В чем выражается услуга
Услуга
Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществленного при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна. [1]
В Российской Федерации понятие услуги определено в статье 2 федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [2] :
Услуга — предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Исходя из вышесказанного, например, услугами не является деятельность сотрудника организации по отношению к самой организации, так как их взаимоотношения регламентированы трудовым договором, должностной инструкцией и прочими документами.
Услуга характеризуется неосязаемостью, несохраняемостью, непостоянством качества и неотделимостью от источника. Услуга может восприниматься как:
Услуга — действия, направленные непосредственно на потребителя.
Услуга — совершенное одним лицом (физическим или юридическим) в интересах другого лица действие или деятельность.
Услуга — блага, предоставляемые в форме деятельности.
Услуга (в экономической теории) — вид товара, который может производиться, передаваться и потребляться одновременно.
Услуга — кратковременное пользование материальным благом без права безвременного владения им (аренда).
Услуга — изменение свойств объектов без изменения их принадлежности лицу, осуществляемое поставщиком потребителю.
Содержание
Виды услуг
Предоставление услуги может включать в себя, например, следующее [1] :
Услуги, оказываемые населению, по назначению подразделяются на материальные и социально-культурные: [3]
Услуги могут быть: частные или коммерческие, добровольные или вынужденные, платные или бесплатные, мгновенные или длительные, взаимные и анонимные, государственные и т. д.
Обобщающей категорией, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг и составляет часть экономики, является сфера услуг.
Что такое услуга — определение и виды
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Допустим, вы перевели бабушку через дорогу. Этим вы оказали ей услугу.
Вы сдали пальто в химчистку, чтобы его почистили. Следовательно, сотрудники химчистки тоже оказали вам услугу.
Только в первом случае услуга оказывалась из гуманистических побуждений, а во втором – с целью получения дохода. Поговорим сегодня о том, что такое услуги, какими бывают виды услуг.
Услуги – это …
Независимо от возмездности, прежде всего, услуга – это деятельность одного лица (поставщика услуги), направленная на получение результата, которым будет пользоваться какое-либо физическое или юридическое лицо (потребитель услуги).
Ведь если я сама чищу свое пальто, то, очевидно, что я не оказываю себе услугу. Следовательно, можно выделить признаки, совокупностью которых характеризуются услуги:
При этом важно, что результат не является материальным, результат услуги – это изменение свойств и характеристик уже имеющегося материального объекта.
Следовательно, услуга – это результат какого-либо действия, которое осуществляет поставщик услуги для удовлетворения каких-либо потребностей потребителя услуги.
Если услуга выступает как объект купли-продажи (т.е. за ее предоставление предусмотрено материальное вознаграждение), то трактовка понятия «услуга» несколько сужается.
Определение услуги, как объекта купли-продажи дано в Федеральном Законе (ФЗ) № 157-ФЗ (ст. 2) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 г. (ныне этот ФЗ утратил силу):
Услуги — это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.
Обратите внимание, что деятельность в рамках заключенных трудовых договоров услугой не является. Устроившись официально на работу, вы не оказываете своему работодателю услуги, вы осуществляете работу согласно должностным инструкциям.
Предоставление услуг, как один из видов предпринимательской деятельности, находится в РФ под государственным контролем и регламентируется ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.04.1992 г.
Неправомерное или ненадлежащее оказание услуг трактуется как административное правонарушение (в некоторых случаях даже как уголовное преступление) и наказывается по нормативам Гражданского или Уголовного Кодекса РФ.
Виды услуг
Услуги дифференцируются в зависимости от признака, который берется за классифицирующий. Разберем классификацию с этой точки зрения.
Самый масштабный признак – это материальность объекта услуг, поэтому услуги бывают:
Следующий классифицирующий признак – сфера применения. Услуги могут быть:
Еще один признак – вид поставщика услуги. В зависимости от поставщика, услуги могут быть:
На следующей схеме – классификация услуг по объекту применения услуг:
Характеристики услуг
Чтобы оценить уровень и качество предоставляемых услуг, принято брать следующие показатели:
Итак, мы затронули основные аспекты понятия «услуга». Если вас интересуют более детальное «внедрение» в тему, то задавайте свои вопросы.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Вот мы платим за обслуживание жилых помещений, в квитанции есть такая строка, стоимость идёт от площади квартиры, так вот, я не вижу, чтоб какой-то нам косметический ремонт управляющая компания в подъезде делала, только уборщица полы моет. Вот куда жаловаться, что деньги берут, а услуги в полной мере не оказывают?
Наша сфера услуг оставляет желать лучшего. Но прогресс конечно есть, хоть и очень медленный.
Отличие работ и услуг с точки зрения бухгалтерского учета
raboty_ili_uslugi.jpg
Похожие публикации
При отражении хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете необходимо учитывать отличие работ и услуг. Пренебречь требованием обособленного ведения учета по выполненным работам и оказанным услугам нельзя, так как это может привести к искажению структуры затрат в налоговом учете. Работы с услугами относятся к разным типам расходов, порядок разграничения этих разновидностей операций должен быть подробно описан учетной политикой. За основу при разграничении работ и услуг можно взять положения ст. 38 НК РФ и Положения по бухучету о доходах и расходах организации (ПБУ 9/99 и 10/99).
