В чем выражается принцип светскости российского государства

В чем выражается принцип светскости российского государства

Статья 4. Государство и религиозные объединения

2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:

создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 119-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.

6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав участников указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2021 N 68-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Источник

Противодействие терроризму и экстремизму

Омарова Марина Магомедовна,

кандидат философских наук

Принципы светского государства и их реализация.

Избрание нового Патриарха Русской православной церкви, ожидание усиления влияния РПЦ в государстве, обсуждение возможных ответных мер со стороны мусульманской уммы России и т.п. активизировали в обществе интерес к теме светских основ нашего государства, места в нем религии и религиозных организаций, целесообразных и допустимых пределов «огосударствления» религии и т.д. При этом мнения в обществе порой высказываются диаметрально противоположные.

В нашей стране государственно-конфессиональные отношения строятся на следующих принципах:

— светский, конфессионально нейтральный характер государства и его институтов,

— равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, принадлежности к религиозным или светским объединениям,

— равенство религиозных объединений перед законом,

— уважение культурно-национальных традиций, менталитета различных общественных групп населения, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией,

— допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как результат, сегодня в стране и в Республике Дагестан, по признанию самих верующих, полностью обеспечивается право на свободу вероисповедания. В республике действует более 2200 религиозных объединений. Обучаются религии более 7 тыс. человек. Действуют исламские печатные и электронные СМИ. Беспрепятственно осуществляется хадж. Существуют все возможности для исполнения требований веры, ее пропаганды.

Следует подчеркнуть, что все эти возможности религиозные объединения реализуют в рамках законодательства о свободе совести и Конституции республики, которая, как и Конституция Российской Федерации, провозглашает светские принципы государственного устройства. Конституция РД предоставляет широкие возможности для сотрудничества органов государственной власти, местного самоуправления и религиозных организаций, одновременно определяя и допустимые пределы взаимовлияния, не допускающие вмешательства в дела друг друга. Объективно идущие в республике процессы религиозного возрождения, роста влияния религиозных объединений на общество, на формирование его нравственных и духовных ценностей вовсе не равнозначны выполнению религиозными организациями каких-либо государственных функций или подмены деятельности органов местного самоуправления. Такого в республике не происходит.

Важно отметить, что сами религиозные объединения, в первую очередь, крупнейшие конфессии страны признают верность светских принципов взаимоотношений государства и религиозных объединений. Это отражено, например, в документах, выработанных Русской православной церковью и Советом муфтиев России, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы взаимоотношений конфессий с государством и обществом в целом.

Главное внимание в «Основах социальной концепции Русской православной церкви», принятой Архиерейским собором (13-16 августа 2000 года), уделено строительству новой модели государственно-церковных отношений. В документе записано «во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления, …данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти» (раздел 3, п.11). В то же время, среди важнейших принципов отделения церкви от государства выделены:

— право и возможность оценивать государственную политику с духовных и нравственных позиций,

— невовлеченность в деятельность, противоречащую каноническим и внутренним установлениям церкви,

— печалование перед государственной властью о нуждах народа, правах и заботах отдельных граждан, особенно о нравственных проблемах,

— свобода в проповедовании нравственных заповедей и т.д.

В «Основах социальной программы российских мусульман», разработанных и обнародованных Советом муфтиев России, обращается внимание на то, что максимально полный учет интересов мусульман возможен только в рамках светского государства. В этом документе, в частности в разделах «Мусульмане и государство» и «Мусульмане в Российском государстве», создатели документа от имени исламских организаций делают важное предложение государственным органам решать все проблемы во взаимоотношениях друг с другом путем переговоров, компромисса с учетом баланса интересов различных социальных групп и религиозных организаций. В документе подчеркнуто, что ислам «устанавливает приоритет договора перед применением силы». При этом государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе, как средство обеспечения основных прав и свобод своих граждан.

Соблюдение норм законодательства своей страны, отмечается в программе, является для всех мусульман не только гражданским, но и религиозным долгом. Подчеркивается, что «…неисполнение своих законных гражданских обязанностей, призывы от имени верующих и религиозных общих к участию в каких-либо акциях гражданского неповиновения и мятежа считаются в исламе недопустимыми». В программе предлагается в случае несогласия в чем-то с правительством или местными властями выражать это несогласие исключительно в рамках действующего законодательства, всячески избегая акций, способных нарушить общественное согласие и мир, привести к кровопролитию и беспорядкам.

Таким образом, концепции государственно-конфессиональных отношений, сформулированные в обоих вышеуказанных документах, строятся на основе принятия светского устройства современного многонационального государства, каковым является Российская Федерация.

