В чем выражается самосознание этноса
самосознание этническое
самосозна́ние этни́ческое, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Самосознание этническое является основным условием возникновения и существования этнической общности. Оно имеет различное содержание и меняется исторически, его основным компонентом служат признаки, которыми члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть общее название (этноним), язык, религия, представление об общих происхождении, истории, территории (см. Этническая территория), государственности и др. Самосознание этническое представляет собою результат социализации индивида, особенно семейного воспитания, образования и последующего свободного или навязанного выбора. Оно формируется под воздействием внутригрупповых или внешних факторов, в том числе влияния государственной политики и идеологии. Самосознание этническое может усиливаться или ослабляться в зависимости от социально-политической ситуации, носить множественный невзаимоисключающий характер, особенно среди потомков смешанных браков и лиц, проживающих в смешанной среде или сменивших этническую среду проживания. В зависимости от ситуации и интереса индивид может менять самосознание этническое (см. Ассимиляция). Самосознание этническое сосуществует с другими формами социальной идентичности, в том числе гражданской и территориальной (например, индивид может считать себя в этнокультурном отношении кубачинцем и даргинцем, в территориальном дагестанцем, в общегражданском россиянином. См. также Нация.
Смотреть что такое «самосознание этническое» в других словарях:
Самосознание этническое — Этническое самосознание одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Источник: ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 О КОНЦЕПЦИИ… … Официальная терминология
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ — – осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, этнической группе, один из неотъемлемых компонентов самоидентификации личности. Не осознав себя представителем одного из многих этносов, носителем одной из др. культур, человек будет … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ — чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этноса, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнич. связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания или этнонима. С.э. связано с этнич. самоопределением людей … Российская социологическая энциклопедия
Самосознание — Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний … Википедия
Национальное самосознание — Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. В психологии самосознание понимается как психический… … Википедия
Православие и русское национальное самосознание. — Этническое (национальное) самосознание является сложным и многогранным компонентом духовной жизни русского народа. В его структуре выделяются: во первых, осознание людьми своего группового единства, этнической принадлежности; во вторых,… … Религии народов современной России
Национальное самосознание — самосознание нации; сущностью (в более широком смысле этнического) Н.с. является внутригрупповая идентификация; члены этнического коллектива осознают собственную идентичность, определенную тождественность, одинаковость всех членов этноса и в… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Национальное (этническое) и религиозное — В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общности территории, языка, материальной и духовной… … Религии народов современной России
ЭТНОС — (от греч. ethnos народ) особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность территории как естественная база для… … Российская социологическая энциклопедия
ассимиляция — (от лат. assimilatio подражание, уподобление, сходство) этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности (см. Самосознание этническое).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Этническое самосознание
Этническая психология как явление по содержанию представляет собой компонент общественной психологии. Специфика общественно-психологических явлений состоит в принадлежности человека как к определенной социальной, так и этнической группе. Это проявляется как в социальной, так и в этнической солидарности людей, принадлежащих к разным социальным и этническим общностям. У одного и того же человека могут быть как социальные, так и этнические приоритеты. Если первые обусловлены социальными интересами, то вторые — более глубокими этнонациональными интересами, этническими особенностями и установками личности.
Этническое самосознание — сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотношении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением объективного бытия этой общности.
Внешне этническое самосознание проявляется в форме самоназвания — этнонима. Действительно, даже в том случае, если, например, отдельные группы русских, французов, армян, поляков проживают в разных странах, любая из этих групп осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самоназвание. Кроме того, представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза «мы — они».
Центральное место в этническом самосознании занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родным языком и родной землей и т. п. Осознание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей группой, отличной от всех других, пробуждают целую гамму чувств: сопричастность к судьбам своей этнической общности, любовь к исторической этнической родине, к своему народу, его этническим особенностям, культуре, чувство гордости или тревоги за судьбы своего народа, готовность к жертвам и т. п. Катализаторами, стимулирующими и ускоряющими развитие этнического самосознания, обычно служили такие факторы, как внешняя агрессия, порабощение, колонизация, несущие в себе угрозу ассимиляции, культурного или полного физического уничтожения этнической общности.
Этот психологический феномен играет существенную роль в этнической мобилизации, консолидации, социальном контроле, стремлении к партнерству или доминированию, и может быть использован как для преуспеяния народа, так и для агрессивного национализма.
На основе подобного комплекса чувств и переживаний возникает соответственно эмоционально окрашенное и целеустремленное в поведенческом плане состояние психики в целом, выражающееся, например, в волевом устремлении к борьбе за счастье и не¬зависимость своего народа, за его свободу, суверенитет и процветание. Однако этническое самосознание при определенных условиях может играть и негативную роль, обернуться своей противоположностью.
С теоретической точки зрения можно выделить два уровня этнического самосознания — социально-психологический и идеологический.
Психологический уровень, являясь составным элементом обыденного сознания, включает когнитивные представления, стереотипы, установки, в том числе на солидарность, потребность в этнической безопасности, фрустрации, агрессию и т. п.
К идеологическому уровню относятся идеологемы этнического самосознания, которые функционируют на уровне идеологий и создаются творческой интеллигенцией. Однако все, что создается на идеологическом уровне этнического самосознания, не всегда и не во всем совпадает с представлениями людей, конкретных социальных групп. Люди различаются способностями, в том числе критически воспринимать идеологизированную информацию, и, кроме того, в повседневной жизни они обычно руководствуются более актуальными для них идеями и интересами, поэтому многие первоначально декларируемые идеи теряют свою привлекательность.
Этническое самосознание выступает как основной определитель национальности в переписях и других формах массового статистического учета населения. При этом этническая принадлежность (национальность) человека и его язык могут не совпадать, если он усвоил язык и культуру другой национальности.
На уровне личности этническое самосознание меняется и порой довольно радикально на основе возрастных характеристик или жизненного опыта, уровня образования, а также в связи с разными жизненными ситуациями, в которых оказывается человек. Например, этническое самосознание человека, долгие годы прожившего в иноэтнической среде или в тесном соприкосновении с ней, резко отличается от показателей самосознания недавно попавшего в подобную ситуацию.
Наряду с этим существует феномен двойного этнического самосознания. Обычно это имеет место в тех нациях, этнический состав которых составляют выходцы из разных стран. К числу таких наций, представляющих собой по происхождению этнический конгломерат, относится большинство «новых» наций Америки, в том числе и самая крупная из них — собственно американцы США. Этнический состав населения США отличается значительной пестротой. Процесс «перемалывания» переселенцев из различных стран в общем «американском котле» тормозится устойчивостью этнических традиций иммигрантов, а также религиозными, языковыми, этнопсихологическими и другими барьерами, возникающими уже в США. По меньшей мере пятая часть современного населения США имеет двойное этническое самосознание, причисляя себя к американцам и в то же время сохраняя многие культурно-бытовые и языковые черты своего коренного этноса.
Отсюда понятны широко распространенные в США определения вроде «американцы ирландского или соответственно еврейского, русского, итальянского и т. п. происхождения».
Такие же явления двойного этнического самосознания обычны и в других странах Северной и Южной Америки, где сложились новые народы, в состав которых вошли разнообразные местные — (американские) и пришлые (преимущественно европейские и африканские) этнические элементы. Так, в латиноамериканских странах сохранились крупные индейские народы, говорящие на двух языках — своем родном и европейском (чаще всего испанском). Например, в Мексике такими двуязычными народами являются ацтеки, майя и некоторые др.; в Перу, Эквадоре и Боливии — кечуа. Ясно, что двойное этническое самосознание у перечисленных народов закономерно сочетается с двуязычием, вообще характерным для многих стран со сложным этническим составом населения.
Самосознание этноса
Это один из самых больных вопросов. Чем больше коллектив, тем труднее им управлять и тем труднее понять, что с ним происходит. Поэтому рационализации различных членов (и слоев) этноса по его поводу весьма отличаются друг от друга и часто противоречивы.
Здесь особенно четко прослеживаются две противоположные тенденции, свойственные любому развитию. С одной стороны, для существования этносу необходимо иметь определенную структуру управления собой, чтобы преодолеть заложенное в нем хаотическое начало. Народу нельзя давать излишнюю, как говорили раньше, «волю», иначе выплывают на свет Божий лень, анархия, бандитизм. С другой стороны, слишком большая жесткость системы управления ведет к узурпации власти и бедам народным. Это понимают все члены этноса. Однако на этом самосознание этноса и заканчивается: что конкретно нужно в данный момент предпринять, обычно вызывает разногласия или общее недоумение.
Самосознание этноса подобно самосознанию маленького ребенка, который только-только сказал «я». Оно еще настолько зачаточно и ненадежно, что его поведение определяется его подсознанием; соответственно, судьба этноса практически полностью определяется его эгрегором, и выражение «воля народа» всегда (кроме некоторых острых ситуаций на уровне жизни и смерти этноса) следует понимать как «подсознательная воля народа» или «воля эгрегора».
«Граждане, Отечество в опасности!
Наши танки на чужой земле».
А. Галич.
Опасность заключается в том, что ненависть, которую агрессивный этнос вызывает к себе у порабощенных или преследуемых им народов, оказывает сильное влияние на его эгрегор, являясь (в тонком мире) прямой агрессией. Защищаясь против нее, эгрегор вынуждается к инволюционному развитию, то есть понижению частоты своих вибраций и кристаллизации; его эволюционное развитие надолго тормозится и происходит дисгармонично. Трагична судьба такого этноса, как трагична судьба всех черных учителей человечества, и свой вклад в эту трагедию вносит любой человек, который, услышав в душе националистические нашептывания этнического эгрегора, не вырывает их с корнем, а сладко нежится в упоительных раздумьях: «Насколько же мы лучше, чище, умнее и благороднее их, грязных, тупых, ленивых и распущенных!»
Чернь
Фактическая роль, которую играет чернь в любом коллективе, в том числе и в этносе, является важным признаком, указывающим на фазу его развития. Ниже представлено несколько примеров.
«. на вес
Кумир ты ценишь бельведерский».
Такая позиция не ведет к чистоте эгрегора, поскольку игнорирует, так сказать, наличие низшего в высшем и, деля все на белое и черное, сильно ограничивает роль черни как учителя.
Отождествление. Это есть крайняя степень предыдущей позиции, когда коллектив отождествляет себя со своей чернью: «Раз во мне есть такое, значит, я весь такой». После этого на все высшие проявления начинают смотреть глазами черни (поскольку уже все силы коллектива бросаются на ее поднятие), в результате чего высшие энергетические каналы профанируются или перекрываются, и общий уровень эгрегора понижается.
Игнорирование. Эта позиция заключается в том, что коллектив предпринимает необходимые меры для пресечения антиобщественных выступлений черни, но в остальном игнорирует ее существование, делая вид, что ее практически нет или она несущественна. Такая позиция довольно опасна, так как роль черни как черного учителя при этом практически сводится к нулю и есть значительные шансы, что она незаметно заполонит весь коллектив, подчинив его себе.
Чернявская Ю. Народная культура и национальные традиции
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Что такое “этнос”?
§ 3. Этническое самосознание
Этническое самосознание — это представление народом собственной сущности, своего положения в системе взаимодействий с другими народами, своей роли в истории человечества, в том числе, осознание своего права на свободное независимое существование.
Этническое самосознание включает в себя такие важнейшие компоненты, как: этноним; комплиментарность; этнические установки и ориентации; этнические авто- и гетеростереотипы; этнический нрав и темперамент; этнические интересы; психологический настрой и умонастроение этноса; этнические ценности и идеалы и др.
Имя становится необходимо, когда народ в виде некоей общности уже прошел определенный участок своей истории, и коль скоро оно существует и признается группой, значит, существует и этническая общность того или иного типа или уровня.
Люди разных народов интуитивно, не всегда осознанно различают “своих” и “чужих”. Об этом свидетельствует даже чисто бытовые факты: так, белорусы, русские и литовцы, несмотря на сходство условий труда, исторически пользовались разными сохами; карелы и вепсы, настолько тесно связанные с русскими в быту, что и говорят-то в основном по-русски, все же сохраняют некоторые специфические особенности материальной и духовной культуры (жилища, пищи, одежды, устного народного творчества и т.п).
Этническому образу отводится ключевая роль в структуре этностереотипа: это та основа, вокруг которой и возникают представления о том или ином народе.
Такой стереотип не всегда враждебен. Он бывает и положительным, но лишь в том случае, если две группы содержат значительное количество черт общей культуры, а их различающиеся черты не мешают их взаимоотношениям. Иногда благожелательный вариант стереотипа возникает из осознания идеологически активной частью народа, формирующей в большинстве случаев эти стереотипы, определенных психологических особенностей другого народа, которые желательно было бы привить или усилить в собственном народе. Таков, например, был с петровского времени идо середины 19 столетия русский стереотип англичан как особо мастеровитого и практически изобретательного народа. Вспомните, например, текст “Дубинушки”.
Англичанин, мудрец, чтоб природе помочь,
Изобрел за машиной машину.
Итак, откуда же берутся этнические и национальные предубеждения? Часто это — историческое наследие колониализма. Многие годы считалось, что зависимая народность именно потому и зависима, что не может сама решить свои проблемы, а нуждается в “руководстве” со стороны, причем, руководство это может осуществляться какими угодно средствами — в том числе, “огнем и мечом”. Не случайно, в американском фольклоре индеец, африканец, американский негр предстают чаще всего в облике детей. Нет, они не обязательно злы и порочны, но в любом случае инфантильны, незрелы. А детям нужен отец, в процессе воспитания чередующий приемы “кнута” и “пряника”. Но такое положение длится недолго: как только “дети” вырастают и требуют независимости, стереотип превращается в предубеждение: вчерашние “дети” становятся “смутьянами” и “врагами”.
Бывает и так: какой-то этнос или этническая группа воспринимается как экономический конкурент. А конкурент всегда воспринимается как “алчный”, “безжалостный”, “лицемерный”. И не случайно народы наиболее предубеждены по отношению к тем этническим группам, которые являются наиболее опасными экономическими конкурентами. В этом смысле показательно отношение к евреям, которые на протяжение столетий считались хитрыми торгашами. Во многом оно базируется на том, что евреи диаспоры (рассеяния) были, в основном, купцами, ремесленниками, учеными. При этом забывается, что в большинстве европейских стран евреи были лишены права на владение землей и были вынуждены осваивать городские профессии. Отсюда следует и высокий престиж образования, распространенный среди евреев с давних пор и по сей день.
Предубеждение или негативный этнический стереотип — та начальная форма антипатии между народами, которая предшествует межэтнической нетерпимости.
Что касается психологии отдельного члена этноса (как его называют специалисты — “этника” или “этнофора” ), то обычно он не осознает свои этнопредрассудки как предрассудки. Он уверен, что его враждебное отношение к членам другого этноса совершенно оправдано, т.к. вызвано их плохим поведением и дурным характером. Показательно, что такой “бессознательный этноцентрист” всегда готов доказать на примерах, что его отрицательное отношение имеет право на существование: он может упомянуть грузина, недовесившего ему апельсинов на рынке; не очень умного казаха, служившего с ним в армии; скуповатого украинца. В общем-то, кто ж спорит: бывают и жадные украинцы, и ограниченные казахи, но ведь нет никакого основания думать, что целые народы соответствуют этим не самым их лучшим представителям. Когда подобные претензии возникают к членам своего этноса, они так и остаются претензиями к какому-то определенному человеку. В том же случае, если повздорившие люди относятся к разным национальностям, конфликтная ситуация немедленно обобщается и отрицательные черты приписываются всем представителям чужого народа.
Что же касается этнических стереотипов, то они неизбежны до тех пор, пока на земле существуют этносы и нации. Ведь стереотипы выполняют в бытии этноса несколько в высшей степени важных функций.
Вторая важнейшая функция этнических стереотипов — защита групповых ценностей и консолидация этноса : ведь стереотип — это крепость, защищающая наши традиции, за стенами которой мы чувствуем себя безопасно и комфортно.
Существенна также и функция самооправдания : если к какому-нибудь этносу относишься плохо, то оправдываешь свое отношение к нему как к низшему по развитию и культуре, или по моральному облику и образу жизни при помощи соответствующего отрицательного стереотипа.
4. Национальное самосознание
Так называемая «перестройка» Горбачева привела к сепаратизму и распаду СССР, отразилась на формировании национального самосознании народов, на их гражданской идентичности. С обретением независимости Казахстана на передний план выдвигается проблема сохранения культуры казахского и других народов, их развития с учетом особенностей формирования казахстанского национального менталитета. Важной стороной национального самосознания является осознание своей индивидуальности, принадлежности именно к этой, а не к другой этнической и социально-политической общности – казахстанской нации. Национальная культура, в силу своей сути и целостности природы, обладает способностью с наибольшей наглядностью отображать национальное: национальную психологию, национально-специфическое в характере, национальные особенности народа, его нравственное сознание и национальное самосознание. Этнокультура и национальное самосознание тесно связаны между собой. Духовность кочевой культуры номадов, ширь бескрайних степей находили реальное воплощение в отражении норм и правил поведения, его традиций, ценностных ориентациях. Ценностные ориентации, являясь важным компонентом структуры национального самосознания, определяют поведение и отношение человека к окружающему миру. Они проявляются в форме общественных идеалов, которые побуждают личность к активной деятельности. Под воздействием социальных условий происходит их формирование, также как национальное самосознание развивается в процессе социализации. Для казахов характерно специфически бережное отношение к природе: она воспринималась как ценность. К примеру, еще до возникновения письменности, в памяти людей закрепились знания о влиянии природных условий на развитие народа, сохранилось предание об обетованной земле Жер-Уюк, которую искал для своего народа (по определению Валиханова) «философ кочевого ногайско-казахского народа» Асан-Кайгы. Общность территории также представляет особую значимость. Они отождествляют мир с просторами своих степей. В национальном самосознании казахов степь («Арка») означает родной дом, родину («Ата- мекен»). Национальной особенностью казахской общности является то, что кочевой образ жизни обусловил высокую ценность самого человека. В понимании традиционной культуры казахов человек представлен как центр мироздания. Казахи воспринимали себя как представителя определенного рода, что находило свое проявление в национальном характере. Такая особенность национального самосознания обусловлена кочевым образом ведения хозяйства и, как следствие, отсутствием частной собственности на землю. В этом заключается национальное своеобразие казахского общества, в котором, в отличие от оседлых народов, была характерна родовая собственность на землю. И сегодня значительная масса казахов воспринимает себя, в первую очередь, как представителя определенного рода, племени. Особенность казахской идентичности заключается в том, что казахский этнос разделялся на три жуза – старший, средний, младший. Этническое сознание казахов предполагает идентификацию индивида с историческим прошлым и акцентирует идею «корней». Важнейшей особенностью казахского этноса является историческая память, присущая каждому человеку, прежде всего мальчику-юноше, который должен помнить имена своих предков до седьмого колена: это имя отца, представителя определённого рода, деда, прадеда и т.д. Именно эта традиция, прозорливо введённая предками, оказалась великой, потому что сохранила в целом чистым генетический код казахов, так как родственникам до 7 колена не разрешалось вступать в брак. Современные генетики доказали состоятельность прозорливых постулатов древних тюрков. Однако чего нет в узбекской махале и где гораздо чаще появляются дети даунята.
Культ предков является характерной чертой этнического самосознания казахов. Существенное влияние на этническое самосознание казахов в доисламский период оказало тенгрианство, поклонение Кудаю – одному из творцов мира в тюркской мифологии, культ предков. Заложенные в тенгрианстве, элементы терпимости позволяли легче адаптироваться к природной среде и окружающим людям. Кроме того, о специфике национального самосознания казахов свидетельствуют мифы, легенды, которые сохранились в вербальной культуре казахов. Содержание национальной психологии казахского народа богато сочетанием и взаимодействием индивидуально-своеобразных психологических черт. Ведущее место среди позитивных чувств занимает национальная гордость. Она поднимает человека в собственных глазах, усиливает в нем самоуважение. Данное чувство – это обобщенная форма осознанного отношения к своему народу, его ценностям. Это усвоение национальным самосознанием достоинства нации, ее исторической культуры, традиции и быта. Чувство национальной гордости способствует полноценному проявлению национального самосознания.
Наиболее глубоким чувством этноса считается патриотизм, которое отражает любовь к Отечеству, преданность ему, стремление служить его интересам. Если в национальном самосознании будут доминировать идеи патриотизма, то можно говорить о приверженности граждан национальным интересам, гордости за свою нацию, стремлении построить развитое демократическое государство в многонациональном Казахстане. Патриотизм является одним из глубоких чувств, закрепленных веками. Патриотические чувства появились раньше, чем образовались современные нации. В их основе лежат идеи единения. Патриотизм предполагает гуманные взаимоотношения между народами. Эта особенность миропонимания казахами не раз доказывалась конкретными действиями в годы самых тяжелых испытаний, как в военное, так и в мирное время. Социально-экономические трансформации в современном обществе вызывают новые изменения в сознании народа. Но несмотря на трансформацию самосознания, сохранились базовые ценности казахской общности. Для Казахстана обретение независимости стало началом возрождения религии, возвращения народа к своим духовным истокам. И это оказалось серьезным испытанием для межконфессиональных взаимоотношений. Известно, в поликультурном обществе религия является одним из источников возрождения духовности и этнических культур. В то же время такая среда может стать катализатором межэтнической напряженности. Неслучайно именно президент Казахстана стал инициатором проведения съездов лидеров мировых и традиционных религий. 10-11 июня 2015 года в Астане прошел V Съезд лидеров мировых и традиционных религий на тему «Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития». В работе съезда приняли участие 80 делегаций из 42 стран мира. В работе съезда приняли участие генеральный секретарь ООН, Президент Казахстана, Президент Финляндии, Король Иордании, Президент Эфиопии, генеральный секретарь ОБСЕ, президент Всемирной лютеранской федерации, президент Папского Совета по межрелигиозному диалогу Святого Престола, заместитель генерального секретаря Всемирной исламской лиги, генеральный секретарь Всемирной ассамблеи сближения исламских мазхабов и другие государственные и религиозные деятели.
Все большей потребностью у народа становится стремление знать свою историю, язык, культуру. Современная ситуация в Казахстане отличается полиэтничностью. В республике проживают представители более ста двадцати этносов. В таких условиях этническая идентичность более четко осознается. Национальное самосознание играет важную роль в совершенствовании межэтнических отношений, в укреплении взаимопонимания и уважения других наций. Самосознание народов, населяющих Казахстан, должно развиваться в социально-ответственном гражданском государстве, в котором цивилизованный и культурологический подходы к национальным вопросам будут носить объективный характер.