образование в медресе, занялись новыми литературными формами, обратились к другим фольклорным жанрам, например, песням и сказкам.
В статье использована литература:
Д. Теснабаев «Киноискусство советского Узбекистана».
С. Галин «Энциклопедия Башкирии»
С. Галин «Эпические традиции в башкирском фольклоре»
В. Котов «Башкирский эпос»
М. Сагитов «Поэзия народного духа//Урал-батыр»
Урок по истории и культуре Башкортостана по теме «Понятие об эпосе. Мифологический эпос: « Урал-Батыр». (8 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Понятие об эпосе. Мифологический эпос: « Урал-Батыр».
Учебная: Познакомить с понятием « эпос», выделить особенности эпических произведений. Дать характеристику башкирскому эпосу: « Урал-батыр».
Развивающая : Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, мышления, памяти.
Воспитательная : Воспитывать чувства уважения к памятнику мировой культуры.
1. Организационная часть:
1.Проверка наличия и готовность учащихся к занятию.
2. Объявления темы занятия и краткое описание порядка его проведения.
2. Изложение нового материала.
Башкирское устное народное творчество является главной формой проявления духовной культуры народа вплоть до начало ХХ века.
Они обширны по своему объему и разнообразно по жанрам: героические поэмы (кубаир); романтические сказания; исторические песни; баиты; сказки; легенды; и т.д. В них нашли яркое отражение богатый внутренний мир; история; быт; мечты и чаяния башкирского народа.
В устно-поэтическом творчестве башкир значительное место занимает эпос, который в народе называют кубаир, иртяк, хикият, кисса.
б) « Урал- батыр», как фундаментальный памятник мировой культуры.
Эпосу « Урал-батыр» по сведению ученых около 4000 лет. Он был впервые записан в 1910 году Мухаметшой Бурангуловым от Габит сэсэна. Впервые был опубликован в журнале « Агидель» в 1968 году.
Основные темы: бессмертие, взгляды народа на сотворение мира, гуманность, семья, отцы и дети, любовь к народу, к земле, дружба, преданность, предательства, природы.
В нем нашли отражение древний быт, морально- этические нормы, обряды, взаимоотношения, верование башкир.
Просмотр отрывка из видеозаписи : « В поисках Акбузата».
В первой части рассказывается о всемирном потопе, о первых людях: Янбирде и Янбике, о рождении их детей: Урала и Шульгина. По мере развития сюжета происходит переход из архаического мифа к конкретно-историческому осмыслению действительности.
Занятия: охота на диких зверей.
Сообщают детям о существовании смерти. Их сыновья: Урал и Шульгин.
От белой Лебедушки, Против запрета
спасен им же, отца и выпил кровь,
узнает о роднике стал злым.
Подвиг, стоит во главе Злодеяния.
Цель: найти живую С ним, на его стороне:
воду и победить царь- людоед Катил;
смерть. царь драконов Кахкала.
Она дарит крылатого
События в эпосе завершаются гибелью Урала. Тело батыра после его смерти превращается в гору Уралтау, символизирующую родину башкир. В эпосе выражена идея вечной жизни.
1. Злодею спутником не становитесь.
2. Без совета за дело не принимайтесь.
3. Славными батырами будьте.
4. Умейте почитать старших.
5. Будьте благосклонны к младшим.
6. Будьте мудрыми на войне.
Физзарядка и зарядка для глаз.
Закрепление изученного материала осуществляется в виде разбора
затруднительных моментов темы.
Что такое эпос? Чем он характеризуется?
В чем выражается национальный характер эпоса?
Какие жанры башкирского эпоса вы запомнили?
Персонажи эпоса: « Урал-батыр».
Солнце Самрау Луна
Подземный и подводный мир
Тест по новой теме:
а) профессиональной литературы;
а) речитативно, нараспев;
б) как драматическое произведение с театральными элементами;
3. Основная жанровая форма и народный тип стиха башкирских героических
сказаний, идейно-тематическое содержание, которых связано с прославлением родины, родного Уралтау, народа и его славных батыров.
Подведение итогов урока:
1. Объявление оценок.
2. Домашнее задание: Прочитать отрывок из эпоса: « Урал-батыр».
Малая юношеская энциклопедия (Стр. 269).
Учебное пособие: « В краю поющих журавлей».
Рабочая тетрадь к учебному пособию.
2.Йыр – песня, т.е. героическая, хвалебная, величальная песнь.
3.Иртяк – героическая сказка.
4.Хикият – рассказ, повесть.
5. Кисса – (арабское) любовная, часто с трагическим финалом
какие есть прозаические жанры эпоса
Урал-батыр» — башкирский национальный эпос.
Куртуазная литература [poésie courtoise, höfische Dichtung] — совокупность литературных произведений западноевропейского христианского Средневековья, объединённых рядом тематических и стилистических признаков и связанных преимущественно с идеологией министериалов
Мировоззрение Куртуазной литературы характеризуется прежде всего ростом индивидуального самосознания. Героический эпос не знает индивидуальной чести, он знает лишь честь известного коллектива: лишь как участник чести своего рода (geste-parenté) и чести своего сеньора обладает рыцарь честью; в противном случае он становится изгоем (faidit). И герой этого эпоса — напр. Роланд — сражается и гибнет не за свою честь, но прежде всего — за честь своего рода, затем — за честь своего племени — франков, затем за честь своего сеньора, и наконец за честь Бога христианской общины. На столкновении интересов различных коллективов — напр. на противоречии чести рода и требований вассальной верности — строится конфликт в героическом эпосе: личный момент всюду отсутствует. Иначе — в Куртуазной литературе. В центре куртуазного романа стоит героическая личность — вежественный, мудрый и умеренный рыцарь, совершающий в далеких полусказочных странах небывалые подвиги в честь своей дамы. Мощь родового союза сведена на нет, герой куртуазного романа часто не знает точно своего рода-племени (воспитанный в семье вассала Тристан, выросший в лесу Персеваль, взращенный девой озера Ланселот) ; да и сеньор с его двором — лишь отправный и конечный пункт для похождений героя.