В чем выражался культ личности сталина
«О культе личности И.В. Сталина и его последствиях…»: зачем был нужен самый влиятельный доклад XX века?
Возникновение культа личности
Возвеличивание личности И.В. Сталина средствами СМИ, пропаганды, в произведениях культуры и государственных документах началось примерно в середине 1920-х годов. Этот нескончаемый информационный поток формировал общественное представление о том, что своему экономическому или социальному успеху страна обязана лично вождю. Более того, даже своим личным счастьем каждый простой советский гражданин был обязан Иосифу Виссарионовичу! Своего пика культ личности И.В. Сталина достиг после окончания Великой Отечественной войны. В многочисленных проблемах послевоенного времени, в личных бедах и невзгодах советские люди, как правило, винили местную власть (директора заводов и председатели колхозов, руководители советов и партийных органов), а верховная власть в лице вождя воспринималась последней надеждой к спасению. Такая почтительность и обожествление Сталина объяснялись не только личным выбором или убеждениями: это пропагандировалось всей советской идеологической машиной, а контроль в этой области осуществляли исполнительные органы власти, МВД и МГБ.
Пользуясь доверием населения, власть откладывала и откладывала столь остро необходимые преобразования в сфере политики, экономики, идеологии… Когда требовалось активно обновлять советское общество, государство включило пластинку с песнями про «трудную внешнеполитическую обстановку» и «временные сложности с восстановлением разрушенного войной хозяйства», а через некоторое время переключило внимание общества на поиски внешних и внутренних врагов. Конечно, этим восстановление разрушенной страны не ограничилось, но большинство преобразований послевоенного периода оказались неэффективными или же носили больше политический характер. Денежная реформа обернулась обыкновенной деноминацией и не смогла выровнять спрос и предложение, а ежегодные сталинские снижения цен на товары в 1948-1953 годах могли выглядеть как забота о благе народа, но для экономики были совершенно иррациональными. Да, произошла отмена карточной системы, но дефицит товаров и продуктов никуда не делся. Больше половины населения – крестьяне – продолжали жить на грани нищеты и голода. А новые репрессии, восстановление «железного занавеса», идеологический и моральный диктат над обществом не заставили себя ждать…
Король умер – да здравствует король!
С гибелью И.В. Сталина в Советском союзе появилась реальная возможность обновления жизни страны в политической и социальной сферах. Эту необходимость понимали и оставшиеся политические элиты, для которых важно было сохранить контроль над обществом. К самым явным проблемам страны можно отнести массовые репрессии, ГУЛАГ, крайне тяжелое положение сельского хозяйства и национальный вопрос. Однако отсутствие прямого «наследника» во власти породило весьма напряженную ситуацию с «престолонаследием»: сформировалась целая группа политиков, претендовавшая на верховную власть в стране. Тремя наиболее влиятельными фаворитами были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущёв. Вероятность «получить» страну определялась, с одной стороны, реальными полномочиями занимаемой должности, а с другой – личным авторитетом. По инициативе Берия, а затем и Маленкова, в 1954-1955 годах начала проводиться реабилитация заключенных ГУЛАГа, уменьшались полномочия и сокращался штат силовых органов. Однако фигура самого Сталина никаким негативным комментариям не подвергалась.
Совсем иная ситуация сложилась после того, как положение на политической арене стал завоёвывать Хрущёв. После ареста и расстрела Берия в 1953-м и отставки Маленкова в 1955-м Хрущев сумел выдвинуться на верховные позиции в государстве. Следующий, 1956 год, стал вершиной борьбы с культом личности и наследием сталинской эпохи. Зимой, в феврале, состоялся XX съезд КПСС, оказавший весомое влияние на общественные устои в стране.
Совет учителю: важно понимать, что ликвидация Берия избавила Советский союз от силовой модели управления обществом, которую собирался выстроить главный силовик страны, предварительно очистив её от культа личности Сталина. Противостояние Маленкова и Хрущёва представляло собой борьбу двух бюрократических ведомств: Совета министров СССР и ЦК КПСС. Хрущёв, руководивший партией, смог привлечь на свою сторону молодые партийные кадры и довольно быстро победить в этой борьбе.
Докладу предшествовала серьезная подготовка: в декабре 1955 года на заседании Президиума ЦК была создана особая комиссия под руководством партийного деятеля П. Н. Поспелова, чьей задачей стало изучить материалы дел о массовых репрессиях сталинского периода. Через два месяца доклад был готов и представлен Президиуму. Выводы доклада оказались неутешительными: аресты и заключения в тюрьмы проводились на основании дел, сфабрикованных следователями НКВД, которые не гнушались пыток и истязания заключенных. Такое жестокое обращение с подозреваемыми санкционировал лично Сталин, который планировал массовые чистки в партийном аппарате. Президиум постановил, что Хрущёв обязан выступить с этим докладом на грядущем съезде партии.
Во время своего выступления 25 февраля 1956 года на съезде КПСС Хрущев осветил множество общественно-политических тем, не прибегая к критике Сталина. Первый секретарь говорил о проблемах во внешней политике и мерах их преодоления, рассказывал о небывалых высотах, которых Советский союз достиг в политическом и социально-экономическом плане. Иронично, что происходило это на фоне только что завершившейся пятой пятилетки 1951-1955 года, чьи невыполнимые завышенные показатели не отвечали реальным потребностям общества. Затем начались прения. Они проходили в традиционном русле: из них складывалась картина успешного развития СССР под «мудрым руководством» ЦК КПСС.
После основного выступления следовало закрытое заседание, на котором Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Впервые зазвучали слова о несправедливых массовых репрессиях и грубых ошибках Сталина во внутренней и внешней политике.
«После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладавшего сверхъестественными качествами, подобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать, он непогрешим в своих поступках. Такое понятие о человеке и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет. »
Доклад Хрущёва с критикой Сталина включал в себя следующие положения:
По своей сути, этот доклад критиковал в первую очередь Сталина и его личность, а такие вещи, как единоличное право коммунистической партии на власть и отсутствие демократии, игнорирование законов объективного развития экономики сомнениям не подвергались.
Разоблачая культ личности, и Хрущёв, и высшая партийная номенклатура преследовали несколько целей: модернизировать систему, не меняя её сущности. К тому же стало возможным списать на Сталина все преступления и последствия внешней и внутренней политики 1930-1950-х годов, которую разрабатывал, к слову, не один Сталин лично. На него же возложили всю ответственность за катастрофу на границе летом 1941 года. В интересах политических элит было обелить себя и переложить на Сталина всю ответственность за проблемы страны и страдания людей. Хрущев был уверен, что ему разоблачение не грозит, хотя существовали документы, компрометирующие нового главу государства. Но, пожалуй, главной целью Хрущева на XX съезде было укрепление собственных позиций в качестве безоговорочного лидера в государстве, а разоблачение «культа личности» рассматривалось им как единственно возможное орудие борьбы с политическими противниками.
Доклад Хрущева о культе личности произвел ошеломляющее впечатление на делегатов съезда. Было принято решение ознакомить с ним всех членов партии, комсомольский актив, работников советского аппарата, руководителей зарубежных коммунистических партий. После XX съезда десталинизация, демократизация советской политической системы была продолжена. Как тогда выражались, настала «оттепель».
После съезда в стране начались активные преобразования. Первым, с чего начал Хрущев, стала децентрализация системы управления и построение модели «общенародного государства». Целью была постепенная передача функций государства общественным организациям: профсоюзам, комсомолам, производственным совещаниям на предприятиях и т.д. Однако эта задумка была обречена на неудачу, так как ей препятствовала сама структура советского государства с её однопартийностью и отсутствием альтернативы на выборах в государственные органы. Кроме того, возрос идеологический диктат во всех сферах общественной жизни: любая общественная инициатива должна была быть вмонтирована в идеологию «построения коммунизма».
Активно стали проводиться реабилитации заключенных сталинской эпохи и восстановление прав депортированных народов, расширялись права союзных республик. Стала появляться возможность публикации многих литературных, научных и публицистических произведений, рассказывающих о трагической эпохе Сталинского правления. Одним из самых знаменитых произведений об этом времени стал опубликованный в период оттепели «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Обновленное законодательство второй половины 1950-х годов отличалось большим либерализмом и заметным смягчением уголовных наказаний. Через несколько лет своего правления реформаторский потенциал Хрущева начал угасать, а его амбиции по покорению новых властных вершин только набирали обороты. Проведенные изменения не принесли главного: люди ждали улучшения элементарных условий жизни, а вместо этого видели, что руководящие партийные и государственные работники наделяют сами себя большими привилегиями, что их материальный уровень жизни значительно выше уровня жизни простых людей.
А много ли «оттаяло»?
Развенчание «культа личности» имело для общества глобальные последствия, расколов его на сторонников и противников «сталинизма» и наследия вождя. Хрущев в первую очередь преследовал конкретные цели по установлению собственного лидерства в государстве и не собирался идти по пути десталинизации основательно и планомерно. Однако всё его правление, все его действия как руководителя оказали негативное влияние на общество. Если «сталинисты» не могли простить ему XX съезд, а «либералы» – недостаточную и непоследовательную демократизацию советского общества, то значительная часть общества в целом перестала доверять власти. Жизнь людей и чиновников начала протекать в разных измерениях. В целом же, и сталинские беззакония, и непоследовательные преобразования Хрущёва больно ранили советское общество, уязвили его нравственность и душу.
Культ личности Сталина
Культ личности Сталина — возвеличивание личности И. В. Сталина средствами массовой пропаганды, в произведениях культуры и искусства, в государственных документах, законах, создание вокруг его имени полубожественного ореола. [1] Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 году в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».
Содержание
Проявления культа личности
Марксизм-ленинизм, идеологическая основа Советской власти, в теории отвергает вождизм, ограничивая «роль личности в истории», что проистекало из марксистского положения о равенстве. Однако некоторые учёные считают вождизм естественным следствием практического социализма. Например, русский философ Н. Бердяев считал, что «Ленинизм есть вождизм нового типа, он выдвигает вождя масс, наделённого диктаторской властью». После Октябрьской революции 1917 года в Советской России и СССР стали использоваться во множественном и единственном числе титулы «вожди революции» и просто «вожди» применительно к В. И. Ленину и Л. Д. Троцкому. С обретением всей полноты власти Сталиным, применительно к нему часто использовались и были почти обязательны в официальных публицистике и риторике титулы «Великий вождь», «Великий вождь и учитель». Сталин был единственным Генералиссимусом Советского Союза. Он именовался также «отцом народов», «великим полководцем», «гениальным учёным», «лучшим другом (учёных, писателей, физкультурников и др.)» и т. п.
В Сталинский период советская пропаганда создала вокруг Сталина полубожественный [2] [нужна атрибуция мнения] ореол непогрешимого вождя. Именем Сталина (а также его ближайших соратников) назывались бесчисленные географические, народно-хозяйственные, технические, военные, транспортные, культурные и прочие объекты, предметы, награды. Ввиду объявления Сталина теоретиком марксизма-ленинизма, его имя упоминалось и его портретный образ изображался в одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным, а также, подобно «марксизму-ленинизму», иногда использовался термин «сталинизм», десятилетия спустя ставший понятием-определением созданного им политического режима с отрицательной оценкой-осмыслением.
«А в те же дни на расстояньи
За древней каменной стеной
Живёт не человек, — деянье:
Поступок ростом с шар земной.
Судьба дала ему уделом
Предшествующего пробел.
Он — то, что снилось самым смелым,
Но до него никто не смел.
За этим баснословным делом
Уклад вещей остался цел.
Он не взвился небесным телом,
Не исказился, не истлел..
В собраньи сказок и реликвий,
Кремлём плывущих над Москвой,
Столетья так к нему привыкли,
Как к бою башни часовой.
Но он остался человеком,
И если, зайцу вперерез
Пальнёт зимой по лесосекам,
Ему, как всем, ответит лес».
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил,
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
Образ Сталина стал одним из центральных в советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежные писатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги «Сталин»), Пабло Неруда, эти произведения переводились и тиражировались в СССР. Произведения, прославляющие Сталина, в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Сталиниана постоянно присутствовала в первую очередь в советской печати, кинематографии, музыке, живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное, изобразительное и массовое искусство. Прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массово в большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы. В дни государственных праздников обязательным и широко отражённым в кинематографе стал ритуал поднятия над Москвой на аэростатах огромного портрета Сталина, подсвечиваемого прожекторами. Особую роль в создании пропагандистского образа Сталина сыграли массовый советский плакат, посвящённый самой разнообразной тематике с его изображением, а также обязательное размещение его портретов во всех государственных и общественных зданиях и помещениях и на транспорте.
Именем Сталина прижизненно было названо огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым из которых, по-видимому, стал Сталинград в 1925 — в обороне Царицына Сталин участвовал в Гражданскую войну), улиц, заводов, шахт, колхозов, дворцов культуры и прочих объектов, а также военная и прочая техника. После 1945 города имени Сталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и Венгрии Сталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) стали выстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами». В 1937—1938 годах выдвигались предложения переименовать Москву в город Сталинодар.
— Ф. Чуев. Сто сорок бесед с Молотовым
В учебнике для юридических вузов и факультетов «Теория государства и права», изданном авторским коллективом под редакцией профессора С. С. Алексеева, говорится следующее об одной из причин культа личности Сталина [8] :
Российская многовековая традиция патернализма нашла воплощение в мелкобуржуазном вождизме, характерном для многомиллионной крестьянской страны. Психология вождизма, бюрократическое обожествление авторитета и послужили питательной средой культу личности Сталина. К началу 30-х годов тоталитарный режим стал суровой политической реальностью.
После «разоблачения культа личности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М. А. Шолохову (но также и другим историческим персонажам) [9] [10] [11] : «Да, был культ… Но была и личность!».
Мифологизация картины истории
Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией, «Краткий курс истории ВКП(б)».
Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чём не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года* [12] (см. День защитника Отечества).
Десталинизация
XX съезд КПСС
Самым известным разоблачителем культа личности был Н. С. Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:
Культ личности приобрёл такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.
Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойдённого полководца всех времён и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.
Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагромождённые в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.
В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина — Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина). Почти повсеместно также произведен демонтаж памятников Сталину.
Были переименованы паровозы ИС (Иосиф Сталин) в ФД п (Феликс Дзержинский, пассажирский вариант) и прочие объекты.
Перестройка
В годы правления Л. И. Брежнева не было ни дальнейших разоблачений, ни возрождения культа; дабы не накалять страсти в обществе по поводу столь противоречивой и резонансной темы, о Сталине без лишнего повода старались просто не вспоминать. О нём осталась нейтральная статья в Большой советской энциклопедии. В 1979 году сообщили о 100-летии Сталина в советских СМИ, но особых торжеств не устраивали.
Во второй половине 80-х годов ситуация изменилась: на волне Перестройки и Гласности тема Сталина и его правления вновь стала одной из самых обсуждаемых.
Культ вне СССР
Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина остались в Албании, Китае и КНДР. После смерти Энвера Ходжа в 1985 г. культ личности Сталина в Албании начал убывать. В Китае есть ряд памятных изображений Сталина, выпускаются сувениры с его изображением. В КНДР центральная улица Пхеньяна носила название Сталинская улица.
Сталин до сих пор прославляется в коммунистических партиях многих стран мира.
Образ Сталина в культуре и искусстве
Сталин, будучи амбициозным человеком, создавшим свой культ, оставил свой образ во всех сферах культуры и искусства. Некоторые портреты Сталина, его памятники и почтовые марки, а также медали с его изображением представлены ниже:
Иосиф Сталин и Климент Ворошилов в 1938 году. Картина Герасимова.
Основные причины
Идеологическая основа СССР отвергала любые проявления вождизма, так как была построена на идее равенства. Но позже некоторые ученые пришли к выводу, что возвеличивание главы страны — это естественное последствие социализма. Так, русский философ Н. А. Бердяев предполагал, что в СССР появился вождизм нового типа, который делал правителя руководителем масс, наделенным диктаторской властью.
У историков нет единого мнения о том, что способствовало появлению возвеличивания Сталина. Часть специалистов считает, что Иосиф Виссарионович сам способствовал этому, другие уверены — все дело в исторических и культурных особенностях страны.
Культ личности в истории — это возвеличивание отдельного человека, обычно им является глава государства. Сталин хотел создать общество, которое будет всегда обязано:
Не Сталина первым наградили титулом вождя революции. Его удостоились Ленин и Троцкий. Есть еще одна версия формирования культа личности.
В соответствии с ней в России на протяжении многих веков складывалась система патернализма. Так называется система, при которой власти обеспечивали потребности граждан, а те в обмен разрешали диктовать условия жизни. Именно это стало хорошей почвой для возвеличивания Сталина.
Процесс формирования
В 30-х годах ощущалась политическая необходимость введения тоталитарного режима. В это время происходило формирование экономики страны. Прошли две пятилетки, которые позволили построить множество промышленных заводов. Активно шло развитие Турксиба. Все это способствовало популярности политики Сталина.
Но становление вождизма было не таким безоблачным. Среди населения и в армии проводились постоянные чистки. Репрессии были направлены на избавление советских людей от предателей народа. На деле пострадало много невиновных личностей. Человека могли расстрелять за то, что его предок был церковнослужителем или принадлежал не к тому сословию.
В 30-х годах в центральной части СССР был сильный голод, но борьба с ним не велась. Колхозники сдавали весь урожай. Человека расстреливали даже за то, что он пытался унести несколько зернышек. На стройках не хватало рук, поэтому привлекались заключенные и репрессированные. Если рассматривать кратко культ личности Сталина, то он имел разные проявления:
Возвеличивание Сталина имело национальный характер. Им восхищались во многих социалистических странах. Процесс включал в себя прославление главы государства в разных видах массовой культуры, в документах. Даже дети благодарили Сталина так, словно он обеспечил им счастливое детство.
Интересно и то, что сам Иосиф Виссарионович ни минуты не сомневался в своей значимости. Он всегда спокойно и уверенно держался. По воспоминаниям Смиртюкова, выражение лица вождя часто было отрешенным, словно он думал о чем-то поистине великом, недоступном смертным.
Особенности развенчания
Разоблачение культа личности Сталина произошло через три года после его смерти. Сделал это Хрущев на очередном съезде партии. В документе он смог привести негативные последствия возвеличивания личности, но в то же время все отрицательные моменты Никита Сергеевич возлагал на плечи Иосифа Виссарионовича. Информация о докладе быстро разошлась по всем уголкам СССР.
Именно Хрущеву удалось развенчать культ личности вождя. По мнению Никиты Сергеевича, вся проблема была в том, что Сталин сам поощрял такое отношение. Ему нравились лесть и обожествление, у него отсутствовала скромность. Насаждение культа личности активно шло через кинематограф.
Установление образа идеального вождя не могло пройти без последствий. Во время репрессий и голода погибли сотни тысяч людей. Иосиф Виссарионович нарушил принципы социализма и за это посмертно получил осуждение.
После раскрытия правды о Сталине в СССР начались небольшие изменения. Они выражались в том, что была проведена реабилитация жертв политических репрессий.
Началась критика личности вождя, часть его соратников была оправдана. Произошел отказ от жесткой цензуры. Полной свободы еще не было, но творческие люди получили значительные послабления.
Утверждение культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина и последующее развенчание оставили след в истории СССР. При Брежневе о бывшем главе государства старались не говорить. Все изменилось с началом перестройки и введением гласности. Однозначно только одно: Сталин был одним из самых запоминающихся и выдающихся правителей.