В чем выражается политика протекционизма
Что такое Протекционизм
Протекционизм — это политика правительства, которая ограничивает международную торговлю посредством импортных квот, тарифов или других ограничений, препятствующих импорту. Обычно эта политика применяется с целью защиты отечественной промышленности и увеличения экономической активности внутри страны.
Импорт — это товары или услуги, привезённые на продажу из других стран.
Политика протекционизма направлена на поддержание национальных производителей в конкуренции с зарубежными компаниями посредством ограничений импорта.
Целый ряд стран следуют политике протекционизма, однако многие экономисты согласны во мнении, что мировая экономика только выиграет, если эти ограничения будут отменены (как это бывает при свободной торговле — фритредерстве).
Основные методы протекционизма
К мерам государственного протекционизма относятся: таможенные пошлины, квоты на импорт, стандарты и качество продукции, государственные субсидии.
Таможенные пошлины
Это один из главных инструментов протекционистской политики государства. В основном все формы таможенных пошлин взимаются со страны, которая импортирует. Такие пошлины (импортные или ввозные пошлины) повышают стоимость импорта, а значит и стоимость товара для конечного потребителя.
Квоты на импорт (импортная квота)
Это нетарифные количественные барьеры, которые устанавливаются в течение установленного периода на импорт определённых товаров. Самым строгим типом является эмбарго (ввоз или вывоз установленных товаров абсолютно запрещён).
Стандарты и качество продукции
В других странах могут быть более высокие или же, наоборот низкие нормативные стандарты в области приготовления пищи, производства исходного материала и др.
Это может привести к блокировке импорта определённого товара и, следовательно, увеличению объёма производства этой продукции внутри страны.
Государственные субсидии
Существуют прямые и косвенные. Прямые субсидии — это денежные выплаты предприятиям. Косвенные субсидии — сбережения (например: предприятия получают беспроцентные ссуды, налоговые льготы).
Страны, стремясь улучшить свой торговый баланс, могут предложить своим предприятиям субсидии на экспорт. Увеличивая свой экспорт, страны стимулируют отечественный бизнес к глобальному расширению.
Формы протекционизма
В экономике можно выделить следующие формы протекционизма:
Примеры протекционизма
Более высокие тарифы ЕС на обработанные пищевые продукты
В 2008 г. средний тариф ЕС на пищевые продукты первичной переработки был 9,9%, а на обработанные он был почти вдвое выше — 19,4%. Таким образом, лишь обрабатывая сырьё вне страны назначения, импортёры увеличивают стоимость продукции.
Тарифы США на импорт шин из Китая
В 2009 году США ввели пошлины на импорт китайских шин в размере 35%, и это решение было поддержано Всемирной торговой организацией.
«Банановая война»
На протяжении многих лет шла так называемая «Банановая война» между экспортёрами и импортёрами бананов (и других тропических фруктов). Такие страны, как Эквадор и Гондурас вели переговоры с представителями ЕС о снижении тарифов на импорт этих тропических фруктов.
На протяжении многих лет экспортёры платили очень высокие тарифы — 176 евро за тонну бананов. В 2012 году у них получилось прийти к соглашению и эти тарифы понизились.
Протекционизм и фритредерство
Фритредерство — это политика свободной торговли без вмешательства государства в экономику. Эта концепция противоположна протекционизму.
Соглашение о свободной торговле
Некоторые страны заключают между собой соглашения о свободной торговле. Соглашение о свободной торговле — это договор по снижению барьеров для импорта и экспорта, заключённый между двумя или более странами.
Существует свободное обращение товаров и услуг через международные границы с небольшими государственными тарифами, квотами, субсидиями или вообще без них.
Протекционизм и меркантилизм
Протекционизм — это только внутренняя политика защиты производителя. Меркантилизм же действует и на внутреннем рынке (протекционизм, ограничивает импорт), и на внешнем (увеличивает экспорт).
Меркантилизм — это экономическая система торговли, при которой государство пытается разбогатеть, увеличивая свой экспорт и ограничивая импорт. Эта система была распространена с 16 по 18 век и была основана на идее, что мировое богатство статично, поэтому страны пытались получить максимальную долю этого богатства.
Протекционизм: плюсы и минусы
Плюсы:
Минусы:
Протекционизм
Протекциони́зм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.
В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли — фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времён Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.
Содержание
Основные виды протекционизма
История протекционизма
Взгляды сторонников протекционизма и аргументы в его защиту
Критика протекционизма
Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX — начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.
Цитаты
Если же Англия лет 50 фритредерствует в наше время, то нельзя забыть, что лет 200 в ней действовал усиленный протекционизм, начало которому положено навигационным актом (1651), что она и поныне превосходит другие страны промышленно-торговым развитием, выросшим на почве протекционизма.
Начинатели всяких промышленных дел получают первые свои товары дороже, чем могут их продавать предприятия, уже укрепившиеся, приобретшие опыт и погасившие начальные затраты. Подобные окрепшие предприятия, владея капиталом и кредитом, легко прекращают начинания соперничества, возрождающегося в иных странах, сбавляя цены или даже продавая товары временно в убыток. Множество общеизвестных данных об этом свидетельствует.
Контроль импорта используется в различных формах для поддержания внутреннего производства государства. Обобщенно подобные меры называют протекционизмом (от английского «защита», «попечительство»). Среди разнообразных элементов подобной политики следует отметить повышение пошлин на ввоз иностранных товаров и поддержку местного производителя. Крайней формой протекционизма является полный запрет на ввоз определенных категорий товаров.
Протекционизм в экономике: понятие, суть политики
В современных экономических учебниках и научных публикациях протекционизм определяют как особую политику государства в сфере экономики, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Что такое протекционизм? В определении понятия указывается, что это особый комплекс действий во внутренней политике, целью которого является защита интересов государства, национальных производителей, охрана развивающихся отраслей национальной экономики от конкуренции со стороны иностранных государств. Более подробно рассмотреть суть понятия можно на конкретных примерах.
Протекционизм в экономике — это (простыми словами объяснить экономическую теорию довольно легко) отношения, в которые вступает государственный сектор с внутренними хозяйственными субъектами с одной стороны, внешними агентами для защиты долговременных экономических интересов государства — с другой. Целью экономической политики является формирование и поддержание условий для успешности национального производства, обеспечения независимости экономического развития, сохранения положения государства в мировой экономической системе.
В экономической теории политика протекционизма противопоставляется фритредерству — доктрине свободной торговли, которая предполагает открытые и свободные рыночные отношения между странами, снижение таможенных пошлин и невмешательство государства в частное предпринимательство. Сторонники протекционизма критикуют фритредерство с позиций улучшения демографических показателей и занятости населения, значительного роста национального производства, а оппоненты такой политики указывают на недостаточную свободу предпринимательства и нарушение защиты прав потребителей.
Политика протекционизма: конкретные действия государства
Для достижения основных целей политики в экономической сфере используется комплекс ограничительных мер. Обычно вводятся таможенные пошлины на ввозимые товары, торговое эмбарго (наложение запрета на ввоз другими странами товаров и услуг на территорию определенного государства) и импортные квоты, добровольное ограничение экспорта. Отдельный шагом является система обязательной сертификации товаров и услуг, административные барьеры (таможенные процедуры, длительные согласования и бюрократические запреты).
Для поддержки национального производителя вводятся субсидии для местных производителей, занимающихся экспортом товаров и выпускающих товары на внутренний рынок, компенсируется ряд расходов, вводится льготное кредитование и налогообложение, выпускаются гранты для поддержки определенных отраслей хозяйствования. Протекционизм в мировой экономике до недавнего времени предусматривал дискриминацию иностранных работников и инвесторов. В настоящее время чаще используются методы, которые в большинстве своем не вызовут порицания мировой общественности.
Все плавания коммерческого, пассажирского или торгового судна государства, придерживающегося политики протекционизма, осуществляются только судами под национальным флагом. При проведении коммерческих тендеров преимущество предоставляется местным товарам и услугам, государство делает закупки только у отечественных производителей. Распространенным методом протекционизма, который хорошо знаком обычным потребителям, является проведение патриотических кампаний в форме «Поддержи отечественного производителя!» или «Покупай только отечественное!».
В широком смысле слова протекционизм в экономике — это защита и поддержка науки, национального фондового рынка, финансовой системы. Специфические мероприятия государства при выборе такого пути развития направлены на усиление конкурентных возможностей отечественных предпринимателей, создание благоприятных условий для накопления отечественного капитала, предотвращение существующей или скрытой угрозы национальным экономическим интересам с внешней стороны и так далее.
Краткая история
Протекционизм силами Адама Смита на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков стали называть меркантилизмом, хотя историк П. Байрох уточнял, что с конца девятнадцатого века меркантилизм стали называть протекционизмом. Меркантилизм — это комплекс теорий, которыми обосновывалась необходимость вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов. В основном методы политики меркантилизма реализовались в форме протекционизма.
Термин ввел французский экономист А. Монкретьен, а широко начал использовать Адам Смит. Точно определить год основания школы протекционизма в экономике не представляется возможным. Смит активно критиковал опыт меркантилистов, которые отстаивали интересны крупнейших торгово-монополистических институтов, в частности Ост-Индской компании. Возникновение протекционизма связывают с Великобританией, позднее к подобным методам пришли во Франции, Италии и других государствах.
В восемнадцатом веке протекционизм в экономике — это признанная ведущими государствами Европы доктрина. В девятнадцатом веке на смену ей пришла доктрина свободной торговли. «Пионером» движения в этот раз снова была Великобритания. Но и тогда было множество представителей протекционизма (сторонников): Ф. Лист, А. Гамильтон, Ш. Дюпен, А. Мюллер, Г. Кэри и другие. В России крупнейшими сторонниками экономической политики были министры финансов в правительствах Александра III и Николая I, а также Дмитрий Менделеев.
В континентальной Европе повальный переход к политике протекционизма в экономике произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880 годов. Кризис закончился, а после этого во всех странах, проводивших политику протекционизма, начался активный рост. В США особенно активным протекционизм был между Гражданской (1865 год) и Второй мировой войнами (1945 год). В скрытой форме следовать данным методам в Европе и США продолжали вплоть до шестидесятых годов.
Ожидаемый положительный эффект протекционизма
По мнению множества исследователей, как теоретиков, так и практиков, протекционизм в экономике — это стратегия, которая ведет к устойчивому экономическому росту и развитию. В то же время свободная торговля способствует разрушению промышленности государства, обнищанию населения и экономическому упадку. Особенно явный негативный эффект ожидается, если фритредерство вводится в стране с недостаточно сильной национальной экономикой и промышленным комплексом. Так, чем больше страна отстает от ведущих, чем больше географических и климатических недостатков имеет, тем выше должны быть протекционистские барьеры для свободного развития национальной промышленности.
Ограничительные меры вводятся со следующими целями: защита от демпинга, обеспечение экономической и национальной безопасности, поддержка начинающих отраслей или новых товаров, сохранение отраслей промышленности, которые связаны с военно-промышленным комплексом, самообеспеченность страны, диверсификация производственного комплекса, увеличение занятости, сокращение внешнего дефицита, пополнение государственного бюджета за счет таможенных пошлин, обеспечение безопасности граждан за счет продажи товаров, производство которых контролируется государственными органами, увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг, восполнение расходов местного бюджета в связи с увеличившейся прибылью местных производителей.
Традиционные и современные виды протекционизма
Протекционизм в экономике — это верный путь к охране развивающихся отраслей национальной промышленности (характерно для ранних стадий капитализма) и эффективная защита наиболее развитых промышленных отраслей, завоевание внешних рынков различными путями (современный протекционизм).
Вообще, выделяют несколько форм протекционизма: скрытый (с помощью применения нетаможенных методов), коллективный (взаимная защита от нескольких стран), отраслевой (защита определенной отрасли) и селективный, то есть защита против конкретного государства. Хорошим примером последнего является игнорирование английских товаров в ходе национально-освободительной борьбы народов Индии.
К современным методам протекционизма причисляют зеленый (использование экологических норм) и местный (активная защита отечественного производителя). Однако местный протекционизм широко применялся еще в Российской Империи, так что ультрасовременным метод назвать сложно.
Стратегия введения протекционизма
Школа протекционизма в экономике доказывает конкретными примерами, что эта политика приносит положительный эффект. Наибольшая эффективность такой политики в экономике государства достигается при соблюдении следующих требований: сплошное обложение пошлинами всех импортных товаров; отказ от таможенного обложения импортных товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно в данном регионе; повышение пошлин и субсидий, единообразие применения импортных и экспортных пошлин по отношению ко всем субъектам хозяйствования.
Протекционизм в России: конкретные примеры из истории
Об импортозамещении и протекционизме в экономике России органы государственной власти впервые задумались еще в 1822 году, после сильнейшего финансового и экономического кризиса начала девятнадцатого века. В дальнейшем предпочтения государственных деятелей несколько раз кардинально менялись в ответ на усиление глобализационных процессов в международной торговле. При этом крайних форм ни протекционизм, ни политика активной свободной торговли в отечественной истории никогда не принимали.
Фридрих Лист стал очевидцем кризисных событий в России тех времен. По его свидетельствам, в 1821 году в национальной экономике наблюдался полный упадок, сельское хозяйство практически отсутствовало, фабрики объявляли себя банкротами, а промышленность простаивала. Такая ситуация привела к разочарованию царского правительства в политике либерализма в торговле между странами. В 1822 году был введен запрет на импорт около 1200 наименований продукции, а также полный запрет ввоза любых металлических изделий, некоторых тканей, сахара.
Политика протекционизма в России сохранялась в 1822-1856 годах. За этот период удалось полностью восстановить и вывести на современные для тех лет позиции текстильную и сахарную отрасли, машиностроение. Производство тканей выросло в тридцать раз, продукции машиностроения стало выпускаться в тридцать три раза больше, а количество заводов возросло с семи до девяноста девяти. В 1830-1860 годах произошел настоящий промышленный переворот, который похож на английскую техническую революцию второй половины восемнадцатого века.
Некоторые историки считают, что основным фактором, оказавшим воздействие на настолько стремительную индустриализацию, стал именно протекционизм в экономике Российской Империи того периода. Это привело к полнейшему изменению пути развития России. Страна не стала колонией в какой-либо форме (как многие государства Азии, Латинской Америки и Африки), а начала процесс независимого развития.
Применение методов протекционизма в западных странах
Европейские государства перешли к защите внутренних экономик после окончания Великой депрессии, которая пришлась на 1929-1930 годы. В Западной Европе уровень пошлин вырос с 25 % до 40 %, в США — с 37 % до 55 %. Однако это уже не смогло остановить активное падение производства. Быстрый подъем произошел на новом этапе протекционизма в истории западных государств. Экономика США после окончания мировой войны была вне конкуренции, а вот европейским государствам, с разрушенным в ходе военных действий промышленным комплексом, пришлось принимать более жесткие меры.
Показательно, что одновременно с периодом протекционизма в указанных государствах наблюдалось активное улучшение благосостояния, рост промышленности, ВВП. В США в 1940-1969 годах отмечался очень активный рост ВВП (в 3,7 раза). В ФРГ в 1948-1955 годах рост производства составил 600 %, а ежегодный прирост дохода — 12 %. В целом по Западной Европе темпы роста внутреннего валового продукта составляли 8 % для 1950-1970 годов. К шестидесятым безработица снизилась до 1,5 %, а в ФРГ — до 0,8 %. Исключительная роль политики протекционизма в активном росте и улучшении экономики государств Западной Европы признана ведущими экономистами.
Несколько аргументов в защиту протекционизма
Что такое протекционизм? В определении этого экономического термина в учебниках для вузов часто указывается, что ожидаемый положительный эффект достигается при введении полного комплекса мер. Политика защиты национальных интересов в экономике нашла множество сторонников и критиков. Несостоятельность аргументов против протекционизма заключается в следующем:
Критика протекционизма: что не нравится в этой модели
Протекционизм — концепция государственного участия в экономике — имеет достаточно противников, которые придерживаются мнения, что фритредерство гораздо полезнее для экономики и развития страны в целом. Важными моментами в спорах против протекционизма являются угроза монополизации и повышение стоимости импортных товаров, от чего могут страдать потребители. Довольно большое число западных экономистов считают, что подобная политика в экономической сфере негативно влияет на благосостояние и экономический рост, а свобода торговли оказывает положительный эффект.
Политика протекционизма
Если более развернуто, то протекционизм является видом регулятивно-ограничительной политики на государственном уровне, которая направлена на защиту внутреннего рынка от внешней конкуренции посредством системы определенных ограничений и действий.
Как следствие, политика протекционизма, с одной стороны, способствует развитию внутреннего производства и защите отечественных производителей, а с другой, может привести к стагнации экономики, укреплению монополий и снижению конкурентоспособности отечественной продукции.
Кроме того, стимулы для технического прогресса в отраслях, защищенных от иностранной конкуренции, ослабляются, возрастает объем незаконного ввоза товаров из-за рубежа. Ответные меры, принимаемые странами-торговыми партнерами, могут нанести ущерб национальной экономике, превысив преимущества мер таможенной защиты.
Исторические цели и задачи протекционизма
Исторически сложилось два противоположных типа: открытая свободная международная торговля и протекционизм. На этапе становления процесса глобализации основной особенностью функционирования внешней торговли являлся рост международных и национальных организаций.
Главной идеей открытой экономики было отсутствие запретов на иностранные товары и капитал в экономической сфере страны. Одним из центральных критериев открытой экономики является влияние экономической целесообразности, благоприятного инвестиционного климата страны, стимулирующего приток капитальных вложений. Политика свободной торговли подразумевает разумный доступ на внутренний рынок для притока информации, иностранного капитала, товаров, рабочей силы и т.д.
Протекционизм защищает экономику от преднамеренных (экономический саботаж) и непреднамеренных (циклические экономические кризисы и т.д.) негативных воздействий на него. Защитная функция протекционизма существует независимо от специфики внешнеэкономических взаимоотношений с отдельными странами.
Формы и методы протекционизма
В экономической науке протекционизм стал пониматься как государственная политика, основным назначением которой устанавливалась защита местных производителей от конкуренции на внешних рынках в связи с установлением различных ограничений на импорт, а именно:
Используя тарифные и нетарифные рестрикции для импорта, государства поощряют международные корпорации инвестировать в свою национальную экономику, включая ее в мировую экономику вместо того, чтобы расширять импорт товаров в страну.
В результате, созданные таким образом компании и организации начинают активно работать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Они вносят свой вклад в глобализацию не только в виде взаимных инвестиций, но и за счет увеличения общемирового товарооборота и денежной массы.
Современная политика протекционизма
В современном мире, в контексте мировой торговли, страны стоят перед выбором в степени открытости. Мировая экономика рассматривает свободную торговлю как фундаментальную, не имеющую недостатка в осуществлении, в отличие от протекционистских мер, которые присутствуют почти во всех государствах.
Для поддержания внутреннего производства все государства, участвующие в международной торговле, используют контроль за импортом в различных формах. В целом такие меры называются протекционизмом в международной торговле. Это явление принимает форму препятствий, придуманных национальными правительствами и направленных на регулирование товарных и финансовых потоков, участвующих в международной торговле. Среди различных инструментов защиты внутреннего рынка следует также упомянуть экономические и политические квоты, тарифы и субсидии. Все они использовались для стимулирования экспорта отечественных товаров и защиты секторов экономики страны от конкуренции со стороны импорта.
Даже в наиболее либеральных странах протекционизм применяется в той или иной степени. Например, применяются таможенные тарифы на импортируемую продукцию, применяются импортные квоты или субсидируется сельское хозяйство в различных формах.
Актуальные механизмы торговой политики протекционизма
Экономика в настоящее время полна неопределенностей. Она показывает множество преимуществ и недостатков обеих стратегий в международных отношениях. Протекционистская политика использовалась с момента образования национально-централизованных государств и показала свою эффективность. В настоящее время промышленно развитые страны, доминирующие в мировой экономике, активно используют протекционизм в своей внутренней экономической политике. Она отражает их национальные и государственные интересы. В случае развивающихся и слаборазвитых стран они упорно отрицают эффективность протекционизма и навязывают политику либерализма и открытости внешнему миру.
Национальная экономика и международные организации всех стран зависят главным образом от деятельности внешней торговли. Государство вынуждено установить определенные правила и условия внешнеторговой политики в соответствии с законодательным порядком.
Протекционисты экономического роста страны обвиняют модель свободной торговли в обратном протекционизме, который заключается в использовании налоговой политики для защиты иностранных производителей от внутренней конкуренции.
Отменяя тарифы на иностранные товары, правительство должно полностью полагаться на внутреннее налогообложение для обеспечения своих доходов, которые в значительной степени непропорционально покрываются внутренним производством.
