В чем выражался радикальный характер преобразований
Радикальные экономические реформы во время перестройки.
Стратегия ускорения и методы ее осуществления. Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).
а) расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;
в) отказ от монополии внешней торговли;
г) глубокая интеграция в мировой рынок;
д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;
е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.
Б). Реформирование сельском хозяйстве. В аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров (в Москве было введено их нормированное распределение)
В). Программа «500 дней». Летом 1990 г. (в постановлении Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР») вместо ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., по окончании 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа «500 дней», нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др. В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.
Радикальный характер социальных преобразований
ческой системы к новой происходят в соци
альных основах жизни людей.
Внешне современная социально устойчивая экономика имеет много общих черт с прежней социалистической экономической системой. И система огосударствленного социализма, и социально ориентированная экономика выдвигают в качестве целей системы рост благосостояния, благополучия и удовлетворения потребностей граждан. И та и другая системы признают принципы социальной гарантированности. Если исторически взглянуть на эволюцию прежней системы, то следует отметить, что именно в ней уже на первых этапах был продемонстрирован ряд со-
циальных изменений, которые качественно отличали ее от классической капиталистической системы XIX в. В странах социализма был обеспечен всеобщий доступ к базовым социальным благам образования и здравоохранения. Это достигалось путем бесплатности для населения услуг данных отраслей и системой народно-хозяйственной организации деятельности отраслей социальной сферы. Обеспечивалась полная занятость и отсутствовала официальная безработица. В условиях дефицита трудовых ресурсов нехватка рабочей силы была типичным явлением экономической системы. Действие системы социального обеспечения и социального страхования за счет государства. Система социальной защиты носила всеобщий характер и гарантировалась государством. Страны социализма отличались относительно равномерным распределением денежных доходов. Расчеты коэффициента Джини показывают, что для капиталистических государств в 1970-х годах они были на 5-7 пунктов выше, чем в СССР.
Эти свойства экономической системы исторически опередили поворот стран Запада к социально устойчивому рыночному хозяйству и во многом стимулировали его.
Тем не менее социально устойчивая экономика и система огосударствленного социализма качественно отличны.
Во-первых, в содержании социальной устойчивости экономики. Для системы огосударствленного социализма оно было сведено к упрощенно понимаемому принципу социальной стабильности на основе всеобщих социальных гарантий. Данная система была и централизованной, и регламентированной. Значительная часть средств концентрировалась в общественных фондах потребления предприятий, которые также формировались и использовались в соответствии с государственными нормативами. Фактически исключались индивидуальные высокие заработки и доходы. Высокий уровень социальных гарантий сопровождался существенными противоречиями в реальном предоставлении благ. Доступ к наиболее высококачественным услугам и благам, в том числе зарубежным связям, был открыт для привилегированной и номенклатурной части общества. Это свойственное дефицитной экономике противоречие распространялось фактически на все формы предоставления благ. На этой основе развивались теневые формы получения доходов. Тенденция к выравниванию подрывала стимулы к активной инициативной деятельности. Система оказалась неспособной воспроизводить социальную ответственность граждан за рост экономики и предоставление гарантий. Особенно остро это проявилось в периоды ухудшения экономической конъюнктуры. В отличие от этого современные социально устойчивые системыосновываются на противоречивом единстве социальной устойчивости и социальной ответственности.
Во-вторых, социально ориентированная смешанная экономика основывается на других основах жизни всех членов общества как собственников и субъектов экономических связей. Это выражается в переходе к частной собственности как основе отношений людей и рыночной системе отношений как основному способу координации субъектов экономики.
В-третьих, кардинальному изменению подвергается сама основа воспроизводства рабочей силы. Если ранее рабочая сила, труд не являлись товаром, а все основные компоненты затрат на рабочую силу формировались нерыночным путем, то социальное хозяйство нового типа имеет рыночную основу воспроизводства всех основных элементов рабочей силы. Это изменение связано с переходом к рыночной системе отношений как одному из ключевых и базовых отношений современной экономики. Лишь по мере формирования рыночных отношений создаются предпосылки для того, чтобы рыночные отношения охватили не только куплю-продажу рабочей силы, но и все основные элементы, формирующие человеческий потенциал. Отсюда возникают социально-экономические отношения, основанные на вложениях в человеческий капитал.
В-четвертых, существенно сужается роль государства в обеспечении социально устойчивой экономики. На место патернализма государства в обеспечении благосостояния граждан, всеобщности гарантий приходит более рациональный подход, вытекающих из необходимости социальной ответственности граждан за результаты деятельности. Если прежней системе было свойственно бюджетное финансирование, то новая система основывается на более широком подходе к финансированию социального развития.
Вместе с тем социально устойчивая экономика, как отмечалось ранее, не сводит и не должна сводить социальный сектор государства, систему социальной защиты и социальную помощь к придатку рынка или к устранению его недостатков.
Социальная устойчивость как свойство современной системы отношений — это имманентный, внутренний элемент смешанной экономики, которая переходит к постиндустриальному развитию.
Радикализм социальных преобразований означает, что становление новой экономической системы — не просто сложный, но и болезненный процесс, так как он не только затрагивает положение всех социальных групп общества, но и вступает в противоречие со сложившимся укладом жизни в обществе. Отсюда следует, что реализм, постепенность и продуманность мер по реформированию социального сектора — единственная гарантия успешности трансформации экономики в целом.
Вместе с тем становление новой системы создает предпосылки для формирования социальной устойчивости на новой основе: увеличиваются возможности зарабатывания средств гражданами и обеспечения себя и членов семьи социальными услугами; появляются новые источники удовлетворения потребностей через реализацию возможностей частной предпринимательской деятельности; формируется система стимулов к активной деятельности, основанная на развитии частной инициативы, рынка и предпринимательства; расширяются альтернативные формы получения социально значимых услуг на платной основе для создающейся новой системы социальной защиты.
Данные факторы социальных преобразований могут быть использованы эффективно при устранении ряда аномалий, подрывающих основы
социальной устойчивости в обществе. Именно эта опасность возникает в России при соединении либеральных преобразований с паразитическим капиталом и криминально-номенклатурными структурами. Увеличение возможностей зарабатывания средств, развития предпринимательства в этом случае могут даже становиться антисоциальными факторами, подрывающими основы трансформации экономики.
Курс экономической теории
Часть III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Раздел I. ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
Глава 41. Основы социально-устойчивого экономического развития
Радикальный характер социальных преобразований
Наиболее сложные, глубокие и радикальные изменения при переходе от прежней экономической системы к новой происходят в социальных основах жизни людей. Изменяются основы воспроизводства условий жизни, характер трудовых и социальных отношений, системы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. д. Другими словами, изменяется весь уклад жизни людей, его материальные и идеологические принципы и основы.
Внешне современная социально-устойчивая экономика имеет много общих черт с прежней социалистической экономической системой. И система огосударствленного социализма, и социально ориентированная экономика выдвигают в качестве целей системы рост благосостояния, благополучия и удовлетворения потребностей граждан. И та и другая системы признают принципы социальной гарантированности. Если исторически взглянуть на эволюцию прежней системы, то следует отметить, что именно в ней уже на первых этапах были продемонстрированы ряд социальных изменений, которые качественно отличали ее от классической капиталистической системы XIX в.
• В странах социализма был обеспечен всеобщий доступ к базовым социальным благам образования и здравоохранения. Это достигалось путем бесплатности для населения услуг данных отраслей и системой народнохозяйственной организации деятельности отраслей социальной сферы.
• Обеспечивалась полная занятость и отсутствовала официальная безработица. В условиях дефицита трудовых ресурсов нехватка рабочей силы была типичным явлением экономической системы.
• Действие системы социального обеспечения и социального страхования за счет государства. Система социальной защиты носила всеобщий характер и гарантировалась государством.
Эти свойства экономической системы исторически опередили поворот стран Запада к социально устойчивому рыночному хозяйству и во многом стимулировали его.
Радикальный характер преобразований и проблемы социальной справедливости в переходный период
От какого наследия мы отказываемся? Это наследие имеет общее название «государственный социализм», или административно-командная система.
Данная система была чрезмерно централизованной и регламентированной. Отцы-основатели «казарменного социализма» заявляли о приверженности обеспечения в обществе высокого уровня социальных гарантий. На бесплатной основе
гарантировался доступ к базовым социальным благам (образование, здравоохранение, жилье). Одновременно обеспечивалась полная занятость населения. Отсутствовала официальная безработица. Имело место уголовное преследование за тунеядство. 1
Система социального обеспечения и социального страхования финансировалась за счет государства. Среди лиц наемного труда складывалось относительно равномерное распределение денежных доходов. В условиях уравнительного распределения фактически исключались высокие заработки. Это подрывало экономические стимулы к труду, что тут же компенсировалось административным принуждением.
Реально общественные блага (жилье, медицинские услуги), а также пенсионное обеспечение предоставлялись по сравнению с развитыми странами Запада на весьма низком уровне. В привилегированном положении находилась лишь государственная бюрократия, которая по сути дела выступала в обществе как правящий класс.
Примечание. Вместе с тем следует признать, что идеологические ценности равенства, братства и социальной справедливости, заявленные в ходе коммунистического строительства в СССР и других странах, оказали непосредственное воздействие на социализацию экономической системы Запада. Так, была заметно ускорена трансформация рыночной экономики либерального типа в социальную рыночную экономику, укрепились социал-демократические ценности и традиции. Например, в ФРГ в качестве государственной доктрины была принята концепция «социального рыночного хозяйства», в Швеции — модель «демократического социализма» и т. д.
Радикальный характер переходного периода. В переходный период принимается курс на формирование новой экономической системы. Во многом изменяются социальный уклад жизни людей, материальные и идеологические принципы.
В обществе формируются новые страты — предпринимателей и бедняков (бомжи, бичи), пролетариата и технократии, акционеров и государственных служащих, банкиров и финансистов, торговцев и промышленников, а также профессиональных политиков и газетчиков. Появляется четкое разграничение между работодателем и работополучателем, между наемным работником и собственником предприятия.
Приватизация экономики, восстановление вслед за сворачиванием коммунистической идеологии прав частной собственности означают признание экономической свободы, права выбора формы экономической деятельности. Легализируется и возможность получать доход не только по труду, но и по капиталу.
Введение рыночных принципов хозяйствования разрушает в обществе атмосферу «зимней спячки». Так, достигнутое (более
или менее приемлемое) социальное положение уже не кажется вечным и незыблемым, а должно проходить постоянную перепроверку с учетом складывающихся результатов хозяйствования.
Принципиально изменяется механизм воспроизводства рабочей силы. Получение образования и воспитания в большей степени становится не государственным, а частным делом. Рабочая сила открыто становится товаром.
Социальная ответственность за результаты хозяйствования с плеч государства постепенно перекладывается на домашние хозяйства. Вместо бюджетного финансирования социальных потребностей внедряется система смешанного финансирования.
В переходный период формируются условия, которые призваны обеспечить достижение социальной устойчивости на новой экономической основе. Исчезают товарный голод и товарный дефицит, а вместе с этим исчезает и былое унизительное преклонение человека перед пустым прилавком магазина. На платной основе появляются альтернативные формы удовлетворения ряда социальных потребностей.
Изменяются источники доходов населения при заметном уменьшении роли оплаты труда. Так, появляются доходы от собственности и от предпринимательской деятельности. Развитие частного предпринимательства расширяет возможности для всесторонней реализации личности, ведет к формированию новых источников существования.
Негативным моментом является то, что появляются скрытые доходы как результат наличия «теневой экономики» и низкой экономической культуры.
И последнее. Появление на полках магазинов многообразия потребительских товаров быстро разукрашивает уличную толпу различными красками и моделями одежды. Открывается доступ к высококачественным товарам и услугам, к установлению контактов с заграницей.
Проблемы формирования нового социального уклада. В переходный период радикализм экономических преобразований вступает в противоречие с ранее сложившимися представлениями о социальной справедливости, о роли государства как главного диспетчера при раздаче многочисленных льгот.
Поэтому становление новой системы социальных отношений проходит достаточно болезненно. В обществе сохраняются консервативные силы, которые стремятся сохранить за собой прежние властные полномочия и материальные привилегии. Определенная часть населения желает жить и потреблять, как при капитализме, но трудиться в полсилы, т. е. как при социализме, ограничивая на минимальном уровне собственный трудовой вклад.
В исходной фазе переходного периода консервативные настроения в обществе подпитываются трансформационным спадом производства, примерами безответственности и бесхозяйственности со стороны «новых собственников» и т. п., криминализацией общества, а также ошибками, допускаемыми в процессе социально-экономических преобразований.
Общественное сознание в целом отрицательно воспринимает чрезмерную дифференциацию и поляризацию доходов. Опыт переходного периода свидетельствует о том, что высокая дифференциация доходов не только негативно оценивается значительной частью общества, но и прямо подрывает трудовую мораль.
Белорусский ракурс. По итогам 2003 года располагаемые доходы 10% наиболее обеспеченного населения Беларуси в 5,2 раза превысили располагаемые ресурсы 10% наименее обеспеченного населения (что считается в социальной статистике вполне приемлемым показателем).
В целом такой процесс дифференциации имеет объективное содержание, связан с преодолением социалистической уравниловки, с появлением всей гаммы пофакторных доходов. Но нужно исключать криминал, теневые финансовые потоки и взяточничество, а также несоциальное поведение «новых белорусов» (уклонение от доходов, паразитическое потребление, давление на коридоры власти).
Проблемы социальной дифференциации нарастают из-за неустойчивости национальной банковской системы, регулярного пополнения череды «обманутых вкладчиков», что является результатом отсутствия эффективного государственного контроля в денежной сфере.
Особо отметим и низкий уровень социальной помощи семьям, которые воспитывают детей, а также недостаточный уровень пенсионного обеспечения. Стратегический курс на накопление человеческого капитала несовместим с имеющей место недооценкой высококвалифицированного труда (врачи, педагоги, ученые, инженерные работники).
Направления реформирования системы социальной защиты. В современный период мы являемся свидетелями перехода от прежней системы социального патернализма и соответствующей ей тотальной опеки населения со стороны государства к новой системе социальной защиты населения. Такая новая (ответственная) система социальной защиты призвана обеспечивать как социальную стабильность, так и условия для долговременного и устойчивого экономического развития.
Общей проблемой пенсионного обеспечения в переходный период выступает его низкий уровень. Уже длительное время средний размер назначенных пенсий меньше минимального
прожиточного бюджета пенсионера (70-75 %). Это подрывает социальный статус пенсионера, приводит в среде пенсионеров к избыточной занятости. В этих условиях сложно обеспечивать достаточную дифференциацию размеров пенсий с учетом трудового вклада.
Отсутствует прямая связь между размерами пенсий и величиной страховых взносов, внесенных в соответствующий фонд в период трудовой деятельности. В связи со старением населения ухудшается финансовая устойчивость национальной пенсионной системы, что не исключает в дальнейшем возникновения общего кризиса.
Среди различных вариантов, учитывающих опыт передовых стран, считается, что существенными преимуществами обладает трехуровневая система пенсионного обеспечения:
1) предоставление базовых трудовых и социальных пенсий;
2) обязательное пенсионное страхование за счет обязатель
ных страховых взносов;
3) дополнительное пенсионное страхование и обеспечение
за счет накопленных добровольных взносов работодателей и
застрахованных лиц.
Реформирование социальной помощи затрагивает наименее обеспеченные слои общества. Основная задача — это повышение эффективности оказываемой помощи, соразмерность ее масштабов финансовым возможностям государства. Стратегия предоставления социальной помощи, основанной главным образом на ценовых искажениях, должна быть заменена стратегией, основанной на льготном налогообложении и перераспределении доходов (социальные трансферты).
Надо признать, что белорусское правительство регулярно вносит поправки в сложившуюся систему социальной помощи, сокращая необоснованные льготы. Отрабатываются приемы усиления адресности социальной помощи, ограниченные финансовые средства государства концентрируются на ключевых направлениях.
При этом считается, что и в дальнейшем целесообразно сохранить предоставление социальных льгот участникам Великой Отечественной войны.
Реформирование подсистемы базовых социальных услуг предполагает:
а) улучшение качественных характеристик функционирования соответствующих отраслей социальной сферы;
б) внедрение среди организаций и учреждений здравоохранения, образования и т. д. принципов конкуренции за выполнение социального заказа и бюджетное финансирование;
в) гарантию оказания государством на бесплатной основе минимума социальных услуг, прежде всего в сфере здравоохранения, для различных слоев населения и территориальных групп.
Опыт переходного периода показывает, что в потреблении базовых социальных услуг должен соблюдаться так называемый двухступенчатый принцип. Это означает, что до определенного уровня такие блага должны предоставляться всем членам общества бесплатно. И лишь после превышения минимума базовые социальные услуги (здравоохранение, образование, жилье) становятся обычными рыночными благами.
Кроме того, необходимо создавать новый экономический механизм функционирования сферы здравоохранения, образования, а также жилищного комплекса. Такой обновленный механизм должен основываться на расширении хозяйственной самостоятельности организаций, предполагать усиление конкуренции за выполнение социального заказа, ответственности за полноту, своевременность и качество оказываемых услуг.
При этом в сфере образования низкие доходы основной части белорусских семей, которые сдерживают частные инвестиции в человеческий капитал, должны поддерживаться специальной системой кредитования расходов на получение образования, расширением налоговых льгот на частные инвестиции в образование. Пока же в современных условиях Беларуси расходы на обучение детей за границей не учитываются при льготировании подоходного налога по совокупному годовому доходу.
В здравоохранении, при сохранении реальной доступности бесплатных медицинских услуг, последние по виду, качеству и объему должны соответствовать мировым стандартам и современному уровню медицинской науки. Назрела необходимость реформирования организационно-экономического механизма системы здравоохранения. Все более актуальным становится введение обязательного медицинского страхования населения. Не должно быть бесконтрольного замещения бесплатной медицинской помощи платными услугами. Необходимо сокращать масштабы теневого рынка платных медицинских услуг.
В жилищно коммунальной сфере сокращение государственных дотаций и все более полное участие населения в компенсации стоимости оказываемых услуг (2004 г. — 60% от стоимости услуг) должно сопровождаться коррекцией национального уровня заработной платы в сторону повышения с учетом перераспределения тех финансовых средств, которые ранее аккумулируются в государственных фондах общественного потребления. Дело в том, что до этого низкий национальный уровень заработной платы компенсировался предоставлением населению коммунальных услуг по заниженным ценам. Такие цены выполняли функцию социального балансирования воспроизводственной функции заработной платы и реальных расходов.
Бездотационное хозяйствование на конкурентной основе предполагает сокращение в ЖКХ избыточных расходов. Развитие рыночных финансовых механизмов в жилищной сфере (ипотечное кредитование, кредите-
вание жилищного строительства и т. д.) предполагает вытеснение былой системы раздачи бесплатного государственного жилья.
Актуальные задачи социальной политики. В переходный период социальная политика призвана одновременно решать ряд сложных задач:
а) нужно обеспечивать социально устойчивое развитие страны;
б) развивать стимулы к труду и экономической деятельности;
в) укреплять осознание социальной ответственности за соб
ственную судьбу и судьбу страны;
г) сохранять для каждого члена общества круг минималь
ных потребностей, которые должны удовлетворяться нерыноч
ным путем;
д) нейтрализовать неблагоприятные социальные послед
ствия, связанные с переходом к рынку, поддерживать социаль
но уязвимые слои и группы населения.
Тревожным моментом выступает то, что значительная часть населения имеет доходы ниже черты бедности.
Белорусский ракурс. На начало 2004 года 28% населения Беларуси являлись малообеспеченными, так как имели доходы ниже бюджета прожиточного (физиологического) минимума (около 50 долларов), в сельской местности — 35%. Еще примерно 45% населения республики не дотягивают до уровня МПБ. При этом на питание и на оплату обязательных платежей расходуется до 65% располагаемых личных доходов домашних хозяйств.
Обратим внимание на то, что тарифная ставка 1-го разряда и минимальная заработная плата уже длительное время остаются ниже бюджета прожиточного минимума. Это означает, что за чертой бедности оказываются не только нетрудоспособные (инвалиды, пенсионеры), но фактически и те, кто занят на низкооплачиваемой работе.
Пример. В начале 2004 года зарплата ниже МПБ (188 тыс. BYR) была начислена работникам сельского хозяйства (129 тыс.), заготовительных организаций (161 тыс.), предприятий непроизводственных видов бытового обслуживания населения (175 тыс.) и общественного питания (180 тыс. BYR).
Среди важнейших социальных ориентиров в правительственных документах обозначаются необходимость не допускать сокращения численности работающих без создания новых рабочих мест, обеспечение «полного распределения» выпускников государственных учебных заведений, повышение мотивации безработных к возобновлению трудовой деятельности.
Создание экономической системы рыночного типа породило у многих, особенно на исходном этапе переходного периода, иллюзию вседозволенности. Поэтому социальная политика государства должна быть направлена в дальнейшем на формирование прогрессивного общественного сознания. Приоритетной
задачей социальной политики должна считаться работа по совершенствованию социального партнерства, форм и методов взаимодействия органов государственного управления и профсоюзов (см. ч. 2, глава 14).
Белорусский ракурс. При подготовке Генерального соглашения между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2004-2005 гг. по инициативе профсоюзов обсуждались предложения о доведении в бюджетной сфере тарифной ставки 1-го разряда до 100% прожиточного минимума и о повышении средней заработной платы до 188% от МПБ. Обсуждался вопрос о запрете увольнений по сокращению штатов работников за 3 года до выхода на пенсию, а также одиноких матерей, имеющих несовершеннолетних детей. Было внесено предложение о введении компенсации семьям погибшего работника на производстве в результате несчастного случая в размере не менее 10 годовых заработков. Отмечалась необходимость пересмотра потребительской корзины в сторону расширения ассортимента, изменения ее физического объема.
В соответствии с индексом человеческого развития Беларусь занимает 53-е место в рейтинге, объединившем 175 стран, т. е. наша республика входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала (отчет за 2003 г.). Вместе с тем жители республики свое социальное положение все больше склонны сравнивать со странами Западной Европы или с бывшими соседями по социалистическому лагерю, но не с африканскими странами. Среди барьеров, мешающих полноценному развитию человеческого потенциала в Беларуси, выделяются низкий национальный уровень заработной платы, неподготовленность значительной части населения к рыночным отношениям, а также тот факт, что около трети населения Беларуси стабильно находится за чертой бедности.
В заключение отметим, что на протяжении последних 10 лет Беларусь концентрировала свои усилия главным образом на поддержании социальной стабильности. В сложных условиях переходного периода такой курс по многим соображениям выглядит достаточно обоснованным. Вместе с тем социальная стабилизация не может быть устойчивой в долговременном периоде вне повышения экономической эффективности национального производства, без углубления рыночных и структурных реформ.
Контрольные вопросы, тесты и задания (глава 16)
1.Содержание социальной устойчивости: а) сохранение стабильного социального положения; б) наращивание человеческого капитала; в) отсутствие социальных антагонизмов; г) высокие темпы естественного
прироста численности населения; д) наращивание внешней задолженности страны.
2.Содержание социальной справедливости: а) прямая связь между личным вкладом в общественное благополучие и материальным положением; б) гарантия получения минимума средств существования; в) отсутствие тупиковой ситуации; в) получение дохода только по труду; г) полная гарантия улучшить свой социальный статус.
3. Социальная несправедливость связана с осознанием недооценки
личного трудового вклада, наличием в обществе нечестных источников
дохода, с отсутствием равных возможностей получать минимальные
социальные услуги: а) верно; б) неверно.
4. Справедливое функциональное распределение дохода предполага
ет регулирование образования пофакторных доходов: а) верно; б) неверно.
5. Неравенство в распределении дохода может усилиться под воз
действием повышения производительности труда: а) верно; б) неверно.
6. Социальные стимулы для экономического прогресса предполага
ют уравнительное распределение материальных благ: а) верно; б) невер
но всегда; в) верно, если соблюдается закон Парето.
7. Основные компоненты уровня жизни населения: а) условия жиз
ни; б) уверенность в завтрашнем дне; в) условия труда; г) условия разви
тия человека; д) экологическая безопасность.
8. Минимальный потребительский бюджет есть стоимостная
оценка минимально возможного набора потребительских благ, обеспечи
вающих физиологический минимум потребления: а) верно; б) неверно.
9. Классические методы социально самозащиты: а) высокий теку
щий доход; б) сбережения и накопления; в) поддержка со стороны других
членов семьи; г) социальное страхование.
10. Основные элементы системы социальной защиты: а) социаль
ное страхование; б) накопления и сбережения; в) социальная помощь; г)
минимальные социальные гарантии.
11.Основные компоненты современной социальной политики: а)
мобилизация социальных факторов экономического роста; б) формирова
ние системы социальной защиты; в) развитие базовых социальных отрас
лей; г) преодоление в стране бедности.
12. Актуальные задачи социальной политики в переходный пери
од: а) социально-устойчивое развитие; б) развитие стимулов к экономи
ческой деятельности; в) сохранение максимума льгот; г) снижение сто
имости коммунальных услуг; д) сохранение минимальных потребностей,
которые удовлетворяются нерыночным путем; е) нейтрализация неблагоп
риятных социальных последствий и поддержка социально уязвимых сло
ев населения.
Правильные ответы: 1а, б, в; 2а, б, в; За; 4а; 56; 66; 7а, в, г, д; 86; 9а, б, в; 10а, в, г; На, б, в; 12а, б, д, е.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)