В чем выражается распорядительная форма координации
В чем выражается распорядительная форма координации
14. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.
К таким документам относятся:
– устав предприятия или организации;
– штатное расписание предприятия;
– коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;
– организационная структура управления;
– положения о структурных подразделениях;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.
Особенность: документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
В организациях, где высокий уровень организационных воздействий, доведенных до стандарта предприятия и регламентов управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается необходимость в применении распорядительных воздействий.
Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.
Формы распорядительного воздействия:
а) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);
б) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;
в) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего, направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке. Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель-подчиненный»;
г) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, или непосредственным руководителем;
д) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т. к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.
Принципы и методы управления персоналом
Принципы управления персоналом
– правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом.
Таких принципов множество, но при всех условиях управление персоналом осуществляется на основе следующих традиционно утвердившихся в отечественных организациях принципов:
В условиях становления рыночной экономики в российских организациях активно осуществляется переход от «управления кадрами» по-советски к управлению персоналом.
Западные подходы к управлению персоналом:
Современные зарубежные концепции и подходы к управлению персоналом выделяют следующие принципы управления персоналом:
Методы управления персоналом
Методы управления персоналом – это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.
Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:
1.Административные методы управления персоналом
Группа административных методов базируется на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности.
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации и т.п. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению.
Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия.
Организационное воздействие на персонал
Организационное воздействие направлено на организацию производственного и правленческого процессов и включает в себя:
− организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);
− организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.);
− организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.).
Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными.
Распорядительное воздействие на персонал
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера.
Они издаются в целях придания юридической силы управленческим решениям.
Приказы издаются линейным руководителем организации, распоряжения и указания – руководителями подразделений.
Приказ – это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу.
Распоряжение – это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.
2.Экономические методы управления персоналом
Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации.
Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата.
Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников.
Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата.
Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников.
Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.).
Применение экономических методов должно строго базироваться на их окупаемости.
Это означает, что инвестирование средств в материальное стимулирование сотрудников должно принести прибыль организации за счет повышения качества выполняемых работ в планируемом периоде.
3.Социально-психологические методы управления персоналом
Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива.
Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив – социологические.
К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.
Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты.
Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения.
Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д.
Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета).
Организационно-административные (или организационно-распорядительные) методы управления
Понятие и классификация методов менеджмента
Реализация рассмотренных ранее функций управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения, что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
По сути способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовые коллективы и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации). Так или иначе, все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
Можно выделить следующие методы управления:
§ организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
§ экономические, обусловленные экономическими стимулами;
§ социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Организационно-административные методы управления включают приемы и способы воздействия субъекта управления на объект, основанные на силе и авторитете власти, указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), звена и уровня управления, а также призваны обеспечивать персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов.
Организационные методы управления основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия.
К таким документам относятся:
– устав предприятия или организации;
– штатное расписание предприятия;
– коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом;
– организационная структура управления;
– положения о структурных подразделениях;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест.
Особенность: эти документы (за исключением устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Документы обязательны для всех сотрудников, и несоблюдение их требований влечет за собой применение дисциплинарных взысканий.
Распорядительные методы управления направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путем прямого административного регулирования.
Формы распорядительного воздействия:
1) приказ. Он обязывает подчиненных точно исполнять принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечет за собой соответствующую санкцию (наказание);
2) распоряжение. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Распоряжение, в отличие от приказа, не охватывает все функции предприятия и, как правило, подписывается заместителями руководителя предприятия;
3) указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. На каждом предприятии должны иметься письменные должностные инструкции для каждого сотрудника, с которыми он должен быть ознакомлен в обязательном порядке.
Особенность: в случае, если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в четком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений «руководитель – подчиненный»;
4) инструктирование и координация работы – это методы руководства, основанные на передаче подчиненному правил выполнения трудовых операций. Чаще всего инструктирование проводят при приеме на работу, осуществляется оно либо начальником отдела кадров, либо непосредственным руководителем;
5) наставление – метод однократного применения со стороны руководителя, когда он аргументированно объясняет целесообразность трудового задания для подчиненного. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведет к потере авторитета руководителя перед подчиненным.
Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.
Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п.
Особенность административных методов:
– прямой характер воздействия – любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению;
– соответствие административных методов нормам органов управления.
Способы административного воздействия:
1) Материальная ответственность и взыскания. Материальная ответственность работников выражается в их обязанности возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с возмещением им ущерба, причиненного его работникам третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.
2) Дисциплинарная ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.
Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае, если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Условия, необходимые для привлечения работника к дисциплинарной ответственности:
– неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей;
– противоправные действия или бездействие работника;
– нарушение правовых нор по вине работника.
Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законом порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т.д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.
За провинности в сфере трудовых правоотношений могут применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К ним относятся: лишение провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т.д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.
3) Административная ответственность и взыскание используются в случаях совершения административных правонарушений.
Разновидности административного взыскания:
– конфискация или возмездное изъятие предметов.
Роль административных методов управления: являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления.
Объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Мы совершенно справедливо критиковали и критикуем рычаги административного управления, однако следует иметь в виду, что никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание, рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.
Подход, согласно которому сфера воздействия экономических методов расширяется только за счет вытеснения организационно-административных методов управления, нельзя признать правомерным ни с научной, ни с практической точки зрения, т.к. механизмы их действия принципиально различаются. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право.
Организационно-административные методы отличает от других четкая адресностьдиректив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю. По существу организационно-административные методы – это методы принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.
В зависимости от функционирующих в коллективе методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций типа унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание между управляющей и управляемой системами.
В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с тремя типами подчинения:
1) вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как нажим «сверху»;
2) пассивное. Для него характерно удовлетворение, связанное с освобождение от принятия самостоятельных решений;
3) осознанное, внутренне обоснованное.
Организационно-административное воздействие включает в себя следующие компоненты:
Ø виды и типы воздействия,
Ø постановка задания и определение критерия его выполнения,
Ø установление ответственности,
Ø инструктаж подчиненных и т.д.
В организации эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного.
Однако, в целом, прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности починенных, а иногда и к скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки задачи и создания стимулирующих условий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Организационно-распорядительные методы управления, теоретические основы и классификация
Теоретические основы организационно-распорядительных методов управления
Организационно-распорядительным методам управления на сегодняшний день отведена довольно серьезная и весомая роль в общей системе инструментов научных подходов в руководстве. Суть данных методов состоит в реализации субъектом управления практических мер, которые направлены на обеспечение согласованного поведения отдельных элементов объекта управления для того, чтобы достичь оптимальный результат.
Организационно-распорядительные методы дают возможность оказывать воздействие непосредственно на управляемый объект и увеличивать показатели эффективности функционирования всей системы с помощью улучшения организации управления.
В основе организационно-распорядительных методов управления лежит нормативно-правовая база: законодательные и нормативные акты.
Например, в тексте Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ оформлены границы условий для управления трудовым коллективом в условиях рыночной экономики.
По Трудовому кодексу РФ, с помощью законодательной ветви обозначаются возможные направления социального партнерства в сфере труда, основные права и обязанности сторон при заключении трудового договора, продолжительность рабочего времени и времени отдыха работников, порядок оплаты и нормирования труда, а также гарантии и компенсации, которые предоставляются сотрудникам.
Основные документы, которые регламентируют деятельность предприятия, например, устав предприятия, положения об отделах и службах и так далее, были созданы на базе законодательных актов.
Организационно-распорядительные методы могут влиять и на материальные, и на общественные интересы граждан, обеспечивать тем самым некоторую мотивацию их поведения. Посредством этих методов становится возможным конкретное распределение прав и обязанностей в аппарате управления, добивается соблюдения дисциплина и организованность в рабочем процессе, совершаются координационные меры в работе.
Организационно-распорядительные методы, которые применимы на микроуровне, помогают достигать целей компании и реализовывать ее стратегии с помощью использования таких видов деятельности, как:
Следовательно, организационно-распорядительные методы занимаются конкретизацией задач, способов и сроков выполнения той или иной работы, а также ответственности сотрудников. Это подчеркивает их принципиальное отличие от экономических и социально-психологических методов.
Классификация методов организационно-распорядительного характера
Организационно-распорядительные методы можно разделить на две крупные группы:
К первым методам из данной классификации стоит отнести:
Для организационного нормирования применимы такие формы как:
Организационное планирование осуществляется с помощью оперативно-производственного планирования, что подтверждает тесную связь организационно-распорядительных методов управления с экономическими. Организационное планирование состоит из четырех ключевых элементов:
Организационный инструктаж подразумевает создание инструкций и методического материала для специалистов и служащих в системе управления, чтобы оказать им помощь в разрешении трудных вопросов, возникающих в ходе претворения в жизнь управленческих решений.
Организационное распорядительство несет в себе своевременную выдачу распоряжений главным, вспомогательным и обслуживающим отделам компании.
Организационный контроль представляет собой программу осуществления решений и распоряжений разного рода органов управления данной организации, а также вышестоящих инстанций.
Методы распорядительного воздействия объединяют административное воздействие, которое осуществляется с помощью приказов, распоряжений, директив, указаний, резолюций. Далее предоставлены трактовки каждого понятия.
Приказ есть вербальное либо невербальное распоряжение руководства, которое направлено на решение конкретной задачи, предписывающее: что, когда, кому следует выполнить. При этом, как правило, конкретно описана ответственность исполнителя. Приказ обязан иметь надлежащее оформление и соответствовать нормам административного права, в ином случае, он не будет расценен как правомерный в рамках юриспруденции.
Распоряжение – это управленческая команда руководства, которая направлена на разрешение частных проблем и вопросов. Чаще всего, распоряжение применимо в случаях конкретизации задач в пределах отдельно взятых структурных единиц.
Под директивой понимается решение о целях развития объекта управления в перспективе. Директивы, чаще всего, содержат общую цель, которая имеет непосредственную связь с политикой и миссией организации. Данный формат взаимодействия, как правило, рассчитан на более длительный срок и требует качественных изменений приемов работы.
Указания – это перманентное воздействие руководителя распорядительного характера, осуществляемое для разъяснения конкретных заданий.
И, наконец, резолюция – самый мелкий вид методов, распоряжение руководителя, которое зафиксировано на том или ином документе.
Методам распорядительного воздействия стоит реализовываться в конкретной и краткой форме, учитывая существующие нормы этики.