В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология

Презентация по биологии «Нейрогуморальная регуляция функция в организме» (8 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. presentation bg. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-presentation bg. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка presentation bg.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нейрогуморальная регуляция функций организма. БИОЛОГИЯ 8 КЛАСС

Регуляция функций организма Регуляция функций нервная гуморальная (нервная система) (железы)

Железы внешней секреции Слезные железы; Слюнные железы; Пищеварительные железы; Потовые железы; Сальные железы; Молочные железы.

Железы внутренней секреции

Железы смешанной секреции Поджелудочная Печень Половые железы: (семенники (♂) яичники (♀)

Строение нервной системы (стр.27) Нервная система Периферическая нервная система Головной мозг Нервные окончания

Строение нервной системы Нервная система Центральная нервная система (ЦНС) Периферическая нервная система Головной мозг Спинной мозг нервы Нервные узлы Нервные окончания

Функциональное деление нервной системы (стр. 28) Нервная система Вегетативная (автономная) Подчинена воле человека Регулирует… Регулирует …

Функциональное деление нервной системы Нервная система Соматическая Вегетативная (автономная) Подчинена воле человека Регулирует работу скелетных мышц Не подчинена воле человека Регулирует работу внутренних органов

В основе работы нервной системы лежит рефлекс Рефлекс – ответная реакция организма на раздражение при участии нервной системы.

Рефлекторная дуга (стр.28) Этап Чем представлен Функция 1 1 Восприятие раздражения и преобразование его в нервный импульс 2 Чувствительные нейроны 2 3 3 Передача импульса с чувствительных нейронов на двигательные через вставочные; распознавание раздражения. 4 4 Передача импульса от участка ЦНС к рабочему органу 5 Рабочий орган 5

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Курс повышения квалификации

Авторская разработка онлайн-курса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. a loader. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-a loader. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-021088

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. placeholder. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-placeholder. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка placeholder.

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Нейрогуморальная регуляция

Урок 51. Биология 8 класс ФГОС

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 20210413 vu tg sbscrb2. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-20210413 vu tg sbscrb2. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 20210413 vu tg sbscrb2.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 51. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-51. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 51.

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 20210706 unblock slide1. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-20210706 unblock slide1. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 20210706 unblock slide1.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 20210706 unblock slide2. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-20210706 unblock slide2. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 20210706 unblock slide2.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 20210706 unblock slide3. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-20210706 unblock slide3. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 20210706 unblock slide3.

Конспект урока «Нейрогуморальная регуляция»

В регуляции функций организма участвует нервная система.

На организм огромное влияние оказывают вещества, благодаря которым клетки, ткани, органы и системы органов согласуют свою работу и приспосабливаются к внешним воздействиям. Эти уникальные вещества называются гормонами.

Вырабатываются они в железах, а последние образуют эндокринную систему.

Принцип дуализма или двойного управления характерен не только для работы автономного отдела нервной системы, но и функционирования организма в целом. Для наиболее точной настройки всех систем органов, в управлении процессами жизнедеятельности принимают участие две системы: эндокринная (посредством гормонов обеспечивается гуморальная регуляция) и нервная (благодаря генерированию нервного импульса).

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. image001. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-image001. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка image001.

Клетки нервной ткани способны к возбуждению и проведению. Здесь возникает нервный импульс и распространяется по нервам. Максимальная скорость около 120 м/с или 432 км/ч.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. image002. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-image002. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка image002.

Кроме того, нервный импульс распространяется адресно. То есть, если нам нужно пошевелить указательным пальцем правой руки, мы это сделаем без проблем, при этом все остальные наши пальцы и не только на руках могут оставаться неподвижными.

Железы эндокринной системы вырабатывают гормоны, которые, в свою очередь, поступают в кровяное русло и двигаются с током крови.

Таким образом, скорость их распространения можно сопоставить со скоростью тока крови. Получаем максимум около 0,5 м/с или 1,8 км/ч.

Кровь поступает ко всем клеткам нашего организма. Соответственно, то же происходит и с гормонами, которые влияют сразу на все органы, встречающиеся на их пути. Значит, если бы сокращением мышц, которые приводят в движение пальцы руки, управляли гормоны, нам пришлось бы двигать всеми пальцами одновременно.

Нервная система работает быстро и адресно с коротким периодом действия, а эндокринная медленнее, обобщённо и длительнее.

Основной железой эндокринной системы является гипофиз. Он не только выделяет, например, гормон роста, который оказывает влияние на рост костей. Также эта железа секретирует особые гормоны, влияющие на другие железы внутренней секреции (щитовидную, надпочечники и другие).

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. image003. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-image003. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка image003.

Функционирование же гипофиза, в свою очередь, контролируется отделом промежуточного мозга – гипоталамуса. Это происходит путём выработки биологически активных веществнейрогормонов.

Через синапсы, которые открываются в кровеносные сосуды, нейрогормоны поступают в кровь и оказывают влияние на работу гипофиза.

На этом примере мы видим связь в работе двух систем и имеем право говорить о так называемой нейрогуморальной регуляции.

Для осуществления акта вдоха-выдоха необходимо изменение объёма грудной клетки. Это происходит за счёт сокращения межрёберных мышц и диафрагмы. Для сокращения мышц к ним должен поступить нервный импульс. Он поступает из дыхательного центра.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. image004. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-image004. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка image004.

Это пример нервной регуляции дыхательных движений. Чем чаще дыхательный центр посылает импульсы мышцам, тем чаще мы дышим.

Но вышеописанный механизм не учитывает концентрацию углекислого газа в организме. Например, при физической нагрузке мы находимся в той же атмосфере, с той же концентрацией углекислого газа, что и до неё. Но при этом начинаем дышать чаще. При усилении интенсивности мышечной деятельности выделяется большее количество углекислого газа. В стенках кровеносных сосудов располагаются особые рецепторы, чувствительные к углекислому газу. Как только его концентрация увеличивается, они начинают отправлять больше нервных импульсов дыхательному центру. Тот активизирует свою работу, вентиляция лёгких увеличивается, тем самым концентрация углекислого газа снижается и дыхательный центр возвращается к обычному режиму работы.

Итак, нейрогуморальный механизм регуляции дыхания способствуют поддержанию относительно постоянной концентрации углекислого газа в крови, тем самым обеспечивая гомеостаз.

Итог урока. Нервная система работает благодаря генерированию нервного импульса быстро и по конкретному адресу.

Гормоны эндокринной системы распространяются по кровеносному руслу относительно медленно и действуют на все органы.

Части нервной системы (гипоталамус) воздействуют на элементы эндокринной системы (гипофиз).

Жизнедеятельность организма обеспечивается совместной нейрогуморальной регуляцией функций (частота дыхательных движений зависит от частоты нервных импульсов и количества молекул углекислого газа в крови).

Источник

§ 6. Регуляция процессов жизнедеятельности

1. Какие свойства живого вам известны? 2. Какие типы регуляции процессов жизнедеятельности у животных вам известны?

Организм человека обладает всеми свойствами и признаками, которыми должно обладать любое живое существо. Они проявляются у человека как на уровне целого организма, так и на уровне каждой его структуры, начиная с клетки, и связаны с основными процессами жизнедеятельности. Среди них такие процессы, как движение, обмен веществ, возбудимость, рост, развитие и размножение.

Важнейшим свойством любой живой системы является саморегуляция. У человека проявление данного свойства выражается в деятельности всех структур организма, направленной на поддержание относительного постоянства их состава, структуры и функционирования — гомеостаза. Именно на поддержание гомеостаза направлена согласованная работа функциональных систем организма человека в реальных изменяющихся условиях его жизни.

Регуляция жизнедеятельности

Согласованная работа организма управляется нервной системой и железами внутренней секреции (гуморально). Они работают как единое целое — нейрогуморальная регуляторная система. В чём же разница между нервной и гуморальной регуляциями?

Нервная регуляция осуществляется очень быстро: к органу по нервным клеткам приходят электрические сигналы, называемые нервными импульсами. Вот эти-то нервные импульсы или усиливают работу органа, или тормозят её. Электрические сигналы распространяются по нервам с огромной скоростью (до 100 м/с), но действуют только в тот момент, когда подходят к органу, то есть их эффекты краткосрочны.

Гуморальная регуляция (от лат. гумор — жидкость) происходит при помощи особых веществ — гормонов (от греч. хормао — привожу в движение, возбуждаю), чаще всего выделяемых специальными железами. Эти вещества разносятся кровью по всему организму и способны, взаимодействуя с клетками различных органов, регулировать их работу. Конечно, на выработку этих веществ и их перенос с током крови требуется больше времени, чем на распространение нервных импульсов, поэтому гуморальная регуляция более медленная по сравнению с нервной. Но зато воздействие этих веществ на работу органов и тканей более продолжительно.

Нервная регуляция осуществляется в соответствии с рефлекторным принципом. Рефлекс — это ответная реакция организма на какое-либо воздействие, происходящая при участии нервной системы. Примером может служить отдёргивание руки от горячего предмета. Путь, по которому осуществляется рефлекс, называют рефлекторной дугой (рис. 11). Он представляет собой последовательно соединённую цепочку нервных клеток — нейронов: чувствительных, вставочных и двигательных. Для осуществления рефлекса необходима целостность рефлекторной дуги. Выключение её звена ведёт к исчезновению рефлекса.

Проявление рефлекса вызывается раздражением специальных нервных клеток — рецепторов и выражается в работе каких-либо исполнительных (рабочих) органов — эффекторов. Чаще всего это мышцы или железы.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 6.1. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-6.1. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 6.1.

Моя лаборатория

Исследуйте проявление простейших рефлексов у взрослого человека. Наиболее ярко наблюдаются следующие рефлексы: надбровный, мигательный и коленный. Для проведения исследования используйте неврологический молоточек (можно использовать молоточек из детского конструктора, покрытый тканью, или карандаш с закреплённым на его конце ластиком).

Надбровный рефлекс. Возникает при ударе неврологическим молоточком по краю надбровной дуги. В ходе исследования испытуемый сидит. Экспериментатор прикасается ластиком, закреплённым на конце карандаша, к краю надбровной дуги испытуемого. Ответная реакция — смыкание век.

Мигательный рефлекс. Работа проводится в парах. Испытуемый сидит. Экспериментатор делает хлопок перед лицом испытуемого. Ответная реакция — смыкание век. Мигательный рефлекс возникает также при осторожном прикосновении ваткой либо мягкой бумагой к роговице над радужной оболочкой.

Дополнительный материал для углублённого изучения

Все структуры рефлекторной дуги образованы возбудимыми клетками, способными изменять процессы своей жизнедеятельности под влиянием внешних или внутренних воздействий. Они осуществляют свои функции благодаря электрическим процессам, протекающим в них. Дело в том, что в обычном состоянии мембраны клеток изнутри заряжены отрицательно, а снаружи положительно. Разница зарядов на наружной и внутренней поверхности клеточной мембраны создаёт так называемый потенциал покоя. При воздействии на клетку раздражителя достаточной силы она возбуждается и переходит в состояние физиологической активности. При этом происходит смена зарядов на поверхностях клеточной мембраны и возникает потенциал действия. Этот электрический потенциал, возникающий сначала на небольшом участке клеточной мембраны, способен распространяться по всей поверхности клетки. Именно в этом состоянии нейроны начинают проводить нервные импульсы, мышечные клетки начинают сокращаться, а железистые осуществлять секрецию.

Возбудимые клетки рефлекторной дуги соединяются в цепочки благодаря особым информационным мембранным контактам — синапсам. 13 В настоящее время установлено, что проведение возбуждения через синапс может иметь или химическую, или электрическую природу.

Гомеостаз и стресс. Организм человека, как и любого другого живого существа, представляет собой единое целое: все его системы и органы работают согласованно для поддержания гомеостаза. Представим себе, что человек сдаёт какой-то трудный экзамен. Естественно, он волнуется, желая сдать этот экзамен как можно лучше, и системы организма меняют свою работу. Такое состояние, когда организм напряжён, называют стрессом. Стресс может возникать по самым различным причинам: боль, радость, страх, физическая нагрузка и т. д. Однако в людом случае при стрессе усиливается кровоснабжение мышц (вдруг придётся убегать) и мозга (возможно, придётся решать трудные задачи), учащается дыхание (организму потребуется больше кислорода), ускоряются все процессы регуляции жизнедеятельности (нужно быстро реагировать на происходящее вокруг). А вот работа пищеварительной системы при стрессе тормозится, чтобы не мешать активной деятельности других систем.

Если же человек находится в состоянии покоя (смотрит телевизор, читает книгу или спит), то наблюдается обратная картина: давление крови снижается, частота сокращений сердца уменьшается, дыхание делается более редким, мышцы расслабляются. А вот процессы переваривания пищи в этот момент протекают активно, и усиливается прилив крови к желудку и кишечнику.

Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецептор. Эффектор

Ответьте на вопросы

1. Охарактеризуйте проявление основных жизненных свойств у человека на клеточном и организменном уровне. 2. Что такое гомеостаз и что лежит в его основе? 3. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека?

Подготовьте сообщение о рефлексах человека.

Почему виды регуляции нельзя противопоставлять друг другу?

Источник

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма, как основа его целостности, связи со средой

Содержание:

Нервная и эндокринная системы отвечают за все процессы жизнедеятельности человека. Они регулируют рефлекторные и нерефлекторные действия. Отвечают за мышление, сознание и психологическое поведение. Нервы есть на всей поверхности тела, а также встречаются во всех органах и тканях. Нервные окончания передают сигналы мозгу и вызывают определенные реакции.

Нервная система

Нервная система контролирует и регулирует все процессы жизнедеятельности человека. Многие из них рефлекторны и выполняют простые физиологические функции. Другие направлены на управление процессами мышления, психического поведения и общего восприятия окружающей среды.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. e7763c89b443df31a99621effb6ef9fb9a443a8f. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-e7763c89b443df31a99621effb6ef9fb9a443a8f. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка e7763c89b443df31a99621effb6ef9fb9a443a8f.

Выделяют центральную (образована головным и спинным мозгом) и периферическую нервную систему (состоит из нервных отростков, окончаний и ганглиев).

Периферическую нервную систему делят на:

Вегетативную подразделяют:

Нейрон – структурно-функциональная единицам нервной системы. Выполняет функцию проводимости и возбудимости нервного импульса. Он состоит из двух частей: тела и отростков. Длинные отростки передают импульс, называются аксонами. А короткие принимают информацию, называются дендритами. Соединяются нейроны между собой синапсами. Это пространство между соседними клетками, которое передает информацию импульса от одной клетки к другой.

Нейроны разделяют по функциональности:

Вид нейрона

Функция

Передает импульсы от органов чувств к ЦНС, тела расположены на пути к ЦНС в нервных узлах

Тела и отростки не выходят за пределы ЦНС, связывает двигательные и чувствительные нейроны

Тела клеток расположены в ЦНС, а их отростки за пределами. Передают импульсы от ЦНС к мышцам и внутренним органам

Синапсы возникают между:

Нервная регуляция

Регуляция органов и тканей в организме человека происходит рефлекторно. Рефлекс – это ответная реакция организма человека на раздражитель, который происходит под воздействием нервных импульсов. Путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса, называется рефлекторной дугой.

Они состоят из нескольких звеньев:

Рефлекторная дуга отвечает не только за возбуждение импульса, но и за его торможение.

Нервная ткань. Проводимость – это свойство, которое передает информацию по клеткам ткани. Скорость проведения импульса исчисляется 0,5- 100 м/с. Возбуждения передаются по чувствительным волокнам в мышцах, затем по двигательным волокнам скелетных мышц.

Прохождение нервных импульсов

Нервы передают друг другу кодированную информацию. Это называется возбуждением. Мембрана нервной клетки покрыта двойным липидным слоем, содержит ионы калия и натрия, фермент АТФ-азу. Этот комплекс называется ионный насос. Он обеспечивает неравенство концентрации ионов. Процесс сопровождается затратой энергии. Одной молекулы АТФ хватает на транспорт 2 молекул калия и трех молекул натрия.

Калий преобладает в клетках нейрона над натрием и свободно выходит из наружу. Когда на клетку действует раздражитель, возбуждение вызывает возрастание проницаемости мембраны клеток нервов. Ионы получают возможность перемещаться по градиенту концентрации. После чего, поток ионов натрия становится выше, чем калия. Это действие обуславливает потенциал действия.

Нервы проводят через себя электрический ток. Он генерируется потенциалом, его скорость составляет 10 м/с. Ток проходит через тело нейрона к периферическому концу. Так происходит изменение проницаемости.

Центральная нервная система

Состоит из головного и спинного мозга. Является ведущим центром в организме человека, отвечающим за мышление, координацию движений, психическое состояние и взаимодействие с окружающим миром.

Спинной мозг расположен в позвоночном столбе, имеет вид длинного тяжа. Он разделен на две симметричные половины: переднюю и заднюю борозды. По центру проходит спинномозговой канал, заполненный жидкостью – ликвором.

