В чем выражалась борьба между стереотипами вновь создаваемым и старым хорошо закрепленным

Лабораторная работа «Выработка навыка зеркального письма»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Лабораторная работа « Выработка навыка зеркального письма»

Цель : исследовать выработку навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа.

Динамический стереотип – это четкая последовательность условнорефлекторных действий, подкрепляемых в конце, когда все условнорефлекторные действия выполнены.

Слово «стереотип» означает постоянство. Однако это постоянство динамическое (подвижное), поскольку возникает в процессе жизни и в процессе жизни может исчезнуть или измениться, если изменятся условия, лежащие в основе его формирования.

Примером динамического стереотипа является наше письмо. С первого класса нас учили письму: вначале нам показывали, как пишутся отдельные буквы, потом мы обучились сливать их в слоги и наконец в слова. Мы можем записать услышанную фразу целиком, не думая ни о буквах, ни об их соединении, ни, может быть, даже об орфографии, поскольку у нас выработан прочный динамический стереотип, ставший навыком. Об этом говорит тот факт, что смысл слова (подкрепление) становится понятным, когда все буквы написаны, и теперь нам достаточно прочесть начало слова (или фразы), чтобы уловить смысл текста. Начальные стимулы приводят в движение всю цепочку.

Чтобы проследить, как формируется динамический стереотип, попробуем его переделать (разрушить), выработав навык зеркального письма. Все элементы букв должны быть при этом ориентированы в противоположную сторону: справа налево, как показано в образце (смотри ниже).

В чем выражалась борьба между стереотипами вновь создаваемым и старым хорошо закрепленным. hello html m21d31b22. В чем выражалась борьба между стереотипами вновь создаваемым и старым хорошо закрепленным фото. В чем выражалась борьба между стереотипами вновь создаваемым и старым хорошо закрепленным-hello html m21d31b22. картинка В чем выражалась борьба между стереотипами вновь создаваемым и старым хорошо закрепленным. картинка hello html m21d31b22.Навык зеркального письма ника­кого практического значения не имеет, но на этом примере можно проследить особенности образования любого навыка. В этом отно­шении наш эксперимент можно считать модельным, потому что он дает возможность выяснить закономерности выработки любо­го навыка путем моделирования.

Теперь нам предстоит разрушить старый динамический стереотип и создать новый. Что при этом может произойти? Выдвинем гипотезу и попытаем­ся проверить на опыте, насколько она будет верна.

1.При разрушении привычного навыка письма мы можем ожи­дать, что деятельность распадется на отдельные элементы: мы нач­нем писать по-новому, выписывая по очереди не только каждую букву, но и отдельные элементы букв. При этом отдельные элемен­ты, а то и целые буквы могут быть написаны по-старому, поскольку для угасания выработанных условнорефлекторных реакций необ­ходимо время.

2.Потеряется автоматизм движения, каждое действие мы будем обдумывать, всматриваться в образец, а потом сверять с ним то, что мы написали.

3.При измерении скорости письма по мере овладения зеркальным шрифтом наибольшую разницу мы обнаружим между первой и второй попыткой. Затем эта разница начнет уменьшаться, и при длительной тренировке она приблизится к тем результатам, которых мы достигаем при письме нормальным шрифтом. Это произойдет благодаря выработке нового динамического сте­реотипа.

4.Выработка динамического стереотипа будет происходить нелег­ко. Вначале может быть образована связь между отдельными движениями, она будет совершенствоваться до какого-то предела. Наличие такого предела мы увидим в том, что на какое-то время прекратится улучшение результатов, на графике между соседними попытками появятся прямые горизонтальные линии — «плато». После них результаты временно ухудшатся, поскольку организм перейдет на новый режим работы. Этот процесс сознанием обычно не фиксируется.

5.Далее процесс выработки навыка снова будет улучшаться. Таких волн может быть несколько. Потом результаты станут более стабильными, но небольшие колебания в них, по всей видимости, останутся.

6.При выработке навыка обычно сокращается число лишних дви­жений, не участвующих прямо в выполнении данного действия. Уменьшаются и дополнительные усилия, которые на него тратятся.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Условия работы. Опыт можно проводит одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.

1.Перепишите в тетради таблицу для фиксации результатов. Данные заносите в нее по мере выполнения опыта.

Таблица 1 «Запись опыта по выработке навыка зеркального письма»

Время, необходимое для написания слова зеркальным щрифтом, в каждой из 10 попыток, сек

Источник

ЛАбораторная работа по биологии.8 классАВторы книги Колесов.МАш.Беляев.

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа
Условия работы. Опыт можно проводить одному, но лучше, если он проводится в присутствии других людей. Тогда более отчетливо проявляются эмоциональные компоненты, связанные с перестройкой динамического стереотипа.
Ход работы
Измерьте, сколько секунд потребуется, чтобы написать скорописью какое-либо слово, например «Психология». С правой стороны проставьте затраченное время.
Предложите испытуемому написать то же слово зеркальным шрифтом: справа налево. Писать надо так, чтобы все элементы букв были повернуты в противоположную сторону. Сделайте 10 попыток, около каждой из них с правой стороны проставьте время в секундах.
Оформление результатов
Постройте график. На оси X (абсциссе) отложите порядковый номер попытки, на оси У (ординате) — время, которое испытуемый потратил на написание очередного слова.
Подсчитайте, сколько разрывов между буквами было при написании слова обычным способом, сколько разрывов стало при первой и последующих попытках написания слова справа налево. Отметьте, в каких случаях возникают эмоциональные реакции: смех, жестикуляция, попытка бросить работу и др. Назовите число букв, в которых встречаются элементы, написанные старым способом.
8 54 16 2.png
Проанализируйте полученный график. Встречаются ли моменты, где навык перестает вырабатываться, когда его результаты становятся хуже? Это случается всегда, когда образовавшаяся система связей исчерпывает себя и начинается новый поиск. Это случается несколько раз помимо нашего сознания и прекращается после того, как результаты станут стабильными, а динамический стереотип выработанным.
Объясните опыт, ответив на следующие вопросы:

Вот вопросы
1. Какие факты говорят, что при разрушении динамического стереотипа происходит распад общей деятельности на отдельные эле¬менты, например слово, написанное ранее одним росчерком, выписывается теперь по буквам?
2. Делаются ли при формировании нового динамического стереотипа попытки соединять буквы без дополнительной инструкции? Нужны ли эти инструкции для овладения приемами рационального письма?
3. В чем выражалась «борьба» между стереотипами — вновь создаваемым и старым, хорошо закрепленным? Об этом можно судить по наличию элементов букв, написанных по-старому.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *