В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия

В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;

б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;

г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

Источник

В.80.Фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Клинический и лингвистический анализ проблемы

В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостатки речи при этом не ограничиваются неправильным произношением звуков, но выражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.

Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова, 1982).

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.

В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:

2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчётливый звук, вместо [ш] и [с]-мягкий звук [ш], вместо [ч] и[т]-нечто вроде смягчённого [ч].

Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведёт к искажению смысла слова, называют фонематическим.

В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. 640 1. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-640 1. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка 640 1.

4. Искажённое произношение одного или нескольких звуков.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Ребёнок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.

Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или её нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднение при анализе звукового состава речи.

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией — акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного возраста осуществляется в специальных садах, в поликлинике, а школьного — на логопедических пунктах.

Источник

В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

В случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.

Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом (определение количества звуков в слове, их последовательность в слове).

Фонематическое недоразвитие может быть первичным или вторичным.

Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание.

При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже. Чем при вторичном.

Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, Р и Л звуками Ль и Й, С и Ш звуками Ф и т.п. в других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена его близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

В фонетико-фонематическом развитии детей выделяется несколько состояний:

— недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень ФФН.

— недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо.

— при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Т.о., недостатки звукопроизношения м.б. сведены к следующим характерным проявлениям:

А) замена звуков более простыми по артикуляции, например, С и Ш заменяются звуком Ф.

Б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков.

В) нестабильное использование звуков в различных формах речи.

Г)искаженное произношение одного или нескольких звуков.

Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

1. Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи.

2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза.

3. Затруднение при анализе звукового состава речи.

У детей с ФФН нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

Так, например, ребенок может неправильно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительно благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.

У детей с ФФН наблюдается общая смазанность речи, «сжатая»артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией.

Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Раннее выявление детей с ФФН является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждение нарушений письма (дислексии и дисграфии). (Логопедия. \ под ред. Л.С.Волковой. 2-е изд.1995г.\).

Источник

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. f3351fe1ebbc5491a1fc88182169c9bd. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия фото. В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия-f3351fe1ebbc5491a1fc88182169c9bd. картинка В чем выражается низкий уровень собственно фонематического восприятия. картинка f3351fe1ebbc5491a1fc88182169c9bd. Елизавета Пономарёва
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть…. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело?. Что не так?. Какова причина?. Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся…

Для начала вспомним, что такое слух вообще?

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение,понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

Низкий уровень фонематического восприятиявыражается в следующем:

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

Поиграем?. Обучающие игры.

Игра «Поймай звук» Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.

Игра «Где живёт звук» Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например,картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай имя» Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камилла, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах.Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет»заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например,звук Ш в словах : камыш (в конце, шопот (в начале, мешок (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ши-на (3 слога,бе-то-на-ме-шал-ка (6 слогов)

Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.

Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:»Что такое хорошо,что такое плохо» Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.

Консультация для родителей «Фонематический слух» «Какой бывает слух?» Каждый логопед при диагностике речи интересуется состоянием физиологического слуха ребенка. Это вполне понятно родителю,.

Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников В пособии З. А. Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется основой сложной.

Фонетико-фонематическое занятие в средней группе «Звук [П] и [Б]» Тема: Звук [П] и [Б] Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать П и Б в изолированном произношении, в прямых и обратных.

Играя, развиваем фонематический слух ребенка Играя, развиваем фонематический слух ребенка Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова.

Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.

Логопедический досуг «Фонематический калейдоскоп, или к школе будь готов!» Конспект досуговой деятельности «Фонематический калейдоскоп» или «К школе будь готов!» для детей подготовительной группы (Первая половина.

Развиваем слух Возьмите несколько пар коробки kindersurprise. Наполнить их различными материалами, как манная крупа, макароны, скрепки, камешки. Главное,.

Источник

Низкий уровень развития фонематического слуха и фонематического восприятия выражается в следующем:

— неразличении отдельных звуков в рядах звуков, слогов, слов;

— незапоминании слоговых рядов из двух – четырех элементов (па – ба, са – ша – са, ма – мо – му, па – та – ка – ва);

— неузнавании, неразличении слов в простых фразах («Накоси травы коса, будет сытая коза»);

— неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза слова;

— несформированности умения слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их.

У детей с ФФН помимо низкого уровня развития фонематического слуха, фонематического восприятия отмечаются нарушения фонетической стороны речи (звукопроизношения). Они могут быть обусловлены как несформированностью фонематических процессов, так и особенностями в строении и функционировании речевого аппарата. Это проявляется в следующих видах нарушений звукопроизношения: смешении (сушка – «суска», «шушка»); заменах (звонкие согласные звуки заменяются глухими: банка – «панка», дом – «том»; [р] – звуками [л, л′, р′, й, в, г]: рак – «лак», «ляк», «ряк», «як», «вак», «гак»; [л] – звуками [ы, й, л′, н, в, у]: лапа – «ыапа», «япа», «ляпа», «напа», «вапа»; [к] – звуками [т], [х]: кот – «тот», «хот»; [г] – звуком [д]: гамак – «дамак»); пропусках (морковь – «моковь», лак – «ак»); искажениях ([c], [ш] – неотчетливыми звуками [ф], [в]: санки – «фанки», шапка – «фапка»; [c],[з],[ц] – неотчетливыми звуками [т], [д], [т′]: сова – «тава», зайка – «дайка», цыпленок – «типленок»; [с], [з] – звуками [ш], [ж] (смягченным вариантом): сад – «щат», коза – «кожя»).