Вокруг спинномозгового канала расположено серое вещество. На срезе он имеет вид бабочки, образован телами нервных клеток. Спинной мозг снаружи покрывает белое вещество, состоит из отростков нейронов, образует проводящие пути.

Поперечный срез спинного мозга имеет боковые и передние рога. В задних находится ядро чувствительного нейрона, а в передних нейроны двигательного центра. В боковых рогах залегают рецепторы симпатической и парасимпатической системы.

В спинном мозге различают 31 пару нервов. Каждая из начинается двумя корешками, передними (двигательными), задними (чувствительными). На задних корешках располагаются тела чувствительных, называются нервными узлами. Каждая пара спинномозговых нервов отвечает за определенное действие.

Спинной мозг выполняет несколько функций:

Головной мозг расположен в черепе. Его масса составляет приблизительно 1400-1500 г. Головной мозг разделяют на 5 отделов:

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. b167704d055ec8543dff7465c4eb68481a30e865. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-b167704d055ec8543dff7465c4eb68481a30e865. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка b167704d055ec8543dff7465c4eb68481a30e865.

Эволюционно сложившейся структурой головного мозга считают:

Это начальные структуры развития головного мозга, чуть позже у человека появились большие полушария. Из ствола мозга выходит 12 пар нервов. Продолговатый мозг, является продолжением спинного мозга, выполняют проводниковую и рефлекторную функции. Отвечает за следующие процессы в организме:

Задний мозг состоит варолиева моста и мозжечка. Проводящие пути связывают задний мозг с большими полушариями.

Мозжечок отвечает за координацию тела, поддержание равновесия тела. Все позвоночные животные обладают мозжечком, уровень его развития зависит от среды и условий обитания.

Средний мозг отвечает за зрение и слух. Он сложился в эволюционный период, и практически не изменился.

Промежуточный мозг разделяют на отделы:

Зрительные бугры (таламус)

Отвечает за все мимические эмоции, рядом прилегает эпифиз и гипофиз. Это железы внутренней секреции.

Надбугорная область (эпиталамус)

Регулирует суточные ритмы, тормозит выработку половых гормонов и гормонов аденогипофиза.

Подбугорная область (гипоталамус)

Контролирует работу вегетативной нервной системы, обмен веществ, гомеостаз, центр сна и бодрствования, эндокринные функции организма. Секретирует вазопрессин и окситоцин.

Представляет собой ретикулярную формацию, состоящую из сети нервов и нейронов, влияющих на активность различных отделов ЦНС.

Отвечает за зрение и слух, состоит из полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, белое – проводящие пути полушарий.

Кора больших полушарий

Отвечает за зрение, слух, движения, чувствительность кожи и мышц.

Кора больших полушарий отвечает за определенные процессы и имеет следующие зоны:

Работа правого и левого полушария разная. Правое отвечает за мышление, а левое за абстрактное мышление. При повреждении левого полушария происходит потеря речи.

Вегетативная нервная система (ВНС)

Регулирует работу внутренних органов, гомеостаз, обмен веществ. Система состоит из симпатического и парасимпатического отделов. Центры расположены в продолговатом и спинном мозге. Оба отдела управляют всеми внутренними органами и отвечают за противоположное действие.

Рефлекторная дуга ВНС разделяется на два нейрона, соответственно состоит из трех частей:

Симпатические ядра расположены в боковых рогах спинного мозга на уровне всех грудных и трех поясничных нервов, парасимпатические ядра расположены в продолговатом, среднем и крестцовом отделе спинного мозга.

Передача нервного импульса проходит по синапсам. В симпатической нервной системе медиатором проведения импульса выступает адреналин и ацетилхолин. В парасимпатической системе только ацетилхолин.

Большинство органов иннервируется симпатической и парасимпатической системами. Но есть несколько органов, которыми управляет только симпатическая нервная система – кровеносные сосуды, мозговой слой надпочечников, потовые железы.

Вегетативная нервная система не имеет собственных путей для прохождения нервных импульсов, они являются общими для соматической и вегетативной нервной системы. От продолговатого мозга отходит блуждающий нерв, он обеспечивает иннервацию парасимпатической нервной системы в области шеи, грудной и брюшной полостей.

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 4a33ca22d052fd08abe1a7f512e8631452eeae11. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-4a33ca22d052fd08abe1a7f512e8631452eeae11. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 4a33ca22d052fd08abe1a7f512e8631452eeae11.

Каждый отдел тела иннервируется обоими отделами нервной системы. Симпатическая увеличивает число сердечных сокращений, но снижает перистальтику кишечника. Парасимпатическая снижает число сердечных сокращений и увеличивает перистальтику кишечника. Все процессы противоположны друг другу.Характер взаимодействия между симпатической и парасимпатической нервной системой включает 4 пункта:

В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. 165c1b53e7901985338ae5f7dab3f292149179b6. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология фото. В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология-165c1b53e7901985338ae5f7dab3f292149179b6. картинка В чем выражается нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека 8 класс биология. картинка 165c1b53e7901985338ae5f7dab3f292149179b6.

Эндокринная система

Эндокринная система образована железами внутренней и смешанной секреции. Железы внутренней секреции не имеют протоков, поэтому гормоны поступают непосредственно в кровь.

Гормоны – специфические, высокомолекулярные биологически активные вещества, которые обладают специальным действием на определенные органы и ткани.

Железы внутренней секреции включают:

Железы смешанной секреции состоят:

Гормоны играют основную роль в гуморальной регуляции всех систем органов и тканей. Они влияют на рост, размножение и функции органов. Все железы и клетки выделяют гормоны, которые объединяет эндокринная система:

Гормон

Какой железой вырабатывается

Влияние на организм

Управляет секрецией коры надпочечников

Участвует в регуляции водно-солевого обмена. Контролирует всасывание натрия и воды, выводит излишки калия

Вазопрессин (антидиуретический гормон)

Контролирует количество выделяемой мочи, вместе с альдостероном контролирует работу сердца

Повышает уровень глюкозы в крови

Управляет процессами роста и развития, стимулирует синтез белков

Понижает уровень глюкозы в крови, влияет на обмен белков, углеводов и жиров

Противовоспалительное действие, участие в водно-солевом обмене, поддержание уровня сахара в крови, контроль артериального давления

Лютеинизирующий гормон и фолликулостимулирующий гормон

Отвечают за детородные функции, выработку спермы у мужчин, созревание яйцеклетки у женщин, регуляция менструального цикла у женщин. Отвечает за формирование вторичных половых признаков у мужчин и женщин

Вызывает сокращения матки и протоков молочных желез

Управляет образованием костей, контролирует выведение фосфора и кальция из организма

Готовят внутреннею оболочку матки к внедрению плода и молочные протоки к выработке молока

Вызывает и контролирует процессы грудного вскармливания

Ренин и ангиотензин

Контролирует артериальное давление

Регулирует процессы роста и созревания, скорость обменных процессов

Стимулирует работу и выработку гормонов щитовидной железы

Стимулирует образование эритроцитов

Управляют работой женских половых органов и развитием вторичных половых признаков

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма, как основа его целостности, связи со средой

Примером нейрогуморальной регуляции выступает дыхание. Углекислый газ вызывает раздражение рецепторов, отвечающих за дыхательный процесс. Медиаторы переходят в синапсы под действием норадреналина и ацетилхолина. Вещества поступают в кровь и отвечают за гуморальную регуляцию. По такому механизму образовываются нейрогормоны.

Нейрогуморальную регуляцию делят на две составляющие: нервную и гуморальную.

Нервная – это совокупность показателей, координирующих работу отдельных органов и систем. Они осуществляют связь между ними и всем организмом человека. Это происходит из-за передачи электрического тока и возникновении нервного импульса. Это обеспечивает работу нервной системы. Отличия:

Гуморальная – отвечает за регуляцию функций организма за счет биологически активных веществ, через жидкости организма: кровь, лимфу, плазму. Отличия:

Нейрогуморальная регуляция объединяет два этих процесса. Биологически активные вещества вырабатываются при помощи нейронов, а распространяются через биологические жидкости. За счет этого происходит:

Эндокринная и нервная система тесно связаны. Многие гормоны, вырабатываются в гипофизе, гипоталамусе, которые находятся в головном мозге. Они выделяют биологически активные вещества, которые регулируют процессы жизнедеятельности. При нарушении или отклонении этих процессов возникает сбой гормонального фона человека. Это влияет не только на физиологические процессы, но на психические. Меняется поведение, мышление и общее восприятие окружающего мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *