В чем выражается политическая самостоятельность субъекта федерации
Огарёв-online
Электронное периодическое издание для студентов и аспирантов
Самостоятельность субъектов федерации как главная отличительная черта федеративного государства
В статье рассматривается самостоятельность субъектов федерации в качестве главного и ключевого отличительного признака федеративного государства. Показывается влияние самостоятельности и юридического статуса субъектов федерации на особенности реализации власти внутри федеративного государства. Анализируется содержание самостоятельности как теоретической конструкции.
INDEPENDENCE OF FEDERAL SUBJECT AS MAJOR FEATURE OF FEDERAL STATE
The article considers the independence of federal subjects as a major and distinguishing feature of the federal state. The author shows the influence of independence and legal status of federal subject on the specifics of state power within the federal state. The content of independence is analyzed as a theoretical construction.
Библиографический список
1. Белодед А. Ю. Территориальная автономия в российском государстве: конституционно-правовой аспект: автореф. дис… канд. юрид. наук. – М., 2010. – 26 с.
2. Кистринова О. В. Самостоятельность территориально-государственных единиц России: теоретико-правовой аспект: автореф. дис… канд. юрид. наук. – М., 2009. – 26 с.
3. Вдовин А. И. Русские в ХХ веке. Трагедии и триумфы великого народа. – М.: Вече, 2013. – 624 c.
4. Лексин И. В. Соотношение федеративной и регионалистской формы государственного устройства: проблемы и решения // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. – 2012. – № 12. – С. 476-486.
5. Плющ А. А. Конституционно-правовой статус области как субъекта Российской Федерации: на примере Пензенской области: дис… канд. юрид. наук. – Пенза, 2010. – 194 с.
6. Соловьева Е. А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации: проблема асимметрии: дис… канд. юрид. наук. – М., 2006. – 196 с.
Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Как уже отмечалось, в Конституции РФ не только закрепляется система всех видов субъектов Федерации (ст. 5), но и проводится конкретный перечень субъектов (в количестве 85), находящихся в составе России (ст. 65). Несмотря на единство основания вхождения в РФ (все они «находятся» в ее составе, а не «образуют» саму Федерацию), Конституция закрепляет в ст. 65 шесть видов субъектов.
В основу формирования субъектов Российской Федерации положен национально-территориальный принцип.
Национальные субъекты формируются на основе титульных наций.
Территориальные субъекты образовались с учетом исторических традиций и особенностей географического и специфики экономического положения.
Все субъекты Российской Федерации наделяются Конституцией статусом государственных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, особого характера взаимоотношений с федеральной властью. Если обычные административно-территориальные единицы не обладают правосубъектностью именно в составе Федерации, то субъектам присуща природа государственных образований.
Проводимая в литературе классификация субъектов РФ строится не только по национальному (республики) и территориальному (края, области) критериям. Так, М.С. Саликов проводит более обширную классификацию субъектов РФ по следующим критериям:
— по национальному составу населения (субъекты, где коренная нация составляет абсолютное (Тыва, Чувашия), относительное (Калмыкия) большинство и меньшинство (Карелия, Еврейская автономная область));
— по числу преобладающих наций (субъекты с преобладанием одной нации как титульной, давшей название субъекту РФ (Чувашия, Чечня, Тыва), так и не титульной (в Карелии, Хакасии более 70% населения составляют русские));
Таким образом, республики, автономии и региональные государственные образования составляют отдельные типы субъектов РФ. Именно придание статуса государственных образований всем типам субъектов позволяет сделать шаг к унификации статуса субъектов Федерации, что, в свою очередь, служит преодолению асимметричности Российской Федерации. Однако сохранение дифференцированности субъектов не обеспечит симметричности, которая предполагает однопорядковый статус всех субъектов Федерации.
Между тем республики занимают обособленное положение, в ст. 5 Конституции РФ и в республиканских конституциях они провозглашаются государствами, что давало основание некоторым республиканским лидерам считать республики в составе РФ суверенными. Республики принимают конституции, имеют во главе, как правило, президентов (Тыва, Хакасия, Калмыкия составляют исключение), государственный язык, некоторые претендуют на собственное гражданство, что заметно отличает их от остальных субъектов. Другие национально-этнические субъекты РФ (автономная область и автономные округа) таких привилегий не имеют.
Государственная самостоятельность субъектов РФ основывается на конституционных принципах:
— равноправия субъектов РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти;
— государственной целостности РФ;
— единства системы государственной власти;
— разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
— равноправия и самоопределения народов в РФ;
— верховенства на всей территории РФ Конституции РФ и федеральных законов и др.
Государственная самостоятельность субъектов РФ выражается в наличии у них ряда признаков, прав, обязанностей и ответственности, закрепляемых в своей основе Конституцией РФ и федеральным законодательством:
1) невозможность изменения статуса субъектов РФ без их согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);
2) наличие учредительной власти. Учредительная власть характеризуется правом субъекта самостоятельно принимать свои учредительные акты (конституции, уставы), определяющие правовой
статус субъекта РФ. Источником учредительной власти является народ. Учредительные акты регионов обладают высшей юридической силой по отношению к иным правовым актам соответствующих субъектов РФ, их утверждения со стороны федеральных органов не требуется. Конституции, уставы, законы, акты органов государственной власти субъектов РФ должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству;
3) собственная компетенция и региональная система законодательства. Субъекты РФ осуществляют правовое регулирование посредством принятия конституций, уставов, законов, иных актов в пределах своих полномочий в сфере совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ), собственных остаточных полномочий (ст. 73 Конституции РФ), полномочий, делегированных им, их органам федеральными органами государственной власти;
5) субъекты РФ обладают собственной территорией, которая может быть изменена только с их согласия. Границы между субъектами РФ, как уже было указано, могут быть изменены с их взаимногосогласия. Такое изменение подлежит утверждению со стороны Совета Федерации ФедеральногоСобрания РФ. Однако изменение территории субъекта РФ возможно без его согласия при заключениимеждународного договора РФ с граничащим государством по территориальным вопросам, но собязательным проведением опроса населения соответствующего субъекта (субъектов) РФ ;
6) субъекты РФ не обладают правом выхода из состава Российской Федерации (сецессии), не обладают суверенитетом, но имеют ограниченную международную правосубъектность, объем которойопределяется Конституцией РФ, Федеральным законом от 4 января 1999 г. «О координациимеждународных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», иными актамифедерального законодательства. Они не имеют права заключать международные договоры, но могут заключать соглашения, как правило, внешнеэкономического характера. С согласия МИД РФ могутоткрывать свои представительства за рубежом, которые не могут иметь статус консульских и посольскихучреждений;
7) субъекты РФ согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ (гл. 1Конституции РФ) и общими принципами организации представительных и исполнительных органовгосударственной власти, которые определены Федеральным законом от 6 октября 1999 г;
8) субъекты РФ обладают экономической самостоятельностью. Экономическую основу деятельности субъекта РФ составляют находящиеся в его собственности имущество, средства бюджета субъекта РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, а также имущественные права субъекта РФ. Собственность субъекта РФ признается и защищается РФ наравне с иными формами собственности;
9) субъекты РФ участвуют в решении общегосударственных вопросов, что выражается в направлении каждым субъектом РФ двух представителей в состав Совета Федерации, вхождении глав субъектов РФ в состав Государственного Совета РФ, учреждении субъектами РФ постоянных представительств при Правительстве РФ, участии субъектов РФ в федеральном законодательном процессе (законодательная инициатива, отзывы на федеральные законы в сфере совместного ведения и др.).
Основными обязанностями субъектов РФ является соблюдение Конституции РФ и законов, нахождение в составе РФ. Следовательно, ответственность субъектов РФ наступает в случае неисполнения ими федерального законодательства. Ответственность субъектов во многом определена в Федеральном законе от 6 октября 1999 г.; меры такой ответственности в отношении региональных органов существенно усилены (отрешение Президентом РФ глав субъектов РФ, роспуск регионального парламента).
Таким образом, рассмотрев основные подходы к сущности и элементам конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, следует резюмировать, что развитие статусов субъектов продолжается и налицо тенденция к установлению однопорядковости их статуса, что должно способствовать укреплению целостности России при сохранении преимуществ федеративного устройства.
Конституционно-правовой статус субъектов РФ
Лекция № 8
Судебная система
Судебная власть – ветвь государственной власти в России, основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
Правосудие – деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства дел, правовых вопросов и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.
Основная нормативно-правовая база: Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Принципы осуществления судебной власти заложены в гл. 7 Конституции:
3. независимость, несменяемость и неприкосновенность судей;
4. равенство всех перед законом и судом;
5. состязательность и равноправие сторон во время судопроизводства;
6. участия граждан в отправлении правосудия;
Судебную систему составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
К федеральным судам относятся: 1. Конституционный Суд РФ, 2. Верховный Суд РФ, Верховные (у нас областной) Суды субъектов РФ, районные, военные и специализированные суды, 3. Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
К судам субъектов РФ относятся Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.
Субъекты РФ – территориальные единицы, находящиеся в составе РФ и обладающие определённой государственной самостоятельностью. Они не наделены государственным суверенитетом и не имеют права на односторонний выход из состава РФ (право сецессии).
В составе РФ находятся субъекты 5 видов: республики, автономная области, автономные округа, города федерального значения, края, области.
Перечень субъектов РФ дан в ст. 65 Конституции РФ, но только республики характеризуются в качестве государств (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), остальные субъекты РФ оцениваются как государственно-территориальные образования.
Государственная самостоятельность субъектов РФ основывается на принципах:
1. равноправия субъектов;
2. государственной целостности РФ;
3. единства системы государственной власти;
4. разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
5. равноправия и самоопределения народов в РФ;
6. верховенства Конституции и законов на всей территории РФ;
Признаки государственной самостоятельности субъектов РФ:
1. Невозможность изменения статуса субъекта РФ без его согласия (ч. 5 ст. 66 Конституции РФ);
2. самостоятельное принятие субъектами РФ собственных учредительных актов и обычных законов;
3. субъекты РФ самостоятельно устанавливают и изменяют собственное наименование;
4. субъекты РФ обладают собственной территорией (однако не включает внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство – ч. 1 ст. 67 Конституции РФ);
5. субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью (осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федеративных государств и т.д.);
6. согласно ч. 1 ст. 77 Конституции РФ субъекты РФ самостоятельно устанавливают систему своих органов государственной власти в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
7. субъекты РФ обладают экономической самостоятельностью, основу которой составляют имущество, средства бюджета и внебюджетных фондов, имущественные права субъекта.
В чем выражается политическая самостоятельность субъекта федерации
Конституционное право РФ
Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина
«Конституционное право» — термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д. Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.
1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права
Основные, определяющие критерии любой отрасли права — самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:
1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.
Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права — статус Президента РФ, палат Федерального Собрания — Парламента РФ, законодательный процесс и др.
Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.
Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.
Таким образом, конституционное право России — ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.
Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право — гражданский процесс, уголовное право — уголовный процесс, административное право — административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.
Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства — с другой.
В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).
1. Общие положения, куда входят следующие институты:
— Конституция РФ и ее свойства;
— основы конституционного строя России;
— основы конституционно-правового статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).
2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:
— парламентское право РФ;
— избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;
— институт главы государства;
— институт Правительства РФ;
— конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;
— территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).
Каждая составная часть системы конституционного права — это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.
В чем выражается политическая самостоятельность субъекта федерации
Конституция провозглашает Россию федеративным государством (см. фотографию).
1. Как Вы думаете: а) что такое Федерация? б) с какой целью субъектам Федерации предоставляется относительная самостоятельность в решении внутренних вопросов субъекта?
2. Какие ещё основы конституционного строя, закреплённые в Конституции РФ, Вы знаете? (Назовите две характеристики.)
1. Ответ на первый вопрос:
— форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими определённой политической самостоятельностью в рамках федерации;
— с целью наибольшей реализации прав народов, проживающих на территории субъекта федерации.
2. Ответ на второй вопрос:
правовое государство, демократическое государство, светское государство.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Ответ на первый вопрос | 2 |
Указано, что такое Федерация и объяснена цель предоставления самостоятельности субъектам федерации | 2 |
Указано только то, что такое Федерация / только объяснена цель предоставления самостоятельности субъектам федерации | 1 |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | 0 |
2. Ответ на второй вопрос | 1 |
Правильно названы две характеристики | 1 |
Правильно названа только одна характеристика. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
|