В чем выражается стадиальность литературного процесса
СТАДИАЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ
Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко — в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и — литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением — барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).
Учеными в наибольшей степени уяснены стадиальные различия между литературами Нового времени и предшествовавшей им письменностью. Древняя и средневековая литературы характеризовались распространенностью произведений с внехудожественными функциями (религиозно-культовой и ритуальной, информативной и деловой и т.п.); широким бытованием анонимности; преобладанием устного словесного творчества над письменностью, которая прибегала более к записям устных преданий и ранее созданных текстов, нежели к «сочинительству». Важной чертой древних и средневековых литератур являлась также неустойчивость текстов, наличие в них причудливых сплавов «своего» и «чужого», а вследствие этого — «размытость» границ между оригинальной и переводной письменностью. В Новое же время литература эмансипируется в качестве явления собственно художественного; письменность становится доминирующей формой словесного искусства; активизируется открытое индивидуальное авторство; литературное развитие обретает гораздо больший динамизм. Все это представляется бесспорным.
Сложнее обстоит дело с разграничением литератур древних и средневековых. Оно не составляет проблемы применительно к Западной Европе (древнегреческая и древнеримская античность принципиально отличаются от средневековой культуры более «северных» стран), но вызывает сомнения и споры при обращении к литературам иных, прежде всего восточных, регионов. Да и так называемая древнерусская литература была по сути письменностью средневекового типа.
Обсуждение проблемы географических границ Возрождения обнаружило недостаточность традиционной схемы мирового литературного процесса, которая ориентирована в основном на западноевропейский культурно-исторический опыт и отмечена ограниченностью, которую принято именовать «европоцентризмом». И ученые на протяжении двух-трех последних десятилетий (пальма первенства здесь принадлежит С.С. Аверинцеву) выдвинули и обосновали концепцию, дополняющую и в какой-то степени пересматривающую привычные представления о стадиях литературного развития. Здесь в большей мере, чем раньше, учитываются, во-первых, специфика словесного искусства и, во-вторых, опыт неевропейских регионов и стран. В имеющей итоговый характер коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы.
Первая стадия — это «архаический период», где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики (о ней см. с. 228–229), и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь вдет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.
Стадиальность литературного развития
Вы будете перенаправлены на Автор24
Литературный процесс как часть культурно-исторического процесса
Под литературным процессом понимается историческое существование, функционирование и эволюция литературы как на протяжении всей истории страны, народа, региона, мира, так и в определенную эпоху.
Литературный процесс в каждый момент истории в себя включает как сами художественные произведения, разнокачественные социально, эстетически, идеологически – от высоких образцов до бульварной, эпигонской, массовой литературы, так и формы общественного бытования – издания, публикации, литературную критику, читательские реакции, запечатлеваемые в мемуарах и эпистолярной литературе.
Важной стороной литературного процесса является взаимодействие художественной литературы с общекультурными, идеологическими, языковыми явлениями и другим видами искусства.
В мировом масштабе литературный процесс является частью общественно-исторического процесса и находится в зависимости от него.
Часто присутствует прямая связь литературно-художественного творчества и общественно-политических движений (например, чартистская литература, декабристская литература).
Литературоведы постоянно акцентируют внимание на том, что на литературу активное воздействие оказывает социальная действительность. Они подчеркивают, что литературный процесс необходимо рассматривать как обусловленный культурно-исторической жизнью. Одновременно с этим отмечается, что недопустимо изучение литературы вне целостного контекста культуры и непосредственное соотношение ее с социально-экономическими и другими факторами, так как литературный процесс – это часть культурного процесса.
Готовые работы на аналогичную тему
Литературный процесс соотносится со стадиями общественного развития человечества:
Стимулируется он в первую очередь потребностью авторов, не всегда осознанной, отзываться на изменения в исторической жизни, принимать в ней участие, оказывать влияние на общественное сознание. То есть литература в историческом времени меняется главным образом под воздействием извне. Вместе с этим большое значение для эволюции литературы имеет наследование литературных традиций, и это дает возможность говорить о литературном процессе как таковом. Таким образом, развитие литературы относительно самостоятельно, в нем важны имманентные начала.
Этапы литературного процесса
Существующие глобальные, общие тенденции позволяют выделить ряд этапов в мировом литературном процессе. В масштабе мировой литературы отдельные стадии могут быть представлены национальными литературами, которые в какой-то момент истории глубже и полнее выражают тенденции развития искусства (например, в начале эпохи Ренессанса – итальянская литература, в эпоху классицизма – французская, в эпоху романтизма – немецкая, в эпоху зрелого реализма – русская).
Одновременно историческая поэтика дает возможность выделить глубинные процессы, локализованные на уровне общих принципов художественного мышления и эстетического видения, а также субъектной архитектоники художественного произведения, архетипических форм родов, жанров, сюжета и образа. Становление и дальнейшее изменение данных феноменов происходить столетиями и тысячелетиями. Историческая поэтика выделяет три стадии развития мировой литературы:
Эпоха синкретизма (эпоха дорефлективного традиционализма, фольклора, мифопоэтическая эпоха, архаическая эпоха) длится от древнего каменного века по 7-4 вв. до н.э. в Греции и до 1 в. н.э. на Востоке.
Самым очевидным и фундаментальным отличием архаического сознания от сознания современности является его синкретизм, который пронизывает всю древнюю культуру.
Синкретизм – это выражение своеобразного целостного взгляда на мир, свойственное архаическому сознанию.
Это взгляд еще не осложнен дифференцирующим, рефлексивным мышлением. Сами идеи различия и тождества еще не оформлены в своей раздельности, в связи с чем человек и природа воспринимаются синкретически.
В таком видении мира возникло своеобразие архаического искусства, в первую очередь его субъектной архитектоники. Поэтика синкретизма в целом – это время медленной выработки главных и первичных принципов художественного мышления, образных языков, субъектных форм, родов и жанров, сюжетных архетипов.
Вторая стадия литературного процесса длится с 4-5 вв. до н.э. до второй половины 18 века в Европе и конца 19 в. на Востоке. Риторическая эпоха имеет и другие обозначения – традиционалистская эпоха, эпоха рефлексивного традиционализма, эйдетическая эпоха, каноническая эпоха.
Внешним признаком, который свидетельствует о наступлении этой стадии, является появление первых риторик и поэтик. В них эстетическая мысль начинает отделяться от остальных форм идеологии, рефлектировать над литературой и зарождающимся принципами культуры. Такими являются «Поэтика» Аристотеля, «Государство» и «пир» Платона, «Натьяшастра» Бхараты, «Ода изящному слову» Лу Цзи и т.д. Эту стадию поэтики принято разделять на два этапа:
На этой стадии на смену синкретизму пришел новый эстетический и культурный принцип. Этот период отмечен традиционализмом художественного сознания. Художественный феномен на этой стадии ориентирован на традиционное и повторяющееся, а не на оригинальное и неповторимое.
Третья стадия литературного процесса начинается с середины 18 века и длится до настоящего времени.
На рубеже 18-19 веков произошел «культурный перелом», предпосылкой которого стало появление автономной личности. Это открытие привело к зарождению художественного мира, в котором на первый план выдвигается индивидуально-творческое художественное осознание. Субъектная сфера искусства перестраивается, возникают новые отношения автора, читателя и героя. доминирующей становится поэтика автора, который освободился от всевластия жанрово-стилевых форм. Начинается процесс деканонизации жанров, который привел к принципиальному обновлению литературы. Литература максимально сближается с бытием человека, проникается его чувствами, заботами, мыслями.
Литературный процесс, его стадиальность
Литературный процесс – историческое движение национальной и мировой литературы.
Литературный процесс – историческое движение национальной и мировой литературы. В объем понятия ЛП входят понятия: уровни ЛП, литературные дискуссии, литературные связи.
Уровни ЛП :
Все это мировая литература.
Литературные дискуссии (споры) – входят в объем понятия ЛП, обуславливают литературный процесс. Дискуссии о путях развития русской литературы, о русской идее (есть ли она вообще как связь с культурой и лит-ой в мире), об акмеизме, о реализме (о статусе, объеме понятия, о содержании), об утопии, антиутопии и т.д.