Однако после приведенного выше анализа легко увидеть, что протекционизм устарел для одних стран мира, но все еще остается «сильным» инструментом для многих других.
Например, промышленность Китая активно поддерживается центральным правительством. На первый взгляд может показаться, что значительное преимущество в пользу Китая дает ему только преимущества, но это не так. Дело в том, что такое положение делает страну зависимой от внешней среды и спадов на международном рынке.
Сильным аргументом против свободной торговли являются развивающиеся отрасли промышленности. В настоящее время такие отрасли в экономике любого государства будут бороться с международной конкуренцией. Однако, если они инвестировали в отрасль, они могут получить сравнительное преимущество в будущем. Защита этих отраслей послужила бы стимулом для фирм инвестировать и самореализовываться.
Чтобы диверсифицировать экономику, многие развивающиеся страны полагаются на производство сырьевых товаров там, где они в настоящее время имеют сравнительные преимущества. Однако зависимость от сельскохозяйственной продукции имеет ряд недостатков, например, цены могут колебаться из-за факторов окружающей среды, а товары могут иметь низкую цену и низкую эластичность спроса по доходам.
Кроме того, свободная торговля не способна приносить доход правительству. Это связано с тем, что налоги на импорт могут быть использованы для сбора денег для правительства, но это будет лишь небольшая сумма. Правда, в долгосрочной перспективе это может привести к ответным мерам.
Наконец, культурная идентичность, которая на самом деле является не экономическим аргументом, а политическим. Многие страны хотят защитить свои страны от того, что они считают американизацией или коммерциализацией своих стран.
Опять же существует необходимость в защите от демпинга. Как пример этого, ЕС продал большую часть своих излишков продовольствия по очень низким ценам на мировой рынок. Это создало проблемы для мировых фермеров, потому что они увидели большое падение своих рыночных цен.
Регулирующая функция государства в торговой политике современной России
Проводимая Россией политика ведения внешней торговли с параллельным использованием протекционистских мер в целом отражает основные элементы современной мировой практики: постепенную либерализацию торговли (вступление в ВТО и использование отдельных преференциальных соглашений) с всплесками протекционизма, особенно во времена экономических кризисов.
Эти различия во многом обусловлены структурой российской экономики, но у них есть, помимо прочего, исторические причины.
После распада СССР постсоветская Россия фактически отказалась от сохранения статуса промышленно развитой страны. При проведении рыночных реформ начала 1990-х годов открытие внутреннего рынка происходило без достаточного учета адекватного решения проблем развития тех экономических секторов, которые поставляли продукцию для перерабатывающих производств. Также при этом не были учтены интересы сельского хозяйства.
Нынешние снижающиеся показатели роста российской экономики свидетельствуют о необходимости радикальной перестройки системы государственного регулирования и изменения экономической политики. Эти амбициозные планы могут быть реализованы, если правильно и точечно использовать элементы протекционизма – существенного механизма стимулирования и развития для отечественной экономики.
В России необходимо применять весь возможный набор протекционистских инструментов (в рамках международных обязательств), поскольку они сейчас становятся важным условием поддержки конкурентоспособности отечественных производителей. В силу сложившихся обстоятельств Россия постепенно осваивает эти инструменты. Кроме того, такому подходу способствуют западные санкции и ответные контрсанкции.
Учитывая вышеизложенное, можно предположить, что наиболее важными областями протекционизма для России сейчас должны стать: возрастающая роль нетарифных ограничений и избирательный характер протекционистских мер (отечественное производство не защищено в целом, только в некоторых отраслях).
Протекционистские меры все чаще вводятся в рамках структурной политики, направленной на адаптацию национальных производителей к происходящим изменениям в мировой экономике.
Для многих развитых стран и подавляющего большинства развивающихся стран мира традиционные тарифные и нетарифные методы защиты отечественных производителей остаются основным средством обеспечения их конкурентоспособности. В будущем наиболее важной областью конфликта между развитыми и развивающимися странами в регулировании мировой торговли станет процедура сохранения или пересмотра статуса «развивающейся страны» в рамках ВТО.
Роль и значение протекционизма в нынешних экономических условиях остаются значительными. Главная причина этому в том, что такая политика государственной защиты позволяет национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к мировой экономике.