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 20. Чаще всего наблюдаются дефекты произношения следующих групп звуков: свистящих ([с], [с′],[з],[з′]), шипящих ([ш], [ж,] [щ]), аффрикат ([ц],[ч]); соноров ([л],[р],[р′]); звонкие звуки нередко заменяются парными глухими.

2. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В отечественной логопедии основным методологическим принципом анализа речевых нарушений выступает принцип системного анализа, разработанный Р.Е. Левиной. Основой системного анализа являются современные представления о речевой деятельности как о сложной, многоуровневой функциональной системе, составные части которой взаимно обуславливают друг друга. Первичная несформированность у ребенка одного из языковых компонентов, принимающих участие в становлении речи, влечет за собой вторичные, третичные и другие изменения речевой системы.

Ориентировочный этап логопедического обследования начинается со знакомства со специальной документацией и беседой с родителями. Задача данного этапа – изучить медицинскую, психолого-педагогическую документацию и дополнить анамнестические данные сведениями о ходе речевого развития ребенка.

В ходе следующего этапа обследования необходимо изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата: губ, языка, зубов, челюстей, неба. Отклонения от нормы фиксируются в речевой карте. В ходе выполнения заданий отмечаются свобода и быстрота движений органов артикуляции, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

Следующий этап – обследование фонематических процессов. При обследовании фонематического слуха необходимо выяснить, как ребенок различает на слух отдельные звуки. В первую очередь это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Проверяется различение всех коррелирующих фонем из групп:

— свистящих и шипящих;

— звонких и глухих (та-да, па-ба, га-ка и т.д.);

— сонорных (ра-ла, ри-ли и т.д.);

— мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.д.).

При изучении фонематического восприятия выявляется способность различать слова, близкие по звучанию: жук-сук-лук, том-дом-ком, мишка-миска, коза-коса, день-тень-пень.

Важное звено в общей системе изучения речевой деятельности представляет обследование звукопроизношения. При обследовании произношения звуков выявляется умение ребенка правильно произносить тот или иной звук изолированно, в слогах, в словах, во фразе (по заданию логопеда), а также умение использовать его в самостоятельной речи. Следует отмечать возможные виды нарушения звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков.

На основе информации, полученной в ходе логопедического обследования, выносится логопедическое заключение (с учетом клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций), что позволяет правильно организовать индивидуальный подход к детям с речевыми проблемами в ходе коррекционной работы.

3. Основные направления логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

1.Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы,

2. Формирование фонетической системы языка: уточнение артикуляции и закрепление произношения сохранных звуков, а также исправление произношения нарушенных звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.

3. Обучение грамоте. Звук и буква изучаются параллельно, графическое начертание букв – только в печатном варианте.

4. Расширение и уточнение лексического запаса как за счет уточнения значений имеющихся слов и накопления новых слов.

5. Совершенствование грамматического строя речи.

6. Закрепление навыков построения связного высказывания: обучение планированию, построению, композиционному оформлению.

4. Организация обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Важную роль в обучении и воспитании детей с ФФН играет четкая организация их жизни в дошкольном учреждении. В течение года дети фактически изучают две программы: общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определенного режима, правильное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяют без лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи по развитию речевой деятельности дошкольников.

Логопедические занятия – основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения речи. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной, систематической работы по формированию фонематических процессов, коррекции звуковой стороны речи и обучению элементам грамоты на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях. Вместе с тем на логопедических занятиях проводится работа по обогащению знаний об окружающем мире, развитию психологической базы речи, воспитанию нравственных качеств.

Фронтальные занятия проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому плану с учетом индивидуальных особенностей детей. На подгрупповые занятия дети объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения, по уровню развития лексико-грамматического строя. На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию полноценных движений органов артикуляционного аппарата; постановке отсутствующих в речи ребенка звуков, их автоматизация, дифференциация в речи.

Вопросы для контроля

1. Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие?

2. Каковы причины фонетико-фонематического недоразвития?

3. В чем различие между фонематическим слухом и фонематическим восприятием?

4. Какие виды нарушений звукопроизношения вы знаете?

5. Назовите основные этапы логопедического обследования при ФФН.

6. Перечислите основные направления коррекционной работы с детьми, имеющими ФФН.

7. Назовите основные виды логопедических занятий. Каковы их цели и задачи?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *