В чем выражается общее и особенное гуманитарного и естественнонаучного знания
Наука. Гуманитарное и естественнонаучное знание
Впервые термин “культура” (cultura) употребил Цицерон (ок.45 г. до н.э.), противопоставляя ему термин природа (natura).В понятии “культура” закрепляется отличие человеческой жизнедеятельности от других форм биологической жизни. Культура представлена в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и учреждений, духовных ценностей, совокупности отношений людей в различных социумах.
Одной из форм культуры является наука. В общем понимании наука – это система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.
Как известно, человек выделился из животного мира около 2 млн. лет назад. Именно тогда возникли элементы исходной “преднаучной” деятельности, связанной с приобретением и передачей практически значимого знания. В определенном смысле, наука возникла еще в каменном веке как опыт практической деятельности людей. В Древней Греции наука ярко проявилась как специфический род деятельности ученых-одиночек и как форма общественного сознания. В XVII веке наука стала полноценным социально-духовным образованием, социальным институтом. Со второй половины ХХ века о науке можно говорить как о непосредственной производительной силе.
Современная наука охватывает огромную область знания. В настоящее время насчитывается около 15 тысяч различных дисциплин; научная информация в наше время удваивается за 10 – 15 лет. В мире издается несколько сотен тысяч научных журналов (10 тыс. в 1900 г.); 90% всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век; число ученых по профессии достигает 5 млн. человек; 90% ученых, живших когда-либо на Земле, – наши современники.
Современная наука имеет очень сложную организацию, классифицировать научные дисциплины можно по различным признакам. Основным связующим звеном между различными науками является человек.
Знание, накопленное человечеством об окружающем мире и о себе самом, огромно и многообразно. Это многообразие принято подразделять на знание естественнонаучное и знание гуманитарное.
Основу естественнонаучногознания составляют естественные науки (науки о природе): математика, физика, химия, биология, астрономия, геология и др.
Гуманитарное знание охватывает сферу сознания и духовной деятельности. Основу гуманитарного знания составляют право, философия, этика, эстетика, искусство, литература, религия и т.д.
Различия естественнонаучного и гуманитарного знаний в первую очередь связаны с объектом исследования. Естественные науки изучают явления и законы природы – от атомов и элементарных частиц до галактик и Вселенной в целом. Объектом изучения гуманитарных наук является сам субъект познания.
На естественнонаучные и гуманитарные науки оказывает влияние существующая на данный исторический период система человеческих ценностей. Однако это влияние различно. Знания о природе отличаются высокой степенью объективности и представляют собой наиболее достоверный слой массива человеческого знания. Специфика гуманитарного знания состоит в том, что оно активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Гуманитарное знание в большей степени, чем естественнонаучное, связано с идеологией. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов. В гуманитарном знании неизбежны различные варианты осмысления и оценки одних и тех же явлений. Естественнонаучное знание во многом исключает субъективизм ученого.
Еще недавно в обществе много говорили о нарастающей пропасти между двумя культурами, развивался конфликт “физиков” и “лириков”. Идеологической основой конфликта стала известная лекция английского физика и писателя Ч. Сноу “Две культуры и научная революция” (Кембридж, 1959). Главная мысль лекции сводилась к утверждению, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и «научной культурой» − производной от научно-технического прогресса XX века с каждым годом растет катастрофический разрыв. Представители этих двух все более изолированных областей культуры все в меньшей степени способны понять друг друга. Разногласия между этими сферами знания по ряду ключевых вопросов (например, этическим аспектам научного поиска) вызываются, по мысли Сноу, тем, что и естественники и гуманитарии, как правило, плохо разбираются в чужой области знания. Это приводит к выдвижению неоправданных претензий на монопольное обладание истиной. Вражда двух культур в конечном итоге может привести к гибели человеческой культуры в целом. Корни проблемы Сноу видел, в том числе, и в сложившейся излишне специализированной системе образования.
На самом деле объективной пропасти между естественнонаучной и гуманитарной культурами нет, они имеют единую антропную основу. Человек, являясь частью природы, одновременно является и социальным существом, в нем неразрывно связано природное и общественное. На формирование целостного мировоззрения оказывают влияние как естественнонаучные, так и гуманитарные знания. Само деление дисциплин на естественнонаучные и гуманитарные зачастую провести невозможно, многие дисциплины являются комплексными (экономическая география, социальная экология и др.).
Сближение науки и гуманитарных областей объективно и закономерно. Не случайно методология естественных наук всегда включает в себя элементы гуманитарного знания (красота, внутренняя гармония теории), а в гуманитарные дисциплины все глубже проникают естественнонаучные идеи и методы.
Перед наукой XXI века стоят социально-ориентированные задачи, связанные с решением проблем роста уровня и качества жизни, сохранением и улучшением среды обитания, выяснением физических и духовных возможностей человека. Для продуктивного решения этих задач, с одной стороны, необходима гуманизация науки, а с другой – широкое распространение естественнонаучных знаний среди специалистов гуманитарного профиля.
Естествознание и гуманитарное знание, сходства и различия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие гуманитарной науки
Под гуманитарными науками понимаются науки, которые возникли в период эпохи Возрождения. В этот период философы и мыслители сумели восстановить античные знания о человеке. С этой точки зрения человек представляется субъектом творчества и духовности, который имеет способность развиваться, достигать успехов в различных сферах деятельности – культурной, общественной, политической, правовой. Таким образом, гуманитарные науки – это науки, целью изучения которых является человек и его жизнедеятельность в обществе.
Ключевым инструментом гуманитарных наук является интерпретация фактов. Такими фактами могут быть исторические события, различные исторические процессы, появление литературных произведений, оказавших большое влияние на развитие общества. В гуманитарных науках интерпретацию фактов в большинстве случаев сложно осуществить при помощи математических методов, применение формул, статистических расчетов и методов математического моделирования в данном случае не принесет необходимого результата. Поэтому для осуществления интерпретации фактов в гуманитарных науках используются другие методы:
Примерами современных гуманитарных наук являются история, философия, религиоведение, педагогика, психология, искусствоведение. Необходимо отличат гуманитарные науки от общественных – общественные науки изучают социальные явления.
Понятие естественных наук
Естественные науки – это науки, предметом исследования которых являются природные явления во всем их разнообразии. К ним относятся физические и химические процессы, в которых отражается взаимодействие веществ, элементарных частиц друг с другом, также это может быть взаимодействие в природе живых организмов.
Готовые работы на аналогичную тему
Ключевым инструментом естественных наук является выявление в рамках указанных взаимодействий закономерностей. Выявленные закономерности взаимодействия проходят процесс подробного изучения и описания, а затем, если это необходимо, приспосабливаются к использованию в практической деятельности. В связи с этим, в изучении естественных наук используются более точные методы, нежели в гуманитарных. К таким инструментам относятся математические и инженерные. Компаративные и теоретические методы также могут использоваться и играть важную роль, но их применение оказывается недостаточным.
В свою очередь, естественные науки не следует путать с техническими. К которым относятся механика и информатика. Технические науки могут являются важным инструментарием для естественных, но в рамках одной категории они не рассматриваются. Математика скорее относится к формальным наукам, но математический инструментарий для гуманитарных наук играет ключевую роль и имеет важное значение.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных характеристик гуманитарных и естественных наук, можно выделить то, что они имеют общую черту, а именно во многих случаях используется схожий инструментарий, и методы изучения одних видов наук с успехом могут использоваться при изучении других видов наук.
Различия гуманитарных и естественных наук
Главным отличием естественной науки от гуманитарной является то, что первая рассматривает природные явления в их широком разнообразии, а вторая изучает преимущественно человека как самостоятельного субъекта.
Следующим отличием рассматриваемых наук является инструментарий. В случае с гуманитарными науками основным методом является интерпретация фактов, а в случае с естественными науками – описание закономерностей, лежащих в основе происходящих процессов.
Естественные науки рассматривают мир как существующий объективно, изучают структуру этого мира и природу его элементов. Естествознание обращается к опыту, который считается основанием знания и одним из критериев истины.
Гуманитарные науки же изучают мир, созданный человеком, с позиции его духовного содержания и культурной ценности. В связи с этим, гуманитарные науки опираются на значимость вещей, на смысл, который они несут. Гуманитарные науки связаны со знаковыми системами и и отношением этих систем к человеческой действительности.
Естественные науки отличаются от гуманитарных и по функциям. Естественные науки выполняют функцию описания, объяснения и предсказания явлений и свойств объективного мира.
Функцией гуманитарных наук является понимание. Эта функция специфична, и заключается в раскрытии и истолковании смысла какого-либо произведения. Понимание в свою очередь имеет два определения:
Первая трактовка – психологическая, согласно ей процесс понимания заключается в выявлении замысла, мотива и целей автора произведения. К примеру, если необходимо понимание какого-либо исторического явления – в данном случае, оно будет являться произведением – то берутся во внимание социально-экономические условия, политические и культурные условия, а также рассматриваются личностные и психологические качества субъекта исторических действий.
Вторая трактовка понимания связана с идеей произведения как знаковой системы, то есть произведение воспринимается как «текст» в широком понимании этого слова. Объектом понимания в данном случае является смысл, который объясняется как содержание «текста» относительно «пересказов», или «текст» представляется различными знаковыми системами.
Границы, определяемые между различными видами наук, в достаточной степени являются условными. Для современного этапа развития научного познания характерным является то, что обогащение научных методологий носит взаимный характер.
Теоретические уровни наук сходятся в общетеоретическом объяснении принципов и законов, а каждая наука служит формированию мировоззрения.
Общее и особенное в естественных (ен) и социально-гуманиатрных науках (сгн)
Естествознание – наука о природе, социально-гуманитарные науки (СГН) – о человеке и о системе «человек – общество». Так как и естественные науки, и СГН – науки, то они имеют общим то, что присуще науке вообще.
К общим параметрам относится следующее.
1. Объективные метод понимания и истолкования реальности. Объективно можно понимать и субъективную реальность (См. работу Маркса «18 брюмера Луи Бонапарта», в которой раскрыты мотивы Л. Бонапарта).
2. Поиск верного знания (истины) и разработка технологий на основе такого знания.
3. Наличие эмпирического, теоретического и методологического уровней познания.
4. Общий логико-категориальный состав мышления (качество, количество, мера; сущность, явление, действительность; система, структура, элементы; причина – следствие – взаимодействие и т.п.), принципы познания – детерминизм, системность, структурность, развитие, историзм и др.
5. Общие закономерности в развитии мысли путем восхождения от содержания абстрактного к конкретному.
6. ЕН и СГН организованы в социальные институты.
7. Обусловленность ЕН и СГН историческими предпосылками развития общества, способом производства людьми своей жизни, наличной культурой, потребностями общества.
8. Функции: познать закономерности, разработать на их основе те или иные технологии и реализовать проекты для преобразования реальности; объяснять, предвидеть и прогнозировать.
Особенное состоит в различиях по предмету и методам истолкования реальности:
1. Предмет ЕН – реальность, не обладающая самосознанием, свободой воли. Поэтому в истолковании реальности доминируют объективность, детерминизм, перестройка наличных связей в предмете согласно внешним целям по отношению к предмету. Природа «искренняя» по отношению к исследователям, она непосредственно обнажает свои закономерности.
2. Предмет СГН – человек и отношения между людьми; т.е. предмет обладает свободой воли, самосознанием, самоопределением, самодеятельностью, самодетерминацией. Самоопределение, самодетерминация у человека доминируют над определением извне (последнее присуще предмету ЕН). Поэтому для верного понимания предмета СГН необходимо учитывать не только внешнюю обусловленность, но и мотивы, цели, ценности, идеалы людей; т.е. в СГН преобладает ценностно-смысловой компонент в истолковании реальности.
3. Для понимания социально-гуманиатрной реальности необходим должный уровень развития самого исследователя – душевно-духовный, социально-коммуникативный, общекультурный, нравственный, гражданский. Иначе сам исследователь будет не на высоте развития предмета, и его концепции будут упрощенными, вульгарными.
4. В природе закономерности пролагают себе дорогу стихийно, бессознательно. Их действие не зависит от сознания и воли людей.
В обществе закономерности есть те общие тенденции, которые слагаются из совместной деятельности и отношений людей. Поэтому люди могут изменять такие тенденции, если они коопирируют свои усилия, направляют их к общей цели, согласовывают свои внешние действия общими значениями, ценностями, идеалами, верою. Поэтому тезис «свобода есть осознанная необходимость» по существу верен: раз люди познали закономерности своей жизни, то они могут превращать такие закономерности в органы своей сознательной общей воли, действуя по согласованному плану. Тем самым объективная необходимость снимается, превращается в инструмент власти людей над стихиями природы, общества, психики.
5. В объяснении природы действует схема: прошлое → настоящее → будущее. В понимании человеческой реальности помимо упомянутой схемы действует еще иная схема: будущее →настоящее; т.е. представление о будущем определяет настоящее.
6. Природные закономерности отличаются устойчивостью, регулярностью действия, они предсказуемы в отношении будущего. Закономерности в человеческой реальности стохастические, статистические, складываются из массива случайностей, из действий каждого отдельного субъекта, как параллелограмм суммарных сил, они отличаются неустойчивостью, исторической изменчивостью, более коротким периодом действия в связи со сменой форм собственности государственной власти, правовой системой, мировоззрением, идеологией. Они трудно предсказуемы в отношении будущего.
7. Истолкование человеческой реальности затрагивает интересы больших социальных групп, влияет на изменение образа жизни людей. Поэтому в истолковании человеческой реальности наблюдается борьба концепций, теорий, прогнозов. За этой борьбой скрывается следующее: люди борются за тот образ жизни, который они считают достойным для себя, а научные теории служат средством отстаивания того или иного образа жизни, который предпочтителен для тех или иных социальных групп. Как выразился английский философ Гоббс, если бы построения математики затрагивали интересы людей, то они подвергались бы критике.
Отсюда вывод: представители СГН призваны исходить из целей благоденствия человека, народа, человечества; т.е. должны быть нравственно, духовно, культурно подготовленными, чтобы предлагать обществу свои разработки.
8. В СГН понятие истины получает новый смысл. Истина – это не только верное знание, соответствующее устойчивым тенденциям социальной действительности, но и такое знание, которое соответствует должному – чаянием, святыням, ценностям народа, большей свободе большего числа людей, справедливости, креативности, творческому человеческому потенциалу. То есть, истина означает соответствие предмета своему понятию, своей идее, т.е. должному.
Распространение методов ЕН на область СГН, как правило, порожает редукционизм, т.е. сведением сложного к простому, высшего – к низшему.Происходит упрощение, огрубление социальной действительности. Например, когда биологизируют сущность человека (З.Фрейд, Л.Фейербах), распространяют конструкции синергетики на субъективную область, на духовно-нравственное развитие индивидуальности, на воспитание, образование в целом, когда экономикоцентризм вытесняет нравственные и культурные параметры человеческого развития (максимум прибыли – минимум совести) и эффективность социальных усилий сводят к одному показателю – стоимостному, денежному; или когда биологизируют исторический процесс (выживает сильнейший – Ф. Ницше, современный социал-расизм либеральной рыночной экономики), или когда в объяснении человеческой реальности используется только причинно-следственные связи ценой упущения ценностно-смыслового содержания жизни людей.
Нельзя абсолютизировать ЕН как эталонное знание и эталон объяснения, не следует толковать ЕН и СГН как взаимоисключающие типы знания; недопустима также дискредитация как СГН, так и ЕН.
Верная позиция состоит:
• в понимании особенностей природной и человеческой реальности, особенностей ЕН и СГН, в понимании пределов компетентности ЕН и СГН. Как природа есть естественный базис общества, так и ЕН есть исходная основа для СГН в том смысле, что природные закономерности не должны игнорироваться в СГН. Иначе возникают невыполнимые концепции, утопии;
• в понимании тенденции сближения, срастания ЕН и СГН, их взаимной дополнительности;
• в уяснении того, что такое единение ЕН и СГН осуществляется на основе изучения главного предмета – человека. В изучении человека, его универсальной сущности и перспектив ЕН и СГН неизбежно будут объединяться, и многочисленная дисциплинарность все более будет превращаться в междисциплинарные направления, а в тенденции – в одну универсальную науку, в которой отпадут искусственные разграничения, идущие от разделения научного труда. Это будет, предвидел К. Маркс, – «одна наука».
Естественнонаучное и гуманитарное знание, их связь и различие. Объяснение и понимание
И тот, и другой типы культур – суть творения разума и рук человеческих. А человек при всей своей обособленности от природы продолжает быть ее неотъемлемой частью. Естественнонаучный и гуманитарный типы культур и наук имеют массу «пограничных» проблем, предметная область которых едина для того и для другого. Решение таких проблем заставляет идти их на сотрудничество друг с другом. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей. В свою очередь мировоззрение также обладает характеристикой целостности: невозможно левым глазом видеть одно, а правым – другое. Поэтому гуманитарные и естественнонаучные знания вынуждены координироваться, взаимосогласовываться.
Естествознание нуждается в «гуманитарной помощи» по следующим проблемам:
2) вполне «законным» объектом естествознания является человек в качестве элементарной «химической машины», обойтись без экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости экспериментов лучше поручить наукам гуманитарным.
4) самое главное: все, что не делает человек, должно быть наполнено смыслом, целесообразностью; а постановка целей развития естественнонаучной культуры не может быть осуществлена внутри ее самой, такая задача неизбежно требует большей широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные ценности.
Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры:
1) рассуждая о месте человека в мире, разве можно не принимать во внимание естественнонаучные представления о том, что этот мир собой представляет;
2) чего стоило бы гуманитарное знание без современных средств его распространения, которые являются плодами развития естественнонаучных отраслей знания;
3) достижения естествознания важны гуманитариям и в качестве примера, образца строгости, точности и доказательности научного знания.
4) там, где можно, гуманитарное значение с удовольствием пользуется количественными методами исследования – экономические науки, лингвистика, логика и т.д.
5) гуманитарное знание имеет дело в основном с идеальными объектами (смыслами, целями), но идеальное само по себе не существует. Поэтому многие особенности социального поведения человека необъяснимы без обращения к такой материальной основе а это – сфера компетенции естественнонаучного знания.
Несмотря на все неоспоримость тенденции сближения естественнонаучной и гуманитарной культур, речь во все не идет о полном их слиянии. Достаточно разрешения конфликта между ними в духе принципа дополнительности.
Понимание, переход от незнания к знанию. Процесс понимания в конструировании принципиально новых знаний, не существовавших ранее. Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что оно неразрывно связано с языком, системой знаков.
Аспекты языка: Синтаксический, Семантический, Прагматический, Естественные и искусственные языки. Искус языки создаются не просто для замены естественных. У них разные цели. Естественные языки складываются в процессе коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность, многоплановость, многозначность и гибкость. Некоторые ориентированы на строго ограниченные и специальные задачи исследования. Они заключаются в построении выводимого знания из уже известных исходных предпосылок. И я можно рассматривать как фрагменты, модели определенных аспектов естественных языков. Символические языки математики и др. точных наук преследуют не только цель сокращения записи. Понятие – есть результат обобщения предметов некоторого вида Мышление представляет собой механизм оперирования понятиями. Объем понятия – это совокупность предметов понятия. Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которой объекты выделены и обобщены в понятии. Виды понятий:
1) по количественному критерию
а) единичные (нынешняя королева Англии)
в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат)
2) по характеру признаков
а) положительные, если выражает наличие у предмета какого-то признака
3) по характеру мыслимых в понятии предметов
а) абстрактные понятия
б) конкретные (студент, атом).
Виды отношений м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые (электрон и город) во множестве сравниваемых выделяют:
а) совместимые – признаки составляющие содержание понятий могут принадлежать одним предметам (спортсмен и аспирант)
б) несовместимые – если пересечение их объемов является пустым множеством (студент отличник и студент неуспевающий).
1 Равнозначные (равноугольный треугольник и равносторонний),
2 Понятия находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и учащийся) 3 перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).
1 Противоречащие – в одном из которых есть признаки, наличие которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом исчерпывается этими понятиями.
2 Противоположные (высокий и низкий).
3 Соподчиненные (прокурор и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих признаков, треугольник и квадрат).
Операции с объемами понятий (классов)
1 пересечение двух классов образует класс, элементами которого являются те и только те предметы, которые входят как в первый так и во 2 классы;
2 объединение двух классов, в результате этой операции образуется класс элементами которого являются те и только те предметы, кот. входят по крайней мере в один из исходных классов;
3 дополнением к классу называется операция, в результате которой к классу WxA(x) образуется класс класс (с чертой), элементами которого являются те и только те предметы из области значений переменной х, кот. не входят в класс WxA(x).
4 Разность классов называется операция м/у двумя классами, в результате которой образуется класс содержащий те и только те элементы первого класса, которые не входят во 2 класс.
Основными операциями над содержаниями понятий являются: отрицание содержания, конъюнкция содержаний и дизъюнкция содержаний.
Умозаключение это процесс получения знания или правдоподобного утверждения, выраженного в суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения с использованием или без использования особых методологических средств, а также на основе мысленного оперирования предметами и т.д. Исходные суждения называются посылками умозаключения, а получаемое суждение – заключением. Выделяют два вида умозаключений:
1) непосредственные – содержат одно суждение в качестве посылки и одно в качестве заключения;
2) опосредованные – содержат более чем одну посылку. Виды непосредственных умозаключений: по логическому квадрату, модальности, умозаключение превращения, обращения, противопоставления предикату.