В чем выражается согласование причастий с существительными
В чем выражается согласование причастий с существительными
7.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ
Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.
Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.
Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:
Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.
Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.
7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :
о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.
Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.
1 тип, самый лёгкий
Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.
В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.
Приведём исправленный вариант :
Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью ;
Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.
Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.
В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?
Приведём исправленный вариант :
Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.
Сравним два предложения:
Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.
Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое из которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый из участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков.. К каждому из существительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.
Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».
Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:
Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.
В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.
Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.
ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.
7.1.2 Причастный оборот и место главного слова
В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания.
Ведущая улица в город была свободна.
Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.
Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.
Приведём исправленный вариант :
7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий
В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.
Приведём исправленный вариант :
Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.
Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий
Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Приведём исправленный вариант :
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Согласование причастий с существительными
Чтобы согласовать причастие с существительным, надо поставить вопрос от существительного к причастию: облака (какие?) белеющие. Окончание вопроса и будет окончанием причастия.
Падеж | Муж.род (ср.род) | Жен.род |
И. Р. Д. В. Т. П. | Играющий ребенок (какой/ий) Играющего ребенка (какого/его) Играющему ребенку (какому/ему) Играющего ребенка (какого/его) Играющим ребенком (каким/ым) Об играющем ребенке (каком/ем) | Удивляющаяся девочка (какая/яя) Удивляющейся девочки (какой/ей) Удивляющейся девочке (какой/ей) Удивляющуюся девочку (какую/юю) Удивляющейся девочкой (какой/ей) Об удивляющейся девочке (о какой/ей) |
Правописание суффиксов причастий
Причастия бывают двух видов: действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак по действию того предмета, который сам совершает действие читающий человек, читавший человек.
Страдательные причастия обозначают признак по действию того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: читаемая книга, прочитанная книга.
Суффиксы причастий зависят от глагола какого спряжения образовано причастие:
Образование деепричастий
Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:
-а/-я/-в/-вши:
4. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях
Тему «Одна и две буквы н в разных частях речи»мы подробно рассматривали в Разделе II (Тема 7). Но поскольку наиболее сложным является правописание одной и двух букв н в отглагольном прилагательном и причастии, повторяю здесь ту часть таблицы, в которой отражён именно этот вопрос.
5. Правописание частицы не с причастиями и деепричастиями
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
№48 Выпишите из текста в два столбика прилагательные и причастия (в именительном падеже), пронумеруйте их.
Прилагательные | Причастия |
Раздаётся последний звонок. Зрители все на местах. Закрываются входные двери. Медленно гаснет переливающаяся всеми цветами радуги огромная люстра и множество огней вдоль балконов. Огромный, пятиярусный, сверкающий золотым орнаментом лож зрительный зал Большого театра погружается в темноту. Дирижёр занимает своё место. Взмах его палочки – и зал наполнен прекрасными звуками. Сегодня идёт балет «Спящая красавица». Чарующая музыка Чайковского, талантливые актёры, красочные декорации захватывают зрителя и уносят его в сказочный мир добрых фей, злых волшебниц, в мир чудесных превращений.
№49 Перепишите предложения, раскрывая скобки и согласовывая причастие с нужным существительным.
1. Узкая, длинная коса походила на огромную башню, (упавший) с берега в море.
2. Тучи покрыли небо тяжёлым пологом, (опустившийся) над водой.
3. Пустынное море переливалось, играя (отражённый) солнцем.
4. Маленькие игривые волны, (рождаемый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт корабля.
5. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой.
№50 Начертите таблицу. Перепишите причастия, вставляя пропущенные буквы, выделяя суффиксы. Укажите спряжение исходного глагола.
Действительные причастия (ущ/ющ, ащ/ящ) | Страдательные причастия (ем, им) |
Ù 1. знающий (знать, I спр.) 1. стро…щий 2. полощ…щий 3. трепещ…щий 4. блещ…щий 5. ненавид…щий 6. кле…щий 7. дремл…щий 8. стел…щий 9. дыш…щий 10. гон…щий 11. ре…щий 12. ищ…щий 13. дел…щий 14. вер…щий 15. держ…щий 16. прав…щий 17. мел…щий 18. знач…щий 19. кол…щий 20. реж…щий | Ù 1. видимый (видеть, II спр., искл.) 1. завис…мый 2. ненавид…мый 3. узнава…мый 4. предполага…мый 5. увяда…мый 6. муч…мый 7. слыш…мый 8. мысл…мый 9. обрета…мый 10. склоня…мый 11. спряга…мый 12. изуча…мый 13. омыва…мый 14. отправля…мый 15. рису…мый 16. проветрива…мый 17. использу…мый 18. очища…мый 19. вылива…мый 20. раскручива…мый |
№51 Перепишите, вставляя пропущенные буквы (н или нн).
1. ране…ый боец – изране…ый солдат
2. сея…ая мука – посея…ые семена
3. кипячё…ая вода – вскипячё…ое молоко
4. краше…ый пол – покраше…ый забор
5. некоше…ый клевер – скоше…ая трава
6. непуга…ая ворона – испуга…ая лошадь
7. тка…ая скатерть – вытка…ый ковёр
8. балова…ый ребёнок – избалова…ое дитя
9. кова…ая ограда – некова…ое железо
10. стриже…ый мальчик – стриже…ый по-модному мальчик
11. дистиллирова…ая вода
12. девочка воспита…а бабушкой и дедушкой
13. девочка умна и воспита…а
15. материалы к докладу подготовле…ы
16. кофта связа…а бабушкой
17. тема недостаточно изуче…а
19. ошибка исправле…а
№52 Выпишите «лишнее» слово из каждой строчки.
1. подпрыгивая, невзирая, улыбаясь, распахивая;
2. удивив, удивившийся, спрятавшись, спрятав;
3. уткнувшись, опершись, подпишись, разогревшись.
№53 Перепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя буквы.
1. Мост через железную дорогу так и остался (не)отремонтирован.
2. (Не)вспаха…ые вовремя поля кое-где уже желтели одуванчиками.
3. (Не)раста…вший снег серыми комьями лежит среди домов.
4. (Не)зная броду, не суйся в воду.
5. Дома неуютно: пыль (не)вытерта, цветы (не)политы, книги (не)расставле…ы.
6. (Не)краше…ая мебель кучей была свалена в углу двора.
7. Очень плох человек, ничего (не)знающий, да и (не)пытающийся что-нибудь узнать.
9. Человек бежал, (не)смотря под ноги.
10. (Не)смотря на плохую погоду, матч состоит…ся.
Тема 12
Наречие
Наречия отвечают на вопросы:
как? (пройтибесшумно)
где?(находиться внизу)
куда? (повернуть направо)
когда? (встретиться завтра)
насколько? (увеличить втрое)
В чем выражается согласование причастий с существительными
7.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ
Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.
Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.
Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:
Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.
Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.
7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом
Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :
о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.
Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.
1 тип, самый лёгкий
Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.
В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.
Приведём исправленный вариант :
Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью ;
Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.
В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.
Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.
В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?
Приведём исправленный вариант :
Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.
Сравним два предложения:
Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.
Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое из которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый из участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков.. К каждому из существительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.
Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.
Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».
Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:
Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.
В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.
Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.
ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.
7.1.2 Причастный оборот и место главного слова
В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания.
Ведущая улица в город была свободна.
Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.
Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.
Приведём исправленный вариант :
7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий
В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.
Приведём исправленный вариант :
Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.
Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.
Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.
7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий
Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.
Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Приведём исправленный вариант :
Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.
Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.
Урок 6. Согласование причастий с существительными в роде, числе, падеже (Равишдошларнинг от билан род, сон ва келишикда мослашуви)
1. а) Прочитайте. Определите основную тему высказываний.
Дворец Худоярхана, построенный во второй половине XIX века, интересен и привлекателен тем, что отражает дух своего времени;
Ферганская долина, названная “жемчужиной Узбекистана”, славится удивительной красотой своей природы, своими курортами, своими людьми, отличающимися добротой, искренностью и гостеприимством;
Построенный в Асаке автомобильный гигант укрепляет мощь и славу нашей республики.
в) Объясните постановку знаков препинания.
2. а) Ознакомьтесь с таблицей.
И. Охраняемый памятник путешествующий странник
Р. Охраняемого памятника путешествующего странника
Д. Охраняемому памятнику путешествующему страннику
В. Охраняемый памятник путешествующего странника
Т. Охраняемым памятником путешествующим странником
П. Об охраняемом памятнике о путешествующем страннике
Женский род Средний род
И. Прочитанная книга Р. Прочитанной книги Д. Прочитанной книге В. Прочитанную книгу Т. Прочитанной книгой П. О прочитанной книге | прочитанное стихотворение о прочитанном стихотворении Множественное число |