В чем выражался космологизм древнегреческой философии
Вопрос№4Космологизм ранней греческой философии
Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Для первых философов характерна стихийная диалектика мышления. Уже у первых «физиков» 1)философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего.2)рациональное объяснение происхождения сущностиФилософы рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Однако 3)мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.Рассматривается онтологическая концепция, т.е учение о битии. Милетская школа:1)Фалес рассматривал ВОДУ в качестве первоосновы материи, так как вода несет в себе все живое. 2)Анаксимандр рассматривал в качестве первоосновы «апейрон»-материальное, постоянно пребывающее, неучтожимое и бесконечное.3) Анаксимен рассматривал в качестве первоосновы ВОЗДУХ-вечно находится в движении, одушевленная субстанция. Проводил аналогию между воздухом, охватывающим вселенную, и воздухом или душой, скрепляющим человека.Гераклит Эфесский. Согласно Гераклиту «космос» не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым ОГНЕМ («чистая сущность»), мерами воспламеняющийся и мерами воспламеняющийся. Божественный первоогонь-чистый разум «ЛОГОС»-божество, правящее миром; верховный разум; всеобщий закон взаимопревращения вещей. Из Единого все происходит и из всего- Единое. Все непрерывно изменяясь, обновляется. «В одну реку нельзя войти дважды». Пифагорейская школа. Учения Пифагора. Пифагор говорил, что реальность имеет математическую природу «Все есть число». Именно в числах пифагорейцы усматривали скрытый смысл явлений, законов природы. Элейская школа. Парменид-основатель. Вел понятие бытия. Многоообразие существующих вещей, их изменения и движение являются проявлением неизменного, вечного и единого бытия. Рассматривал принцип «Все едино». Вещи могут быть такими или иными, но они просто «есть». «Мыслить и быть-одно и то же», т.е. реально то, что мыслимо. Небытия не существует, оно не возникает и не исчезает, оно ни в чем не нуждается, оно непрерывно и однородно.)Учения Анаксагора. Объяснил физическую вселенную через введения понятия первоначала-основы всех вещей. Создал учение о неразрушимых элементах – «семенах» вещей, которые неизменны, неисчислимы, бесконечно малы. Они образуют многообразие тел в природе. Выразил концепцию «Нуса»- тончайшее вещество, которое является движущей силой космологического процесса(движущий разум Вселенной).
Вопрос№5.Бытие в Античной философии.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 1719 ; Мы поможем в написании вашей работы!
1. Космологизм ранней греческой философии
1. Космологизм ранней греческой философии
Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н. э.), несколько позднее — пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли — «физиками», от греческого слова physis — природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из чего оно произошло. В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос — любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это — вода, у Анаксимена — воздух, у Гераклита (ок. 544 — ок. 483 до н. э.) — огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь — это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и переносное, символическое значение.
Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив — выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина.
Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия — самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
Читайте также
КИНИЗМ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I–III ВВ. Н. Э.)
КИНИЗМ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I–III ВВ. Н. Э.) В произведениях греческих и римских писателей начала новой эры вновь и вновь наталкиваемся на упоминания о странствующих кинических проповедниках, людях сильной воли, мысли и мужества, а также о тех, кто пристал к кинизму —
Интерпретация философии Г.Фреге и Л.Витгенштейна в метафизическом направлении аналитической философии
Интерпретация философии Г.Фреге и Л.Витгенштейна в метафизическом направлении аналитической философии Третье направление в развитии аналитической философии мы связываем с возрождением традиционно философской проблематики, когда философа интересует не только
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов – Фалеса, Анаксимандра,
Третий период развития греческой философии
Третий период развития греческой философии Третий период развития греческой философии, обнимающий собой учения, возникшие после Аристотеля, есть наиболее продолжительный по времени.Он существенно отличается от обоих предшествовавших периодов решительным
[2. К критике греческой философии]
[2. К критике греческой философии] 427Выступления греческих философов после Сократа обнаруживают симптомы декаданса. Антиэллинские инстинкты берут верх. <259>Ещё вполне эллином является «софист»<260>, причисляя сюда Анаксагора, Демокрита, великих ионийцев <261>— но в качестве
1. Космологизм
1. Космологизм Подводя итог всему нашему предыдущему исследованию, необходимо сказать, что мимесис имеет в античной эстетике универсальное значение. Внутрикосмические вещи подражают космосу в целом, космос в целом есть подражание надкосмическому уму, а этот ум, в свою
2. Семантический диапазон термина в ранней классике
2. Семантический диапазон термина в ранней классике а) У древних пифагорейцев рассматриваемый термин тоже связан с его этимологией, но только с выдвижением на первый план момента структурности (58 B 15). До пифагорейцев буквенное значение этого слова, возможно, было уже у
2.4. Характеристика вождества, как формы ранней государственности, содержание и виды норм древнего права
Программа четвертая. О греческой, или пластической, поэзии
Программа четвертая. О греческой, или пластической, поэзии § 16. ГрекиНикому так не нравится классифицировать, как человеку, особенно немцу. Я подчиняюсь общепринятым подразделениям. Самое общее среди них разграничивает поэзию греческую, или пластическую, — и новую, или
2. К критике греческой философии
2. К критике греческой философии 427 Выступления греческих философов после Сократа обнаруживают симптомы декаданса. Антиэллинские инстинкты берут верх…Еще вполне эллином является «софист», причисляя сюда Анаксагора, Демокрита, великих ионийцев, но в качестве уже
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI в. до н. э.), несколько позднее – пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли – «физиками», от греческого слова physis – природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из него оно произошло. В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос; затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос – любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это – вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита (ок. 544 – ок. 483 до н. э.) – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь – это своего рода метафоры, они имеют и прямое и переносное, символическое значение.
Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив – выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина.
Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия – самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от основателя школы – Пифагора, жившего во второй половине VI в. до н. э.), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI – начало V в. до н. э.), у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, – это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», или, иначе говоря, мышление и бытие – это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, а небытия нет. Слова Парменида означают: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; существует лишь невидимое, неосязаемое, ибо только оно может быть мыслимо без противоречия.
Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.
Впервые именно школа элеатов с такой четкостью противопоставила истинное бытие как нечто умопостигаемое, доступное разуму – чувственному миру, противопоставила знание – мнению, т. е. обычным, повседневным представлениям. Это противопоставление чувственного мира истинно существующему (миру «знания») стало, по сути, лейтмотивом всей западной философии.
Согласно элеатам, бытие – это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, тождественным себе. По мнению элеатов, мышление – это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие. Но это множество, открытое чувственному восприятию, – множество разрозненных признаков.
Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее – у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КИНИЗМ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I–III ВВ. Н. Э.)
КИНИЗМ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I–III ВВ. Н. Э.) В произведениях греческих и римских писателей начала новой эры вновь и вновь наталкиваемся на упоминания о странствующих кинических проповедниках, людях сильной воли, мысли и мужества, а также о тех, кто пристал к кинизму —
1. Космологизм ранней греческой философии
1. Космологизм ранней греческой философии Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена,
2. Онтологизм античной классики
2. Онтологизм античной классики Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение
Третий период развития греческой философии
Третий период развития греческой философии Третий период развития греческой философии, обнимающий собой учения, возникшие после Аристотеля, есть наиболее продолжительный по времени.Он существенно отличается от обоих предшествовавших периодов решительным
[2. К критике греческой философии]
[2. К критике греческой философии] 427Выступления греческих философов после Сократа обнаруживают симптомы декаданса. Антиэллинские инстинкты берут верх. <259>Ещё вполне эллином является «софист»<260>, причисляя сюда Анаксагора, Демокрита, великих ионийцев <261>— но в качестве
1. Космологизм
1. Космологизм Подводя итог всему нашему предыдущему исследованию, необходимо сказать, что мимесис имеет в античной эстетике универсальное значение. Внутрикосмические вещи подражают космосу в целом, космос в целом есть подражание надкосмическому уму, а этот ум, в свою
2. Семантический диапазон термина в ранней классике
2. Семантический диапазон термина в ранней классике а) У древних пифагорейцев рассматриваемый термин тоже связан с его этимологией, но только с выдвижением на первый план момента структурности (58 B 15). До пифагорейцев буквенное значение этого слова, возможно, было уже у
2.4. Характеристика вождества, как формы ранней государственности, содержание и виды норм древнего права
Программа четвертая. О греческой, или пластической, поэзии
Программа четвертая. О греческой, или пластической, поэзии § 16. ГрекиНикому так не нравится классифицировать, как человеку, особенно немцу. Я подчиняюсь общепринятым подразделениям. Самое общее среди них разграничивает поэзию греческую, или пластическую, — и новую, или
2. К критике греческой философии
2. К критике греческой философии 427 Выступления греческих философов после Сократа обнаруживают симптомы декаданса. Антиэллинские инстинкты берут верх…Еще вполне эллином является «софист», причисляя сюда Анаксагора, Демокрита, великих ионийцев, но в качестве уже
Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Космологизм – характерная и специфическая черта древнегреческой философии. В её основе заключалось желание философами понять природу, космос и ее элементы. Это первоначальный этап формирования философии. Его так же принято называть досократовским.
Понятие космоса появляется вместе с первыми философскими школами. Это такое представление мира, которое противостоит хаосу, это порядок, гармония, красота.
Философами становятся те представители общества, стремление которых было направлено на познание Космоса. Это первое движение от мифологии к философии. Но их стремление всё ещё сопряжено с мифологическими представлениями. Все они, хоть и с разными оговорками, претендуют на источник всего мироздания – природное материальное начало, полагая его живым существом.
Онтология – учение о бытии – одно из важнейших понятий философии. Это выражение той картины мира, которая сопутствует определённому уровню познания окружающей реальности, фиксируясь на системе философских категорий, характерных для той или иной эпохи.
Фундаментальная проблема древнегреческой философии – проблема бытия.
Раннегреческую философию открывает познание природы – натурфилософия. Она характеризуется одномерностью отнологии. Певоначало, как считали первые философы, фундамент, задающий стабильность всего мироздания. Аристотель описывал их мнение по этому поводу таким образом: большая часть ранних философов полагало первоначалом только материальные начала, то, из чего формируются предметы и вещи, из чего они возникают и во что превращаются, когда погибают, по сущности оставаясь всё тем же, изменяясь только в своих проявлениях, поэтому они считают, что ничего не возникает и не исчезает, так как такая природа, ествество, всегда сохраняется.
Готовые работы на аналогичную тему
Апейрон – рождающее первоначало, которое играет важнейшую роль во всей раннегреческой философии. Эти идеи связаны и вытекают из ранних высказываний Фалеса, и протягиваются к Анаксимену и Гераклиту. Всё наполняется элементами и процессами материального мира.
Таким образом, одним из центральных понятий античной философии является понятие «природа», которое на протяжении данного периода поддавалось различным интерпретациям.
Греческий концепт природы включает в себя понятие естества. Она неотделима от человека. В восьмом веке до нашей эры был зафиксирован гомеровский эпос, ярким примером которого считается «Одиссея».
Символической здесь является фигура Одиссея, возвращающегося к себе домой, к самому себе. Объяснить природу значит объяснить начало и конец, то есть «архэ» и «телос». Фалес, считающийся первым философом Античности, видел в качестве начала воду. Мир един в силу того, что он подобен воде. В античном мире все имеет начало и конец.
Для Гераклита первоначалом выступал огонь: «этот космос всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерно возгорающийся и мерно угасающий». Но по большей части огонь – это символ, в отличие от воздуха и воды, это отделяет Гераклита от предшественников.
Эмпедокл представлял природу в виде четырех начал: вода, огонь, земля, воздух
Большой вклад в развитие древнегреческой онтологии внесла элейская школа. Это был отход от конкретных природных стихий к бытию как таковому.
Ключевым моментом в этом учении была аксиома – бытие есть, небытия нет. Бытие есть и не быть никак невозможно. Бытие для Парменида настоящее совершенство, за ним ничего нет: « не рожденным оно должно быть и не гибнущим тоже, единородным, бездрожным и совершенным». Оно лишено движения и мы знаем о ном лишь то, что оно есть. Усмотреть бытие это дело ума. Ум может быть только тогда умом, когда он мыслит о бытии. Мысли о небытии быть не может. Небытие, которые мы систематизируем в мысли, делает его бытием. Мы ничего не можем сказать о небытии, не сделав его сущим, то есть бытием. То, что мы говорим о небытии, подтверждает мысль, что его нет, оно становится уже существующим. Небытие – это предел для мысли.
Значение элейской школы весьма важно для всей дальнейшей философской традиции. Её философы выступали идейными защитниками единства всего сущего и открыли фундаментальные противоречия в основании восприятия мира и бытия. Так же представители этой школы дали отчётливый вектор в развитии понятия о постижении умом действительно сущего, от чувственного познания явлений.
Но решение поставленных ими вопросов лежит за пределами их представлений, поэтому, нельзя сказать, что они вышли из парадоксальных моментов своей философии, но значительным образом повлияли на своих последователей, сливаясь с другими направлениями.
Другое онтологическое представление о бытии даёт Демокрит в своей философии атомизма. Всё его учение – материалистично. Он полагал, что, в начале всего сущего атомы, которые объединяясь, создают предметы и вещи.
Позже древнегреческий философ Платон, ученик Сократа, покажет, что реальность и бытие не однородны и кроме космоса чувственного есть реальность умопостигаемая, превосходящая чувственную, физическую. Уже Пифагор впервые настаивал на том, что только умственное реально.
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
2. Космологизм и онтологизм ранней греческой философии
Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов – Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI в. до н. э.), несколько позднее – пифагорейцев, Гераклита, Эмпедокла так и называли – «физиками», от греческого слова physis – природа. Направленность их интересов определялась в первую очередь характером мифологии, традиционных языческих верований и культов. А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении мира. Но между мифологией и философией имелось существенное различие. Миф повествовал о том, кто родил все сущее, а философия спрашивала, из него оно произошло. В «Теогонии» первого известного по имени древнегреческого эпического поэта Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос; затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос – любовное влечение, Хаос породил Ночь и Мрак, от их любовного союза возникли День и Эфир. Ранние мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все произошло. У Фалеса это – вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита (ок. 544 – ок. 483 до н. э.) – огонь. Само же первоначало представляло собой не просто вещество, как его понимает современная физика или химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь здесь – это своего рода метафоры, они имеют и прямое и переносное, символическое значение.
Уже у первых «физиков» философия мыслится как наука о причинах и началах всего сущего. В этом подходе сказался объективизм и онтологизм античной философии (термин «онтология» в переводе с греческого языка означает «учение о бытии»). Ее центральный мотив – выяснить, что действительно есть, иными словами, пребывает неизменным во всех своих изменчивых формах, а что только кажется существующим. Уже раннее философское мышление по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения и сущности мира, отказываясь (хотя вначале и не полностью) от присущих мифологии персонификаций, а тем самым от образа «порождения». На место мифологического порождения у философов становится причина.
Для первых «физиков» характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало предстает в различных формах, испытывая всевозможные превращения. Особенно ярко это представлено у Гераклита, согласно которому все сущее надо мыслить как подвижное единство и борьбу противоположностей; не случайно Гераклит считал первоначалом огонь: огненная стихия – самая динамичная и подвижная среди элементов космоса. Однако мышление первых философов еще не свободно от образно-метафорической формы, в нем логическая обработка понятий еще не заняла сколько-нибудь заметного места.
Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение пифагорейцев (получивших это имя от основателя школы – Пифагора, жившего во второй половине VI в. до н. э.), которые считали началом всего сущего число, а также учение элеатов – Ксенофана, Парменида, Зенона (конец VI – начало V в. до н. э.), у которых в центре внимания оказывается понятие бытия как такового.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что можно познать только разумом, а не с помощью органов чувств; более того, постижимость разумом – важнейшее определение бытия. Главное открытие, которое легло в основу его понимания бытия, – это то, что чувственному восприятию человека дано только изменчивое, временное, текучее, непостоянное; а то, что неизменно, вечно, тождественно себе, доступно лишь мышлению. Это свое открытие Парменид выразил в форме афоризма: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует», или, иначе говоря, мышление и бытие – это одно и то же. Пармениду принадлежит и еще один афоризм: бытие есть, а небытия нет. Слова Парменида означают: есть только невидимый, неосязаемый мир, называемый «бытие»; и только бытие мыслимо. Выходит, по Пармениду, ничего из того, что мы видим, слышим, осязаем, на самом деле не существует; существует лишь невидимое, неосязаемое, ибо только оно может быть мыслимо без противоречия.
Здесь в классической форме выразился рационалистический характер древнегреческой философии, ее доверие к разуму: то, чего нельзя без противоречия помыслить, не может и существовать.
Впервые именно школа элеатов с такой четкостью противопоставила истинное бытие как нечто умопостигаемое, доступное разуму – чувственному миру, противопоставила знание – мнению, т. е. обычным, повседневным представлениям. Это противопоставление чувственного мира истинно существующему (миру «знания») стало, по сути, лейтмотивом всей западной философии.
Согласно элеатам, бытие – это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира. Только то, что в себе едино, может оставаться неизменным и неподвижным, тождественным себе. По мнению элеатов, мышление – это и есть способность постигать единство, в то время как чувственному восприятию открывается множественность, многообразие. Но это множество, открытое чувственному восприятию, – множество разрозненных признаков.
Осознание природы мышления имело далеко идущие последствия для раздумий древнегреческих философов. Не случайно у Парменида, его ученика Зенона, а позднее – у Платона и в его школе понятие единого оказывается в центре внимания, а обсуждение соотношения единого и многого, единого и бытия стимулирует развитие античной диалектики.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
КИНИЗМ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I–III ВВ. Н. Э.)
КИНИЗМ РАННЕЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (I–III ВВ. Н. Э.) В произведениях греческих и римских писателей начала новой эры вновь и вновь наталкиваемся на упоминания о странствующих кинических проповедниках, людях сильной воли, мысли и мужества, а также о тех, кто пристал к кинизму —
1. Космологизм ранней греческой философии
1. Космологизм ранней греческой философии Спецификой древнегреческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Не случайно первых греческих философов — Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена,
2. Онтологизм античной классики
2. Онтологизм античной классики Освобождение от метафоричности мышления предполагало переход от знания, обремененного чувственными образами, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. Одним из важных этапов такого перехода для греков было учение
Третий период развития греческой философии
Третий период развития греческой философии Третий период развития греческой философии, обнимающий собой учения, возникшие после Аристотеля, есть наиболее продолжительный по времени.Он существенно отличается от обоих предшествовавших периодов решительным
[2. К критике греческой философии]
[2. К критике греческой философии] 427Выступления греческих философов после Сократа обнаруживают симптомы декаданса. Антиэллинские инстинкты берут верх. <259>Ещё вполне эллином является «софист»<260>, причисляя сюда Анаксагора, Демокрита, великих ионийцев <261>— но в качестве
1. Космологизм
1. Космологизм Подводя итог всему нашему предыдущему исследованию, необходимо сказать, что мимесис имеет в античной эстетике универсальное значение. Внутрикосмические вещи подражают космосу в целом, космос в целом есть подражание надкосмическому уму, а этот ум, в свою
2. Семантический диапазон термина в ранней классике
2. Семантический диапазон термина в ранней классике а) У древних пифагорейцев рассматриваемый термин тоже связан с его этимологией, но только с выдвижением на первый план момента структурности (58 B 15). До пифагорейцев буквенное значение этого слова, возможно, было уже у
2.4. Характеристика вождества, как формы ранней государственности, содержание и виды норм древнего права
Программа четвертая. О греческой, или пластической, поэзии
Программа четвертая. О греческой, или пластической, поэзии § 16. ГрекиНикому так не нравится классифицировать, как человеку, особенно немцу. Я подчиняюсь общепринятым подразделениям. Самое общее среди них разграничивает поэзию греческую, или пластическую, — и новую, или
2. К критике греческой философии
2. К критике греческой философии 427 Выступления греческих философов после Сократа обнаруживают симптомы декаданса. Антиэллинские инстинкты берут верх…Еще вполне эллином является «софист», причисляя сюда Анаксагора, Демокрита, великих ионийцев, но в качестве уже