Литературные связи – 1 из знаков имманентности литературы. Связь между творчеством одного писателя и тв-ом других писателей. Руссо и Стендаль у Толстого в тв-ве, Шиллер в тв-ве Достоевского, Чехов в драматургии 20 века в зарубежной лит-ре. Групповые связи – взаимопритяжение, отталкивание. В 19 в. До сегодняшнего дня ведутся споры о журнальных группировках. Международные связи: Шекспир в России, русская литература в Японии и т.д.
С ЛП в синхронии имеет дело критика.
3 пласта:
Границы между беллетристикой и литературной классикой подвижны.
Любой писатель живет в свое время, которое отражается в его произведении даже при условии, что писатель отстраняется от своего времени, политического режима. Жить в обществе и быть свободным от общества писатель не может. Вся социально-политическая жизнь в произведении так или иначе отражается (война, революция и т.д.). Каждое произведение – явление своего времени. Вся русская классическая литература, зарубежная, является показательной.
История литературы – история философских идей, которые отражаются в произведениях.Произведения: Дефо и Свифт, Галсуорси и Метерлинк, Теккерей, Толстой и Достоевский, булгаков, платонов, Стругацкие и Бредбери. Художественная литература связана с миром, но и знает свои закономерности, независимо от нелитературного ряда. Диалектика новаторства и традиций, смена литературных направлений.
Реализм и модернизм сложно сосуществуют. 17 век барочный, сентиментализм – преддверие романтизма, романтизм – необарокко, неоромантизм в 20 веке. Романтизм открывает двоемирие. Невидимый мир, в который устремлен романтический герой, устремляется в иной мир, т.к. не принимает реальный.
Толстого и Достоевского называют иногда первыми людьми, как и Чехова.
Стадиальность ЛП. В 1994 в сборнике «Историческая поэтика» вышла коллективная статья «Категория поэтики в смене литературных эпох».
Каждый на своем материале выявил преемственность литературы, потом все привели к общему знаменателю:
3 стадии Литературного процесса:
2. Традиционализм – середина 1 тыс. до нашей эры. Литература Древней Грециии до середины 18 века. Стадию разбили на 2 этапа: до и после Возрождения. Индивидуальные стили намечаются, формируются жанры, первый этп можно обохзначить как «поэтика стиля и жанра». Мощное влияние стиля и жанра на словесность. До возрождения для литературы характерна анонимность, безличность. После Возрождения автор очень ярко заявляет о себе – Данте, Боккачо. Авторское заявляет во весь голос, расширяются права художественного вымысла.
Проблема прогресса в ЛП (много точек зрения). Многие считают, что прогресса нет, т.к. новые открытия не отменяют старое. В науке же прогресс мыслится в этой парадигме. Сначала открытие, потом новое открытие вбирает в себя предшествующее. Это составная часть, «матрешка». В искусстве нет такого. Гомера никто никогда не отменит, Данте, Рабле и т.д.
Вопросы о программе снимаются, когда речь заходит о национальных литературах, которые получили письменность. Шорцы, казахи. До советского времени письменности не имели. Письменность – важный момент в осознании народом себя. В этом отношении прогресс есть, но это не решающий аргумент о прогрессе литературного процесса. В движении жизни появляется потребность в ее фиксации, потребность художественно зафиксировать и осмыслить это если относится к миру, как к свитку, тогда прогресс есть. Усложнение субъектной организации, ритмики, художественных приемов. Научная фантастика обозначает не только то, что сейчас есть, но и пытается проследить логику развития человечества.
Метод – комплекс приемов и художественных средств для освоения действительности; способ познания ее. Абстрактное понятие, которое группирует вокруг себя много художников.
Как соотносится понятие метод и направление. Не синонимы. Метод существовал всегда, т.е. художники обладали общими приемами, не осознавая это. Как только они начинают осознавать как и что они делают, возникают требования к себе и современникам. Появляются декларации, трактаты, в которых способы, приемы на поэтику выражаются.
Впервые в ЛП это появилось в эпоху классицизма – 17 век. Это первое литературное направление в истории ЛП. Они впервые под творчество подвели определенную теоретическую базу, впервые творчество обретает определенную эстетическую платформу, которая выражается в трактате Буало «Поэтическое искусство». У просвещения и романтиков тоже потом появляются трактаты. В 19-20 вв. появляются парадоксальные явления – программа есть, а творчество незначительно. Течения появляются в рамках направления. Барочные, просветительские, романтические течения.
Стиль – реализация художественного метода или художественного направления. Воплощение метода, направления в творчестве художника. Понимают как конкретное воплощение метода и направления в творчестве художника. Стиль понимается как художественный мир того или иного писателя в широкое понимание, уже – стиль художественного произведения. Как комплекс или набор этих приемов.
24.11.2016, 7893 просмотра.
§ 2. Стадиальность литературного развития
§ 2. Стадиальность литературного развития
В литературоведении укоренено и никем не оспаривается представление о наличии моментов общности (повторяемости) в развитии литератур разных стран и народов, об едином ее «поступательном» движении в большом историческом времени. В статье «Будущее литературы как предмет изучения» Д.С. Лихачев говорит о неуклонном возрастании личного начала в литературном творчестве) об усилении его гуманистического характера, о нарастании реалистических тенденций и все большей свободе выбора форм писателями, а также об углублении историзма художественного сознания. «Историчность сознания, — утверждает ученый, — требует от человека осознания исторической относительности своего собственного сознания. Историчность связана с «самоотречением», со способностью ума понять собственную ограниченность»[883].
Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем этапам истории человечества, которые с наибольшей отчетливостью и полнотой явили себя в странах западноевропейских и особенно ярко — в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые и — литературы Нового времени с их собственными этапами (вслед за Возрождением — барокко, классицизм, Просвещение с его сентименталистской ветвью, романтизм, наконец, реализм, с которым в XX в. сосуществует и успешно конкурирует модернизм).
Учеными в наибольшей степени уяснены стадиальные различия между литературами Нового времени и предшествовавшей им письменностью. Древняя и средневековая литературы характеризовались распространенностью произведений с внехудожественными функциями (религиозно-культовой и ритуальной, информативной и деловой и т. п.); широким бытованием анонимности; преобладанием устного словесного творчества над письменностью, которая прибегала более к записям устных преданий и ранее созданных текстов, нежели к «сочинительству». Важной чертой древних и средневековых литератур являлась также неустойчивость текстов, наличие в них причудливых сплавов «своего» и «чужого», а вследствие этого — «размытость» границ между оригинальной и переводной письменностью. В Новое же время литература эмансипируется в качестве явления собственно художественного; письменность становится доминирующей формой словесного искусства; активизируется открытое индивидуальное авторство; литературное развитие обретает гораздо больший динамизм. Все это представляется бесспорным.
Сложнее обстоит дело с разграничением литератур древних и средневековых. Оно не составляет проблемы применительно к Западной Европе (древнегреческая и древнеримская античность принципиально отличаются от средневековой культуры более «северных» стран), но вызывает сомнения и споры при обращении к литературам иных, прежде всего восточных, регионов. Да и так называемая древнерусская литература была по сути письменностью средневекового типа.
Дискуссионен ключевой вопрос истории всемирной литературы: каковы географические границы Возрождения с его художественной культурой и, в частности, словесностью? Если Н.И. Конрад и ученые его школы считают Возрождение явлением глобальным, повторяющимся и варьирующимся не только в странах Запада, но и в восточных регионах[884], то и другие специалисты, тоже авторитетные, рассматривают Ренессанс как специфичное и уникальное явление западноевропейской (главным образом итальянской) культуры: «Всемирное значение итальянский Ренессанс приобрел не потому, что был самым типичным и наилучшим среди всех случившихся ренессансов, а потому, что других ренессансов не было. Этот оказался единственным»[885].
При этом современные ученые отходят от привычной апологетической оценки западноевропейского Возрождения, выявляют его двойственность. С одной стороны, Ренессанс обогатил культуру концепцией полной свободы и независимости личности, идеей безусловного доверия к творческим возможностям человека, с другой же стороны — возрожденческая «философия удачи питала дух авантюризма и аморализма»[886].
Обсуждение проблемы географических границ Возрождения обнаружило недостаточность традиционной схемы мирового литературного процесса, которая ориентирована в основном на западноевропейский культурно-исторический опыт и отмечена ограниченностью, которую принято именовать «европоцентризмом». И ученые на протяжении двух-трех последних десятилетий (пальма первенства здесь принадлежит С.С. Аверинцеву) выдвинули и обосновали концепцию, дополняющую и в какой-то степени пересматривающую привычные представления о стадиях литературного развития. Здесь в большей мере, чем раньше, учитываются, во-первых, специфика словесного искусства и, во-вторых, опыт неевропейских регионов и стран. В имеющей итоговый характер коллективной статье 1994 г. «Категории поэтики в смене литературных эпох» выделены и охарактеризованы три стадии всемирной литературы.
Первая стадия — это «архаический период», где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н. э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и «поэтики стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики (о ней см. с. 228–229), и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение (здесь, заметим, речь вдет по преимуществу об европейской художественной культуре). На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному (хотя еще в рамках традиционализма); литература в большей мере становится светской.
И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, «предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке»; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью»[887]. Все это имеет место в романтизме и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме нашего века. К этим явлениям литературного процесса мы и обратимся.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
На каком этапе развития мы находимся*
На каком этапе развития мы находимся* Литература наша переживает некоторые болезни роста. Это конечно, не мрачный кризис оскудения, не какая-нибудь болезнь, грозящая самой жизни, — это именно недомогание вследствие бурного роста, слишком быстрого перехода к новой стадии
Глава 3. НЕФТЬ — ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЛИ ДЛЯ ДЕГРАДАЦИИ? (как поднять российское машиностроение)
Глава 3. НЕФТЬ — ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЛИ ДЛЯ ДЕГРАДАЦИИ? (как поднять российское машиностроение) Но есть еще один механизм привлечения крупных инвестиций в нашу экономику, в частности в машиностроение, который у нас недоиспользуется — связывание возможности доступа к
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАУКИ
ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ НАУКИ Наука неоднородна и представляет собой процесс, развивающийся, как и все в мире, противоречиво.Часть ученых, наделенных могучим и живым воображением, «фантазируют» в науке, двигаются в ней как бы бросками. Другая часть,
Этапы развития
Этапы развития 1997–2000. Блистательное начало. Криминальный сериал стартует из Петербурга несколькими залпами: «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Бандитский Петербург», «Тайны следствия». Приводятся в движение огромные массы профессионалов
3. Этапы развития
3. Этапы развития Театральная история показывает, что каждая эпоха едва ли не заново воспроизводит театр. То есть во всякое время генезис — всякий раз на соответствующем уровне и приличествующей ему базе — как бы повторяется. В реальной истории, после того, как театр
Глава VI Закономерности развития литературы
Глава VI Закономерности развития литературы Развернутое и аргументированное изложение данной «сверхтемы» литературоведения (по сути — целого узда научных дисциплин) требовало бы как минимум отдельной книги. Мы ограничимся весьма
Пути развития массовой литературы начала XX века: от Ната Пинкертона к А. Вербицкой, М. Арцыбашеву и др
Пути развития массовой литературы начала XX века: от Ната Пинкертона к А. Вербицкой, М. Арцыбашеву и др Серебряный век многие исследователи считают ареной столкновений, политических и эстетических непримиримостей, трансформации образных языков различных эпох,
Путь от авантюрного романа к беллетристике как стратегия развития творчества писателей
Путь от авантюрного романа к беллетристике как стратегия развития творчества писателей Изучение большого корпуса беллетристических текстов середины XX в. не входит в задачи данной работы. Но для уяснения генезиса массовой литературы XX в. необходимо определить, с одной
Женский детектив: творчество А. Марининой и векторы развития жанра
Женский детектив: творчество А. Марининой и векторы развития жанра В 1946 г. Т. Манн писал о том, что современное ему элитарное искусство попадает в ситуацию «предсмертного одиночества». Выход из этой ситуации он видел в поисках литературой пути «к народу». Оказавшись в
Пути развития русской художественной прозы
Пути развития русской художественной прозы Художественная проза – оригинальная беллетристика, первые опыты русского романа 1760-1770-х гг. – это в эстетическом отношении совершенно новаторское явление, хотя и здесь тоже присутствует непрерывная цепь традиционной