В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики таблица
Разница между парламентской и президентской республикой
Большинство современных стран мира — республики. Чаще всего они бывают президентскими либо парламентскими. В чем особенности тех и других?
Факты о парламентских республиках
В парламентской республике ведущую роль в системе государственного управления играет высший законодательно-представительный орган власти. Он формируется при непосредственном участии граждан страны — в ходе выборов. В большинстве современных стран парламент представлен депутатами, которые принадлежат к какой-либо политической партии. Но в его структуре, конечно же, могут быть и беспартийные представители интересов народа.
Ведущая роль парламента в политической системе соответствующего типа республик заключается в том, что его депутаты назначают правительство (как минимум его главу, часто — также и министров). При этом кандидатура премьер-министра, как правило, выдвигается из числа депутатов лидирующей партии.
Пример типичной парламентской республики — ФРГ. Глава немецкого правительства, федеральный канцлер, назначается Бундестагом — высшим органом законодательной власти ФРГ. Он руководит министрами, а также напрямую участвует в их назначении, предлагая их кандидатуры федеральному президенту. Канцлер также определяет количество глав ведомств, сферу их полномочий. Глава правительства ФРГ формулирует ключевые направления национальной политики Германии, которых должны придерживаться и министры.
Факты о президентских республиках
В президентской республике ведущую роль в системе государственного управления, в свою очередь, играет президент — глава исполнительной ветви власти и одновременно — государства. Он получает свою должность также посредством всенародных выборов. В зависимости от демократической традиции, сложившейся в конкретной стране, кандидат на должность президента может находиться в составе какой-либо партии (как в США) либо быть беспартийным (как в России).
Ведущая роль главы государства в президентских республиках выражается в разных аспектах. Как правило, это связано с очень широким кругом его полномочий в части внутренней и внешней политики.
Что касается назначения правительства и министров — в президентских республиках, как и в парламентских, данная процедура, как правило, требует участия высших законодательных органов власти. Однако кандидаты на должность премьер-министра, а также глав ведомств обычно предлагаются президентом страны.
Примеры типичных президентских республик — Россия и США. В РФ в руках главы государства сосредоточены огромные полномочия. Иногда Россию называют «суперпрезидентской» республикой. Можно отметить, к слову, что Президент РФ формально не относится к исполнительной ветви власти. Но на практике он оказывает очень большое влияние на деятельность Правительства и министров.
Так, по предложению Президента РФ на свою должность утверждается Премьер-министр (его кандидатуру должны одобрить депутаты Госдумы — нижней палаты российского Парламента), по прямому его распоряжению — заместитель Председателя Правительства, а также главы министерств (их кандидатуры предлагаются, в свою очередь, Премьер-министром).
В свою очередь, Президент США формирует Кабинет США, согласуя должности работающих в нем Секретарей (их полномочия близки к тем, что имеют российские министры) с Сенатом — верхней палатой американского парламента. Отметим, что должность Премьер-министра или близкая к ней (которая могла бы, к примеру, звучать как «глава Кабинета») в США не учреждена.
Сравнение
Главное отличие парламентской республики от президентской в том, что в государстве первого типа ведущую роль в системе государственной власти играет ее высший законодательный орган, назначающий главу правительства — лицо, обладающее наибольшей полнотой политической власти. В странах второй категории максимальные полномочия — у президента, возглавляющего исполнительную ветвь (или непосредственно влияющего на ее работу).
В парламентских республиках население страны принимает прямое участие — на уровне общенациональных выборов — чаще всего только в формировании высшего законодательного органа. В президентских — народом напрямую избирается также и глава исполнительной ветви власти.
В современных парламентских республиках, как правило, тоже есть должность президента. Но он играет роль, существенно отличающуюся от той, что характерна для глав государств второго типа. Президент в парламентской республике, во-первых, не всегда избирается народом, а во-вторых, его деятельность подотчетна высшему законодательному органу власти. Полномочия президента в парламентских республиках часто сводятся к выполнению формальных функций — подписанию уже согласованных другими органами власти договоров или, например, открытию первых заседаний только что избранных палат законодательного органа власти.
Стоит отметить, что роль парламента, в свою очередь, в президентской республике может оказаться очень значимой. Как мы отметили выше, Госдума как одна из палат, формирующих высший законодательный орган власти РФ, утверждает Премьер-министра. В США сенат — верхняя палата национального парламента — утверждает Секретарей Кабинета. Но в обоих случаях кандидатов на соответствующие должности в исполнительной ветви власти выдвигает глава государства. В этом смысле у него полномочий больше, чем у высшего законодательного органа.
Изучив то, в чем разница между парламентской и президентской республикой, зафиксируем ее основные критерии в таблице.
Президентская республика: плюсы и минусы формы правления
Обозначить плюсы и минусы такой формы правления, как президентская республика- это не простая задача. Следует понимать, что не существует идеальной формы правления государством, такой, при которой не было бы слабых мест, не было бы минусов. Нет, в каждой из них есть и положительные характеристики и отрицательные.
Поэтому довольно сложно рассуждать на тему, какая форма правления лучше, монархическая или республиканская, парламентская монархия или президентская республика. Всегда есть те, кто страдает от господствующей формы правления. Поэтому, раскрывая нашу тему, нельзя говорить лишь о положительных или лишь об отрицательных сторонах президентской республики, ибо одного без другого не бывает.
Вместе с тем, президентская республика имеет некоторое отличие от иных форм правления. Примечательным является то, что избрание президента и формирование правительства происходит внепарламентским методом, из чего следует, что президент имеет довольно обширные права, ибо он назначает председателя правительства или вовсе сам его возглавляет. Тем не менее, прежде чем раскрыть положительные и отрицательные стороны этого строя, выяснить плюсы и минусы президентской республики, следует сначала обозначить что эта форма правления из себя представляет.
Президент России
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Иными словами, президент соединяет в своих руках полномочия главы государства и главы правительства. Соответственно, права президента не ограничиваются решением правительства, что дает ему больше власти. Вместе с тем, существует четкое разделение власти исполнительной, находящейся в руках президента, и власти законодательной, в руках парламента, от чего ее еще называют дуалистической республикой.
Какие же плюсы можно привести?
Минусы
К минусам можно отнести следующее:
Вывод
Таким образом можно сделать следующий вывод нашего обзора: Как и во всех других формах государственного правления, президентская республика имеет и плюсы, и минусы. Главным минусом, если обобщить, является зависимость государственного аппарата от 1 человека, а плюсом- четкое разделение властей и участие народа в избрании властвующих лиц. Лучше ли эта форма правления чем остальные? Не думаю, что кто-то сможет ответить на этот вопрос.
В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики таблица
10. Республиканская форма правления: понятие и общие признаки. Характеристика разновидностей республиканской формы правления.
Республика – форма правления, при которой власть является коллегиальной, избирается на определённый срок и несёт ответственность перед населением.
Республика – это такая форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному на определенный срок органам власти, избираемым населением.
Признаками республики являются:
Принцип разделение на ветви – может присутствовать и в монархии (например, в Великобритании). Поэтому все признаки нужно рассматривать в совокупности.
Классификация республик связана с тем каким-либо образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.
Республики разделяются по трем основаниям: как избирается парламент, как формируется правительство и какой объем полномочий принадлежит президенту.
1. президентская республика – характеризуется значительной ролью президента в системе гос. органов в соединение полномочий главы государства и главы правительства.
В качестве признаков президентской республики можно выделить следующие:
Классическая президентская республика – США (в основе конституции лежит принцип разделение власти на ветви, законодательная принадлежит конгрессу, исполнительная президенту, судебная – верховному суд). Президент формирует правительство из лиц принадлежащих его партии.
Достоинства президентской республики:
По мнению Морозова Л.А. к числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Недостатки президентской республики:
парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. Правительство формируется из партии (большинства в параламенте).
Признаки парламентской республики (моя точка зрения):
Страны: Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль, Австрия, Швейцария, Исландия, Ирландия.
Достоинства парламентской республики:
Недостатки парламентской республики
По мнению Морозова Л.А., основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х г., правительство менялось почти ежегодно.
Смешанная республика – форма правления, при которой сочетаются признаки и парламентской и президентской республики.
— президент избирается внепарламентским путем
— правительство формируется президентом из лидеров, победивших на выборах в парламент
— двойственная ответственность правительства: перед парламентом и президентом. Соответственно
правительство ответственно и перед парламентом (вотум недоверия), и перед президентом (отставка).
— президент имеет право роспуска парламента
— существует пост премьер-министра
Страны: (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).
Например, наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом. Другой вариант смешанной республики – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
Достоинства: возможность преодолеть недостатки парламентской и президентской республики.
Еще древнегреческий историк Полибий писал, что преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая противодействовала другой. «Такое государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия». При этом он особо выделял Рим, где были представлены все три элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание).
Суперпрезидентская республика: А Фиш, системы, где законодательная власть слабая и системы, в которых президент обладает такого рода полномочиями как распустить парламент, он называет системой суперпрезидентской республики. Чиркин также выделяет такой вид республики как суперпрезидентскую. Профессор Чиркин (статья нетипичные формы правления: он российскую федерацию относит к суперпрезидентскую из-за обширных полномочий.)
Парламентская республика
Организация высших органов государственной власти. Понятие и сущность республиканской формы правления. Достоинства и недостатки парламентарной республики. Анализ президентской и парламентской республики. Взаимодействие между государственными органами.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.06.2014 |
Размер файла | 34,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Размещено на http://www.allbest.ru
Предмет: Теория государства и права
Тема: Парламентская республика
ГЛАВА 1. Понятие и сущность республиканской формы правления
1.1 Понятие формы правления
1.2 Республиканская форма правления
ГЛАВА 2. Парламентарная республика
2.1 Сущность парламентарной республики
2.2 Достоинства и недостатки парламентарной республики
2.3 Президентская и парламентская республики: общее и особенное
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Очень важное место в условиях республики отводится избирательному законодательству, от смысла которого (одни либо другие цензы, основания и порядок доступа населения к выборам и так далее) будет зависеть социальный характер определенного республиканского строя. На основании своего социального характера республики бывают аристократическими, олигархическими (плутократическими), демократическими.
Что касается республиканской формы правления в роли почвы для её разделения на виды могут быть взяты различия по уровню их развития, различная степень причастности всего населения либо его части к процессу выполнения государственной власти, главное положение в области высших органов государственной власти одних либо других институтов, в том числе института президентства либо парламента и так далее.
На основании названных и других особенностей республиканской формы современные республики подразделяют на два вида: парламентарная и президентская. Они являются различными вариантами по реализации принципов разделения властей в правовом государстве.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что современном мире функционирует большое число государств, активно взаимодействующих друг с другом.
Цель работы анализ парламентской республики, как одной из форм правления.
Исходя, из цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и сущность республиканской формы правления.
2. Изучить парламентарную республику, как форму правления.
Предмет данной курсовой работы характеристика такой формы правления как парламентская республика.
В процессе выполнения курсовой работы я использовал следующие методы: изучение и анализ литературных источников, исторический, нестатистический метод обработки информации.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. Понятие и сущность республиканской формы правления
1.1 Понятие формы правления
Форма правления показывает:
как создаются высшие органы власти в государстве, их структуру,
какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
1.2 Республиканская форма правления
Общие признаки республиканской формы правления это:
наличие единственного либо коллегиального главы государства;
выбор на конкретный период главы государства и прочих верховных органов государственной власти;
исполнение государственной власти не на свое усмотрение, а на основании поручения народа;
наличие юридической ответственности главы государства в ситуациях, которые предусматриваются по законодательству;
Республиканская форма правления в полном своем виде была сформирована в Афинском государстве. Продолжая, развиваться республиканская форма правления продолжала видоизменяться, приобретая новые особенные черты, все более наполняясь демократическим содержанием.
В это же время региональная политическая традиция в государствах Латинской Америки, является прямо противоположной африканской. Допустим, на момент завершения Второй мировой войны и до декабря 2005 года в Аргентине и Боливии сменили по тридцать глав государств, в Бразилии, Гватемале, Панаме, Эквадоре, на Гаити около двадцати.
Зачастую в некоторых странах на пост главы государства избирают женщин.
При рассмотрении опытов некоторых стран мира, можно отметить то, что общество не застраховано от неправомерных действий лидеров государств.
На основании обвинений в действиях, являющихся противоречащими интересам государства, а также которые не соответствуют конституции отстранили от занимаемых должностей: президента Бразилии Фернанду Колор де Мелу (29 сентября 1992 г. по обвинению в коррупции); президента Эквадора Абдалу Букарама (6 февраля 1997 г. по обвинению в присвоении государственных средств и признанного физически и умственно недееспособным); президента Перу Альберто Фухимори (21 ноября 2001 г.); президента Индонезии Абдуррахман Вахид (23 июля 2001 г. за ряд коррупционных скандалов).
В марте 2004 года Конституционным судом Литвы было вынесено заключение о признании правильными трех из шести до этого выделенных пунктов обвинения в сторону президента:
о грубом нарушении Конституции страны, из-за незаконного предоставления литовского гражданства предпринимателю из Российской Федерации Юрию Борисову, который был главным спонсором его избирательной кампании;
из-за не обеспечения охраны государственной тайны, предупредив Юрия Борисова, о том, что его телефонные переговоры прослушивают;
из-за оказания незаконного влияния на принятие решения об имущественном отношении частного лица и хозяйствующего субъекта.
Ряд глав стран мира решили «добровольно» уйти в отставку исходя из предстоящего объявления импичмента еще до начала процесса решающего голосования. Именно так поступил президент США Ричард Никсон в 1974 году за «уотергейтский скандал», который был связан с незаконным прослушиванием телефонов высокопоставленных чиновников и влиятельных бизнесменов, а также президент Израиля Эзер Вейцман в 2000 году.
Процедуру импичмента летом 1998 года применяли к Президенту Соединенных Штатов Америки Б. Клинтону из-за его возможной связи с Моникой Левински. На основании проведенного социологического опроса тридцать шесть процентов респондентов высказали свое согласие на проведение слушаний. Но в результате его инициаторы проиграли данный процесс.
В результате террористических актов, которые были, совершены в Соединенных Штатах Америки 11 сентября 2001 года, Джорджем Бушем, было принято решение о старении данного закона и он выдает спецслужбам распоряжение на прослушивание телефонных переговоров без уведомления об этом судебных органов. Основание для данных действий им определяется принятая конгрессом США резолюция, предписывающая главам государства «использовать все необходимые меры для борьбы с терроризмом». Но при этом его политические противники заключают, что резолюция конгресса по юридическому характеру не будет достаточным основанием для отмены действующего закона страны. Проведенный социологический опрос населения страны определяет, что пятьдесят два процента населения относятся положительно в проведении процедуры импичмента, а сорок два процента высказали отрицательное мнение по этому вопросу.
Допустим, в результате состоявшихся в апреле 2006 года парламентских выборов в Италии, являющейся парламентской республикой, Романо Проди победил действующего премьер-министра страны с разрывом всего в шесть сотых процента голосов. Проигравшая правоцентристская коалиция усомнилась в объективности и полноте подсчета голосов. После дополнительной проверки около пяти тысяч спорных бюллетеней Верховный кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией страны, подтвердил победу левоцентристского блока во главе с Романо Проди. Такое решение не вызвало негативной реакции несогласной части избирателей.
парламентская республика государственная власть
ГЛАВА 2. Парламентарная республика
2.1 Сущность парламентарной республики
Наиболее характерное в содержании парламентарной республики это то, что верховенство в данных республиках будет принадлежать парламенту, а именно правительство понесет перед ним, а не президентом политическую ответственность и уйдет в отставку в результате объявления вотума недоверия со стороны парламента.
Политико-правовой статус президента в парламентарной республике во многом похож со статусом монарха в современных парламентских монархиях. Он так же, как правило, отдален от текущих политических процессов и не осуществляет реального правления в стране.
Кроме этого сами акты зачастую издают на основании решения, принятого парламентом, правительством либо отдельным министром. Президенты в данных республиках зачастую не обладают правами отлагательного вето по отношению к принятым парламентом законам, а если формально и обладают, то практически не используют его, как и монархи в парламентских монархиях.
2.2 Достоинства и недостатки парламентарной республики
Исходя, из этого ряд экспертов определяют, что данное верховенство парламента защищается верховенством в стране от возможного концентрата в стране власти, в руках отдельно взятой политической группировки либо личности и установления, в связи с этим, явной завуалированной диктатуры.
Кроме этого, выделяют, что в пределах парламентской системы управления очень четко заметны рамки ответственности за осуществляемую государством политику. За возможные неудачи, провалы, политические скандалы и так далее гражданами, зачастую, возлагается ответственность или на весь парламент либо на депутатское большинство, или на правительство, или на правящую партию в целом.
Допустим, на период парламентского режима Четвертой республики во Франции (1946-1958 гг.) характеризовали деятельность так называемого «призрачного правительства», который сменялся с периодичностью около трех раз в год. В итоге за двенадцать лет этого периода история Франции сменила двадцать четыре кабинета министров.
В Италии за семнадцать лет (1991-2008года), парламент распускали четыре раза, сменив при этом тринадцать премьер-министров. В Турции в период 1996-1997 годов премьер-министра меняли четыре раза.
В данных ситуациях первое лицо парламентской республики в некоторых случаях склоняется к разным злоупотреблениям своими должностными положениями, совершению коррупционного либо иного правонарушения.
Ряд экспертов кроме этого предполагают, что при парламентской модели правления в ущемленном положении находятся политические партии, которые либо составляют парламентское меньшинство, либо вообще не представлены в законодательном органе.
В то же время в политической практике разных государств имели место случаи, когда в результате распада правящих коалиций в меньшинстве оказывались доминирующие в них партии.
2.3 Президентская и парламентская республики: общее и особенное
Отличительными чертами парламентской республики являются образование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом:
Парламент формирует и поддерживает правительство;
издает законы, которые правительство принимает к исполнению;
утверждает государственный бюджет;
осуществляет контроль над деятельностью правительства и может выразить ему вотум недоверия, что повлечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов;
В парламентской республике глава правительства, то есть премьер-министр, официально не являющийся главой государства, реально является первым лицом в государстве. Президента в парламентской республике выбирает не народ, а парламент, то есть окончательное решение всегда остается за партией, имеющей наибольшее количество мест в парламенте.
Недостаток парламентской республики прежде всего в том, что в правительстве, сформированном на основе партийной воли, каждый министр отстаивал бы интересы своей партии, а когда все партии лоббируют свои интересы, согласия достичь крайне непросто.
Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через принятие бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента. В результате парламентские фракции стараются добиться финансирования тех статей, которые выгодны им, а правительство старается добиться бездефицитного государственного бюджета и всячески сокращает расходы. В результате деловое обсуждение перерастает в политическую борьбу.
Сделать соответствующие выводы, ознакомившись с материалом данной работы не сложно. Итак:
Парламентской республикой, является разновидность республики с увеличение полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом.
Избирают президента не граждане лично, а парламент либо избирательная коллегия на основе парламента. Способ выбора является важным, но не решающим при определении формы правления. Основной критерий это порядок избрания правительства, подотчетность и способы его политической ответственности.
Правительство в парламентских республиках формируют при помощи парламентского большинства. Президентом формально избирается премьер-министр, но делает он это только по согласованию с парламентом. Президент на основании конституции может быть наделен большим объемом полномочий, но осуществлять их он может только по предложению правительства. Основное число актов президента зачастую будут иметь силу только если есть подпись (контрасигнатуры) премьер-министра либо того члена правительства, в области деятельности которого данный акт издают. Как итог ответственность за реализацию данных актов понесет не глава государства, а конкретный министр.
В современном мире парламентских республик, в ее классическом понимании, в мире гораздо меньше, чем президентских.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Разновидности республиканской формы правления. Парламент как высший орган представительной и законодательной власти. Политико-правовой статус и полномочия президента в парламентской республике. Основные достоинства и недостатки парламентской республики.
презентация [2,1 M], добавлен 09.10.2016
Понятие и суть формы правления. Высшие выборные органы государственной власти. История развития и характеристика парламентской республики. Государственный строй Великобритании, как классический пример политического устройства парламентской республики.
курсовая работа [61,3 K], добавлен 15.12.2014
Понятие республиканской формы правления. Президентская, парламентская и смешанная республика. Соединенные Штаты Америки как пример президентской республики. Законодательная и исполнительная власть. Структура конгресса США, его основные полномочия.
курсовая работа [38,4 K], добавлен 30.04.2010
контрольная работа [298,9 K], добавлен 03.11.2010
Общие признаки республиканской формы правления, вне зависимости от их классификации. Виды республиканских форм правления. Классическая модель президентской республики. Характеристика и особенности суперпрезидентской и полупрезидентская республики.
курсовая работа [45,7 K], добавлен 22.10.2011
Понятие формы правления. Парламентская служба првления на примере Японии. Президентская форма правления на примере США. Сравнительный анализ президентской и парламентской форм правления.
реферат [37,0 K], добавлен 25.12.2002
Различные формы правление и место республики в классификации форм правления. Понятие, классификация и отличительные признаки современных республик в мире. Реализация республиканской формы правления в России. Проблемы республиканской формы правления.
курсовая работа [40,5 K], добавлен 20.06.2012