В чем выражались положительные и отрицательные моменты судебной реформы
Плюсы и минусы судебной реформы Александра 2
Описание Судебной реформы Александра II
Судебная реформа Александра II была утверждена указом от 20 ноября 1864 года.
Она проводилась с 1861 по 1866 годы. В 1861 году были созданы Государственная канцелярия и Совет, которые занимались проектированием реформы. В 1862 году появился первый проект, а в 1864 году — готовые Судебные уставы. Первый суд, подчиняющийся новым принципам, был открыт в Санкт-Петербурге в 1866 году.
Содержание судебных уставов определяется четырьмя законами:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Что нового ввела реформа
Судебная реформа изменила судебную систему Российской Империи в нескольких направлениях. Основные ее положения — это:
Причины введения судебной реформы
Среди причин введения реформ были следующие:
Преимущества и недостатки
Среди плюсов реформы можно отметить:
Среди минусов преобразований выделяют:
Последствия судебной реформы для государства
Судебная реформа, которую провел Александр II, стала основой для современной системы судопроизводства в России. В XIX веке она считалась наиболее прогрессивной. Она отражала мировые тенденции и принципы демократии.
Ее особенность — отделение суда от других ветвей власти. Вынесение приговора происходило в присутствии обвиняемого и присяжных, что исключало субъективность судей. В результате, решения стали более справедливыми и обоснованными. Кроме того, работа суда стала регламентированной.
В итоге по судебной системе Россия встала на один уровень с прочими странами Европы.
Судебная реформа 1864 года, ее плюсы и минусы
Период правления императора Александра II для Российской империи стал знаменательным событием. Проведенные им реформы радикально преобразовали российское общество.
Самой успешной из них принято было считать именно Судебную реформу, которая оказалась даже более успешной, чем знаменитая Крестьянская (отмена крепостного права).
Преобразований в судебной жизни государства желали многие жители Российской империи, многие – но никак не работники судебной отрасли.
Дореформенный вариант и его недостатки
В 1775 году в Российской империи был создан такой законопроект, как «Учреждение о губерниях». В его ведомство входило повсеместное формирование судебной системы, которая в свою очередь подразделялась на 3 уровня:
Данная судебная система, сформированная правительством императрицы Екатерины II, была ориентирована на:
Уездный уровень разбирал мелкие судебные дела, он был ориентирован на проблемы крестьянства, мещан и купцов II-й и III-й гильдии. Губернский уровень позволял рассматривать дела купцов I-й гильдии и дворянства. В него входили Гражданская и Уголовная палаты.
Общегосударственный уровень разбирал гражданские и уголовные дела всех сословий, этим занимался Правительствующий Сенат, члены которого избирались пожизненно.
К недостаткам такого вида судебной системы следует отнести ее многоступенчатость и затяжную продолжительность ведения судебных процессов, которые могли идти годами. Судебное дело проходило через несколько инстанций, могло то прекращаться, то возобновляться вновь.
Да и сами судебные дела судьи подчас вели только лишь по наличию у них необходимой документации, очень часто они даже не видели в лицо самого осужденного, вынося ему вердикт заочно. Дореформенный вариант судебной системы требовал кардинальных изменений.
Подготовка реформы к ее проведению
За улучшение судебной системы выступил князь Д. Н. Блудов, который не найдя одобрения в лице Николая I обрел ее с приходом к власти Александра II. Блудов написал около 14-ти законопроектов, которые стали основанием для проведения реформы 1864 года.
После обработки предложений Блудова прежнее судоустройство в общих чертах оставалось прежним в отношении судейской должности, она была выборной (уездный и губернский уровни), вводился лишь имущественный и профессиональный ценз.
Д. Н. Блудов
Предложения Д. Н. Блудова:
К моменту подачи своих предложений князь Блудов был стар, он сомневался, что сможет дожить до момента их внедрения в судебную систему Российской империи, к тому же в обществе его идеи вызвали бурное негодование. Однако же, Д. Н. Блудов смог реализовать один из своих проектов, в 1860 году был создан самостоятельный институт судебных следователей. Они отныне были отделены от полиции и подчинялись исключительно уголовному суду.
Деятельность С. И. Зарудного
Одним из самых рьяных новаторов в стремлении изменить судебную систему Российской империи был юрист статс-секретарь Государственного Совета С.И. Зарудный. Он в 1862 году разработал основные начала нового судопроизводства и судоустройства.
С.И. Зарудный
Судебную реформу Александра II активно поддерживал его брат великий князь Константин Николаевич.
Судебная реформа 1864 года
Реформа начала свое существование с момента подписания императором Указа Правительственному Сенату, в котором были утверждены 4 законодательных акта:
Реформа дала начало образованию:
Российская империя была официально разделена на судебные округа. Появились 2 вида судов:
Плюсы
Минусы
Судебная реформа 1864 года, ее плюсы и минусы
С отменой крепостного права в 1861 году вотчинный (помещичий) суд утратил свои полномочия – гражданские права освобожденного крестьянства должны были защищать независимые суды, общие как для вчерашних крепостных, так и для представителей других сословий. Судебная реформа 1864 года, которую провел Александр Второй, прозванный в народе «Освободитель», кардинально отличалась от предыдущей, екатерининской, многими правовыми особенностями. И стала одной из лучших, проведенных во второй половине XIX века.
Наследие Екатерины
Старая судебная система была настолько путанной и неоднозначной, что порой сами судьи с трудом понимали, как им взаимодействовать, если преступления выходили за рамки их полномочий.
В те годы разделение суда носило больше территориальный характер — он не делился на уголовный и гражданский, принято было различать уездный, городской, губернский и общегосударственный.
Вне зависимости от тяжести и сути преступления, суд не ставил своей целью установление истинного преступника — на каторгу зачастую отправлялся тот, кто мог показаться тому или иному судье виноватым в содеянном, но таковым на самом деле не являлся.
Суды выносили приговоры без глубокого разбирательства — достаточно было заполучить спорные улики или любые свидетельские показатели, которые никто не проверял. Преобразования Екатерины Второй за свою более чем вековую историю существенно устарели. Цель судебной реформы 1864 года состояла в более цивилизованном и грамотном рассмотрении каждого отдельного преступления.
Процессы, растянутые на годы
Кроме того что в действующем процессе рассмотрения дела на начало царствования Александра Второго отмечалась бессистемность, так еще и прохождение различных инстанций и этапов суда было очень медлительным.
Многочисленные взаимоисключающие законы приводили к великой путанице — в них порой затруднялись разобраться и сами судьи.
К тому же судебная власть была подчинена административной, порой уходили не только месяцы, но и годы, чтобы установить, на каком этапе находится то или иное дело, и вынесено ли по нему какое-то решение. Судебная реформа 1864 года должна была установить абсолютный порядок в судопроизводстве.
При старой системе подсудимый имел право на обжалование приговора, но оно было весьма условным. Его петиция могла годами ходить по инстанциям без какого-либо рассмотрения того, что излагалось в жалобе.
Нередко за это время осужденный успевал выходить на свободу.
Принципы судебной реформы 1864 года заключались в обеспечении права подозреваемых на компетентную и полноценную защиту, а также в необходимости наличия твердых и неопровержимых доказательств его вины у суда.
Идеи Блудова, решение Николая
Министр юстиции 1830-1838 гг. Дмитрий Николаевич Блудов, бывший во время восстания декабристов Главным секретарем Верховного уголовного суда, за год до своей отставки с министерской должности предоставил императору Николаю Первому новое «Положение о местной (сельской) полиции», а также законопроект преобразований в судебной системе, которые царь отверг за неэффективность. Но в основе этих документов как раз и лежали принципы судебной реформы 1864 г., которая была принята и проведена Александром Вторым.
После отставки с поста министра граф Блудов был председателем юридического департамента Государственного совета и руководил подготовкой Свода законов Российской империи. После восшествия на престол Александра о необходимости судебной реформы заговорили с большей интенсивностью.
Было решено создать специальную комиссию, в которую входил и Д. Н. Блудов. Разработка судебной реформы 1864года велась при его непосредственном участии.
В 1862-ом была предоставлена ее первая редакция, но лишь в 1864-м, после многочисленных доработок и поправок, она была принята императором.
Создание совершенного суда
Проект, над которым долгие годы трудился граф Блудов, был передан государственному секретарю Буткову. Под его руководством с участием опытных юристов, общественных деятелей, ученых были выработаны основные начала будущей реформы.
Трудились над ними действительно видные деятели тех лет: Стояновский, Ровинский, Буцковский, Зарудный, Победоносцев.
Суть судебной реформы 1864 года, которую они разработали, состояла в создании «скорого, правого, милостивого, равного для всех подданных суда».
Близкая к окончательной редакция документа была опубликована в печати, чтобы с ней мог ознакомиться каждый желающий, а 20 ноября 1864 года были утверждены варианты судебных уставов, которые и положили начало новых правовых преобразований. Опубликованный по такому случаю манифест гласил, что судебная реформа 1864 г. равна для всех сословий и должна «быть постоянным руководителем всех и каждого от высшего до низшего».
Две ветви судов
От городских, уездных, губернских судов Россия перешла к мировым судам и общим съездам – реформа предполагала две ветви судопроизводства. Каждая из них, в свою очередь, также разделялась на две ветви. Всего было образовано четыре ключевые инстанции: мировые и окружные судьи, мировые и окружные съезды.
Результаты судебной реформы 1864 года не заставили себя долго ждать: в течение одного года в российской правовой сфере все изменилось кардинально. Новообразованная система судов имела разумную иерархию, а четкое разделение полномочий избавляло от путаницы, которую представляла собой предыдущая схема судопроизводства.
В череде всех проведенных за долгие годы существования империи различных преобразований в правовой сфере лучшей, несомненно, была судебная реформа 1864.
Усовершенствованные процессы
Отныне любой процесс, вне зависимости от тяжести преступления, не затягивался на годы, а имел строго оговоренные сроки по каждый этапу рассмотрения дела. Они разделялись на уголовные и гражданские, направлялись не в кабинеты многочисленных чиновников, где либо терялись, либо застревали на неопределенных срок, а шли строго по соответствующим квалификации инстанциям.
Положение судебной реформы 1864 года включало многие новшества. Все участвующие в процессе отныне имели равные права, в том числе и голоса, могли вступать в дискуссии с оппонентами – появилось некое подобие прений, которые существуют в современном суде.
Возможное возникновение судебной ошибки отныне должно было ликвидировать расширение полномочий следователей, а также введение предварительного и судебного следствия. Проведение судебной реформы 1864 года отличалось разумной продуманностью правовых тонкостей на каждом этапе рассмотрения дела.
Процесс обжалования приговора занимал теперь весьма короткие сроки и давал шанс невинно осужденным добиться оправдания в первые месяцы после приговора.
Все дела по полочкам
Как уже было обозначено, из судопроизводства исчезли неразбериха и хаос. Судебную власть отделили от законодательной и административной — обе были наделены абсолютной независимостью.
Цель судебной реформы 1864 года, как то и было задумано при ее инициации, была достигнута благодаря заинтересованности в удачном ее исходе высокопрофессиональных разработчиков. Мировые суды рассматривали мелкие дела — в их полномочия входило не столько наказать обидчиков, сколько примирить их с пострадавшей стороной.
В уголовных делах судебную власть отделили от обвинительной (прокурорского надзора), что давало судьям больше независимости и лишало прокуроров возможности влиять на их решение. Особняком стояли и политические дела.
Все полномочия были четко прописаны, дела – рассортированы, а процессы стали открытыми для всех желающих на них присутствовать. Последнее обстоятельно также имело довольно важное значение – престиж суда теперь ковался на глазах у всех, и участники процесса стали дорожить своими именами.
Гласно и открыто
Суды отныне проходили при открытых дверях и с обязательным присутствием обвиняемого и его защитника. Ранее большинство дел рассматривалось заочно, достаточно было получить письменные показания подозреваемого и свидетелей.
Теперь все участники процесса устно опрашивались непосредственно в суде, защитник и прокурор произносили свои речи в присутствии обвиняемого, он также мог слышать показания свидетелей, вовремя проинформировать адвоката о несоответствиях сказанного с действительным.
Судебная реформа 1864 года настолько была переполнена новшествами, что порой россияне с трудом понимали, как могла столько лет существовать старая система. Веру в то, что суд отныне станет действительно милостивым, население страны приняло безоговорочно.
Господа присяжные заседатели
Одним из нововведений стало появление суда присяжных. Он был призван в вынесении приговора руководствоваться только доказанными фактами, без учета всевозможных домыслов и предположений.
Решение доли подсудимого по совести подразумевала судебная реформа 1864. Присяжные заседатели избирались путем жеребьевки из местного населения.
Одним из правил, которыми руководствовались избранные судьи, было отсутствие личной заинтересованности в ходе дела и полная беспристрастность.
То, что в процессе были задействованы народные заседатели, не отменяло участия традиционных судей в процессах, что также прописывала судебная реформа 1864. Суд присяжных – этот глас народа, который выносил решение по делу, а судьи должны были применять в своих постановлениях то или иное определение присяжными участи подсудимого.
Судебная вертикаль
Как и в любой другой системе, в судебной также была своя вертикаль подчинения низших инстанций высшим. По категории мелких дел самыми низшими инстанциями были мировой и волостной суды, гражданский и уголовный.
Решение судей этих уровней находились под надзором съездов мировых судей (по одному на уезд), которые рассматривали жалобы на приговоры мировых и волостных органов правосудия.
Значение судебной реформы 1864 года было огромным в процессе формирования настроения населения и его отношения к новому императору. Низы это ощутили первыми как раз благодаря новой системе судопроизводства.
Категорию крупных дел также рассматривали две разноуровневые инстанции. К низшей относились окружные суды (по одному на губернию), к высшей – судебная палата (одна на несколько губерний). В категорию крупных дел входили разбой, воровство, святотатство, убийство, споры о наследстве, тяжбы на сумму свыше 500 рублей, нанесение материального ущерба и прочие.
Дела наиболее крупные и важные рассматривал сенат — в его ведомстве было также вынесение решений по жалобам на деятельность низших инстанци1: мировых съездов и судебных палат.
Равенство во всем
Для каждого подсудимого, будь то выходец из барского рода или бездомный бродяга, была определена единая процедура ведения дела.
Конечно, абсолютного равенства не было и быть не могло – именитые подсудимые имели и более квалифицированных защитников, и соответствующую положению степень уважения.
Судебная реформа 1864 года, несмотря на многие нововведения, не могла разом упростить социальное неравенство между людьми. Но то, что суд стал более честным, было отмечено всеми слоями населения.
Реформа Александра Второго являла собой абсолютно новый тип судебной системы во всем. Она отражала тенденции, существующие в судах многих зарубежных государств. Именно этой системой были заложены демократические принципы судопроизводства царской России. Во многом она близка ныне существующей, несмотря на свой полуторавековой возраст.
Значение преобразований
Результаты судебной реформы 1864 года проявились и в культурной жизни страны. Общественное доверие, которым стали пользоваться суды, воспитывало в народе уважение к власти и закону.
Угроза свержения императора, которая назревала в среде народовольцев и других террористических организаций, на время потеряла свой главный козырь – неспособность правительства защитить свой народ. Привлекать в свои ряды на фоне всевозможных реформ, затеянных Александром Вторым, им стало гораздо труднее.
Стали более цениться интересы не только свои, но и ближнего. Появилось некоторое отождествление собственного с государственным.
Конечно, то, что было прописано в ряде новых судебных уставов, на практике применялось не настолько полно, как хотелось бы. Более просвещенные слои населения это понимали, им достаточно было лично изучить документы, в которых прописывались уставы новой судебной реформы, и посетить несколько заседаний.
Разница была ощутимая! Но и тот прогресс, который наметился в обществе после ноября 1864 года, заставлял относиться к новой реформе с должным уважением. Главным бичом в правовой системе был полицейский произвол, что шло в разрез с новой реформой, но причиной этому был, как сейчас говорят, человеческий фактор.
Прописать истину на бумаге проще, чем изменить мышление отдельной группы людей.
Не только о судебной
Судебная реформа 1864 была лишь третьей в череде преобразований, затеянных Александром Вторым после своего восшествия на престол. В 70-е годы XIX века Российская империя могла измениться до неузнаваемости, если бы так же, как реформы, можно было легко менять сознание и личные принципы населения.
Кроме судебной, император провел крестьянскую, земскую, городскую, военную, образовательные реформы. Были отменены телесные наказания. Все эти преобразования стали отражением давно назревших требований эпохи развиваться динамичнее, идти в ногу со временем.
От ведущих государств мира Россия все еще отставала, но так было и до Александра, и еще многие годы после него.
Судебная реформа Александра 2
Человек, который признают войну не только неизбежной, но полезной, а по тому желательной, — эти люди страшны, ужасны своей ненавистью и извращением
Годы правления императора Александра ІІ вошли в историю России как период либерально-демократических преобразований. Одной из самых последовательных и завершенных считается судебная реформа Александра 2, утвержденная в 1864 году.
Во время этой реформы была полностью изменена судебная система Российской империи. Уже перед Первой мировой войной была опубликовано масса литературы, в которой анализировались результаты и историческое значение судебной реформы для России.
В данной статье предлагается обзор основных направлений данной реформы, а также краткая характеристика ее результатов.
Подготовка реформы
В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова.
Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора.
Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.
В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.
Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.
Основные минусы дореформенной судебной системы
Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:
Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.
Изменения судебных органов
Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:
Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:
Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.
Новые принципы судебного процесса
Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:
Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.
Последствия реформы и ее значение
Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).
В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей.
Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.
Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.
Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах» — новости Право.ру
Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный.
Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины.
Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.
Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств.
Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом.
Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).
Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.
18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах».
Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала).
В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.
Реформа
20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».
Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года
Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)
В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность.
Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство.
Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.
Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей.
О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору.
Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.
Карикатура на российскую судебную систему. Конец 1850-х гг. wikipedia.orgПрокуратура стала обособленной ветвью судебного ведомства и подчинялась министру юстиции. Прокуроры могли возбуждать уголовное преследование, руководить полицейскими на стадии дознания и надзирать за их действиями. На предварительном следствии прокурор наблюдал за следователем и мог предложить ему совершить те или иные действия. Прокуроры проверяли законность содержания под стражей, посещали места заключения и отдавали приказы о немедленном освобождении незаконно лишенных свободы. Они составляли обвинительные заключения или предложения о прекращении дел, представляли их в суды и поддерживали обвинение, контролировали исполнение приговора. Прокуроры должны были работать при общих судах всех уровней. В гражданских процессах они представляли интересы казны.
В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы.
Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли.
Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.
Судебная реформа 1864. Причины. Значение (кратко)
Судебная реформа Александра 2
Судебная реформа 1864 (или Судебная реформа Александра 2) — комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в России.
Центральный элемент реформы – введение суда присяжных заседателей и сословия Присяжных Поверенных. Реформа обеспечивала гласность, состязательность и бессословность судопроизводства. Разрабатывалась реформа в 1861—1863 гг. Утверждена Александром II 20 ноября 1864 года.
Причины проведения судебной реформы
До реформы в России действовала старая судебная система, которая была принята еще при Екатерине 2, она отличалась плохой организацией.
• Суд был поделен на городской, уездный, губернский и общегосударственный, но взаимодействие между несколькими уровнями было ужасным, система пребывала в хаосе. Кроме этого, основной недостаток старой системы, это ее сложность – судебные процессы проходили через столько инстанций и этапов, что могли затягиваться не только на месяцы, но и на годы.
• Судебная власть до реформ не отделялась от административной, у подсудимого имелись довольно ограниченные права, он не мог обжаловать решение суда попросту потому, что жалоба настолько долго шла до инстанции, что за это время подавший жалобу уже мог бы отсидеть весь срок.
• Процесс рассмотрения дела в суде был довольно запутанный и зачастую бессистемный. Ситуация была усложнена тем, что в законодательстве имелось настолько много правил и исключений из них, что даже сами служители закона часто путались.
• Характерной чертой судебной системы был весьма высокий уровень коррупции, взяточничества, потому как неконкретно сформулированные положения и законы давали очень широкие просторы для судебных усмотрений.
• И конечно же важным катализатором подготовки и проведения судебной реформы была крестьянская реформа.
Разработка реформы
Мысль о необходимости реформировать судебную систему появилась намного раньше самой реформы, в 1840-х гг. и принадлежала она графу Блудову. Графом был составлен свой законопроект, который содержал советы по реформированию. Он отправил его на рассмотрение Николаю 1. Император не стал заниматься проведением реформы, хотя понимал ее необходимость.
При Александре 2 ситуация изменилась и правительство задумалось о несовершенстве судебной системы.
Было решено создать специальную комиссию, которая бы занялась редактированием имеющегося законопроекта, разработала новые положения и общий текст реформы.
В состав комиссии вошли многие видные политические и общественные деятели тех времен. В 1862 г. был представлен первый вариант проекта судебной реформы, но его не приняли.
1864 год – был подготовлен новый вариант законопроекта, с новыми Судебными уставами. Представленные документы были тщательно рассмотрены, утверждены, а реформу начали внедрять в судебную систему.
Краткое содержание реформы
Александр 2 намеревался создать более совершенный суд, который смог бы работать эффективней, принимать более честные и справедливые решения по отношению всех категорий граждан, вне зависимости от их сословий.
Реформой были созданы две ветви судов – мировые суды и общие съезды. И в свою очередь, каждая из этих ветвей, была разделена на две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды.
В новой системе имелась четкая иерархия и разделение полномочий, что давало возможность избавиться от путаницы, существовавшей раньше. И теперь весь процесс прохождения дела по инстанциям был довольно короткий и четко оговоренный. Дела не терялись и не застревали на несколько лет в кабинетах чиновников.
Дела делились на гражданские и уголовные и рассматривались в зависимости от их классификации. Путаница, наконец, исчезла.
Ко всему реформа смогла существенно изменить принципы и процедуры судопроизводства. Суды стали более открытыми благодаря введению принципа гласности. Все участвовавшие в процессе теперь имели равные права и могли выступать в суде с доказательствами и речами, а также на равных принимать участие в дискуссии.
Были расширены полномочия следователей – введены новые типы оперативно-розыскных мероприятий, появились новые типы доказательств. Кроме этого, разделили предварительное и судебное следствие, что уменьшало возможность появления судебной ошибки. Подсудимый же, наконец, мог рассчитывать на полноценное обжалование приговора в вышестоящих инстанциях в кратчайший срок.
Новые принципы судоустройства и судопроизводства
Итоги и значение судебной реформы
Судебная реформа 1864 привела к появлению в Российской Империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современная, отражала все мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве.
Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым.
Если до этого судья мог на закрытом заседании (без подсудимого, его адвоката, присяжных и т. д.) единолично принимать решение, зачастую даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, присяжные, но и новые правила судебной системы, что в действительности дало возможность обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.
Некоторые ограничения сохранялись для крестьян, но, в целом, несмотря на минусы судебной реформы, судебная система России значительно продвинулась вперед и встала на один уровень с судами развитых стран Европы.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:
Судебная реформа Александра 2 — причины и значение
Судебная реформа Александра 2 (1864 год) – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, предусматривающая полное изменение судебной системы в Российской Империи.
Реформа разрабатывалась с 1861 по 1863 год.
Причины реформы. Старая судебная система
До реформ Александра в России действовала судебная система, принятая при Екатерине 2.
Суд делился на уездный, губернский и общегосударственный, а сама система в целом была довольно хаотичная, что нередко приводило к осложнениям.
Одним из самых крупных недостатков такой системы была ее чрезвычайная сложность – процесс проходил в несколько этапов, бумаги проходили через несколько ведомств, что делало судебный процесс очень длительным.
Судебная власть не была отделена от административной, подсудимые имели очень ограниченные права и редко могли подавать свои жалобы, которые оставались неудовлетворенными из-за длительности самого процесса рассмотрения. Не упрощало процесс судопроизводства и то, что существовало огромное количество различных правил и исключений из правил, которые приводили к путанице.
Именно тот факт, что один процесс мог длиться десятилетиями и привел Александра 2 к мысли о необходимости срочно реформировать судебную систему.
Разработка судебной реформы
Во времена Александра 2 на судебную систему и законодательство в этой сфере обратили более пристальное внимание.
Существующие судебные уставы было предложено реформировать, для чего была создана Государственная канцелярия, которая занималась редактированием и утверждением всех законопроектов.
Для составления текста новой реформы был создан специальный совет, в который входили ведущие общественные деятели того времени. В 1862 году был составлен первый проект реформы.
В 1864 году комиссия предоставила на рассмотрение новые Судебные уставы, которые вскоре были утверждены. Реформа получила официальный ход и уставы стали постепенно внедряться в судебную систему.
Краткое содержание судебной реформы
Александр 2 хотел создать более совершенный суд, который бы смог работать эффективнее и принимать более честные решения в отношении всех категорий граждан. Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды.
В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий.
Это позволило быстрее рассматривать дела, разделяя их на гражданские и уголовные, а также значительно сократить длительность самого процесса. Суд стал значительно эффективнее, так как исчезла путаница в судебной системе.
Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Суд становился более открытым, гласным, все стороны–участники процесса получали равные права и могли участвовать в дискуссии на равных.
Были значительно расширены полномочия следователей, проводивших оперативно-розыскные мероприятия, появились новые виды доказательств, а также появилось разделение на предварительное и судебное следствие, что значительно снижало шанс судебной ошибки.
Подсудимые теперь также могли рассчитывать на обжалование приговора и рассмотрение их дела в более высокой инстанции (Верховный суд, императорский суд).
Появился суд присяжных, который созывался для участия в процессах при особо тяжких уголовных преступлениях. Суд стал полностью независимым институтом. Судебная власть полностью отделялась от административной, судебное следствие от полицейского, появилась процессуальная независимость.
Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый. Честный процесс.
Главные документы судебной реформы – Судебные уставы 1864 года.
Итоги судебной реформы
Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств.
Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. Суд стал открытым и более честным.
Однако у судебной реформы были и минусы, в частности, для крестьян сохранялся сословный суд, а компетенция судей не всегда было достаточной. Но, несмотря на недостатки, реформа сделала большой прорыв.
Несмотря на то, что Александр 2 понимал необходимость реформы, он опасался ее последствий, однако судебная реформа получила огромную общественную поддержку и прошла гладко.
Новая судебная система поддерживала другие экономические и общественные преобразования Александра и позволяла России перейти на новый тип общества быстрее и эффективнее.
Судебная реформа 1864 г. и ее влияние на развитие современной судебной власти
В данной статье рассмотрены предпосылки, послужившие основанием для проведения судебной реформы 1864 г. и особенности данной реформы. Также в статье сделана попытка соотнести эти изменения с реформами, которые проводятся в наше время, и оценить их влияние на современную судебную систему.
Ключевые слова: суд, следователь, реформа, судебный следователь, мировой суд, прокурор, правовое государство, судебная власть
This article considers the conditions that gave rise to the judicial reform of 1864 and features of this reform. Also, in the article an attempt is made to correlate these changes with the reforms, which take place in our time, and to assess their influence on the modern judicial system.
Key words: the court, the investigator, the reform, the magistrate, magistrate’s court, the Prosecutor, rule of law, judicial power
Актуальность темы исследования заключается в том, что наше государство с 90-х годов 20 века вступило в эпоху реформ, которым подвергнуты все сферы жизни.
На первоначальном этапе преобразования происходили достаточно активно, однако, и в настоящее время они продолжаются, пусть и не с такой интенсивностью как раньше.
Судебная система одно из направлений, где изменения не прекращаются, при этом они во многом преследуют те же цели, что и судебная реформа 1864 г.
Преобразование судебной системы, которое было произведено в 1864 г., явились закономерным процессом, так как сложившаяся на тот момент судебная система не соответствовала современным требованиям. Для дореформенного суда являлось характерным: множественность и запутанность процессуальных требований.
Порой невозможно было определить круг дел, который подлежал рассмотрению какого-либо судебного органа. В некоторых случаях, это приводило к затягиванию процесса на годы. Другим существенным недостатком дореформенного суда являлась коррупция.
Все это, наряду с крайне низкой общей и юридической грамотностью судей, указывало на необходимость проведения судебной реформы в стране [1].
Кроме того, судопроизводство до реформы 1864 г. имело ряд отрицательных черт. Во-первых, в суде использовалась розыскная форма судопроизводства. Во-вторых, судопроизводство осуществлялось в соответствии с принципом письменности.
Он предполагал, что решение дел судом происходило на основании письменных материалов, которые были полученные во время следствия, а не на основании непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления с материалами дела, непосредственного устного допроса участников судопроизводства.
И, в-третьих, адвокатура не существовала, что не позволяло в полной мере осуществлять защиту лиц, привлекаемых к ответственности.
По сути, до середины XIX в., суд составлял единое целое с административной системой, по крайней мере, существенно зависел от нее. В ряде случаев различия административной и судебной форм репрессии были практически незаметны. Это касалось не только политической юстиции.
Суд, при осуществлении уголовного и гражданского судопроизводства, не был в полной мере самостоятельным. Фраза Министра внутренних дел С. С.
Ланского о том, что «Администрация ездила верхом на юстиции», наиболее емко характеризует положение суда в государственной системе самодержавной России.
Судебные уставы 20 ноября 1864 г. занимают уникальное место среди других правовых памятников эпохи Великих реформ. Ни один из них не вызывал и до сих пор не вызывает столь противоречивые, даже полярные оценки и суждения, как Уставы.
Судебная реформа 1864 г. в литературе трактуется как самая последовательная. Ее подготовка уходит корнями в первую половину XIX в. когда М. М. Сперанским была предложена обширная программа реформирования судебной системы страны.
Отправным моментом для подготовки судебной реформы принято считать лето 1857 г. В это время в Государственный совет поступил проект Устава гражданского судопроизводства, подготовленный графом Д. Н. Блудовым. К началу 1861 г.
в Государственный совет на рассмотрение было представлено четырнадцать законопроектов, которые содержали сведения об изменении судебной системы. В результате, 20 ноября 1864 г.
Александром II были утверждены основные документы судебной реформы: Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями [2].
Судебной реформой было произведено существенное изменение, как в системе судебных инстанций, так и в самом порядке рассмотрения дел. Судебная власть осуществлялась следующими инстанциями: мировым судом, съездом мировых судей, окружным судом, судебной палатой и Правительствующим сенатом. Эти судебные инстанции определялись как суды общей юрисдикции.
Низовым судом, который рассматривал незначительные дела в первой инстанции, стал мировой суд. Мировым судом рассматривались уголовные дела, по которым в качестве наказания не применялись лишения преступника каких-либо личных прав. По гражданским делам, рассматриваемым мировым судьей, иски не должны были превышать 500 рублей.
По отношению к мировым судьям вышестоящей судебной инстанцией являлся съезд мировых судей. Для исполнения решений съезда мировых судей назначалось определенное число судебных приставов [3].
Общий суд имел три инстанции. Ее низшим звеном были окружные суды, существовавшие в губерниях, и судебные палаты по гражданским и уголовным делам. Окружные суды формировались, как правило, один на губернию или же на несколько крупных уездов. Они состояли из председателя суда и его членов.
К их компетенции относилось рассмотрение всех дел, за исключением политических и должностных. При судебных палатах и окружных судах состояли судебные приставы, судебные следователи и прокуратура. Кроме того, при судебных палатах состоял совет присяжных поверенных.
Они выносили вердикт о виновности подсудимого, а меру наказания определял штатный судья. Апелляции по приговору суда присяжных не принимались.
В судебных палатах происходило рассмотрение более важных дел, к которым были отнесены, в том числе, дела о должностных и государственных преступлениях. Судебные палаты рассматривали жалобы и протесты на приговоры окружного суда.
Отдельную систему составляли инстанции военных судов, к которым относились: полковой, военно-окружной и главный военный суды. В мирное и военное время применялся разный порядок действия судов.
Сенат являлся высшей судебной инстанцией. Он имел право толковать законы. Его департаменты рассматривали протесты, кассационные жалобы и просьбы о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
В ходе реформы произошли изменения и в деятельности прокуратуры. На нее были возложены обязанности по поддержанию обвинения в суде, надзор за деятельностью следствия и судом, а также надзор за местами лишения свободы.
При Сенате произошло учреждение двух должностей обер-прокуроров, а в окружных судах и судебных палатах были введены должности прокуроров и товарищей прокуроров. Прокурорскую систему возглавлял генерал-прокурор.
Прокуроры назначались императором [4].
Параллельно с реформированием судебной системы происходило становление института судебных следователей и адвокатуры.
Функции предварительного расследования были переданы от полиции — судебным следователям, которые входили в состав судебного ведомства. За полицией была сохранена только функция дознания.
При этом, предварительное следствие стало основной формой расследования.
Дознание являлось факультативной стадией, которая имела место при неуверенности полиции в преступном характере деяния или отсутствии судебного следователя [5].
В результате судебной реформы суд был отделен от администрации, а от суда было отделено предварительное следствие, что стало главным результатом проводимых реформ.
Однако, реформа не получила логического продолжения. Более того, ей на смену вскоре пришла контрреформа. Изменения коснулись, в первую очередь, системы судопроизводства. Мировые суды сохранились лишь в трех крупных городах (Москве, Петербурге и Одессе). В других регионах их заменили земские участковые начальники.
Их должности предоставлялись только дворянам с высоким имущественным цензом. Земские начальники были наделены правом решать все спорные вопросы единолично. Роль кассационной инстанции стали выполнять губернские присутствия, которые состояли из чиновников. Суды получили право рассматривать дела при закрытых дверях, что повлекло к сокращению гласности.
Из ведения суда присяжных произошло изъятие дел о «сопротивлении властям».
Контрреформы были связаны не только со сменой политического курса. Важным фактором явилось то, что реформы, опиравшиеся на западный опыт, не учитывали российские реалии. Это, в свою очередь, сказывалось на их эффективности. Кроме того, сыграла роль и недостаточная подготовленность судейского корпуса.
В постсоветский период в нашей стране произошли реформы во всех сферах жизни. Наша страна провозгласила себя правовым государством, одним из принципов которого, является принцип разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную. Это повлекло к реформированию уголовного судопроизводства, которое по масштабам можно сравнить с реформами 1864 г.
Судебная реформа, которая происходит и в наше время, призвана возродить все лучшее, что было введено в результате реформ 1864 г.
В первую очередь были предприняты меры к восстановлению суда присяжных.
Также, были приняты меры к возрождению мировых судов, которые рассматривают уголовные дела о преступлениях не большой и средней тяжести, а так же гражданские дела, с не большой суммой иска [6].
В процессе нынешней реформы, снова большое внимание уделяется отделению предварительного следствия от полиции. В настоящее время действует система, где имеют место органы предварительного следствия, которые полностью отделены от МВД (следователи СК РФ).
Это говорит о том, что реформа не завершена, так как в процессе ее реализации не достигнуты ее цели.
В ходе указанной реформы были введены положения, предусматривающие наличие судебного контроля за действиями органа дознания, следователя и прокурора, что открывает возможность обжалования в суд действий и бездействии названных лиц [7].
В заключении необходимо сказать, что, проводя аналогии между реформой 1864 г.
и нынешними реформами, нельзя не отметить то, что в XIX веке, реформе была подвержена вся система судопроизводства и судоустройства, что в корне изменило подходы к судопроизводству. В настоящее время реформа проводится постепенно.
Она дополняется новыми формами судопроизводства, демократическими принципами и зарубежным опытом, что позволяет преодолеть этап реформирования без революционных потрясений.
Принятие судебных уставов в 1864 г. является важной вехой в развитии судебной системы нашей страны. Реформа заложила основы современных уголовного и гражданского процессов в России, а также в странах СНГ, Балтии и некоторых государств Восточной Европы.