В чем выражается значение философии в жизни человека и общества
Значение философии
Сущность и предмет философии
Философия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.
Философия — понятие неоднозначное. Одни относят ее к науке, а другие к способу познания мира. В последнее время за термином закрепилось определение наука. Противники этого в доказательство своего мнения приводят доводы о том, что философия при многовековом существовании не имеет конкретных выводов, доказательств и формул. И это не удивительно, поскольку объектом исследования в данном случае являются абстрактные понятия:
В качестве субъекта исследования выступает человек.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Еще в доисторические времена человек стремился постичь сущность бытия. Изначально только представление о действительности составляло основу философии. Но с течением времени многие открытия составили основу других наук. А философия стала базироваться на сущности самого человека и на составляющих его жизни. При этом исследуемые объекты не рассматриваются разрозненно. Это стало основной причиной того, что философию начали отождествлять с мировоззрением. Эти понятия имеют существенное различие, несмотря на очевидную взаимосвязь.
В основу мировоззрения отдельного человека или группы лиц заложена определенная философия. Она может быть религиозной, светской, политической и так далее. На основе придерживаемой человеком философии формируется его мировоззрение.
Таким образом, получается, что философия — это более узкое понятие, мировоззрение широкое.
Какое имеет значение
Несмотря на ограниченность значения философии по сравнению с мировоззрением, в жизни человека она играет важную роль. Дело в том, что именно от нее зависит отношение людей к окружающим, к себе и к жизни в целом. Если, например, лицо не осознает, что все в жизни зависит от его усилий и стараний, то при неудачах им занимается позиция жертвы. Такие люди во всем и во всех видят причину своих бед. Нередко это становится не только поводом для проявления агрессии к окружающим, но и субъект прекращает свое развитие, как личность.
И наоборот, если человек задумывается над сущностью своего бытия, над тем, каково его предназначение в мире и что способно сделать его счастливым, то такие люди быстро находят не только общий язык с окружающими, но и живут в гармонии с собой.
Определены следующие положительные стороны влияния философии на человека:
Роль философии в жизни человека и общества
Несмотря на то, что общество состоит из немалого числа групп и субъектов, в целом ему присуща общность философских взглядов. Это связано с:
Именно в формировании мировидения подрастающего поколения философия имеет особую значимость. Это обусловлено тем, что в этот период не только формируется мировидение, но и закладывается фундамент культуры общества в целом. В этом заключается основная функция философии.
Если на начальной стадии знакомства ребенка с окружающей действительностью привить ему идеи лжефилософии, то из него может получиться тиран. Такие люди в большинстве своем несчастны сами. Это обусловлено постоянным противоречием с окружающими. Ситуация становится опасной в случаях, когда лжефилософы находят единомышленников или обладают некой властью над другими.
В качестве примера можно привести историю Адольфа Гитлера. Его жизненная философия заключалась в обязательном преобладании арийской расы над другими. Итогом противоборства стала Вторая мировая война.
Философию как науку следует отличать от частных мнений о бытие. Первые представлены размышлениями в системе. Вторые носят хаотичный поверхностный характер, углубление к истокам им не присуще.
Значение философии в жизни человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Философия – это, дословно с греческого – «любовь к мудрости». Ее также можно определить, как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и окружающего его мира.
Сущность и предмет философии
Как систематизированному, специальному знанию философии уже несколько тысячелетий, а что касается самого «философствования», как некоего особого размышления людей о смысле жизни, о самих себе, об окружающем мире и т. д., то возраст его, наверняка, примерно равен времени существования всего Человечества.
Любое знание представляет собой знание о том, что познающим индивидом, исследователем выделено как что-то обладающее своими характерными свойствами, нечто конечное, и в данном случае познающий является субъектом, а познаваемое для него – объектом.
Что касается специфики объекта философии, то она состоит в том, что тут, по сути, отсутствуют какие-либо чувственно воспринимаемые границы, ощущаемые формы, части, элементы (что и отличает их от объектов природы). Таким образом, объектом философии выступает бесконечный Мир (вселенная, космос, природа), а также Общество особая целостность, а также их единство.
Философию нужно рассматривать как наиболее обобщенное знание о Действительности (как развивающейся системной целостности), а также о Человечестве, всеобщих его законах и свойствах. Сама же Действительность представляет собой непрерывно развивающийся и изменяющийся мир субъектов, объектов и результатов их взаимодействия, который подчиняется определенным закономерностям. Следовательно, предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Другими словами, философия нацелена вовсе не на то, чтобы определить точные границы между частицами мира и их внешние взаимодействия, а на то, чтобы понять их единство и внутреннюю связь.
Готовые работы на аналогичную тему
Мировоззрение и философия часто путают. Эти две категории хоть и очень взаимосвязаны, но все же различаются между собой и, в первую очередь, тем, что мировоззрение – намного шире по охвату, а философия – это лишь ядро мировоззрения Философия – своеобразный синоним поиска истины, а также свободны мышления. Таким образом, философия – это наиболее обобщенное учение о мире, о месте в нем Человека, а также «наука о всеобщих науках» о развитии общества и природы.
Роль философии в жизни человека
Роль философии в жизни любого индивидуума и человека тяжело переоценить. В то же время, на такие «вечные» вопросы как: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после смерти?» дает ответы религия, однако, в отличие от нее, в философии применяется научный доказательный аппарат. Значение философии для человека можно объяснить буквально в нескольких тезисах:
Предмет (структура), функции и значение философии в жизни человека и общества.
Структура философии. С точки зрения эволюционной, динамической, в европейской истории, обоснованно полагает немецкий философ К.-О. Апель, можно выделить три исторически сменявших друг друга парадигмы (с греч. «образец») стиля философствования: онтологическую метафизику, метафизику познания и метафизику языка. Метафизикой с эпохи Средневековья называют иногда философию. Первая форма был распространена с Античной эпохи до нового времени. Древнегреческие философы стремились обнаружить первопричины «архе» вещей и явлений природы «фюсиса», открыть их всеобщую основу – субстанции («оусию») мира. «Первофилософия» включала три главных компонента: онтологию – учение о бытии, учение о человеке, которое сейчас именуют философской антропологией и теологию – учение о сущности богов или Бога. Теология – главный предмет философии средневековья.
В Новое временя предметом пристального внимания философов становится наука, научное познание. Традиционную, онтологическую метафизику сменила метафизика познания или гносеология. Философия современности (К.-О. Апель) – это метафизика языка – рефлексия о знаках, философская семиотика. Философы, ученые, культурологи заметили, что именно в знаках (материальных заместителях мыслей и предметов) слито отношение Я и мира, человека с вещами и с другим человеком.
В философии выделяют несколько разделов, число которых растет по мере освоения человеком мира:
1) онтологию— учение о сущем, о бытии (мире в целом);
2) гносеологию –учение о познании и его возможнщостях;
4)социальную философию – учение о предельных сущностях общественных явлений, о развитии обществ.
5) философскую антропологию- учение о человеке;
6) философию истории;
8) эстетику – учение о красоте, прекрасном и безобразном;
В заключительной части лекции вернемся к разъяснению ранее данного определения ее цели – значения философии в жизни общества и человека. Для этого определим ее функции (с лат. – «исполнение», «осуществление»).
Принято выделять несколько главных функций философии:
2. С мировоззренческой функцией связана методологическая. Учение о методах – это изучение способов, средств достижения цели. Одним из всеобщих методов познания является, например, исторический метод, который позволяет исследовать объекты в течение всего пути эволюции знаний о них. Это способствует новым открытиям, т.к. в истории предмета можно уловить скрытые тенденции, подобно тому, как невидимые вблизи предметы различимы лишь с некоторой дистанции.
3. Еще одной важной функцией Ф. является гуманистическая: любовь к мудрости открывает дорогу любви к человеку.
4. Реализацией этой любви является практическая функция. А поскольку высшей формой практики считается этика, то ее можно назвать еще этической. Философия отличается от философствования тем, что человек-философ не только теоретизирует, но и реализует предлагаемые мировоззренческие установки держит за них ответ, а не так как идеолог свободы немец Т. Адорно, который, когда вышедшие по его наветам на улицу студенты хотели ворваться в возглавляемый им Институт, просто позвонил в полицию.
Обобщение функций, фиксируют понятия «роль», «назначение», т.е.: «зачем нужны философские знания студенту не-гуманитарию?» и «почему во всех вузах философия является обязательной дисциплиной?». Ответ: Философия нужна потому,что специалист – в первую очередь человек, умеющий мыслить и переживать, а затем уже профессионал. Поэтому с ней должен быть знаком каждый homo alphabetikus.
Цель философствования – самопознание, рефлексия (с лат. –оборачиваться назад)
Философия как синтез теории и действия позволила перейти обществу от «стадного» к человеческому состоянию (К. Маркс). С нею, как отмечает автор одного из популярных учебников по философии В. Канке, намного труднее стать «обезьяньей цивилизацией, чем без нее». Философия активно участвует в выработке жизненной стратегии человека. Осознающий свое предназначение, принципы поведения индивид становится сильнее, действует уверенно.
В современном «обществе потребления» наблюдается тенденция «завершить» философию, уйти от ее главных тем – поиска высшего смысла бытия, гармонии, «золотого сечения» между Я и миром и др. Эгоистичный, «одномерный» (Х.О. и Гассет) человек безразличен не только к помыслам другого,но и к своим собственным. Когда при встречах мы спрашиваем: как дела? и получаем такой же идиотский ответ: «все окей», то это указывает на самозамкнутость сознания (в психологии- это верный признак умственного помешательства), обессмысливание своего Я.
Вывод. Целью преподавания философии в высшем учебном заведении является формирование у студентов определенных мировоззренческих и методологических установок, то есть воспитание культуры философского мышления, его логичности и доказательности, развитие умения самостоятельно рассуждать по широкому кругу социально-политических, естественно-научных и технических проблем современности, а также развитие навыков применения полученных знаний в целях гармонизации отношений человек и природа, человек и общество.
Философия, её роль в жизни человека
Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.
Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.
1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.
2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.
3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.
4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.
Философия – это свободное мышление и искание истины.
Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.
Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Без установленного мировоззрения, человек действует методом проб и ошибок. Мировоззрение формируется постепенно. Для этого важны знания. Знания – исходное звено, «клеточка» мировоззрения. Затем знания проверяются на практике, и если они истинны и верны, то становятся убеждениями человека, которыми он руководствуется. Мировоззрение изменяется и уточняется под воздействием новых знаний и факторов. По своему содержанию мировоззрение многогранно. В нём выделяется ряд сторон:
1. Научное и ненаучное;
2. Прогрессивное и реакционное;
3. Оптимистическое и пессимистическое.
1. Мифологическое (фантазия, вымысел);
2. Религиозное (сверхъестественная сила);
3. Научное (мировоззрение стремящееся к глубокому и точному познанию);
4. Обыденное (формирующееся на почве простейших знаний и представлений человека об окружающем мире).
Мировоззрение = мироощущение + миропонимание + отношение человека к внешнему миру и к себе.
Хотя философия и мировоззрение тесно связаны, они различны. Мировоззрение – шире по охвату. Философия – только ядро мировоззрения.
Мировоззрение формируется не только за счёт знания философии, но и за счёт других знаний.
2. Основной вопрос философии и две его стороны. Исторические формы материализма и идеализма.
Философы в древности стремились понять, какой вопрос в философии основной, главный.
Камю: Основной вопрос философии в том, чтобы решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого.
Кант: Основной вопрос философии складывается из нескольких: что я могу знать?; что я должен делать?; на что я могу надеяться? = каким надо быть, чтобы быть человеком. Самая высшая ценность и высшая цель человека – человеческое счастье. И надо научить человека сделать себя достойным счастья, заслужить его.
Энгельс: Великий, основной вопрос всей философии – есть вопрос об отношении мышления к бытию. Решения того, что является первичным: сознание или природа, материя.
В решении этого вопроса существует два подхода:
1. Монистический – когда за первооснову мира берут что-то одно.
2. Дуалистический – когда первоосновой мира считают две основы и материю и сознание.
В зависимости от решения основного вопроса философии, философы разделились на два лагеря:
1. Философский материализм или демакрический.
Эти философы считают, первоосновой мира является материя, а сознание вторично, т.к. оно возникло в результате совершенствования материи.
За 2,5 тыс. лет в существовании философии в ней выделили 3 формы материализма:
1) Наивный материализм. Древняя Греция VI-I века до нашей эры. Представители – Фалес, Гераклит, Демокрит. Философы объясняли мир, исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.
2) Механистический материализм – XVII век (Спиноза, Бэкон). Особенность – объясняли явления окружающего мира с позиции более развитой науки механики.
3) Диалектический материализм – 40-е года XIX века (Маркс, Энгельс). Считали, что первооснователем мира является материя, которая всё время изменяется.
2. Философский идеализм.
Эти философы утверждают, что дух существовал прежде материи (Платон, Кант).
В философском идеализме развивалось два направления:
1) Объективный идеализм;
2) Субъективный идеализм.
Сходства их в том, что первоосновой мира, они считают идею, а не материю. Различия их в том, что объективные идеалисты считают, что идея находится независимо от человека (Бог, разум); субъективные идеалисты считают, что идея находится в человеке.
У основного вопроса философии есть и вторая сторона, которая заключается в том, познали ли мы окружающий мир.
Диалектико-материалистический. Заключается в том, что окружающий нас мир понять можно, но нельзя познать мир до конца т.к. он всё время изменяется.
Агностицизм – доказывает, что окружающий нас мир непознаваем. Н: Кант утверждал, что человек может познать только явление вещи, а суть вещи скрыта от человека.
Философия, ее роль в жизни человека и общества.
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Глава 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества.
Мудрый, насколько это возможно,
знает все, хотя он и не имеет знания
о каждом предмете в отдельности.
Аристотель. Метафизика ( IV в. до н.э.)
В структуре философии можно выделить три основные части:
Предмет философии – это круг вопросов, которые раскрывают общее в системе «мир-человек». Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Основными из них являются: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни и т. п.
Сущность предмета философии является наиболее важные мировоззренческие, социальные, духовные проблемы, которые позволяют раскрыть сущность человека, его сознания, особенности общественного развития, вопросы жизни и смерти, степень достоверности научного знания, соотношение материи и сознания и т.д.
Подобные и ряд других проблем зачастую относят к основным вопросам философии. Каждая философская школа выделяет собственный круг выбранных ими проблем, в связи с чем одни и те же проблемы разными школами могут решаться по разному. Среди всего множества проблем и вопросов философии чаще всего встречающиеся: проблема места и роли человека в мире; вопрос о соотношении бытия и сознания, об отношении идеального и материального; проблема познаваемости реальной действительности и т.п.
С момента осмысления человеком себя в окружающем мире перед ним возникла проблема, связанная с его отношением к миру. У человека возникла потребность в поиске ответов на ряд вопросов: Какова сущность и природа самого человека? Какова сущность природы? Как следует вести себя в этом мире? Подобные вопросы относят к разделу мировоззренческих.
Типы мировоззрения различают в зависимости от времени их возникновения в истории человечества: мифологическое, религиозное, философское. Мифологическое мировоззрение возникло в первобытном обществе. Природу мифология рассматривает как силу, порождающую человека. Религиозное и философское мировоззрения возникают в обществе вместе с возникновением классов. Религиозное мировоззрение объясняет возникновение природы и человека как результат творения Бога.
Философское мировоззрение является системно-теоретическим. Оно логично и последовательно. От мифологического отличается высоким значением разума, а от религиозного еще и возможностью критического отношения к авторитетным идеям.
Философия оказалась более динамичной, емкой и разнообразной формой мировоззрения. Она глубже проникает в сущность вещей и процессов, позволяет иметь о них более емкое и разностороннее представление. В мифологии и религии все это либо отсутствует, либо не имеет такой же, как в философии, строгости.
Философия критична не только к вновь открывшемся аспекта, но и к уже сложившимся концепциям. Свое представление о мире философия формирует в результате объединения основных достижений науки и собственного опыта основанного на критических представлениях. Суда будут включены все вопросы, которые возникали в ходе истории человечества начиная от возникновения самых ранних цивилизаций.
Философия это не только тип мировоззрения, но и наука обладающая рядом характерных черт. Некоторые черты будут отличать философию от других наук, тем самым выделяя ее как особую наук.
Для философии присущ плюрализм, т.е. существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знаний и методологий.
Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно связанных между собой. Функции философии являются основными направлениями, через которые реализуются ее цели и задачи. К таким функциям относятся:
Благодаря своим особенным чертам и широкому спектру функций философия способна активно взаимодействовать с другими науками, помогая им создавать целостную картину мира.
Философия начинается с сомнения и благодаря свободе размышления способна выдвигать смелые гипотезы. Это позволяет предугадывать тенденции развития науки.
В отличии от узкой специализации частных наук, философия строит единую картину мира связывая вместе разрозненные данные и аспекты.
Критичность философии позволяет двигать прогресс, помогает опровергать старые авторитеты и заблуждения.
Таким образом, философия взаимодействуя с другими науками, разрабатывает научные методы, прогнозирует тенденции развития, интегрирует науки и критикует их основателей.
Зарождение самой философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в VII—VI вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в Средиземноморских греческих колониях. Возможно, что другие цивилизации этого или более раннего периода уже практиковали философское мышление, однако их философские работы остаются неизвестными. Отдельные исследователи-нефилософы иногда причисляют к древнейшей философии сборники пословиц и афоризмов, оставшиеся от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии, однако такое включение не поддерживается в философской литературе. Вместе с этим культурное влияние этих цивилизаций на греческую цивилизацию в целом, и в частности на формирование мировоззрения ранних греческих философов несомненно.
Общим элементом возникновения и развития философии явилось формирование философских школ, состоящих из последователей определённого учения, причём во всех регионах вклад последователей зачастую приписывался основателю школы или школе в целом. Становление индийской философии и греческой философии проходило по схожей схеме, однако индийская философия развивалась значительно медленнее. Китайская философия, развитие которой сдерживал консерватизм общественно-политического устройства общества, развивалась в целом ещё медленнее, хорошо проработанными её областями стали только этика и политическая философия.
В развитии философии различают следующие основные этапы:
— Философия Древнего Востока (VII-V I вв. до н.э.);
— Античная философия (с VI в. до н. э. до V в. н.э.);
— Средневековая философия (VI-XIV вв. н.э.);
— Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.);
— Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.);
— Классическая и постклассическая философия (XIX в.);
— Современная философия (XX в.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что такое мировоззрение?
2. Какие существуют исторические типы мировоззрения?
3. Что изучает философия?
4. Каковы особенности философского мировоззрения?
5. Какие разделы существуют в структуре философии?
6. В чем заключается мировоззренческая функция философии?
7. В чем состоит методологическая функция философии?
8. Каково, на Ваш взгляд, предназначение философии в современном обществе?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.