В чем выражался сословный характер средневековой культуры

Сословность средневековой культуры

Сословный характер культуры, проистекал из корпоративизма эпохи.

Говоря об основных чертах культуры европейского средне­вековья, следует, прежде всего, принять во внимание сословный характер общества. Понятие сословия в средние века имеет осо­бый смысл, поскольку совокупность сословий понимается в ка­честве земной реализации того порядка, который был установлен Богом.

В средневековой культуре считались главными три сосло­вия — духовенство, рыцарство, народ. Но именно развитие тре­тьего сословия — «народа» — придало средневековью специфи­ческий облик и в конечном счете привело к возникновению куль­туры, радикально отличающейся от средневековой.

Исследователи выделяют в средневековой культуре четыре субкультуры:

Религиозную субкультуру (храм и монастырь)

Светски-аристократическую субкультуру (дворец и замок)

Т.е. средневековая культура была неоднородна.

Общественную элиту составляло рыцарство, или благородное дворянство, или «воюющие». Это носители светски-аристократической субкультуры. Они должны были неукоснительно соблюдать кодекс дворянской чести, правила этикета, религиозные ритуалы. Их интересы вращались вокруг военных походов, придворных интриг, рыцарских турниров, любовных приключений. Среди них были популярны песни трубадуров, куртуазная лирическая поэзия, героический рыцарский эпос («Песнь о Нибелунгах», «Повести о короле Артуре». Наиболее образованное дворянство интересовалось богословскими исследованиями, философией, историей.

Одна из важнейших ролей в сословной структуре принадле­жала крестьянам. Их жизнь была тяжелой и суровой, а отноше­ния с феодалами сложными и по большей части конфликтными.

Крестьяне разделялись на три группы — свободные, поземельно зависимые и лично зависимые. Свободные крестьяне считали себя подданными только самого короля и не признавали над собой никакой другой власти. Поземельно зависимые крестьяне фор­мально также считались свободными, но земля, которую они об­рабатывали, принадлежала феодалам. Лично зависимый крестья­нин почти всецело зависел от своего господина и даже не мог уйти от него по своему желанию.

Городская субкультура

Куда более широким был кругозор купца и бюргера, являвшихся жителями городов.

В период раннего средневековья торговля велась в основном купцами из Азии и Северной Африки, Китая, Индии и Визан­тии. Европейские купцы в качестве некоторой ощутимой силы заявляют о себе достаточно поздно — около XI в., хотя, разумеет­ся, и в V в. европейские купцы существовали. Но тогда это было своеобразное сословие, поскольку торговля и грабеж оказыва­лись неразрывно связанными. Постепенно сословие купцов на­чинает расти, особенно из-за возможности быстро разбогатеть. Многие купцы начинают одалживать деньги под проценты, т. е. становятся ростовщиками, несмотря даже на то, что ростовщиче­ство порицалось церковными властями. Для отстаивания своих интересов купцы объединяются в союзы, называвшиеся гильдия­ми. Повышается и образовательный уровень купцов: ведь для успешного ведения дела нужно было уметь читать, писать и счи­тать, быть знатоком человеческой психологии, обычаев и тради­ций других культур. В период позднего средневековья возникает неразрывная связь между торговлей, финансовой деятельностью и промышленностью, и именно купцы открывают первые бан­ковские конторы. Купцы «оседают» в своих конторах, предос­тавляя право заниматься активной деятельностью своим много­численным агентам. Но именно купцы постепенно разрушили замкнутость средневековой культуры, расширили географический кругозор средневековья и создали новый тип лич­ности. Характерными чертами этой новой личности стали быст­рота и цепкость ума, настойчивость, смелость и решительность, доходящие иной раз до авантюризма, неудержимое стремление к обогащению.

В чем выражался сословный характер средневековой культуры. edugr4. В чем выражался сословный характер средневековой культуры фото. В чем выражался сословный характер средневековой культуры-edugr4. картинка В чем выражался сословный характер средневековой культуры. картинка edugr4.

Слово «бюргер» происходит от немецкого слова «бург» (кре­пость, город, замок) и использовалось в качестве имени жителя западноевропейского средневекового города. Как и купец, бюр­гер в полный голос заявил о себе в условиях достаточно зрелой средневековой культуры. Дело в том, что раннее средневековье было основано на сельскохозяйственном труде, тогда как подав­ляющее большинство старых античных городов было разрушено многочисленными набегами варваров. И только к Х в. появля­ются заметные признаки городской культуры. Крестьяне, в сво­бодное время изготавливающие различные вещи, постепенно пре­вращаются в ремесленников и окончательно перестают трудиться на земле. Они убегают от своих феодалов и основывают поселе­ния в различных удобных для жизни местах — у речных пере­прав, на перекрестках дорог и т. д.

Естественно, что новые поселения довольно быстро заинте­ресовали купцов, которые могли здесь купить оптом самые раз­личные товары. Многие купцы сочли за благо постоянно посе­литься в тех местах проживания ремесленников, которые медлен­но, но верно становились средоточиями ремесла и торговли — средневековыми городами. Но, поскольку земля городов принад­лежала феодалам, первые бюргеры были почти во всех отноше­ниях зависимыми. В результате начинается борьба против феода­лов, закончившаяся победой бюргерства.

Городской образ жизни требовал особых знаний, которые могла дать только школа. Поэтому школы становятся неотъемле­мым элементом бюргерской культуры. Но средневековые уни­верситеты возникали не только из городских, но и из кафедраль­ных (епископальных) школ.

Первоначально слово universilas не использовалось, и пер­вые высшие школы назывались studium, т. е. «учебное заведение с универсальной программой». Особенностью первых универси­тетов стало то, что они, в отличие от других школ, выдавали своим выпускникам диплом об образовании. Диплом свидетель­ствовал, что знания данного человека признаны группой людей, образованных в этой же области знаний. А это означало, что данный человек получил общественную санкцию на занятие оп­ределенной деятельностью. Такая санкция была нужна, посколь­ку уже первые университеты в значительной степени освобожда­ются от церковной опеки. Организацией, дающей санкцию на определенный род занятий, становится корпорация преподавате­лей (магистров и докторов), которая, в свою очередь, имеет право присваивать ученую степень магистра и доктора. Суще­ствование университета оказывалось равносильным наличию та­кого права.

В университетах преподавалась схоластика. Диалог, диспут, дис­куссия становятся основными формами обучения и мышления. В центре схоластических рассуждении оказываются проблемы взаимосвязи Бога, мира и человека, что предполагало определенное решение вопроса о соотношении разума и веры, разума и Откровения.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Сословность средневековой культуры

Сословный характер культуры, проистекал из корпоративизма эпохи.

Говоря об основных чертах культуры европейского средне­вековья, следует, прежде всего, принять во внимание сословный характер общества. Понятие сословия в средние века имеет осо­бый смысл, поскольку совокупность сословий понимается в ка­честве земной реализации того порядка, который был установлен Богом.

В средневековой культуре считались главными три сосло­вия — духовенство, рыцарство, народ. Но именно развитие тре­тьего сословия — «народа» — придало средневековью специфи­ческий облик и в конечном счете привело к возникновению куль­туры, радикально отличающейся от средневековой.

Исследователи выделяют в средневековой культуре четыре субкультуры:

Религиозную субкультуру (храм и монастырь)

Светски-аристократическую субкультуру (дворец и замок)

Т.е. средневековая культура была неоднородна.

Общественную элиту составляло рыцарство, или благородное дворянство, или «воюющие». Это носители светски-аристократической субкультуры. Они должны были неукоснительно соблюдать кодекс дворянской чести, правила этикета, религиозные ритуалы. Их интересы вращались вокруг военных походов, придворных интриг, рыцарских турниров, любовных приключений. Среди них были популярны песни трубадуров, куртуазная лирическая поэзия, героический рыцарский эпос («Песнь о Нибелунгах», «Повести о короле Артуре». Наиболее образованное дворянство интересовалось богословскими исследованиями, философией, историей.

Одна из важнейших ролей в сословной структуре принадле­жала крестьянам. Их жизнь была тяжелой и суровой, а отноше­ния с феодалами сложными и по большей части конфликтными.

Крестьяне разделялись на три группы — свободные, поземельно зависимые и лично зависимые. Свободные крестьяне считали себя подданными только самого короля и не признавали над собой никакой другой власти. Поземельно зависимые крестьяне фор­мально также считались свободными, но земля, которую они об­рабатывали, принадлежала феодалам. Лично зависимый крестья­нин почти всецело зависел от своего господина и даже не мог уйти от него по своему желанию.

Городская субкультура

Куда более широким был кругозор купца и бюргера, являвшихся жителями городов.

В период раннего средневековья торговля велась в основном купцами из Азии и Северной Африки, Китая, Индии и Визан­тии. Европейские купцы в качестве некоторой ощутимой силы заявляют о себе достаточно поздно — около XI в., хотя, разумеет­ся, и в V в. европейские купцы существовали. Но тогда это было своеобразное сословие, поскольку торговля и грабеж оказыва­лись неразрывно связанными. Постепенно сословие купцов на­чинает расти, особенно из-за возможности быстро разбогатеть. Многие купцы начинают одалживать деньги под проценты, т. е. становятся ростовщиками, несмотря даже на то, что ростовщиче­ство порицалось церковными властями. Для отстаивания своих интересов купцы объединяются в союзы, называвшиеся гильдия­ми. Повышается и образовательный уровень купцов: ведь для успешного ведения дела нужно было уметь читать, писать и счи­тать, быть знатоком человеческой психологии, обычаев и тради­ций других культур. В период позднего средневековья возникает неразрывная связь между торговлей, финансовой деятельностью и промышленностью, и именно купцы открывают первые бан­ковские конторы. Купцы «оседают» в своих конторах, предос­тавляя право заниматься активной деятельностью своим много­численным агентам. Но именно купцы постепенно разрушили замкнутость средневековой культуры, расширили географический кругозор средневековья и создали новый тип лич­ности. Характерными чертами этой новой личности стали быст­рота и цепкость ума, настойчивость, смелость и решительность, доходящие иной раз до авантюризма, неудержимое стремление к обогащению.

Слово «бюргер» происходит от немецкого слова «бург» (кре­пость, город, замок) и использовалось в качестве имени жителя западноевропейского средневекового города. Как и купец, бюр­гер в полный голос заявил о себе в условиях достаточно зрелой средневековой культуры. Дело в том, что раннее средневековье было основано на сельскохозяйственном труде, тогда как подав­ляющее большинство старых античных городов было разрушено многочисленными набегами варваров. И только к Х в. появля­ются заметные признаки городской культуры. Крестьяне, в сво­бодное время изготавливающие различные вещи, постепенно пре­вращаются в ремесленников и окончательно перестают трудиться на земле. Они убегают от своих феодалов и основывают поселе­ния в различных удобных для жизни местах — у речных пере­прав, на перекрестках дорог и т. д.

Естественно, что новые поселения довольно быстро заинте­ресовали купцов, которые могли здесь купить оптом самые раз­личные товары. Многие купцы сочли за благо постоянно посе­литься в тех местах проживания ремесленников, которые медлен­но, но верно становились средоточиями ремесла и торговли — средневековыми городами. Но, поскольку земля городов принад­лежала феодалам, первые бюргеры были почти во всех отноше­ниях зависимыми. В результате начинается борьба против феода­лов, закончившаяся победой бюргерства.

Городской образ жизни требовал особых знаний, которые могла дать только школа. Поэтому школы становятся неотъемле­мым элементом бюргерской культуры. Но средневековые уни­верситеты возникали не только из городских, но и из кафедраль­ных (епископальных) школ.

Первоначально слово universilas не использовалось, и пер­вые высшие школы назывались studium, т. е. «учебное заведение с универсальной программой». Особенностью первых универси­тетов стало то, что они, в отличие от других школ, выдавали своим выпускникам диплом об образовании. Диплом свидетель­ствовал, что знания данного человека признаны группой людей, образованных в этой же области знаний. А это означало, что данный человек получил общественную санкцию на занятие оп­ределенной деятельностью. Такая санкция была нужна, посколь­ку уже первые университеты в значительной степени освобожда­ются от церковной опеки. Организацией, дающей санкцию на определенный род занятий, становится корпорация преподавате­лей (магистров и докторов), которая, в свою очередь, имеет право присваивать ученую степень магистра и доктора. Суще­ствование университета оказывалось равносильным наличию та­кого права.

В университетах преподавалась схоластика. Диалог, диспут, дис­куссия становятся основными формами обучения и мышления. В центре схоластических рассуждении оказываются проблемы взаимосвязи Бога, мира и человека, что предполагало определенное решение вопроса о соотношении разума и веры, разума и Откровения.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 1832 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Основные черты средневековой культуры

Такими чертами принято считать:

1 символический характер;
2 иерархиям;
3 сословность,
4 формирование социального института образования;
5 зарождение университетской науки и сословия ученых.

Символизм в Средневековье отличался особыми характеристиками, отличающими его сущность от символизма архаики и античности. В первобытной культуре символ отождествлялся с тем предметом (объектом), который он обозначал (например, человек и его имя). В античности символ выполнял роль самодостаточной формы, достойной созерцания, например, красивые пропорции телз в отвлечении от личностных характеристик того, кому это тело принадлежит.

Символизм был одной из основных характеристик средневекового искусства. С детально разработанной символикой был связан и религиозный культ. Главное назначение философии также состояло в раскрытии символического значения Священного Писания. Символическими действиями сопровождались различные политические и правовые события (коронация, клятва верности), в быту использовалась детально разработанная система символов (цвет и покрой одежды разных сословий и др.).

Иерархизм. Сложность средневековой символики основывалась на строгой иерархии: все вещи-символы в разной степени отражали божественную реальность. Такая мировоззренческая позиция являлась отображением иерархичности природного мира и общественной реальности. Место явления или предмета в универсальной иерархии определялось степенью близости к Богу. Весь мир — иерархия, подчиняющаяся Богу. Общество делилось на сословия, каждое из которых включало множество слоев, рангов, профессий, чинов, которые были связаны в вечной и неизменной иерархии.

Сословность. В культуре Средневековья сословность выражалась в сосуществовании различных социальных типов культуры, основными из которых являлись религиозная, рыцарская и народная.

Религиозная (христианская) культура была официальной доминирующей культурой Средневековья. Система ее ценностей концентрировалась вокруг абсолютного центра — Бога. Каждой своей мыслью и поступком человек служил Богу. Все поступки соотносились с идеей абсолютного спасения или абсолютной гибели. К Богу можно взывать и на него надеяться. Христианские догматы составляли основу средневековой идеологии. Так, общество, подобно Троице, понималось с IX в. как нераздельное единство трех социальных слоев: церковников, воинов, работников.

Рыцарская культура выступала в качестве своеобразной маргинальной субкультуры Средневековья. Рыцарство не было экономическим классом, не совпадало с феодальной аристократией. Оно не было сословием, права и обязанности которого закреплены юридически. Долгое время рыцарство оставалось делом сугубо личного выбора, хотя этот выбор, связанный с приобретением дорогостоящего снаряжения и коня, могли позволить себе только достаточно состоятельные люди.

Главное, что отличало рыцарскую культуру Средневековья — это ее промежуточный характер, основанный на взаимодействии отдельных ценностных оснований доминирующей христианской культуры, профессиональных кодексов воинской чести, а также эталонов поведения сословной аристократии. Первое было связано с тем, что именно церковь в IX в. начала разрабатывать идею праведной христианской войны и образ воина-христианина, призванного спасти веру. Во-вторых, формирование особой, профессиональной по своему содержанию, рыцарской культуры обусловлено было тем, что к X в. появился особый профессиональный слой воинов. И третье — этот слой рекрутировался из разных сословий, но, как правило, из свободных и достаточно богатых людей, жизнь которых регулировалась правилами, принятыми в сруде сословных аристократов.

Народная культура с ее смеховым, карнавальным характером является также одной из главных составных частей средневековой культуры, выполняя роль контркультурного образования. Карнавал являлся особым способом существования и мышления, отличным от серьезной официальной церковной и светской культуры. Карнавал нес с собой идею особой свободы, возможности выйти из привычного порядка вещей в особое пространство, где возможны любые превращения, где можно прожить социальные роли, недоступные в обычной жизни.

С народной культурой, ценности которой в определенной степени противостояли официальной христианской культуре, вынуждены были считаться правящие клерикальные сословия. Даже церковные храмовые праздники сопровождались ярмарками и площадными увеселениями (выступлениями шутов, великанов, прирученных зверей). Шуты были незаменимой частью и светской жизни, которую они наполняли пародиями на серьезные действия официальной культуры.

Обучение грамоте осуществлялось в средневековых школах. Они носили характер организованной церковной формы обучения. Это были монастырские, епископальные (при кафедральных соборах, преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворные (тоже религиозной направленности).

Зарождение университетской науки и сословия ученых.

Средневековые университеты (XI—XII вв.) были продуктом собственно Средневековья. Такого рода свободных корпораций учеников и преподавателей с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями не было ни в Античности, ни на Востоке. И хотя университеты обслуживали нужды государства и церкви, для них была характерна большая степень автономности от местных (в том числе и городских) властей и особый дух свободного братства. Деятельность университетов имела очень важные культурные следствия, главным из которых явилось рождение профессионального сословия ученых (священников и мирян), которым церковь давала право на преподавание истин Откровения. Средневековый университет делился на факультет свободных искусств и факультет теологии (высшая ступень образования). На факультете искусств изучали грамматику, логику, математику, физику, этику. Эти науки опирались только на разум. Именно здесь шло освоение заново открытых работ античных (Аристотель, Платон, Евклид, Архимед, Птолемей, Гиппократ и др.) и византийских (Отцы Церкви) ученых и философов, а также арабо-мусульманских авторов (Авиценна, Аверроэс, Аль-Хорезми, Аль-Фараби и др.). Здесь рождались новые идеи.

На факультете теологии главным было точное изучение Библии через толкование текста. Однако учащиес,я теологического факультета сначала должны были закончить факультет искусств и ознакомиться со всеми критически обсуждавшимися идеями и проблемами бытия. Поэтому в толкование Писания привносилось рациональное начало. Университеты породили и новые формы преподавания: лекции и семинары, где постоянно шли дискуссии, любая тема предлагалась в форме вопроса. Хотя и эти методы не исключали умозрительности, цитирования, опоры на авторитеты.

Техника в Средние века также считалась лишь вспомогательным средством для работника, выполняющего определенные трудовые функции. Однако в XII—XIII вв. постепенно происходит поворот к осознанию значимости технических изобретений в жизни человека и общества («изобретаются» колесо, водяные и ветряные мельницы, механические часы и др). В недрах феодального общества шел процесс зарождения промышленного производства.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Источник

Сословная культура средневековья

Особое место в жизни средневекового общества занимало монашество. Если христианский собор представлял собой дом Бога, место пребывания Божественной благодати, то монашество должно было являть на земле прообраз божественного общежития. Классический светлый идеал монашества воплощали в своем образе жизни и внутреннем ми­ре люди, посвятившие себя подвигу спасения душ человеческих. Если духовенство, хотя и скованное принципами целибата (безбрачие), жило в миру и соблюдало мирские нормы поведения, монашество по своему статусу должно было противостоять миру.

В Западной Европе– в отличие от Византии с ее отшельниками и затворниками– утвердился общежительный тип монастыря, где монахи жили не и кельях, а в общих спальнях. Монастырь был отде­лен стеной от внешнего мира, доступ внутрь для мирян был закрыт, а пребывание монахов вне монастырских стен ограничивалось време­нем и регламентировалось монастырскими нуждами.

В 817 г. бенедиктинский устав был преобразован Бенедиктом Анионским, который отверг старый Принцип физического труда и стал рассматривать монаха исключительно как рыцаря божьего, подчинен­ного своему аббату и выполняющего особую службу– молитвы и бого­служение. К ХI-ХП в.в. первоначальные бенедиктинские нормы практически не соблюдались: физический труд был переложен на зависимых крестьян и наемных работников; монахи имели личные деньги, ко­торые отдавали даже в рост, употребляли мясную пищу и т.д.

Таким образом, монашеский идеал– как все средневековые идеалы зачастую оставался в сознании людей, далеко не воплощаясь на практике.

Несмотря на универсалистские чаяния «апеста», монашество не стало единой организацией. Оно распадалось на ряд орденов, имевших свои уставы. Так, к бенедиктинскому ордену в XI-XII в. в. доба­вились новые монашеские ордена: номальдулы, валломброзианцы, картезианцы, премонотракты, кармелиты, цистерианцы и др. Особое место среди орденов этого времени заняли военно-рыцарские ордера, видевшие свое назначение не в созерцательной жизни и молитвословии, а в активной деятельности, направленной против врагов христи­анства. Таковы госпитальеры, тамплиеры, тевтонские рыцари, ряд испанских орденов. Первоначально они участвовали в борьбе кресто­носцев в Сирии и в отвоевании Испании у арабов, а потом потеря­ли прежнее значение, и тамплиера, в частности, превратились в хо­рошо налаженную торговую и банкирскую компании.

Наконец, в начале ХШ в. появились так называемые нищенствующие ордена– доминикан­цы и (францисканцы (минориты). Бенедиктинскому идеалу аскета-отшельника, затворившегося в монастыре, они противопоставляли идеал странствующего по миру аскета-проповедника. Нищенствующие монахи с самого начала сосредоточились на проповеднической деятельности в городах, «заботе о душах», а так же миссионерстве. Организация проповеди в орденах существенно отличалась от практиковавшейся в церкви: проповедник не ждал сбора паствы в церкви, а сам искал ее, шел к людям, «пешком, без золота и серебра, словом, во всем подражая апостолам».Нищенствующие ордена и монахи проповедовали тщету мирского уже самим своим обликом. Всем своим видом (босые, перепоясанные грубой веревкой) монахи подчеркивали соблюдение принципа бедности. Бедность, наряду с проповедью, являлась важной стороной представления об апостольской жизни.

Особое распространение они получили к XII в. Большую роль в этом сыграли арабские и еврейские философы, жившие в Испании: Авиценна (Ибн Сина, 980-1037 гг.), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198 гг.), Моисей Маймонид (1135-1204 гг.). Попытки объяснить мир с помощью разума вызывали сопротивление. Против выступали богословы-мистики, которые считали, что верить надо вопреки разуму, даже если какие-то догматы кажутся нелепыми или невероятными. Бернар Клервосский, богослов-мистик XII в. писал: «Вера благочестивых верит, а не рассуждает».

Но развитие рационализма было невозможно приостановить. В XIII в. появилась теория о двух истинах, или двойственной истине, автором которой был французский теолог Сигер Брабантский (1240-1281/84). Суть этой теории в том, что истины богословские и истины, которые открывает человек с помощью своего разума, могут не совпадать и даже противоречить друг другу. И не стоит отказываться от одной истины в пользу другой: обе имеют право на существование. Эта теория осуждена церковью, но вопрос, как соотносить разум и веру открыт.

Защитить религию, примирить веру и разум поставил своей целью Фома Аквинский (1225/26-1247), один из крупнейших философов и богословов средневековья, который принадлежал к ордену доминиканцев. Он признавал ценность разума и его большие возможности, но считал, что есть и сверхразумные явления, логически объяснить которые человек не в силах. Это относится к сотворению мира, воплощению сына Божьего в человеческом облике и т.д. В данном случае следует отдавать предпочтение вере – истинам, которые получают не с помощью знания, а через откровение.

Так, в XII в. вырабатывался новый идеал монаха-проповедника, монаха-ученого.

Не случайно среди монахов мы обнаруживаем имена талантливых ученых, философов и богословов. Ведь монастыри оставались долгое время почти единственными очагами образованности средневековья. При них находились школы, скриптории (мастерские по переписыванию и создание книг), библиотеки. Монахи переводили богословские труды отцов христианской церкви, а также научные и философские труды Пла­тона, Плотина, Аристотеля, Пифагора и Евклида с арабского и гре­ческого на латынь, кропотливо переписывали рукописи, украшая их изысканными миниатюрами и создавали богатейшие хранилища книг.

Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как политическое господство военного сословия – рыцарства, основанного на сочетании прав на землю с политической властью. Эту сферу культуры отличает иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих «раздробленное» общество. Рыцарская культура была романтизировавшейся страницей в культурной жизни средневековья. Ее создателем и носителем являлось военно-аристократическое сословие, зародившееся еще в раннем средневековье и достигшее расцвета в XI-XIV вв.

Своими корнями идеология рыцарства уходит, с одной стороны, в глубины самосознания варварских народов, а с другой – в развитую христианством концепцию служения, вначале толковавшуюся как чисто религиозное, но в средние века приобретшую более широкое значение и распространившуюся на область чисто светских отношений.

В немецкой эпической поэме «Кудруна» (XII в.) описан идеальный рыцарь, или «рыцарь без страха и упрека»:

Всему, что подобает, был выучен герой,

Ни страха, ни упрека не знал за собой

За это восхищались им знатные девицы.

Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться.

И так он был отражен, как нам твердит молва,

Что мстил врагам и близких отстаивал права,

Не выводы, а чести искал он в каждом деле…

Действительно, принадлежность к классу профессиональных воинов, внутренне сплоченному вассально-ленной системой, налагала на человека определенные (идеальные) обязанности. В очень большой степени определяла его образ жизни и одна из основных доблестей феодала щедрость. Богатство не самоцель в рыцарской жизни. Оно приобретается для того, чтобы быть розданным, растраченным, но непременно публично. Публичное расточительство– во время пиров, празднеств, турниров приобретающие подчас экзотические формы (вплоть до засевания полей серебром) является определенной формой самоутверждения. Оно рассматривалось как внешнее выражение доблести и удачи. Французские труверы и трубадуры в своих поэмах и балладах на все лады прославляли щедрость сеньоров. В рыцарских романах, напротив, корыстолюбие, скупость, расчетливость в глазах рыцарского общества оказывается одним из самых позорных пороков.

Главные качества рыцаря – мужество и отвага, а самое тяжкое обвинение, которое может быть предъявлено – трусость, и поэтому он скорее будет демонстрировать свое бесстрашие вопреки здравому смыслу, чем соблюдать разумную осторожность. Так, легендарному Роланду было стыдно трубить в рог, прося о помощи, и из-за этого погиб весь его отряд. Безжалостность возводится в ранг достоинства. Христианскому милосердию и состраданию нет места в этом мире, рыцарский идеал совершенно не согласуется с христианским.

Рыцарь должен стремиться к славе. Он редко бывает дома, предпочитая подвиги и сражения семейному счастью. Так, Ивен из одноименного рыцарского романа Кретьена де Труа покидает свою молодую жену ради странствий и битв.

Другие важнейшие понятия «рыцарского кодекса чести» служение, верность, преданность. Если монах или священник служит Богу, своему сеньору и прекрасной даме. Верность сеньору составляла ядро рыцарского этоса (норм поведения). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим грехом, влекли за собой исключение из корпорации. Идея рыцарского служения охватывает в XII в. все сферы жизнедеятельности и самые представления о космосе. Она воплощается и в таком уникальном явлении как культ прекрасной дамы и куртуазная любовь. Лирическая рыцарская поэзия, прославляющая придворную даму и любовь рыцаря к замужней женщине, возникает во Франции около 1100 года и дольше всего существует на политически раздробленном юге – в Аквитании и Тулузе.

Как и монашество, куртуазная любовь есть противоположность средневекового брака. Она возникла, скорее всего, как ре­зультат перенесения на сексуальную сферу идеальных отношений между сеньором и вассалом. Влюбленный служит даме, как вассал слу­жит сеньору, за которого он (в идеале) готов отдать жизнь. Ни по­ловая близость, ни материальная выгода, ни социальный престиж не составляют предмета куртуазной любви. Ее основной элемент– бес­корыстие. Так, трубадур Бернан Вентадурский (ХII в.) воспевает красоту зрелой замужней женщины, принадлежащей другому и не от­вечающей на любовь поэта, но рыцарь клянется до конца дней своих бескорыстно служить этой даме. Помимо воспевания сеньоры культ предполагал реальные действия, подтверждающие чувства почитателя. Это подвиги ан поле боя или турнирах, совершаемые в честь возлюбленной, что было весьма традиционно, разнообразные деяния, начиная с самых простых и безобидных поступков, таких, как ношение платка, ленты, перчатки своей дамы, и кончая самыми экзотическими актами вроде вырывания ногтей, бега на четвереньках и воя по-волчьи. Добровольно вступая в любовное рабство, рыцари подвергали себя всевозможным унижениям, чтобы добиться благосклонности своей повелительницы, терпели физические мучения. Своей кульминации поклонение женщине достигает в культе Девы Марии.

В конце XI в. в Провансе появляются трубадуры – поэты-рыцари. Они не только слагали стихи, главным образом о любви, но и распевали их нередко в музыкальном сопровождении. Одним из первых трубадуров был герцог Аквитании Гильом IX. В XII в. громкую славу снискал трубадур Бернарт де Вентадорн, в творчестве которого куртуазная лирика нашла свое наиболее полное выражение как поэзия феодального двора и связанного с ним парадного света.. «Магистром поэтов» называли Гираута де Борнейля (посл. треть XII-нач. XIII вв.). В куртуазной поэзии слышны были голоса не только трубадуров-мужчин, но и женщин – Беатрис де Диа, Марии Шампанской. Они решительно заявляют права на равенство с сильным полом.

В XII в. поэзия поистине становится «повелительницей» европейской словесности. Увлечение ею распространяется на севере Франции, где появляются труверы, в Германии, на Пиренейском полуострове. В Германии поэты-рыцари назывались миннезингерами, среди них наиболее прославленными были Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Вальтер фон дер Фогельвейде.

Рыцарская литература была не только средством выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Обратная связь была настолько сильной, что средневековые хронисты, описывая сражения или подвиги реальных людей, делали это в соответствии с образцами из рыцарских романов, которые, возникнув в середине XII в., за несколько десятилетий стали центральным явлением светской культуры. Они создавались на народных языках, действие развивалось как череда приключений – авантюр героев. Одним из главных источников западноевропейского рыцарского (куртуазного) романа был кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Из него родилась прекрасная повесть о любви и серти – история Тристана и Изольды, оставшаяся в сокровищнице человеческой культуры. Герои бретонского цикла Ланселот и Персеваль, Пальмерин и Амидонс и др., по мысли создателей романов, среди которых самым известным был французский поэт XII в. Кретьен де Труа, воплощали высшие человеческие добродетели, принадлежавшие не потустороннему, а земному бытию. Это особенно ярко выразилось в новом понимании любви, бывшей центром и движущей силой любого рыцарского романа. Еще одним распространенным мотивом романа стали поиски священного Грааля – чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь Христа. Грааль стал символом высшей духовности.

В XIV в. в идеологии рыцарства начинает нарастать болезненный разрыв между мечтой и действительностью. Куртуазный роман постепенно приходит в упадок. По мере того, как значение военного сословия уменьшалось, рыцарские романы все более утрачивали связь с реальной жизнью. Их сюжеты становились фантастичнее и неправдоподобнее, стиль вычурнее, усиливались религиозные мотивы. Попытка возродить рыцарский роман с его героическим пафосом принадлежит английскому дворянину Томасу Мэлори. Написанный им на основе старинных сказаниях о рыцарях Круглого стола роман «Смерть Артура» является выдающимся памятником английской прозы XV в. Однако, стремясь воспеть рыцарство, автор невольно отразил в своем произведении черты разложения сословного строя и трагическую безысходность его поколения.

Презрение к смерти сочеталось с пренебрежением к чужой жизни, с неуважением к чужой смерти. Сицилийские норманны, взявшие в 1185 г. Солунь, развлекались тем, что раскладывали на улицах трупы убитых в обнимку с мертвыми ослами и собаками. Рыцарь готов был отдать жизнь за сеньора, но у него не было угрызений совести, когда он забирал чужое имущество и отнимал чужую жизнь. Воспитанный в огне и крови, характер рыцаря был более импульсивным, чем расчетливым. Так, трубадур Альбер де Маласкина гордо заявлял, что он брал чужое, чтобы раздавать, а не копить.

Именно в крестьянском быту всего прочнее сохранились архаичные верования, но и сами христианские представления перекраивались на языческий лад. Так деревенские священники, скудной образованностью на много превосходившие свою паству, звонили в церковные колокола, чтобы отогнать ураган, и обрызгивали местность святой водой в уверенности, что это обеспечит хорошую погоду. Церковное отлучение животных и гадов считалось эффектным средством. Языческие церемонии нередко сдвигались с обрядами церковных празднеств. Колдовские обряды пронизывали крестьянскую жизнь. Бертольдо Регенбургский писал в середине XII в.: «Многие великие жители попали бы на небеса, если бы только они не занимались колдовством».

Если опорой средневекового крестьянства была светская община, объединившая отдельные семьи хранившая народные традиции и обычаи, то средневековый горожанин включался в общество через торгово-ремесленные корпорации (цехи и гильдии), территориальные братства, братства подмастерьев, городские советы (органы коммунального самоуправления), т.е. через систему разнообразных корпоративных связей. Цехи, объединившие мастеров одной профессии, должны были оградить их от притязаний не цеховых ремесленников. Цеховые уставы регламентировали цены, качество продукции, размеры мастерский, рабочее время. Цех объединял мастеров и в их хозяйственной деятельности. Цех имел общего святого-покровителя, и цеховое объединение нередко совпадало с религиозным братством, осуществляющие функции благотворительности. Цехи имели в собственности или арендовали общинные дома, где устраивались пирушки и танцевальные вечера, проводилась регистрация учеников и экзамены на звание мастера.

Нравы и обычаи горожан, их отношение к представителям различных сословий средневекового общества проявились в бурно развившийся в XII-XIII в.в. городской литературе. «Массовой» литературой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах, которые психологизировались, в них усиливались художественные элементы. Рожденная в трудовой среде, она была заквашена на дрожжах народного творчества. Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки. Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью. В них высмеивалась алчность духовенства, бесплодие схоластической премудрости, кичливость и невежество феодалов, и многие другие реалии, противоречащие практическому взгляду на мир, формировавшемуся у горожан. Герои этой литературы – смышленый горожанин и лукавый крестьянин – своими хитрыми проделками оставляют в дураках чванливых сеньоров и жадных монахов. Городская литература бичевала пороки и нравы, откликалась на злобу дня, была в высшей степени «современной». Наибольшее распространение получили сатирические стихотворные рассказы с забавным сюжетом. Во Франции они оказывались «фаблио», в Германии – «шванки».

Наряду с шутками складывался сатирический эпос. Один из самых знаменитых средневековых фаблио «Роман о Лисе», созданный во Франции в XII-XIII в.в. В форме эпоса о животных в нем сатирически изображено человеческое общество. Всем своим содержанием роман приводит народную точку зрения осуждения жестоких и хищных феодалов, чье поведение ясно проступает за личинами животных. Широкое распространение получил «Роман о Розе», писавшийся последовательно двумя авторами – Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном. В романе воспеты идеи свободомыслия, Природа и Разум, равенство людей. Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школяры и студенты – ваганты.

Ярким событием народной жизни, весьма характерным для средневековой культуры в целом, является карнавал – раскованный праздник накануне великого поста. Он знаменовал освобождение от социальных, эстетических, сексуальных табу, превращая жизнь в продолжительную игру с шествиями, огнями, переодеваниями.

Итак, каковы же основные итоги анализа средневековой культуры?

1) Если античная культура носит преимущественно светский характер, то средневековая – по своей сути– религиозная христианская. В античной культуре сформировалась светская идеальная модель человека, в которой религиозность занимает весьма значительное место. Средневековье породило христианский идеал человека с особым религиозным мировоззрением.

2) Христианской картине мира и нравственному идеалу противостоит историческая практика поведения людей. В нее включается мощный пласт языческих обычаев, традиций, верований, в основном потерявших сакральный характер, но сохранившийся как игровой элемент.

3) Человек средневековья меньше всего мыслит себя самостоятельным индивидом. Он включается в общество через духовную и рыцарскую иерархию, монашеские ордена, общины, цехи. Назначение всех этих институтов – поддерживать социальную солидарность, сплачивать своих сочленов против внешнего и враждебного мира. Миру природы, признанному «силами Диавола», соответствует и враждебный человеку социальный мир. Человеку средневековья, поэтому, свойственно стремление замкнутся в узком мире семьи. И все-таки он не замыкается в ней – корпорации создают новые (внесемейные) связи. И, в принципе, вассальная верность сеньору становится выше сыновней любви, а куртуазная любовь к даме – выше семейной преданности.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *