В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских

Этапы реализации социальных программ в странах Западной Европы в 45-90-е гг. XX в

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Становление системы социального страхования и социального обеспечения

Тема 3.2 Европейские модели социального обеспечения и социальной работы (XIX-XX вв.)

План:

3. Модели «социального государства»

4. Концепция «государства всеобщего благоденствия» и ее роль в практике социальной помощи во второй половине XX в.

Становление системы социального страхования и социального обеспечения

Во многих западноевропейских странах система социального страхования возникла еще в XIX в. под воздействием рабочего движения.

Первой страной, которая ввела первые меры по социальному обеспечению, была Германия. Канцлер Германии О. Фон Бисмарк, известный своим политическим консерватизмом, заявил, что «пусть будет лучше немного социализма, чтобы не было слишком много социалистов». Руководствуясь таким подходом, Бисмарк начал создавать в Германии систему социального страхования. В 1883 г. вступил в силу закон о страховании по болезни, в 1884 г. — закон о компенсации рабочим в случае производственного травматизма, в 1889 г. было введено обязательное страхование по старости и инвалидности.

В Дании в 1891 г. была учреждена государственная пенсионная система по обслуживанию престарелых.

В Великобритании система социального страхования по болезни была введена в 1897 г., а в 1925 г. — по старости и инвалидности.

В большинстве европейских стран наряду с законами о страховании по старости, инвалидности и в случае потери кормильца было введено страхование по безработице.

Этапы реализации социальных программ в странах Западной Европы в 45-90-е гг. XX в.

Говоря о реализации социальных программ за последние пятьдесят лет в странах Западной Европы и Северной Америки, следует выделить основные этапы:

Вторая половина 1945-х — 1960-e гг. были периодом быстрого экономического роста. Это, естественно, отразилось на доходах государства, что позволило либеральным силам реализовать различные социальные программы.

Поворотным пунктом, повлиявшим на активность государства в социальной сфере, стала Вторая мировая война. Ненадежность и неопределенность существования привели к новым требованиям социальной защиты. В условиях ежедневного риска только государство могло взять на себя организацию страхования жизни и имущества.

В Англии в 1940-1941 гг. был учрежден, расширен или подвергся реформе целый ряд социальных программ: дешевые завтраки и бесплатное молоко для школьников, обязательные прививки и другие программы здравоохранения, увеличение пенсий, в частности закон о пенсиях по старости и для вдов, было отменено обследование нуждаемости при социальных выплатах, в 1941 г. был принят закон о помощи пострадавшим от войны.

Следующие законы, принятые британским правительством в середине и второй половине 1940-х гг: в 1944 г. — закон об образовании, в 1945 г. — закон о пособиях на семью, в 1946 г. — закон о национальном страховании больных, безработных, беременных женщин. В 1948 г. была создана Национальная программа помощи.

Во Франции примерно в это же время (1945—1947) были, приняты программы социального обеспечения, которые предусматривали меры в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, помощи безработным, жилищного строительства и т.д. для большого числа неимущих граждан.

В 50-60-х гг. XX в. «государство всеобщего благоденствия» становится господствующим типом решения социальных проблем. По мере географического расширения «государства благоденствия» происходило и его углубление, т.е. увеличение расходов на социальные программы.

Модели «социального государства»:

Англосаксонская модель, которая распространена в Великобритании, Ирландии, Канаде и США. Для этой модели характерно:

· признание принципиальной невозможности достичь в современном обществе социальной справедливости.

· имеется понимание, что необходима определенная забота о наименее обеспеченных слоях населения.

· созданная для этой цели система социального обеспечения должна несколько сглаживать социальное неравенство, но при этом не подрывать трудовую мотивацию граждан.

Континентальная модель социального государства распространена в ФРГ, Франции и некоторых других европейских странах.

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. 640 1. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-640 1. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка 640 1.

· в этой модели, как и в предыдущей, речь идет о необходимости объединять усилия государственных структур, частного сектора, общественных и благотворительных организаций для решения социальных вопросов.

· устранить причины бедности перераспределением средств через бюджетную систему не устраняет причин бедности.

· поддержка семьи, которая рассматривается в качестве основной социальной единицы.

Скандинавская модель социального государства, как это явствует из названия, распространена в Швеции, Норвегии, Финляндии, Дании.

· очень активная социальная политика власти, главная задача которой — предупредить появление проблем.

· социальная помощь и услуги предоставляются на универсальной, то есть бесплатной для всех основе и не зависят от проверки нуждаемости.

· в скандинавских странах сложилась социальная практика безусловной и безадресной поддержки.

В скандинавской модели не поощряются частные социальные услуги, особенно частное здравоохранение и образование. Основную роль в. финансировании социальных расходов играет государство, которое формирует бюджет, в том числе и на социальные программы за счет самого высокого в мире уровня налогообложения.

C конца 1970-х гг. в некоторых индустриально развитых странах в Западной Европе к власти пришли консервативные силы:в Великобритании — М. Тэтчер, в ФРГ — Г. Коль.

Концепция «государства всеобщего благоденствия» и ее роль в практике социальной помощи во второй половине XX в.

Особое место в развитии теории социальной работы занимает концепция «государства всеобщего благоденствия». Этот термин распространен главным образом в англоязычных странах. Употребляется и синоним этого понятия на немецком языке «социальное государство».

После Второй мировой войны начался новый этап в развитии социального государства, а именно возведение его в конституционный принцип.

Конституция Швеции 1974 г. установила обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан.

Немецкий ученый X. Байер считал, что «. современное социальное государство — это централизованно управляемая забота об обеспечении всех граждан во всех жизненных положениях, которая раскрывается как первейшее проявление современной демократии, притом что социальная справедливость основывается на экономическом либерализме». Профессор П.К. Гончаров дает такое определение: «Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества».

Основная идея, на которой сходятся все исследователи, — это то, что в социальном государстве или в государстве всеобщего благоденствия государство, основываясь на конституции и праве, должно нести ответственность за обеспечение в стране социальной справедливости и социальной защищенности.

1. Проследите особенности развития профессиональной социальной работы в Европе в ХХ веке.

2. Перечислите модели социального обеспечения и социальной работы.

3. Расскажите о развитии системы социального страхования, социального обеспечения и социальной помощи в Европе в XX в.

Источник

Влияние НТР на экономику страны. Развертывание социальных программ во второй половине 60-х гг.

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

Вступление США во вторую половину 1950-х гг. ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии, вызванными началом научно-технической революции. Она происходила на фоне демографических изменений и дальнейшего углубления процесса урбанизации. С 1950 по 1960 г. Население США выросло на 19 %, достигнув 180,5 млн. человек. Городское население за этот период увеличилось на 30 %, составив 125, 3 млн. человек, а фермерское резко сократилось – с 37 млн. в 1950 г. До 15,6 млн. в 1960 г., что составило 8,7 % населения страны. Существенно изменилась и география урбанизации: ее наивысшие темпы наблюдались в районах Юга и Юго-Запада.

Стремление США любой ценой обеспечить за собой мировое лидерство было одним из ведущих стимулов научно-технического прогресса. Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника в октябре 1957 г. Заставил правящие круги США критически оценить уровень научных исследований, степень подготовленности преподавательских кадров и состояние системы образования в стране.

Еще одним фактором, стимулирующим научно-технический прогресс, стала усилившаяся конкуренция со стороны других стран. Начавшаяся интеграция европейских государств и возрождение промышленного потенциала Японии поставили перед американскими монополиями проблему серьезной конкуренции на внешнем, а затем и на внутреннем рынке. В 50-е гг. США стали отставать от других западных стран по темпам роста валового национального продукта. Так, если в США с 1950 по 1960 г. Средний ежегодный прирост ВНП равнялся 3,2 %, то во Франции – 4,9 %, в Японии – 8,2 %, в Западной Германии – 8,6 %. С ростом экономической мощи других государств стало уходить в прошлое абсолютное господство американского доллара на мировых рынках, сокращались валютные фонды США.

Одним из решающих инструментов ускорения научно-технического прогресса было изменение темпов, объемов, направленности и структуры капиталовложений. Если в 1929-1945 гг. общий объем частных инвестиций увеличился с 26,5 млрд. до 30,2 млрд. долларов в неизменных ценах 1958 г., то с 1946 по 1965 г. он вырос с 30,2 млрд. до 72,8 млрд. долларов. Эти огромные средства позволили полностью модернизировать целые отрасли американской экономики. Промышленность, а вслед за ней и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно иной технической основе. Благодаря электрификации и химизации производственных процессов резко повысилась производительность труда, изменился подход к проблеме использования сырьевых ресурсов, получили развитие новые отрасли экономики.

Характерной чертой НТР стала автоматизация производства, в частности создание и использование в производстве, банковском деле, сфере обслуживания электронно-вычислительной техники. Коммерческой использование ЭВМ в США относится к началу 50-х гг., в 1960 г. Было установлено уже 4267 ЭВМ.

Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Поскольку крупным корпорациям было легче решать проблему инвестиций, необходимость расширения которых усилилась в связи с НТР, с середины 50-х гг. ускорился процесс концентрации производства. За период с 1955 по 1960 г. статистика зарегистрировала 3300 слияний монополий. Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Концерны-конгломераты выступали наиболее активными поглотителями разорившихся, а иногда и успешно действовавших, но более мелких корпораций. Интенсификация и концентрация производства в сельском хозяйстве привели к сокращению фермерских хозяйств в 50-е гг. с 5,3 до 3,7 млн.

НТР внесла изменения в структуру рабочей силы. В традиционных отраслях добывающей промышленности, а также на транспорте происходило сокращение занятости, в то время как в наиболее передовых наукоемких производствах, в сфере обслуживания, контроля и учета, а также в государственном секторе увеличение численности рабочей силы шло быстрыми темпами. США стали первой капиталистической страной, в которой число рабочих непроизводственной сферы превысило количество занятых непосредственно физическим трудом. Удельный вес специалистов высшей и средней квалификации экономически активного населения США за 1950-1960 гг. вырос с 7,5 до 11 %, а доля рабочих физического труда сократилась с 39 до 36 %.

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. 640 1. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-640 1. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка 640 1.

Воздействие НТР на социально-экономическое развитие страны было противоречивым. С одной стороны, она создала новые возможности для ускоренного развития производства, повышения уровня и качества жизни, а с другой – порождала новые проблемы, с которыми должно было считаться государство при проведении внутренней политики. К таким проблемам относились:

1) быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, сопровождавшееся хищнической эксплуатацией природных ресурсов, что губительно сказывалось на окружающей среде;

2) рост безработицы, вызванный изменениями в структуре производства и, как следствие, новыми требованиями к уровню квалификации рабочей силы;

3) разрыв между предложением товаров и услуг и платежеспособным спросом населения;

4) снижение темпов экономического роста на фоне усилившейся конкуренции со стороны европейских государств, взявших курс на интеграцию.

Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе «новых рубежей», предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг.

В основу социально-экономической программы правительства Кеннеди была положена идея стимулирования темпов экономического роста. Главным стержнем программы должен был стать «последовательный курс на поддержание равновесия между предложением товаров и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного сбалансированного экономического роста при высоком уровне занятости и необходимой стабильности цен». Предполагалось, что для обеспечения полной занятости, на уровне 4 % рабочей силы, рост ВНП США должен составлять не менее % 5 в год.

В арсенале средств государственного регулирования администрация широко использовала рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций. Увеличились государственные ассигнования на НИОКР, особенно в военной области. Чтобы не допустить резкого увеличения инфляции, администрация Кеннеди впервые в мирное время пошла на введение косвенного контроля над ценами и заработной платой в виде так называемых «ориентиров» для предпринимателей и профсоюзов. Они предполагали ограничение роста заработной платы и цен уровнем достигнутого прироста производительности труда.

В 1961-1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе «новых рубежей». Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 доллар, увеличивался до 1,25 долларов. Были выделены ассигнования на помощь районам хронической депрессии и фермерам, продлена на три месяца выплата пособий по безработице. В марте 1962 г. был принят закон, впервые в истории страны ставивший перед государством задачу подготовки и обучения рабочей силы.

Начало президентства Кеннеди совпало с фазой циклического подъема в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста замедлились, уровень безработицы остановился на отметке 5,5 %, уменьшился объем капиталовложений. В мае этого же года произошло самое сильное с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти это было вызвано недовольством верхушки крупного капитала политикой «ориентиров» в области цен. Кульминацией этого недовольства стало столкновение администрации со сталелитейными компаниями во главе с «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн», которые демонстративно заявили о намерении резко повысить цены на сталь, несмотря на снятие профсоюзом сталелитейщиков своих требований о повышении заработной платы. Угроза стачечной борьбы и усиления инфляции заставила президента вмешаться в конфликт. Использовав все рычаги власти, он вынудил «Стальной трест» отказаться от повышения цен. Однако конфликт Белого дома с корпорациями сталелитейной промышленности резко обострил отношения между правительством Кеннеди и верхушкой бизнеса. В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориентацию своей политики в угоду крупному бизнесу.

В 1963 г. были снижены налоги на прибыль корпораций с 52 до 47 % и ставки подоходного налога с граждан на общую сумму около 14 млрд. долларов. Объем государственных расходов на социальные нужды в 1963-1964 гг. был заморожен на уровне 1962 г. Это беспрецедентное в условиях циклического подъема сокращение налогов явилось первой в истории США мерой стимулирования экономического роста посредством налоговой политики. Гибкая в целом политика «новых рубежей» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г.

В условиях благоприятной экономической конъюнктуры президент Л. Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике, в 1964 г. в стране насчитывалось 36,4 млн. бедняков (т.е. людей, чьи реальные доходы были ниже официального «уровня бедности»), что составило около 20 % населения. К их числу относились цветные американцы, низкоквалифицированные сельскохозяйственные рабочие, многодетные и неполные семьи.

Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами:

— массовая бедность стала серьезным препятствием для воспроизводства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР;

— она создавала почву для обострения социальных проблем, расовых конфликтов, роста преступности и т.д.

В августе 1964 г. в США был принят закон об экономических возможностях, определивший основные направления деятельности правительства по борьбе с бедностью. Он включал четыре вида мероприятий:

1. профессиональную подготовку и обучение;

2. программу так называемых «общинных действий» под руководством местных органов власти;

3. специальные программы для сельской местности и мелкого бизнеса;

4. деятельность миссионерских организаций типа «Добровольцы на службе Америке».

Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей.

Главное внимание уделялось профессиональной подготовке и обучению, прежде всего среди молодежи, особенно страдавшей от безработицы. Были созданы «трудовые корпуса», в которых за 1965-1968 гг. прошли подготовку 195 тыс. человек, из них более половины – негры.

Особая роль в законодательстве по борьбе с бедностью отводилась программам и тактике «общинных действий». Замысел нововведения состоял в усилении эффективности и улучшении координации различных программ «помощи бедным» на местном уровне, путем участия местной общественности. В муниципалитетах и штатах создавались агентства «общинных действий», которые распределяли и контролировали использование помощи. На долю программ «общинных действий» в 1965-1968 гг. пришлось около 2,5 млрд. долларов, или 45 % всех расходов Управления экономических возможностей.

Специальные мероприятия по борьбе с бедностью в сельских районах предусматривали выдачу льготных займов бедствующим фермерам и сельскохозяйственным рабочим, оказание им медицинской и юридической помощи, обучение грамоте и самым простым профессиям мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих.

Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков. Специальные средства выделялись также для учебных округов со значительным числом учащихся из бедных семей. Эти меры способствовали повышению образовательного уровня малообеспеченной молодежи. В области медицинского обслуживания была принята программа «Медикейд» в виде поправки к закону о социальном страховании.

Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже «границы бедности» получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.

Наибольшее значение в социальной политике демократов середины 1960-х гг. имело то, что впервые за многие десятилетия была сделана попытка ограничения расовой дискриминации. По законам 1964 и 1968 гг. была запрещена дискриминация при найме и обслуживании в местах общественного пользования, при продаже земли и сдаче в аренду жилья.

Известный шаг вперед администрация Л. Джонсона сделала и в области трудового законодательства. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долларов в час. Это законодательство распространялось на новые категории рабочих и служащих, занятых в сфере обслуживания и торговли и постоянных сельскохозяйственных рабочих.

Кроме того, была активизирована политика регулирования сельского хозяйства. С 1965 г. увеличились субсидии и кредиты федерального правительства фермерам для поддержания цен. В 1968 г. на эти цели было израсходовано около 3,5 млрд. долларов.

Всего же на «борьбу с бедностью» за период 1964-1968 гг. было израсходовано 10 млрд. долларов, общая сумма социальных расходов составила к концу 1960-х гг. около 40 % расходной части федерального бюджета. Выделение этих средств стало возможным благодаря экономическому росту: в 1961-1966 гг. ежегодный прирост ВНП составлял 4-6 % в год, что в 2 раза превышало темпы в предшествовавшие 5 лет. Впервые за многие годы США стали опережать страны Западной Европы по темпам экономического роста. Индекс общего объема промышленного производства вырос до 156 (1959 г. – 100). Среди основных факторов, способствовавших сравнительно быстрому экономическому развитию США в этот период, были:

1. высокий уровень капиталовложений, необходимый для обновления основного капитала в условиях НТР;

2. рост потребительских расходов населения;

3. возрастание роли и масштабов государственного регулирования.

Однако не все обещания программы «великого общества» были выполнены. В 1965 г. началась эскалация войны во Вьетнаме, что потребовало увеличения военных расходов и замораживания средств на социальные программы. Потребности военного бюджета вынудили правительство ввести 10%-ные надбавки к подоходному налогу. Вновь обозначились проблемы инфляции, снижения уровня жизни населения.

Непопулярная война вызвала невиданное по масштабам антивоенное движение, которое вместе с другими акциями социального протеста создавало напряженную обстановку в стране, что привело к поражению демократов на выборах 1968 г.

Источник

Влияние НТР на экономику страны. Развертывание социальных программ во второй половине 60-х гг.

Социология

Стремление США любой ценой обеспечить за собой мировое лидерство было одним из ведущих стимулов научно-технического прогресса. Запуск Советским Союзом первого искусственного спутника в октябре 1957 г. заставил правящие круги США критически оценить уровень научных исследований, степень подготовленности преподавательских кадров и состояние системы образования в стране.

Характерной чертой НТР стала автоматизация производства, в частности создание и использование в производстве, банковском деле, сфере обслуживания электронно-вычислительной техники. Коммерческое использование ЭВМ в США относится к началу 50-х гг., в 1960 г. было установлено уже 4267 ЭВМ.

Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Поскольку крупным корпорациям было легче решать проблему инвестиций, необходимость расширения которых усилилась в связи с НТР, с середины 50-х гг. ускорился процесс концентрации производства. За период с 1955 по 1960 г. статистика зарегистрировала 3300 слияний монополий. Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Концерны-конгломераты выступали наиболее активными поглотителями разорившихся, а иногда и успешно действовавших, но более мелких корпораций. Интенсификация и концентрация производства в сельском хозяйстве привели к сокращению фермерских хозяйств 50-е гг. с 5,3 до 3,7 млн.

НТР внесла изменения в структуру рабочей силы. В традиционных отраслях добывающей промышленности, а также на транспорте происходило сокращение занятости, в то время как в наиболее передовых наукоемких производствах, в сфере обслуживания, контроля и учета, а также в государственном секторе увеличение численности рабочей силы шло быстрыми темпами. США стали первой капиталистической страной, в которой число рабочих непроизводственной сферы превысило количество занятых непосредственно физическим трудом. Удельный вес специалистов высшей и средней квалификации экономически активного населения США за 1950-1960 гг. вырос с 7,5 до 11 %, а доля рабочих физического труда сократилась с 39 до 36 %.

быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, сопровождавшееся хищнической эксплуатацией природных ресурсов, что губительно сказывалось на окружающей среде;

рост безработицы, вызванный изменениями в структуре производства и, как следствие, новыми требованиями к уровню квалификации рабочей силы;

разрыв между предложением товаров и услуг и платежеспособным спросом населения;

снижение темпов экономического роста на фоне усилившейся конкуренции со стороны европейских государств, взявших курс на интеграцию.

Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе «новых рубежей», предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг.

В основу социально-экономической программы правительства Кеннеди была положена идея стимулирования темпов экономического роста. Предполагалось, что для обеспечения полной занятости, на уровне 4 % рабочей силы, рост ВНП США должен составлять не менее 5 % в год.

Важнейшие принципы «новых рубежей» были разработаны группой неолиберальных экономистов во главе с профессором Миннесотского университета У.Геллером, назначенным председателем совета экономических консультантов. Главным стержнем программы должен был стать «последовательный курс на поддержание равновесия между предложением товаров и услуг и совокупным спросом с целью обеспечения непрерывного сбалансированного экономического роста при высоком уровне занятости и необходимой стабильности цен».

Однако среди экономических советников президента не было единого мнения о том, какими методами следовало добиваться поставленной цели. Выделилось два направления в подходе к решению этой задачи. Представители первого из них считали, что для повышения деловой активности и достижения нормального соотношения между спросом и предложением нужно увеличить государственные расходы, в том числе и на социальные нужды. Сторонники второго подхода полагали, что важнейшим средством ликвидации диспропорции между спросом и предложением является сокращение налогов, в первую очередь на доходы корпораций. И те, и другие были сторонниками кейнсианской идеи дефицитного финансирования, которая вошла в практику в годы «нового курса».

В 1961-1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе «новых рубежей». Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол. Были выделены ассигнования на помощь районам хронической депрессии и фермерам, продлена на три месяца выплата пособий по безработице. В марте 1962 г. был принят закон, впервые в истории страны ставивший перед государством задачу подготовки и обучения рабочей силы.

В арсенале средств государственного регулирования администрация широко использовала рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики. В 1962 г. был сокращен срок амортизации основного капитала для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций. Увеличились государственные ассигнования на НИОКР, особенно в военной области. Чтобы не допустить резкого увеличения инфляции, администрация Кеннеди впервые в мирное время пошла на введение косвенного контроля над ценами и заработной платой в виде так называемых «ориентиров» для предпринимателей и профсоюзов. Они предполагали ограничение роста заработной платы и цен уровнем достигнутого прироста производительности труда.

Начало президентства Кеннеди совпало с фазой циклического подъема в экономике. Однако уже к весне 1962 г. ситуация осложнилась: темпы роста замедлились, уровень безработицы замер на отметке 5,5 %, уменьшился объем капиталовложений. В мае этого же года произошло самое сильное с 1929 г. падение акций на бирже. Отчасти это было вызвано недовольством верхушки крупного капитала политикой «ориентиров» в области цен. Кульминацией этого недовольства стало столкновение администрации со сталелитейными компаниями во главе с «Юнайтед Стейтс стил корпорейшн», которые демонстративно заявляли о намерении резко повысить цены на сталь, несмотря на снятие профсоюзом сталелитейщиков своих требований о повышении заработной платы. Угроза стачечной борьбы и усиления инфляции заставила президента вмешаться в конфликт. Использовав все рычаги власти, он вынудил «Стальной трест» отказаться от повышения цен. Однако конфликт Белого дома с корпорациями сталелитейной промышленности резко обострил отношения между правительством Кеннеди и верхушкой бизнеса. В конечном счете президент вынужден был пойти на некоторую переориентацию своей политики в угоду крупному бизнесу.

В 1963 г. были снижены налоги на прибыль корпораций с 52 до 47 % и ставки подоходного налога с граждан на общую сумму около 14 млрд дол. Объем расходов государства на социальные нужды в 1963-1964 гг. был заморожен на уровне 1962 г. Это беспрецедентное в условиях циклического подъема сокращение налогов явилось первой в истории США мерой стимулирования экономического роста средствами налоговой политики. Гибкая в целом политика «новых рубежей» дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г.

В условиях благоприятной экономической конъюнктуры президент Л.Джонсон, сменивший трагически погибшего в ноябре 1963 г. Дж. Кеннеди, приступил к осуществлению социальных реформ, получивших название программы «великого общества». Ее центральным звеном стала «война с бедностью», направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Согласно статистике в 1964 «г. в стране насчитывалось 36,4 млн бедняков, что составило около 20 % населения, т.е. людей, чьи реальные доходы были ниже «уровня бедности». К их числу относились цветные американцы, престарелые, не имеющая постоянной работы молодежь, низкоквалифицированные сельскохозяйственные рабочие, многодетные и неполные семьи.

Наступление на проблему бедности было обусловлено объективными причинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР. Во-вторых, она создавала почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста преступности, безработицы и т.д.

В августе 1964 г. в США был принят закон об экономических возможностях, определивший основные направления деятельности правительства по борьбе с бедностью. Он включил четыре вида мероприятий: 1) профессиональную подготовку и обучение; 2) программу так называемых «общинных действий» под руководством местных органов власти; 3) специальные программы для сельской местности и мелкого бизнеса; 4) деятельность миссионерских организаций типа «Добровольцы на службе Америки». Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей.

Специальные мероприятия по борьбе с бедностью в сельских районах предусматривали выдачу льготных займов бедствующим фермерам и сельскохозяйственным рабочим, оказание им медицинской и юридической помощи, обучение грамотности и самым простым профессиям мигрирующих и сезонных сельскохозяйственных рабочих.

Особая роль в законодательстве по борьбе с бедностью отводилась программам и тактике «общинных действий». Замысел нововведения состоял в усилении эффективности и улучшении координации различных программ «помощи бедным» на местном уровне, путем участия местной общественности. В муниципалитетах и штатах создавались агентства «общинных действий», которые распределяли и контролировали использование помощи. На долю программ «общинных действий» в 1965-1968 гг. пришлось около 2,5 млрд дол., или 45 % всех расходов Управления экономических возможностей.

Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков. Специальные средства выделялись также для учебных округов со значительным числом учащихся из бедных семей. Эти меры способствовали повышению образовательного уровня малообеспеченной молодежи. В области обслуживания была принята специальная программа «Меди-кейд» в виде поправки к закону о социальном страховании.

Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже «границы бедности» получили право на льготные условия медицинской помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам.

Наибольшее значение в социальной политике демократов середины 60-х гг. имело то, что за многие десятилетия была сделана попытка ограничения расовой дискриминации. По законам 1964 и 1968 гг. была запрещена дискриминация при найме и обслуживании в местах общественного пользования, при продаже земли и сдаче в аренду жилья.

Известный шаг вперед администрация Л.Джонсона сделала и в области трудового законодательства. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час. Это законодательство распространялось на новые категории рабочих и служащих, занятых в сфере обслуживания и торговли и постоянных сельскохозяйственных рабочих.

Кроме того, была активизирована политика регулирования сельского хозяйства. С 1965 г. увеличивались субсидии и кредиты федерального правительства фермерам для поддержания цен. В 1968 г. на эти цели было израсходовано около 3,5 млрд дол.

Однако не все обещания программы «великого общества» были выполнены. В 1965 г. началась эскалация войны во Вьетнаме, что потребовало увеличения военных расходов и замораживания средств на социальные программы. Потребности военного бюджета вынудили правительство ввести 10%-ные надбавки к подоходному налогу. Вновь обозначились проблемы инфляции, снижения уровня жизни населения.

Непопулярная война вызвала невиданное по масштабам антивоенное движение, которое вместе с другими

акциями социального протеста создали напряженную политическую обстановку в стране, что привело к поражению демократов на выборах 1968 г.

Обострение противоречий социально-экономи

ческого развития США в 70-е гг. Уже в первый год правления республиканской администрации во главе с Р.Никсоном экономика США столкнулась с серьезными проблемами. С осени 1969 г. началось резкое падение промышленного производства, составившее за год 8 %. Оно затронуло как традиционные, так и новые, порожденные НТР отрасли промышленности. Уровень безработицы превысил отметку в 6 % рабочей силы, что составило около 5 млн человек. Покатились вниз стоимость акций на Ныо-Йоркской фондовой бирже, их курс упал на 300 млрд дол. Сократились прибыли корпораций, начались банкротства крупных фирм. Особенностями спада стали рост цен и нарастающая инфляция.

В этих условиях администрация Никсона прибегла к чрезвычайным мерам по стимулированию экономики. Летом 1971 г. президент объявил о переходе к новой экономической политике, которая прошла четыре фазы. На первом этапе (август-ноябрь 1971 г.) цены и заработная плата были заморожены на 90 дней, был установлен дополнительный 10%-ный налог на импорт и временно прекращен обмен долларов на золото. США признавали установление колеблющегося курса доллара, отказываясь тем самым от «золотого синдиката». Практически это означало конец Бреттон-вудской финансовой системы и влекло за собой дальнейшее падение стоимости доллара и усиление инфляции.

В ходе третьей фазы новой экономической политики (январь-июнь 1973 г.) прямой государственный контроль над ценами и заработной платой был снят. Предполагалось, что в дальнейшем предприниматели и профсоюзы добровольно будут соблюдать линию на ограничение уровня инфляции 2,5 % в год. Однако этого не произошло. Весной 1973 г. темп инфляции составил 8,2 %. Это вынудило правительство вновь на 60 дней заморозить цены, чтобы затем перейти к новой системе контроля. Однако и она не дала желаемых результатов.

Четвертая фаза новой экономической политики, которая завершилась 30 апреля 1974 г., т.е. по истечении срока действия закона о стабилизации, провалилась. Именно в этот период цены росли особенно быстро, что отчасти было связано с принятием в июле 1973 г. нового аграрного закона, снявшего все ограничения на производство сельскохозяйственной продукции. В отчете СЭК за 1973 г. признавалось, что попытки справиться с инфляцией оказались безуспешными, что она «превратилась в чудовище, напоминающее многоголовую гидру: на месте одной отсеченной головы каждый раз вырастали две новые».

Социальная политика республиканской администрации Никсона отличалась от политики демократов. Были урезаны программы «борьбы с бедностью», ассигнования на переустройство городов, профессионально-техническое обучение, помощь этническим меньшинствам. Сокращение расходов федерального правительства сопровождалось призывами к усилению компетенции штатов и муниципалитетов в сфере социальной политики, к более активному привлечению частного капитала, поощрению личного успеха, преодолению безынициативности, лености и т.д. Вместе с тем правительство больше учитывало интересы тех слоев населения, которые не могли сами себя обеспечить.

Описание предмета: «Социология»

Социология (фр. sociologie, лат. Societas – общество и греч. – Logos – наука об обществе) – наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.

Современная социология – это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология – это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления.

Следовательно, социология – это наука о родовых свойствах и основных закономерностях общественных явлений.

Социология не просто выбирает эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает его. С появлением социологии открылись и новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир – социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью видеть мир как целостную систему. При чем система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества. Основные проблемы современной социологии – выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности. Социология – наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.

Тема и предметТип и объем работы
Антиинфляционная политика ее виды на примере РФ
Макроэкономика
Диплом
65 стр.
Антиинфляционная политика ее виды на примере РФ
Экономика
Диплом
66 стр.
Инфляция в РФ. Виды, причины, социальные последствия
Государственное и муниципальное управление
Диплом
74 стр.
Инфляция: причины, последствия, методы преодоления (на примере России и других стран)
Государственное и муниципальное управление
Диплом
100 стр.

Задайте свой вопрос по вашей проблеме

Гладышева Марина Михайловна

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. email. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-email. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка email.marina@studentochka.ru
В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. phone. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-phone. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка phone.
с 9 до 21 ч. по Москве.

В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. fotoiso. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских фото. В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских-fotoiso. картинка В чем выражалось и объяснялось широкое развертывание социальных программ западноевропейских. картинка fotoiso.

Банк рефератов, курсовых и дипломных работ содержит тексты, предназначенные только для ознакомления. Если Вы хотите каким-либо образом использовать указанные материалы, Вам следует обратиться к автору работы. Администрация сайта комментариев к работам, размещенным в банке рефератов, и разрешения на использование текстов целиком или каких-либо их частей не дает.

Мы не являемся авторами данных текстов, не пользуемся ими в своей деятельности и не продаем данные материалы за деньги. Мы принимаем претензии от авторов, чьи работы были добавлены в наш банк рефератов посетителями сайта без указания авторства текстов, и удаляем данные материалы по первому требованию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *