В чем выражается значение для человека природопользования
Рациональное и нерациональное природопользование: признаки и примеры
Содержание:
Люди, являясь частью природы, используют её дары для удовлетворения собственных потребностей. Зачастую хозяйственная деятельность человека негативно сказывается на окружающей среде и наносит ей непоправимый вред. Об особенностях рационального и нерационального природопользования, расскажем далее.
Природопользование – это совокупность мер, направленных на удовлетворение потребностей людей за счет использования ресурсов окружающей среды.
Рациональное природопользование – это гармоничное взаимодействие человека с природой, подразумевает бережное к ней отношение. Рациональное природопользование основано на умении людей контролировать все этапы и процессы воздействия на окружающую среду, их стремлении сохранить и защитить природные ресурсы, свести к минимуму вероятность возникновения нежелательных последствий от собственных действий.
К признакам такого подхода к природопользованию относят:
При рациональном использовании природных ресурсов снижается уровень загрязненности окружающей среды, нарушение естественных круговоротов веществ сводится к минимуму. Примерами рационального природопользования могут быть следующие мероприятия:
Нерациональное природопользование – это ухудшенное состояние окружающей среды, её необратимые изменения, загрязнение биосферы и другие отрицательные тенденции. Такой подход приводит к нарушению экологического баланса, утрате способности экосистем к саморегуляции и самовоспроизводимости.
Признаки нерационального воздействия на природу следующие:
Нерациональный подход к использованию природных богатств приведёт к их необратимому истощению. Примеров такого природопользования немало, среди них можно выделить следующие:
Бездумное использование доступной части природно-ресурсного потенциала, уничтожение экосистем, загрязнение биосферы и другие негативные последствия хозяйственной деятельности людей могут в недалёком будущем привести к экологической катастрофе. Чтобы этого не допустить, мировое сообщество должно всерьёз задуматься о необходимости бережного и гармоничного взаимодействия с окружающей средой и приложить все усилия для перехода к рациональному природопользованию.
Природопользование
Природопользование подразделяется на рациональное и нерациональное.
При рациональном природопользовании осуществляется максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является важной прикладной задачей науки природопользования. Достижение данного оптимума получило название «устойчивое развитие».
При нерациональном природопользовании происходит экологическая деградация территории и необратимое исчерпание природно-ресурсного потенциала.
общее природопользование; специальное природопользование. Общее природопользование не требует никаких разрешений. Оно может осуществляться любым гражданином на основе его права, возникшего в результате рождения и дальнейшего существования, например пользование воздухом, водой и т.д. Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов (газ, нефть и др.), поэтому оно регулируется отраслевым природоресурсным законодательством России: Земельным кодексом, Водным кодексом, Лесным кодексом, законами «Об охране атмосферного воздуха», «О недрах» и др.
Содержание
Природопользование как учебная дисциплина
Большое значение в формировании нового мышления в отношении к природе имеет изучение общепрофессиональной образовательной дисциплины «Природопользование», рассматривающей один из актуальных аспектов проблемы постиндустриального развития общества — объективная оценка состояния и оптимизация использования природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их охраны и воспроизводства.
Цели и задачи дисциплины
Необходимость изменения поведения человечества приводит к появлению нового «экологического» стиля мышления и экологизации всей системы знаний. Экология внедряется не только в естественнонаучные или технические дисциплины, но и в гуманитарные. Экологизация экономики привела к формированию нескольких новых областей исследования, соответствующих различным стадиям процесса природопользования.
Так, существует экономика природных ресурсов, изучающая проблемы эффективного использования природных ресурсов в условиях различных типов экономик и различных природно-климатических зон Земли. Эта область изучает экономику первой стадии процесса природопользования — стадии извлечения и переработки природных ресурсов.
Вторая область — экономика загрязнения (экономика удаления отходов), исследует процессы использования такого особого природного ресурса, как ассимиляционный (поглощающий) потенциал природы. Важно, какой объем загрязнения причиняет минимальный ущерб природе и с помощью каких экономических механизмов можно оптимально использовать ее поглощающий потенциал. Исследования в области экономики загрязнения имеют дело со второй стадией природопользования — удалением отходов производства.
Третья область исследования — экономика природовосстановления и природоохраны — изучает экономические особенности третьей стадии природопользования, связанной с восстановлением и охраной природных богатств.
Парадигмы «Экономики природопользования»
Существуют три основные парадигмы «экономики природопользования».
Первая парадигма основана на идее о том, что наилучшим является минимальное использование природных ресурсов. Согласно принципу «минимизации воздействия», права на использование ресурсов должны находиться в руках локальных групп населения, то есть людей, проживающих в небольших поселениях и заинтересованных в том, чтобы жить в гармонии с природой.
Вторая парадигма базируется на идее оптимального использования природных ресурсов. Под оптимальностью понимается извлечение из природы такого объема ресурсов, которое позволяет каждому члену растущего общества неуклонно повышать уровень своего благосостояния (небольшой, но одинаковый прирост ежегодного потребления для общества)
Третья парадигма базируется на принципе максимизации использования природных ресурсов для максимально возможного увеличения благосостояния населения. Согласно этой парадигме, все члены общества стремятся к максимизации использования природных ресурсов.
Природопользование – это. Природопользование и охрана окружающей среды
Природопользование – это деятельность, осуществляемая обществом людей, которая направлена на удовлетворение потребностей через использование ресурсов природы. В действиях важно опираться на обоснованную учеными оценку возможностей окружающей среды. Она составляется исходя из данных, полученных в результате разведки, выявления, учета количественного и качественного состава.
Виды природопользования
Рациональное природопользование – деятельность общества, направленная на более полное использование добытых ресурсов. Обеспечение этого условия осуществляется там, где это возможно. Проводятся работы по минимизации негативных последствий для окружающей среды. Примеры этих действий:
Нерациональное природопользование – отношение к природе, не учитывающее необходимый уровень средоохраны, ее качественное улучшение. Результатом деятельности является истощение и снижение качества ресурсов. Примеры таких мероприятий:
Природопользование и охрана окружающей среды
Загрязняется окружающая среда через внесение негативных изменений в ее свойства, что приводит к угнетающему действию на человека и биосферу. Рациональное природопользование предназначено для предотвращения такого воздействия. Сильнее всего окружающую среду загрязняет деятельность человека (антропогенное воздействие). Некоторые природные явления также могут негативно сказаться на отдельных природных комплексах. К ним относят вулканические извержения и прочее.
Природопользование окружающей среды предполагает знание основных видов антропогенных воздействий:
Загрязнение земных оболочек
Природопользование – это учение, направленное на предотвращение негативного воздействия на все оболочки Земли. Литосфера совместно с почвой воспринимает загрязнение от ядов, удобрений и других химических соединений. Из мегаполисов в природу ежегодно вывозится около 12 млрд тонн мусора. Добыча горных пород открытым способом лишает землю сформировавшегося за многие миллионы лет плодородного слоя. Почвы подвергаются эрозии, заболачиванию, загрязнению солями и истощаются от нерационального земледелия.
Охрана природопользования касается и гидросферы, которая страдает от заводских стоков, смывов с сельхозугодий, бытовых отходов. Самыми опасными для окружающей среды являются химические и металлургические предприятия. Отдельную опасность представляет загрязнение нефтепродуктами. В моря и океаны каждый год попадает порядка 15 млн тонн углеводородов.
В основах природопользования и охраны окружающей среды прописаны меры по защите воздушной оболочки Земли. Основные источники загрязнения – заводы и автомобильный транспорт. Они выделяют в атмосферу радиоактивные элементы, углекислый газ, окислы серы, азота и тяжелые металлы.
Мероприятия по охране природы
Сфера природопользования не ограничивается только лишь перечислением наносимого окружающей среде вреда. Загрязнение природы ведет к возникновению многих проблем на региональном и глобальном уровнях, истощению ресурсов природы. Для их решения и предотвращения проводят следующие мероприятия:
Особо охраняемые природные территории
ООПТ – объекты достояния всех наций, представляющие собой земельные, водные и воздушные участки в месте расположения биогеоценозов, имеющих особое значение для науки, культуры, средоохраны, оздоровления. Этот статус присваивается по решению госорганов. При этом такие территории изымаются (иногда частично) из использования в народном хозяйстве и охраняются законом.
Природопользование – это уникальная область знаний, которой занимаются организации из разных стран. Международные компании насчитали в мире порядка 10 тысяч значимых ООПТ разных типов: заказники, национальные парки и так далее.
Заповедники
Заповедниками называют участки природы, которые полностью изъяты из хозяйственного пользования, предназначающиеся для обеспечения охраны и изучения биогеоценозов. Их существует несколько разновидностей:
Заповедник может быть биосферным. Таким термином обозначают территории, имеющие эталонный ландшафт и типичный состав флоры и фауны для него. Они позволяют решать задачи, связанные с сохранением биогеоценозов, а также наблюдением за состоянием соседних территорий. В большинстве случаев их организуют в заповедных зонах и на участках, находящихся под охраной.
Экология
Грамотное природопользование – это первый шаг на пути к охране природы. Часто термином «экология» именуют мероприятия по охране окружающей человечество среды, а порой и положение дел в ней. Это в корне не верно. Не нужно приравнивать объемную и многогранную науку и простейшие правила чистоплотного поведения. Уборка мусора, организация свалок, дезинфекция воды, очистные сооружения и пресечение деятельности браконьеров не требуют привлечения экологии. Эти вопросы решаются с помощью грамотной организации и техники.
Экология необходима на более ранних этапах – для всестороннего обоснования мер по охране природы и окружающей среды. С ее помощью изучают связи организмов с неорганическим окружением, а также между собой. Прикладная экология, природопользование и охрана окружающей среды тесно взаимосвязаны, однако это разные понятия.
Природоохрана и средоохрана: в чем разница?
Большинство людей не видят различий в этих терминах. Применительно к современной цивилизации это очень далекие понятия, потому что в окружающей человека среде большое количество искусственных составляющих, не имеющих отношения к природе. Эта область, созданная людьми, активно вытесняет естественные составляющие. Природоохрана и средоохрана имеют одинаковую цель: сохранить здоровье и благополучие человечества. Отличаются методы ее достижения.
Охрана природы строится на понимании процессов, происходящих в биосфере, разнообразия биологических организмов, состояния экосистем. Достижение цели происходит через лимитирование или запрет использования ресурсов планеты, сохранение целостности сложившихся систем.
Охрана окружающей среды исходит из безопасной обстановки для общества. Цель достигается посредством исключения возможности попадания в нее опасных для людей веществ. Другими словами: чтобы в городе было чисто, а за его пределами – хоть трава не расти.
Экология и природопользование
Вы будете перенаправлены на Автор24
Значение экологии
Первостепенная роль экологии состоит в осуществлении научного контроля над процессом природопользования. Природопользование – это главная единица ресурсных основ экономики.
Стоит заметить, что во внимание берутся не только природные ресурсы – лес, дикорастущие растения или промысловые животные, но и акватории, почвенные ресурсы, солнечная энергия, атмосферный воздух, полезные ископаемые – все то, что хоть каким-то образом задействовано в глобальном круговороте веществ и трансформации энергии.
Тем не менее, влияние экологии на контроль природопользования и управления ресурсами еще очень слабо. Это порождает конфликтные ситуации между интересами, связанными с экономической стороной и требованиями экологии, между экономикой человека и экономикой окружающей среды.
Рациональное природопользование
Природопользование может быть двух видов: рациональное и нерациональное. При рациональном природопользовании учитываются не только потребности общества, но и природы. Таким образом создается безопасная почва, для существования последующих поколений.
Прискорбно, но практику современного природопользования можно охарактеризовать в общем, как нерациональное. Практика природопользования, преобладающая в современном мире, удовлетворяет в основном потребности люде, приводя к исчерпанию природных ресурсов, к ослаблению природных систем и нарушению экологического равновесия.
В основе рационального природопользования лежат экологические законы, в которых приоритетное место отводится состоянию природы. Если экологические требования оказываются нарушенными, то за этим неминуемо следует резкое ухудшение природных условий, что влечет за собой необходимость различных природоохранных и восстановительных мероприятий.
Готовые работы на аналогичную тему
Нерациональное природопользование является полной противоположностью рационального, оно выражается в халатном отношении людей к природным богатствам, в перерасходе природных ресурсов, загрязнении биосферы, снижении оздоровительных и эстетических качеств среды. При нерациональном природопользовании видна явная деградация природной среды и израсходование ее ресурсного потенциала.
Под рациональным природопользованием подразумевается:
Охрана окружающей среды
Очень часто понятия «охрана окружающей среды» и «охрана природы» ошибочно считаются эквивалентными. Однако это было актуально лишь в те времена, когда человек еще не построил свое первое поселение и жил действительно в природных условиях. Современный же человек, чаще окружен не факторами природной среды, а факторами техногенной среды. Искусственно созданная среда также имеет свои особенности и конечно нуждается в анализе, позволяющем ограничить ее негативное влияние на здоровье человека. Но в конечном счете, и охрана окружающей среды и охрана природы преследуют одну и ту же цель: создание комфортных и безопасных условий для жизни людей.
Под охраной природы имеется ввиду, сохранение живого составляющего биосферы, а именно: сохранение биоразнообразия, сохранение равновесия при изъятии природных ресурсов, регуляция потребления природных ресурсов, восстановительные мероприятия. Как бы далек не был современный человек от природы, его жизнь все равно зависит от состояния природной среды, а значит охрана природы – это еще и охрана человеческой жизни.
Охрана окружающей среды имеет немного другую позицию, не сказать, что противоположную, скорее параллельную. Если в основу охраны природы ставятся интересы природных сообществ, то в основу охраны окружающей среды, ставятся интересы по созданию условий, при которых человеку бы ничего не угрожало. То есть охранять среду – значит делать ее безопасной во всех смыслах для существования человека.
С тех самых пор, как первый человек создал свое первое орудие, все его действия несли антиприродный характер. Будь то распашка земель для посева или вырубка лесов для строительства – все, чего касалась рука человека так или иначе было подвержено изменению.
Так или иначе, человек во все времена наносил природе ущерб, когда-то это было просто срубленное дерево, которое со временем превратилось в вырубленный лес, или построенная хижина, превратившаяся в мегаполис. Практически безобидные для природы разногласия двух племен превратились в масштабные войны, способные уничтожить буквально все живое на планете.
И если в древние времена природа справлялась с уроном, что наносил ей человек, то сегодня это становится практически невозможным. Понадобятся тысячи и миллионы лет, чтобы восстановить все ресурсы, изъятые человеком, однако и тогда планета не сможет вернуть себе первоначальный облик.
К сожалению, человеческое сообщество сегодня вынуждено признать, что невозможно провести какое-либо мероприятие, не причинив вреда природе. Удовлетворяя сои потребности, так или иначе, человек сталкивается с тем, что наносит урон окружающей среду. Все что он может сделать, это свести к минимуму антропогенное влияние, создаваемое его деятельностью.
Все сегодняшние попытки восстановит природное богатство, имеют малый успех. В большинстве случаев, вмешательство во флору или фауну, отзывается еще большим уроном, чем был до этого.
Самое лучшее, что может сделать человеческая раса для природных систем – это охрана и сохранение существующих видов животных и растений. Проще говоря, человек просто не должен мешать силам природы самостоятельно восстанавливать природные системы. Природа наделена своеобразной мудростью и в большинстве случаев способна самостоятельно справиться с проблемами, которые доставил ей человек.
Что же остается обществу? К счастью, есть ряд мер, которые могут помочь природе, и все они направлены на охрану природы и окружающей среды:
Потребительское отношение к природе более недопустимо, нужно научиться соизмерять технологический прогресс и выносливость природы.
Экологическое право
В учебнике, подготовленном в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Правовое обеспечение национальной безопасности», на основе анализа действующего законодательства рассматриваются основные проблемы общей и особенной частей курса экологического права. Для студентов юридических вузов и юридических факультетов, а также всех, кто интересуется проблемами экологического права. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экологическое право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Право природопользования. Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
2.1. Понятие, содержание и виды права природопользования
Право природопользования — это установленный нормативно-правовыми актами порядок использования природных ресурсов для удовлетворения экономических и иных потребностей человека и общества.
Обычно право природопользования рассматривают в трех разных смысловых значениях:
1) право природопользования в объективном смысле — это правовой институт общей части экологического права, нормы которого закреплены в нормативно-правовых актах;
2) право природопользования в субъективном смысле — это совокупность субъективных прав и обязанностей, принадлежащих конкретному природопользователю;
3) право природопользования как правоотношение — это механизм практической реализации субъективных прав и обязанностей природопользования, закрепленных в нормативно-правовых актах.
Итак, право природопользования в объективном смысле — это то, что существует для всех «на бумаге» (закреплено в текстах нормативных актов), право природопользования в субъективном смысле — это потенциальные возможности конкретного человека (в зависимости от рода занятий, возраста, места проживания и других характеристик) в сфере использования природных ресурсов, а право природопользования как правоотношение — это «то, что на самом деле», как в реальности на практике конкретный человек осуществляет свои права и исполняет свои обязанности, закрепленные в нормативных актах.
Обратим внимание, что понятие «право природопользования» шире понятия «экологические правоотношения» и включает в себя его. Экологические правоотношения являются реализованным на практике элементом права природопользования.
Каждый природопользователь обладает совокупностью прав общего характера. В их число входят:
— право на собственные действия (право не предпринимать никаких действий или право на правомерное бездействие);
— право требовать определенного поведения от других людей (например, не препятствовать осуществлению законных прав гражданина в сфере природопользования);
— право на самозащиту и защиту, включая обращение в правоохранительные органы.
Субъектом права природопользования могут быть физические и юридические лица, а также публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования).
Объектом права природопользования может быть только то, что обладает совокупностью указанных ниже признаков:
1) естественное происхождение;
2) находится в экологической связи с окружающей средой;
3) им можно обладать как реальной вещью.
Таким образом, не являются объектами права природопользования, например, пруд (искусственно вырытый водоем); дикие животные в цирке или зоопарке (отсутствует их экологическая связь с окружающей средой), атмосферный воздух (им можно пользоваться, но нельзя обладать как реальной вещью).
Обратим внимание, что нужно различать объект природопользования и объект права природопользования. Так, атмосферный воздух является объектом природопользования (например, им дышат люди и животные), но он не является объектом права природопользования, так как им нельзя обладать.
Содержание права природопользования составляют совокупность прав и обязанностей природопользователя в отношении предоставленного ему природного объекта.
Соответственно содержание права природопользования очень разнообразно, так как зависит от статуса природопользователя, вида и характеристик природного объекта, цели использования природного объекта и других обстоятельств. Очевидно, что содержание права природопользования, например, лесным участком и водным объектом существенно различаются. Также различается комплекс прав и обязанностей гражданина, использующего водоем общего пользования для ловли рыбы на удочку (спортивно-любительское рыболовство), и права и обязанности юридического лица, осуществляющего промышленное рыболовство с использованием специальных судов.
