В чем выражается связь педагогики с психологией
В чем выражается связь педагогики с психологией
Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть |
Педагогика связана со всеми науками в мире, например с медициной, математикой, статистикой, информатикой, этикой, биологией и другими, на первый взгляд, не имеющими отношения к педагогическому процессу. Но всё же считается, что наиболее прочные связи образовались с психологией. Эта наука и сегодня является необходимой для развития педагогики.
Тесная взаимосвязь психологии и педагогики сформировалась очень давно. Практически все великие педагоги осознавали, что обучение не построить без понимания человеческой природы, сущности человека, его потребностей и возможностей. Я.А. Коменский, основатель педагогики, писал об этом ещё три столетия тому назад.
Психологические знания о ребенке служат основой для педагогического процесса. Прежде чем начать воспитывать человека, педагог должен узнать его психологические особенности. Без знания о психических процессах, об основных этапах становления личности невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием.
Эти две науки тесно переплетаются друг с другом. О наличии взаимосвязи педагогики и психологии говорят их общие базовые понятия, например, такие, как личность, развитие, взаимодействие, активно используемые обеими науками (конечно, эти термины в педагогике и психологии наполнены несколько разным смыслом).
Пока у педагогики было недостаточно собственного научного опыта, она использовала в качестве теории психологию. И сегодня в педагогической деятельности находят применение психологические методики, тесты, анкеты.
На основе взаимосвязи психологии и педагогики возникла такая наука как педагогическая психология или психология образования. Педагогика и психология объединены в учебной дисциплине «Педагогика и психология», по которой выпущен ряд учебников. (Обложка одного из них изображена в начале статьи.)
Статья подготовлена на основе материала Ксении Петровой, студентки 2 курса факультета Истории и права.
В чем выражается связь педагогики с психологией
прагматизм (философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности);
экзистенциализм (философское направление, признающее личность высшей ценностью мира, характерно недоверие к целям и возможностям воспитания, религиозный подтекст);
неотомизм (религиозное философское учение, согласно которому воспитание должно строиться на приоритете духовного начала);
бихевиоризм (рассматривает человеческое поведение как управляемый процесс).
Методологическая (направляющая) функция философии по отношению к педагогике проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
использование педагогикой основных идей, теоретических положений других наук (так, философские идеи выполняют направляющую роль в процессе разработки педагогической теории);
творческое заимствование методов исследований других наук : психологии, социологии, математики (обогащает педагогику статистическими методами исследования);
использование конкретных результатов исследований психологии, физиологии высшей нервной деятельности, социологии и др. наук;
Отрасли педагогики | Предмет исследования |
---|---|
Общая педагогика | Изучает общие закономерности воспитания человека, разрабатывает общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Разделы общей педагогики: общие основы педагогики дидактика (теория обучения) школоведение (основы управления и организации деятельности образовательных учреждений). |
История педагогики | Рассматривает вопросы исторического развития педагогической науки и практики в первобытном обществе, в древнем мире и античную эпоху, в эпоху Средневековья и Возрождения, в Новое и Новейшее время. |
Социальная педагогика | Наука о педагогическом регулировании взаимодействия человека и социальной среды. Социальная педагогика решает проблему педагогической работы в социуме. |
Сравнительная педагогика | Изучает педагогическую теорию и практику зарубежных стран и возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике. |
Возрастная педагогика | Наука, изучающая закономерности воспитательно-образовательной работы с детьми преддошкольного, дошкольного и школьного возрастов и создающая программы осуществления этой работы в условиях учебно-воспитательных учреждений: В настоящее время начинают оформляться: педагогика взрослых (акмеология) теория обучения взрослых (андрагогика) педагогика старости (герогогика). |
Отраслевая педагогика | Изучает проблемы профессионального образования (закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности: педагогической, инженерной, военной, юридической, спортивной и пр.). Включает: педагогику профессионально-технического образования (изучает закономерности подготовки рабочих высокой квалификации) педагогику среднего специального образования педагогику высшей школы производственную педагогику (изучает закономерности обучения работающих, повышения их квалификации и переподготовки) исправительно-трудовую педагогику (педагогику пенитенциарных учреждений). |
Специальная педагогика (коррекционная педагогика, (дефектология) | Наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические и психические недостатки: олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей и детей с задержками умственного развития) сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми) тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми) Связь психологии с педагогикойЭти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить» [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д. Связь психологии с педагогикой дала мощный толчок изучению возрастных особенностей детей, выявлению условий и факторов, обусловливающих детское развитие. Стремление сделать педагогику психологической, внедрить психологию в педагогический процесс стало тем базисом, на котором была построена система педагогической психологии (хотя сам термин «педагогическая психология » в тот период еще не употреблялся), обусловило участие ученых разных специальностей в разработке ее проблем. В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития, соотношение обучения и воспитания, учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми, проблема готовности детей к школьному обучению и др. Следовательно, общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Этим обусловлена и структура этой отрасли психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя. В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы. Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ПСИХОЛОГИЕЙЭти науки переплетаются между собой. Психология тесно связана с обучением и воспитанием ребенка. Система педагогических взглядов основана на данных наук о человеке, включая Психологию. Психологические знания педагога повышают эффективность обучения и воспитания ребенка. «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить» [К.Д.Ушинский]. В том случае, если Педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений она превращается в простой набор психологических советов и рецептов и перестаёт быть полинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономеронстей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, умений, навыков, природы способностей и мотивов, психического развития ребенка в целом имеют сущесвенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. Как известно, целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: её направленности, способностей, потребностей, мотивов и т.д. О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выяснить и определить суть в исследуемых проблемах. Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.). Своеобразным мостом между двумя науками выступа-ет педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психоло-гия управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образова-ния. Педагогика тесно, связана с физио-логией. Будучи наукой о жизнедеятельности целостно-го организма и его отдельных частей, функциональных систем, физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психи-ческим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологиче-ских процессов развития младшего школьника и подростка, старшеклассника и самого себя ведет к глубокому про-никновению в секреты воспитательного влияния среды и методик, предупреждает от рискованных, ошибочных ре-шений в организации педагогического труда, определении нагрузок, в предъявлении выполнимых требований к учащимся и себе. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПЕДАГОГИКИ Основными отраслями педагогики можно назвать следующие науки. 1. Общая педагогикаисследует общие закономерности воспитания, обучения и образования. Формулирует основные принципы и категории, которые используются во всех специальных и прикладных педагогических науках. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания, дидактика, теория организации и управления образовательными системами. 2. История педагогикиизучает развитие педагогической мысли в различные исторические эпохи. 3. Сравнительная педагогикаисследует закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах. 4. Возрастная педагогикаизучает особенности воспитания человека на разных возрастных этапах. 5. Специальная педагогика (дефектология)разрабатывает основы, методы, формы и средства воспитания и обучения индивида, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. Имеет ряд отраслей: сурдопедагогику, тифлопедагогику, олигофренопедагогику, логопедию. 6. Методики преподаванияобучение конкретным дисциплинам (языку, математике, химии, истории и т. д.). 7. Профессиональная педагогикаизучает педагогические процессы, ориентированные на конкретное профессиональное образование человека (военная, инженерная, производственная, медицинская и другие виды педагогики). 8. Социальная педагогикаведет теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых (клубы, секции, студии и пр.). 9. Исправительно—трудовая педагогикаизучает теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в заключении. 10. Лечебная педагогикаразрабатывает систему образовательно—воспитательной работы педагогов с ослабленными и больными школьниками. Взаимодействует с медициной. Педагогика активно взаимодействует с другими науками. В процессе разработки педагогических теорий важную методологическую роль играет философия, являющаяся основой для осмысления целей воспитания и образования. Наиболее тесная связь прослеживается между педагогикой и психологией: педагогика пользуется психологическими методами исследования, любая отрасль педагогики опирается на аналогичную отрасль психологии. Связана педагогика и с физиологией. Для управления психическими процессами учащихся необходимо знать закономерности физиологических процессов организма в целом и его частей, функциональных систем. Это помогает педагогике разрабатывать развивающие и обучающие технологии, способствующие оптимальному развитию личности. Велика помощь, оказываемая педагогике социологией, а новые возможности для исследования процессов образования и обучения дают информатика и кибернетика. Кроме того, педагогика опирается на данные исследований других наук: исторической, юридической, экономической, экологической, математической и пр. Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого. Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). Взаимосвязь педагогики и психологииВы будете перенаправлены на Автор24 Место педагогики и психологии в системе наукПедагогическая психология – это наука, которая разрабатывает психологические основы обучения и занимается изучением психических явлений, возникающих в условиях осуществления целенаправленного педагогического процесса. Психология и педагогика относятся к аксиологическим наукам. Само название аксеологические переводится с греческого как ценностные. Основная часть аксиологических наук занимается изучением общества, т.е. социума, поэтому получила название социальные науки. Что касается педагогики и психологии, то в них преобладающей является личностная ориентация – в этом плане они будут отличаться от других аксиологических наук. Любая отрасль науки включает в себя ещё целую группу наук, так, например, различают 10 групп психологических наук: Надо сказать, что для российской номенклатуры характерно обилие «двойных» наук, например, педагогическая и медицинская психология. Как наука, психология на самом деле состоит из целого ряда групп психологических наук. Все группы психологических наук представляют собой единство проблемного и интерпретационного ряда теорий. В соответствии с российской номенклатурой педагогика включает 6 групп наук: Готовые работы на аналогичную темуСуществующие характеристики научного знания определений отдельных наук, групп наук, отраслей наук, систем наук, к сожалению, не дают. Внести в классификацию какую-то определенную ясность позволяет теория концептуальных переходов. Теория – это комплекс концептов, объединенных трансдукцией. Отдельная наука – это единство соответствующего проблемного и интерпретационного ряда теорий. Отрасль наук – это комплексы знания, связанные концептуально-символической связью друг с другом. Группа наук – это совокупность отдельных наук. Эти отдельны науки могут включаться и друг в друга, и в отдельную науку данной отрасли. Если говорить о системе наук, то это будет целостное образование, где компонентами выступают концепты, теории, отдельные науки, группы наук, отрасли наук. При использовании выражения «современная наука» имеют в виду «современную систему наук». Таким образом, психология и педагогика, характеризующиеся личностной ориентацией – это две своеобразные отрасли аксиологических наук. Как отрасли науки они состоят из концепций, теорий, отдельных наук и групп наук, а с другими научными отраслями они связаны концептуально-символическими связями. Система связей психологии и педагогики с другими наукамиПсихология и педагогика, непосредственно обращенные к человеку, относятся к гуманитарной области знания. С другой стороны, они являются и частью обществознания, потому что занимаются изучением человека в обществе и в группах людей в процессе обучения, воспитания, развития. Эти процессы являются специфическими процессами социализации личности и предметом социологии. К обеим наукам – и к психологии, и к педагогике, самое непосредственное отношение имеет философия, поэтому во второй половине XX некоторые отрасли философии и социологии, имеющие связь с психологией и педагогикой, получили активное развитие. К ним можно отнести философию психологии, философию образования, социальную психологию, социологию образования. Психология и педагогика имеют существенную связь с этикой, выстраивая направления и методы воспитания. Возможность принимать во внимание, а также учитывать закономерности развития производственных отношений психологии и педагогике дают экономические науки. Развитие психической сферы человека, его обучение и воспитание происходит в условиях экономических процессов, что дает возможность педагогике и психологии точнее диагностировать у человека уровень развития тех качеств, которые необходимы для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Что касается медицинских наук, то они дают огромный материал для исследователей научных проблем психологии и педагогики. Предоставляемый медицинскими науками материал дает возможность понять причины тех патологий, которые происходят в психологическом развитии человека. Национальные психологические особенности правильно выявить позволяет этнология, а история позволяет глубже понять эволюционный характер человека и тенденции развития его личностной сферы и общества в целом. Структуру педагогических и психологических исследований, способы мышления, порядок изложения материала определяет логика. Безусловно, данные задачи являются задачами и психологии, и педагогики, но только в пределах этих наук. Связь с математикой и кибернетикой неоспорима и на современном уровне важна для решения психолого-педагогических проблем, например, при моделировании и алгоритмизации. Таким образом, напрашивается вывод, что из других наук педагогика и психология берут для себя хорошо изученные и осмысленные представления о генезисе, особенностях психических и педагогических явлений. Исследователи психолого-педагогических проблем могут конкретнее осуществлять научный поиск и убедительнее обосновывать полученные результаты, формулировать практические рекомендации. Есть и обратная связь – педагогика и психология, изучая специфику психических процессов, закономерности воспитания, обучения и развития человека, дают другим наукам возможность правильнее интерпретировать законы отражения объективной реальности. В настоящее время точки соприкосновения с психологией и педагогикой находят и другие науки, далекие от них, в результате появляются новые перспективные направления, например, компьютерная диагностика психической сферы человека. Педагогическая психологияПедагогическая психология занимается изучением фактов, механизмов, закономерностей освоения человеком социокультурного опыта. Она занимается изучением закономерностей личностного и интеллектуального развития ребенка, который выступает как субъект педагогической деятельности. Если говорить в общем, то педагогическая психология изучает психологические аспекты управления образовательным процессом. Для педагогической психологии характерны проблемы: Отсюда следует, что педагогическая психология должна решить свою основную задачу – выявить, изучить, описать психологические особенности и закономерности, которые управляют интеллектуальным и личностным развитием ребенка. Структура данного научного направления будет состоять из психологии обучения, психологии воспитания, психологии самого педагога. Опорой педагогики и психологии является знание о психике человека и особенностях его психического развития. Поскольку психологические знания широко применяются в целях педагогики, то связь между этими науками естественна. Новой производной от этих наук является педагогика индивидуальности. Задача новой науки состоит в раскрытии способов применения психологических знаний человеком к своему психическому здоровью и профессиональной деятельности. Психологические методы воздействия на человека решают базовые педагогические задачи, которые по мнению многих ученых являются перспективными. Чему обучать современных школьников, какая информация должна быть отобрана для учебников, как эффективно выстраивать педагогическую деятельность – это те проблемы, которые должны быть решены с учетом психологических знаний. Таким образом, педагогика, изучающая человека, находится на стыке с психологией и активно взаимодействует с другими науками. Получи деньги за свои студенческие работы Курсовые, рефераты или другие работы Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 12 2021 Валентина Николаевна Норина
|