В чем выражается правосудие
Понятие и признаки правосудия
Правосудие – это особая форма государственной деятельности, осуществляемая только судом на основе закона указанное в законы процессуальной форме с применением мер государственного принуждения
Признаки:
1) Осуществление правосудия только судом. (правосудие осуществляется судами, учреждениями в соответствие с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. с изменениями)
В РФ запрещено создание чрезвычайных судом, даже на тех территориях, где введено чрезвычайное положение.
Деятельность иных органов по разрешению правовых конфликтов, направленных негосударственных третейских судов, правосудием не является.
Правосудие может осуществляться единолично судьей, либо судом в коллегиальном составе, например, тремя судьями. (судья + 2 арбитражных заседателя), но в любом случае дело должно быть рассмотрено с законным судебным составом.
Рассматриваемое положение об осуществлении правосудии только судом одновременно является признаком правосудия, как вида государственной деятельности и принципом деятельности судов.
2) Осуществление правосудия способами, указанными в законе:
А) конституционное производство – осуществляется Конституционным судом РФ и Конституционными уставными судами в субъектах РФ в пределах своей компетенции, например, Конституционный суд РФ проверяет федеральные законы, нормативные акты президента РФ, правительства РФ и некоторые другие акты на их соответствие Конституции РФ, разрешает споры и разграничивает компетенциями между органами государственной власти и т.д.
Б) правосудие по уголовным делам
Осуществляется только судами общей юрисдикции в связи с совершением преступлений.
В) правосудие по гражданским делам
Осуществляется судами общей юрисдикции, арбитражными судами и дисциплинарным судебным присутствием.
Арбитражные суды рассматривают экономические споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дисциплинарное судебное присутствие рассматривает жалобы на решение квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение дисциплинарных проступков.
Все остальные категории гражданских дел рассматривают суды общей юрисдикции.
Г) Правосудие по административным делам
Осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, направленными при рассмотрении жалоб на действие или бездействие различных государственных организаций, должностных лиц и т.д.
3) Осуществление правосудия на основе закона (признак правосудия и принцип деятельности судов).
Для разрешения любого дела суд применяет нормы материального права, например, гражданского, уголовного, семейного, экологического, финансового и т.д.
При вынесении решений по гражданским делам суды могут применять различные законы, подзаконные акты, международные договоры РФ, иные договоры (брачные договоры), а в случае ПРОБЕЛА в правовом регулировании для разрешения дела может применяться АНАЛОГИЯ ПРАВА или АНАЛОГИЯ ЗАКОНА.
Приговоры по уголовным делам выносятся только на основании норм УК РФ, а применение аналогий для разрешения уголовных дел запрещено.
Конституционный суд РФ основывает свои решения на нормах конституции РФ и ФКЗ «О Конституционном суде РФ» от 21.07.1994 г. с изменениями.
4) Осуществление правосудия в процессуальной форме.
Деятельность судов по рассмотрению дел подробно регламентируется нормами процессуального законодательства, например, гражданский процесс кодексом РФ ГПК РФ; уголовно-процессуальный – кодексом РФ (УПК РФ); арбитражный процессуальный кодекс (АПК РФ).
Судейское правосознание – совокупность взглядов, идей, представлений, чувств судьи, в которых выражается его сознание, понимание и оценка права и всех правовых явлений.
5) В результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет к виновному государственное принуждение, предусмотренное законом.
По закону только суд имеет право применять государственное принуждение за совершенное преступление.
Назначение государственного принуждения заключается в оказании максимального воспитательного воздействия как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.
Признаки правосудия
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и основные признаки
Правосудие – это компетентная деятельность уполномоченных государственных органов (судов), заключающаяся в рассмотрении и разрешении гражданских, уголовных, административных, а также арбитражных дел, осуществляемая в специальном процессуальном порядке, предусмотренном законом.
Правосудие должно ассоциироваться у граждан со справедливостью, объективностью, обоснованностью.
Через признаки можно дать обстоятельное определение для такого понятия, как правосудие. Каждый признак отражает важную характеристику правосудия, отличающую ее от иных видов деятельности, в том числе правовой.
К основным признакам правосудия следует отнести:
Значение правосудия и его признаков
Правосудие касается принятия решений только по кардинальным вопросам в области реализации:
Именно за правосудием закреплена функция признания лица виновным в совершении преступления, а также назначения соответствующей меры наказания. Такое же право принадлежит правосудию при определении юридических последствий по гражданским спорам. Правосудие также основной способ разрешения споров в сфере экономической деятельности, между организациями и предпринимателями.
Существование качественного правосудия говорит об общем высоком уровне правосознания и правовой культуры в государстве.
Только стабильно работающая судебная система способна помочь гражданам и организациям в отстаивании ими своих прав и свобод. Судебная власть – это одна из трех ветвей власти, имеющей собственное принципиальное значение для любого гражданского общества.
Акт правосудия (решение по гражданскому делу или приговор по уголовному) обладает признаком общеобязательности. Это значит, что акт правосудия является обязательным для всех органов государственной власти, юридических и физических лиц и должны исполняться на всей территории страны после вступления его в законную силу.
Готовые работы на аналогичную тему
Неисполнение обязанным лицом судебного решения или производство действий по воспрепятствованию исполнению решения может повлечь применение санкций. К примеру, согласно статье 315 УК РФ По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Ст. 313 УК РФ подробнее злостное неисполнение государственным или иным служащим судебного решения или приговора, а также воспрепятствование его исполнению может повлечь наложение штрафа до двух лет или лишения свободы сроком до двух лет.
Правосудие не может быть признано правоохранительной деятельностью, так как отличается от деятельности правоохранительных органов, основная задача которых заключается в раскрытии, расследовании и пресечении преступлений. Задача суда – установить истину, разрешить спор между сторонами обвинения и защиты.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 25 09 2017
Виктория Вячеславовна Быстрова
Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОСУДИЯ.
Правосудие – это особая форма государственной деятельности, осуществляемая только судом на основе закона указанное в законы процессуальной форме с применением мер государственного принуждения
Признаки:
1) Осуществление правосудия только судом. Правосудие может осуществляться единолично судьей, либо судом в коллегиальном составе, например, тремя судьями.
2) Осуществление правосудия способами, указанными в законе:
3) Осуществление правосудия на основе закона (признак правосудия и принцип деятельности судов) Для разрешения любого дела суд применяет нормы материального права, например, гражданского, уголовного, семейного, экологического, финансового и т.д.
4) Осуществление правосудия в процессуальной форме.
5) В результате осуществления правосудия суд решает конкретное дело и при наличии оснований применяет к виновному государственное принуждение, предусмотренное законом.
По закону только суд имеет право применять государственное принуждение за совершенное преступление.
Назначение государственного принуждения заключается в оказании максимального воспитательного воздействия как на лиц, совершивших правонарушение и попавших в сферу судебной деятельности, так и на всех граждан.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ СУДОПРОИЗВОДСТВА.
Форма судопроизводства – это процесс, связанные с возниконовением,движение,разбирательством и решении судебных дел.
*Конст.судопроизводство – форма реализ. СудВласти, в процессе которой решаются юр.дела, предметом которых являются конст.споры.
*Гражд.судопроизводство – это форма реализ. СВ, в процессе которой решаются правовые конфликты.ю что возник. в гражд., семейн. и др. правоотнош.
*Угол.судопроизводство –это форма реализ. СВ, в процессе которой решаются и рассмат. Дела об угол.правонаруш.
*Админ.судопроизводство – это форма реализ. СВ, в процессе которой решаются юр.дела, что возник. в сфере управленческих правотнош. при наличии публичного интереса.
*Хоз.судопроизводство – это форма реализ. СВ, в процессе которой решаются правовые конфликты, что возникают в сферах хоз. правоотнош.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Принципы правосудия – это основ правовые положения, выражающие сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению уголов, граждан, админ дел, а также дел подсудных КС.
ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.
Суд.система— совокупность судов, построенная в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями.
В соответствии с Вр.положением ДНР судебную систему составляют:
ВС(Суд.палата по гражд делам, палата по уголов делам, Военный Трибунал на правах палаты, суд.палата по арбитраж судам).
Суды ОЮ( районные, городские, межрайонные) специализированные суды (военные и арбитраж).
Задачи на принципах верховенства права является защита от всяких посягательств: становленного К ДНР общ и гос устройства, системы хозяйства и всех и всех форм собственности; полит, труд, жилищ и др личных и имущ прав и интересов граждан; точное и неуклонное исполнение законов всеми предприятиями, учреждениями, организациями, долж.и лицами и гр-ми.
СТАТУС СУДЕЙ КАК НОСИТЕЛЕЙ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ. ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В СУДЬИ И СУДЬЯМ.
Статус судей – это правовое положение, установлзаконодат требования к лицам, желающим заниматься суд деят. Все кандидаты на должность судей должны иметь высшее юр.образование. Судья местного суда- не моложе 25, стаж в области права миним 3 года, владение гос.языком и проживание на территории не менее 10 лет. Судья ВС повышенный возрастной ценз и стаж работы. Судья спец судов имеет спец подготовку повопросов юрисдикции этих судов. Судья военных должны иметь офицерское звание, пребывать на службе и входить в численность вооруж.сил.
Требования, предъявляемые к судье
1. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.
В случае возникновения конфликта интересов судья, осуществляющий правосудие, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.
2. Судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, профсоюзным организациям, принимать участие в какой-либо политической деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью.
Правосудие
Правосу́дие (юстиция) — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть.
Содержание
Широкое и узкое понимание правосудия
Наиболее широкое понимание правосудия философско-феноменологическое, где осуществление правосудия представляют в виде исполняемого ритуала (акта, действа), направленного на приобретение законной силы случая применения права при разрешении каких-либо споров. Вынесенное решение само может приобрести силу закона, равную применённой правовой норме (судебный прецедент).
Однако, например, Конституция России [4] указывает, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (при этом, определения того, что такое «правосудие», она не содержит). Федеральный конституционный закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» [5] в части первой ст. 4 также подчёркивает:
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.
Поэтому в содержание понятия «правосудие» в законодательстве часто включается только судебная деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел. Это понимание правосудия в узком смысле.
Правосудие в России
Признаки
Система демократических принципов реализации правосудия
Принципы правосудия — общие руководящие начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
Проблемы российского правосудия
Правосудие в СССР
Российское правосудие возникло не на пустом месте. Его традиции и подходы коренятся в той самой системе, которая была создана советской властью. Но советское правосудие как таковое начиналось с чистого листа. Большевики полностью уничтожили судебную систему Российской империи вместе с ее кадрами.
Правосудие в первые годы советской власти
Основатель советского государства В.И.Ульянов-Ленин писал:
«Диктатура есть власть. не связанная никакими законами. »
Правосудие в сталинский период
Воспоминания очевидцев
Невинно осужденных я видел много: на пересыльном пункте во Владивостоке, в Магадане и других местах. Большинство этих несчастных считали себя обреченными. Против своей воли они были вынуждены подписать протоколы допросов, где говорилось об их несуществующих преступлениях, и клеветать на других невинных людей. Товарищи искренне и тяжело переживали эту трагедию. В разговорах между собой они не скрывали своей подавленности и откровенно рассказывали о своем вынужденном поведении на следствии. Почти все, кто ставил подпись под протоколами допроса, шли на это после того, как перенесли физические и нравственные муки и больше вынести не могли; многие из них после безрезультатно пытались отречься от своих показаний, которые давали в надежде, что все разъяснится, когда дело дойдет до суда. Какой суд их ждал, это я знал по своему опыту, а ведь большинство не дождалось и такого суда — их приговаривали заочно «особые суды», «тройки»… И все-таки эти несчастные продолжали писать заявления, годами не получая ответа, они хотели исправить против воли сделанное ими зло и верили, что партия коммунистов искоренит преступников, прикрывающихся ее именем, что народная, подлинно коммунистическая советская правда восторжествует.
Понятие правосудия и его признаки
Основное, главное содержание судебной власти составляет осуществление правосудия. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями:
Знатоки русского языка С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют «правосудие как деятельность судебных органов; справедливое решение дела, спора».
Понятие правосудия – понятие, прежде всего, правовое. Поэтому его определение и основные элементы должны опираться на соответствующие правовые нормы и институты.
Правосудие – одно из направлений государственной деятельности, именуемой правоохранительной, относится к числу важнейших полномочий судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место. Отправление правосудия проявляется в принятии решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и общественных институтов.
Правосудие осуществляется только судом (судьёй) и, следовательно, представляет собой вид государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть. Осуществление правосудия – исключительная компетенция суда. Только правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного лица виновным и назначении ему меры наказания.
Правосудию присущ особый процессуальный порядок, этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, с соблюдением особого порядка (процедуры), подробно регламентированного законом, устанавливающим процедуру деятельности суда по рассмотрению и разрешению конкретных дел, решения по которым вправе принимать только суд. Этот порядок обеспечивает права и охраняемые законом интересы тех, кого касается деятельность суда, кто участвует в данном судебном деле. Правосудие – правоприменительная деятельность, основанная на строгом соблюдении законов. Осуществляющие правосудие судьи независимы, они подчиняются Конституции РФ и законам. Правосудие в его подлинном смысле имеет место тогда, когда суд правильно выяснил все существенные для данного дела обстоятельства и безошибочно применил закон, приняв на этой основе справедливое решение. Если суд принимает решение, противоречащее закону (к примеру, осуждает невиновного в преступлении), то это не правосудие, а беззаконие, произвол.
Правосудие, с точки зрения правовой и нравственной, – основанная на законе справедливость. Разбирательство и разрешение дел в судебном заседании есть способ осуществления правосудия.
В соответствии со ст. 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» суды общей юрисдикции рассматривают:
Эта статья наиболее правильно определяет способы (пути) осуществления правосудия по гражданским и уголовным делам в настоящее время.
Правосудие осуществляется путём рассмотрения конкретных дел в судебных заседаниях и принятия судом соответствующих решений. Судебное заседание суд проводит под руководством профессионального судьи. В нём участвуют те граждане и организации, которые заинтересованы в исходе дела – стороны, пользующиеся равными процессуальными правами. В судебном заседании исследуются доказательства с целью установления истинных обстоятельств дела. Судебное заседание заканчивается принятием решения по гражданскому делу или приговора по уголовному делу. Эти решения суда принято называть актами правосудия. Акты правосудия – решения по конкретным делам, принятые судами в пределах их компетенции, обладают общеобязательной силой. Они (по терминологии процессуального законодательства) вступают в законную силу по истечении срока на обжалование (10 суток) или после подтверждения правильности вышестоящим судом.
Решение по гражданскому делу, приговор по уголовному делу с точки зрения их обязательности приравниваются к закону.
Исполнение приговоров по уголовным делам и решений по гражданским делам обеспечивается, в частности, возможностью применения мер государственного принуждения. Акты правосудия, в соответствии с законодательством, наделяются особыми свойствами, одно из них – общеобязательность для всех и на всей территории России, неисполнение их или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении тех, кто повинен в этом, вплоть до лишения свободы.
Традиционное понятие правосудия, основанное на нормах законодательства о судоустройстве, включало только деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако в настоящее время в связи с возрастанием роли судебной власти в регулировании общественных отношений возникает вопрос о сущности деятельности судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса об административных правонарушениях дела о некоторых правонарушениях этого рода подлежат рассмотрению судами (судьями). В специальной литературе по поводу природы деятельности суда, рассматривающего дела об административных правонарушениях, высказываются весьма противоположные взгляды.
Необходимо отметить, что круг дел об административных правонарушениях, подведомственных судьям, весьма узок, а процедура их рассмотрения судьёй упрощена. Поэтому вопрос об административном правосудии требовало соответствующего законодательного решения. При этом надо учитывать положение ст. 118 Конституции РФ, где говорится об административном судопроизводстве. В связи с этим с 15 сентября 2015 г. введён в действие Кодекс административного судопроизводства.
В соответствии со ст. 4 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и ст. 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды осуществляют правосудие путём разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесённых к их компетенции соответствующими законами. Арбитражные суды – судебные органы, которые входят в судебную систему РФ, они руководствуются Арбитражным процессуальным кодексом РФ, применяют материальное право, руководствуясь принципом законности, рассматривают арбитражные дела с участием сторон в судебных заседаниях; судебные акты этих судов обладают общеобязательной силой. Таким образом, деятельность арбитражных судов представляет собой осуществление правосудия и обладает всеми его признаками.
С учётом указанных отличительных признаков правосудие можно определить как осуществляемую судом правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и подведомственных судам административных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.
В связи с положениями ст. 118 ч. 2 Конституции РФ, где говорится об осуществлении судебной власти «посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства», возникает вопрос о наличии такого вида правосудия, как конституционное правосудие. Употребление этого понятия представляется правомерным, но с учётом того, что компетенция Конституционного Суда РФ и его акты по своему содержанию существенно отличаются от правоприменительных актов всех других судов.
Судопроизводство и правосудие – понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.
Качественное отличие содержания деятельности Конституционного Суда РФ от деятельности других судов, осуществляющих правосудие, состоит в том, что последние применяют законы к конкретным ситуациям, исходя из их конституционности, а Конституционный Суд РФ контролирует соответствие нормативных актов Конституции России или проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению при производстве по конкретному делу – ст. 125 Конституции РФ. Конституционный Суд РФ не может считаться вышестоящей судебной инстанцией, быть отнесённым к какомулибо звену судебной системы. Но полномочия его распространяются на сферу деятельности всех судов.