Чем отличается работа от услуги
В п. 5 ст. 38 НК РФ услуга охарактеризована как деятельность, не имеющая результата, выраженного в вещественных активах. Итоги такой деятельности полностью потребляются в процессе реализации услуг. Под работами, согласно п. 4 ст. 38 НК РФ, понимается вид деятельности, после завершения которой образуется материальная ценность. Эти вещественные активы могут быть использованы для удовлетворения потребностей юридических или физических лиц.
С точки зрения бухгалтерского учета существенной разницы между услугами и работами нет. Но это важно при сопоставлении данных бухгалтерского и налогового учета. При систематизации данных для целей налогообложения необходимо учитывать, что после выполненных работ у заказчика появляется имущество, которое может быть оприходовано и поставлено на баланс (что не характерно для услуг). В Законе № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и в национальных стандартах бухучета не зафиксированы конкретные критерии разграничения услуг и работ.
Отражение издержек по услугам или работам в бухучете осуществляется через счета 20, 25, 23, 26. Признание выручки должно быть проведено по учету только после фактического завершения работ или после приемки оказанных услуг (п. 13 ПБУ 9/99), по аналогичному принципу признаются и расходы, связанные с конкретными услугами и работами, кроме случаев ведения упрощенного бухучета, когда компания вправе решить, что выручка, а значит и расходы, признаются после поступления оплаты (п. 18 ПБУ 10/99).
В налоговом учете субъекты хозяйствования, специализирующиеся на оказании услуг, не обязаны распределять стоимость прямых затрат между расходами текущего периода и группой услуг, которые на отчетную дату не были приняты по акту заказчиком. Такие предприятия могут признавать в бухучете весь комплекс издержек (прямых и косвенных) по услугам в текущем периоде (п. 2 ст. 318 НК РФ).
На этапе составления договора между контрагентами должны быть учтены характерные особенности разграничения операций по оказанию услуг или по выполнению работ:
в качестве предмета соглашения могут быть указаны либо работы, либо услуги;
услуги должны быть выполнены только тем лицом, с которым заключен договор, работы могут быть перепоручены третьим лицам на основании договора субподряда;
различными будут и финансовые гарантии при отказе заказчика от приемки результатов сделки;
при выполнении работ исполнитель может рассчитывать на невмешательство заказчика в его деятельность.
Чем отличается работа от услуги: примеры
Услуги, не имеющие материального выражения, могу быть представлены такими типами хозяйственных операций:
банковское обслуживание, которое выражается в проведении платежей и предоставлении информационной поддержки, но в итоге клиент не получает взамен никаких материальных активов;
консультационные услуги – заказчик получает информацию, она не имеет вещественной формы, ее нельзя поставить на баланс, по ней невозможно определить сроки полезности, начислять амортизацию или передавать в производство.
Отличие работ и услуг характерно тем, что после завершения всех необходимых этапов работ появляется вещественный актив со сформированной первоначальной стоимостью. Его можно ставить на баланс и эксплуатировать в обычной деятельности. Примеры работ:
возведение здания – результатом будет появления у заказчика новой недвижимости, которая будет оприходована в учете как основное средство;
разработка ПО – вещественной формы может не быть, но результат работы программистов может быть признан объектом НМА.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
В каких единицах измеряются услуги?
Если УПД заполнен правильно, налоговых рисков при его использовании нет. А проверяют его как первичку и как счет-фактуру. Среди обязательных реквизитов есть единица измерения. Что писать при оказании услуг? Повлияет ли на НДС-вычет ошибка при указании единицы измерения?
Когда применяют УПД
Универсальный передаточный документ (УПД) применяют одновременно для учета расходов (вместо накладной или акта приемки-передачи работ) и расчетов по НДС (как счет-фактуру).
УПД можно оформить при отгрузке товаров, приеме-передаче оказанных услуг и результатов выполненных работ, передаче имущественных прав.
Так же как и счет-фактуру, УПД можно передавать в налоговую инспекцию в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Форму и рекомендации по УПД можно взять из письма ФНС от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@. Электронный формат УПД установлен приказом ФНС от 19 декабря 2018 г. № ММВ-7-15/820@.
Основную часть УПД занимает счет-фактура. Эту часть документа заполняют по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года № 1137.
Для части, относящейся к первичке, обязательными являются реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Код единицы измерения
В графе 2 таблицы УПД, соответствующей счету-фактуре, указывают код единицы измерения. В графе 2а – его условное обозначение. В графе 3 – количество (объем).
Данные о единицах измерения берут из Общероссийского классификатора единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97) (утв. Постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. № 366).
Например, код 796 относится к единице измерения «штука» (обозначается «шт»), 006 – «метр» («м»), 657 – «изделие» («изд») и др.
А как быть, если в классификаторе нет нужного вам обозначения?
В чем измеряются услуги
В классификаторе единиц измерения нет кода единицы измерения услуги. Поэтому многие при оказании услуг проставляют код 796, относящийся к штукам.
Но услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения (п. 5 ст. 38 НК РФ). Поэтому услуги в штуках не измеряются.
Вместе с тем, форма УПД служит, в том числе, основанием для принятия заказчиками услуг сумм НДС к вычету. Поэтому в УПД должны быть указаны количество (объем) и единица измерения реализуемого, а также цена (тариф) за единицу измерения (подп. 6 п. 5 ст. 169 НК РФ). Но только если для этого имеется возможность.
Если же такой возможности нет, в графах «единица измерения», «количество» нужно ставить прочерки (подп. «б» п. 2 Правил заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением № 1137). На это же неоднократно указывал Минфин (см., например, письмо от 5 июня 2015 г. № 03-07-09/32579 и др.). Суды согласны (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 18 марта 2016 г. № Ф08-1159/2016). А цена (тариф) за единицу измерения – это цена оказываемой услуги по прейскуранту.
Поэтому гадать не стоит. Если реализуемый товар (работы, услуги) измеряется в единицах, которые не указанны в Классификаторе единиц измерения, то в соответствующих графах счета-фактуры или УПД ставятся прочерки.
Ошибка при указании единицы измерения не повлияет вычет
Если в счете-фактуре неправильно указан код единицы измерения, например, при указании услуг исполнитель указал штуки вместо прочерка, на НДС-вычет у заказчика это не повлияет.
Эта ошибка не является критической. А критическими ошибками, из-за которых откажут в вычете, являются те, которые препятствуют определить (п. 2 ст. 169 НК РФ):
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Выбор читателей
Увольнение в новый год: как быть с 2-х недельной отработкой и уволить в праздники
С 2022 года ужесточаются требования к банковским операциям
Какие сведения подавать в ФСС на выплату пособий с 2022 года
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Услуга
Услуга (сервис, service) — любая деятельность или работа, которую одна сторона может предложить другой, характеризующаяся отсутствием предлагаемой материальной осязаемости такой деятельности и не выражающаяся во владении чем-либо.
Услуга с точки зрения маркетинга – объект продажи в виде действия исполнителя, приносящие потребителю преимущества либо полезный результат. В процессе оказания услуг не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде предметов потребления или обмена, а в форме деятельности. Само оказание услуг создает желаемый для потребителя результат.
Услуги обладают четырьмя основными характеристиками, которые в значительной степени влияют на разработку маркетинговых программ:
Услуги подразделяются на:
Классификация услуг:
Маркетинг услуг. Задача маркетолога заключается в «управлении восприятием», ему необходимо сделать неосязаемое осязаемым: зафиксировать изменения, предоставить полную информацию о проделанной работе. при реализации услуг требуется больше личного участия, внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров. Включение потребителя в процесс производства услуги означает, что продавец должен проявлять заботу не только о том, что производить, но и о том, как производимое воспринимает потребитель.
На особенности рынка услуг также влияет и то, что часто предоставление услуг требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно оценить. Качество однотипных услуг колеблется в весьма широких пределах в зависимости от того, кто, когда это качество воспринимает потребитель. Поэтому, маркетологи должны корректировать не только свой менеджмент и портфель решений, но и в определенной степени и влиять на потребителя.
Комплекс маркетинга услуг к традиционному «4P» расширен на 3 элемента:
Конкурентоспособность услуги – воспринимаемое потребителем качество услуги и стоимостная характеристика услуги, определяющих ее успех на рынке. На конкурентоспособность влияет множество факторов, один из которых – комплексное качество услуги.
Качество услуги – это мера того, насколько точно уровень предоставляемых услуг соответствует ожиданиям клиента. Качество включает в себя комплекс:
Субьективное качество услуги – точка зрения потребителя, отношение потребителя к особенно важным аспектам оказываемой услуги и личное восприятие итогового результата оказанной услуги, те положительные эмоции или негативный аффект, которые формируют когнитивную оценку удовлетворенности.
Коммуникативное качество – способность и демонстрируемое желание исполнителя помочь потребителю услуги в реализации его потребности и разрешении проблем, характеризующееся: эмпатией исполнителя, его компетентностью и услужливостью (желанием и стремлением).
Модель «пакет услуг». В соответствии с этой концепцией, услуга, как потребляемый продукт, описывается из набора различных услуг, которые вместе и формируют совокупный продукт, включающий в себя:
Основная услуга – это та услуга, ради которой фирма выходит на рынок.
Вспомогательные услуги способствуют потреблению основной,
Поддерживающие услуги делают основную более привлекательной, повышают ее стоимость, выделяют по сравнению с услугами конкурентов. Существует разница между поддерживающими и вспомогательными услугами. От вспомогательных нельзя отказаться, так как в этом случае весь пакет прекратит свое существование, а поддерживающие не являются необходимыми, но их использование может стать предпосылкой для формирования конкурентного преимущества.
Международная классификация товаров и услуг (МКТУ, International (Nice) Classification of Goods and Services for the Purposes of the Registration of Marks), – система сегментирования услуг и единый классификеатор услуг.