К сожалению, несмотря на актуальность проблемы, в нашей стране до сих пор не существует утвержденной на самом высоком государственном уровне концепции государственно-конфессиональных отношений в РФ. Хотя вопрос о необходимости выработки единой, последовательной и скоординированной политики государства в сфере свободы совести вероисповедания, которая охватывала бы все уровни – от федерального до муниципального, ставился уже давно. В печатных СМИ в свое время широко обсуждались два альтернативных варианта подобной концепции, но ни один из них так и не был принят.

Светское законодательство России предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях. Во-первых, это исполнение государством, органами власти и управления обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий. Во-вторых, это осуществление разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.

Основными субъектами реализации данной политики в нашей стране являются следующие органы.

1.Высшие органы государственной власти, формирующие государственно-конфессиональную политику и обеспечивающие совершенствование ее нормативно-правовой базы.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ: в соответствии с конституцией определяет основные направления внутренней политики, в том числе государственной политики в сфере свободы совести; вносит в Государственную Думу законопроекты по вопросам свободы совести и религиозных объединений; издает указы и распоряжения, являющиеся составной частью законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет и уточняет положения государственно-конфессиональной политики.

Федеральное собрание Российской Федерации формирует и совершенствует законодательную базу в области свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях, предоставления налоговых и иных льгот религиозным организациям.

Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с религиозными объединениями.

В субъектах Российской Федерации соответствующие функции выполняют высшие органы власти. В Республике Дагестан это Президент РД, Народное Собрание РД и Правительство РД.

2. Органы надзора и контроля.

Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Надзор осуществляется в равной мере за соблюдением законности как религиозными объединениями, так и органами власти.

Министерство юстиции Российской Федерации ее территориальные органы в субъектах РФосуществляют государственную регистрацию религиозных организаций и контроль за соблюдением зарегистрированными организациями устава относительно целей и порядка деятельности.

Судебная власть осуществляет правосудие, рассматривает дела, связанные с нарушениями законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания как органами государственной власти, так и религиозными объединениями.

3. Органы власти, сотрудничающие с религиозными объединениями и оказывающие им помощь.

Различные формы взаимодействия с религиозными объединениями осуществляются органами власти разных уровней: главой государства и высшими органами законодательной и исполнительной власти, отдельными федеральными министерствами и ведомствами, органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований. Для этой цели во многих властных структурах образованы специальные подразделения.

Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации по своему статусу является консультативным органом, обеспечивающим взаимодействие Президента Российской Федерации с религиозными объединениями. В состав членов Совета входят представители религиозных организаций.

Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации образована в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности, касающихся передачи имущества религиозным организациям. Представители религиозных организаций приглашаются на заседания комиссии, но не являются ее членами. При данной Комиссии действует Совет по хаджу, занимающийся вопросами паломничества российских мусульман.

В субъектах Федерации существуют подразделения и должности по связям с религиозными объединениями в структуре администрации региона. В качестве таковых они независимы от федеральных органов власти, отличаются многообразием организационно-правовых форм.

В Республике Дагестан органом исполнительной власти, образованным в целях реализации государственной политики в отношении религии и религиозных организаций является Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий. При Президенте РД с июля 2006 года действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, в который вошли руководители и представители всех традиционных конфессий республики.

Потенциал религиозных организаций в деле сохранения в обществе духовности, высокой морали, веротерпимости, братских отношений между людьми различных национальностей, укреплении чувства патриотизма у верующих по отношению к своей Родине очень высок, это общепризнано. Тем важнее сегодня направить общие усилия государственных, муниципальных органов власти и религиозных организаций в единое, конструктивное русло, выработать такие формы сотрудничества, которые объединяли бы, а не противопоставляли духовенство и светскую интеллигенцию, верующих и общество в целом.

Нельзя, конечно, не учитывать, что отношение к некоторым понятиям и жизненным проблемам не может быть одинаковым у государства, опирающегося на Конституцию, и у религиозных организаций, опирающихся на религиозные учения. Если Конституция предусматривает плюрализм и приоритет прав человека, то религиозные организации имеют достаточно строгие идейные рамки, и то, что выходит за эти рамки, воспринимается ими как грех, которому верующий человек должен противостоять. Поэтому иногда возникают разногласия между представителями религиозных организаций и светского общества по тем или иным вопросам. В этих случаях необходимы поиски общего, которые не возможны без взаимодействия, конструктивного диалога. Огульная критика, высказывание претензий в подобных вопросах бесперспективны и бесполезны. Тем более, что экстремистские силы стараются использовать подобные противоречия для сталкивания сторон, дискредитации их в глазах друг друга, ослабления объединенных усилий против псевдорелигиозной идеологии. Роль религиозных лидеров, духовенства и богословов, сегодня состоит в немалой степени в том, чтобы сочетать реалии современной жизни с религиозным учением, сближать одно с другим, использовать возможности свободного развития в контакте с обществом и государством, с наукой и образованием.

Для нашей «молодежной» республики это особенно актуально. Дагестан издавна был известен как один из духовных центров Кавказа, а дагестанцы всегда проявляли большой интерес к знаниям, учености, были активны и предприимчивы. Именно воспитание всесторонне развитых, духовно богатых, образованных людей, способных решать сложные задачи, которые ставит перед ними современная реальность, должно стать той общей целью, ради которой необходимо объединить усилия духовенства, научной и творческой интеллигенции, всех заинтересованных сил дагестанского общества.

Это очень важное направление совместной работы. Именно здесь обществом утрачены многие позиции, отошли на второй план лучшие народные традиции, идет их подмена худшими образцами массовой культуры. Именно в этом направлении особенно ценны совместные усилия духовенства, интеллигенции, ветеранов и других общественных сил, поддержка их со стороны государственных и муниципальных органов.

И еще. Есть надежда, что с созданием в Махачкале Северо-Кавказского университетского центра исламской науки и образования (СКУЦИНО) у нас появится больше представителей духовенства грамотного, подготовленного к работе с образованной аудиторией, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, не просто специалистов по обрядам. Мы надеемся, что выпускники исламского университетского центра будут обращаться не только к формальной стороне ислама, а к его лучшим духовно-нравственным и культурным традициям. То, что центру оказывается большая моральная и материальная поддержка со стороны государства, говорит о большой заинтересованности в развитии качественного исламского образования. Все мы понимаем, насколько это актуально для нашей республики и надеемся, что новый исламский университетский центр оправдает наши надежды.

Источник

В чем выражается принцип светскости российского государства. roseurosud. В чем выражается принцип светскости российского государства фото. В чем выражается принцип светскости российского государства-roseurosud. картинка В чем выражается принцип светскости российского государства. картинка roseurosud.

Статьи о ЕСПЧ

Принцип светскости государства в практике ЕСПЧ

В статье анализируются решения Европейского суда по правам человека, связанные с реализацией свободы религии и свободы совести. Рассматривая конкретные споры, Европейский суд по правам человека раскрывает содержание требований, предъявляемых к государствам светского типа, и определяет особенности их реализации. В условиях построения светского государства в России обращение к материалам судебной практики способствует решению многих вопросов, возникающих в религиозной сфере.

См.: Светское государство или путь к клерикализму? // Мониторинг конституционных процессов в России. 2012. N 1. С. 15.

Давая толкование положениям Конвенции, Европейский суд по правам человека указывает на обязанность государств-ответчиков соблюдать нейтралитет и беспристрастность к религиозным общинам при реализации властных полномочий и в отношениях с различными религиями и конфессиями. Причем названные критерии в текстах судебных актов соседствуют друг с другом и являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

Можно предположить, что нейтралитет и беспристрастность, прежде всего, означают следующее. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозного объединения и в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, а также не возлагает на религиозные объединения выполнение своих функций. Кроме того, на государство возлагается обязанность относиться к религиозным объединениям и к своим гражданам одинаково, не проявляя каких-либо предубеждений.

По жалобам об ущемлении прав религиозных объединений в Европейский суд по правам человека предметом доказывания являлись следующие факты: во-первых, имело ли место вмешательство со стороны государства в осуществление лицом или религиозной организацией права на свободу религии; во-вторых, при положительном ответе на первый вопрос в каждом конкретном случае определялась степень такого вмешательства, т.е. было ли оно «соразмерно законной преследуемой цели» обоснованным, достаточным и оправданным в демократическом обществе.

В нашей стране требование о нейтралитете и беспристрастности вытекает из конституционной нормы об отделении религиозных объединений от государства, служащей одной из гарантий внутреннего суверенитета Российского государства (ст. 14). Ее реализация препятствует утверждению духовной власти над властью светской, исключает религиозное давление или санкционирование в деятельности органов власти и местного самоуправления. На территории Российской Федерации никакие общественные объединения, религиозные организации и церковь, религиозные деятели не вправе присваивать себе государственную власть.

См.: Gomien Donna. Shot guide to the European Convention on Human Rights. Strasbourg, 1995. P. 70.

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2009. N 10.

На недопустимость вмешательства во внутренние дела церкви также указано в ряде решений Европейского суда. Так, по делу «Миролюбов и другие против Латвии» («Mirolubovs and Others v. Latvia») от 15 сентября 2009 г. (жалоба N 798/05) орган власти, осуществляющий регистрацию религиозных организаций, оказался участником раскола рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Он признал законным собрание членов одной из соперничающих групп, формально одобрив его и зарегистрировав новый орган управления объединения. Европейский суд по правам человека усмотрел в таких действиях нарушение ст. 9 Конвенции и подчеркнул, что имело место вмешательство государства в спор между двумя группами прихожан, в результате которого власти пренебрегли своей обязанностью по сохранению нейтралитета в религиозных вопросах.

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2010. N 1.

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2011. N 3.

Требование о нейтралитете и беспристрастности напрямую связано со свободой совести, поскольку исключает какое-либо вмешательство власти во внутренний мир личности. Человек может открыто выражать свое отношение к религии, выбирать для себя, исповедовать и пропагандировать имеющиеся у него взгляды и убеждения, менять веру и т.д. Иными словами, государство должно предоставлять человеку возможность самостоятельно выбирать модель поведения, соответствующую его мировоззренческим установкам.

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2012. N 1.

У государства есть все необходимые инструменты для пресечения противоправных действий религиозных организаций: от применения штрафных санкций до ликвидации объединения. Очевидно, что применение крайних мер в первую очередь должно распространяться на случаи, когда деятельность религиозной организации создает угрозу и даже причиняет ущерб жизни и здоровью своих членов, особенно, если в деятельность такой организации вовлекаются малолетние и несовершеннолетние лица.

Российская хроника Европейского суда. 2011. N 2.

Европейский суд по правам человека признал, что отказ по религиозным мотивам от медицинского лечения, которое, возможно, спасет жизнь пациенту, является проблемой значительного уровня юридической сложности, связанной с конфликтом между интересами государства по защите жизни и здоровья своих граждан и правом граждан на личную автономию в сфере физической неприкосновенности и религиозных убеждений. Однако доводы ответчика были расценены как необоснованные. По мнению Европейского суда по правам человека, «возможность вести такой образ жизни, какой гражданин избрал по собственной воле, включает в себя и возможность осуществлять деятельность, которая воспринимается как вредная или опасная для физического состояния данного гражданина. При оказании медицинской помощи, даже в тех случаях, когда отказ от конкретного метода лечения может привести к летальному исходу, принудительное медицинское лечение без согласия дееспособного, совершеннолетнего пациента является вмешательством в его/ее право на физическую неприкосновенность и посягательством на права, гарантированные статьей 8 Европейской конвенции».

В своем решении Европейский суд по правам человека также приводит судебную практику Канады, Великобритании, выдержки из законодательных актов США, смысл которых состоит в следующем: совершеннолетний гражданин обладает правом и способностью принимать решение о том, согласиться ли ему на медицинское лечение или нет, даже если отказ от лечения сопряжен с риском причинения непоправимого вреда его здоровью или может привести к преждевременной смерти.

См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 год // Российская газета. 2011. 13 мая.

В нашей стране не может быть речи о превосходстве или умалении значения какого-либо мировоззрения или о дискриминации граждан по религиозному признаку. Все религиозные объединения находятся в равном положении. Ни одна религия не может обладать официальным или государственным статусом и получать от государства материальную и финансовую поддержку. Устанавливается равноправие граждан независимо от принадлежности к религиозным объединениям и отношения к религии.

Пожалуй, наиболее тесно установления о равенстве религиозных объединений и о равноправии граждан соприкасаются друг с другом в сфере образования. Пользуясь плюрализмом идеологий, религия активно проникает в государственные и муниципальные образовательные учреждения. В 2009 г. в экспериментальном порядке в школьную программу был введен курс основ религиозных культур и светской этики, который с 2012 г. должен был стать обязательным предметом для всех российских школьников. Аналогичная ситуация складывается не только в России, но и в других европейских странах. И здесь очень важно соблюсти баланс частных и публичных интересов, не нарушить права учащихся, придерживающихся разных форм мировоззрения, а также религиозных объединений. Строго говоря, должны применяться одинаковые подходы на всех этапах овладения учениками знаниями: от определения количества времени, отводимого на изучение основ той или иной религии, до методики преподавания дисциплины. Малейший перевес в сторону какой-то одной или нескольких религий может привести к негативным последствиям.

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2010. N 9.

Первоначально Европейский суд по правам человека усмотрел в действиях итальянских властей нарушение свободы мысли, совести и религии, а также права родителей обеспечивать своим детям образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским взглядам. Европейский суд по правам человека пояснил, что среди многих значений распятия религиозное является преобладающим. Он также указал на обязанность государства воздерживаться от даже косвенного внушения убеждений в помещениях, в которых находятся зависимые от них лица, или в местах, в которых они особенно уязвимы, подчеркнув, что детское образование является особенно чувствительной сферой в этом отношении.

См.Интерфакс: Патриарх Кирилл упрекает Страсбургский суд в ущемлении прав верующих

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2011. N 6.

Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2012. N 1.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *