В чем выражаются парадоксы долгого 19 века стр 5 8
Долгий 19 век
Обращение к Новой истории исключительно важно для понимания событий современности, поскольку именно тогда закладывались основы современного общества, формировались его материальные и духовные предпосылки, включая нормы повседневной жизни.
Второй период Новой истории — Долгий XIX век — начинался под знаком Великой французской революции, развитие которой привело к установлению империи Наполеона I. За годы революции и империи во Франции коренным образом изменились социально-экономические отношения, которые в дальнейшем по французскому примеру стали меняться и в других странах. Эти изменения, а также промышленный переворот, начавшийся в Великобритании, заложили основы новой, индустриальной цивилизации. Её становление породило множество социально-экономических и политических проблем, которые стали узловыми для истории XIX — начала XX в.
Европа ещё долгие годы оставалась ареной революционных потрясений. Однако перемены в социальной структуре западного общества и появление новых общественных классов изменили характер революционного процесса, основной силой которого стал рабочий класс. Революционное движение вышло за пределы Европы.
Система международных отношений, созданная после крушения наполеоновской империи, оставила много нерешённых проблем, послуживших основой новых конфликтов, которые ещё долго определяли характер взаимоотношений между государствами. Особое место в международной политике этого периода занял Восточный вопрос, возникший в связи с процессом разрушения Османской империи. В течение XIX в. завершилось британское завоевание Индии и началось её полное преобразование. Страны Дальнего Востока на протяжении XIX столетия были насильственно «открыты» для мировой торговли, что положило начало совершенно новой главе в их истории. Разными способами страны Востока и других частей света постепенно вовлекались в единую мировую систему хозяйства и международных отношений, созданную европейцами. Материал с сайта http://doklad-referat.ru
В период Долгого XIX века зародились новые направления общественной мысли, определяющие содержание социально-политической борьбы во многих странах мира до настоящего времени. Новые направления обозначились также в искусстве. На смену классицизму пришёл романтизм, а затем — реализм. Этот период был отмечен множеством шедевров и выдающихся достижений во всех областях культуры. Большие результаты были достигнуты в развитии науки. Развернувшаяся научная революция повлекла за собой переворот в технике, транспорте, средствах связи и многих других сферах человеческой жизни. Всё это создавало предпосылки для коренных перемен в повседневной жизни человека.
Новая история завершилась Первой мировой войной (1914—1918 гг.), следствием которой стали распад прежней, довоенной системы международных отношений и глубокие перемены в развитии всех стран мира.
В чём выражаются парадоксы долгого 19 века?(история 8 класс)
Ответы на вопрос
много потрудившись на землю за новгород и псков за всё великое княжение, отдавая живот свой за православную веру..
это александр невский.
в риме за всю было 7 царей после изнания последнего царя стал республикой
Похожие вопросы
Вопросы по предметам
I. Вступление.
II. «Чиновники перед действительным ревизором».
1. Какие меры будут предприняты чиновниками:
а) городничим;
б) судьей;
в) попечителем богоугодных заведений;
г) смотрителем училищ;
д) почмейстером?
Мета: закріпити матеріал, вивчений під час засвоєння теми «Обмін речовин і перетворення енергії». Навчитися складати схеми метаболізму вуглеводів, ліпідів і білків в організмі людини.
1. Пригадайте, у якій формі до організму людини надходять вуглеводи, білки та ліпіди, що є «будівельним матеріалом» для синтезу поліпептидів, полісахаридів і жирів. Розгляньте схему синтезу білка (мал. 1). Перемалюйте її у свій зошит.
2. Замість арабських цифр на схемі напишіть назви речовин і структур зі списку (зверніть увагу, що список містить зайві речовини): мРНК, тРНК, ДНК, рибосома, мітохондрія, хлоропласт, вільна глюкоза, зв’язана глюкоза, вільна амінокислота, «активована» амінокислота, поліпептидний ланцюг, полісахарид. Укажіть напрямок руху структури 6. Правильний напрямок позначено римською цифрою І чи ІІ?
3. Розгляньте малюнок 2. Складіть схему синтезу жиру, враховуючи, що попередником гліцеролу може бути піруват, а жирних кислот — ацетил-КоА. Замість знаків запитання «?» укажіть назви сполук і назву процесу.
4. Поміркуйте, що може бути попередником для синтезу моносахаридів в організмі людини.
5. Користуючись блок-схемою, наведеною на малюнку 3, складіть схему синтезу полісахаридів (укажіть визначеного вами попередника). Замість арабських цифр на схемі напишіть назви речовин зі списку (зверніть увагу, що список містить зайві речовини, а також різними цифрами можуть бути позначені речовини з подібною назвою): гліцерол, піруват, моносахарид, олігосахарид із залишків одного й того самого мономера, олігосахарид із залишків різних мономерів, полісахарид із залишків одного й того самого мономера, полісахарид із залишків різних мономерів.
6. Розгляньте схему катаболізму жирів, полісахаридів і білків, наведену на малюнку 4. Складіть власну.
7. Замість арабських цифр на схемі напишіть назви речовин зі списку (зверніть увагу, що список містить зайві речовини): амінокислоти; ацетил-КоА; вода; вуглекислий газ; гліцерол; жирні кислоти; моносахариди; нуклеотиди; олігопептиди; піруват; сечовина; фосфоліпіди.
8. Замість римських цифр на схемі напишіть назви процесів зі списку (зверніть увагу, що один і той самий процес може бути позначений різними цифрами): гліколіз, травлення, цикл Кребса. Укажіть, які із цих процесів відбуваються поза клітиною, які в цитоплазмі клітини, а які — у мітохондріях?
10 занимательных логических парадоксов
Учёные и мыслители с давних времён любят развлекать себя и коллег постановкой неразрешимых задач и формулированием разного рода парадоксов. Некоторые из подобных мысленных экспериментов сохраняют актуальность на протяжении тысяч лет, что свидетельствует о несовершенстве многих популярных научных моделей и «дырах» в общепринятых теориях, давно считающихся фундаментальными. Предлагаем вам поразмыслить над наиболее интересными и удивительными парадоксами, которые, как сейчас выражаются, «взорвали мозг» не одному поколению логиков, философов и математиков.
1. Апория «Ахиллес и черепаха»
Парадокс Ахиллеса и черепахи — одна из апорий (логически верных, но противоречивых высказываний), сформулированных древнегреческим философом Зеноном Элейским в V-м веке до нашей эры. Суть её в следующем: легендарный герой Ахиллес решил посоревноваться в беге с черепахой. Как известно, черепахи не отличаются прыткостью, поэтому Ахиллес дал сопернику фору в 500 м. Когда черепаха преодолевает эту дистанцию, герой пускается в погоню со скоростью в 10 раз большей, то есть пока черепаха ползёт 50 м, Ахиллес успевает пробежать данные ей 500 м форы. Затем бегун преодолевает следующие 50 м, но черепаха в это время отползает ещё на 5 м, кажется, что Ахиллес вот-вот её догонит, однако соперница всё ещё впереди и пока он бежит 5 м, ей удаётся продвинуться ещё на полметра и так далее. Дистанция между ними бесконечно сокращается, но по идее, герою так и не удаётся догнать медлительную черепаху, она ненамного, но всегда опережает его.
Конечно, с точки зрения физики парадокс не имеет смысла — если Ахиллес движется намного быстрее, он в любом случае вырвется вперёд, однако Зенон, в первую очередь, хотел продемонстрировать своими рассуждениями, что идеализированные математические понятия «точка пространства» и «момент времени» не слишком подходят для корректного применения к реальному движению. Апория выявляет расхождение между математически обоснованной идеей, что ненулевые интервалы пространства и времени можно делить бесконечно (поэтому черепаха должна всегда оставаться впереди) и реальностью, в которой герой, конечно, выигрывает гонку.
2. Парадокс временной петли
Парадоксы, описывающие путешествия во времени, давно служат источником вдохновения для писателей-фантастов и создателей научно-фантастических фильмов и сериалов. Существует несколько вариантов парадоксов временной петли, один из самых простых и наглядных примеров подобной проблемы привёл в своей книге «The New Time Travelers» («Новые путешественники во времени») Дэвид Туми, профессор из Университета Массачусетса.
Представьте себе, что путешественник во времени купил в книжном магазине экземпляр шекспировского «Гамлета». Затем он отправился в Англию времён Королевы-девы Елизаветы I и отыскав Уильяма Шекспира, вручил ему книгу. Тот переписал её и издал, как собственное сочинение. Проходят сотни лет, «Гамлета» переводят на десятки языков, бесконечно переиздают, и одна из копий оказывается в том самом книжном магазине, где путешественник во времени покупает её и отдаёт Шекспиру, а тот снимает копию и так далее… Кого в таком случае нужно считать автором бессмертной трагедии?
3. Парадокс девочки и мальчика
В теории вероятностей этот парадокс также называют «Дети мистера Смита» или «Проблемы миссис Смит». Впервые он был сформулирован американским математиком Мартином Гарднером в одном из номеров журнала «Scientific American». Учёные спорят над парадоксом уже несколько десятилетий и существует несколько способов его разрешения. Поразмыслив над проблемой, вы можете предложить и свой собственный вариант.
В семье есть двое детей и точно известно, что один из них — мальчик. Какова вероятность того, что второй ребёнок тоже имеет мужской пол? На первый взгляд, ответ вполне очевиден — 50 на 50, либо он действительно мальчик, либо девочка, шансы должны быть равными. Проблема в том, что для двухдетных семей существует четыре возможных комбинации полов детей — две девочки, два мальчика, старший мальчик и младшая девочка и наоборот — девочка старшего возраста и мальчик младшего. Первую можно исключить, так как один из детей совершенно точно мальчик, но в таком случае остаются три возможных варианта, а не два и вероятность того, что второе чадо тоже мальчик — один шанс из трёх.
4. Парадокс Журдена с карточкой
Проблему, предложенную британским логиком и математиком Филиппом Журденом в начале XX-го века, можно считать одной из разновидностей знаменитого парадокса лжеца.
Представьте себе — вы держите в руках открытку, на которой написано: «Утверждение на обратной стороне открытки истинно». Перевернув открытку, вы обнаруживаете фразу «Утверждение на другой стороне ложно». Как вы понимаете, противоречие налицо: если первое утверждение правдиво, то второе тоже соответствует действительности, но в таком случае первое должно оказаться ложным. Если же первая сторона открытки лжива, то фразу на второй также нельзя считать истинной, а это значит, первое утверждение опять-таки становится правдой… Ещё более интересный вариант парадокса лжеца — в следующем пункте.
5. Софизм «Крокодил»
Отрицательный ответ женщины всё значительно усложняет — если он оказывается верным, похититель должен выполнить условия сделки и отпустить дитя, но таким образом ответ матери не будет соответствовать действительности. Чтобы обеспечить лживость такого ответа, крокодилу нужно вернуть ребёнка матери, но это противоречит договору, ведь её ошибка должна оставить чадо у крокодила.
Стоит отметить, что сделка, предложенная крокодилом, содержит логическое противоречие, поэтому его обещание невыполнимо. Автором этого классического софизма считается оратор, мыслитель и политический деятель Коракс Сиракузский, живший в V-м веке до нашей эры.
6. Апория «Дихотомия»
Ещё один парадокс от Зенона Элейского, демонстрирующий некорректность идеализированной математической модели движения. Проблему можно поставить так — скажем, вы задались целью пройти какую-нибудь улицу вашего города от начала и до конца. Для этого вам необходимо преодолеть первую её половину, затем половину оставшейся половины, далее половину следующего отрезка и так далее. Иначе говоря — вы проходите половину всего расстояния, затем четверть, одну восьмую, одну шестнадцатую — количество уменьшающихся отрезков пути стремится к бесконечности, так как любую оставшуюся часть можно разделить надвое, значит пройти весь путь целиком невозможно. Формулируя несколько надуманный на первый взгляд парадокс, Зенон хотел показать, что математические законы противоречат реальности, ведь на самом деле вы можете без труда пройти всё расстояние без остатка.
7. Апория «Летящая стрела»
Знаменитый парадокс Зенона Элейского затрагивает глубочайшие противоречия в представлениях учёных о природе движения и времени. Апория сформулирована так: стрела, выпущенная из лука, остаётся неподвижной, так как в любой момент времени она покоится, не совершая перемещения. Если в каждый момент времени стрела покоится, значит она всегда находится в состоянии покоя и не движется вообще, так как нет момента времени, в который стрела перемещается в пространстве.
Выдающиеся умы человечества веками пытаются разрешить парадокс летящей стрелы, однако с логической точки зрения он составлен абсолютно верно. Для его опровержения требуется объяснить, каким образом конечный временной отрезок может состоять из бесконечного числа моментов времени — доказать это не удалось даже Аристотелю, убедительно критиковавшему апорию Зенона. Аристотель справедливо указывал, что отрезок времени нельзя считать суммой неких неделимых изолированных моментов, однако многие учёные считают, что его подход не отличается глубиной и не опровергает наличие парадокса. Стоит отметить, что постановкой проблемы летящей стрелы Зенон стремился не опровергнуть возможность движения, как таковую, а выявить противоречия в идеалистических математических концепциях.
8. Парадокс Галилея
В своём труде «Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки» Галилео Галилей предложил парадокс, демонстрирующий любопытные свойства бесконечных множеств. Учёный сформулировал два противоречащих друг другу суждения. Первое: есть числа, представляющие собой квадраты других целых чисел, например 1, 9, 16, 25, 36 и так далее. Существуют и другие числа, у которых нет этого свойства — 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10 и тому подобные. Таким образом, общее количество точных квадратов и обычных чисел должно быть больше, чем количество только точных квадратов. Второе суждение: для каждого натурального числа найдётся его точный квадрат, а для каждого квадрата существует целый квадратный корень, то есть, количество квадратов равно количеству натуральных чисел.
На основании этого противоречия Галилей сделал вывод, что рассуждения о количестве элементов применены только к конечным множествам, хотя позже математики ввели понятие, мощности множества — с его помощью была доказана верность второго суждения Галилея и для бесконечных множеств.
9. Парадокс мешка картофеля
Допустим, у некоего фермера имеется мешок картофеля весом ровно 100 кг. Изучив его содержимое, фермер обнаруживает, что мешок хранился в сырости — 99% его массы составляет вода и 1% остальные вещества, содержащиеся в картофеле. Он решает немного высушить картофель, чтобы содержание воды в нём снизилось до 98% и переносит мешок в сухое место. На следующий день оказывается, что, один литр (1 кг) воды действительно испарился, но вес мешка уменьшился со 100 до 50 кг, как такое может быть? Давайте посчитаем — 99% от 100 кг это 99 кг, значит соотношение массы сухого остатка и массы воды изначально было равно 1/99. После сушки вода насчитывает 98% от общей массы мешка, значит соотношение массы сухого остатка к массе воды теперь составляет 1/49. Так как масса остатка не изменилась, оставшаяся вода весит 49 кг.
Конечно, внимательный читатель сразу обнаружит грубейшую математическую ошибку в расчётах — мнимый шуточный «парадокс мешка картофеля» можно считать отличным примером того, как с помощью на первый взгляд «логичных» и «научно подкреплённых» рассуждений можно буквально на пустом месте выстроить теорию, противоречащую здравому смыслу.
10. Парадокс воронов
Проблема также известна, как парадокс Гемпеля — второе название она получила в честь немецкого математика Карла Густава Гемпеля, автора её классического варианта. Проблема формулируется довольно просто: каждый ворон имеет чёрный цвет. Из этого следует, что всё, что не чёрного цвета, не может быть вороном. Этот закон называется логическая контрапозиция, то есть если некая посылка «А» имеет следствие «Б», то отрицание «Б» равнозначно отрицанию «А». Если человек видит чёрного ворона, это укрепляет его уверенность, что все вороны имеют чёрный окрас, что вполне логично, однако в соответствии с контрапозицией и принципом индукции, закономерно утверждать, что наблюдение предметов не чёрного цвета (скажем, красных яблок) также доказывает, что все вороны окрашены в чёрный цвет. Иными словами — то, что человек живёт в Санкт-Петербурге доказывает, что он живёт не в Москве.
С точки зрения логики парадокс выглядит безукоризненно, однако он противоречит реальной жизни — красные яблоки никоим образом не могут подтверждать тот факт, что все вороны чёрного цвета.
В чём выражаются парадоксы долгого 19 века?(история 8 класс)
Ответы на вопрос
много потрудившись на землю за новгород и псков за всё великое княжение, отдавая живот свой за православную веру..
это александр невский.
в риме за всю было 7 царей после изнания последнего царя стал республикой
Похожие вопросы
Вопросы по предметам
I. Вступление.
II. «Чиновники перед действительным ревизором».
1. Какие меры будут предприняты чиновниками:
а) городничим;
б) судьей;
в) попечителем богоугодных заведений;
г) смотрителем училищ;
д) почмейстером?
Мета: закріпити матеріал, вивчений під час засвоєння теми «Обмін речовин і перетворення енергії». Навчитися складати схеми метаболізму вуглеводів, ліпідів і білків в організмі людини.
1. Пригадайте, у якій формі до організму людини надходять вуглеводи, білки та ліпіди, що є «будівельним матеріалом» для синтезу поліпептидів, полісахаридів і жирів. Розгляньте схему синтезу білка (мал. 1). Перемалюйте її у свій зошит.
2. Замість арабських цифр на схемі напишіть назви речовин і структур зі списку (зверніть увагу, що список містить зайві речовини): мРНК, тРНК, ДНК, рибосома, мітохондрія, хлоропласт, вільна глюкоза, зв’язана глюкоза, вільна амінокислота, «активована» амінокислота, поліпептидний ланцюг, полісахарид. Укажіть напрямок руху структури 6. Правильний напрямок позначено римською цифрою І чи ІІ?
3. Розгляньте малюнок 2. Складіть схему синтезу жиру, враховуючи, що попередником гліцеролу може бути піруват, а жирних кислот — ацетил-КоА. Замість знаків запитання «?» укажіть назви сполук і назву процесу.
4. Поміркуйте, що може бути попередником для синтезу моносахаридів в організмі людини.
5. Користуючись блок-схемою, наведеною на малюнку 3, складіть схему синтезу полісахаридів (укажіть визначеного вами попередника). Замість арабських цифр на схемі напишіть назви речовин зі списку (зверніть увагу, що список містить зайві речовини, а також різними цифрами можуть бути позначені речовини з подібною назвою): гліцерол, піруват, моносахарид, олігосахарид із залишків одного й того самого мономера, олігосахарид із залишків різних мономерів, полісахарид із залишків одного й того самого мономера, полісахарид із залишків різних мономерів.
6. Розгляньте схему катаболізму жирів, полісахаридів і білків, наведену на малюнку 4. Складіть власну.
7. Замість арабських цифр на схемі напишіть назви речовин зі списку (зверніть увагу, що список містить зайві речовини): амінокислоти; ацетил-КоА; вода; вуглекислий газ; гліцерол; жирні кислоти; моносахариди; нуклеотиди; олігопептиди; піруват; сечовина; фосфоліпіди.
8. Замість римських цифр на схемі напишіть назви процесів зі списку (зверніть увагу, що один і той самий процес може бути позначений різними цифрами): гліколіз, травлення, цикл Кребса. Укажіть, які із цих процесів відбуваються поза клітиною, які в цитоплазмі клітини, а які — у мітохондріях?
Парадокс
В. Шмид
(Гамбургский университет)
Заметки о парадоксе
Парадоксы русской литературы: Сб. статей под ред.
Мыслитель без парадокса —
это любовник без страсти.
Кьеркегор 1
2. Самый древний из известных парадоксов — засвидетельствованный Аристотелем 7 парадокс «Лжец»: «Эпименид из Крита говорит: Все жители Крита лгут». Сокращенная версия такого типа парадокса гласит: «Я лгу». Эти образцы семантического парадокса отличаются тремя признаками, которые многие теоретики считают основополагающими для парадокса вообще, — противоречивостью, авторефлексивностью, циркулярностью. 8
—————————————
1 Kierkegaards. Samlede Vaerker/Ed. Drachmann A. B. et al. K ø bcnhavn, 1901—1906.Vol. 4. P. 204.
2 Его антоним ενδοξος означает «общепризнанный». Aristoteles. Topica 104a 8—15.
3 Aristoteles. Topica 104b 24. Перевод, если не оговорено — мой, В. Ш.
4 Aristoteles. De arte rhetorica 1412a 27.
5 Cicero M. T. Paradoxa Stoicorum. Proocmium 4 (цит. по: Probst R. Paradox // Historisches Wörterbuch der Philosophie / Ed. Gründer K.. Ritter J., Gabriel G. Basel. 1989. Bd. 7. Spalte 82).
6 Quintilianus M. F. Instituüo oratoria. Über IV. l. 41.
7 Aristoteles. Sophistici clenchi 25 180b 2-7.
8 Cp. Hughes P. and Brecht G. Vicious Circles and Infmity: A Panoply of Paradoxes. London. 1975; WuchterlK. Paradox. Philosophisch //Theologische Rcalcnzyklopädie. Bd. 25. S.731-737.
«[παράδοξον] suspendit sensum, deinde subicit aliquid eo, contra expectationem auditoris, sive maius sive minus, et idco sustentatio vel inopinatum dicitur». 9
«[Парадокс] оставляет мысль на пол-пути, тогда он приводит что-то более или менее противоречащее ожиданию слушателя, и поэтому он называется откладывание или неожиданное».
«Et stupor apprehendit omnes, et magnificabant Deum. B repleti sunt timore, dicenles: Quia vidimus mi rabilia hodie» (Vulgata).
«И ужас обнял их, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне».
11
5. Риторический парадокс, заключающийся в противоречии между членами высказывания (напр. «Только слепой Бога узрит»), возникает вследствие смены точек зрения. 11 На более высоком уровне противоречие снимается. Такое понимание выражается в радикальном тезисе, что парадокс — это проблема не бытия, но наблюдателя. 12 Парадокс часто описывает не объективное противоречие в наблюдаемой действительности, а вытекает в большинстве случаев из точки зрения субъективного, сосредоточенного на каком-либо особом аспекте наблюдателя. Взаимоисключающими являются не столько стороны самой действительности, сколько применяемые к ним точки зрения. К этому феномену можно отнести, например, знаменитый парадокс Зенона из Элей, известный под названием «Ахилл и черепаха». Этот парадокс возникает лишь из-за неадекватности точки зрения. Ахилл в самом деле никогда не догонит черепаху, если он добегает только лишь до той точки, на которой находилась черепаха в тот момент, когда он тронулся с места. Разумеется, в действительности Ахиллу не составляет труда догнать черепаху. Однако он не может бежать только до того места, где находится черепаха в тот момент, когда он пускается бежать, но должен бежать — как это ни парадоксально — туда, где черепахи нет. Ошибка парадокса заключается, во-первых, в том, что бесконечный ряд уменьшающихся расстояний между Ахиллом и черепахой имеет конечное предельное значение, во-вторых, в том, что бесконечной является только возможность деления пути на отрезки, а не сам делимый путь или делимое время.
6. Парадокс (с его синтаксической редукцией — оксюмороном — т. е. «остро режущей глупостью», от слов οξύς «острый» и μωρος «глупый») содержит некое противоречие (между двумя сторонами бытия или двумя точками зрения), замедляет понимание, приводит воспринимающего в напряжение, вызывает усиление мышления и в итоге ведет к обнаружению скрытой истины, которая разоблачает «доксу», показывая ее иллюзорность. «Видимость», «фантазия», «заблуждение», «химера» образуют третью группу значений, которые, наряду со значениями 1) «ожидание» и 2) «мнение», «суждение» может иметь понятие «докса» (еще одну группу составляют значения «доброе имя», «слава», «почет» и — в Новом Завете — «величие», ср. δοξάζειν — «славить»).
—————————
12
7. Раскрытие «доксы» как иллюзорного, ошибочного мнения делает парадокс местом пребывания существенной, глубокой истины. Установка на скрытую до сих пор истину является постоянным компонентом распространенных определений парадокса:
«Парадокс эффектным образом ставит две величины в поразительные, казалось бы, противоречащие отношения, раскрывая таким образом в большей или меньшей степени сокрытое положение вещей». 13
8. Глубокая истинность отличает парадокс от абсурда, с которым он нередко путается. Уже И. Микрэлиус (1661) констатирует: « Interim παράδοξον etiam sumitur pro absurdo » («Иногда принимают парадокс за абсурд»), уточняя:
9. От парадокса до абсурда — лишь один шаг. Стоит только забыть об оговорках, присущих парадоксальной речи, понимая фигуральное в буквальном смысле, и сразу же истинный парадокс превращается в нелепость. Такое превращение демонстрирует Пушкин в повести «Гробовщик». Герой повести превращает настоящий парадокс своего ремесла, то, что он живет за счет смерти своих клиентов, в абсурдность, выражающуюся в том, что он приглашает своих «благодетелей», «мертвецов православных», на новоселье. 16
10. В судебной риторике парадокс был прежде всего средством убеждения, которое должно было побудить слушателя к принятию чуждой для него до этого точки зрения, средством, действующим тем субтильнее, чем больше понимающий признает себя активным разоблачителем и опровергателем старых представлений.
——————
13 Bühlmann W.. Scherer K. Stilfiguren der Bibel. Fribourg, 1973. S. 93.
14 Suhamy H. Les figures du style. Paris, 1983. S. 118—119.
15 Micraelius J. Lex. philos. 2. ed. 1961. P. 12. Цит. по: Probst R. Paradox. S. 84.
16 Подробнее см. нижеследующую мою статью «Парадоксальность Пушкина».
13
11. Его дидактическая диспозиция воздействия, его стимулирующий познание потенциал позволяют сравнить понятие парадокса с термином Шкловского «остранение», точнее — с теми его аспектами, которые сводятся к этической функции. Парадокс как средство остранения истины уже знали немецкие романтики. В своей статье «Über die Unverständlichkeit» («О непонятности») пишет Фридрих Шлегель:
«Alle höchsten Wahrheiten jeder Art sind durchaus trivial, und eben darum ist nichts notwendiger als sie immer neu und womöglich immer paradoxer auszudrücken, damit es nicht vergessen wird, daß sie noch da sind und daß sie nie eigentlich ganz ausgesprochen werden können». 17
«Все высшие истины всякого рода являются вполне тривиальными, и поэтому крайне необходимо выражать их всегда по-новому и, по возможности, каждый раз парадоксальнее, для того чтобы не забыть, что они все еще существуют и что они не поддаются полному выражению».
Процитированное высказывание подразумевает знание и о том, что Шкловский называл автоматизацией остранения, Шопенгауэр делает вывод, что «истине присуждается только короткое торжество между теми длительными сроками, когда она передается проклятию как парадоксальная и презирается как тривиальная». 18 Преходящая свежесть парадоксов подтверждается также Марселем Прустом: «Les paradoxes d’aujourd’hui sont les prejuges de demain» («Парадоксы сегодняшнего дня — это предрассудки завтрашнего дня»). 19
12. Однако, если понимать парадокс как высказывание, совмещающее в себе два исключающих друг друга термина («Scio quia nescio» [Сократ]; «Только слепой Бога узрит»; «Deus mundo satan, Christus Antichristus» [С. Франк]), то он может быть связан с длительной действенностью. Об этом говорит Новалис:
14
13. Собственная истина парадокса не поддается прямому выражению, но может возникнуть лишь в модусе противоречия, в колебании между двумя взаимоисключающими истинами (напр. «media vita in morte sumus», «умереть — значит жить»). Так же как и метафора, содержащая в себе парадокс — стоит лишь вспомнить об Ахилле, предстающим как лев на поле битвы, — парадокс не может быть переведен. Парадокс требует разгадки и одновременно противится ей. Он является процессом, непрекращающимся движением.
15. Нарративные структуры также содержат более или менее явные парадоксы. Стоит лишь вспомнить вариацию Л. Стерна на парадокс Зенона в отношении процесса рассказывания к рассказанному: Если рассказчик из «Тристрама Шенди» в первый год своих записок и в четвертой книге еще не продвинулся дальше момента своего рождения, то он живет в 365 раз быстрее, чем он пишет. Отсюда следует удручающий вывод:
«instead of advancing, äs a conunon writcr, in my work with what I have been doing at i t — on the contrary. I am just thrown so many volumcs backi» (Vol. IV. Ch. 13).
«вместо того чтобы подвинуться вперед, по мере дальнейшей работы — как обыкновенные писатели, я, наоборот, отодвинулся на несколько же томов назад. »
Рассказчик никогда не сможет закончить описание истории своей жизни, так как чем больше он продвигается в своем рассказывании, тем больше ему нужно рассказать. 23
———————————-
21 См.: Stählin G. Skandalon. Die Geschichte eines biblischen Begriffs. Gütersloh, 193 0; егo жe: σκάνδαλον, σκ ανδαλίζω ) // Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Bd. 7. Stuttgart, 1964. S. 338—358; Käsler D. Der politische Skandal. Zur symbolischen und dramaturgischen Qualität von Politik. Opiaden, 1991. S. 71—85.
22 См.: HofsiadterD. R. Gödel. Eschcr. Bach: an Etcmal Golden Braid. New York. 1979. Second edition 1985.
23 См.: Schwanttz D. Laurence Sternes «(Tristram Shandy» und der Wcttlauf zwischen AchiUei und der Schildkröte // Das Paradox. S. 409—430.
15
16. Парадоксы прячутся в каждом фикциональном тексте. Специфически парадоксальными являются повествовательные высказывания в фантастической литературе. Характер парадокса носят все разбивающие иллюзию выпадения из вымышленного мира повествования, которые Ж. Женетт в своем «Discours du recit» называет «нарративными металепсисами»24, как например в «Жаке-фаталисте» Дидро:
«Si cela vous fait plaisir. remettons la paysannc en croupe dcmere son conducteur, laissons-les aller et rcvcnons a nos deux voyageurs».
«Если вам »го будет угодно, посадим крестьянку позади ее проводника, оставим их вдвоем и вернемся к нашим двум путешественникам». 25
Парадоксы другого типа появляются в таких повествовательных формах, как «сказ» или «ненадежное» («unreliable») повествование.
17. Господствующий в христианстве макропарадокс о Боге, ставшем человеком, делает христианскую теологию (от Апостола Павла, через Августина, Мартина Лютера [«Theologica Paradoxa»], Себастиана Франка [«Paradoxa ducenta octoginta»], Паскаля [«Мысли»], Гаманна к Кьеркегору [«Страх и трепет»] и далее, вплоть до «диалектической» теологии XX века [Барт, Бультманн]) дискурсом, предназначенным для парадокса.
20. Последнее условие напоминает о том, что прагматика парадокса сама является парадоксальной. Парадокс разоблачает, отвергает, преодолевает «доксу», будучи в то же время зависимым от ее присутствия и действенности. 29
———————————
27 Geyer P. Das Paradox: Historisch-systematische Grundlegung // Da« Paradox. S. 11—24.
28 См.: Bode Ch. Das Paradox in posMnnnctischer Uteratur und post-strukturalistischer Litcraturtheoric // Das Paradox. S. 619—657.
29 См.: Probst P. Paradox. Spalte 84.