В чем выражается преемственность работы доу и школы вычлените неэффективное условие
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)
Мартынович Раиса Валентиновна
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)
Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС.
Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.
Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться». Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте.
«Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я пойму, дай попробовать — и я запомню». Информация, преподносимая педагогом, не должна восприниматься пассивно. Знания передаются дошкольникам не в готовом виде, а осваиваются ими в процессе совместной с воспитателем деятельности. Так развивается сотрудничество взрослого и ребенка, коммуникативные способности детей. У дошкольников формируют психологические качества, облегчающие овладение учебной деятельностью:
Работа по преемственности ведется по трем основным направлениям: работа с детьми, взаимодействие педагогов, сотрудничество с родителями.
1. Работа с детьми:
*экскурсии в школу с посещением спортивного зала, класса, библиотеки, столовой и т. д. ;
*знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
*проведение совместных спортивных мероприятий и праздников (праздник первого звонка, праздник букваря и др.);
*участие детей в адаптационных занятиях с учителями и специалистами начальной школы;
*подготовка совместных театральных представлений, выставок художественных работ.
2. Взаимодействие педагогов:
*посещение воспитателями уроков в первом классе и учителями — образовательной деятельности в ДОУ;
*анализ диагностики психологической готовности к школьному обучению выпускников ДОУ;
*анализ результатов адаптации первоклассников к школьному обучению;
*проведение совместных семинаров, мастер-классов, «круглых столов»;
*педагогические и психологические наблюдения.
3. Сотрудничество с родителями:
*дни открытых дверей в школе и в детском саду;
* встречи родителей с будущими учителями;
* консультации с педагогами ДОУ и школы;
*визуальные средства общения (стендовый материал, выставки и др.);
*совместные родительские собрания, дискуссионные клубы.
Если целенаправленно заниматься формированием преемственности, это поможет детям проявить волевые усилия, инициативность и уверенность в себе, креативность и положительное отношение к себе и своим товарищам при переходе в первый класс.
Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.
И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю. Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Поэтому основными задачами сотрудничества ДОУ и школы являются:
— создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (естественность перехода из детского сада в школу);
— улучшение подготовки к обучению в школе 5-6 летних детей;
— углубление интереса к жизни в школе;
— оказание помощи семье в новой ситуации, возникающей при подготовке к обучению в школе и при поступлении ребенка в школу.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами этих образовательных учреждений.
Консультация «Преемственность детского сада и школы» Исполнение ФГОС на завершающем этапе дошкольного образования Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного.
Преемственность детского сада и школы как условие повышения качества образования «Преемственность детского сада и школы как условие повышения качества образования» «Преемственность детского сада и школы как условие повышения.
Организация взаимодействия детского сада с родителями по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО Организация взаимодействия детского сада с родителями по физическому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО» Старший воспитатель Литвинова.
Педагогический пробег «Игровая деятельность — основа преемственности работы детского сада и школы» В настоящее время существует разнообразные формы работы с кадрами. Ведётся активный поиск новых, нетрадиционных форм работы. Педагогический.
Преемственность детского сада и школы Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно.
Презентация «Преемственность в работе детского сада и школы» Приглашаю посмотреть презентацию на тему преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы. Презентация состоит из.
Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического.
Консультация «Преемственность детского сада и школы в воспитании и обучении детей» Образовательное пространство города Тейково Ивановская область. «Преемственность детского сада и школы». МДОУ № 15 С заботой о детях. Дети.
Эссе «Преемственность детского сада и школы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Преемственность детского сада и школы Эссе.
Здоровьесберегающие технологии в системе работы детского сада по формированию психического здоровья (из опыта работы) Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала.
Преемственность ДОУ со школой
Ольга Белоусова
Преемственность ДОУ со школой
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее».
Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование. И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием.
Что же такое преемственность?
Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Стандартизация дошкольного образования заключается в
Особенности состояния дошкольного детства в России
Совместная деятельность воспитателя и детей
Игровые формы образования
Отсутствие жесткой регламентации
Универсальность и интеграция
Единство требований к выпускнику
Основополагающим принципом ФГТ является
Интеграция образовательных областей (например)
Здоровье – познание – коммуникация
Если провести сравнительный анализ ФГТ и ФГОС, то можно сделать следующие выводы.
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
2) Также можно заметить,что в образовательном процессе используются единые формы работы:
• совместная деятельность детей
• совместная деятельность взрослого и детей
3)Следующее: цели ФГОС являются как бы продолжением целей,поставленных ФГТ:
Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.
Предпосылки регулятивных УУД дошкольника
— действовать по образцу и заданному правилу
-видеть указанную ошибку и исправлять ее
-контролировать свою деятельность
— понимать оценку взрослого и сверстника
Предпосылки познавательных УУД дошкольника
— выделять параметры объекта
— устанавливать взаимо-однозначное соответствие
— выделять существенные признаки
— умение устанавливать аналоги
— осуществлять классификацию и сериацию
Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника
-умение использовать наглядные модели
Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника
— испытывать потребность в общении
— использовать вербальные и невербальные средства общения
— позитивно относиться к процессу сотрудничества
— ориентироваться на партнера
— умение слушать собеседника
Какие же предпосылки УУД у детей должны быть сформированы к школе. Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих
Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой: подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ.
Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы;
Физическое развитие и укрепление здоровья детей;
Развитие творческих способностей;
Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы;
Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.
Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.
Формы осуществления преемственности:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Важную роль в преемственности дошкольногои начального образования играет сотрудничество с родителями:
3.Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Интегративные качества ребёнка-дошкольника, которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.
Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;
любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…
овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
способный управлять своим поведением и планировать свои действия…
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками, будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы. Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.
Данные проводимого мониторинга адаптации показывают, что 7 чел высокий уровень адаптации к школе, у 2 средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.
Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников. ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается.
Преемственность детского сада и школы как условие повышения качества образования
Оксана Ходосевич
Преемственность детского сада и школы как условие повышения качества образования
«Преемственность детского сада и школы как условие повышения качества образования»
«Преемственность детского сада и школы как условие повышения качества образования»
ст. воспитатель МБДОУ детский сад № 29
Представляю Вам опыт работы по преемственности детского сада и школы как условие повышения качества образования.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса.
Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка.
Что же такое преемственность?
«Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, направленное на организацию единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Таким образом, цель преемственности – обеспечение
полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Задачи работы по обеспечению преемственности между дошкольной и начальной школьной ступенью следующие:
— укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе;
— развитие любознательности, способности самостоятельно решать творческие задачи;
— формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка (использование конструирования, сюжетно – ролевых игр, детского экспериментирования);
— развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Слайд 7.Ожидаемые результаты:
В результате своей работы мы хотели бы достичь:
• Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению.
• Положительной динамики освоения основной общеобразовательной программы каждым ребенком.
• Общей положительной динамики психического и физического здоровья детей.
• Мотивационной готовности детей к обучению в школе.
• Созданию системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.
Предполагаемым результатом совместной деятельности педагогического коллектива дошкольных групп, учителей начальных классов, родителей (законных представителей) должен стать портрет выпускника ДОУ (на слайде).
1. Физически развитый, овладевший основными культурно – гигиеническими навыками.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
4. Овладевший средствами общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
6. Имеющий представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
7. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками (показатели по 5 образовательным областям).
Организация работы по преемственности между детским садом и школойвключает в себя несколько этапов:
1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
2. Составление плана мероприятий совместной деятельности по обеспечению преемственности;
3. Реализация намеченного плана, т. е. организация и проведение запланированных мероприятий в течение всего учебного года.
Вся работа проводилась по трём основным направлениям:
2. Взаимодействие с педагогами.
3. Сотрудничество с родителями.
Нами был составлен план работы по преемственности со школой. Он представлен на слайде.
Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий). Формы работы представлены на слайде.
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• выставки рисунков и поделок;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;
• совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.
Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу.
Во время экскурсии в школе ребята посмотрели кабинет начальных классов, спортивный зал. Посещение библиотеки вызвало восторг от количества и разнообразия книг, библиотекарь Наумова Галина Викторовна, показала детям учебники по которым они будут учится, когда пойдут в 1 класс. А так же наши воспитанники с удовольствием посмотрели детские книги и журналы, которые можно читать в свободное время. Многие решили, что как только научатся читать, то обязательно запишутся в библиотеку.
Экскурсия в школьный музей.
Данные экскурсии вызывают у наших воспитанников восторг, удивление, радость и желание учиться в школе.
Участие в совместных мероприятиях: выставках поделок, викторинах, конкурсах рисунков и стихов, спортивных соревнованиях, праздниках.
Подобные встречи детского сада и школы,способствуют:
— снятию стресса у будущих первоклассников;
-сокращается адаптационный период ребенка в школе;
20 детей-будущих первоклассников, посетили летний оздоровительный лагерь,цель которого была:
— развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).
Результатом такой работы стало появление у дошкольников интереса к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Методическая работа с педагогами – формы этой работы представлены на слайде. (рассматривались вопросы по ознакомлению с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы);
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
Традиционное посещение уроков в 1-х классах в адаптационный период и РОД в подготовительной группе детского сада для наблюдения за работой детей, их успехами, развитием, а также для профессионального обогащения педагогов.
Общие семинары позволяют познакомиться с инновационными технологиями, используемыми как в начальной школе, так и в детском саду.
Работа с родителями – представлена на слайде.
Работа с родителями будущих первоклассников в течение всего года была направлена на просвещение родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи;
• консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей;
Участие родителей в фотовыставке «Наши мамы и папы – школьники».
Как инновационную технологию реализации преемственности между ДОУ и начальной школой мы использовали технологию «Портфолио дошкольника».
Портфолио дошкольника – это, прежде всего,первый шаг в открытии ребенком своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий.
Это «копилка» личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Введение портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.
В результате проведенной работы по преемственности ДОУ и школы дети узнали: что такое школа? Зачем надо ходить в школу? Кто это – учитель? Что такое урок, перемена?
У дошкольников появился интерес к школьному обучению, мотивации на учёбу, сформировалось положительное отношение к школе, учителю.
Это подтверждает правильность выбранных направлений в решении преемственности между детским садом и школой. Они актуальны, помогают понять воспитателю и учителю друг друга, а нашим детям – войти в школьный мир безболезненно и спокойно.
Закончить свое выступление хочу совами В. А. Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»