В чем выражался сословный характер образования в россии 18 века
ТИПЫ СОСЛОВНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (XVIII В.)
Определение будущей профессии производилось не в принудительном порядке, как это имело место в государственных школах, открытых при Петре I, а в зависимости от склонностей и желаний самих воспитанников, которые могли специализироваться в области гражданской или военной службы.
Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание учащихся, применялись гуманные методы обучения. При кадетском корпусе имелись хорошо составленная библиотека, свой театр, среди учащихся было широко развито стихотворное творчество, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки и т. п.
Для детей духовенства организуются духовные школы. Для низших слоев населения предназначаются особые школы; так, несколько уцелевших к тому времени цифирных училищ преобразуется в гарнизонные школы, где обучаются солдатские дети.
Сложившаяся в России к середине XVIII века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. В то время как дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.
8 кл ГДЗ. 8 кл. Гдз по истории России ( Пчёлов, Захаров ) Начало правления Петра I
§ 25. Школа, образование и воспитание в XVIII в
Как развивалось российское образование при приемниках Петра I? Какие новые виды высших и специальных учебных заведений, начальных школ появились на протяжении XVIII в.?
При приемниках Петра I российское образование развивалось успешно. Появились новые виды высших и специальных учебных заведений, начальных школ: Сухопутный шляхетский корпус, Пажеский корпус для дворян. Институт благородных девиц, Славяно-греко-латинская академия, университет при Петербургской академии наук, Московский университет, начальные школы и народные училища.
Стр. 168, вопросы к документу
1. Определите по тексту, для чего создавался шляхетский корпус.
Шляхетский корпус создавался для обучения военному делу и образования детей дворян.
2. Как отразились в указе особые требования к образованию дворянских (шляхетских) детей?
Особые требования к образованию дворянских (шляхетских) детей: политическое и гражданское обучение.
1. В чем выражался сословный характер образования России XVIII в.?
Сословный характер образования России XVIII в. выражался в создании учебных заведений для каждого сословия, прежде всего для дворянства. Дети крестьян и горожан не учились.
2. Какие новые виды учебных заведений возникли при приемниках Петра I? Какие задачи ставились перед ними?
Новые виды учебных заведений, возникших при приемниках Петра I: Сухопутный шляхетский корпус, Пажеский корпус для дворян. Институт благородных девиц, Славяно-греко-латинская академия, университет при Петербургской академии наук, Московский университет, начальные школы и народные училища. Перед ними ставились задачи подготовки специалистов в разных сферах жизни.
3. Охарактеризуйте место Смольного института в истории российского образования. Как вы думаете, почему и в начале XX века обучение в нем считалось престижным?
Место Смольного института в истории российского образования очень значимо. Воспитанницы Смольного распространяли образование в российском обществе, обучая своих детей. Например, матери некоторых декабристов были воспитанницами Смольного института. В более позднее время в Смольном учились не только девочки-дворянки, но и дочери мещан, а позже здесь было открыто отделение для подготовки педагогов.
В начале XX века обучение в нем считалось престижным потому, что уровень и качество образования здесь были очень высокими.
4. Какое значение имело основание Московского университета? Чем организация обучения в нем отличалась от других европейских университетов?
Основание Московского университета имело большое значение. Организация обучения в нем отличалась от других европейских университетов тем, что лекции читались в нем и на латыни, и на русском языке.
5. Объясните, как в России XVIII века получали образование дети из семей разных сословий. В чем значение появления первых начальных государственных школ?
В России XVIII века получали образование дети из семей разных сословий: купеческие – домашнее образование, дети мещан – в государственных школах и начальных училищах, дети разночинцев могли обучаться в гимназиях и Московском университете. Появление первых начальных государственных школ имело большое значение, так как происходило распространение образования в широкие слои населения.
§ 26. Российская наука в XVIII в
Стр. 169, Ключевые вопросы перед параграфом
Как начиналась академическая наука в России? В чем состояли первые успехи, научные открытия российских ученых?
Академическая наука в России начиналась в Петербургском университете. Большинство ученых университета были иностранцы, которые воспитали российских ученых. Первые успехи, научные открытия российских ученых: география (географические открытия), медицина (прививки), история, русский язык, техника (паровой двигатель).
Стр. 177 Вопросы после параграфа
1. В чем заключались особенности становления Академии наук в России?
Особенности становления Академии наук в России заключались в том, что у истоков ее стояли иностранные ученые.
2. Расскажите о важнейших географических экспедициях и открытиях российских ученых. Какое значение они имели для страны в тот период, в дальнейшем.
Географические экспедиции и открытия российских ученых
3. Подготовьте сообщение об участниках российских научных экспедиций XVIII в. (по выбору). Какие качества были определяющими для этих исследователей-первопроходцев?
Родился 12 августа 1681 года в Дании, в г. Хорсенсе. В. Беринг носил фамилию матери Анны Беринг, принадлежавшей к знаменитому датскому роду. Отец мореплавателя был церковным старостой. О детстве Беринга ничего достоверно неизвестно. Известно лишь, что юношей он участвовал в плавании к берегам Ост-Индии (то есть просто Индии), откуда возвратился в Амстердам в 1703 году.
В Петербурге Беринга сперва поставили командиром небольшого судна. Оно доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где по приказу Петра I строилась военно-морская цитадель русского флота — Кронштадт. Очевидно, Беринг проявил достаточное рвение к службе, за что его в 1707 году произвели в поручики (лейтенанты). Он действительно ревностно относился к любому поручению. Его прилежание оценили и поручали различные ответственные задания, о чем красноречиво говорит послужной список Беринга. Вся его биография, по сути, и есть послужной список на службе новому отечеству.
Послужной список Витуса Беринга
1703 – Амстердам. Датчанин Беринг поступает на русскую службу.
1707 – произведен в России в поручики (лейтенанты).
1710 – переведен на Азовскую флотилию. Произведен в капитан-лейтенанты. Командовал шнявой «Мункер».
1720 году произведён в капитаны 2 ранга, командовал кораблём «Мальбург» и другими.
В 1723 году, прослужив 20 лет на русском флоте, Витус Беринг вдруг подает прошение об отставке. (Якобы Беринг претендовал на чин капитана I ранга, но не получив его, решил уйти со службы.) Так это или нет – доподлинно неизвестно.
Зато точно известно, что 23 декабря 1724 года Петр I издает указ об организации экспедиции на Камчатку и поручает Адмиралтейств-коллегии подобрать для ее руководства достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила во главе экспедиции поставить капитана Беринга В. И. «поскольку он в Ост-Индии был и обхождение знает». Петр I согласился с предложенной кандидатурой.
Беринга вновь принимают на морскую службу, присваивают ему звание капитана I ранга. Задачи экспедиции Берингу собственноручно расписал сам Петр:
1. Надлежит на Камчатке или в другом месте сделать один или два бота с палубами.
2. На оных ботах [идти] возле земли, которая идет на Норд и по чаянию, понеже оной конца не знают, кажется, что та земля часть Америки.
3. И для того искать, где оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европейских владений. И самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, поставя на карту, приезжать сюды.
Беринг решительно берётся за дело и уже через 2 недели первые офицеры и матросы отправляются из Петербурга на восток. Благодаря личной энергии Беринга экспедиции не помешали ни внезапная кончина Петра I, ни последующая политическая грызня за престол в высших российских кругах.
Беринг и его товарищи блестяще справились с поставленной задачей – исследовали и нанесли на карту большую часть побережья Камчатки и Чукотки. И главное – доказали, что Азия и Америка не соединяются между собой. Не найдя Американского берега, экспедиция вернулась в Охотск, впервые обогнув Камчатку с юга, нанеся на карту ее истинные границы и доказав, что Камчатка не соединяется с Японией, как полагали некоторые.
Вернувшись в Петербург, Беринг предоставил подробный отчет в Адмиралтейство. К его отчетам, однако, там отнеслись с настороженностью и недоверием. Несмотря на все сомнения, труды Беринга со товарищи были оценены, он получил чин капитан-командора и 1000 рублей деньгами.
Как оказалось, незадолго до Беринга из Якутска вернулся некий казачий полковник Шестаков, который в свое время «выбил средства» у правительства на обследование северных территорий и обещание «покорить всех чукчей». Карты, привезенные Берингом, не стыковались с «продукцией» Шестакова, потому, что были гораздо более точными и грамотными.
Карты, составленные командой Беринга, были для того времени на удивление точными. Их качество высоко оценил сам Джеймс Кук, который плавал в этих же местах в то же время с похожими целями. (Кстати, задача Д. Кука была найти «северный морской путь» с востока на запад американского континента.)
Беринг не только составил подробный отчет о результатах своего первого путешествия на Камчатку, но и вышел с инициативой организации второй камчатской экспедиции, с целью дальнейших исследований северо-восточных земель и нахождения восточного морского пути в Америку.
Неожиданно его инициатива получила поддержку на самом верху – среди руководства Адмиралтейств-коллегии и Сената. Предложения Беринга переросли в грандиозное мероприятие, вошедшее в историю как Великая Северная экспедиция. Императрица Анна Иоанновна подписала высочайший указ, дав «добро» на это дело. Начальником всего проекта был назначен Витус Беринг. На дворе стоял апрель 1732 года. С этого момента и до последнего дня В. Беринг жил только делами и заботами этого дела. И даже свой последний час он встретил «при исполнении».
Определяющими качествами Беринга были мужество, целеустремленность, верность делу.
4. Имена и труды каких ученых ознаменовали начало российской исторической науки? Объясните, чем отличается ученый-историк от летописца (хрониста)?
Начало российской исторической науки ознаменовали имена и труды ученых: В.Н. Татищев – «История Российская», Г. Ф. Миллер, сделал описание Сибири. Ученый-историк отличается от летописца (хрониста) тем, что подвергает источники логической и рациональной критике, определяет достоверность фактов, а летописец лишь описывает события.
5. Раскройте, какое общественное значение имели в XVIII в. дискуссии историков о начале Древнерусского государства. Что являлось предметом споров?
Дискуссии историков о начале Древнерусского государства имели большое общественное значение в XVIII в. потому, что в этот период происходило укрепление российской государственности. Предметом споров являлось основание древнерусского государства: норманны построили на Руси государство или у славян уже была своя форма государственного устройства.
6*. Рассмотрите проблему. Вторая половина XVIII в. была ознаменована целой серией технических изобретений, положивших начало промышленному перевороту в Европе. Какие технические достижения имели место в это время в России? От чего зависела судьба изобретателей и их изобретений? Приведите примеры.
В России во второй половине XVIII в. имели место технические достижения: фонарь-прожектор, судно-водоход, часы-павлин, арочный однопролетный мост И. П. Кулибина, паровой двигатель И. И. Ползунова, токарный станок с механическим суппортом А. К. Нартов.
Судьба изобретателей и их изобретений зависела от царской или чиновничьей милости, от наличия средств для внедрения изобретений. Все перечисленные выше изобретения могут служить тому примерами. Все их изобретения были «вновь изобретены» в других странах.
Российское образование в XVIII веке
Дата публикации: 20.01.2018 2018-01-20
Статья просмотрена: 21485 раз
Библиографическое описание:
Вазлеев, В. А. Российское образование в XVIII веке / В. А. Вазлеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47827/ (дата обращения: 29.12.2021).
Особое место в истории образования в России занимает именно XVIII век потому, что именно в этом столетии разработаны основы светского обучения и воспитания, создается светская школа, также предпринята попытка создать государственную систему образования. Реформы времени Петра I в котором была необходимость практического осуществления культурных, экономических, политических и военных преобразований еще сильнее обострили потребность в образованных людях. Приглашение зарубежных специалистов и отправка российской молодежи за границу для их обучения там не могли решить данную проблему. Поэтому развитие просвещения и образования в России становится важнейшей государственной задачей.
В начале XVIII века в России начинают появляться государственные школы различных типов. Данные школы отличались практической направленностью, но в тоже время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили специалистов различных профессий, но и давали общее образование. При многих школах существовало подготовительное отделение, где обучались чтению, письму, арифметике.
Самой первой была открыта школа математических и навигационных наук. Открыта она была в 1701 году в Сухаревой башне в Москве. Указ Петра I «Об основании школы математических и навигацких наук» (1701 г.)
«Великий государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и белыя России самодержец. указал именным своим, великого государя, повелением. на славу всеславного имени всемудрейшего бога и своего богосодержимого храбропремудрейшего царствования, во избаву же и пользу православного христианства быть математических и навигацких, т. е. мореходных хитростных наук учению.
Во учителях же тех наук быть англинския земли урожденным: математической — Андрею Данилову сыну Фархварсону, навигацкой — Степану Гвыну, да рыцарю Грызу; и ведать те науки всяким в снабдении управлением во Оружейной палате боярину Федору Алексеевичу Головину с товарищи, и тех наук ко учению усмотря избрать добровольно хотящих, иных же паче и со принуждением; и учинить неимущим во прокормление поденный корм. ежели кто сыщется отчасти искусным, по пяти алтын в день, а иным же по гривне и меньше, рассмотрев коегождо искусства учения. А для тех наук определить двор в Кадашеве. и об очистке того двора послать в мастерскую палату постельничему Г. И. Головину свой, великого государя, указ; и взяв тот двор и усмотрев всякие нужныя в нем потребы, строить из доходов от Оружейной палаты». [40].
Директором назначили Г. Фарварсона, которого пригласили из Абердинского университета, где он был профессором. В этой школе преподавали значимые деятели науки того времени, как, например, Л. Ф. Магницкий — крупный российский просветитель и автор учебного пособия по математике. В учебную программу школы входили такие предметы как: математическая география, тригонометрия, геометрия, навигация, астрономия. Все эти науки изучались последовательно и по мере их изучения ученики переходили из класса в класс. Готовили в этой школе артиллеристов, моряков, инженеров.
В 1715 году старшие классы этой школы были переведены в Петербург, где на их базе создали Морскую Академию. В столичных городах также открыли артиллерийскую, инженерную и медицинскую школы. По инициативе В. Н. Татищева при олонецких и уральских заводах создали горнозаводные училища. Центром профессионального образования продолжала оставаться Славяно-греко-латинская академия в Москве. В ней в 1716 году обучались до 400 студентов. Во время правления Петра I в профессиональные школы принимали дворян и разночинцев. По указам 1714 года, которые были вскоре отменены, ввели обязательную учебную повинность для дворянских детей, подьячих и дьяков. Также ученикам запрещали жениться до тех пор, пока они не окончат цифирную школу.
Цифирные школы создали по инициативе Петра I и они были типом начальной общеобразовательной школы с математическим уклоном. На должность учителей назначили по два выпускника из навигацкой школы.
К 1725 году в стране было открыто 42 цифирные школы. Помимо этого создавались для солдатских детей гарнизонные школы. А также епархиальные начальные школы. Изредка в столицах появлялись частные школы. В период с 1703 по 1715 г. Работала гимназия, которую учредил пастор Эрнст Глюк в Москве, ее закончили 300 человек. В этой гимназии велась подготовка кадров для государственных учреждений, где также давали широкое светское образование, которое включало в себя несколько языков.
В Петербурге, за счет известного публициста и церковного деятеля Феофана Прокоповича, при его доме 15 лет была школа для сирот и детей бедных родителей. Окончили школу 160 человек, которые получили широкое и разностороннее образование, среди выпускников этой школы были академики А. П. Протасов и С. К. Котельников. С именем Феофана Прокоповича также связно начало становления в России профессионального духовного образования. В «Духовном регламенте» составленном им было предусмотрено создание академий с семинариумами — восьмилетними средними духовными учреждениями, дававшими богословское и светское образование.
По предложению Петра I в 1725 году создали важнейший научно просветительский центр — Академию наук. В состав Академии наук входили гимназия и университет. К сожалению, количество студентов и учащихся было очень небольшим, поэтому на протяжении XVIII века в связи с этим и по другим причинам неоднократно прекращались занятия. Дворянские дети отдавали предпочтение иным формам образования. Также мешали работе университета и бюрократические порядки, правившие в Академии наук. Но как бы тяжело не было состояние университета и гимназии при Академии наук, все же из них вышли такие ученые как С. Я. Румовский и другие.
Нужно сказать, что, несмотря на открытие большого количества учебных заведений во время Петра I, к сожалению, единой системы образования не получилось, но именно он заложил основы профессионального и начального светского и духовного образования. Вопреки всем трудностям и неустройствам, первые светские школы дали немалое количество образованных людей, благодаря которым были обеспечены проведения реформ, и которые способствовали общему подъему русской культуры. Благоприятные условия для развития образования также создавало развитие издательского дела, реформа шрифта, появление первой печатной газеты, возникновение новых библиотек. После кончины Петра I в России был заметен упадок развития образования. Последователи Петра I уделяли мало внимания просвещению, из-за чего уменьшилось количество образовательных и профессиональных школ, а также количество учащихся. В 1737 году издали закон, который освобождал детей дворян от обязательного обучения в регулярных учебных заведениях и предоставлял им право на домашнее образование. В период с 1730 по 1750 год сложилась система дворянского сословного образования.
В 1731 году в Петербурге открыли Сухопутный шляхетский корпус, это было закрытое учебное заведение для дворян, в котором основная цель была в подготовке их как к военной, так и гражданской службе, а также давать светское воспитание. Там изучались новые языки такие как: немецкий, итальянский, польский, французский и они же получают преимущество перед ученой латынью. В этом учебном заведении изучали точные науки: математика, физика, введение в военные и инженерные науки, и сами эти науки — артиллерия, архитектура, стратегия и другие науки полезные дворянину для его будущей службы. Не было забыто и про искусства, которое делало молодого человека приятным в обществе — пение, танцы, поэзия, умение ездить верхом и владение шпагой.
В 1752 при объединении Морской академии и Навигационной школы, был образован Морской шляхетный корпус. Созданные еще Петром I артиллерийская и инженерная школы тоже стали дворянскими учебными заведениями. В 1759 году основали Пажеский корпус, которые готовил дворян к военной службе. [15].
Самым важным событием XVIII века стало основание Московского университета в 1755 году. Документы о создании Московского университета подавали в Сенат и императрице от имени графа И. И. Шувалова. Но разработал их М. В. Ломоносов, которые не переставал бороться за улучшение академических учебных заведений в Петербурге и основное свое внимание сосредоточил на открытии и организации Московского университета. В университете было открыто три факультета — философский, медицинский, юридический. Языком преподавание стал русский. Помимо этого при университете учредили две гимназии: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. По истечению трех лет по предложению профессоров университета была открыта гимназия в Казани. При Московском университете в 1756 году открыли типографию, в которой печатали учебники и словари, научную, художественную, отечественную и переводную литературу. Университет начал издавать первую в России неправительственную газету «Московские ведомости», которая выходила до 1917.года.
В период с 1760 по 1770 год была сделана попытка создать систему воспитательно-образовательных учреждений, благодаря которым бы происходило воспитание «новой породы людей» — образованных и добродетельных. В 1764 году Екатериной II было утверждено «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Автором данного документа был И. И. Бецкой, который был сторонником многих идей просветителей, знавший Руссо, Дидро и др. Он писал: «Корень всему злу и добру — Воспитание». В первую очередь нужно позаботиться о воспитании «новых отцов и матерей», которые исходя из «тех же правил» воспитают своих детей, а для этого необходимо изолировать детей от негативного влияния общества в закрытых учебно-воспитательных учреждениях. В соответствии с проектом Бецкого были открыты: училище при Академии художеств, воспитательные дома — в Москве и Петербурге, Общество благородных девиц в Петербурге с отделением для мещанских девиц, коммерческое учреждение, а также преобразованы кадетские корпуса. Для каждого сословия предназначались особые образовательные учреждения. Нужно отметить, что все-таки идеи И. И. Бецкого были утопией и идея создания «новой породы людей» не увенчалась успехом. Но, тем не менее, закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории образования и культуры России. Среди них особое место занимает Смольный институт, который был основан в 1764 году при Смольном монастыре. Он положил начало женскому среднему образованию в России. В нем обучались 200 дворянок и 200 мещанок. В учебную программу входили такие предметы как: иностранные языки и русский, история, география, арифметика, геральдика, архитектура, стихотворство, музыка, рисование, танцы и др. В уставе общества формулировались добродетели, которые стремились воспитать в девицах: христианское благочестие, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, доброта, скромность и великодушие.
Все перечисленные учебные заведения, созданные на протяжении XVIII века, охватывали небольшое количество людей. А жизнь требовала более широкой системы народного образования. В связи с этим в 1782 году была создана комиссия во главе с сенатором П. В. Завадским, которой поручалось продумать и оформить основные документы школьного образования. Согласно принятому Уставу народных училищ в 1786 году, в каждом губернском городе началось создание главные четырехклассных училищ, приближавшихся по типу к средней школе, а в уездных городах — малые двухклассные. В малых училищах преподавались такие дисциплины как: чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. В главных — история, география, геометрия, механика, физика, естественная история, русский язык и другие предметы. Впервые в школах вводились учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.
Успех реформы был превосходный. В 1782 году в России было только 8 народных школ, тогда как в конце XVIII века школ было уже 288!
Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища, сословные школы, университеты и гимназии составляли систему образования в России XVIII века. Единственной проблемой, которой была ознаменована проводимая школьная реформа, — это нехватка учителей в создаваемых учреждениях. Вскоре, основываясь на этом, в стране открывается Учительская семинария и Главное народное училище, которые были призваны для подготовки новых кадров. Именно в это время российское образование приобретает определенную структуру, что сказалось на его дальнейшем качестве. Русское правительство начинает уделять огромное количество времени образованию, понимая, как оно значимо для страны в целом, с этого времени образование в России в XVIII веке ставится под жесткий контроль.
История военно-подготовительных учебных заведений начинается с момента создания Петром I специализированных военных дворянских школ, и в первую очередь навигационных, артиллерийских и инженерных. Они имели огромное значение в подготовке военных кадров. Они были положены в основу военного образования русских моряков, артиллеристов инженеров. Но из-за небольшого срока обучения, от двух до четырех лет, они не могли дать полного и разностороннего общего образования молодым дворянам. Выпускники имели слабую физическую подготовку и низкий уровень знаний в области гуманитарных дисциплин. Многие из них затем испытывали трудности с прохождением воинской службы в офицерских должностях. Да и петровские школы не пользовались большой популярностью среди дворян из-за царивших в них суровых порядков. В связи с этим в России возникла необходимость создания военно-учебных заведений закрытого типа, с более длительным сроком обучения. Первыми такими военно-учебными заведениями стали кадетские корпуса.