Существует несколько основывающихся на разных критериях классификаций видов права природопользования.
По эксплуатации отдельных видов природных ресурсов
— использование объектов животного мира и др.
В зависимости от объекта права природопользования выделяют:
Право общего природопользования возникает в силу естественных прав человека. Для его реализации не требуется каких-либо разрешений или лицензий. Примерами права общего природопользования являются сбор грибов, ягод, орехов в лесах, купание в водоемах общего пользования и др.
В отличие от права общего природопользования право специального природопользования не возникает автоматически. Оно может быть реализовано только в разрешительном порядке — путем получения от уполномоченных органов лицензий, специальных разрешений и аналогичных им документов. Примерами права специального природопользования являются охота, добыча нефти, природного газа, разработка ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и др.
В зависимости от субъектов права природопользования выделяют:
— природопользование физических лиц;
— природопользование юридических лиц;
— природопользование публичных образований.
В свою очередь, право природопользование каждого из названных субъектов может быть разделено еще на несколько видов. Например, в рамках права природопользования физических лиц может быть выделено право природопользования граждан РФ, иностранцев, апатридов и бипатридов, в рамках права природопользования юридических лиц — право природопользования коммерческих организаций и право природопользования некоммерческих организаций, в рамках права природопользования публичных образований — право природопользования Российской Федерации, право природопользования субъектов РФ, право природопользования муниципальных образований.
2.2. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования
Основания возникновения права природопользования:
1. Получение природного объекта в собственность. Как правило, в этом случае право природопользования возникает в результате покупки природного объекта, получения его в результате наследования иди дарения. Чаще всего в этом контексте речь идет о получении в собственность земельных участков.
2. Получение природного объекта в пользование. Как правило, в этом случае право природопользования возникает в результате договора аренды (например, договор аренды лесного участка, договор аренды земли), передачи природного объекта в безвозмездное пользование и др.
Основания прекращения права природопользования:
2. Прекращение юридического лица.
3. Отказ субъекта права природопользования от пользования природным объектом. Этим правом наделяются как физические, так и юридические лица. Ст. 236 ГК РФ предусматривает отказ от права собственности, в том числе и на землю. Если речь идет о праве общего природопользования, то для отказа от пользования природным объектом нет необходимости в совершении каких-то юридических действий, отказ в данном случае выражается в фактическом прекращении использования природного объекта. Если речь идет о праве специального природопользования, то, как правило, требуется совершение определенных юридических действий (например, расторжение договора аренды, уведомление уполномоченного органа об отказе пользования природным объектом).
4. Гибель или уничтожение природного объекта. Ч. 1 ст. 235 ГК РФ в качестве одного из оснований прекращений права собственности называет гибель или уничтожение имущества. Естественно, в этом случае прекращается и такое правомочие собственника, как пользование природным объектом. В реальности случаи утраты природных объектов, находящихся в собственности, не очень часты. Тем не менее может сложиться такая ситуация, когда в результате техногенной катастрофы или стихийного бедствия (наводнение, карстовые провалы и пр.) земельный участок может исчезнуть, лес может погибнуть в результате пожара, водный объект может исчезнуть в результате воздействия естественных или антропогенных факторов.
5. Истечение установленного срока пользования (например, срока, установленного в договоре или лицензии).
6. Нарушение условий, установленных в договоре или лицензии (например, несвоевременное внесение платежей, нерациональное природопользование, причинение вреда окружающей среде при пользовании природным объектом и др.).
7. Нарушение законодательства об охране окружающей среды. На практике это положение обычно прописывается в договорах и лицензиях в качестве одного из оснований прекращения правоотношений. Если же это положение не прописано в документе, то с инициативой о прекращении соответствующего права природопользования могут выступать правоохранительные органы (в первую очередь, прокуратура).
8. Изъятие природного объекта для государственных или муниципальных нужд. Как правило, речь идет о возмездном изъятии у собственников земельных участков для строительства автомагистралей, газопроводов и других объектов.
Основания изменения права природопользования:
1. Вследствие изменения правового статуса природного объекта. Так, придание статуса территории особо охраняемой (например, национального парка) приводит к ограничению ряда прав природопользователей, здесь проживающих. В пределах заповедной зоны национального парка запрещается ведение любой экономической деятельности (п. а) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»). В других зонах национального парка в зависимости от их функционального назначения экономическая и другая деятельность могут вестись.
2. Вследствие изменения экологического состояния природного объекта, приводящего к изменению режима природопользования. Состояние природного объекта может измениться в результате человеческой деятельности или природных явлений. Так, заболачивание, засоление почвы, эрозионные процессы, карстовые провалы ведут к тому, что, например, земли сельскохозяйственного назначения не могут уже использоваться по их прямому назначению. Выгорание лесов в результате пожаров делает в ряде случаев невозможной заготовку древесины. Высыхание водного объекта приводит к невозможности использования его для питьевого водоснабжения, рекреационных и других целей. Во всех названных случаях изменение содержания права природопользования является следствием изменения экологического состояния природного объекта и режима его использования.
3. Вследствие ограничений, вводимых законодательством. Такие ограничения могут носить постоянный или временный характер. Так, пребывание граждан в лесах может быть ограничено или временно запрещено в связи с пожароопасной обстановкой.
2.3. Понятие экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды. Система методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды
Ни в ФЗ «Об охране окружающей среды», ни в других нормативно-правовых актах не закреплено понятие экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды. Следовательно, оно носит доктринальный характер и в его трактовке возможно разнообразие.
Тем не менее можно выделить ряд специфических черт экономико-правового механизма природопользования и охраны окружающей среды:
— это совокупность экономических инструментов (методов экономического регулирования);
— эти инструменты могут носить как принудительный, так и поощрительный характер;
— целью применения данных методов является охрана и рациональное использование природных ресурсов;
— нормативное закрепление методов экономического характера, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение:
экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды — это совокупность закрепленных в нормах права экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит главу IV «Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды».
Ныне утратившая силу (с 1 января 2015 г.), входившая в гл. IV, ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды» называлась «Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды» и содержала перечень соответствующих методов:
— разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;
— разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;
— разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;
— установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
— проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;
— проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
— предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;
— возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде;
— иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды.
Означает ли утрата силы ст. 14 ФЗ «Об охране окружающей среды», что в Российской Федерации не применяются называвшиеся в ней методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды? Полагаем, что нет.
Во-первых, часть из названных методов, хотя и не отражены теперь в ФЗ «Об охране окружающей среды», тем не менее существуют в реальности и активно используются на практике.
Так, продолжают разрабатываться социально-экономические прогнозы на основе экологических прогнозов (в первую очередь, на основе информации о запасах полезных ископаемых), продолжают реализовываться федеральные целевые программы (Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012–2020 годах»; Программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы») и региональные целевые программы (например, Государственная программа «Охрана окружающей среды в Нижегородской области» (утв. 30 апреля 2014 г.); Государственная программа «Развитие лесного хозяйства Нижегородской области до 2020 года»; Целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2013–2020 гг.» и др.). На уровне Российской Федерации и ее субъектов по-прежнему разрабатываются и проводятся мероприятия по охране окружающей среды.
Во-вторых, в других статьях главы IV ФЗ «Об охране окружающей среды» названы некоторые из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды (плата за негативное воздействие на окружающую среду, государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, экологическое страхование, экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции).
Наконец, в-третьих, возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде предусматривается ст. 78–78 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 15 ГК РФ.
Специальное природопользование в Российской Федерации является платным. С граждан и организаций может взиматься плата за использование природных ресурсов и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за использование природных ресурсов (землю, недра, воду, лес, животный мир и др.) регулируется соответствующими природоресурсовыми законодательными актами (Земельным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах», Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, ФЗ «О животном мире» и др.).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривается взимание платы за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:
— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
По общему правилу плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории России, ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
При размещении отходов плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых и образовались отходы. Что касается размещения твердых бытовых отходов, то в данном случае плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду выступают региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
В целях повышения собираемости соответствующих платежей и контроля в данной сфере лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подлежат обязательному учету. Этот учет осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Следует обратить внимание, что плата за загрязнение окружающей среды в Российской Федерации не является налоговым платежом. Об этом было прямо указано в Определении Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О «По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» и статьи 7 Федерального закона «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»».
Важной особенностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является то, что определение платежной базы и расчет платежей производится самими хозяйствующими субъектами.
Расчет платежей производится для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период (календарный год), в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При этом учитываются объем и (или) масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах соответствующих нормативов. Ст. 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливает ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, а на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Экономической мерой стимулирующего характера в сфере охраны окружающей среды является вычет из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среды затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Такие меры стимулируют предпринимателей к деятельности, направленной на рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Следует обратить внимание, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов, обязанных вносить эту плату:
1) от осуществления мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
2) обязанности по возмещению вреда, причиненного окружающей среде в результате осуществления ими хозяйственной и (или) иной деятельности;
3) ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 17 «Об охране окружающей среды» государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, по следующим направлениям:
1) в осуществлении инвестиционной деятельности, направленной на внедрение наилучших доступных технологий и реализацию иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
2) осуществлении образовательной деятельности в области охраны окружающей среды и оказании информационной поддержки мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;
3) осуществлении использования возобновляемых источников энергии (солнечная, ветряная энергия, энергия приливов и отливов), вторичных ресурсов (сбор и переработка макулатуры, цветных и черных металлов, пластика и т. д.), разработке новых методов контроля за загрязнением окружающей среды и реализацией иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве мер государственной поддержки в ч. 3 ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» называются предоставление налоговых льгот, льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду, выделение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Если последние из двух названных мер в большей или меньшей степени «работают» на практике, то предоставление налоговых льгот остается только «на бумаге». В реальности налоговым законодательством не предусмотрено соответствующих налоговых льгот.
Государственная поддержка в соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйствующих субъектов ведется при реализации таких мероприятий, как
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкция систем оборотного и бессточного водоснабжения; централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод; сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух, полезному использованию попутного нефтяного газа;
3) установка оборудования по улучшению режимов сжигания топлива; оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления; автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух; автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды.
Приведенный выше перечень является открытым, так как федеральным и региональным законодательством могут устанавливаться иные меры поддержки деятельности, направленной на охрану окружающей среды.
Федеральным законом от 23.07.2013 № 226-ФЗ в ФЗ «Об охране окружающей среды» была введена ст. 18.1 «Экономическое стимулирование прекращения производства и использования озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции».
Одним из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды является экологическое страхование. Как закреплено в ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об охране окружающей среды», оно осуществляется «в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков». В России может осуществляться как добровольное, так и обязательное экологическое страхование.
К сожалению, в настоящее время в нашей стране нет специального закона, комплексно регулирующему вопросы экологического страхования. Нормы об экологическом страховании рассредоточены в различных нормативных правовых актах. Так, обязательное экологическое страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения предусматривается ст. 15 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В ст. 15 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливается обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.
Добровольное экологическое страхование на практике производится крайне редко. Тем не менее оно предусматривается, например, «Типовым положением о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации» (утв. Минприроды РФ 03.12.1992 № 04–04/72-6132, Российской государственной страховой компанией 20.11.1992 № 22), Письмом Госгортехнадзора РФ от 23.04.1998 № 01–17/116 «О страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов» (вместе с «Правилами страхования (стандартными) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте», утв. Всероссийским союзом страховщиков 23.02.1998 г.), ФЗ от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Законом РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности», Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ.