В чем выражаются особенности варно кастовой системы древнеиндийского общества
Общие сведения
В истории определение «каста» изначально относилось к американским колониям, разделявшимся на группы. Но сегодня практически у всех людей касты вызывают ассоциацию сословного деления жителей Индии.
Историки изучают особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества, так как это явление не теряет своей силы уже несколько тысячелетий. Первое, что говорят ученые: еще с давних времен в Индии общество состояло из варн и каст, и эти определения не являются синонимами.
Основных варн — четыре, каст — тысячи. Все варны разделены на большое количество каст, которые также называются «джати». Последняя перепись, проводившаяся в 1931 г., насчитала в стране более 3000 каст. Ученые говорят, что ежегодно их число увеличивается, но не могут точно указать цифру.
Определение «варна» своими корнями уходит в древний санскрит, в переводе это значит «цвет» или «качество» — с учетом определенного цвета одежды, характерного для людей отдельной варны. Варна — обширное понятие, определяющее статус в обществе, а каста является подгруппой варны, указывающая на принадлежность к роду деятельности по праву наследования и религиозной секте.
Можно привести простой пример на основе самого богатого слоя населения. Люди, которые вырастают в этих семьях, не становятся в дальнейшем одинаковые по интересам и роду деятельности, но занимают примерно один статус в финансовом плане.
Они могут быть представителями творческой элиты, успешными предпринимателями, путешественниками или меценатами — это и есть касты.
Индийцы делятся на четыре класса варн:
Также существуют члены общества, не находящиеся ни в одной варне — этот класс населения называется неприкасаемые. Причем он тоже разделен на подгруппы. То есть индийские жители могут не находиться в какой-то варне, но обязательно состоят в касте.
Описание особенностей
Определить свою варну и «джати» можно по праву рождения, все группы объединяют людей с учетом рода работы, религиозных убеждений и закрыты для человека из низшей касты.
Все касты должны соблюдать требования:
История возникновения
Теория происхождения варнового деления населения Индии основана на Законах Ману. Индийцы верят, что все люди происходят от Ману, именно ему помог Вишну спастись от потопа, при этом все население на Земле погибло. Индусы считают, что это случилось приблизительно 30 000 лет тому назад, но историки указывают другую дату — 2 век до н. э.
В Законах Ману с поразительной расчетливостью и точностью до каждой мелочи описаны правила жизни: начиная от того, как запеленать ребенка, заканчивая, как обрабатывать пшеничные поля. Тут же указано о разделении общества и об образовании четырех сословий.
В ведических старых писаниях, в частности «Ригвед», также описано, что все индийское население было разделено еще в XVI—XVII вв. еке до н. э. на 4 группы, появившихся из тела бога Брахмы:
Это деление могло сложиться по нескольким причинам. Основной из них считают то, что пришедшие на территорию Индии арии относили себя к наивысшей расе и хотели жить в среде людей, которые им подобны, абстрагировавшись от нищих, выполнявших «грязную», как они считали, работу.
Даже вступали в брак арии только с девушками браминского рода. Лишних и неугодных людей они разделили иерархично по сословию, виду деятельности, цвету кожи — так возникло определение «варна».
Через время, когда на территории Индии ослаб буддизм и повсюду начали принимать индуизм, внутри варн начало происходить еще большее деление, так начали основываться касты.
Жесткая социальная структура еще сильнее закрепилась в Индии. Этому не смогли помешать никакие исторические события: ни мусульманские набеги, когда начала строиться Монгольская империя, ни экспансия Англии.
Высшее сословие брахманы
На санскрите Брахман (Бог-создатель, душа Мира, благоговение) бывает мужского и среднего рода. В последнем случае ударение находится на первой букве «а», в первом — на второй «а». В среднем роде Брахман/Браман означает наивысший принцип философии Бытия — Нирваны или Сознания. В мужском роде слово олицетворяет святое Писание и его носителей — брахманов.
Духовные наставники, учителя, философы, религиозные деятели, которые досконально знают священные «Веды» — все эти люди относятся к варне браманов, наивысшей и самой уважаемой среди всех классов. Они занимаются научной работой, судебной системой и управлением города. Брахманы высокодуховны и щедры, уравновешены и аскетичны.
Даже если браман занимается недостойной для его рода работой — ткачество или фермерство, это обусловлено тем, что он пытается постичь суть действа, ведет философские размышления и наблюдения. Считается, что белый — это только цвет брахманов.
Нанести вред браману — это тяжелейшая карма, которая до конца жизни будет преследовать того человека, который посмел преступить тысячелетние традиции.
Средний класс кшатрии
К среднему сословию кшатрии относятся: правители, воины, административные работники, военные начальники. В древние времена их считали потомками ариев, аристократов по праву рождения и великих воинов, которые добились своего статуса подвигами: полны милосердия и терпеливости, духовной силы и чувства героизма.
В их руках сосредотачивалась политическая власть, зачастую они имели огромные поместья и владели большими земельными территориями. Так, они получали двойной доход: от угодий и государственное жалование за военные подвиги (при их наличии). Кшатриям разрешалось даже убивать во имя восстановления справедливости и сохранения чести людей, которые не могли это сделать за себя. Красный цвет — относится лишь к кшатриям.
Торговцы и ремесленники — вайшьи
Третья группа «дважды рожденных» каст (двиджа — термин, которым индийцы называют людей трех высших варн, прошедшие обряд упанаяна. Упанаяна является символом второго рождения и позволяет брать участие в ритуалах) — это вайшьи.
Сюда относились люди, которые тесно имеют дело с деньгами: ремесленники, фермеры и ростовщики. Их склад ума значительно отличался от брамана: предпринимательская жилка находилась в крови, и уже в детстве вайшьи могли заработать себе на жизнь.
Это не означает, что этот человек постоянно находился в богатстве, являясь торговцем. Вайшью всегда изучал достойное ремесло, которое могло поддерживать необходимый уровень жизни. Причем вайшью принадлежал желтый цвет, он являлся простолюдином и не имел какого-то веса в высшем обществе, но, в отличие от шудры, не был гоним.
Бедняки — шудры
Слуги, наемные работники, и вообще все жители, которые находятся за гранью бедности, как духовной, так и финансовой, называют шудрами. Контакт и общение с этими людьми высших варн являлся недостойным, это грозило даже позором на всю жизнь.
Из всех классов лишь шудры постоянно терпели сильные угнетения со стороны правительства: они оплачивали самый большой налог, их судили за нарушения особенно жестко, им не разрешалось проводить ритуалы, а это является очень весомым знаком. Людей из этой варны можно было купить либо продать, отнять их имущество, не переживая за последующее наказания: объяснялось это одной причиной — они были рождены прислуживать, а, соответственно, роптать не имеют права. Конечно, цветом шудры является черный.
Неприкасаемые (чандалы) и парии
Отдельный класс, который нельзя отнести ни к какой из 4 варн, — неприкасаемые. Эти люди продолжительное время постоянно притеснялись, испытывали на себе ненависть со стороны остальных сословий. Это обусловлено тем, что в понятии индуизма далиты в прошлой жизни грешили и вели неправильный образ жизни, теперь они за это наказаны. Неприкасаемых называли термином «далит», это переводится как «угнетение».
Неприкасаемые находятся где-то за чертой этого мира и даже не являются людьми в буквальном смысле. Как правило, это бездомные, живущие в отдельных гетто, трущобах и на улицах, роющиеся на помойках. В наилучшем случае далиты могли заниматься самой грязной работой: убирать мертвых зверей, нечистоты, туалеты, сжигать умерших животных, работать кожевниками, могильщиками.
Причем количество неприкасаемых составляет приблизительно 12−16% всех жителей страны. Так, примерно каждый седьмой индиец является неприкасаемым.
Касте далитов нельзя было находиться в общественных местах: поликлиниках, школах, торговых лавках, храмах, транспорте. Им запрещалось не только общаться с остальными людьми, но и наступать на их тень. А браманов оскорбляло уже лишь присутствие этого человека в поле видимости.
К счастью, на сегодняшний день все изменилось — на государственном уровне запретили угнетение неприкасаемых, теперь им разрешено появляться в любом месте, получать медицинскую помощь и образование.
Хуже, чем быть рожденным неприкасаемым, являлось лишь родиться парией — еще одна каста людей, которые полностью были вычеркнуты из социальной жизни. Ими являются рожденные от париев или во время межкастового брака, но было время, когда лишь случайное касание пария могло сделать человека таким же по классу.
Современная Индия
Многим европейским жителям может показаться, что кастовая иерархия в Индии уже давно в прошлом, но это не правильное мнение. Число каст все увеличивается, и это краеугольный камень среди простых людей и представителей государственной власти.
Многообразие подгрупп иногда удивляет, например, можно кратко выделить недавно появившиеся касты:
Большинство людей склонны к тому, что касты — это зло, так как они дискриминируют целые социальные группы населения, лишая их прав. В выборной кампании некоторые политики используют эту хитрость — утверждают, что борьба с классовым неравенством, это основное направление их деятельности.
Естественно, деление на касты со временем утрачивает значение для людей, но еще играет немаловажную роль в религиозных и личностных отношениях, к примеру, в вопросах партнерства в бизнесе или заключении брачного союза.
Индийское правительство много делает для равноправия всех жителей: на законодательном уровне они равны. Сегодня карьера индийского гражданина, тем более в больших городах, зависит не только от происхождения, но и от навыков, знаний, личных достижений.
Отличным примером этого является Президент Кочерил Раман, который был рожден в касте неприкасаемых, выбранный в 1997 г. Еще одно доказательство — далит Бхим Рао, получивший юридическое образование в Великобритании, а в дальнейшем написавший Конституцию в 1950 г.
Этот документ содержит Таблицу каст, и любой гражданин вправе получить соответствующее свидетельство, где указывается подгруппа по праву рождения. В Конституции сказано, что учреждения не могут интересоваться, к какой джати принадлежит человек, если он этого не хочет.
Кастовая система в Индии: происхождение, особенности, влияние на жизнь индийцев
Кастовая система является одной из уникальных особенностей индийского общества. Её история уходит в глубину веков. Кастовая система – объект постоянной критики со стороны прогрессивных индийских общественно-политических сил.
Яна → Яти → Каста
Для обозначения категорий населения в самой Индии использовались термины “джати” (jati).
“Джати” происходит от слова “джана” (jana), которое обозначает “рождение”. Таким образом, слово “джати” связано с рождением.
В настоящее время для обозначения социальных групп прижился термин “каста”.
Понятие “каста” происходит от португальского слова “casta”, что означает “раса”, “происхождение” или “порода”. Португальцы использовали слово “каста” в современном понимании, употребляя его по отношению к наследственным индийским социальным группам, называемым в Индии «джати».
Согласно Андерсону и Паркеру, “каста – это крайняя форма организации социального класса, в которой положение индивидов в статусной иерархии определяется происхождением и рождением”.
Как возникла кастовая система в Индии: различные теории
Есть много теорий, такие как традиционная, расовая, политическая, профессиональная, эволюционная и т. д., которые пытаются объяснить кастовую систему в Индии.
Традиционная теория
Согласно этой теории, кастовая система имеет божественное происхождение, она является продолжением системы варн. Варны, в свою очередь, произошли от тела абсолютного божетсва Брахмы.
На вершине иерархии находятся брамины, которые были в основном учителями и интеллектуалами и происходили из головы Брахмы. Кшатрии, или воины и правители, вышли из его рук. Вайшьи, или торговцы, были созданы из его бедер. Внизу иерархии – шудры, они родились из ног Брахмы.
Происхождение варн в зависимости от части тела Брахмы имеет простое объяснение. Рот означает использование для проповеди, обучения и т. п., руки – защита, бедра – ведение бизнеса, ступни помогают всему телу, поэтому обязанность шудр состоит в том, чтобы служить всем остальным варнам.
Сторонники этой теории ссылаются на Пурушасукту из Ригведы, Манусмрити и т. д., чтобы придать авторитетности своей позиции.
Расовая теория
Санскритское слово для касты – варна, что означает цвет. Кастовая стратификация индийского общества берет свое начало в четырехчленной варновой системе, включающей брахман, каштриев, вайшьи и шудры. Индийский социолог Д.Н. Маджумдар в своей книге “Расы и культура в Индии” пишет, что кастовая система родилась после прибытия арийцев в Индию.
Ведическая литература подчеркивает различия между ариями и неариями (дасами), не только в их цвете лица, но также в их речи, религиозных практиках и физических характеристиках.
Система варн, распространенная в течение ведического периода, была основана главным образом на разделении труда и вида занятий. Три класса – Брахма, Кшатра и Вис – часто упоминаются в Ригведе. Брахма и Кшатра представляли учёных-священников и военачальников. Вис состоял из всех простых людей. Название четвертого класса, «шудра», встречается в Ригведе только один раз. Класс “шудра” состоял из домашних слуг.
Политологическая теория
Согласно этой теории, кастовое устройство представляет из себя хитроумную систему, изобретенную браминами для того, чтобы поставить себя на самую высокую ступень социальной иерархии.
Д-р Гурье заявляет: «Каста – брахманское дитя индоарийской культуры, обитающей в земле Ганга, а затем перенесенной в другие части Индии».
Брахманы даже ввели понятие духовной заслуги для царя через класс священнослужителей, чтобы заручиться поддержкой правителя страны.
Профессиональная теория
Кастовая иерархия, согласно профессиональной теории, “сортирует” людей в соответствии с родом занятий. Те профессии, которые считались лучшими и респектабельными, делали тех, кто их выполнял, выше тех, кто занимался грязными, “недостойными” профессиями.
Согласно Ньюфилду, «одна только функция ответственна за происхождение кастовой структуры в Индии». С функциональной дифференциацией возникла профессиональная дифференциация и многочисленные профессиональные подклассы.
Эволюционная теория
Согласно этой теории, кастовая система возникла не неожиданно. Это результат длительного процесса социальной эволюции.
Причины появления каст согласно эволюционной теории:
Необходимо отметить, что именно с постведического периода древнее различие между ариями и шудрами стало проявляться как “двиджа” и “шудра”. Первые три варны называются “двиджа” (дваждырождённые), потому что они должны пройти церемонию инициации, которая является символом перерождения. “Шудра” называются “экаджати” (“единожды рождённые”).
Кастовая система активно развивалась после Маурского периода, особенно с появлением династии Шунга, основанной Пушьямитрой Шунгой (184 год до н.э.). Эта династия была страстным покровителем «брахманизма». Благодаря Манусмрити, брахманы обосновали своё превосходство и наложили жесткие ограничения на шудр. Манусмрити упоминает, что “у шудры, оскорбляющего дваждырожденного человека, отрежут язык”.
Китайский ученый Хён Цанг, посетивший Индию в 630 году нашей эры, пишет, что «брахманизм господствовал в стране, каста управляла социальной структурой, и люди, занимавшиеся нечистыми профессиями, такие как мясники, падальщики, должны были жить за пределами города».
Основные особенности кастовой системы в Индии
Сегментарное деление общества
Общество делится на различные небольшие социальные группы, называемые кастами. Каждая из этих каст представляет собой хорошо развитую социальную группу, состав которой определяется с учетом рождения.
Иерархия
Согласно Луи Дюмону, касты учат нас фундаментальному социальному принципу иерархии. На вершине этой иерархии находится каста браминов, а внизу – неприкасаемые. Между ними находятся промежуточные касты, относительные положения которых не всегда ясны.
Эндогамия
Эндогамия является главной характеристикой касты, то есть члены касты или подкасты должны вступать в брак в пределах своей касты или подкасты. Нарушение правила эндогамии означало бы остракизм и потерю касты. Тем не менее, гипергамия (практика вступления в брак женщин с кем-то, кто богаче или более высокой касты или социального статуса) и гипогамия (брак с человеком с более низким социальным статусом) также были распространены.
Принцип “готра экзогамия” (gotra exogamy) также поддерживается в каждой касте. Каждая каста подразделяется на разные мелкие единицы на основе готры. Члены одной готры, как полагают, являются наследниками общего предка, следовательно, запрещение брака в одной и той же готре.
Наследственный статус и род занятий
Мегастен, греческий путешественник в Индию в 300 г. до н.э., упоминает наследственную родословную как одну из двух особенностей кастовой системы (другой является эндогамия).
Ограничение на еду и напитки
Обычно каста не принимает приготовленную пищу от любой другой касты, которая стоит ниже, чем она сама в социальном масштабе, из-за понятия загрязнения.
Были также различные табу, связанные с едой. Табу кулинарии, которая определяет людей, которые могут готовить еду. Запрет на питание, который может устанавливать ритуал. Табу, касающееся человека, с которым можно есть пищу. Наконец, табу, связанное с материалом сосуда (из глины, меди или латуни), который можно использовать для питья или приготовления пищи. Например: в северной Индии брамин принимал пищу пакки (приготовленную в топленом масле) только из некоторых каст ниже своей. Тем не менее, ни один человек не примет пищу качча (приготовленную в воде), приготовленную низшей кастой. Пища, приготовленная брамином, приемлема для всех. Говядина не допускалась никакими кастами, кроме хариджанов.
Особое имя
У каждой касты есть свое имя, которое мы можем идентифицировать. Иногда занятие также связано с определенной кастой.
Концепция Чистоты и Загрязнения
Высшие касты утверждали, что обладают ритуальной, духовной и расовой чистотой, которую они поддерживают, удерживая низшие касты от понятия загрязнения. Идея загрязнения означает, что прикосновение человека из низшей касты загрязнит или осквернит человека из более высокой касты. Даже его тень считается достаточной, чтобы загрязнять человека более высокой касты.
Джати Панчаят
Статус каждой касты тщательно защищен не только кастовыми законами, но и конвенциями. Они открыто исполняются сообществом через руководящий орган или совет под названием Jati Panchayat. Эти панчаяты в разных регионах и кастах названы особым образом, например, Кулдрия в Мадхья-Прадеше и Джохила в Южном Раджастхане.
Варны и касты: в чём разница
Варна и каста – это два разных понятия, хотя некоторые люди ошибочно считают, что это одно и то же. Вот несколько критериев, которые различают варны и касты.
1. Буквально “варна” означает цвет и происходит от корня “ври”, что означает выбор своей профессии. Следовательно, Варна заботится о своем “цвете” или профессии.
Каста или “джати” происходит от коренного слова “джана”, которое подразумевает рождение. Таким образом, каста связана с рождением.
2. Варн всего четыре: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры.
Каст очень много, их сотни и тысячи. Касты также имеют много подразделений, известных как подкасты.
3. Варны – это общеиндийское явление.
Наличие множества каст основано на региональных и языковых различиях.
4. По сравнению с кастами мобильность внутри варн относительно широка в зависимости от таланта и знаний индивида.
Касты основаны на жестких принципах. Это закрытый тип стратификации.
5. Варненская система свободна от социально-экономических и политических недостатков.
Каста налагает много ограничений на участников.
6. Соотношение варн друг с другом в основном положительное.
Корреляция между кастами не всегда положительна. Возможны различия в связи с экономическим, политическим и образовательным статусом различных групп.
Функции кастовой системы
Негативное влияние кастовой системы
Является ли кастовая система уникальной для Индии?
Кастовая система встречается в других странах, таких как Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Кастоподобные системы также встречаются в Индонезии, Китае, Корее, Йемене, а также в некоторых странах Африки, Европы.
Но что отличает индийскую кастовую систему от остальной, так это ключевая тема чистоты и загрязнения, которая является второстепенной или незначительной в других подобных системах мира. В Йемене существует наследственная каста аль-Ахдама, в которую входят работники физического труда. Буракумины в Японии, первоначально принадлежавшие к общинам изгоев японской феодальной эпохи, относятся к профессиям, которые считаются нечистыми или “испорченными” смертью домашних животных.
Индия уникальна в некоторых аспектах.
Подводя итог, следует сказать, что каста как культурный феномен (т. е. как идеология или система ценностей) встречается только в Индии. В случае, когда кастовая система рассматривается как структурный феномен, она встречается и в других обществах.
Существует четыре социологических подхода к касте, которые различают 4 уровня теоретической формулировки: культурный и структурный, а также универсальный и частичный.
Является ли кастовая система уникальной для индуизма?
Кастовые различия практикуются в других религиях, таких как непальский буддизм, христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Но главное отличие заключается в том, что кастовая система в индуизме упоминается в его священных писаниях, в то время как другие религии приняли касту как часть социального устройства общества или религиозных особенностей. Другими словами, кастовая система в индуизме – это религиозный институт, а в других – социальный.
Разрушение кастовой системы
Кастовая система в Индии претерпевает изменения в связи с прогрессом в образовании, технологиях, модернизации и изменениях в общем социальном пространстве. Несмотря на общее улучшение условий низших каст, Индии еще предстоит пройти долгий путь, чтобы искоренить пороки кастовой системы.