В чем выражается принцип светскости российского государства статья

В чем выражается принцип светскости российского государства статья

Статья 4. Государство и религиозные объединения

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Источник

Социальное и светское государство

Социальное государство стремится обеспечить каждому своему гражданину достойный человека прожиточный минимум, при этом исходя из того, что каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована и потребности человека не могут быть удовлетворены надлежащим образом.

Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Средством государства, противостоящим социальному неравенству, является социальное обеспечение малоимущих, инвалидов, людей преклонного возраста и др.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Главной задачей социальной политики является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Светское государство означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности, а также запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной.

Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Источник

Богословское заключение и светское государство: правовые аспекты

В чем выражается принцип светскости российского государства статья. erofeev. В чем выражается принцип светскости российского государства статья фото. В чем выражается принцип светскости российского государства статья-erofeev. картинка В чем выражается принцип светскости российского государства статья. картинка erofeev.

Недавно Совет улемов Централизованной религиозной организации Духовное управление мусульман РФ (ДУМ РФ) опубликовал на своем сайте Богословское заключение № 5/19 о межконфессиональных браках. Примечательно, что сам документ был принят улемами (т.е. авторитетными знатоками теоретических и практических сторон ислама) еще 19 ноября 2019 г.

Совет улемов указал, что межконфессиональные браки – в частности, с представительницами «людей Писания» – на территории России недопустимы и возможны лишь в определенных – единичных – случаях по решению местного муфтия, который рассматривает и принимает во внимание все обстоятельства конкретной ситуации.

Отмечу, что «людьми Писания» мусульмане называют христиан и иудеев. При этом представляется несколько необычным, что «люди Писания» объявлены, по сути, частным случаем всех остальных – т.е. «язычников» (по терминологии мусульман). Коран ставит «людей Писания» в особое положение, отделяя их от «язычников». Люди, почитающие Божественные Писания – книги Таурат (Тора), Забур (Псалтирь) и Инджиль (Евангелие), – в классическом исламе пользуются покровительством мусульман. Однозначного запрета на браки мужчин-мусульман с христианками или иудейками не существует.

Если уважаемые российские улемы хотят сказать новое слово в исламе, исходя из понятной заботы о единоверцах, вряд ли кто-то будет против. Обращу внимание также на то, что в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству РФ.

В то же время Россия – светское государство (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Согласно п. 5 ст. 4 Закона о свободе совести в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства первые не выполняют функции органов государственной власти, других госорганов, госучреждений и органов местного самоуправления. В России признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (п. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ). То есть религиозные объединения в нашей стране не наделены правом регистрировать браки.

В связи с этим столь прямолинейное утверждение в Богословском заключении о недопустимости межконфессиональных браков требует, на мой взгляд, более подробного толкования. Именно с таким толкованием выступил 11 ноября имам г. Москвы Ильдар Аляутдинов: «Согласно принятому документу, на территории Российской Федерации мусульманин может вступить в брак только с мусульманкой, за исключением некоторых случаев, если местный муфтий посчитает такой брак возможным. Например, если женщине близок ислам, она уважает его каноны и не будет препятствовать мужу воспитывать детей в традициях ислама».

Отмечу, что Дамир Мухетдинов называет богословское заключение фетвой, то есть подчеркивает в большей степени не характер богословской рекомендации, а определяет данный документ как нормативный правовой источник исламского права. Разумеется, с этим разъяснением в светском обществе согласиться легче, поскольку первый зам. председателя ДУМ РФ прямо указал, что данное предписание относится к членам мусульманской общины и к религиозным бракам, заключаемым по законам ислама, и не подменяет собой светские браки, заключаемые в органах ЗАГС.

В связи с этим напомню положения п. Х.2 Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, касающиеся аналогичного вопроса: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». В данном случае речь идет о венчании, то есть церковном браке, являющемся таинством и внутренним установлением РПЦ. При этом Основы признают браки, заключенные в органах ЗАГС (в том числе с нехристианами), в качестве законных.

Источник

Противодействие терроризму и экстремизму

Омарова Марина Магомедовна,

кандидат философских наук

Принципы светского государства и их реализация.

Избрание нового Патриарха Русской православной церкви, ожидание усиления влияния РПЦ в государстве, обсуждение возможных ответных мер со стороны мусульманской уммы России и т.п. активизировали в обществе интерес к теме светских основ нашего государства, места в нем религии и религиозных организаций, целесообразных и допустимых пределов «огосударствления» религии и т.д. При этом мнения в обществе порой высказываются диаметрально противоположные.

В нашей стране государственно-конфессиональные отношения строятся на следующих принципах:

— светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов,

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям,

— равенство религиозных объединений перед законом,

— уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией,

— допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как результат, сегодня в стране и в Республике Дагестан, по признанию самих верующих, полностью обеспечивается право на свободу вероисповедания. В республике действует более 2200 религиозных объединений. Обучаются религии более 7 тыс. человек. Действуют исламские печатные и электронные СМИ. Беспрепятственно осуществляется хадж. Существуют все возможности для исполнения требований веры, ее пропаганды.

Следует подчеркнуть, что все эти возможности религиозные объединения реализуют в рамках законодательства о свободе совести и Конституции республики, которая, как и Конституция Российской Федерации, провозглашает светские принципы государственного устройства. Конституция РД предоставляет широкие возможности для сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных организаций, одновременно определяя и допустимые пределы взаимовлияния, не допускающие вмешательства в дела друг друга. Объективно идущие в республике процессы религиозного возрождения, роста влияния религиозных объединений на общество, на формирование его нравственных и духовных ценностей вовсе не равнозначны выполнению религиозными организациями каких-либо государственных функций или подмены деятельности органов местного самоуправления. Такого в республике не происходит.

Важно отметить, что сами религиозные объединения, в первую очередь, крупнейшие конфессии страны признают верность светских принципов взаимоотношений государства и религиозных объединений. Это отражено, например, в документах, выработанных Русской православной церковью и Советом муфтиев России, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы взаимоотношений конфессий с государством и обществом в целом.

Главное внимание в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», принятой Архиерейским собором (13-16 августа 2000 года), уделено строительству новой модели государственно-церковных отношений. В документе записано «во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления, …данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти» (раздел 3, п.11). В то же время, среди важнейших принципов отделения церкви от государства выделены:

— право и возможность оценивать государственную политику с духовных и нравственных позиций,

— невовлеченность в деятельность, противоречащую каноническим и внутренним установлениям церкви,

— печалование перед государственной властью о нуждах народа, правах и заботах отдельных граждан, особенно о нравственных проблемах,

— свобода в проповедовании нравственных заповедей и т.д.

В «Основах социальной программы российских мусульман», разработанных и обнародованных Советом муфтиев России, обращается внимание на то, что максимально полный учет интересов мусульман возможен только в рамках светского государства. В этом документе, в частности в разделах «Мусульмане и государство» и «Мусульмане в Российском государстве», создатели документа от имени исламских организаций делают важное предложение государственным органам решать все проблемы во взаимоотношениях друг с другом путем переговоров, компромисса с учетом баланса интересов различных социальных групп и религиозных организаций. В документе подчеркнуто, что ислам «устанавливает приоритет договора перед применением силы». При этом государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе, как средство обеспечения основных прав и свобод своих граждан.

Соблюдение норм законодательства своей страны, отмечается в программе, является для всех мусульман не только гражданским, но и религиозным долгом. Подчеркивается, что «…неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общих к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в исламе недопустимыми». В программе предлагается в случае несогласия в чем-то с правительством или местными властями выражать это несогласие исключительно в рамках действующего законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам.

Таким образом, концепции государственно-конфессиональных отношений, сформулированные в обоих вышеуказанных документах, строятся на основе принятия светского устройства современного многонационального государства, каковым является Российская Федерация.

К сожалению, несмотря на актуальность проблемы, в нашей стране до сих пор не существует утвержденной на самом высоком государственном уровне концепции государственно-конфессиональных отношений в РФ. Хотя вопрос о необходимости выработки единой, последовательной и скоординированной политики государства в сфере свободы совести вероисповедания, которая охватывала бы все уровни – от федерального до муниципального, ставился уже давно. В печатных СМИ в свое время широко обсуждались два альтернативных варианта подобной концепции, но ни один из них так и не был принят.

Светское законодательство России предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях. Во-первых, это исполнение государством, органами власти и управления обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий. Во-вторых, это осуществление разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.

Основными субъектами реализации данной политики в нашей стране являются следующие органы.

1.Высшие органы государственной власти, формирующие государственно-конфессиональную политику и обеспечивающие совершенствование ее нормативно-правовой базы.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ: в соответствии с конституцией определяет основные направления внутренней политики, в том числе государственной политики в сфере свободы совести; вносит в Государственную Думу законопроекты по вопросам свободы совести и религиозных объединений; издает указы и распоряжения, являющиеся составной частью законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет и уточняет положения государственно-конфессиональной политики.

Федеральное собрание Российской Федерации формирует и совершенствует законодательную базу в области свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях, предоставления налоговых и иных льгот религиозным организациям.

Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с религиозными объединениями.

В субъектах Российской Федерации соответствующие функции выполняют высшие органы власти. В Республике Дагестан это Президент РД, Народное Собрание РД и Правительство РД.

2. Органы надзора и контроля.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Надзор осуществляется в равной мере за соблюдением законности как религиозными объединениями, так и органами власти.

Министерство юстиции Российской Федерации ее территориальные органы в субъектах РФосуществляют государственную регистрацию религиозных организаций и контроль за соблюдением зарегистрированными организациями устава относительно целей и порядка деятельности.

Судебная власть осуществляет правосудие, рассматривает дела, связанные с нарушениями законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания как органами государственной власти, так и религиозными объединениями.

3. Органы власти, сотрудничающие с религиозными объединениями и оказывающие им помощь.

Различные формы взаимодействия с религиозными объединениями осуществляются органами власти разных уровней: главой государства и высшими органами законодательной и исполнительной власти, отдельными федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Для этой цели во многих властных структурах образованы специальные подразделения.

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации по своему статусу является консультативным органом, обеспечивающим взаимодействие Президента Российской Федерации с религиозными объединениями. В состав членов Совета входят представители религиозных организаций.

Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации образована в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности, касающихся передачи имущества религиозным организациям. Представители религиозных организаций приглашаются на заседания комиссии, но не являются ее членами. При данной Комиссии действует Совет по хаджу, занимающийся вопросами паломничества российских мусульман.

В субъектах Федерации существуют подразделения и должности по связям с религиозными объединениями в структуре администрации региона. В качестве таковых они независимы от федеральных органов власти, отличаются многообразием организационно-правовых форм.

В Республике Дагестан органом исполнительной власти, образованным в целях реализации государственной политики в отношении религии и религиозных организаций является Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий. При Президенте РД с июля 2006 года действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, в который вошли руководители и представители всех традиционных конфессий республики.

Потенциал религиозных организаций в деле сохранения в обществе духовности, высокой морали, веротерпимости, братских отношений между людьми различных национальностей, укреплении чувства патриотизма у верующих по отношению к своей Родине очень высок, это общепризнано. Тем важнее сегодня направить общие усилия государственных, муниципальных органов власти и религиозных организаций в единое, конструктивное русло, выработать такие формы сотрудничества, которые объединяли бы, а не противопоставляли духовенство и светскую интеллигенцию, верующих и общество в целом.

Нельзя, конечно, не учитывать, что отношение к некоторым понятиям и жизненным проблемам не может быть одинаковым у государства, опирающегося на Конституцию, и у религиозных организаций, опирающихся на религиозные учения. Если Конституция предусматривает плюрализм и приоритет прав человека, то религиозные организации имеют достаточно строгие идейные рамки, и то, что выходит за эти рамки, воспринимается ими как грех, которому верующий человек должен противостоять. Поэтому иногда возникают разногласия между представителями религиозных организаций и светского общества по тем или иным вопросам. В этих случаях необходимы поиски общего, которые не возможны без взаимодействия, конструктивного диалога. Огульная критика, высказывание претензий в подобных вопросах бесперспективны и бесполезны. Тем более, что экстремистские силы стараются использовать подобные противоречия для сталкивания сторон, дискредитации их в глазах друг друга, ослабления объединенных усилий против псевдорелигиозной идеологии. Роль религиозных лидеров, духовенства и богословов, сегодня состоит в немалой степени в том, чтобы сочетать реалии современной жизни с религиозным учением, сближать одно с другим, использовать возможности свободного развития в контакте с обществом и государством, с наукой и образованием.

Для нашей «молодежной» республики это особенно актуально. Дагестан издавна был известен как один из духовных центров Кавказа, а дагестанцы всегда проявляли большой интерес к знаниям, учености, были активны и предприимчивы. Именно воспитание всесторонне развитых, духовно богатых, образованных людей, способных решать сложные задачи, которые ставит перед ними современная реальность, должно стать той общей целью, ради которой необходимо объединить усилия духовенства, научной и творческой интеллигенции, всех заинтересованных сил дагестанского общества.

Это очень важное направление совместной работы. Именно здесь обществом утрачены многие позиции, отошли на второй план лучшие народные традиции, идет их подмена худшими образцами массовой культуры. Именно в этом направлении особенно ценны совместные усилия духовенства, интеллигенции, ветеранов и других общественных сил, поддержка их со стороны государственных и муниципальных органов.

И еще. Есть надежда, что с созданием в Махачкале Северо-Кавказского университетского центра исламской науки и образования (СКУЦИНО) у нас появится больше представителей духовенства грамотного, подготовленного к работе с образованной аудиторией, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, не просто специалистов по обрядам. Мы надеемся, что выпускники исламского университетского центра будут обращаться не только к формальной стороне ислама, а к его лучшим духовно-нравственным и культурным традициям. То, что центру оказывается большая моральная и материальная поддержка со стороны государства, говорит о большой заинтересованности в развитии качественного исламского образования. Все мы понимаем, насколько это актуально для нашей республики и надеемся, что новый исламский университетский центр оправдает наши надежды.

Источник

Российская Федерация – светское государство

Особенности светского государства

Российская федерация — светское государство. Таким государством признается такое, в котором государство и религия отделяются друг от друга.

Государство и органы государства отделены от церковных и религиозных объединений, не вмешиваются в их работу. В свою очередь последние не могут вторгаться в работу как государства, так и его органов.

Россия — светское государство, которое предполагает отсутствующую власть церкви над государственными органами. Для церкви в этом случае не допускается исполнение определенных функций государства, для государственных органов при этом отсутствует требование от государственных служащих обязательного вероисповедания. Страна и ее правление не признает юридическое значение церковных актов и правил религии в качестве правовых источников, которые обязательны для определенного человека. Также светское государство не должно заниматься финансированием расходов любых церковных организаций.

Россия как светское государство

Ст. 14 Конституции РФ признает нашу страну светским государством, поэтому данное положение можно считать определяющим в отношении государства к религии.

Если взять во внимание светскую природу нашей страны, то здесь религиозные объединения отделяются от государства. Это характеризуется тем, что, в первую очередь, никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной (государственной). Во-вторых, государство не имеет права возложить ни на одну религиозную организацию функции государства, вмешиваясь в их деятельность.

Таким образом, в основе отношений религии и государства в РФ лежит взаимное невмешательство.

Концепция светского государства получила развитие в прочих конституционных нормах, включая федеральные законы. Конституция РФ провозглашает равноправие и свободу разных вероисповеданий, религиозных направлений и конфессий (статьи 19 и 28). Федеральными законами дается гарантия свободы совести, невмешательства церквей, религиозных объединений в работу государства, местного самоуправления (и наоборот).

То, что РФ светское государство на практике не исключает возможности для предоставления льгот и оказания требуемой материальной помощи церквям и религиозным объединениям, включая цели обеспечения прав религиозных меньшинств. Тем не менее, законодательно должны быть даны гарантии равных прав для любых религиозных объединений в случае получения определенных льгот и материальной помощи.

Порядок и характер взаимоотношения религиозных объединений и государства с обществом определяет № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Статья 4 данного Закона конкретизирует конституционный принцип, который касается отделения религиозных организаций от государства. В нем определены отношения между государством и религиозными объединениями. Если придерживаться этого принципа, то РФ в качестве государства не должна:

Отделение любой религиозной организации от государства не должно повлечь за собой ограничения никаких прав участников этих организаций. Они могут в качестве граждан принимать участие вместе с другими в управлении делами страны, выборах, работе политических партий или движений и др.

При наличии просьб религиозных организаций определенные органы государственной власти в РФ имеют право на объявление религиозных праздников нерабочими (праздничными) днями на некоторых территориях. Так, в нашей стране такой нерабочий праздничный день признан 7 января (Рождество Христово).

Взаимоотношение между церковью и государством в РФ

Согласно статье 14 второй части Конституции РФ религиозные объединения имеют равенство перед законом. Данное положение необходимо рассматривать шире, чем его буквальное значение. Здесь предполагается равенство как отдельных объединений, так и религий в целом. Анализируя принцип равноправия невозможно избежать вопроса присутствия исторических и социальных условий развития религий в нашей стране. Православие является ведущей конфессией, что в России сложилось в ходе истории. Сегодня большая часть верующих людей в РФ – православные. Подобную особенность отмечает преамбула ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Преамбула отражает положение, что ФЗ был принят при условии действия РФ в качестве светского государства, где признается особое значение православия в истории страны, в ее становлении и развитии. Одновременно с этим необходимо уважение к другим христианским религиям, включая буддизм, ислам, иудаизм, поскольку они составляют неотъемлемый элемент исторического наследия народностей России.

В основе официальной позиции православной церкви, включая ее отдельных представителей, лежит то, что базовой составляющей отношений государства и церкви в светском государстве должна являться не концепция их противопоставления, а гармония и согласие.

С провозглашением отделения государства от церкви нельзя проводить политику конфессионального безразличия, где власть страны будет находиться в позиции атеизма. Концепция гармонии и согласия с государственной властью должна быть распространена на любую религию и конфессию, которые сотрудничают с ней ради интересов людей и соблюдают Конституцию и законы РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *