В чем выражается согласование причастий с существительными

В чем выражается согласование причастий с существительными

7.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.

Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:

Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.

7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :

о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.

Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.

1 тип, самый лёгкий

Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.

В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

Приведём исправленный вариант :

Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью ;

Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.

В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?

Приведём исправленный вариант :

Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.

Сравним два предложения:

Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.

Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое из которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый из участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков.. К каждому из существительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.

Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».

Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:

Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.

В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.

Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.

ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

7.1.2 Причастный оборот и место главного слова

В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания.

Ведущая улица в город была свободна.

Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.

Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.

Приведём исправленный вариант :

7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий

В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.

Приведём исправленный вариант :

Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.

Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий

Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.

Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.

Приведём исправленный вариант :

Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.

Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Источник

Согласование причастий с существительными

Чтобы согласовать причастие с существительным, надо поставить вопрос от существительного к причастию: облака (какие?) белеющие. Окончание вопроса и будет окончанием причастия.

ПадежМуж.род (ср.род)Жен.род
И. Р. Д. В. Т. П.Играющий ребенок (какой/ий) Играющего ребенка (какого/его) Играющему ребенку (какому/ему) Играющего ребенка (какого/его) Играющим ребенком (каким/ым) Об играющем ребенке (каком/ем)Удивляющаяся девочка (какая/яя) Удивляющейся девочки (какой/ей) Удивляющейся девочке (какой/ей) Удивляющуюся девочку (какую/юю) Удивляющейся девочкой (какой/ей) Об удивляющейся девочке (о какой/ей)

Правописание суффиксов причастий

Причастия бывают двух видов: действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак по действию того предмета, который сам совершает действие читающий человек, читавший человек.

Страдательные причастия обозначают признак по действию того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета: читаемая книга, прочитанная книга.

Суффиксы причастий зависят от глагола какого спряжения образовано причастие:

Образование деепричастий

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов:

-а/-я/-в/-вши:

4. Правописание н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях

Тему «Одна и две буквы н в разных частях речи»мы подробно рассматривали в Разделе II (Тема 7). Но поскольку наиболее сложным является правописание одной и двух букв н в отглагольном прилагательном и причастии, повторяю здесь ту часть таблицы, в которой отражён именно этот вопрос.

5. Правописание частицы не с причастиями и деепричастиями

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

№48 Выпишите из текста в два столбика прилагательные и причастия (в именительном падеже), пронумеруйте их.

ПрилагательныеПричастия

Раздаётся последний звонок. Зрители все на местах. Закрываются входные двери. Медленно гаснет переливающаяся всеми цветами радуги огромная люстра и множество огней вдоль балконов. Огромный, пятиярусный, сверкающий золотым орнаментом лож зрительный зал Большого театра погружается в темноту. Дирижёр занимает своё место. Взмах его палочки – и зал наполнен прекрасными звуками. Сегодня идёт балет «Спящая красавица». Чарующая музыка Чайковского, талантливые актёры, красочные декорации захватывают зрителя и уносят его в сказочный мир добрых фей, злых волшебниц, в мир чудесных превращений.

№49 Перепишите предложения, раскрывая скобки и согласовывая причастие с нужным существительным.

1. Узкая, длинная коса походила на огромную башню, (упавший) с берега в море.

2. Тучи покрыли небо тяжёлым пологом, (опустившийся) над водой.

3. Пустынное море переливалось, играя (отражённый) солнцем.

4. Маленькие игривые волны, (рождаемый) ласковым дыханием ветра, тихо бились о борт корабля.

5. Тишина в степи содрогается от глухого грохота поезда, (идущий) к одинокой станции, (окружённый) тьмой.

№50 Начертите таблицу. Перепишите причастия, вставляя пропущенные буквы, выделяя суффиксы. Укажите спряжение исходного глагола.

Действительные причастия (ущ/ющ, ащ/ящ)Страдательные причастия (ем, им)
Ù 1. знающий (знать, I спр.) 1. стро…щий 2. полощ…щий 3. трепещ…щий 4. блещ…щий 5. ненавид…щий 6. кле…щий 7. дремл…щий 8. стел…щий 9. дыш…щий 10. гон…щий 11. ре…щий 12. ищ…щий 13. дел…щий 14. вер…щий 15. держ…щий 16. прав…щий 17. мел…щий 18. знач…щий 19. кол…щий 20. реж…щий Ù 1. видимый (видеть, II спр., искл.) 1. завис…мый 2. ненавид…мый 3. узнава…мый 4. предполага…мый 5. увяда…мый 6. муч…мый 7. слыш…мый 8. мысл…мый 9. обрета…мый 10. склоня…мый 11. спряга…мый 12. изуча…мый 13. омыва…мый 14. отправля…мый 15. рису…мый 16. проветрива…мый 17. использу…мый 18. очища…мый 19. вылива…мый 20. раскручива…мый

№51 Перепишите, вставляя пропущенные буквы (н или нн).

1. ране…ый боец – изране…ый солдат

2. сея…ая мука – посея…ые семена

3. кипячё…ая вода – вскипячё…ое молоко

4. краше…ый пол – покраше…ый забор

5. некоше…ый клевер – скоше…ая трава

6. непуга…ая ворона – испуга…ая лошадь

7. тка…ая скатерть – вытка…ый ковёр

8. балова…ый ребёнок – избалова…ое дитя

9. кова…ая ограда – некова…ое железо

10. стриже…ый мальчик – стриже…ый по-модному мальчик

11. дистиллирова…ая вода

12. девочка воспита…а бабушкой и дедушкой

13. девочка умна и воспита…а

15. материалы к докладу подготовле…ы

16. кофта связа…а бабушкой

17. тема недостаточно изуче…а

19. ошибка исправле…а

№52 Выпишите «лишнее» слово из каждой строчки.

1. подпрыгивая, невзирая, улыбаясь, распахивая;

2. удивив, удивившийся, спрятавшись, спрятав;

3. уткнувшись, опершись, подпишись, разогревшись.

№53 Перепишите предложения, раскрывая скобки, вставляя буквы.

1. Мост через железную дорогу так и остался (не)отремонтирован.

2. (Не)вспаха…ые вовремя поля кое-где уже желтели одуванчиками.

3. (Не)раста…вший снег серыми комьями лежит среди домов.

4. (Не)зная броду, не суйся в воду.

5. Дома неуютно: пыль (не)вытерта, цветы (не)политы, книги (не)расставле…ы.

6. (Не)краше…ая мебель кучей была свалена в углу двора.

7. Очень плох человек, ничего (не)знающий, да и (не)пытающийся что-нибудь узнать.

9. Человек бежал, (не)смотря под ноги.

10. (Не)смотря на плохую погоду, матч состоит…ся.

Тема 12

Наречие

Наречия отвечают на вопросы:

как? (пройтибесшумно)

где?(находиться внизу)

куда? (повернуть направо)

когда? (встретиться завтра)

насколько? (увеличить втрое)

Источник

В чем выражается согласование причастий с существительными

7.1. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Очень важно: перед началом работы с заданием 7 на нахождение ошибок в предложении с причастием советуем прорешать и изучить задание 16, в котором проверяется умение ставить запятые при правильно построенных причастных и деепричастных оборотах.

Цель задания — найти одно такое предложение, в котором нарушены грамматические нормы при употреблении причастного оборота. Конечно же, поиск нужно начинать с нахождения причастия. Помните, что разыскиваемое причастие должно быть непременно в полной форме: краткая форма никогда не образует причастного оборота, а является сказуемым.

Для успешного выполнения этого задания необходимо знать:

Примечание для учителей: учитывайте, что у авторов различных пособий точка зрения на классификацию, а также на типы ошибок, которые можно отнести к определённому типу, различна. В основу принятой на РЕШУ классификации положена классификация И.П. Цыбулько.

Классифицируем все типы возможных грамматических ошибок при употреблении причастного оборота.

7.1.1 Нарушение согласования причастия с определяемым словом

Правило, по которому одиночные причастия (а также включённые в причастный оборот) согласуются с главным ( =определяемым) словом, требует постановки причастия в тот же род, число и падеж, что и главное слово :

о детях (какИХ?) возвращающИХся из поездки; для выставки (какОЙ?) готовящЕЙся в музее.

Поэтому просто находим предложение, в котором есть полное причастие, а его окончание не соответствует (или) роду, (или) падежу,(или) числу главного слова.

1 тип, самый лёгкий

Мне довелось пообщаться с гостями, присутствовавшие на открытии выставки.

В чём причина ошибки? Причастие не согласовано со словом, которому оно должно подчиняться, то есть окончание должно быть другим. Ставим вопрос от существительного и меняем окончание причастия, то есть согласуем слова.

Приведём исправленный вариант :

Я долго разговаривал с авторами (какИМИ?), написавшИМИ эту замечательную статью ;

Мне довелось пообщаться с гостями (какИМИ?), присутствовавшИМИ на открытии выставки.

В данных примерах существительное и его причастие стоят рядом, ошибка видится легко. Но так бывает не всегда.

Мне довелось пообщаться с автором книги, недавно опубликованного.

В данных предложениях есть по два существительных: автором, книги; слова, песни. К какому из них прикреплён оборот с причастием? Думаем о смысле. Что было опубликовано, автор или его книга? Что хочется найти, слова или песню?

Приведём исправленный вариант :

Мне довелось пообщаться с автором книги (какОЙ?), недавно опубликованнОЙ.

Сравним два предложения:

Я услышал тяжёлые шаги (какИЕ?) медведя, преследовавшИЕ меня. Шаги не могут преследовать.

Часто встречаются предложения, в которых есть словосочетания из двух слов, первое из которых является частью целого, обозначенного вторым, например: каждый из участников, один из всех, любой из названных, часть из них, часть подарков.. К каждому из существительных может быть присоединён причастный оборот в зависимости от смысла: в подобных словосочетаниях причастие (причастный оборот) может быть согласовано с любым словом. Ошибкой будет, если причастие «зависнет» и не будет иметь связи ни с одним из слов.

Каждому из участников, получившим максимальное количество баллов, было предоставлено право исполнить ещё по одному номеру.

Причастие может быть согласовано как со словом «каждому», так и со словом «участников».

Обращаем внимание на то, что ошибкой будет несогласование НИ с первым словом, НИ со вторым:

Неверно: Каждому из участников, получившИЕ. или Каждому из участников, получившИМИ. Так нельзя.

В пояснениях на РЕШУ чаще используется вариант согласования с окончанием ИХ.

Неверно: Часть книг, полученнЫЕ в подарок, пойдёт в подарок.

ПРИМЕЧАНИЕ : такой тип ошибки при проверке сочинений считают ошибкой согласования.

7.1.2 Причастный оборот и место главного слова

В правильно построенных предложениях с причастным оборотом главное (или определяемое слово) не может стоять внутри причастного оборота. Его место или до, или после него. Помните, что этого зависит расстановка знаков препинания.

Ведущая улица в город была свободна.

Созданный роман молодым автором вызывал оживлённые споры.

Обратите внимание : при таком построении предложения совершенно непонятно, ставить ли запятую.

Приведём исправленный вариант :

7.1.3. Причастные обороты, включающие неправильные формы причастий

В соответствии с нормами образования причастий, в современном русском литературном языке не употребляются формы причастий на –щий, образованные от глаголов совершенного вида со значением будущего времени: не бывает слов обрадующий, помогущий, прочитающий, сумеющий. По мнению редакции РЕШУ, такие ошибочные формы должны представлены в задании 6, но, поскольку в пособиях И.П. Цыбулько аналогичные примеры есть, считаем важным отметить данный тип тоже.

Приведём исправленный вариант :

Заменяем несуществующее причастие глаголом в условном наклонении.

Пока я не нашёл человека, который сумеет помочь мне.

Ценный приз ожидает человека, который найдёт ответ на этот вопрос.

7.1.4. Причастные обороты, включающие неправильные формы залога причастий

Такой тип ошибки был в заданиях ЕГЭ прошлых лет (до 2015 года). В книгах И.П. Цыбулько 2015-2017 года подобных заданий нет. Этот тип распознаётся труднее всего, и связана ошибка с тем, что причастие употребляется не в том залоге, другими словами, вместо страдательного используется действительное.

Документы, направляющиеся на экспертизу, необходимо тщательно проверять.

Приведём исправленный вариант :

Документы, направляемые на экспертизу, необходимо тщательно проверять.

Пена, которую наливаем в ванну, имеет приятный аромат.

Источник

Урок 6. Согласование причастий с существительными в роде, числе, падеже (Равишдошларнинг от билан род, сон ва келишикда мослашуви)

1. а) Прочитайте. Определите основную тему высказываний.

Дворец Худоярхана, построенный во второй половине XIX века, интересен и привлекателен тем, что отражает дух своего времени;

Ферганская долина, названная “жемчужиной Узбекистана”, славится удивительной красотой своей природы, своими курортами, своими людьми, отличающимися добротой, искренностью и гостеприимством;

Построенный в Асаке автомобильный гигант укрепляет мощь и славу нашей республики.

в) Объясните постановку знаков препинания.

2. а) Ознакомьтесь с таблицей.

И. Охраняемый памятник путешествующий странник

Р. Охраняемого памятника путешествующего странника

Д. Охраняемому памятнику путешествующему страннику

В. Охраняемый памятник путешествующего странника

Т. Охраняемым памятником путешествующим странником

П. Об охраняемом памятнике о путешествующем страннике

Женский род Средний род

И. Прочитанная книга

Р. Прочитанной книги

Д. Прочитанной книге

В. Прочитанную книгу

Т. Прочитанной книгой

П. О прочитанной книге

прочитанное стихотворение

о прочитанном стихотворении

Множественное число

Т. Любимыми книгами

П. О любимых книгах

б) Поработайте в парах.

Попросите вашего товарища еще раз посмотреть на таблицу склонения причастий ед.ч.

3. Сформулируйте вопрос о совпадении окончаний причастий в И. и В. падежах в форме среднего рода, и задайте его своим товарищам.

4. Посмотрите внимательно на окончания причастий в форме ж.р. ед.ч., найдите совпадающие окончания. Попросите товарища сделать то же самое.

5. Скажите, в каких падежах множественного числа окончания причастий совпадают и почему? Задайте вопрос об этом своему товарищу по парте.

6. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Памятник Шах-и-Зинда, расположенный на юго-восточном склоне Афрасиаба представляет собой один из выдающихся архитектурных ансамблей Самарканда. Состоит он из одиннадцати мавзолеев. Поднявшись по ступеням величественной лестницы и войдя в прохладный узкий коридор, мы совершаем путешествие в глубь времен. В первом мавзолее погребен друг Улугбека, знаменитый астроном Казы-Заде Руми. Поднявшись по тридцати ступеням старинной лестницы, мы попадаем в открытую галерею. Тут расположены усыпальницы ближайших родственников Тимура. Хранители Шах-и-Зинды обязательно расскажут легенду о том, что живший здесь Хусаин ибн Аббас, закончив однажды проповедь, снял свою голову с плеч и скрылся через узкую щель в пещере, где как будто продолжает жить и поныне. Отсюда и проходит название “Шах-и-Зинда”, что означает “Живой царь”. В целом этот памятник представляет собой уникальный музей XIV-XV веков.

глубь времен – қадим замонлар, асрлар қаъри

погребен – дафн этилган

галерея – ер ости йўли; силсила, қатор тизилган нарса

усыпальница – дахма, мақбара

щель – тирқиш, оралиқ

7. Поработаем над текстом

а) Объясните употребление числительного “один” в начале текста. Подумайте, почему использована форма “один”, а не “одна” или “одно”.

б) Подберите синонимы и антонимы к словам: узкий, ближайший, величественный, прохладный.

8. Ответьте на вопросы:

а) Где находится Шах-и-Зинда?

б) Когда построен этот комплекс мавзолеев?

в) Почему Шах-и-Зинда называется ансамблем?

г) Что означает слово “Шах-и-Зинда”, как появилось это название?

д) Как вы понимаете выражение “путешествие в глубь времен”?

е) Как вы думаете, зачем нужно изучать, беречь, охранять памятники архитектуры, культуры? Обоснуйте свой ответ.

9. Найдите в тексте причастия, объясните их окончания. Скажите, с каким существительным они согласуются в роде, числе, падеже.

10. Найдите в тексте предложения, в которых использованы слова

“погребен”, “расположен”. Определите, какую функцию они выполняют в предложении, с каким членом предложения они согласуются в роде и числе. Скажите, от каких слов они образованы.

Краткие страдательные причастия в предложении бывают сказуемыми. Они изменяются по числам. В ед.ч. изменяются и по родам, но не склоняются: музей открыт,

11. а) Задайте вопросы своему товарищу об интересных научных открытиях по образцу:

Как (когда и кем) была открыта периодическая система химических элементов?

Когда был построен мавзолей Саманидов?

б) Ответьте на вопросы товарища, обратите внимание на употребление кратких форм страдательных причастий.

12. Давайте поговорим.

1). Вы спешите на вокзал, чтобы встретить друга, приезжающего из Ашхабада.

Спросите у кого-либо:

— о дороге на вокзал;

— о местонахождении справочного бюро;

— о времени прибытия поезда, который нужен вам;

— о том, как пройти на путь № 5, на который прибывает ваш поезд.

2). Вы у билетной кассы. Попросите кассира:

— дать вам до Самарканда билеты на вас, на брата и на сестру;

— закомпостировать один билет до Хаваста, другой до Коканда;

— поменять вам плацкартный билет на купейный.

3). Вы вошли в купе поезда, в котором поедете в Бишкек.

а). Попросите соседа по купе:

— помочь вам открыть окно;

— помочь вам поставить в багажник чемодан;

б). Попросите проводника:

— принести вам постельное белье;

— налить вам два стакана чая;

— разбудить вас в 5 часов утра;

в). Предложите соседке по купе:

— помочь ей поставить в багажник чемодан;

— снять с верхней полки ее рюкзаки;

— открыть банку с консервами;

— во время стоянки поезда выйти из вагона и погулять по перрону.

г). Спросите согласия или разрешения у соседей по купе:

— включить (выключить) радио;

что бы вы предприняли в следующих случаях:

— вы опоздали на поезд, на котором должны были срочно выехать в Ташкент;

— вы вышли на маленькой станции из вагона и отстали от поезда;

— на узловой станции, где вам нужно делать пересадку, вы сели не в тот поезд, который вам нужен.

14. Составьте небольшой рассказ о вашем знакомом, закончив его одним из фразеологизмов со словом путь в переносном значении:

он пошел своим путем;

он вступил на этот путь давно;

он никогда не собьется с пути;

он нашел путь к ее сердцу;

наши пути разошлись.

15. Для участия в конкурсе на лучший маршрут, проводимом хокимиятом, разработайте по географической карте маршруты путешествий:

а) По югу Узбекистана;

б) По Ферганской долине;

в) По древним городам Узбекистана;

г) В поезде по Узбекистану;

д) По местам, где жили узбекские писатели.

16. Вы много раз летали на самолете; ваша подруга собирается лететь в первый раз и испытывает чувство страха перед полетом. Рассейте ее опасения, убедите ее, что лететь на самолете безопасно, удобно, приятно.

17. Составьте рассказ «Собираемся в поездку», использовав следующую лексику:

Собираться в дорогу, купить чемодан, советоваться друг с другом, отобрать вещи, предметы туалета (платье, костюм, юбка, блузка, брюки, рубашка, белье), укладывать чемодан; не вмещаться, не закрываться, давить изо всех сил, помогать, выбросить лишние вещи; иметь большой вес, не поднять; принять решение, сложить необходимые вещи в портфель, отправиться на вокзал.

18. Скажите, пожалуйста, любите ли вы путешествовать. Какие виды транспорта вы предпочитаете? Что вы обычно берете с собой, когда собираетесь в дальнюю дорогу?

19. Давайте поиграем.

а) Игра-соревнование: О чем говорят в дороге.

Задания. В дороге люди, даже незнакомые, часто разговаривают друг с другом. Давайте проведем конкурс на самого изобретательного собеседника. Выигрывает тот, кто назовет больше тем для разговоров, не повторяя других.

Игра ведется в быстром темпе, без подготовки.

б) Ролевая игра: Встреча на вокзале.

Задания. 1. Вы встречаете друга, который приехал из-за рубежа. Поздоровайтесь, выразите радость по поводу встречи, задайте вопросы о поездке, самочувствии, предложите свой план, как провести предстоящий день.

2. Вы только что приехали в Ташкент. Вас встречает ваш друг. Поздоровайтесь, задайте вопросы, скажите о цели приезда, сообщите, имеете ли вы достаточно времени, чтобы принять предложения А.

Действие игры происходит в помещении вокзала аэропорта. Игра ведется в быстром темпе и может повторяться за счет смены играющих и обстоятельств ( например, играющий Б приехал в командировку, у него очень мало времени, он очень устал с другом и т.п.)

Варианты. В игру могут вводиться дополнительные персонажи: служащий справочного бюро, у которого встречающий узнает время прибытия поезда (самолета), носильщик. Играющий роль Б. может также дать объявление по радио и т.п.

в) Грамматическая игра-соревнование:

прилагательное (телевизионный экран);

причастие (проявленная пленка);

притяжательное местоимение (наш город);

порядковое числительное (четвертый этаж).

20. Прослушайте текст. Определите тему, озаглавьте текст.

В конце 60-х годов ХV века в Самарканде жил и учился великий узбекский поэт Алишер Навои. Здесь он познакомился с творчеством Саккаки и других поэтов, писавших на староузбекском языке. Среди его друзей оказались старые и молодые ученые Абулайси, Мухаммад Али Самаркандий, Ходжа Хисрау и др. Навои восторженно отзывался о своем наставнике ученом и поэте Абулайси, который был знатоком философии, логики, права, математики, литературы и арабского языка. Он сердечно и внимательно относился к своим ученикам, особенно к Алишеру Навои.

21. Скажите, что нового о жизни А. Навои узнали из текста. Дополните текст сведениями о жизни и творчестве А. Навои.

22. Давайте совершим путешествие в Древнюю Русь.

Первым значительным каменным сооружением на Руси явился Софийский собор в Киеве, построенный в 40-х годах XI века. Софийский собор поразил современников своей грациозностью (высота его около 30 метров), в то время строились обыкновенно лишь одноэтажные, редко двухэтажные, постройки. Здание имеет 13 глав, пирамидальную форму. Внутри храм кажется еще более огромным. Интерьер собора хорошо освещен естественным светом, идущим из окон. Этот естественный свет заставляет играть на солнце золото мозаики, которой покрыты стены интерьера и своды центральной части собора, хорошо выделяется роспись на боковых стенах.

Сооружение – иншоот, бино, иморат

Интерьер – бинонинг ички қисми

Мозаика – қадама (терма) нақш

Роспись – гулли ёки расмли нақшлаш

23. Задания для самостоятельной работы.

а) Ответьте на вопросы:

— Любите ли вы путешествовать?

— В каких странах (городах) вы побывали?

— Расскажите об архитектурных памятниках этих городов.

б) Выберите одну из следующих тем и напишите небольшое сочинение:

Мое увлекательное путешествие;

Первопроходцы звездных дорог (рассказ о космонавтах);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *