В чем выражается взаимодействие между общей и предельной полезностью
В чем выражается взаимодействие между общей и предельной полезностью
Гипермаркет знаний>>Экономика>>Экономика 10 класс>>Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
5.1 Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности
Предпосылки теории поведения потребителя
Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т.е. стремится извлечь максимум полезности для себя. При этом важно заметить, что понятие «полезность» является субъективным: один индивид предпочтет хорошо пообедать, другой — купить бутылку вина, а третий — букет цветов любимой
девушке. При этом каждый из них четко представляет себе полезность, которую ему приносит потребление данного блага, по сравнению с полезностью других благ. Фактически он решает, что для него более, а что менее полезно и, следовательно, какие блага следует приобрести в первую очередь, какие — во вторую, а покупку каких товаров можно отложить.
Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены. Вспомним фундаментальную экономическую проблему редкости.
Парадокс воды и бриллиантов
В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности, играющая важную роль в экономической науке. Еще Адам Смит обратил внимание на существование такого явления, когда полезностью блага нельзя определить его ценность. Он сформулировал проблему, которая была названа «парадоксом воды и бриллиантов»: почему вода, без которой
невозможна жизнь, стоит дешево (или ничего не стоит), а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого? Этот вопрос нашел свое разрешение лишь с появлением теории предельной полезности в последней трети XIX в.
Общая и предельная полезность
Прежде всего теория предельной полезности вводит два важных понятия: 1) полезность блага (или группы благ) и 2) предельная полезность блага.
По мере насыщения потребностей в каком-либо благе степень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство голода, вы с большим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее окажется очень высокой; очевидно, что наслаждение от второй съеденной булочки уже будет меньше, от третьей — еще меньше. Если вы полностью утолили голод, то вряд ли, поступая как рациональный потребитель, т. е. действуя с пользой для себя, будете покупать четвертую булочку. Теперь полезность от ее потребления явится для вас величиной нулевой или даже отрицательной. Возможно, что ваша приятельница остановит свое потребление уже на второй булочке. Этот пример показывает, что происходит постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной единицы блага по мере увеличения объема потребляемых единиц.
Наоборот, если объем потребляемых благ уменьшается, то предельная полезность каждой следующей из остающихся в распоряжении потребителя единиц блага возрастает. Карл Менгер в своей книге «Основания политической экономии» приводит условный пример, когда индивид, оказавшись на необитаемом острове в роли Робинзона, располагает источником пресной воды.
Его ежедневные потребности в воде слагаются из следующих: 1 мера — для себя, 19 мер — для животных, без которых он не может получить достаточного для минимального пропитания количества мяса и молока, 40 мер — для сохранения своего здоровья и содержания в чистоте самого себя, одежды и жилища, 40 мер — для своего цветника и удовлетворения других потребностей, которые не являются жизненно необходимыми. Пока источник дает более 100 мер воды ежедневно, вода является неэкономическим благом и не представляет ценности. Если источник начнет высыхать, то Робинзон будет вынужден отказываться от удовлетворения менее насущных потребностей и ценность каждой оставшейся меры воды будет постепенно возрастать. Естественно предположить, что ценность последней оставшейся меры необычайно высока, так как от нее зависит жизнь Робинзона.
Таким образом, законом, лежащим в основе теории потребительского поведения, является закон убывающей предельной полезности:
По мере того как объем потребляемых благ растет, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается. |
Измерение полезности Основоположники теории предельной полезности исходили из количественного (кардиналистского1) подхода, предполагая, что потребители субъективно оценивают количественно полезность благ в условных единицах — ютилях. При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага.
Функция полезности товара А:
где TUA — общая полезность товара A; QA — количество товара А.
Когда товарный набор состоит из множества товаров и услуг, то в функцию будет включено сколько угодно переменных величин.
Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:
Покажем на условном примере связь между общей и предельной полезностью какого-либо блага.
Построим в табличной форме функцию полезности индивида, потребляющего яблоки (см. табл. 5-1).
Составленный на основе табл. 5-1 график (рис. 5-1) наглядно показывает связь между обшей и предельной полезностью.
Прежде всего обратим внимание на то, что кривая общей полезности имеет положительный наклон, указывающий, что по мере увеличения потребляемого количества яблок общая их полезность возрастает (пока потребляется не более 6 яблок). Вместе с тем кривая предельной полезности, характеризующая приращение общей полезности, имеет отрицательный наклон, что является следствием закона убывающей предельной полезности. При этом предельная полезность седьмого яблока оказывается нулевой. Это говорит о том, что общая полезность достигает максимальной величины при потреблении семи яблок.
TU = max при MU = 0. (5.3)
Если предположить, что потребитель будет поступать нерационально и потреблять больше семи яблок, то общая полезность всего количества яблок снизится и кривая общей полезности примет отрицательный наклон. При этом предельная полезность каждого последующего яблока будет отрицательной величиной и кривая предельной полезности расположится ниже горизонтальной
оси
Предельная полезность и спрос
Мы установили, что кривая предельной полезности имеет тот же вид, что и кривая спроса. Это говорит о том, что потребитель готов приобретать дополнительные единицы блага только в том случае, если они будут продаваться по более низким ценам, чем прежде. Это объясняется тем, что они приносят ему меньшее удовлетворение, чем единицы, приобретаемые раньше, т. е. обладают
снижающейся предельной полезностью. Соответственно если цена будет расти, то потребитель станет сокращать потребление, отказываясь постепенно от тех единиц блага, которые приносят ему меньшее удовлетворение. Следовательно, известный нам закон обратной зависимости величины спроса от цены вытекает из закона убывающей предельной полезности.
Разрешение парадокса воды и бриллиантов
Теперь мы можем разрешить парадокс воды и бриллиантов. При высокой общей полезности воды ее предельная полезность (а значит, и цена) является низкой, так как запасы воды, доступные каждому индивиду в обычных условиях, являются очень большими, а подчас и неограниченными. Общая полезность алмазов, конечно, намного ниже общей полезности воды, но их предельная полезность очень высока, так как добыча и обработка алмазов требуют больших затрат. Поэтому они стоят дорого. Если бы человечеству предложили выбор: вода или бриллианты, то, конечно, была бы выбрана вода. А что бы выбрал каждый из нас? Разумеется, бриллианты.
Разрешение парадокса воды и бриллиантов графически представлено на рис. 5-2.
На рис. 5-2, а, видно, что равновесная цена воды устанавливается на относительно низком уровне. Рис. 5-2, б, показывает, что цена бриллиантов, наоборот, высока. Предельные полезности каждой единицы воды и бриллиантов представлены площадями прямоугольников, находящихся под кривыми спроса. Общая полезность всего количества воды выражена площадью фигуры OAE0q0, предельная полезность — площадью последнего (затемненного) прямоугольника. Общая полезность бриллиантов — это площадь фигуры OBE0q0, предельная полезность — площадь последнего (затемненного) прямоугольника на данном графике.
Безусловно, имеется в виду ординарная ситуация. Несомненно, что путешественник, умирающий в пустыне от жажды, не обменяет глотка воды на бриллиант. Для него предельная полезность этого глотка воды исключительно высока.
Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А. и др./Под ред. Иванова С.И. Экономика (профильный уровень), 10-11 класс, Вита-Пресс
Экономика для 10 класса, учебники и книги по экономике скачать, библиотека онлайн
Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Прочитав эту главу, вы узнаете:
+ что понимается под общей и предельной полезностью и в чем заключается закон убывающей предельной полезности;
Ч- как формулируется правило максимизации полезности;
Ч- что представляют собой кривые безразличия и карты безразличия и как на их основе установить субъективные предпочтения отдельного потребителя;
Ч- что представляет собой бюджетная линия и чем определяется ее положение на карте безразличия;
Ч- каким образом индивид оказывается в положении потребительского равновесия и под влиянием каких факторов оно может измениться;
Ч- как построить кривые «доход—потребление» и «цена—потребление»;
Ч- как на основе кривой «цена—потребление» строится кривая индивидуального спроса;
Ч- как на основе информации об индивидуальном спросе всех покупателей товара определить рыночный спрос на данный товар.
В главе 3 было выяснено влияние уровня цен на рыночный спрос. Мы установили, что в основе рыночного спроса лежит индивидуальный спрос, т. е. спрос, предъявляемый отдельными покупателями данного товара или услуги. Теперь нам предстоит выяснить, под влиянием каких факторов складывается индивидуальный спрос; что представляет собой потребительский выбор и что
на него влияет; почему отдельный индивид выбирает ту или иную структуру потребления
В главе 1 уже говорилось, что мы всегда стоим перед выбором на что израсходовать ту ограниченную сумму денег, которой располагаем в данное время, — купить порцию мороженого, чашку кофе или апельсин? Если же величина нашего денежного дохода достаточно велика, то мы можем выбрать между приобретением, например, телевизора или путевки в дом отдыха В большинстве случаев выбор делается между различными наборами потребительских товаров или услуг. Ответ на вопрос, что лежит в основе потребительского выбора, дает теория поведения потребителя Приобретая на рынке отдельные товары и услуги, сами того не подозревая, мы ведем себя в повседневной жизни в соответствии с этой теорией, подобно тому, как известный мольеровский герой не подозревал, что он говорит прозой. Эта теория исследует механизм взаимодействия потребностей и спроса
5.1. ОБЩАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ.
ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ
Предпосылки теории поведения потребителя
Теория поведения потребителя исходит из некоторых предпосылок. Прежде всего, предполагается, что потребитель всегда ведет себя рационально, т. е стремится извлечь максимум полезности для себя. При этом важно заметить, что понятие «полезность» является субъективным: один индивид предпочтет хорошо пообедать, другой — купить бутылку вина, а третий — букет цветов любимой девушке. При этом каждый из них четко представляет себе полезность, которую ему приносит потребление данного блага, по сравнению с полезностью других благ Фактически он решает, что для него более, а что менее полезно и, следовательно, какие блага следует приобрести в первую очередь, какие — во вторую, а покупку каких товаров можно отложить
Теория поведения потребителя исходит также из того, что доходы всех потребителей ограниченны и на все товары и услуги установлены цены Вспомним фундаментальную экономическую проблему редкости
Парадокс воды и бриллиантов
В основе теории потребительского поведения лежит теория предельной полезности, играющая важную роль в экономической науке. Еще Адам Смит обратил внимание на существование такого явления, когда полезностью блага нельзя определить его ценность. Он сформулировал проблему, которая была названа «парадоксом воды и бриллиантов»: почему вода, без которой невозможна жизнь, стоит дешево (или ничего не стоит), а бриллианты, являющиеся далеко не самым насущным благом, стоят очень дорого? Этот вопрос нашел свое разрешение лишь с появлением теории предельной полезности в последней трети XIX в.
Общая и предельная полезность
Прежде всего теория предельной полезности вводит два важных понятия: 1) полезность блага (или группы благ) и 2) предельная полезность блага.
Закон убывающей предельной полезности
По мере насыщения потребностей в каком-либо благе степень полезности каждой дополнительной единицы блага для данного индивида будет убывать. Так, испытывая чувство голода, вы с большим наслаждением съедите первую булочку, полезность ее окажется очень высокой; очевидно, что наслаждение от второй съеденной
булочки уже будет меньше, от третьей — еще меньше. Если вы полностью утолили голод, то вряд ли, поступая как рациональный потребитель, т. е. действуя с пользой для себя, будете покупать четвертую булочку. Теперь полезность от ее потребления явится для вас величиной нулевой или даже отрицательной. Возможно, что ваша приятельница остановит свое потребление уже на второй булочке. Этот пример показывает, что происходит постепенное уменьшение величины предельной полезности каждой дополнительной единицы блага по мере увеличения объема потребляемых единиц.
Наоборот, если объем потребляемых благ уменьшается, то предельная полезность каждой следующей из остающихся в распоряжении потребителя единиц блага возрастает. Карл Менгер в своей книге «Основания политической экономии» приводит условный пример, когда индивид, оказавшись на необитаемом острове в роли Робинзона, располагает источником пресной воды. Его ежедневные потребности в воде слагаются из следующих: 1 мера — для себя, 19 мер — для животных, без которых он не может получить достаточного для минимального пропитания количества мяса и молока, 40 мер — для сохранения своего здоровья и содержания в чистоте самого себя, одежды и жилища, 40 мер — для своего цветника и удовлетворения других потребностей, которые не являются жизненно необходимыми. Пока источник дает более 100 мер воды ежедневно, вода является неэкономическим благом и не представляет ценности. Если источник начнет высыхать, то Робинзон будет вынужден отказываться от удовлетворения менее насущных потребностей и ценность каждой оставшейся меры воды будет постепенно возрастать. Естественно предположить, что ценность последней оставшейся меры необычайно высока, так как от нее зависит жизнь Робинзона.
Таким образом, законом, лежащим в основе теории потребительского поведения, является закон убывающей предельной полезности:
По мере того как объем потребляемых благ растет,
предельная полезность каждой дополнительной единицы блага уменьшается.
Количественный подход. Измерение полезности
Основоположники теории предельной полезности исходили из количественного (кардиналистского 1 ) подхода, предполагая, что потребители субъективно оценивают количественно полезность благ в условных единицах — ютилях. При этом чем больше полезность, тем выше количественная оценка блага.
Функция полезности товара А:
где TVA — общая полезность товара А\ QA — количество товара А.
Когда товарный набор состоит из множества товаров и услуг, то в функцию будет включено сколько угодно переменных величин.
Взаимосвязь между общей и предельной полезностью выражается следующим образом:
Покажем на условном примере связь между общей и предельной полезностью какого-либо блага.
Построим в табличной форме функцию полезности индивида, потребляющего яблоки (см. табл. 5-1).
Составленный на основе табл. 5-1 график (рис. 5-1) наглядно показывает связь между общей и предельной полезностью.
Рис. 5-1. |> Общая и предельная полезность.
Общая полезность увеличивается с ростом потребления яблок Поэтому кривая TU имеет положительный наклон, который постепенно уменьшается Предельная полезность уменьшается по мере роста потребления яблок В связи с этим кривая MU имеет отрицательный наклон Когда величина общей полезности потребляемого количества яблок достигает максимума, предельная полезность последнего яблока оказывается равной нулю
Понятие полезности. Общая и предельная полезность
Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Но для того чтобы распределить свои средства между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце XIX в. экономисты приняли полезность.
Потребление – это процесс использования продукта с целью удовлетворения потребностей. Целью потребления является полезность.
Полезность – удовлетворение, которое потребитель получает от потребления товаров или услуг или от какой-либо деятельности.
Было принято, что при заданных ценах покупатель стремится так распределить свои средства на покупку различных благ, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность от их потребления. При этом он руководствуется своими личными вкусами и представлениями.
Очевидно, что определяемая таким образом полезность имеет сугубо личностный, субъективный или индивидуальный характер.
Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара.
Полезность (utility) – это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.
Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот.
Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.
Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения:
1. Потребитель стремится получить максимальное субъективное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
2. Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара (предельная полезность), меньше полезности предыдущей единицы.
Различают две формы полезности: общую и предельную.
Общая полезность (total utility) (TU) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля рис. 26.1.
Рисунок 26.1 – График отображения общей полезности
Предельная полезность (MU) представляет собой дополнительную полезность, извлекаемую потребителем из добавочной единицы конкретной продукции.
Общая полезность определяется как сумма полезности, которую получает потребитель от потребления данного количества товара в течение определенного периода времени. Total Utility = TU = f(Q, предпочтения)
Полезность повышается только до определенного уровня потребления товаров, (максимальное значение составляет 27 утилей), затем снижается при дополнительном потреблении единиц товаров.
Предельная полезность удовлетворение, получаемое от потребления дополнительной единицы блага рис. 26.2.
Рисунок 26.2 – График отображения предельной полезности
Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
Например, если индивид, съев две порции мороженого, ест третью, то общая полезность увеличится, а если он съест и четвертую, то она будет продолжать расти. Однако предельная (приростная) полезность четвертой порции мороженого не будет столь же велика, как предельная полезность от потребления третьей порции.
Общая полезность (TU), как следует из ее названия, характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц определенного блага. Механизм формирования данного показателя может быть представлен в виде функции общей полезности TUΣ ф-ла 26.1:
(26.1)
где f — символ функции; U — уровень полезности; QX, QY — количество товаров Х и Y, потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ. Различают предельную и совокупную полезность блага.
Совокупная полезность определяется суммированием показателей предельной полезности и рассчитывается следующим образом ф-ла 26.2:
(26.2)
где TU — совокупная полезность; MU — предельная полезность.
где TU1 и TU2 — первоначальная и новая величина совокупной полезности; Q1 и Q2 — первоначальное и новое количество блага.
Предельная полезность определяется как отношение изменения величины совокупной полезности к изменению количества потребленного блага ф-лы 26.3, 26.4:
(26.3)
Предельная полезность (MU) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу ф-ла 26.5:
MUi = TUi(Qi + 1) – TUi(Qi), (26.5)
где TUi(Qi) – общая полезность Q единиц i-ro блага;
TUi(Qi+l) – общая полезность Q+1 единиц i-ro блага.
ΔQi – увеличение объема потребления i-ro блага на одну единицу.
Пример. Предположим, потребитель читает журналы и слушает музыку, записанную на диски. Ниже приведена таблица 26.1, которая показывает полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков.
Таблица 26.1 – Полезность, которую потребитель получает от потребления различного количества журналов и дисков
Количество | Полезность журналов (ютил) | Полезность дисков (ютил) |
Цена журнала – 1,5 ден. ед., а цена диска – 7,5 ден. ед. Обычно потребитель покупает 2 диска и 10 журналов.
Необходимо определить:
1. Сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов?
2. Какую полезность получает потребитель от этой комбинации товаров?
3. Какова предельная полезность, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков? Каково отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров?
4. Максимизирует ли потребитель полезность?
5. Какую полезность получает потребитель, если весь свой бюджет он будет тратить на покупку дисков?
6. При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной?
Решение задачи:
Рассчитываем, сколько денег тратит потребитель на покупку этого количества дисков и журналов: 2*7,5+10*1,5=30 ден. ед.
Два диска приносят 630 ютил, десять журналов – 371 ютил, итого – 1001 ютил.
Для расчета предельной полезности, которую получает потребитель от потребления кассет и дисков, заполняем таблицу, в которой рассчитываем отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров табл. 26.2, 26.3:
Таблица 26.2 – Отношение предельной полезности к цене для журналов
Количество | Полезность журналов (ютил) | Предельная полезность журналов | Отношение предельной полезности к цене журналов |
— | — | ||
111-60=51 | 51/1,5=34 | ||
156-111=45 | 45/1,5=30 | ||
196-156=40 | 40/1,5=26,7 | ||
232-196=36 | 36/1,5=24 | ||
265-232=33 | 33/1,5=22 | ||
295-265=30 | 30/1,5=20 | ||
322-295=27 | 27/1,5=18 | ||
347-322=25 | 25/1,5=16,7 | ||
371-347=24 | 24/1,5=16 |
Таблица 26.3 – Отношение предельной полезности к цене для дисков
Количество | Полезность дисков (ютил) | Предельная полезность дисков | Отношение предельной полезности к цене дисков |
— | — | ||
630-360=270 | 270/7,5=36 | ||
810-630=180 | 180/7,5=24 | ||
945-810=135 | 135/7,5=18 | ||
1050-945=105 | 105/7,5=14 | ||
1140-1050=90 | 90/7,5=12 | ||
1215-1140=75 | 75/7,5=10 | ||
1275-1215=60 | 60/7,5=8 | ||
1320-1275=45 | 45/7,5=6 | ||
1350-1320=30 | 30/7,5=4 |
Если потребитель приобретет два диска и десять журналов, он не сможет максимизировать свою полезность, поскольку не будет соблюдаться условие максимизации полезности, при котором предельные полезности приобретаемых товаров в расчете на одну денежную единицу совпадают. А в данном случае: 36>16, т.е. правило не соблюдается.
Если весь свой бюджет потребитель будет тратить на покупку дисков, то купит 4 диска, которые дадут 945 ютил полезности.
Полезность окажется максимальной при покупке следующей комбинации товаров: 3 диска и 5 журналов. При этом соблюдается правило максимизации полезности, речь о котором шла выше: 24=24.