В чем выражается внимание
Внимание
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.
Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.
Содержание
Объекты внимания
В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека.Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны. [1]
Функции внимания
Функциями внимания являются:
Виды внимания
В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют послепроизвольное (или вторично непроизвольное), произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное внимание (пассивное)
Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека. Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться. Причины возникновения непроизвольного внимания:
Произвольное внимание
Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом. Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.
Послепроизвольное внимание
Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека
Формы внимания
Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:
Свойства внимания
Концентрация
Концентрация — удержание внимания на каком-либо объекте. Такое удержание означает выделение «объекта» в качестве некоторой определённости, фигуры, из общего фона. Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определённым объектом, его сосредоточенность на нём, с одной стороны, и ясностью и отчетливостью, данностью сознания этого объекта — с другой, постольку можно говорить о степени этой сосредоточенности, то есть о концентрации внимания, что, естественно, будет проявляться в степени ясности и отчётливости этого объекта. Поскольку уровень ясности и отчётливости определяется интенсивностью связи с объектом, или стороной деятельности, постольку концентрированность внимания будет выражать интенсивность этой связи. Таким образом, под концентрацией внимания понимают интенсивность сосредоточения сознания на объекте.
Объём
Поскольку человек может одновременно ясно и отчетливо осознавать несколько однородных предметов, постольку можно говорить об объёме внимания. Таким образом, объём внимания — это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и с одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким.
Устойчивость
В противоположность ей лабильность — характеризуется длительностью, в течение которой сохраняется на одном уровне концентрация внимания. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на который оно направлено, новые стороны и связи. Внимание устойчиво там, где мы можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в нём новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, где открываются возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим сторонам, углубления в них.
Переключаемость
Сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Различают полное и неполное (завершенное и незавершенное) переключение внимания. При последнем после переключения на новую деятельность периодически происходит возврат к предыдущей, что ведёт к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам рассеянности. Рассеянность понимается в двух планах: как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание (как следствие постоянной отвлекаемости) из-за избытков неглубоких интересов и как односторонне сосредоточенное сознание, когда человек не замечает то, что с его точки зрения представляется незначительным.
Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить внимание на их тиканье, то оно будет то появляться, то исчезать.
внимание
Полезное
Смотреть что такое «внимание» в других словарях:
Внимание — Внимание избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… … Википедия
ВНИМАНИЕ — ВНИМАНИЕ, внимания, мн. нет, ср. 1. Психический процесс, при котором из нескольких одновременных впечатлений некоторые воспринимаются особенно ясно (псих.). Изучение способности внимания. 2. Интерес, заботливое отношение, стремление вникнуть.… … Толковый словарь Ушакова
ВНИМАНИЕ — характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из… … Философская энциклопедия
ВНИМАНИЕ — ВНИМАНИЕ, представляет собой нервно псих. процесс, сосредоточивающий умственную деятельность человека в каком нибудь направлении. В. сопровождается обычно приспособлением всего организма для наилучшего воспринимания определенных раздражений и… … Большая медицинская энциклопедия
внимание — Факт обращения внимания на печатную или передаваемую вещательными СМИ рекламу, компонент информационной или перцепционной обработки. Это не то «Attention!», после которого следует «Wanted!» В данном случае мы говорим об исключительно… … Справочник технического переводчика
Внимание — Внимание ♦ Attention Обращение ума к наличной вещи (транзитивное внимание) или к самому себе (рефлексивное внимание). Второй вид внимания меньше связан с природными способностями человека, более утомителен и, по всей видимости, не может… … Философский словарь Спонвиля
ВНИМАНИЕ — сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики… … Большой Энциклопедический словарь
Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о … Психологический словарь
ВНИМАНИЕ — ВНИМАНИЕ, я, ср. 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём н. Обратить в. на что н. Отнестись со вниманием. Привлечь чьё н. в. Принять во в. Уделить в. кому н. В центре внимания. Оставить без внимания. Ноль внимания (никакого внимания; … Толковый словарь Ожегова
Внимание человека: что это и как оно работает
Каждый из нас буквально ежеминутно и даже ежесекундно пользуется огромным количеством способностей и применяет свой психический потенциал. Благодаря этому мы получаем возможность полноценно и эффективно взаимодействовать с окружающим миром. И одну из самых важных ролей в нашей жизни играют память и внимание. На тему памяти у нас есть целый курс (дополненный курсом по когнитивистике и многим другим направлениям), поэтому сегодня мы хотим поговорить именно о внимании.
В этой статье мы расскажем о том, что такое внимание и рассмотрим его виды и свойства, а также попытаемся разобраться: как работает внимание.
Что такое внимание? Каким бывает внимание?
Под термином внимание принято понимать направленность человеческого сознания (или психическую направленность) на конкретные объекты и явления, обладающие для человека ситуативной или устойчивой значимостью. Также это понятие означает сосредоточение сознания, которое подразумевает под собой высокую степень чувственной, двигательной или интеллектуальной активности.
Внимание может быть нескольких видов: непроизвольным, произвольным и постпроизвольным, причем особый интерес представляют первые два.
Непроизвольное внимание
Непроизвольным вниманием (также его называют эмоциональным или пассивным) называют концентрацию сознания на каком-то объекте, обусловленную его особенностями. В этом случае отмечается зависимость внимания от привлекающего его объекта, а у самого человека – отсутствие усилий, направленных на сосредоточение. А говоря об эмоциональной составляющей, выделяют связь объекта внимания и эмоций, потребностей и интересов. Здесь также отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение.
Привлекать внимание может любой раздражитель с разной силой воздействия. Когда раздражитель новый, он тоже становится причиной непроизвольного внимания. Огромную роль в появлении непроизвольного внимания играют чувства человека – моральные, эстетические и интеллектуальные. Если, например, объект вызывает восторг или удивление, внимание приковывается к нему на продолжительное время. А с интересом, как с непосредственной заинтересованностью в чем-то и как с избирательным отношением к действительности, связаны чувства. По этой причине интерес признан важнейшей причиной длительного непроизвольного внимания.
Произвольное внимание
Произвольным вниманием (его называют волевым или активным) принято считать осознанно управляемую концентрацию на явлении или объекте. Здесь человек фокусируется не на том, что представляет для него интерес, и не на том, что доставляет ему удовольствие, а на том, чем ему нужно заниматься. Представленный вид внимания непосредственно связан с волей.
Когда человек концентрируется на чем-то, он совершает усилие воли, поддерживающее внимание на протяжении всего процесса. Усилие воли может восприниматься как мобилизация ресурсов или напряжение, необходимое для решения поставленной задачи.
Возникает произвольное внимание тогда, когда у человека есть цель выполнить какую-то работу, требующую сосредоточения. А причиной происхождения этого вида внимания вообще является труд. Важнейшим условием, поддерживающим произвольное внимание, можно назвать психическое состояние. К примеру, если человек утомлен, сосредотачиваться ему сложнее. Также произвольное внимание ослабляется эмоциональным возбуждением, вызванным посторонними раздражителями.
Особенности внимания и параметры, независимо от его вида, очень часто можно расценивать, как характеристику способностей и возможностей человека. Так, тесно взаимосвязаны внимание и память, внимание воздействует на когнитивные способности и их развитие и т.д.
Особенности внимания
Особенности внимания выражаются в его свойствах: объеме, концентрации, распределяемости, устойчивости, колебаниях и переключаемости. Понемногу о каждом из них:
Таковы основные особенности внимания. Следует знать, что развитие внимания (а также тренировка внимания) требует активизации в этом процессе всех его свойств.
И, наконец, получить дополнительное представление о том, как работает внимание, нам помогут теории внимания. Исключительно в ознакомительном ключе скажем понемногу о самых распространенных.
Теории внимания
Итак, к наиболее популярным теориям внимания относятся:
Среди прочих теорий выделяются теории Даниэля Канемана, Уильяма Джеймса, Николая Ланге, Дмитрия Узнадзе, Льва Выготского и других. Все они по-своему интересны и достойны изучения.
Безусловно, вопросы, связанные с темой внимания, не рассмотреть в одной статье. Поэтому советуем вам обратиться к трудам вышеназванных исследователей – тогда и понять, как работает внимание, станет намного проще. Так что развивайте мышление, больше читайте и никогда не переставайте учиться. Желаем вам успехов!
Внимания: определение, свойства, функции
Что такое внимание
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.
Оно не существует обособленно от других психических процессов, в той или иной степени проявляется в других формах сознательной деятельности человека.
Основными показателями являются сосредоточенность и направленность.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сосредоточенность — это концентрация на выбранном объекте, явлении действительности, что приводит к более четкому и глубокому пониманию.
Направленность — случайный или преднамеренный выбор объекта, явления, который соответствует интересам, задачам субъекта.
Несмотря на то, что внимание является частью других процессов, оно имеет следующие признаки самостоятельного познавательного процесса:
Функции внимания
Выделяют следующие функции:
Типы внимания
По отношению к сознанию и воле
Непроизвольное
Непроизвольное внимание не связано с определенной целью, оно возникает стихийно, соответственно, в его возникновении не участвует воля. Основной функцией является ориентация субъекта в условиях окружающей среды, а также выделение тех объектов, которые могут быть значимы в данный момент времени.
Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:
Произвольное
Произвольное внимание регулируется волей человека и находится под его осознанным контролем, оно позволяет субъекту достигать заранее поставленной цели. Этот вид является основным в организации психических процессов. Он связан с выделением значимой информации, а также с регулированием протекания психических процессов.
Послепроизвольное
Послепроизвольное внимание может возникнуть на основе произвольного и его суть заключается в сосредоточении субъекта на определенном объекте в силу его значимости, однако усилий воли для его проявления не требуется.
По характеру происхождения
Природное
Природное внимание проявляется у человека с момента рождения в качестве способности избирательно реагировать на различные стимулы как внешние, так и внутренние. Оно работает автоматически и направлено на жизненно значимые объекты.
Социальное
Социально обусловленное, в свою очередь, не является врожденным, оно развивается в течение жизни человека. Этот вид направлен не на базовые потребности человека, а на такие как культура, самовыражение и так далее и требует использования усилий воли.
По типу объекта
По фактору регулирования
Основные свойства внимания
К свойствам внимания относят устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и объем. Рассмотрим каждую характеристику подробнее.
Устойчивость
Под устойчивостью понимается длительность сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Факторами устойчивости являются интерес к объекту, связь объекта с потребностями и интересами субъекта, содержательность и многогранность объекта, факторы окружающей среды, а также особенности личности.
Концентрация
Концентрация — интенсивность проявления внимания, то есть то, насколько человек способен сосредоточиться на объекте.
В зависимости от поставленной цели проявляется различная степень концентрации. Если требует выполнения одна задача, то концентрация более глубокая, а если требуется быстрое переключение от одного объекта на другой, то концентрация более поверхностная.
Распределение
Распределение применяется в тех случаях, когда необходимо совмещать несколько действий или быть сосредоточенным на нескольких объектах. Возможность распределять внимание зависит от того, насколько человек способен выполнять несколько действий одновременно. Для успешного совмещения нескольких видов деятельности хотя бы один из них должен быть доведен до автоматизма.
Переключаемость
Это осознанный перенос внимания на другой объект, что связано с изменением цели. При высокой концентрации переключение является более трудным. Переключаемость внимания относится к тем качествам, которые легко поддаются развитию.
Объем
Предполагает количество несвязанных между собой объектов, которые могут быть восприняты одновременно без потери в восприятии, то есть точно и отчетливо. Объем внимания зависит от знакомства с объектами, а также заинтересованности в них. Среднее значение данного параметра у взрослого человека составляет от 3 до 6 объектов.
Развитие внимания
Внимание выражается в направленности сознания на объекты действительности. Постепенно оно превращается в такое свойство личности, как внимательность. Степень развития этого свойства может быть различной, крайний случай принято называть невнимательностью.
В зависимости от проявления выделяют различные типы невнимательности:
Развитие внимания заключается в управлении им во время деятельности субъекта. При этом необходимо создавать определенные условия, которые способствовали бы его улучшению. Например, работать в разнообразных условиях и не поддаваться влиянию отвлекающих факторов. Объем и распределение внимания можно формировать во время выполнения нескольких действий одновременно, при этом наращивая темп работы. Главным условием развития свойств внимания у человека является то, что каждое действие выполняется осознанно и основательно.
Примеры проявления внимания
В различных обстоятельствах и при выполнении различных действий у человека более активно проявляются те или иные свойства внимания. Например, распределение внимания используется человеком при прослушивании музыки и занятии бегом — это совмещение физической и умственной деятельности.
Устойчивость сохраняется, когда в объекте раскрывается новое содержание. Например, при просмотре фильма, чтении книги или обучении чему-то новому.
Концентрация зависит от деятельности, которой занимается человек. Так, при написании научной работы уровень концентрации выше. При игре в футбол, когда внимание игрока должно переключаться с одного соперника на другого, глубокая концентрация может привести к ошибкам.
Внимание. Особенности внимания. Виды, свойства и теории
Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Направленность означает выбор объекта, а сосредоточенность — отвлечение от других объектов.
Содержание
Человек перерабатывает не всю информацию, которая поступает к нему из окружающего мира. Среди всех стимулов, воздействующих на организм человека, отбираются лишь те, которые связаны с потребностями и интересами каждой личности, с ее ожиданиями, целями, задачами. Т.е. внимание зависит от потребности и интересов человека, от степени новизны объекта. Таким образом, громкие звуки и яркие вспышки привлекают внимание. Это связано не просто с их повышенной интенсивностью, но и с тем, что такая реакция отвечает потребности живого существа в безопасности.
Внимание может определять наши победы в учебе, работе, а отсутствие внимания может стать причиной поражений. Особенности внимания диагностируются при приеме детей в учебные заведения, при отборе на разные профессии и должности, а так же для определения состояния человека в определенное время. Известно, что показатели внимания отдельного человека могут значительно варьироваться в зависимости от утомления и общего состояния организма, от условий среды, а также от отношения человека к соответствующей деятельности.
Изучение и трактовка феномена внимания вызывает определенные трудности у психологов. Это связано, как минимум, с тем, что процесс внимания, на первый взгляд, нигде не выступает изолированно от других психических процессов и феноменов. В некоторых теоретических подходах (например, гештальтпсихология) внимание рассматривается даже как побочный продукт или характеристика других процессов, а не как самостоятельный психический процесс.
Физиологический механизм внимания
Раздражитель принимается органами чувств и по проводящим путям идет в кору больших полушарий мозга. Там формируется очаг возбуждения, а вокруг него все зоны входят в состояние торможения.
Виды внимания
Направленность и сосредоточенность психической деятельности могут носить произвольный и непроизвольный характер.
Когда деятельность захватывает, и мы занимаемся ею без каких-либо волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Когда мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер. Но существует и смешанный вид внимания, когда направленность и сосредоточенность психических процессов носит с начала произвольный, а потом непроизвольный характер.
1. Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия.
Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе.
Непроизвольное внимание не связано с сознанием и волей и возникает под воздействием раздражителя сильного, контрастного.
Примером могут быть упомянутые ранее громкие звуки и яркие вспышки.
В рамках непроизвольного внимания выделяется вынужденное, невольное и привычное внимание.
Вынужденным называется внимание, которым очень трудно управлять, его привлекают стимулы повышенной интенсивности (громкие звуки, яркий свет, едкие запахи и т. д.), а также повторяющиеся, движущиеся, необычные стимулы.
Невольным называется внимание к объектам, которые связаны с удовлетворением основных потребностей, например голод или жажда, но эти объекты привлекают внимание только при определенных обстоятельствах. Если вы голодны, вы невольно обратите внимание на вывеску кафе, но если нет — то можете и не заметить ее.
Привычное внимание связано с основными сферами интересов и деятельности человека. Так, во время совместной прогулки представители разных профессий замечают разные объекты.
2. Произвольное внимание
Произвольное внимание — это вид внимания, который возникает в результате волевых усилий человека.
Оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным.
Приняв решение заниматься какой-либо деятельностью, мы выполняем это решение сознательно направляя наше внимание. Например, мы прилагаем волевое усилие, чтобы не лечь спать раньше, а сконцентрироваться и доделать курсовую работу.
Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины его происхождения не биологические, а социальные.
Чтобы исследовать произвольное внимание, оценить темп психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, можно использовать корректурные таблицы (кольца Ландольта).
В рамках произвольного внимания можно выделить волевое (возникает в случае конфликта между сознательно выбранным направлением деятельности и тенденциями непроизвольного внимания), выжидательное (связано с сознательным ожиданием появления того или иного объекта) и спонтанное (является трансформированным волевым вниманием и возникает в том случае, когда объект, оказавшийся в поле внимания благодаря усилию, остается там благодаря вызываемому им интересу). Спонтанное внимание в некоторых классификациях вводят как часть произвольного внимания, но могут выделять его и как отдельный вид внимания — послепроизвольное.
3. Послепроизвольное внимание
Послепроизвольное внимание — этотакой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.
Носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек погружается в работу. Интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Послепроизвольное внимание остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами, но здесь нет или почти нет волевых усилий.
Например, вам нужно прочитать книгу, чтобы сдать экзамен, но она вам не кажется интересной. Вы с помощью волевых усилий начинаете читать, и ко второй главе замечаете, что книга весьма интересна, и теперь вам не нужно напрягаться и сосредотачиваться, чтобы читать. Вам стало интересно, и поэтому книга читает легко.
Свойства внимания
1. Устойчивость внимания
Устойчивость внимания — это способность в течение длительного времени удерживать внимание на одном объекте. Зависит от свойств нервной системы, воли, состояния организма, мотивации, ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрыть в предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи, т.е. чтобы восприятие предмета развивалось и обнаруживало перед нами новое содержание. Некоторые психологи считают, что устойчивость внимания является хорошим толчком для развития гениальности.
Можно провести аналогию. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему некоторые люди десятилетиями работают на той же самой работе и довольны ей, несмотря ни на что, а другие постоянно меняют самые интересные и прибыльные места работы, так как теряют к ним интерес? Вариантов ответов может быть много. Но одно ясно точно. Если человек сможет в своей работе каждый день находить что-то новое и захватывающее, то она ему не надоест никогда. Так же и с устойчивостью внимания.
Если бы внимание было неустойчивым, эффективная умственная работа была бы невозможна. Устойчивость внимания можно проверить с помощью корректурной пробы Бурдона, таблиц Шульте.
2. Сосредоточенность (концентрация) внимания
Сосредоточенность внимания — это концентрация на одном объекте при отвлечении от других.
Концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.
3. Объем внимания
Объем внимания — это количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.
Человек не может думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Объем практически не меняется при обучении или тренировке.
Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно ее показатель у людей равен 5+2. Он зависит от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал.
4. Распределение внимания
Распределение внимания — это способность удержать в сознании несколько объектов одновременно.
Как показывает практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Иногда человек способен выполнять одновременно два вида деятельности, но при этом одно действие должно быть доведено до автоматизма или не требовать нашего внимания целиком (подметание тротуара занимает наше внимание всего на 9-10%, в то время как остальные возможности мозга остаются неактивными).
Попробуйте левой рукой в воздухе вырисовывать круг, а правой рукой — квадрат. Это окажется сложнее, чем вы думаете. Контролировать руки будет не просто, ведь рисовать они будут фигуры, отдаленно напоминающие задуманные.
Хорошем уровнем распределения внимания обладал Юлий Цезарь, который мог одновременно отдавать распоряжения офицерам, писать «Записки о галльской войне» и выслушивать донесения разведчиков. В современных разговорах часто можно услышать фразу, звучащую примерно так: «Я вам не Юлий Цезарь, чтобы делать несколько дел одновременно!».
5. Переключение внимания
Переключение внимания — это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.
В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения неодинакова у разных людей и зависит от целого ряда условий. Например, чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться.
Нарушения внимания
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга в:
а) сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое количество объектов;
б) неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
Синдромы нарушения внимания
1. Рассеянность — это неспособность человека сосредотачиваться на чем-либо определенном в течении длительного времени.
Рассеянность может выступать:
а) как неспособность к сосредоточению;
б) как чрезмерная концентрация на одном объекте деятельности.
Мнимая рассеянность — это невнимание человека непосредственно к окружающим предметам и явлениям, вызванное крайней сосредоточенностью на каком-то одном объекте, предмете, переживании. Результат большой сосредоточенности и узкости внимания. Происходит торможение всех участков коры головного мозга, кроме одного.
Подлинная рассеянность — это слабая интенсивность внимания и более слабая переключаемость. Человек с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем обычному человеку. Физиологически объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Причинами могут быть общее расстройство НС, малокровие, утомление, неправильный распорядок дня.
Выделяют ученую и старческую рассеянность.
Ученая рассеянность — это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом.
Старческая рассеянность — это плохая переключаемость внимания в сочетании с недостаточно активной концентрацией (внимание «залипает» на одном предмете).
Рассеянность часто бывает при утомлении, при астенических состояниях и, как правило, сочетается с повышенной истощаемостью внимания.
2. Подвижность внимания — это постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности каждой.
3. Инертность внимания — это малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.
4. Апрозексия — это полное отсутствие внимания.
Стадии развития внимания
В процессе развития внимания выделяют несколько стадий.
На 1-й стадии (до 1,5 месяца) имеют место только признаки непроизвольного внимания. Проявляется оно в форме ориентировочного рефлекса (например, движение головы и глаз в направлении источника раздражения, повышение чувствительности анализаторов и др.). Ребенок реагирует лишь на сильные раздражители.
На 2-й стадии (до 7 месяцев) существенную роль в развитии внимания играет невербальное поведение взрослых (мимика, жесты, позы и др.), а также паралингвистические параметры их речи (интонация, громкость, паузы и др.). Именно эти элементы вызывают у ребенка реакцию и подсказывают ему, куда направлять свое внимание. Развитие внимания на этой стадии связывают и с комплексом оживления, который проявляется в эмоционально-двигательной реакции ребенка при появлении рядом с ним матери или звучании ее голоса.
На 3-й стадии (до 1,5 лет) ребенок использует движения и голос для привлечения внимания взрослых, например, издание звуков, поворот головы в сторону взрослого и др.
На 4-й стадии (до 4 лет) происходит освоение речи и ходьбы. Здесь уже наблюдается произвольное разумное реагирование ребенка на слова взрослых. Внимание еще неустойчиво. Свою речь ребенок использует преимущественно для привлечения внимания окружающих.
На 5-й стадии (до 6 лет) речь ребенка начинает играть роль прямого инструмента управления собственным вниманием. Формируется внутренняя речь. Расширяются границы мира. Увеличивается концентрация внимания на интересных моментах. Появляется произвольное внимание и элементы постпроизвольного. Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, неустойчиво.
На 6-й стадии (до 13 лет) все еще преобладает непроизвольное внимание. Вместе с тем идет активное освоение контроля над своим поведением, в связи с режимом посещения школы, подчинением распорядку дня. Средство регуляции мышления – внутренняя речь.
7-я стадия (13-17лет) характеризуется приучением к систематическому труду, связанному с выполнением профессионального долга, учебе. Вместе с тем особенности физиологического развития в этом возрасте негативно сказываются на характеристиках свойств внимания, т.е. ребенок часто отвлекается. Происходит рост в умственном развитии.
Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение имеет формирование интересов и приучение к систематическому дисциплинированному труду.
Теории внимания
Классические теории внимания: теория В. Вундта
Для разграничения явлений внимания и сознания, которые в целом представлялись Вундту однородными, он использовал метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной (по сравнению со всем полем сознания) области содержаний.
Внимание представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).
В своих опытах по изучению объема сознания Вундт установил, что объем составляет около 6 ассоциативно связанных объектов. Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное число тактов. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находится в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживаешь за счет ассоциативной связи с фокусом.
Описывая отношение содержаний сознания, которые находятся в фокусе внимания, и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, Вундт использовал термины «перцепции» и «апперцепции».
Перцепция — это вхождение содержания в сознание.
Апперцепция — это сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Активный умственный процесс отбора и структурирования внутреннего опыта, это процесс, посредством которого осуществляется отчётливое осознание содержания воспринимаемого
Вундт отмечал, что наша способность к осознаванию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объем внимания и сознания совпадают. Граница сознания становится границей внимания (Внимание=Сознание). Если есть стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и перцепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются. При этом сознание «расширяется» (Внимание
Титченер описал явление аккомодации внимания, или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим. Эффект аккомодации внимания тесно связан с явлением инерции внимания (нам легче поддерживать нить уже начатого разговора, даже при помехах, чем переключаться на новый).
Создал одну из ранних классификаций, разделив виды внимания по степени произвольности. Он выделил первичное внимание (непроизвольное), вторичное (является активным и произвольным, включает в себя конфликт между волевым усилием и попыткой первичного внимания завладеть сознанием). В качестве особого вида внимания выделял первичное произвольное внимание (проще говоря, послепроизвольное), определяемое как возвращение к первичному вниманию, но на другом витке развития.
Классические теории внимания: теория У. Джеймса
Джеймса волновала проблема колебания внимания. Он считал, что произвольное внимание не может продолжаться дольше нескольких секунд. После этого внимание либо отвлекается, либо направляется на иные стороны того же объекта.
Внимание на одном объекте можно устойчиво удержать только тогда, когда вы станете некоторым образом «развивать» объект внимания. Именно со способностью постоянно развивать объект своего внимания, находить в нем новые стороны, Джеймс связывает феномен гениальности.
В его работе встречаются указания на явление «преперцепция». Смысл явления близок к аккомодации.
Преперцепция — это мысленное ожидание наступающего явления. Как половина перцепции.
У. Джеймс предложил классификацию внимания. Выделил 6 типов внимания по критериям произвольности, направленности (на внешний или внутренний мир субъекта) и способу связи акта внимания с мотивационным состоянием (непосредственно или через ассоциативную связь, т.е. опосредованное).
Непосредственное внимание — это когда объект внимания интересен сам по себе, а опосредованное внимание — это когда объект внимания лишь путем ассоциации связан с непосредственно интересующим меня предметом. Опосредованное внимание по-другому называют апперцептивным.
Например, спешащий на работу человек вдруг останавливается у витрины магазина, увидев на ней фотографию девушки, похожей на одноклассницу, в которую он когда-то был влюблен. В этом случае его акт внимания можно классифицировать как чувственное непроизвольное опосредствованное внимание. Когда выпускник института мысленно продумывает порядок разговора с потенциальным работодателем, мы говорим об интеллектуальном произвольном опосредствованном внимании.
Классические теории внимания: моторно — эмоциональная теория Т. Рибо
Т. Рибо определяет внимание как умственный моноидеизм (господство 1 идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) и искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида. Считал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.
Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, в котором и двигательные, и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Рибо трактует внимание как явление психологической и физиологической неподвижности (задержки) и в этом смысле — как состояние, которое противостоит нормальному течению жизненных процессов. Внимание стремится к единству сознания, в то время как нормальное состояние — это множественность состояний.
Т. Рибо подчеркивал значение физиологических связей психических процессов и состояний, поэтому в своей теории он выделил три вида физиологических элементов внимания:
1. сосудистые,
2. дыхательные,
3. мимические и пантомимические.
Особенно ярко явление внимания проявляется в мимике. В акте внимания происходит сокращение лобного мускула, за счет чего приподнимаются брови, широко раскрываются глаза и рот, а губы немного вытягиваются вперед. Эволюционный смысл этого заключается в том, чтобы лучше видеть исследуемый объект.
Рибо подчеркивал неразрывность физиологической и психологической сторон внимания. Особенно значимым считал воспитание произвольного внимания (то, что само по себе не вызывает естественного внимания, ассоциативно связывается с объектами, которые вызывают непроизвольный интерес; долгое произвольное внимание поддерживается привычкой).
Классические теории внимания: моторная теория Н. Н. Ланге
Н. Н. Ланге выдвинул концепцию волевого внимания. Он определил внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Критерий моментальности был введен в определение для того, чтобы подчеркнуть отличие акта внимания от других приспособительных реакций.
Посредством мышечных движений организм стремится занять по отношению к окружающим его объектам определенную позицию. Целью этих передвижений является возможность наиболее ясного и четкого восприятия.
Виды внимания по Ланге:
1. Рефлексивное внимание (лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически, например, расширение зрачка в темноте);
2. Инстинктивное внимание (приспособительная реакция, опосредуется эмоциональным состоянием, например, удивление);
3. Волевое внимание (включает в себя сознательное предвосхищение того, что должно быть воспринято, тесно связано с памятью, в которой хранятся образы ожидаемых событий).
Эффект волевого внимания достигается усилением интенсивности представления. Слабое ощущение, соединяясь с ярким образом памяти, приобретает интенсивность, достаточную для того, чтобы произошло восприятие. Поэтому мы очень часто слышим и видим то, что хотим, а не то, что есть на самом деле.
По мнению Ланге, акт внимания имеет три фазы:
1. Первичное внимание;
2. Реакция, улучшающая восприятие;
3. Собственно улучшенное восприятие.
Теория доминанты А. А. Ухтомского
Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно связывают внимание с понятием доминанты, активации и с понятием ориентировочной реакции. Понятие «доминанта» было введено в научный словарь русским физиологом А. А. Ухтомским.
Доминанта предстает как «фокус возбуждения» в НС, который подчиняет себе работу всех прочих нервных центров и определяет направленность поведения человека или животного в данный момент времени. Благодаря доминанте и поведение, и сознание оказываются направленными. А поскольку направленность — одно из свойств внимания, связь внимания и доминанты очевидна.
Доминанта — это более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он ни был вызван, причем вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей ЦНС широко разлиты процессы торможения. Смена доминант — это переключение внимания.
Доминанта похожа на «умственный моноидеизм» Рибо. Господствующее в сознании представление так же подчиняет себе остальные впечатления, как доминанта подчиняет себе процессы в головном мозге.
Кратко опишем основные моменты теории доминанты. Возбуждение распределяется по нервной системе неравномерно. Каждая инстинктивная деятельность может создавать в нервной системе очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Они не только господствуют и тормозят другие очаги нервного возбуждения, но даже усиливаются под влиянием действия посторонних возбуждений. Именно эта характеристика доминанты позволила Ухтомскому расценить ее как физиологический механизм внимания.
Теория внимания И. П. Павлова
Внимание отражает наличие в коре головного мозга очага возбуждения, который, в свою очередь, является проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. Такой очаг возбуждения за счет процесса отрицательной индукции (возникновение или усиление тормозного процесса под влиянием очага возбуждения) тормозит соединение областей коры, и при этом вся психическая деятельность организма сосредотачивается на одном объекте.
Понятие «ориентировочный рефлекс», введенное И. П. Павловым, связано с активной реакцией животного на каждое изменение обстановки, которое проявляется через общее оживление и ряд избирательных реакций. Ученый образно называл эту реакцию рефлексом «что такое?». Ориентировочные реакции выражаются в ряде отчетливых электрофизиологических, сосудистых и двигательных реакций, например, поворот глаз и головы в сторону нового объекта, изменение сосудистых реакций, изменения дыхания и др.
Ориентировочный рефлекс отличается от обычных безусловных рефлексов. При неоднократном повторении одного и того же раздражителя ориентировочная реакция угасает. Организм привыкает к этому раздражителю. Но достаточно незначительного изменения стимула, чтобы ориентировочная реакция появилась снова. Причем к пробуждению приводит не только усиление стимуляции (например, громкости звука), но и ее ослабление.
Так, если вы вдруг понизите голос, это привлечет внимание к вашей речи так же, как если бы вы его повысили. Понижение голоса используется как способ привлечения внимания, например, при лекции. Даже учителя в школах специально понижают голос, когда в классе стоит шум, чтобы дети стали тише и прислушивались к голосу учителя.
В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс. Эти явления происходят при активном участии мышц, поэтому внимание можно трактовать как особым образом организованное двигательное приспособление к окружающей среде.
Модели внимания в когнитивной психологии
Модель ранней селекции Д. Бродбента
В 1958 г. была опубликована книга Дональда Бродбента «Восприятие и коммуникация», где он сравнивал функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, осуществляющего отбор (селекцию) информации и предохраняющего канал передачи информации от перегрузки. Термин прижился в когнитивной психологии и породил значительное число моделей внимания.
Дал объяснение тому, как формируются настройки фильтра. Бродбент предположил, что фильтр включается не сразу, а только после угрозы перегрузки блока переработки информации ограниченной емкости. Этот блок находится после системы первичного сенсорного анализа и предназначен для перцептивной обработки поступающей информации. Блок перцептивной обработки может одновременно «впустить» в себя не более 6 единиц информации. Как только он оказывается заполненным, включается фильтр, который «впускает» новые порции информации, подобные уже содержащейся в нем. Происходит это по мере «продвижения» перцептивно обработанной информации в глубь системы.
Он проиллюстрировал гипотезу на эксперименте.
Испытуемым по релевантному каналу дихотически подавался ряд из шести цифр. По нерелевантному каналу подавался ряд из двух цифр. Причем цифры могли подаваться одновременно с началом или концом ряда. Потом испытуемых просили воспроизвести цифры, которые они услышали. Оказалось, если подача пары цифр по нерелевантному каналу совпадала с началом релевантного ряда, испытуемые воспроизводили ее примерно в 50% случаев. Когда же она совпадала с концом ряда, испытуемые могли воспроизвести их только в 25% случаев. Полученные данные подтверждали гипотезу Бродбента: сначала в блок перцептивной переработки поступает информация как с релевантного, так и нерелевантного канала, но когда объем информации достигает шести единиц, нерелевантный канал блокируется. Именно поэтому испытуемые не могут воспроизвести нерелевантную пару цифр, когда она звучит в конце серии (ограниченный объем уже заполнен).
Простейшая модель Бродбента включает 2 стадии передачи и переработки информации:
1. Сенсорная, параллельная обработка информации (в нее поступает информация от многих источников и все сообщения проходят одновременно и беспрепятственно);
2. Повторная, перцептивная (на уровне восприятия), последовательная переработка (пропускает без потерь одно сообщение).
Поэтому стадии должны быть разделены фильтром, который предохраняет стадию перцептивной обработки от перегрузки. Фильтр работает по принципу «всё или ничего», т.е. если какая-то информация отбирается, вся остальная, действовавшая на сенсорные каналы одновременно с отобранной, полностью «отбрасывается», игнорируется.
Модель ранней селекции А. Трейсмен
Она предложила свою модель ранней селекции – модель «аттенюатора» («делителя»). Иногда ее называюткомпромиссной теорией ранней селекции. В этой модели меньше блоков, чем у Бродбента.
Согласно этой модели на ранних этапах информация фильтруется на основе физических признаков, но она не отбрасывается, а лишь «затеняется», ослабляется, а затем на поздних этапах переработки подвергается еще одной селекции по смысловым признакам.
Модель «аттенюатора» предполагает, что фильтр, расположенный у входа в систему, не блокирует нерелевантный поток информации, а лишь ослабляет его. Трейсмен включает в модель систему словаря, во многом похожую на долговременную память.
После того, как поток стимуляции преодолевает аттенюатор, часть каналов остается в неизменном виде, а часть ослабляется. Для того, чтобы подвергнуться дальнейшей обработке, канал должен «встретиться» с соответствующей ему единицей словаря (категорией). Сигнал, идущий по неослабленному релевантному каналу, с максимальной вероятностью «встретит» свою семантическую единицу и подвергнется дальнейшей обработке. Сигналы, идущие по нерелевантному каналу, ослабленные, имеют меньше шансов достичь соответствующие им словарные единицы.
Трейсмен провела эксперимент с релевантными и нерелевантными каналами. Испытуемым передавалась одна и та же информация на разных языках (родном и иностранном) по разным каналам. Они фиксировали тождественность посланий. Это означает, что нерелевантная информация может подвергаться анализу на уровне значений.
Словарные единицы имеют различный порог активации, т.е. различные единицы находятся на разном «расстоянии» от аттенюатора. Например, такие категории, как имя испытуемого, то, что связано с его профессией или увлечением, расположены «близко» к аттенюатору. А слова, связанные с травматическим опытом, — «далеко». Поэтому словарным единицам, имеющим минимальный порог активации, достаточно и ослабленного аттенюатором сигнала.
А. Трейсман вводит понятие «контекстуального понижения порога активации»: единицы, близкие по значению тем единицам, которые уже активированы, как будто «придвигаются» к аттенюатору и в связи с этим становятся легче доступными для активации.
Поздняя модель внимания А. Трейсмен
Теория гибкой и множественной селекции предполагает, что система переработки информации обладает не одним, а многими фильтрами. В отсутствии конкретной задачи переработки информации, фильтры находятся в состоянии покоя. Они могут находиться в разных местах, в зависимости от задачи. Решение задачи происходит путем последовательной переработки информации на различных стадиях: стадии сенсорных признаков, стадии перцептивных признаков и стадии семантических признаков. Позже была предложена еще одна стадия — стадия самореференции, т.е. анализа информации относительно ее личного смысла
Модель поздней селекции Д. и Э. Дойч
Супруги Диана и Энтони Дойч поставили под сомнение существование механизма ранней селекции. Они считали, что ограничения в системе переработки информации лежат не на входе, а на выходе из системы, а именно на стадии осознавания, принятия решения и ответа.
Активизируются все единицы словаря, которые подверглись воздействию. Но в связи с различием «реактивности» самих единиц (с какой силой единица отвечает на воздействие) и неоднородностью воздействия всегда только несколько стимулов оказываются «победителями». Они усиливаются «фильтром выхода» и получают доступ в сознание.
Лишь небольшая часть информации перерабатывается на сознательном уровне. Огромный поток информации подвергается переработке, минуя уровень сознания. При этом результаты переработки этой информации проявляются в деятельности человека.
Модель поздней селекции Д. Нормана
Д. Норман дополнил модель супругов Дойч с помощью «блока уместности». В модели активация единиц словаря предшествует собственно акту восприятия. Система таким образом предвосхищает то, что будет воспринято. Блок уместности определяет уровень совпадения стимуляции и ожиданий субъекта и усиливает адекватную информацию.
Модель Нормана напрямую наследует идею преперцепции В. Джеймса и концепции эффекта волевого внимания Н.Н. Ланге. С помощью введения «Блока уместности» Норман дает рациональное объяснение проблемы иллюзорного восприятия, когда слишком высокий уровень активации фильтра выхода позволяет системе принять ошибочное решение на основе недостаточной сенсорной информации.
Все сигналы, поступающие на органы чувств, проходят стадию анализа, осуществляемого сначала физиологическими процессами. На основе выделенных параметров определяется место, где хранится репрезентация данного сенсорного сигнала. Все сенсорные сигналы возбуждают свои репрезентации, а в это время продолжается анализ предыдущих сигналов. Так формируется класс событий, которые следует считать уместными по отношению к текущему анализу. Этот набор уместных элементов тоже активизирует в памяти свои репрезентации. Элемент, который возбуждается в наибольшей степени совместным действием уместных и сенсорных входных сигналов, отбирается для последующего анализа.
Модель внимания Р. Шиффрина
Шиффрин развивал взгляд на психику человека как на совокупность автоматических и контролируемых процессов переработки информации.
Автоматические процессы носят экстенсивный характер. Психика человека способна учитывать воздействие огромного количества стимулов, не доводя результаты их переработки до сознания. Мы принимаем определенные позы, перемещаемся в пространстве, оперируем с так называемыми «подпороговыми» стимулами, совершенно не осознавая этого. Большая часть информации, переработанной с помощью автоматических процессов, так никогда и не доходит до сознания. Автоматические процессы эволюционно более древние, ими располагают не только человек, но и животные.
Контролируемые процессы переработки информации, наоборот осуществляются интенсивно. Объем такой контролируемой переработки крайне ограничен, однако управляемый характер процесса дает значительное преимущество в качестве переработки. Контролируемые процессы связаны с сознанием и вниманием в собственном смысле этого слова.
Ресурсная модель внимания Д. Канемана
Дэниел Канеман в 1973 г. выдвинул концепцию внимания как умственного усилия. Он понимал феномен внимания как своего рода «психическую энергию», которая позволяет человеку одновременно осуществлять ограниченный объем деятельности. Канеман исходил из того, что условия задачи требуют от субъекта определенного «вложения» ресурса внимания, которое обеспечивает ее эффективное выполнение.
Умственное усилие, которое равнозначно акту внимания, определяется не столько желаниями или направленностью субъекта, сколько сложностью задачи. По мере роста сложности задачи происходит некоторый рост активации, а также увеличивается количество ресурсов внимания, выделяемых на решение задачи. Но количество выделяемых ресурсов постепенно отстает от растущей сложности задачи, что проводит к возникновению ошибок.
Когда задание выполняется безошибочно, субъект обладает достаточным ресурсом внимания. Ресурс внимания, который остается неиспользованным для выполнения текущей задачи, Канеман назвал «дополнительной мощностью» системы. Если в данный момент субъект не располагает необходимым ресурсом внимания для решения данной задачи (из-за общего состояния организма или потому что выполняет другую деятельность), он не способен с ней справиться.
Экспериментально свою теорию внимания как умственного усилия Канеман подтверждает на материале исследований одновременного выполнения двух деятельностей. В таких экспериментах оценку результатов при одновременном выполнении двух задач сравнивают с продуктивностью, которая достигается в условии их раздельного выполнения.
Канеман эмпирически установил один из надежных показателей расхода энергии внимания — изменение диаметра зрачка. Увеличение диаметра зрачка свидетельствует об увеличении вкладываемой в решение задачи энергии.
Представление Канемана о внимании как процессе распределения ограниченного энергетического ресурса психики проясняет вопрос о свойствах фильтров в системе переработки информации. Если деятельность, которую выполняет субъект, требует значительного усилия, фильтры становятся более жесткими. Если же основная деятельность оказывается достаточно простой, возможна эффективная переработка информации по нескольким каналам одновременно.
Модель внимания У. Найссера
Найссер подчеркивал значение активности субъекта в акте внимания. Акт внимания — это акт активного выбора. Внимание — это ничто иное, как восприятие; мы выбираем то, что хотим видеть, предвосхищая структурированную информацию, которая будет при этом получена. Мы выбираем то, что услышим или увидим, активно включаясь в процесс восприятия, а не блокируя конкретные сообщения.
Акт внимания определяется предвосхищающими познавательными схемами, которые делают субъект готовым к восприятию информации определенного рода. Выбор релевантной информации из потока стимуляции происходит в рамках перцептивного цикла.
Перцептивный цикл начинается с активизации схемы предвосхищения, запускающей процесс восприятия и направляющей исследование потока информации. Исследовательская активность ведет к выбору адекватного предвосхищению фрагмента реальности, который, неизбежно отличаясь от предвосхищаемого образа, модифицирует исходную схему.
Разработав вместе с коллегами методику избирательного смотрения, Найссер продемонстрировал, что внимание связано не столько с фильтрацией признаков, сколько с циклической организацией деятельности, в частности действий слежения.
Был проведен эксперимент, в котором испытуемым предъявляли два наложенных друг на друга фильма. В обоих сюжетах три игрока двигались по комнате и перебрасывали друг другу мяч. В одной экспериментальной ситуации обе записи были полностью идентичны; в другой ситуации игроки отличались цветом майки. Одна видеозапись начиналась несколько раньше, и испытуемые должны были ее отслеживать, нажимая на ключ всякий раз, когда мяч в этой игре переходил от одного игрока к другому.
В дополнительной серии в тот момент, когда испытуемый отслеживал одну из двух наложенных друг на друга видеозаписей, на этом же экране неожиданно появлялась и проходила среди игроков по той же комнате девушка с раскрытым зонтиком. Испытуемые, не имеющие опыта распределения внимания, никак не реагировали на ее появление.
Несмотря на все это, испытуемые правильно считали голы на релевантной записи. Именно предвосхищением броска определялся выбор релевантного сюжета. Тот факт, что испытуемые не полностью «замыкались» в выбранной последовательности движений, а были способны так же воспринимать некоторые фрагменты нерелевантного сообщения, был обусловлен не «анализом до фильтра», а «деятельностью за пределами основного потока обработки информации».
Внимание как ВПФ: теория Л. С. Выготского
Проблему анализа перехода от непроизвольного, натурального внимания к произвольному и опосредствованному вниманию поставил перед собой Л.С. Выготский.
Л. С. Выготский рассматривал внимание через призму организации поведения, а его развитие связывал с «овладением» своим поведением, т. е. с возможностью произвольно управлять своими действиями. Внимание описывалось как способ регулирования поведения. Как и другие психические функции, Выготский рассматривал внимании в двух формах — как природное внимание и как продукт культурного развития, т.е. ВПФ.
Линию натурального развития он связывал с органическим процессом роста и созревания нервного аппарата. Линию культурного развития — с развитием социального взаимодействия и использованием опосредующих стимулов для создания возможности «овладения» самими процессами внимания.
Путь развития человеческой психики проходит через трансформацию натуральных непосредственных психических процессов в форму ВПФ (высших психических функций). Каждая психическая функция в своем формировании появляется сначала в виде внешнего действия, разделенного с другим, а впоследствии интериоризируется (присваивается), переходя во внутренний план.
Становление внимания как ВПФ:
1. Внимание как натуральная психическая функция (непроизвольное непосредственное внимание)
Складывается в результате органического развития ребенка, созревание его НС (нервной системы), установление новых связей в коре головного мозга. В первые годы жизни процесс органического созревания доминирует в развитии внимания.
2. Внимание как ВПФ (произвольное опосредованное внимание)
Складывается в ходе культурного развития ребенка, в процессе приемов произвольного направления внимания и его удержания. Человек овладевает собственным вниманием, учится управлять им в соответствии со своими целями и задачами.
Выготский провел следующий эксперимент.
Ребенку предлагается игра. Перед ним две чашки, в одной из них лакомство. Чашки покрыты кусочками картона разных цветов (наклейка темнее, если лакомство внутри). Сначала ребенок пытается случайным образом угадать правильную чашку. Потом он пытается найти закономерность. После нескольких безрезультатных попыток, экспериментатор молча указывает на чашку с лакомством. Наступает пауза, и ребенок приходит к решению задачи.
Таким образом, адекватное решение задачи включает в себя, во-первых, обращение внимания на существенный в данной ситуации признак (более темный цвет наклейки) и, во-вторых, установление связи между существенным признаком и целевым объектом. Ребенок оказывается готовым к реализации второй фазы, но не может эффективно миновать первую. На данной стадии развития вниманием ребенка управляет взрослый. Акт внимания осуществляется как внешняя разделенная деятельность ребенка и взрослого.
Теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина
Идеи Выготского нашли свое продолжение и развитие в теории, разработанной в пятидесятые годы П. Я. Гальпериным. Однако, по сравнению с Выготским, он считал внимание лишь внутренним контролем за поведением и рассматривал его как идеальное, свернутое и автоматизированное действие.
Суть его концепции заключается в том, что всякое действие(в том числе и умственное) состоит из ориентировочной (собственно психической) и исполнительной частей.
Гальперин выделяет шесть основных этапов формирования умственного действия (например, счета), в ходе которых происходит интериоризация, обобщение и сокращение действия:
1) формирование мотивационной основы действия;
2) формирование схемы ориентировочной основы действия;
3) становление материализованной основы действия;
4) формирование действия в громкой речи;
5) действия во внешней речи про себя;
6) действия в умственном плане.
Основные положения теории П.Я. Гальперина :
1) Внимание представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
2) По своей функции внимание представляет собой контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части: последняя и является вниманием как таковым.
3) В отличие от других действий, внимание не имеет определенного, особенного продукта (результата).
4) Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. Не всякий контроль следует рассматривать как внимание. Он сам требует внимания, сложившегося к этому времени. Контроль лишь оценивает деятельность или ее результаты, в то время как внимание их улучшает.
«Не всякий контроль есть внимание (оно должно быть интериоризированно, обобщено и сжато), но всякое внимание есть контроль», — суммирует свою теоретическую позицию П.Я. Гальперин.
5) Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
6) Произвольное внимание есть форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану, образцу.
7) Все известные акты внимания, выполняющие функцию контроля (как произвольного, так и непроизвольного), являются результатом формирования новых умственных действий.
Концепция установки Д. Н. Узнадзе
Теория установки поначалу касалась особого рода состояния предварительной настройки, которое под влиянием опыта возникает в организме и определяет его реакции на последующие воздействия.
Это попытка объяснить активность живого организма как целого, его взаимоотношения с действительностью с помощью введения особого внутреннего образования, обозначенного понятием «установка».
Установка возникает при наличии одновременно двух условий:
а) потребности, актуально действующей в данный момент;
б) объективной ситуации удовлетворения этой потребности.
Установка представляет собой первичное целостное состояние, которое предшествует сознательной психической деятельности и лежит в основе поведения. В ее формировании участвуют и внутренние, и внешние факторы.
Установка напрямую связана с вниманием. Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. Этим объясняется то, почему в условиях импульсивного поведения, связанного с отсутствием внимания, у человека могут возникнуть вполне определенные психические состояния, чувства, мысли, образы.
На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
Объективизация — это выделение под влиянием установки определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности.
Этот образ или впечатление и становится объектом внимания.
Установка — это неосознанное психологическое состояние, внутренние качества субъекта, базирующиеся на его опыте и предрасположенностях. Обусловлена наличием потребности и желанием ее удовлетворить.
Структура установки:1. Аффективный (эмоциональный) компонент — оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии;
2. Поведенческий компонент — последовательность поведения по отношению к объекту установки;
3. Когнитивный компонент — осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).