В чем выражается проявление мышления при выполнении физических упражнений
Какова роль внимания в обучении двигательным деяньям? 2)Назовите необыкновенности восприятия при
Какова роль внимания в обучении двигательным деяниям? 2)Назовите особенности восприятия при обучении двигательным действиям? 3) В чём выражается проявление мышления при исполненьи физический упражнений? 4)Какие виды памяти употребляются при обучении двигательным деяньям?
1) Внимание играет главную роль, как учитель покажет так и ребенок примет, проще, насколько технично и безопасно от травматизма учитель покажет упражнение тем проще к исполнению будет ребенку, а вообще для обучения хоть какому двигательному деянью есть подводящие упражнения которые упрощают обучение.
2) Восприятие в большей ступени происходит зрительным путем, а также слуховым, опять же как учитель покажет так и будут исполнять дети.
3) Здесь все просто, перед исполненьем упражнения необходимо представить ту правильную последовательность деяний при выполнении двигательного деянья которая приведет к удачному исполнению.
4) здесь еще проще: Зрительная, слуховая, мышечная.
Тема 4. Психические процессы в обучении двигательным действиям.
Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, представления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.
Остановимся кратко на наиболее важных процессах с позиций их проявления в обучении двигательным действиям.
Внимание — это сосредоточенность и направленность сознания на какой-то предмет, явление, действие. Оно обеспечивает хорошее восприятие учебного материала, контроль за выполнением физических упражнений. Внимательный ученик замечает в любом физическом упражнении или объяснении учителя физической культуры такие детали, которые невнимательный пропускает.
Многие учебные задания на уроке физической культуры не требуют предельного сосредоточения внимания, например, когда выполняются знакомые физические упражнения. Но иногда требуется высокая концентрация внимания, например, при выполнении упражнений на быстроту по сигналу. Развитие внимания происходит наиболее эффективно, если количество упражнений и их интенсивность увеличиваются постепенно, если вы проявляете интерес к занятиям и сознательно к ним относитесь.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.
Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.
При обучении двигательным действиям из мыслительных операций чаще всего проявляются анализ и синтез. Используя анализ, вы разделяете сложное двигательное действие (например, прыжок в длину с разбега) на отдельные части и осваиваете их отдельно. Синтез же — это соединение отдельных частей двигательного действия в единое целое. При этом нужно понимать связь частей упражнения со всем упражнением.
При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.
Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.
При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.
Вопросы для самоконтроля
Психические процессы во время занятий физической культурой
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Психические процессы во время занятий физической культурой
Аннотация: в статье рассмотрены психические процессы и возможности их формирования на уроках физической культуры.
Ключевые слова: физическая культура, психические процессы, школьники, двигательные действия.
Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В этом случае двигательная деятельность будет занимать важное место в педагогическом процессе. Физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. Многообразие форм и методов, использованных мною на уроках и во внеурочной работе, преследует цель снижения отрицательных психических образований у школьников. Между развитием двигательных качеств и развитием психических процессов существуют определенные взаимные связи.
Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций и т.д.
Слуховая память связана с запоминанием звуков. Она обеспечивает ориентировку ученика в окружающей обстановке (быстрое восприятие информации, которую всего лишь прослушал).
Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Она помогает школьнику мыслить (проговаривать выполнение элемента), передавать информацию (общение с учителем) и понимать высказывания учителя и сверстников.
За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.
Таким образом, активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на уроках физической культуры является, безусловно, первоочередной целью школьных уроков физкультуры.
2. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В .Н. Пси хология физической культуры и спорта. У чебник для высших физкультурных учебных заведений Омск :СибГУФК, 2007. – 270 с
СибГУФК, 2007. – 270 с
«Развитие психических процессов(восприятие, представления, память, мышление) на уроках физической культуры»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Развитие психических процессов (Восприятие, представления, память, мышление) на уроках физической культуры Учитель физической культуры СОШ № 17 Орловская Н.В.
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя. В.А. Сухомлинский
Актуальность. Проблема психического состояния школьников вызывает озабоченность учителей по той основной причине, что отсутствуют обоснованные средства и методы ее решения в общеобразовательной средней школе.
Опрос учителей: Подавляющее большинство опрошенных учителей физической культуры (90,6 %) затрудняются назвать пути снижения психической напряженности у школьников на уроке. При этом 95,3 % из них отмечают положительное влияние спортивной деятельности на психические процессы школьников.
Между развитием двигательных качеств и психических процессов существуют определенные взаимные связи.
Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: восприятия, мышления, представления, памяти и др. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков физической культуры.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания физических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.
Представление – воспроизведение в сознании ранее пережитых восприятий. Представление – образ предмета и явления.
Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком образов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной. При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффективность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоминании.
Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явлений с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений. При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.
Перекрестные движения Каждое утро мы делаем перекрестные движения и прыгаем, делая эти движения под музыку. Координируем движение так, что одновременно с правой рукой двигается левая нога и наоборот. Когда оба полушария вместе работают, таким образом, чувствуем себя открытым для новых знаний.
Качания головой Качания головой для расслабления шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи, и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После голос звучит более уверенно. Слегка качайте головой, делая небольшие изогнутые линии, чтобы расслабить напряженные мышцы.
Брюшное дыхание Положите руку на живот. Выдохните весь накопившийся воздух короткими, легкими выдохами (как будто удерживаете летающим перышко). Затем медленно и глубоко вдыхайте, наполняясь медленно, как воздушный шарик. Рука слегка поднимается во время вдоха и опускается во время выдоха. Если выгнуть спину во время вдоха, воздух проникает глубже
Перекрестные движения сидя Перекрестные движения сидя являются разогревающим упражнением для занятий спортом или для игр! Представьте, что едите на велосипеде, дотрагиваясь локтями до противоположных колен. Ваши мысли, и тело становятся такими бодрыми! Всегда делайте перекрестные движения, сидя на удобной поверхности, такой как коврик или кровать.
Упражнения на растяжение Упражнения на растяжение помогают телу принять такое положение, при котором оно стремится вперед. Это поможет Вам добиться нужной цели.
Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической культуры 1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий 2.Использование игрового и соревновательного методов 3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов
Исследователями доказано: 1.В период последействия физических нагрузок протекание психических процессов может как улучшаться, так и ухудшаться 2. Кратковременные нагрузки предельной интенсивности оказывают положительное влияние на протекание психических процессов. 3.Непривычные физические нагрузки оказывают разнородное влияние
4.Физические нагрузки, адаптированность к которым близка к завершению, оказывают неблагоприятное влияние только на мнемические процессы, особенно на объем памяти. 5. Многолетние занятия спортом приводят к тому, что даже очень высокие тренировочные нагрузки становятся привычными. Память существенных изменений не претерпевает. 6.Утренние тренировочные занятия, даже с небольшими нагрузками, оказывают лишь кратковременное положительное влияние на психические процессы. 7. Физические нагрузки оказывают положительное влияние на интеллектуальные процессы и на психическую деятельность в условиях дефицита времени. 8.Спорт является фактором, стимулирующим психическую деятельность
Выводы Активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей. Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с моей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
Физическая культура и спорт: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Развитие психических процессов
(восприятие, представления, память, мышление)
на уроках физической культуры
“Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя”
В этом зеркале видны и педагогическая грамотность, и мастерство учителя – творца, с ним вместе в зеркале урока отражаются и его ученики. И урок физкультуры не исключение из правил.
Актуальность. Проблема психического состояния школьников вызывает озабоченность учителей по той основной причине, что отсутствуют обоснованные средства и методы ее решения в общеобразовательной школе.
Подавляющее большинство опрошенных учителей физической культуры (90,6 %) затрудняются назвать пути снижения психической напряженности у школьников на уроке. При этом 95,3 % из них отмечают положительное влияние спортивной деятельности на психические процессы школьников.
Между развитием двигательных качеств и психических процессов существуют определенные взаимные связи. В каждом возрасте приобретает ведущее значение то или иное двигательное качество, развитие которого существенно влияет на развитие психических процессов. Знание возрастных особенностей в развитии двигательных качеств и психических процессов, позволит продуктивно использовать средства физического воспитания с целью не только моторного, но и психического развития детей.
Обучение двигательным действиям — сложный процесс, одним из компонентов которого являются психологические предпосылки овладения движениями. Успешность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры во многом зависит от уровня развития и участия в двигательной деятельности психических процессов: восприятия, мышления, представления, памяти. Все они тесно связаны между собой, и только их совместная деятельность позволяет хорошо овладеть программным материалом уроков фи зической культуры.
Остановимся кратко на наиболее важных процессах с позиций их проявле ния в обучении двигательным действиям.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений. Первым уровнем восприятия являются ощущения. В процессе разучивания фи зических упражнений учащиеся ориентируются на комплекс собственных ощущений. При обучении двигательным действиям различают восприятие величины и формы предметов, пространства, времени, направления движения. Особую роль при обучении новым движениям играет восприятие их темпа и ритма.
Память — это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком об разов, мыслей, движений. Основная функция памяти — накопление опыта, применительно к физической культуре — двигательного опыта. При обучении двигательным действиям используются все виды памяти, однако их роль различна. При показе ведущая роль принадлежит зрительной памяти, при рассказе — слуховой, при выполнении физических упражнений — двигательной.
При осмысленном отношении к изучаемым двигательным действиям эффек тивность запоминания значительно выше, чем при механическом их запоми нании.
Мышление — это познание сущности и закономерностей объектов и явле ний с помощью мыслительных операций. С помощью мышления человек создает новое спортивное оборудование, инвентарь и виды спорта, вносит изменения в технику и тактику выполнения физических упражнений.
При обучении двигательным действиям из мыслительных операций чаще всего проявляются анализ и синтез. Используя анализ, вы разделяете сложное двигательное действие (например, прыжок в длину с разбега) на отдельные час ти и осваиваете их отдельно. Синтез же — это соединение отдельных частей двигательного действия в единое целое. При этом нужно понимать связь частей упражнения со всем упражнением.
При выполнении некоторых физических упражнений требуется проявление тактического мышления, которое особенно хорошо развивается в спортивных и подвижных играх.
Предлагаю Вам несколько упражнений из гимнастики для мозга, создателем является американский доктор философии Пол Деннисон.
Каждое утро мы делаем перекрестные движения и прыгаем, делая эти движения под музыку. Я координирую движение так, что одновременно с правой рукой двигается левая нога и наоборот. Когда оба полушария вместе работают, таким образом, я чувствую себя открытым для новых знаний.
Я делаю качания головой для расслабления шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи, и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого мой голос звучит более уверенно, когда я читаю или говорю.
Слегка качайте головой, делая небольшие изогнутые линии, чтобы расслабить напряженные мышцы.
Положите руку на живот. Выдохните весь накопившийся воздух короткими, легкими выдохами (как будто удерживаете летающим перышко). Затем медленно и глубоко вдыхайте, наполняясь медленно, как воздушный шарик. Рука слегка поднимается во время вдоха и опускается во время выдоха. Если выгнуть спину во время вдоха, воздух проникает глубже.
Перекрестные движения сидя
Перекрестные движения сидя являются разогревающим упражнением для занятий спортом или для игр! Я представляю, что еду на велосипеде, дотрагиваясь локтями до противоположных колен. Мои мысли, и тело становятся такими бодрыми! Всегда делайте перекрестные движения, сидя на удобной поверхности, такой как коврик или кровать.
Упражнения на растяжение
Упражнения на растяжение помогают телу принять такое положение, при котором оно стремится вперед. Это помогает мне доходить до цели.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры.
Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у школьников, выполняющих физические упражнения.
1.Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают и наглядно ощущают результаты своего труда. Излишняя возбужденность учителя (суетливость, шумливость), как правило, приводит к повышению неорганизованной активности учеников. Не следует смешить и развлекать школьников, бесконечно шутить с ними. Важно, чтобы строгость, точность и четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
2.Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывает у школьников сильную эмоциональную реакцию. Следует помнить, что часто эта реакция может быть настолько сильной, что выполнение учебных задач становится практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры или соревнований, поэтому использовать эти методы на уроке следует, определив их место, форму и меру.
Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока. Совершенно недопустимо использовать их перед разучиванием техники физических упражнений.
Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных форм движений, развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников, включает в содержание урока программный учебный материал.
3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.
Существует множество способов разнообразить средства и методы проведения уроков: использовать фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые физические упражнения (например, для развития одного и того же физического качества можно использовать разные по содержанию упражнения); менять обстановку, условия урока (переход из спортивного зала на воздух, музыкальное сопровождение ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений в водной части урока).
Между развитием двигательных качеств и психических процессов существуют определенные взаимные связи.
Исследованиями установлено, что в младшем школьном возрасте ведущее значение на развитие психических процессов оказывает быстрота в условиях, требующих проявления ловкости. Следовательно, особое внимание следует уделять развитию этих физических качеств.
В учебном процессе важно продуктивно использовать средства физического воспитания с целью не только моторного, но и психического развития детей. С этой целью рекомендуется выполнять задания, направленные на овладение умениями регулировать движения по пространственным, временным, силовым параметрам улучшающие мозговое кровообращение: наклоны, повороты и круги головой в положении сидя, стоя и стоя на носках. Упражнения с переворачиванием через голову, упражнения с изменением положения головы: стойка на лопатках, вис согнувшись, упор стоя ноги врозь с опорой на голову и т.д. Упражнения с задержкой дыхания, кратковременное охлаждение ног.
В младшем школьном возрасте эффективно происходит развитие всех основных двигательных способностей. Однако, развитие психических процессов положительно связано с показателями ловкости и быстроты. Следовательно, на уроках физической культуры необходимо уделять больше внимания развитию ловкости и быстроты, что будет способствовать более успешному умственному развитию учащихся и приведет к улучшению процесса обучения в целом.
Наиболее эффективным средством физического воспитания младших школьников является прикладная гимнастика. Упражнения прикладной гимнастики, как никакое другое средство физического воспитания, формирует «школу-движений», обучает точным пространственным и силовым ориентировкам, развивает в этом синзетивном периоде ловкость, гибкость, скоростно-силовые качества, имеет максимальные возможности для оздоровления и профилактики заболеваемости учащихся, содержит оптимальный объем теоретико-методических сведений о физической культуре, физической нагрузке, физических упражнениях и о методах их применения в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Результаты свидетельствуют об изменениях психических процессов в зависимости от характера и величины нагрузки и тренированности спортсмена. В большинстве случаев после интенсивных физических напряжений объем памяти и внимания уменьшались, причем, после различных напряжений и степень напряжения различна. Наибольшее уменьшение объема внимания наблюдалось после лыжных соревнований на 20-30 км и после пробега на 28 км.
В исследованиях обнаружилось, что при различных режимах двигательной активности устойчивость внимания неизменна, а память и продуктивность умственных действий при систематическом применении физических упражнений повышаются.
В небольшом количестве работ исследователей этой проблемы период последействия физических нагрузок: через 30 минут после нагрузки, а также спустя большой промежуток времени-7,16,18 и более часа установлено, что:
1.В период последействия физических нагрузок протекание психических процессов может как улучшаться, так и ухудшаться, что зависит главным образом, от:
а) характерных особенностей физических нагрузок;
б) степени адаптированности к ним испытуемых;
в) особенностей изучаемых психических процессов, уровня их построения;
г) промежутка времени, прошедшего после нагрузки;
д) времени суток.
2. Кратковременные нагрузки предельной интенсивности, будучи даже необычными, оказывают положительное влияние на протекание изучавшихся психических процессов.
3.Непривычные физические нагрузки оказывают разнородное влияние: положительное, хотя и кратковременное, на оперативное мышление и информационный поиск, остаются неименными время реакции и сосредоточенность внимания, а память ухудшается.
4.Физические нагрузки, адаптированность к которым близка к завершению, оказывают неблагоприятное влияние только на мнемические процессы, особенно на объем памяти.
5. Многолетние занятия спортом приводят к тому, что даже очень высокие тренировочные нагрузки становятся привычными. При этих условиях они оказывают в дневное и вечернее время положительное влияние на протекание психических процессов. Наиболее значительные улучшения наблюдаются спустя два часа после нагрузок. Память существенных изменений не претерпевает.
6.Утренние тренировочные занятия, даже с небольшими нагрузками, оказывают лишь кратковременное положительное влияние (не более часа) на психические процессы.
7.Все изучаемые физические нагрузки, в подавляющем большинстве случаев, оказывают положительное влияние на интеллектуальные процессы и на психическую деятельность в условиях дефицита времени, характеризующуюся вовлеченностью комплекса психических процессов различных уровней построения.
8.В процессе занятий спортом потребность в движении, в определенной физической нагрузке постепенно возрастает. Регулярное удовлетворение этой потребности является фактором, стимулирующим психическую деятельность
В каждой возрастной группе обнаруживается ведущее значение развития определенных двигательных качеств на развитие психических процессов.
Активизация психических процессов и подготовка нервной системы школьников к активному функционированию на последующих уроках является, безусловно, первоочередной задачей.
Таким образом, задача активизации психических процессов и повышения умственной работоспособности средствами физического воспитания, в частности с помощью физических упражнений, с моей точки зрения, является одной из психологических задач школьных уроков физкультуры.