В чем выражается самодостаточность общества
Билет 4. Общество как самодостаточный человеческий коллектив
В узком понимании общество – это самодостаточная группа, то есть такой человеческий коллектив, который способен к самодостаточному существованию, то есть способен самостоятельно создавать все необходимые условия человеческого существования, в том числе формировать людей как социальных существ.
Самодостаточность не означает изоляцию. Самодостаточность не исключает, а предполагает взаимодействие социальных групп.
Самодостаточность – это способность производить и воспроизводить четыре необходимых элемента общественной жизни:
• Вещи – предметы практического назначения, с помощью которых люди физически изменяют природную и социальную среду своего существования, а также собственного тела. За производство вещей отвечает хозяйственная сфера общественной жизни;
• Люди – субъекты деятельности. Самодостаточность включает в себя производство непосредственной человеческой жизни (деторождение, воспитание, обучение, здравоохранение). За производство непосредственной человеческой жизни отвечает социальная сфера;
• Связи и отношения между людьми, которые должны создаваться и регулироваться, чтобы сделать коллективную деятельность людей возможной и эффективной. (По Марксу – производство форм общения людей). За это отвечает организационная сфера общественной жизни, частью которой является политика;
• Производство опредмеченной информации, т.е. представленной в виде того или иного объекта (книга, жесткий диск…). Четвертый элемент – это знаковые (символические) объекты, с помощью которых люди изменяют не сам мир, а свое представление о мире.
Самодостаточность может быть потенциальной и актуальной.
Общество может обладать потенциальной самодостаточностью, но тем не менее быть обществом. В будущем есть вариант, что останется только одно, планетарно-человеческое общество.
Самодостаточными социология называет такие реальные группы людей, которые способны собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования. Короче говоря, производить все потребное для коллективной жизни.
Самодостаточное общество-страны и народы
Представим себе реальную группу с общими интересами и целями, стремящуюся достигнуть их совместной скоординированной деятельностью. Казалось бы, такая группа вполне подходит под описание общества, однако ей может быть и футбольная команда, и труппа актёров, которые самодостаточностью не обладают. В самом деле, не будем забывать о том, что в круг забот профессиональных футболистов не входит ни производство продуктов питания, ни конструирование и строительство стадионов, ни оказание хирургической помощи при травмах и т.д. и т.п. Эти и подобные предметы и услуги совершенно необходимы для того, чтобы команда могла нормально работать. Однако коллектив получает их «извне», «из рук» других специализированных групп, предоставляя им в обмен продукт собственной деятельности, а именно футбольное зрелище. В аналогичной ситуации, как нетрудно догадаться, находятся не только футболисты, но и актеры, полицейские, депутаты парламента и представители прочих общественных групп, не имеющих статуса общества.
На планете Земля реальная общественная жизнь людей осуществлялась и до сих пор осуществляется как жизнедеятельность отдельных социальных групп, разделенных пространством и временем, языком и культурой, национальными границами, экономическими и политическими различиями в образе жизни, историческим прошлым и перспективами на будущее.
К примеру, эскимосы Аляски, аборигены Австралии или жители Японских островов долгое время были представлены самим себе, не вступали в контакты между собой и остальным миром. Тем не менее такая изоляция не помешала им создать анклавные очаги социальности, отличающиеся друг от друга по «качеству жизни», но в равной степени соответствующие общим критериям общественной жизни в ее отличии от природных процессов. Все эти образования представляли собой полноценные общества, обеспечивающие социализацию человеческих индивидов, организацию совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение их жизнеобеспечивающих потребностей, передачу исторической эстафеты от одних поколений к другим и т.д. и т.п.
Разные ученые именуют такие самодостаточные группы с помощью различных терминов — «народы», «страны», «государства» и т.д. Не углубляясь сейчас в проблему классификации реальных субъектов истории, отметим, что изначально самодостаточные социальные группы были представлены этносами, т. е. группами людей, связанных общностью исторического происхождения, закрепленного в единстве языка и культуры. Такие этнические группы, как египтяне, евреи, китайцы и пр., представляли собой исторически исходную форму существования обществ (которые начиная с родоплеменных союзов имели, как правило, моноэтнический характер, существовали под единой «национальной крышей», так что русский, живший за пределами России, был большой редкостью).
Столь же ошибочными были бы попытки рассматривать в качестве реального самодостаточного образования такие социальные группы, как известная всем семья Лыковых, затерянная в «таежном тупике», о котором писала «Комсомольская правда». На первый взгляд, мы имеем дело с человеческим коллективом, осуществляющим совместную деятельность на началах полной и абсолютной самодостаточности. В самом деле, в отличие от средневековой общины члены такой семьи обладали не только экономической, но и организационное самодостаточностью, т. е. вполне самостоятельно регулировали отношения в своем коллектив/, самостоятельно обеспечивали собственную безопасность, не платили никаких налогов государственным инстанциям и т.д. и т.п.
Но означает ли этот факт, что мы имеем дело с подлинно самодостаточным образованием, которое заставляет нас уточнить критерии общества, чтобы не считать им малую группу людей, столь отличную от национально-государственных образований?
В то же время ни Польша, ни Франция, ни Япония не были созданы «по плану», а возникли в процессе вполне стихийного этногенеза. Соответственно такие общества являются уже не просто организациями людей, а исторически возникшими общностями, т. е. обладают особенностями генезиса,явно отсутствующими у семьи Лыковых.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общество
В лексиконе всех народов мира под «обществом» понимается конкретная определённость, начиная от свободных объединений людей, связанных профессионально или по интересам (например, Общество по спасению утопающих, Общество книголюбов и т.д.), до национально-государственного образования. Людей, относящихся к какому-либо кругу, также называют обществом. Это понятие также применяется при такой характеристике отношений, как «взаимосвязи природы и общества». Как видно, круг использования понятия «общество» весьма широк.
Под словом «общество» обычно подразумевается всем понятный термин. Однако трудность заключается в том, что давать определение подобного рода понятию, устанавливать его границы очень трудно.
Широкое понятие «общества»
Понятие «общество» широко по применению, очень объёмно и разнообразно по структуре. Если толковать это понятие в широком смысле, то общество — это «надприродный мир», «социально-культурная реальность». Разные социальные течения, используя эти характеристики, формулируют общие проблемы человечества в разных (подчас взаимоисключающих) учениях.
Разумеется, широкое понимание общества условно, и этот фактор не учитывать нельзя. Например, ясно, что общество охотников и человеческое общество и по качественному, и по количественному параметрам не одно и то же.
Смежные понятия
Социум
Термин «социум» (от лат. «социо» — собрать, соединить, совместно трудиться) как понятие выражает часть Универсума, включающую в себя человеческий мир во всех его проявлениях. В социуме отражается социально-культурная реальность, противостоящая природе, естественности.
Община
В понятии «община» находят своё выражение общее происхождение, язык, судьба, общий взгляд на жизнь и т.д. Семья, народ и другие являются составляющими общества. Не всякая община является обществом, однако любое общество является общиной. Общество, как сложно организованная община, обладает способностью к саморазвитию.
История понятия «общество»
Исторический экскурс позволяет уточнить, что понятие «общество» в своём нынешнем содержании употребляется с XIX века. До этого времени смысл понятия «общество» выражался в других однопорядковых терминах. Например, Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.) утверждал, что «люди сознательно объединяются для того, чтобы устроить свою жизнь». Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что «люди нуждаются по своим потребностям друг в друге».
Древние греки рассматривали мир, прежде всего, как феномены морали и государства. В этих же понятиях в той или иной мере были отражены и другие сферы жизни людей. Позже в трудах Джамбаттиста Вико (1668-1744 гг.) «Основания новой науки об общей природе наций» и Иоганна Гердера (1744-1803 гг.) «К истории философии человечества» также вместо термина «общество» использовались понятия «нация» и «человечество».
В XIX в. в трудах Огюста Конта, Герберта Спенсера и других термин «общество» также встречается в разных толкованиях. Хотя в учении Карла Маркса сделана попытка исследовать мир людей как общество, как явление социальное, однако и в нем было много непонятного. Так, он вслед за просветителями рассматривал мир как состоящий из трёх сфер — Природы, Общества и Сознания. При этом, во-первых, получается, что эти сферы в развитии имеют идентичный вес. Во-вторых, человек как носитель сознания, точнее духа, остаётся в тени.
История общества
История — это последовательность мировых событий, разворачивающихся во времени. Но обычно под этим терминов понимается история общества (человечества) — прошлое предков людей начиная с периода жизни охотников.
История развития общества
Признаки и критерии «общества»
Исходя из разных ступеней Социума, относительно определения признаков и критерий общества, существуют разные точки зрения.
Согласно одной из них, людей объединяют в общество идентичность духовной жизни, одинаковое понимание сущности ценностей.
Согласно другой точке зрения, общество — это объединение, которое:
Сторонники третьей точки зрения считают, что основу человеческой жизни составляет материальное производство.
Самодостаточность общества
Самодостаточность общества — это наличие условий, обеспечивающих существование и саморазвитие общества.
Общество — это совокупность организационных форм и уровней совместной деятельности людей. В рамках этой деятельности удовлетворяются потребности людей, организованных в общество. Точнее сказать, общество — это самодостаточность, где воспроизводится все необходимое для жизни людей. Эту самодостаточность можно чётче представить, если сравнить её с политической партией как общественной организацией. Так, в Китайской Народной Республике количество членов правящей партии давно перевалило за 100 миллионов. Следовательно, эта партия существует в обществе. Однако племя первобытных людей, не превышающее по своей численности тысячи человек, тоже является полноценным обществом. Дело в том, что этнос — исторически первая самодостаточная форма. Члены этноса создавали все необходимые условия для жизни благодаря совместному существованию.
Самоорганизация общества
Самоорганизация является определяющим признаком гражданского общества.
Эволюция общества
Социум и общество
Социум и общество — это взаимосвязанные понятия: общество есть организационная форма Социума.
В Европе, когда речь идёт об обществе, используются английское слово «community» и немецкое «gemeinshaft». Широко употребляются также слова: «society» и «gesellshaft». Однако смысл понятия «человеческий мир» шире, поэтому в данных языках имеется понятие «Социум».
В состав Социума входит все, начиная от индивидуумов до общин различных уровней. К числу последних относятся социальные группы, этносы, государства и вообще человечество. Расы тоже можно представить как явление Социума. Следовательно, Социум, в отличие от принадлежности людей к природе или зависимости от неё, включает все остальные их качества. Поэтому не все, что относится к Социуму, называется обществом. Однако любое общество относится к Социуму.
От существительных «социум» и «общество» можно образовать прилагательные «социальный» и «общественный». Следовательно, употреблять их как синонимы нельзя. Ибо смысл этих понятий хотя и близок, но неодинаков. Понятие «общество» конкретизирует понятие «социум», выражает способ его существования. Все это доказывает, что необходимо обратить внимание на употребление понятий «общество» и «социальное» исходя из конкретного места их употребления и как существительного, и как прилагательного.
Модели общества
Сферы жизни общества
Люди, как существа наделённые духовностью, в том числе и волей, моралью, объединяются в различные формы деятельности, называемые сферами жизни. В зависимости от понимания факторов общественной жизни основу существования современного общества составляет или экономика, или духовность, или политика.
ОБЩЕСТВО КАК САМОДОСТАТОЧНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Прежде всего, специфика общества не связана с его размерами и прочими внешними свойствами. Главный его признак — самодостаточность, т.е. способность самостоятельно создавать и воссоздавать феномен общественной жизни, отличающийся от природных процессов. О чем конкретно идет речь?
Представим себе обычную социальную группу — все ту же футбольную команду, которую мы не можем считать полноценным человеческим обществом. Дело в том, что бытие футболистов как социальных существ, способных к общественной по своему характеру деятельности, не может быть обеспечено усилиями самого футбольного клуба, который немедленно исчезнет с лица земли, если окажется предоставленным сам себе.
В самом деле, в круг забот профессиональных футболистов не входит ни производство продуктов питания, ни конструирование и строительство стадионов, ни оказание хирургической помощи при травмах и т.д. и т.п. Все это они получают «извне», «из рук» других специализированных групп, предоставляя им в обмен продукт собственной деятельности — а именно футбольное зрелище. В аналогичной ситуации находятся также и актеры, полицейские, депутаты парламента и представители прочих общественных групп.
Теперь представим себе, что наши футболисты или актеры очутились на необитаемом острове, где оказались, предоставлены сами себе. Они смогут выжить лишь в том случае, если уподобятся полноценному человеческому обществу, т.е. окажутся способны собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совместного существования. Короче говоря, производить все потребное для коллективной жизни.
Какие же именно коллективы, существующие в человеческой цивилизации, подходят под определение реальных самодостаточных групп, могут рассматриваться как организационная форма производства и воспроизводства общественной жизни?
Реальная общественная жизнь людей на Земле осуществлялась и до сих пор осуществляется как жизнедеятельность отдельных социальных групп, разделенных пространством и временем, языком и культурой, национальными границами, экономическими и политическими различиями в образе жизни, историческим прошлым и перспективами на будущее.
К примеру, эскимосы Аляски, аборигены Австралии или жители Японских островов долгое время были предоставлены сами себе, не вступали в контакты ни между собой, ни с остальным миром. В результате такой изоляции они создали анклавные очаги социальности, отличающиеся друг от друга по «качеству жизни», но в равной степени соответствующие общим критериям общественной жизни в ее отличии от природных процессов. Все эти образования представляли собой полноценные общества, обеспечивающие социализацию человеческих индивидов, организацию их совместной деятельности, направленной на удовлетворение жизнеобеспечивающих («организмических» и «социетальных») потребностей, передачу исторической эстафеты от одних поколений к другим и т.д. и т.п.
Разные ученые именуют такие самодостаточные группы с помощью различных терминов — «народы», «страны», «государства» и т.д. Не углубляясь сейчас в проблему классификации реальных субъектов истории, отметим, что изначально самодостаточные социальные группы были представлены этносами, т.е. группами людей, связанных общностью исторического происхождения, закрепленного в единстве языка и культуры. Такие этнические группы, как египтяне, евреи, китайцы и пр., представляли собой исторически исходную форму существования обществ (которые, начиная с родоплеменных союзов, имели, как правило, моноэтнический характер, существовали под единой «национальной крышей», так что русский, живший за пределами России, был большой редкостью).
Позднее в истории этническое и социальное начала начинают расходиться. Этнические группы нередко перестают быть обществами: сохраняя духовную общность языка, религии, исторического самосознания и пр., они, однако, теряют единство национальной территории, экономики и административно-политического управления, как это произошло, к примеру, с еврейским этносом. Возникает различие между «этническим ядром», представленным самодостаточными этносоциальными группами, «этнической периферией», которую составляют люди одной национальности, компактно проживающие за пределами своей исторической родины, и «этнической диаспорой» — номинальной группой соотечественников, разбросанных «по городам и весям».
С другой стороны, реальные общества теряют свою «моноэтническую» окраску (так, в современной Франции живут, к примеру, алжирцы, вполне приверженные своим национальным ценностям и при этом осознающие себя полноправными французскими гражданами). Многонациональным было уже древнее римское общество, не говоря о современном американском, которое представляет собой «плавильный котел» самых различных рас и национальностей, сумевших интегрироваться в нацию — единую социально-экономическую, политическую, культурную систему. Часто единое общество складывается как добровольное федеративное или конфедеративное объединение различных национальностей (как это имеет место в современной Швейцарии, представляющей собой единое многонациональное общество). Все это означает, что социологическое понятие общества шире этнографических категорий, обозначающих ту или иную форму национальной принадлежности.
С другой стороны, понятие общества далеко не всегда совпадает с понятиями «страна» или «государство», если понимать их как единое политико-административное образование с общей системой управления, государственными границами, денежным обращением, налогами и т.д. Так, в период колониального владычества Великобритании она представляла собой империю, в которой англичане, австралийцы, индийцы, пакистанцы и прочие народы, жившие в государстве, закрашенном на карте мира одним и тем же цветом, никогда не составляли единого в социологическом смысле общества, ибо никогда не обладали духовным единством, сознанием общих жизненных целей и судеб. Политическая интеграция, тем более основанная на насилии, завоевании, сама по себе не способна создать такую устойчивую социальную систему, как общество, о чем свидетельствует судьба всех известных истории империй.
Отметим, наконец, что общество отличается от государства как политического института, включающего в себя различные правительственные органы, армию, полицию, суд и пр., призванного обеспечивать политическую и административную целостность общества, координировать различные сферы его жизни. В этом смысле государство представляет собой всего лишь часть общества. Однако социальные мыслители долгое время отождествляли часть и целое — общество и созданное им, представляющее его государство. Лишь в Новое время европейские мыслители сумели достаточно строго отличить государство от так называемого «гражданского общества», под которым стали понимать всю совокупность неполитических социальных групп (классов, сословий, цеховых союзов, семей и пр.), интересы которых пытается координировать государство. Соответственно, стало ясно, что Реальное человеческое общество с развитой социальной структурой представляет собой противоречивое единство государства и «гражданского общества», взаимополагающих существование друг друга.
Оставляя в стороне все исторические тонкости общества, отметим, что, по мнению большинства ученых, должным критериям соответствуют так называемые «национально-государственные» объединения людей, обладающие автономной общественной жизнью (в ее организационном, хозяйственном, социальном и духовном измерениях — об этом ниже). Речь идет о древнерусском обществе, германском обществе времен Карла Великого, Англии времен войны Алой и Белой розы, французском обществе эпохи Наполеона, современной Японии, Польше, США и т.п.
Свидетельством в пользу такого вывода может послужить хотя бы следующее «филологическое» соображение. Нетрудно понять, что обретение социальной группой самодостаточности, присущей обществу, означает одновременно утрату ею той особой частной функции, которая отличала ее от других групп. В самом деле, у любого из нас не вызовет затруднений вопрос, для чего существуют полицейские, актеры или футболисты. Однако не каждый человек найдет, что ответить на уже задававшийся нами вопрос: для чего существуют французское или польское общество, что они призваны делать в качестве реальных самодеятельных групп? Очевидно, что общество не имеет главной и единственной функции, если не считать таковой интегральную задачу выживания и развития, ради которой оно исполняет все функции, необходимые для совместного существования людей. Именно поэтому человек может быть профессиональным политиком, военным или обувщиком, но он не может быть «профессиональным поляком» или «французом» — эти понятия означают принадлежность не к тому или иному занятию, профессии, но к самодостаточной социальной группе, «совмещающей» все необходимые профессии.
Достаточно ли строг, однако, предложенный нами критерий? Попробуем подвергнуть его исторической проверке и спросим себя: не существуют ли в истории такие социальные группы, которые обладали бы выраженной самодостаточностью и в то же время не могли бы рассматриваться в качестве полноценных обществ?
Возьмем крестьянскую общину в средневековой Европе. Разве она, ведя замкнутое натуральное хозяйство, не создавала все необходимое для жизни — не только своей, — не совпадая при этом с многослойным феодальным обществом? Ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Самодостаточность крестьянской общины иллюзорна, поскольку общественная жизнь не сводится к хозяйственной деятельности, так называемому материальному производству. Могли ли крестьяне в поте лица своего трудиться на полях и фермах, если бы не имели маломальской гарантии того, что созданное ими не будет отобрано случайным отрядом разбойников? Спрашивается, кто осуществлял функцию воинской защиты населения? Куда устремлялись крестьяне в случае нападения «внешнего врага»? Кто осуществлял необходимую функцию правовой регуляции, «вершил суд» и обеспечивал правопорядок в обществе? Кто «отвечал» за отправление религиозных потребностей людей? И т.д. и т.п. Глубоко ошибаются те, кто, утверждая самодостаточность крестьянства, рассматривает все прочие сословия — и, прежде всего, феодальное дворянство — в качестве закоренелых паразитов, единственным занятием которых являлся грабеж и эксплуатация крестьянства. На самом деле система общественного разделения труда, сложившаяся в средневековье, предполагала «взаимную полезность» самых различных сословий, постоянные конфликты которых не мешали им вместе — и только вместе! — составлять самодостаточное феодальное общество, просуществовавшее весь отведенный ему историей срок.
Столь же ошибочным было бы рассматривать в качестве реальных самодостаточных образований социальные группы вроде известной семьи Лыковых, затерянной в «таежном тупике», о которой писала «Комсомольская правда». На первый взгляд мы имеем дело с человеческим коллективом, осуществляющим совместную деятельность на началах полной и абсолютной самодостаточности. В самом деле, в отличие от средневековой общины члены такой семьи обладали не только экономической, но и организационной самодостаточностью, т.е. вполне самостоятельно регулировали отношения в своем коллективе, самостоятельно обеспечивали собственную безопасность, не платили никаких налогов государственным инстанциям и т.д. и т.п.
Но означает ли этот факт, что мы имеем дело с подлинно самодостаточным образованием, которое заставляет нас уточнить критерии общества? Попытки такого уточнения предпринимались в истории социальной мысли. Некоторые теоретики связывали отличие общества от «частных» социальных групп с особенностями исторического возникновения тех и других. Действительно, и политические партии, и армия, и производственные коллективы вполне сознательно создаются, «изобретаются» людьми (хотя это далеко не всегда происходит по капризу человеческой воли: люди так или иначе осознают необходимость или целесообразность такого «изобретения» и осознанно воплощают его в жизнь). В то же время ни Польша, ни Франция, ни Япония не были созданы «по плану», а возникли в процессе вполне стихийного этногенеза. Соответственно, такие общества являются уже не просто организациями людей, а исторически возникшими общностями, т.е. обладают особенностями генезиса, явно отсутствующими у семьи Лыковых.
Отметим, что подобное отличие в механизмах возникновения социальных групп действительно имеет место, однако оно не является ни достаточным, ни необходимым критерием различения обществ и «необществ»[22]. Чтобы доказать, что малая семейная группа, затерянная в тайге, не может считаться обществом, нам не нужны подобные дополнительные критерии. Нужно лишь правильно понимать феномен самодостаточности, осознавать, что она не ограничивается ни сферой хозяйства, ни административной саморегуляцией, но включает в себя ментальную, духовную самодостаточность, явно отсутствующую в рассматриваемом нами случае. В самом деле, считать семейство Лыковых самостоятельным обществом мы сможем лишь в том случае, если докажем, что духовность этих людей, привычные им стереотипы мышления и чувствования заставляют нас считать их не русскими старообрядцами, оказавшимися в условиях искусственной изоляции, а представителями нового, самостоятельного этноса.
В этом плане далеко не каждая группа людей, ведущая автономную практическую жизнь, является обществом, но представляет собой зачастую не более чем «колонию», созданную в тех или иных целях. Спрашивается: при каких условиях жители испанских воинских поселений в Латинской Америке, практически независимые от метрополии, перестают быть испанцами и становятся колумбийцами, чилийцами или аргентинцами? Ответ однозначен: лишь тогда, когда экономическая и административно-политическая самодостаточность группы дополняется реальной культурной автономией, которая выражается в устойчивых, передаваемых из поколения в поколение особенностях мышления и чувствования, закрепляемых в языке, искусстве, стандартах поведения и т.д. и т.п.
Считая основным признаком общества его функциональную самодостаточность, мы не можем не поставить еще один вопрос. Между современными странами и народами существует высокая степень взаимной зависимости. На наших глазах сложилась система международного разделения труда, которая ставит экономическую конъюнктуру Франции в зависимость от политики американского президента, успешную работу японских предприятий — от стабильной добычи нефти на Ближнем Востоке и т.д. и т.п. Не означает ли это, что современные страны уже нельзя считать обществами, что ими являются лишь отдельные нецивилизованные племена, живущие в условиях экономической автаркии, политической и культурной самоизоляции (или наднациональные цивилизации, как в этом убежден, к примеру, известный английский историк и философ А. Тойнби)[23]?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Очевидно, что современное человечество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы действительно потеряют статус автономных самодостаточных единиц (с наибольшей интенсивностью в этом направлении движутся страны Общего рынка, близкие к созданию «Соединенных Штатов Европы»). И вместе с тем современное человечество находится лишь в начале этого процесса, в той его фазе, когда понятия «национальная экономика», «национальная политика» еще не стали фиктивными, а отдельные страны все еще являются обществами, не потерявшими принципиальную способность выживать в режиме автономного существования (т.е. сохраняющими потенциальную самодостаточность).
Перейдем теперь к изучению конкретных законов организации общества. Такое изучение начинается со структурного анализа общества, установления всей совокупности образующих его частей.
[1] Франк С.Л. Духовные основы общества. С. 37