В чем выражается внутренняя функция современного государства
Внутренние функции современного государства. Формы осуществления
Внутренние функции государства – это направления деятельности государства, которые связаны с решением задач внутреннего развития общества.
К числу внутренних относятся функции:
1) экономическая – реализация государством управленческого влияния на экономическую сферу. Объектами данной деятельности становятся производственные отношения в различных секторах экономики, государственном, а также в негосударственном. Действующая Конституция предписывает государству обеспечивать свободу экономической деятельности в Российской Федерации и поддерживать добросовестную конкуренцию, исключая монополизацию. Конституция также провозглашает равенство и защиту всех форм собственности в стране. Для экономической системы Российской Федерации свойственно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности проводится различными правовыми нормами, главное место среди которых принадлежит конституционным нормам;
2) финансовая – осуществление управленческой деятельности по сбору и распределению денежных средств в целом относится к экономической функции Российского государства, хотя можно выделить ее как самостоятельную финансовую функцию;
3) социальная – речь идет о деятельности государства в сфере оказания различных социальных услуг членам общества, а также заботе о повышении уровня благосостояния малообеспеченных категорий населения, оказание им материальной и другой помощи. В соответствии с Конституцией Российской Федерации социальная функция Российского государства направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Значение социальной функции государства в настоящее время весьма велико;
4) политическая – данная функция государства определяет ее деятельность по формированию и организации работы всех органов государственной власти;
5) экологическая – это деятельность государства, включающая мероприятия по охране природы и рациональному применению природных ресурсов. Содержание экологической политики Российского государства составляет деятельность по разработке наиболее рационального режима природопользования, по переоснащению предприятий с точки зрения их экологической безопасности;
6) культурная – направление деятельности государства по духовному, культурному развитию общества, так как в современных условиях для нормального функционирования и развития общества необходимы развитые духовно и интеллектуально люди, знающие, квалифицированные специалисты;
7) охраны правопорядка, прав и свобод граждан – эта функция содержит деятельность государства в области борьбы с правонарушениями для создания благоприятных условий для действенной реализации всех прав и свобод граждан, их объединений, органов государства. Самое важное в характеристике правоохранительной функции – это возможность использовать государственное принуждение, необходимое для поддержания порядка в обществе;
8)обеспечения общественной безопасности – деятельность государства по предупреждению и ликвидации последствий различных неблагоприятных явлений: стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, организованной преступности.
Формы осуществления функций государства – это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.
Функции – то, чем конкретно занимается государство. В них проявляется социальное назначение, сущность государства.
Различают следующие формы осуществления функций государства:
1) правовая деятельность – деятельность государственных органов по изданию и реализации юридических актов, которая носит однородный юридический характер;
2) организационная – однородная по своим внешним характеристикам и не приводящая к юридическим последствиям деятельность государства.
В свою очередь, правовую деятельность подразделяют:
1) на правотворческую, связанную с изданием, изменением, а также отменой нормативных правовых актов;
2) правоприменительную, которая направлена на осуществление, исполнение нормативных правовых документов через издание актов применения права;
3) оперативно‑исполнительную деятельность государственных органов, направленную на разрешение оперативных вопросов по изданию актов применения права;
4) правоохранительную деятельность государственных органов, которая призвана обеспечивать охрану правовых норм от нарушений, а также защищать гражданские права и обеспечивать выполнение обязанностей.
Вместе с тем организационная деятельность включает в себя:
1) организационно‑регламентирующую деятельность. Данная форма деятельности направлена на решение конкретных политических задач, а также на функционирование государственного механизма на технически организованном уровне;
2) организационно‑хозяйственную деятельность, связанную с материальным обеспечением осуществления государственных функций;
3)организационно‑идеологическую деятельность – это повседневная деятельность, при которой используются воспитательные и разъяснительные методы.
Существует также иная точка зрения, в соответствии с которой формы осуществления функций государства являются деятельностью главных, ключевых звеньев государственного механизма. По характеру своей деятельности они отличаются от негосударственных организаций и обществ. В соответствии с этим принято также выделять следующие основные формы осуществления функций государства:
1) законодательная – деятельность законодательных (представительных) государственных органов, которая состоит в издании обязательных для исполнения всеми нормативно‑правовых документов;
2) исполнительная – деятельность органов исполнительной власти, которая направлена на реализацию государственных функций в разных областях общественной жизни;
3) судебная – деятельность судебных органов, направленная на осуществление правосудия;
4) контрольно‑надзорная – деятельность государственных органов по реализации государственного контроля и надзора над осуществлением законов на всей территории государства.
Методами осуществления функций государства считают такие средства, с помощью которых решаются важные задачи государства (в частности, принуждение, убеждение, планирование и т. д.).
Внутренние функции государства
Понятие внутренних функции государства
Внутренние функции государства — это такие основные направления его деятельности, посредством которых решаются внутренние задачи государства в пределах государственных границ.
Виды внутренних функции государства:
Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
Политическая функция государства— обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция государства— упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Экономическая функция государства — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
Социальная функция государства — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
Экологическая функция государства — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
Культурная функция государства — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.
Образовательная функция государства — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
Внутренние функции современного государства
Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.
Внутренние функции — это основные направление деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
Выделяют экономическую, политическую, финансовую, социальную, правоохранительную, экологическую, гуманитарную внутренние функции.
Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
При этом государство осуществляет данную функцию как прямыми методами – путем императивных предписаний, так косвенными – предоставление льгот по налогообложению, льготных кредитов из бюджета государства и др.
§ формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием;
§ определение общих программ экономического развития страны;
§ стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики;
§ создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности
Существует два основных экономических метода государственного регулирования:
1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а •также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.
Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ дня стимулирования производства. В государственном урегулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.
Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.
Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. В его ведении находятся поиск, формулирование и осуществление приоритетных задач общества на конкретном историческом этапе. Кроме того, государство выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов.
Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет – централизованный денежный фонд, используемый для выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли – науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов – налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции.
Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно – пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.
§ оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества,
§ выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работу транспорта и связь
Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения. Составной частью указанной функции является правовая пропаганда среди населения.
§ Охрана от преступных посягательств:
o прав и свобод человека и гражданина,
o собственности, общественного порядка и общественной безопасности,
o окружающей среды,
o конституционного строя Российской Федерации.
§ Обеспечение законности и правопорядка.
§ Предупреждение и предотвращение преступлений.
§ Реализация юридической ответственности.
§ Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации,
§ Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод и др.
Экологическая функция государства система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека реализуется в охране окружающей природной среды. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. Наряду с высшими и низшими органами государственной власти контроль за соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.
Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.
Кроме того, государство выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов.
Функции государства
Функции государства – основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. По сферам деятельности делятся на внешние и внутренние функции.
Признаки функций государства
Нужна помощь в написании работы?
Факторы, влияющие на функции государства
Деление общества на классы. В обществе с ярко выраженной классовой дифференциацией, государство выступает в роли политической организации правящего класса и обслуживает, прежде всего, интересы этих классов и групп, одновременно прибегая к насилию своих классовых противников.
В процессе развития общества взаимоотношения между классами менялись, менялась и социальная политика государства, в результате чего выработалась общесоциальная деятельность государства. В такой деятельности заинтересованы все без исключения классы и группы населения. В сферу общесоциальной деятельности входят национальная безопасность, поддержание общественного правопорядка, борьба с преступностью, борьба со стихийными бедствиями и катастрофами и пр.
Данная деятельность направлена на обеспечение устойчивости социальных отношений и связей внутри общества, на формирование целостного и неделимого коллектива на базе общих ценностей и интересов;
Демократическая составляющая политики государства. Данный фактор определяет степень заинтересованности государства в человеке, в соблюдении его прав и предоставлении ему свобод;
Национальные факторы. Особенно актуальна роль данного фактора в многонациональных странах, к числу которых относится Российская Федерация. В нашем мире практически невозможно встретить мононациональное государство. В связи с этим странам необходимо проводить меры, направленные на согласование национальных интересов, учитывать национальный фактор в реализуемой политике, выявлять источники обострения национальных конфликтов и использовать правовые методы их урегулирования;
Научно-технический прогресс. Данный фактор имеет двойственное воздействие на деятельность государства. С одной стороны, прогресс в науке и технике способствует тому, что государство покровительствует развитию данной сферы. С другой стороны, государство должно сдерживать негативные последствия от использования научных изобретений посредством права. Например, изучение атома способствовало развитию атомной инженерии, но, одновременно, мировое сообщество ограничивает или запрещает создание и применение ядерного оружия;
Экологический фактор. Каждое государство обязано обеспечить защиту прав человека на жизнь в безопасной и благоприятной среде. В развитых странах в условиях научно-технического прогресса вопросы экологии является одними из приоритетных;
Фактор информатизации. Развитие информационных процессов диктует само общество. Человеку необходимо знать о происходящем не только в его стране, но и за ее пределами. В связи с этим государство призвано возможность для реализации свободы информации и ее равную доступность каждому;
Международная обстановка. В последние десятилетия международные связи, международное сотрудничество все больше влияет на политику государств. международный баланс сил, появление новых сверхдержав, международные торговые соглашения, все это не может не отражаться на внутренней и внешней деятельности государства.
Классификация функций государства
По продолжительности действия
По значимости
В зависимости от принципа разделения властей
По сферам деятельности государства
Последнюю группу функций государства стоит рассмотреть более подробно, чтобы получить полную и наглядную картину целей, задач и социального назначения государства.
Итак, в деятельности любого государства можно выделит следующие основные внутренние и внешние функции.
Внутренние функции государства
Внешние функции государства
Вывод
Таким образом, функции государства – это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества.
Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может, с одной стороны, стабилизировать развитие общества, оказать созидательное влияние, с другой стороны, усилить его кризисное состояние.
Иными словами, функции государства представляют своего рода механизм воздействия государства на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Функции государства
Понятие функций государства
Функции государства — это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государство оказывает целенаправленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство посредством проводимых реформ, различных преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов, их динамику и направленность.
Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное состояние. С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.
Существенными признаками функций государства являются:
Сущность государства и его социальное назначение являются ключевыми факторами в определении направленности деятельности государства, в постановке его целей и задач на соответствующем этапе развития общества. Вместе с тем, появление некоторых новых функций у государства не всегда жестко предопределено его новой сущностной характеристикой. Изменение сущности государства неизменно отражается на содержании его деятельности, так как функции наиболее «чутки» к сущностным изменениям. Это наглядно проявляется в функциях современного российского государства, многие из которых претерпели значителъную модификацию по сравнению с предыдущими периодами его развития.
Формирование функций государства происходит в процессе его становления, укрепления и развития. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также поставленных целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий, в том числе потребностей и интересов населения, экономических возможностей общества, его нравственного и культурного уровня, профессионализма государственного аппарата и др.
В разное время приоритетное значение приобретают те или иные задачи, цели государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах центр тяжести перемещается в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое значение приобретает экономическая функция; на других — в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации политических функций государственной власти.
Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведет к искаженному представлению о выполнении государством «общих дел». Например, считалось, что в обществе, разделенном на классы и противостоящие друг другу группы, у государства якобы нет и не может быть надклассовых общесоциальных функций. Между тем это общество представляет собой единый социальный коллектив, государственную общность, где не только сосуществуют, но даже сотрудничают правящие и управляемые. Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся, например, национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.
Общесоциальная деятельность государства обеспечивает определенную степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше роль его как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общественного компромисса, стабилизации общественных связей.
Свою приверженность гуманистическим и демократическим принципам Россия подтвердила в 1993 г. в Конституции, закрепив общепризнанные мировым сообществом права и свободы человека, в том числе, право на жизнь, на личную неприкосновенность, на уважение и защиту своей чести и достоинства, на неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу мысли, слова, беспрепятственное выражение своих убеждений и т.д.
На содержание функций государства оказывают влияние национальные моменты. Это особенно характерно для многонациональыых государств. В мононациональных государствах их функции также имеют определенное национальное содержание, что связано с сохранением и развитием национальной культуры, национальных традиций, самобытности и т.д.
И хотя в современном мире практически нет однонациональных государств, национальная принадлежность выступает цементирующей базой общества.
Национальное единство укрепляет государство, поскольку политическая общность дополняется этнокультурными узами (язык, традиции, национальное сознание и др.). В обществе политическая дифференциация нередко сглаживается (нивелируется) национальными интересами. Об этом свидетельствует мировая практика. В наши дни межнациональные конфликты стали более частым явлением, чем классовые. Идет борьба за территории, суверенитет, за возможность свободного этнокультурного развития, за размежевание и воссоединение, расстановку национальных кадров и т.п.
Ситуация, как правило, усугубляется в многонациональном государстве, где возникает проблема регулирования отношений между различными нациями и народами. Так, в развитии российской государственности национальный фактор всегда играл важную роль и сохраняет свое значение и в нынешних условиях.
Любое государство, особенно многонациональное, во избежание распада государственной общности народов, проживающих на его территории, должно выявлять и согласовывать национальные интересы, учитывать национальный фактор в своей политике, в том числе при принятии государственных решений, своевременно выявлять источники обострения напряженности в национальных отношениях и использовать государственно-правовые механизмы для разрешения демократическим путем национальных противоречий.
Среди факторов, воздействующих на функции государства, велико влияние научно-технического прогресса, оказывающего двоякое воздействие на деятельность государства. С одной стороны, государство должно способствовать развитию фундаментальной науки, разработке открытий и изобретений, а с другой — законодательно ограничивать негативные последствия от использования научных достижений. Так, совершенствование медицинских технологий, значительные достижения медицинской науки в области трансплантации человеческих тканей и органов, в области репродуктивной деятельности, генной инженерии и т.д. выдвигают на первый план многие нравственные и правовые проблемы. В силу этого государство должно защищать людей от незаконных посягательств на их жизнь, физическую неприкосновенность и одновременно установить ответственность медицинских учреждений, их работников за врачебную ошибку, разглашение врачебной тайны, неправильное использование методов лечения, наконец, за злоупотребление доверием пациентов.
Функции государства зависят и от экологического фактора. Каждое государство обязано обеспечивать защиту прав человека на жизнь в благоприятной экологической среде. При этом экология в условиях научно-технического прогресса приобретает по существу планетарное значение, поскольку речь идет о выживании человечества и цивилизации в целом.
На функции государства воздействуют также процессы информатизации общества, создание общепланетарного информационного пространства. Развитие этих процессов диктуется потребностями формирования свободного общества, участием широкой общественности в управлении делами государства, необходимостью контроля за управляющими и, наконец, законным правом граждан знать, что конкретно делается в мире, в государстве, протестовать против незаконных, несправедливых решений.
Демократическое государство призвано обеспечивать возможности для реализации свободы информации и равную ее доступность каждому. Ограничения этой свободы допустимы только соображениями национальной безопасности, неприкосновенности частной жизни, тайны следственных действий, коммерческой тайны.
На характер и содержание функций государства серьезное влияние оказывает международная обстановка. В последние десятилетия наблюдается увеличение влияния межгосударственных отношений, международных организаций, международных норм и принципов на внутреннюю жизнь государств. Одновременно достигнут высокий уровень интеграционных процессов, что обусловлено большой взаимосвязью и взаимозависимостью различных государств. На мировой арене идет формирование нового соотношения сил: одни государства утрачивают положение сверхдержав, а другие выдвигаются в разряд передовых. Все это не может не отражаться на содержании деятельности государств как внутри страны, так и на межгосударственном уровне.
Классификации функций государства
Выполняемые государством функции весьма разнообразны по содержанию и сфере проявления. В юридической науке предложено немало оснований их классификации. Нередко основаниями для классификации избираются объекты воздействия и сферы государственной деятельности; территориальный масштаб деятельности; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; продолжительность (сроки) их осуществления; правовые формы, в которые они облекаются, и др.
К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных органов, принадлежащих к одной из ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.
По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоянные и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые — обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают свое значение.
Функции государства можно также различать по значимости и соответственно этому выделять главные и производные (вспомогательные). К главным следует отнести функции, имеющие приоритетное значение на конкретном этапе развития общества (экономическая, социальная, экологическая функции). Производными можно считать функции сопутствующего, вспомогательного или обслуживающего характера. Такой можно считать функцию налогообложения и финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.
Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социальное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.
Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.
Современному государству присущи следующие внутренние функции: политическая; экономическая; социальная; экологическая; функции налогообложения и финансового контроля; охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям можно отнести: обеспечение интеграции в мировую экономику; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.
Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание государства на современном этапе развития.
Внутренние функции государства
Политическая функция. Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия. Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.
Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовластия. Это предполагает:
Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленностью создание жизнеспособного демократического общества.
Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлинного народного правления, так как демократические институты могут быть использованы и в антидемократических целях. Вместе с тем, существует опасность установления тирании большинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано исходить из разнообразия интересов в обществе, выступать в роли арбитра при конфликте этих интересов, не допускать нарушений прав человека, интересов меньшинства во имя общего блага.
Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и по существу является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться другим основным направлениям деятельности государства.
Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой.
При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.
Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам:
Следует иметь в виду, что в периоды экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.
Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующихся и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Опыт зарубежных стран показывает, что рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определения целей, механизмов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рыночных отношений имеет свою специфику. Планирование при рыночной экономике: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.
При характеристике экономической функции государства следует иметь в виду, что рынок — динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет свою эффективность.
Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятельности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозглашением многих государств в качестве социальных.
Главным назначением рассматриваемой функции является обеспечение общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.
Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработных, инвалидов, пожилых, многодетных семей, сирот, детей в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.
В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало государства — снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их разрешения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.
Во Всеобщей декларации прав человека (1948)1 провозглашено право каждого на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.
С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством малообеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.
Другим важным компонентом социальной функции является обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасностью условий труда и соответствием их требованиям гигиены, социального обеспечения и страхования. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой — формирование системы страхования от безработицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями производства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости — идеальная цель, к достижению которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует универсального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориентированы на потребности людей, и по возможности смягчать социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества. В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В указанных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры. Что касается управления, организации их работы, то они автономны, и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государственной цензуры печатных изданий, театральных постановок, кинематографической продукции и т.д.
В условиях рыночных отношений государство должно освободить указанные сферы общественной жизни от рыночных механизмов, взяв их на свое полное обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны стать общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.
Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной материальной базы.
Экологическая функция тесно примыкает к социальной функции, поскольку обусловлена социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.
В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное и весьма важное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требований, вредные последствия различного род катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет экологические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремальных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду составляет одно из естественных фундаментальных прав человека. В ст. 42 Конституции РФ, например, зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это конституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения данного права. Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюдением природоохранительного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновных в нарушении экологических требований.
Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль/ Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и социальной политики. Налоги предназначены для: покрытия расходов на содержание государственного аппарата; перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; для обеспечения перспективного экономического, культурного, иного развития страны.
Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому функция налогообложения рассматривается как реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходимость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиками налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выраженный «вертикальный» характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.
Другой частью рассматриваемой функции является финансовый контроль. Он выступает как один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.
Финансовый контроль имеет своими задачами: проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за. правильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении государственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др.
Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В российском государстве в этом качестве выступают Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Государственный таможенный комитет, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти и др. В этом контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.
В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую природу данной функции. Однако напереходных этапах развития общества, в период его реформирования, которое сопровождается становлением новых рыночных структур и механизмов, функция налогообложения и финансового контроля приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только своеобразием сферы применения, но и формами и методами осуществления: проведение проверок, ревизий, установление нормативов деятельности субъектов мерами воздействия и др.
Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как правовое и социальное, должно проводить строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества, государства, личности.
Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности и правопорядка.
Обеспечение прав человека — главный критерий демократичности государства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходит интернационализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и свободы человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, обязаны сотрудничать друг с другом в этой сфере.
Многие государства (в том числе и Россия) возвели в ранг конституционного принцип уважения прав и свобод человека, а также их защиты и соблюдения. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и реальной практикой.
Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и правопорядка осуществляется системой правоохранительных органов, среди которых важная роль принадлежит органам правосудия, внутренних дел, государственной безопасности и др.
Внешние функции государства
Интеграция в мировое сообщество ряда постсоциалистических государств существенно изменила их внешнюю политику и побудила к признанию гуманистических и общедемократических норм и принципов в межгосударственных отношениях. В частности, провозглашается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры имеют приоритет перед внутригосударственным законом.
Реализация функции интеграции в мировую экономику- стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, транспортные и др.
Экономическая интеграция играет огромную роль в сохранении мирового порядка и в установлении стабильности отношений между государствами. Интеграция базируется на ряде принципов, главными из которых являются: 1) принцип суверенитета государств над их природными ресурсами, каждое государство свободно в распоряжении ими; 2) свободы выбора форм интеграционных связей; 3) равенства и взаимовыгодного сотрудничества, исключение дискриминационных мер.
Эти принципы предполагают систему государственно-правовой Защиты права собственности и иностранных инвестиций. В частности, иностранные инвестиции и собственность должны быть защищены от национализации и экспроприации. Мировая практика исходит из того, что национализация допустима лишь на одинаковых для всех условиях и с установлением равных гарантий, а также способов разрешения возникающих конфликтов. Это означает, что национализация не должна носить дискриминационного характера; осуществляться только на основе закона; собственнику должна быть компенсирована потеря имущества и возможность оспаривания акта о национализации в судебном порядке.
Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.
Вместе с тем защитить себя в одиночку в современных условиях практически невозможно. Поэтому мировое сообщество создало в рамках ООН систему коллективной безопасности государств, т.е. такую организацию совместных мероприятий, которая исключала бы возможность возникновения войн. Эта система основана на принципах неприменения силы, мирного разрешения споров, равной безопасности государств, подавления актов агрессии и др.
Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.
К числу глобальных проблем относится, например, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства. Объединение международных усилий здесь происходит в двух главных направлениях:
Мировое сообщество заинтересовано также во всеобщей охране природных ресурсов и окружающей среды от крупномасштабного вреда, причиненного токсичными выбросами промышленного производства, утечкой нефти из танкеров и нефтепроводов, загрязнением радиоактивными отходами, угрозы так называемого парникового эффекта (изменение озонового слоя планеты) и др.
Большие проблемы связаны с освоением космического пространства, других планет и небесных тел; удалением космического мусора, появление которого вызвано многочисленными запусками космических объектов.
Расширение человеческого вмешательства в природную систему нередко приводит к исчезновению некоторых видов животных и растений. Таким образом, под угрозой находится генофонд планеты. Всеобщая озабоченность в сохранении сырьевых и энергетических ресурсов как общечеловеческого достояния привела к международно-правовой договоренности о согласовании национальной политики отдельных государств в области энергетики, ископаемого топлива, невозобновляемых природных ресурсов.
Эффективность межгосударственного сотрудничества зависит от многих факторов, в том числе от:
Таким образом, сотрудничество государств обусловлено взаимозависимостью всех стран мира и признанием человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственном общении.
Однако на международной арене наблюдаются не только сотрудничество, но и соперничество государств, которое определяется уровнем их конкурентоспособности. Следовательно, констатируя возросшие возможности для сотрудничества между государствами в различных сферах, нельзя в то же время отрицать и взаимоисключающих интересов, противоречивую сложность современного мира.
Завершая характеристику функций современных государств, следует указать на следующие тенденции в их развитии:
Формы и методы реализации функций государства
Государство осуществляет свои функции в особых формах и специфическими методами. Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы же осуществления функций государства представляют собой способы и средства, используемые при функционировании государства.
В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. При этом под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную) и иные виды государственной деятельности. Данная классификация форм осуществления функций государства не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права. Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы. Среди правовых форм обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную.
Правовые формы связаны с изданием юридических актов, организационные реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие реализации принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор соответствующих кадров специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство и т.д.
Что касается методов осуществления функций государства, то надо отметить, что долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.
Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:
1) Метод нормативного правового регулирования.
2) Метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний.
3) Метод рекомендаций, т.е. ориентации на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно-полезную деятельность.
4) Метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение. В последнее время метод договорного регулирования получил широкое распространение не только в сфере частных, но и публичных интересов. Договоры применяются в отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т.д.
5) Методы надзора и контроля. В частности, государство осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности, а также деятельности некоммерческих организаций. Стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество, и др. В выполнении функции охраны прав и свобод личности, обеспечении законности и правопорядка большую роль играет прокурорский надзор за исполнением действующих законов и других нормативных правовых актов гражданами, государственными органами, должностными лицами. В любом государстве действуют и специальные органы общественного контроля. В сфере финансового контроля за исполнением государственного бюджета наблюдает Счетная палата (Россия, Австрия, Венгрия, Германия, Франция и др.) или аналогичные органы иного наименования (Счетный трибунал в Бразилии, Испании; Счетный суд в Италии; Верховная палата контроля в Польше; Генеральное счетное управление в США). Другой орган государственного контроля в сфере соблюдения и защиты прав и свобод личности — уполномоченный по правам человека (Россия), омбудсмен (Скандинавские государства), народный защитник (Испания, Колумбия), адвокат народа (Румыния) и др.
6) Метод информационного влияния на общество. Государство через средства массовой информации оповещает население о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях, формирует общественное мнение, целенаправленно регулирует информационные потоки и т.д. Информационное влияние представляет собой косвенно-регулятивное воздействие на сознание, поведение и поступки людей, на создание информационного поля вокруг конкретных политических процессов, мероприятий, институтов. Посредством информационного влияния возможно как ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, так и локализировать, смягчить их.
Возможно выделить и иные методы осуществления функций государства, но названные являются ключевыми, основополагающими для функционирования государства.